Введение 4
Глава 1. Проблематика и актуальность исследования 17
1.1. Осведомленность общества о профилактике здоровья: современная ситуация 17
1.2 Совмещение тайцзицюань и дизайна в настоящее время 19
Глава 2. Информационный дизайн и его специфика: визуализация информации и данных 23
2.1. Информационный дизайн и его специфика 23
2.2. Информационный дизайн: основные этапы развития 28
2.3. Информационный дизайн: техники и принципы визуализации 36
Глава 3. Формирование реабилитационного дизайна и его специфика 46
3.1. Специфика дизайна в сфере реабилитации 47
3.2. История развития дизайна в сфере реабилитации 60
3.3. Дизайн и визуализация в сфере здравоохранения: эмоциональный дизайн и его значение 61
Глава 4. Описание проекта. Визуальный дизайн для реабилитационной индустрии. Разработка печатного издания 68
Заключение 90
Список литературы 93
Представленная работа посвящена возможностям использования визуального дизайна в реабилитационной индустрии и связана с разработкой проектов, которые могут быть реализованы в области системы медицинской реабилитации. Данный проект состоит из двух больших разделов. Основу данной работы составляет графический проект, связанный с реабилитационной индустрией. В рамках этого проекта разработана графическая программа, которая может быть использована в реабилитационной деятельности. Важной частью данной работы является аналитическая часть, в которой рассмотрены основные аспекты, связанные как с развитием графического дизайна1, так и реабилитационной системы2.
Молодые люди ежедневно много работают и часто не имеют свободного времени для занятий спортом на свежем воздухе. Интенсивные физические нагрузки не подходят для пожилых людей. Некоторые пациенты с хроническими заболеваниями при длительном приеме лекарств также нуждаются в альтернативных способах поддержки физической формы. Для решения вышеперечисленных ситуаций на основе традиционных китайских методов сохранения здоровья специально был разработан ряд упражнений тайцзицюань (тай-чи), чтобы помочь людям восстановить свое здоровье и одновременно познакомиться с культурой тай-чи.
Теоретический раздел является важной составляющей частью и аналитической платформой проекта. Концепции, рассмотренные в рамках аналитического исследования, формируют базу для тех графических идей, которые реализованы в проекте.
Цель работы:
Целью этого проекта было создание системы визуальной коммуникации для проектов в реабилитационной отрасли. Основное внимание в этой работе уделяется разработке учебных материалов по популяризации и продвижению тайцзицюань, которые могут быть использованы в реабилитационной индустрии.
Задачи проекта:
• Помочь пациентам понять роль тай-чи в реабилитации и физической подготовке
• Помочь людям получить доступ к изучению тайцзицюань
• Помощь людям узнать, как использовать тай-чи для укрепления своего здоровья
• Продвигать тайцзицюань как культурное наследие среди широких масс населения
Задачи исследования:
• Изучение основных принципов дизайна в сфере реабилитационной индустрии.
• Изучение основных направлений развития и актуальных тенденций дизайна в сфере реабилитационной индустрии.
• Применение изученных принципов на примере разработки информационно-дидактического проекта в сфере реабилитационной индустрии.
• Изучение дизайна визуализации в секторе здравоохранения
Методика исследования.:
В этом проекте используется ориентированный на человека подход к дизайну, описанный в книге Дона Нормана «Эмоциональный дизайн: почему мы любим (или ненавидим) повседневные вещи». Это выдающаяся научная работа в области когнитивной науки, дизайна и юзабилити. В данной книге он выделил три аспекта или уровня эмоциональной системы: интуитивный уровень, поведенческий уровень и рефлекторный уровень. Все три тесно переплетены в эмоциональной системе и по-своему влияют на дизайн.
Данный проект построен на систематическом изучении как визуального (графического), так и аналитического материала. Эти исследования положены в основу работы над графическим проектом. В ходе работы над проектом были проанализированы основные исследования как в области графического дизайна3 и инфографики4, так и работы, посвященные развитию реабилитационной индустрии5.
