От османизма к нео-османизму: интегративные идеологические концепции в Османской империи и Республиканской Турции (вторая половина XIX - начало ХХI вв.)
Введение 3
ГЛАВА 1 Интегративные идеологические концепции в Османской империи во второй половине XIX - начале XX веков 10
1.1. Общие исторические предпосылки и этапы формирования идеологических концепций 10
1.2. Формирование концепции османизма 14
1.3. Пресса «Новых османов» 26
1.4. Формирование концепции панисламизма 30
1.5. Формирование концепции пантюркизма 42
ГЛАВА 2 Интегративные идеологические концепции в Республиканской Турции в XX - начале XXI веков 52
2.1. Пантюркизм в Республиканской Турции 52
2.2. Кемализм: отражение принципов интегративной концепции в конституции Турецкой Республики 1982 года 54
2.3. Трактовка термина «нео-османизм» 56
2.4. Зарождение нового политического курса нео-османизма при Тургуте Озале 60
2.5. Концепция нео-османизма в работах Ахмета Давутоглу 66
2.6. Концепция нео-османизма на современном этапе 73
Заключение 77
Список используемых источников и литературы 81
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время в исторической науке, а именно в истории Османской империи, особый интерес представляют ключевые интегративные политические концепции, получившие свое развитие на рубеже XIX и XX столетий, а также современный вектор развития внешней политики Турецкой Республики, который в последние десятилетия неразрывно связан с политической идеологией нео-сманизма. В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены политические доктрины османизма, панисламизма и пантюркизма, были рассмотрены положения идеологии кемализма, а также нео-османизма.
Для подробного анализа данных интегративно-политических течений и интегративно идеологических концепций в данной работе были рассмотрены следующие аспекты и темы. Во-первых, была проанализирована политика османского правительства в отношении мусульманских и немусульманских народов, проживающих на территории Османской империи в период второй половины XIX века. Также рассмотрению подлежали ключевые причины появления в среде османской интеллигенции и правительства Порты идей о формировании и развитии идей доктрины османизма. Предпринятые правительством попытки по объединению всех жителей государства под подданством султана вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности и стремление установить единое понятие османского подданства для всех жителей Османской империи приходятся именно на вторую половину XIX века. Именно в этот период усилиями многих османских государственных деятелей происходит формирование политической концепции османизма. Правительство пыталось предотвратить и остановить ряд освободительных движений среди христианских народов. Элементы османизма четко прослеживаются как во многих законодательных актах Османской империи периода Танзиматских реформ (1839-1871), так и в конституции 1876 года. Положения конституции 1876 года представляют особое значение для изучения вопроса формирования не только политической концепции османизма, но и других доктрин - кемализма и нео-сманизма в последующем столетии.
Расцвет политической идеологии панисламизма происходит с приходом к власти султана Абдул-Хамида II (1876-1908). Конец XIX - начало XX столетий сопровождался непрекращающейся борьбой христианских народов за освобождение от султанского подданства. Именно поэтому Порта взяла на вооружение во многом реакционную идейно политическую доктрину панисламизма. Данная концепция основывалась на особых представлениях о духовном единстве и родстве всех мусульман вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности. В то же время неотъемлемой частью панисламизма в понимании султана стали его представления об объединении всего мусульманского мира под властью высшего единого духовного главы, которым вполне мог выступать и сам с Абдул-Хамид II. Существенное влияние на развитие идей данного политического течения в Османской империи оказал ряд идей и воззрений мусульманского реформатора Джамал ад-Дина аль-Афгани.
В то же время многие идеи, предложенные идеологами предыдущей идеологии османизма, в том числе и конституция, оказались неактуальны и были частично или полностью забыты сторонниками панисламизма. Однако уже в 1908 году под руководством младотурецкой партии «Единение и прогресс» (тур. ittihat ve Terakki) произошла революция, которая привела к восстановлению конституции 1876 года и к последующему свержению султана Абдул-Хамида II. На смену идеологии панисламизма пришли совершенно другие воззрения, а именно - концепция пантюркизма.
Пантюркизм представляет собой особую доктрину, в основании которой заложены идеи о близком культурном и историческом родстве всех тюркоязычных народов и, как следствие, необходимость объединения этих народов. Именно политическая идеология пантюркизма считается основой того политического курса, который избрало для себя движение младотурок в начале XX века. Младотурецкое движение, которое оказалось в оппозиционном положении по отношению к султанской власти в Порте, получило свое развитие еще с 1879 года. Младотурки, находясь за рубежом, издавали за пределами империи ряд газет и журналов, в которых, в частности, публиковались работы, идеи и предложения многих сторонников пантюркистской доктрины.
