Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональная идентичность и представления студентов о траектории самообразования

Работа №126756

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2023
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблем самообразования и формирования профессиональной идентичности 8
1.1 Феномен самообразования в современных отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Понятие траектории самообразования в контексте современных тенденций высшего
образования 16
1.3 Теоретико-методологические основы изучения профессиональной идентичности 23
1.3.1 Понятие, компоненты, структура профессиональной идентичности 23
1.3.2 Особенности формирования профессиональной идентичности студентов 35
1.4 Предпосылки взаимосвязи представлений студентов о траектории самообразования и их
профессиональной идентичности 39
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 44
2.1 Модель и методы исследования 44
2.2 Описание выборки и процедуры исследования 48
2.3 Методы математико-статистического анализа данных 50
Г ЛАВА 3. Результаты исследования взаимосвязи между представлениями студентов о траектории самообразования и их профессиональной идентичностью 51
3.1 Степень сформированности представлений студентов о траектории самообразования и
уровень их профессиональной идентичности 51
3.2 Сравнительный анализ представлений студентов с разным уровнем профессиональной
идентичности о траектории самообразования 57
3.3 Взаимосвязь между компонентами профессиональной идентичности и степенью
сформированности представлений о траектории самообразования 71
3.4 Вклад показателей и уровня профессиональной идентичности в представления о
траектории самообразования студентов 75
3.5 Рекомендации для преподавателей и студентов магистратуры по формированию
представлений о траектории самообразования у обучающихся с опорой на профессиональную идентичность 78
Выводы 88
Заключение 90
Список использованных источников 93
Приложения 102


Актуальность и проблема исследования. В условиях быстро развивающегося мира и растущей неопределенности важной особенностью профессиональной деятельности становится её изменчивость: прежние профессиональные навыки быстро устаревают, возрастают требования к умению профессионала быстро находить способы получения недостающих знаний, умений и навыков (ЗУН) и эффективно приспосабливаться к переменам. В связи с этим высшие учебные заведения начинают ориентироваться на транспрофессионализм будущего специалиста, что отражается в тенденции образовательных моделей к созданию особых условий для профессионального самоопределения студентов в процессе обучения.
Развитию важных качеств в профессиональной деятельности способствует период студенчества, который считается значимым этапом профессионального становления и формирования профессиональной идентичности студента. Профессиональная идентичность традиционно рассматривается как важнейший критерий профессионального самоопределения. Сформированность профессиональной идентичности отражается в том, насколько индивид связывает свое будущее с профессией, эмоционально положительно ее оценивает и активно осваивает ее содержание. С. А. Минюрова и А. И. Калашников отмечают, что профессиональная идентичность связана не только с осознанием принадлежности к профессии и принятием профессиональных ценности, но и со способностью прогнозировать путь своего дальнейшего профессионального развития [21].
Таким образом, для студента, как будущего специалиста, неотъемлемым условием профессионального становления является самообразование. Именно поэтому современная система высшего образования все больше ориентируется на социальный запрос общества - воспитание и развитие студентов, способных самостоятельно совершенствовать приобретенные умения.
В настоящее время обучающимся предоставлены широкие возможности в выборе способов и форм для профессионального саморазвития. Растут требования к умениям будущих специалистов быстро приспосабливаться к переменам, находить способы получения недостающих знаний и умений. Однако при этом наблюдается недостаточный уровень сформированности у них необходимых для самообразовательной деятельности навыков и представлений о дальнейших путях и возможностях саморазвития. Выявление причин и факторов, влияющих на способность студентов к построению траектории самообразования, может лечь в основу содействия им в развитии осознанного освоения профессии, а также помочь в прогнозировании эффективности их дальнейшей самообразовательной деятельности.
Целью исследования является выявление взаимосвязи представлений студентов о траектории самообразования с их профессиональной идентичностью.
Объект исследования: представления студентов о траектории самообразования.
Предмет исследования: представления студентов о траектории самообразования в связи с их профессиональной идентичностью.
Гипотезы исследования:
1. Студенты с разным уровнем развития профессиональной идентичности имеют разную степень сформированности представлений о траектории самообразования.
2. Существует взаимосвязь между компонентами профессиональной идентичности и степенью сформированности представлений о траектории самообразования.