В ходе работы над проектом проанализирован графический материал XXI столетия. В процессе работы над проектом учтены основные разработки в области дизайна в сфере реабилитационной индустрии последних лет.
Этот проект основан на систематическом изучении визуального (графического) и аналитического материала. В работе в качестве объекта дизайна рассматривается тайцзицюань, исследуются принципы тай-чи, изучается, как тайцзицюань используется в реабилитации, комбинируется с традиционной китайской медициной и руководствуется принципами пяти элементов и восьми триграммам. Данное исследование должно помочь пациентам понять, как правильно практиковать тай- чи и как с помощью философии и движений тай-чи укрепить физическое и психическое здоровье.
Актуальность исследования:
Работа с различными формами и видами реабилитационной индустрии в настоящий момент является важным прикладным и исследовательским направлением. Современная реабилитационная система предлагает и использует новые формы, где графический дизайн и его возможности занимают центральное место. В настоящий момент существует целый ряд проектов и исследований, которые пытаются совместить методы графического дизайна и потребности реабилитационной индустрии.
Традиционная китайская медицина включила тайцзицюань в свою систему реабилитации и здравоохранения. Как форма физиотерапии, тайцзицюань играет важную роль в реабилитационных мероприятиях и физической подготовке. Оздоровительная терапия тай-чи основана на древней китайской культурной теории, она следует теории инь и ян и пяти элементов и использует физическую, дыхательную и умственную деятельность в качестве средства для укрепления здоровья и облегчения симптомов болезни.
Новизна исследования:
Одна из особенностей данной работы - попытка совместить исследовательскую практику и прикладной формат. Кроме того, данная работа - одна из немногих попыток совместить в рамках единого проекта практику графического дизайна и потребности реабилитационной индустрии. Проект предполагает создание новых подходов как в области графического дизайна, так и в сфере реабилитационной индустрии.
Согласно опросам, современные люди в основном предпочитают спортзалы с современными тренажерами и выбирают более модные аэробные занятия, такие как латиноамериканские танцы и йога. Хотя эти программы упражнений могут улучшить здоровье некоторых пациентов, такие занятия отнимают много времени, а некоторые требуют поездок в спортивные залы. Молодые люди, как правило, много работают и имеют мало времени на активный отдых в свободное время, некоторые пожилые люди и больные хроническими заболеваниями принимают медицинские препараты, которые могут вызывать побочные реакции. Чтобы решить эти проблемы, необходим другой метод: графические и текстовые пояснительные материалы упражнений тайцзицюань, подходящие для широкой публики, помогут людям с помощью традиционных китайских методов укрепить свое здоровье и в то же время будут способствовать распространению культуры тай-чи.
Возможность практического применения:
Этот проект посвящен теме физической реабилитации. Разработка концепции дидактических материалов к авторскому курсу профилактики здоровья на основе даосских практик и социальная направленность проекта делает возможным его применение в системе здравоохранения. Проект может быть использован при проведении реабилитационных мероприятий в больничной и рекреационной среде. Данный проект может быть использован как один из самостоятельных элементов в системе реабилитационной индустрии.
Состав проекта.:
Данная работа состоит из теоретической части и прикладного графического проекта. Прикладная графическая часть представляет собой проект печатного издания, ориентированного на использование в реабилитационной индустрии. Теоретическая часть представляет собой текстовой проект, посвященный вопросам взаимодействия графического дизайна и реабилитационной индустрии.
Основное содержание работы.:
В эпоху информационной графики объем медицинской информации увеличивается, и люди сталкиваются с проблемой информационной перегрузки. Информационный графический дизайн - очень хорошее решение, чтобы изменить эту ситуацию. Этот проект превращает сложный и большой массив сведений о тайцзицюань в ценную информацию, которая представлена читателям в ясной, точной, интуитивно понятной форме. Среди характеристик информационной графики можно выделить следующие преимущества:
1. Визуальный язык может сделать сложную систему китайского тайцзицюань более интуитивно понятной и легкой для понимания.