Таким образом мы можем говорить, что поиски национальной идентичности османского, а в последующем и турецкого народа начались как раз в период появления и становления политических доктрин османизма, панисламизма и пантюркизма. С некоторой степенью уверенности можно утверждать, что эти поиски продолжаются и сегодня. На данный момент создается впечатление, что доктрина османизма буквально переживает второе рождение в виде политической концепции нео-османизма. Однако в то же время существует ряд нюансов и факторов, которые позволяют утверждать, что доктрина нео-османизма, положения и идеи которой впервые четко были впервые изложены в работе турецкого политического деятеля Ахмета Давутоглу «Стратегическая глубина. Международное положение Турции» (тур. Stratejik derinlik: Turkiye'nin uluslararasi konumu), несколько расходятся с идеями идеологии предшественницы. В данной работе были также рассмотрены ключевые этапы становления политического вектора нео- османизма как идеологии, а именно зарождение и этапы формирования, которые пришлись на конец на период нахождения Тургута Озала на постах премьер-министра (1983-1989) и президента (1989-1993) Республиканской Турции. Также в работе был рассмотрено положение доктрины и отражение концепции нео-османизма в начале XXI века.
Объектом выпускной квалификационной работы стали интегративные политические концепции османизма, панисламизма и пантюркизма, кемализма и нео-османизма в Османской империи и Турецкой Республики, формирование и становление которых происходило в течение более полутора столетия.
Предметами выпускной квалификационной работы стали источники, второй половины XIX - начала XX веков, в которых были отражены принципы и идеи политической доктрин османизма, панисламизма и пантюркизма. Некоторые документальные свидетельства, канцелярия, записи и материалы ряда государственных лиц, идеологов данных политических доктрин и жителей Османской империи данного периода также были рассмотрены в данной работе. Важным предметом научно-исследовательской работы является конституция 1876 года, так как именно этот законодательный акт можно рассматривать как главный правовой документ, в полной мере воплотивший в себе ключевые положения доктрины османизма. Другим предметом данного исследования стали работы турецкого ученого и общественного деятеля Зии Гекальпа (1875-1924). В трудах Гекальпа в полной мере отражены ключевые идеи политической идеологии пантюркизма. Предметом научно-исследовательской работы также выступила действующая конституция Турецкой Республики (тур. Turkiye Cumhuriyeti Anayasasi) - высший нормативно-правовой акт Турции, принятый 7 ноября 1982 года на всенародном голосовании. Рассмотрению и анализу также подлежала книга Ахмета Давутоглу «Стратегическая глубина: международное положение Турции», которая также послужила предметом данной научноисследовательской работы, поскольку именно в ней были официально изложены ключевые ориентиры и положения, в рамках которых происходило построение текущей интегративно политической концепции нео-османизма.
Цель выпускной квалификационной работы - проследить в диахронии процесс становления и формирования интегративных концепций османизма, панисламизма, пантюркизма и нео-османизма на основе политики, проводимой турецким правительством в разные исторические периоды (в рамках середины XIX - начала XXI веков) в отношении жителей государства и в последующем также соседних государств, территории которых когда-то находились под контролем Порты. Также важно рассмотреть процесс смещения одной политической доктрины на другую. Другими словами - цель научно-исследовательской работы состоит в том, чтобы ответить на вопрос, связанный с жизнеспособностью идей османизма, панисламизма и пантюркизма в конкретный исторический период. Вместе с тем другая цель научно-исследовательской работы - проследить связь текущей политики Турции, а именно политики нео-османизма с предшествующими политическими доктринами.
Методы исследования. В работе использованы такие методы исследования, как анализ литературы и научных источников по теме исследования, изучение и обобщение полученной информации, историкосравнительный, историко-типологический методы.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная научноисследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и других источников. Первая глава посвящена политическим концепциям, которые сформировались в период второй половины XIX - начале XX веков, а именно: концепции османизма, панисламизма и пантюркизма. Глава затрагивает события Османской империи с периода первой половины XIX века вплоть до появления на свет конституции 1876 года - главной идейно-политической доктрины конституционного движения. Далее в главе рассматриваются предпосылки появления политической доктрины панисламизма при султане Абдул-Хамиде II и проводимая данным султаном политика в отношении жителей империи. Особое внимание уделено распространению идей «новых османов» по материалам прессы того периода. В главе также освещены события на рубеже XIX и XX столетий, а именно появление политической доктрины пантюркизма, в основе которой лежит идея объединения всех тюркоязычных народов одной нации под эгидой одного государства. Превращение пантюркизма в политическое и социально-культурное течение во многом связано с деятельностью известных турецких общественных и литературных деятелей, поэтому особое внимание было уделено идеям Зии Гекапльпа. Вторая глава посвящена формированию интегративных концепций в XX - начале XXI веков и главным образом раскрывает особенности формирования нынешнего вектора внешней политики в контексте развития внешнеполитических отношений Турции с соседними государствами, а именно со странами Ближнего Востока, Средней Азии, другими словами, со странами, которые обладают общими историческими, политическими и культурными аспектами. Затронуты также особенности внешней политики Тургута Озала с 1983 по 1993 год. В частности, рассмотрены вопросы отражения положений кемализма в действующей конституции 1982 года, представлен подробный детальный обзор работы Ахмета Давутоглу «Стратегическая глубина: международное положение Турции» в контексте того, как Давутоглу видел для себя концепцию развития политических отношений с соседними государствами. Последняя часть второй главы посвящена рассмотрению концепции нео-османизма на современном этапе.