3. Показатели и уровень профессиональной идентичности обуславливают степень сформированности представлений о траектории самообразования.
Организационные задачи исследования:
1. Анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования.
2. Разработка дизайна исследования и выбор психодиагностического инструментария.
3. Проведение эмпирического исследования с целью определения уровня профессиональной идентичности студентов и их представлений о траектории самообразования.
4. Математико-статистическая обработка данных.
5. Анализ и интерпретация полученных результатов.
6. Составление рекомендаций для преподавателей и студентов, направленных на формирование у обучающихся более четких представлений о траектории самообразования в связи с развитием у них профессиональной идентичности.
Новизна исследования заключается в расширении представлений о понятии «траектория самообразования», а также изучении представлений о траектории самообразования у студентов во взаимосвязи с уровнем и компонентами профессиональной идентичности.
Практическая значимость исследования. Результаты позволят сформулировать рекомендации для преподавателей относительно способов формирования у студентов профессиональной идентичности и развития понимания возможностей становления в желаемой профессии, что в свою очередь будет способствовать развитию навыков самостоятельного поиска знаний, умений и навыков и построения траектории самообразования. Полученные данные также будут полезны психологам в сфере образования при работе с обучающимися с целью расширения их представлений о траектории самообразования через формирование профессиональной идентичности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Объектом исследования выступали представления обучающихся об организации самообразования в целом, т.е. не обязательно связанные с конкретной (получаемой) профессией. Однако анализ научных источников по проблеме исследования дал основания предположить наличие взаимосвязи между траекторией самообразования и профессиональной идентичностью. Обзор исследований также показал, что ее характер на сегодняшний день не до конца прояснен. Целью данной работы являлось заполнить этот пробел.
В результате анализа полученных данных были выявлены значимые взаимосвязи между представлениями студентов о траектории самообразования и их профессиональной идентичностью, а также параметры профессиональной идентичности, которые вносят наибольший вклад в формирование данных представлений. К таким параметрам относятся: эмоциональное принятие профессии, четкость и осознанность образа профессионала, профессиональная самооценка как результат собственной рефлексии, а также собственность учебно-профессиональных планов и внутренний образ профессионала. Также было обнаружено, что студенты, обладающие разным уровнем развития профессиональной идентичности, имеют разную степень сформированности представлений о траектории самообразования.
Таким образом, первая и вторая гипотезы исследования подтвердились. Третья гипотеза подтвердилась частично: в формирование представлений студентов о траектории самообразования вносят вклад параметры профессиональной идентичности, но не уровень ее развития.
В результате сравнения представлений о траектории самообразования студентов, обучающихся в магистратуре психологическим специальностям и не психологическим специальностям (педагогическим и социологическим), а также уровня развития их профессиональной идентичности не было выявлено значимых различий.
Представления студентов о траектории самообразования, которые сменили специальность при поступлении в магистратуру, не отличаются от представлений студентов, которые продолжают обучение по исходной специальности. Не было выявлено значимых различий и в уровне развития их профессиональной идентичности, за исключением параметра эмоционального принятия выбранной профессии, который выше у студентов, сменивших специальность при поступлении в магистратуру.
Траектория самообразования не всегда связана с профессиональной сферой деятельности, её построение и планирование может охватывать самые разные интересы человека. Однако, как было показано в исследовании, четкие представления о том, как достигать целей самообразования, все же опосредованы профессиональным самоопределением студента во время обучения в ВУЗе, заключающимся в сформированной профессиональной идентичности. Таким образом, для формирования у студентов четких представлений о способах самообразования в любой сфере деятельности можно опираться не только на развитие навыков самообразования (планирование и постановка целей, саморегуляция и т.д.), но и на аспекты профессионального развития личности.
Полученные данные позволили сформулировать рекомендации для преподавателей и студентов, направленные на повышение у обучающихся осознания образа профессии и развития профессиональной идентичности, что, в свою очередь, приведет к формированию более четкого образа дальнейшей траектории самообразования. Результаты исследования также могут быть полезны психологам, работающим в сфере образования и занимающимся психолого-педагогическим сопровождением обучающихся.