С помощью визуального языка легче преодолевать языковые барьеры между разными регионами и национальностями, одновременно уменьшая барьеры понимания между различными дисциплинами знаний, он широко распространен по всему миру, помогая людям сопереживать и способствуя общему пониманию знаний. Из-за своей узкой специализации и уровня сложности знания о профилактике заболеваний трудны для немедицинской аудитории, поскольку они передаются только в письменной форме. Инфографика может фильтровать и объединять сложную информацию о заболеваниях в простые и удобные для чтения диаграммы, которые более понятны для читателей.
2. Графический язык может сделать информацию более соответствующей современным коммуникативным потребностям. Графику легче понять, чем скучный текст или статистические данные. С непрерывным развитием медиа-платформ эффективность и скорость передачи информации также повышаются, а такие характеристики, как простота, прямолинейность и легкость для понимания больше соответствуют потребностям людей в информации сегодня. Графический язык использует визуальный опыт для создания психоэмоционального представления о том, что передается, что позволяет мозгу быстро усваивать информацию.
3. Графический язык может сделать информацию более убедительной. Большой объем информации в современном мире поставил людей перед проблемой: они теряются в море информации, не в состоянии быстро находить ключевую информацию. Большая часть наших медицинских знаний о хронических заболеваниях передается посредством текстовых данных или простой графики, которая притупляет восприятие информации о болезнях, что постепенно может вызвать психологическую тревогу, физические болезни и социальные проблемы. Графический язык может привлечь внимание читателей более сильным визуальным воздействием. Поэтому распространение знаний о здоровье с помощью визуального языка может не только точно передать информацию о болезнях, но и привлечь внимание широкой общественности.
Вторая глава работы посвящена развитию информационной графики. Информационный дизайн - это одно из направлений прикладного дизайна, связанное с развитием основных школ графического дизайна6. Также его можно рассматривать как форму функционального дизайна7. Термин «информационный дизайн» используется для обозначения области графического дизайна, связанной с эффективным отображением и визуализацией информации8.
Основная цель информационного дизайна - сделать информацию структурированной визуальной системой9. В информационном дизайне визуальные методы применяются к представлению неструктурированных данных. Идея визуального дизайна заключается в том, чтобы при помощи изображения, цвета, графиков и рисунков представить и визуализировать информацию на ту или иную тему. Актуальный информационный дизайн активно использует методы современного цифрового дизайна, в частности - систему Flat-Design10.
В третьей главе работы рассматриваются вопросы, посвящённые проблемам формирования дизайна в сфере реабилитационной индустрии. Реабилитационная индустрия - это одно из направлений системы здравоохранения. Она предусматривает разработку, производство и реализацию изделий, созданных специально для реабилитационных целей11. Деятельность реабилитационной индустрии устанавливается различными государственными стандартами и действует в разных странах и регионах12. Деятельность реабилитационной индустрии подлежит обязательной сертификации. Реабилитационная индустрия существует и развивается в разных странах мира13.
На протяжении XX века были реализованы многие очень важные идеи: от терпимого отношения к людям с ограниченными возможностями до их финансовой поддержки. Была установлена система пенсий, а также разработана шкала инвалидности, сформированы принципы медицинской экспертизы. Кроме этого, на протяжении XX века была сформирована система рекреационной поддержки. Была сформирована масштабная индустрия производства реабилитационных инструментов и товаров14.
Визуализация и дизайн в сфере здравоохранения и реабилитационной индустрии преследуют целый ряд целей. Прежде всего, они ориентированы на ясность и удобство пользования. Визуальные инструменты, использованные в сфере медицины, призваны (по крайней мере - отчасти) сделать продукт понятным и интуитивным в использовании. В частности, это касается визуальной графической продукции, которая применяется в медицине (например, плакат, упаковка и т.д.).
Важная функция дизайна в области здравоохранения и особенно - в сфере реабилитации - создание позитивного образа, который важен как в области физического, так и психического здоровья15. Одна из основных целей реабилитационной индустрии - социализация пациента, включение его в социальную среду, физическая и психическая адаптация. Эта адаптация может осуществляться, в том числе, через эмоциональный и позитивно окрашенный дизайн.