Стоит указать на ограничения в применении полученных результатов исследования. В первую очередь ограничения относятся к уровню образования респондентов: в данном исследовании принимали участие только обучающиеся по программам магистратуры, вследствие чего распространение результатов исследования на обучающихся по программам бакалавриата или специалитета не является корректным.
Также ограничения могут быть связаны с географией участников исследования и различиями в программах обучения в разных высших учебных заведениях: большинство респондентов обучаются в Санкт-Петербургском государственном университете, в связи с чем распространение результатов исследования на студентов высших учебных заведений других городов является не вполне обоснованным.
Дальнейшие исследования феномена траектории самообразования могут быть сосредоточены на выявлении особенностей представлений о траектории самообразования у студентов во взаимосвязи с другими характеристиками профессионального развития (например, со статусами профессиональной идентичности), а также с социально-психологическими установками личности. Кроме того, мы видим перспективы дальнейшего изучения феномена «траектория самообразования» среди учителей, являющихся молодыми специалистами, во взаимосвязи с их профессиональной направленностью. На наш взгляд, данные исследования будут актуальны в связи с постоянно обновляемыми профессиональными стандартами педагога и ростом необходимости в специалистах, готовых осуществлять педагогическую деятельность в условиях трансформации современной системы образования.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
2. Ариас А.-М., Карпова Е. А., Кукулите Т. Г. Динамика профессиональной идентичности студентов вуза (психологический анализ) // Знание. Понимание. Умение. 2016. №3. С. 241-253.
3. Бабаева Э. С., Булуева Ш. И. Профессиональное самообразование как педагогическая проблема // МНКО, 2018. №6 (73). С. 254-255.
4. Багаева Т. Н. Особенности профессиональной идентичности студентов - психологов, бакалавров и специалистов / Т. Н. Багаева // Психология сегодня: материалы 15-й Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 29 апреля 2013 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: РГППУ, 2013. С. 6-10.
5. Байлук В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха [Текст]: монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. 150 с.
6. Беляева C. И., Максименко К. Н. Представления студентов ВУЗа о дистанционном обучении в период пандемии covid-19 // Психология человека в образовании. 2022. №3. С. 309-322.
7. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Профессиональное самоопределение и
профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях
индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, №1. С. 84-112.
8. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. Обществознание. 5 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой — 3-е изд. 2013. 127 с.
9. Бура Л. В. Формирование профессиональной идентичности обучающихся бакалавриата // Гуманитарные науки. 2020. №3 (51). С. 41-48.
10. Валаханович С. А. Профессиональная культура социальных педагогов / С. А. Валаханович, О. В. Липневич, И. И. Калачева и др.; Отв. ред. И. И. Калачева. Минск: НИО, 2002. 120 с.
11. Ганина Т. В. Проблема самообразования студентов - будущих педагогов. Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: материалы XXVI Рязанских педагогических чтений, 22 марта 2019. С. 117-121.
12. Гнедых Д. С., Хамаганова Ю. А. Представления о траектории самообразования у студентов первого и выпускного курсов бакалавриата // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. №2 (60). С. 118-131.
13. Гнедых Д. С., Хамаганова Ю. А. Взаимосвязь представлений студентов о траектории самообразования с их психологическими особенностями. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023 (1). С. 110 -123.
14. Дементий Л. И. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии // известия Алтайского государственного университета. серия: «Педагогика и психология». 2009. № 2. С. 48-53.
15. Дугарова Т. Ц., Прохоренко Е. О. Профессиональное самосознание студентов магистратуры, обучающихся по направлениям “Психология” и “Педагогика” // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8 (76). С. 53-60.
16. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал, 2001. Т. 22, № 4. С. 51-59.
17. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией / Д. Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности. Москва; Ярославль, 2001. С. 104 - 128.
18. Заикина Е. С. Культура самообразования будущих педагогов: сущность и структура / Е. С. Заикина // Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2020. № 3. С. 55-59.
19. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. №3. С. 74-82.
20. Ибляминова М. Р. Дефиниция содержания понятия «Индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. №4 (32). С.368-373.
21. Калашников А. И., Минюрова С. А. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. т. 22. № 5. C. 5-13.