Данный проект посвящен перспективам и методам использования системы графического дизайна в реабилитационной индустрии. Он был связан с разработкой графического проекта, который может быть использован в программах больничной реабилитации. Проект сформирован из двух важных составляющих: теоретической части, которая составляет аналитическую основу исследования, и прикладного графического проекта в области здравоохранения и реабилитации.
Аналитическая часть проекта задумана как теоретическая основа работы. В ней рассмотрены вопросы, связанные с динамикой развития графического дизайна на протяжении XX века; аспекты, связанные с развитием информационного дизайна; а также обстоятельства, связанные с историей возникновения и деятельностью реабилитационной индустрии. В ней были рассмотрены характерные особенности, связанные как с развитием как графического дизайна1, так и реабилитационной системы2.
В проекте реабилитации, проанализированном с точки зрения концепции разработки учебного материала для авторского профилактического курса, основная часть тайцзицюань используется для поддержания физического здоровья при продвижении китайской культуры тайцзицюань, а посредством визуализации отличительные особенности и мощная жизненная сила тайцзицюань отображаются более ярко и образно, чтобы читатель мог глубже понять истинное значение тайцзицюань, а практикующий был интегрирован в него для достижения единства Неба и человека. Проект основан на исследовании индустрии медицины и реабилитации.
Сравнивая дизайн визуализации в медицинской и реабилитационной индустрии, данный проект выбрал тайцзицюань в качестве основной темы для анализа и дизайна визуализации, чтобы направить читателя обратить внимание на собственное здоровье и ценить его. В быстро меняющейся жизни простой текстовой информации уже недостаточно для удовлетворения потребностей людей. В связи с диверсификацией визуального языка в данном проекте используются изображения из фильмов и документальных фильмов, а также записи обучающих видеороликов, чтобы добавить больше визуального опыта.
1. Аристова Ж.С., Васильева Е.В. Принципы интернационального стиля в системе flat-design: графическая форма и визуальные условия образовательных и музейных web-систем: Сборник статей/Казанский федеральный университет. - Казань, 2017. С. 96 - 97.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
3. Аронов В. Дизайн в культуре XX века: Анализ теоретических концепций: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1995. - 38 с.
4. Банников И.; Васильева Е. Живописная программа фильмов Дэвида Линча: художественная принадлежность и феномен моды // Теория моды: тело, одежда, культура 2018, № 48. с. 11-26.
5. Барабошкин К. Е. Человеческая природа (син) в трактате Луньхэн («Весы суждений») Ван Чуна (I в.н. э.)// Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 454—455.
6. Баухауз и художественные школы эпохи авангарда. Москва: МГХПА им. С. Г. Строганова : МАРХИ, 2019. - 271 с.
7. Барч Э. Проблематика изображения информации с помощью символов. Свердловск, 1967. - 104 с.
8. Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971.-227 с.
9. Бронников В.А., Зозуля Т.В., Кравцов Ю.И., Надымова М.С. Словарь по комплексной реабилитации инвалидов. Пермь, 2010.-530 с.
10. Брингхёрст Р. Основы стиля в типографике. М.: Д. Аронов, 2006.
11. Бу И. Выставочные проекты Яна Фабра в классических художественных музеях: аспекты диалога традиции и современности // Музей. Памятник. Наследие. 2018. № 1 (3). С. 33-40.
12. Бу И. Система микрографики и визуальная практика «новой волны»: к определению принципов современного ди-зайна// Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 3. С. 290—297.
13. Бу И.; Васильева Е. Фарфор Жу Яо и принципы минимализма: к проблеме чувства формы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 42. С. 43-52.
14. Бхаскаран Л. Анатомия дизайна. Реклама, книги, газеты, журналы. М.: АСТ, 2006. - 256 с.
15. Васильева Е., Бу И. Фарфор Жу Яо и принципы минимализма: к проблеме чувства формы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 42. С. 43-52.
...