22. Килинская, Н. В. Представления студентов о профессионально важных качествах психолога в процессе обучения в вузе / Н. В. Килинская. — Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. С. 36-39.
23. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
24. Корвяков В. А. Самообразовательная деятельность студентов как педагогическая проблема / Вестник ОГУ. 2003. №7. С. 59-64.
25. Кох И. А., Орлов В. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 143-170.
26. Кочнева Е. М., Блохина М. А., Лебедева Е. Г. Профессиональная идентичность как предмет психологических исследований // Интернет- журнал «Мир науки», 2018. № 3, Т. 6. С. 1-8.
27. Кравченко А. Г. Структурно-содержательные характеристики готовности студентов вуза к самообразовательной деятельности / А. Г. Кравченко // 21 век: фундаментальная наука и технологии: Материалы докладов XXIII международной научно-практической конференции, North Charleston, 18-19 мая 2020 года. -Morrisville: LuluPress,Inc., 2020. С. 78-80.
28. Кригер Е. Э. Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. Т. 11, № 1. С. 27-37.
29. Лысуенко С. А. Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития как условие успешной профессиональной подготовки // Образование и наука. 2014. №10 (119). С. 47-59.
30. Мальчукова Н. Н. Готовность студентов к самообразованию в ракурсе профессионального самоопределения / Н. Н. Мальчукова, С. В. Куликова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 10 (144). С. 434-436.
31. Малютина Т. В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты. Омский научный вестник №5 (132) 2014. С. 149-152.
32. Мамонова Л. И. Самообразование студентов // Инновационная наука. 2015. №12(2). С. 242-243.
33. Матвеева Л. Г. Исследование динамики профессиональной идентичности на начальном этапе профессионализации / Л. Г. Матвеева, А. Г. Сорокина // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. тр.- Челябинск: ЮУрГУ, 2006. Т. 5. С. 337-343.
34. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Индивидуальная траектория развития студента
как средство прогнозирования жизненного и профессионального будущего / Е. В. Неумоева-Колчеданцева // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 26-й
Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20-21 апреля 2021 года. 2021. Т. 2. С. 62-64.
35. Овезова У. А., М.-Н. Л. Вагнер. Формирование навыков самообразовательной деятельности студентов в условиях дистанционного образования // МНКО. 2021. №2 (87). С. 160-162.
36. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2011. №2. С. 15-22.
37. Основина Т. Ю. Методологическая модель организации сопровождающей формы профессионального самообразования студентов вуза // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2020. № 7 (73). С. 1-2.
38. Поварёнков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю. П. Поварёнков // Сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПУ, 2003. С. 154-163.
39. Прохорова М. П., Седых А. Ю., Седых И. В. Профессиональное самообразование выпускников вуза: социологическое измерение // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72 (3). С. 302-305.
40. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.
41. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 4. С. 39-51.
42. Сушко Н. Г. «Профессиональная идентичность как психолога- педагогическая проблема Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск), 2016. Т. 7, № 1. С. 270 - 275.
43. Сыченко Ю. А. Профессиональная идентичность студентов в контексте переодизации профессионального развития личности // Гуманитарные науки. 2020. №4 (52). С. 170-177.
44. Титаева М. Г., Аминов Н.А. Изучение представлений о будущей профессиональной деятельности у студентов как фактора развития профессиональной готовности // Культура. Духовность. Общество. 2014. №14. С. 131-135.
45. Тулькибаева Н. Н., Медведев И. Ф. Руководство самообразованием студентов [Текст]: монография / — СПб.: Астерион, 2012. 359 с.
46. Федотова Л. М. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: дис. канд. пед. наук. Кемерово. 2011. 272 с.
47. Шапошникова Н. Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. 2015. №5. С.39-44.
48. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность / Л. Б. Шнейдер. Москва: МОСУ, 2001. 256 с.
49. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: Психолого-социальный институт, 2004. 366 с.
50. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - Издательство: М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.
51. Шнейдер Л. Б. Дилеммы профессиональной идентичности личности в современных социокультурных условиях / Л. Б. Шнейдер // Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы / Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск. 2020. С. 39-58.
52. Эмильбекова А. Э. Профессиональное становление и динамика профессиональной идентичности на разных этапах формирования личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №1 (790). С. 153-163.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