Библиография и обзор литературы по теме выпускной квалификационной работы. Для изучения истории Османской империи периода XIX века были привлечены работы отечественных и западных исследователей. Из ключевых работ необходимо выделить труды отечественных востоковедов, таких как Ю.А. Петросян, а именно исследования, посвященные развитию реформаторского движения и младотуркам.
Изучение публикаций отечественного востоковеда и османиста И.Л. Фадеевой также стали важным аспектом при написании данной работы. Ее исследования: «Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи /Османизм - Панисламизм/ XIX - начало XX в.», «Реформаторская деятельность Мидхата-паши в Болгарии в 60-ых годах XIX в.» и «От империи к национальному государству: идеи турецкого социолога Зии Гек Алпа в ретроспективе XX в.» затрагивают многие детали в контексте формирования доктрин османизма, панисламизма и пантюркизма.
При написании данной работы также были привлечены труды зарубежных исследователей, среди них работы, написанные турецким историком Синой Акшином: «Ana Qizgileriyle Turkiye’nin Yakin Tarihi» и «Jon Turkler ve ittihat ve Terakki»; исследования, изданные на английском и французском языках: К. Финкель «Osman's dream: The story of the Ottoman empire 1300-1923», Дж. Ландау, «Pan-Turkism: From Irredentism To Cooperation», Ф. Жоржон «La montee du nationalisme turc dans l'Etat ottoman (1908-1914). Bilan et perspectives».
Для рассмотрения доктрины нео-османизма в рамках текущего исследования также был привлечен материл из работ как отечественных, так и зарубежных востоковедов. Так, например, были рассмотрены статьи П.В. Шлыкова, В.А. Аваткова и Ю.В. Мавриной. В работе также уделено внимание книгам и трудам политических деятелей: работе Тургута Озала «Turkey in Europe, and Europe in Turkey» на английском языке, работах Ахмета Давутоглу «Stratejik Derinlik, Turkiye’nin Uluslararasi Konumu» и «Policy of Zero Problems with our Neighbors».
Подводя итоги проведенной работы, в целом можно прийти к следующим выводам. Длительный экономический и политический кризисы в Османской империи изменили отношение правящих кругов к немусульманским народам. Некогда традиционные методы сохранения целостности многонациональной империи оказались несостоятельным способом уберечь государство от распада. Для дальнейшей борьбы с национально-освободительным движением Порте требовались новые способы. Именно поэтому проблема выработки ключевых способов удержания христианских народов в составе Османской империи стала одним из главных вопросов как для реформаторского движения эпохи Танзимата, так и для конституционного движения во второй половине XIX века.
Подъем национально-освободительного движения заставил отдельных османских государственных деятелей пересмотреть свое отношение к политике Порты в отношении подвластных народов. Так, в первый этап Танзимата была выдвинута новая для того времени идея формального уравнения мусульман и немусульман в правах. В это же время были заложены основы концепции «единства» всех подданных султана вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности. Данные идеи были восприняты и развиты лидерами движения за реформы уже в период второго этапа Танзимата. На базе этих идей были сформулированы основные положения идейно-политической доктрины османизма в роли официальной интегративной концепции для сохранения целостности Османской империи.
Уже в 50-60-ые годы лидеры Танзимата предприняли ряд попыток для внедрения в законодательство положений, имеющих непосредственное отношение к политике «слияния» народов. Данная концепция была отражена в следующих правовых документах: хатт-и хумаюн от 18 февраля 1856 года, Закон об образовании Дунайского вилайета в 1864 году, Закон о приеме на государственную службу в 1867 году и т.д. Однако главным документом стал Закон об османском подданстве, принятый в 1869 году. Согласно данному закону, все жители империи объявлялись «османскими подданными». Данное событие стало важным шагом на пути создания однородного и единого общества.
Первые турецкие конституционалисты позаимствовали основные положения османизма у деятелей Танзимата и попытались использовать доктрину для борьбы с нарастающим недовольством некогда подчиненных народов империи. Благодаря Намыку Кемалю, Али-паше и Фуад-паше, а также государственным и общественным деятелям, которые входили в состав тайного общества новых османов, доктрина османизма приобрела свой окончательный вид. В тексте новой конституции 1876 года были отражены основные положения политической доктрины. Таким образом, именно конституция стала итоговым документом становления данной идейнополитической доктрины.
Однако с приходом к власти султана Абдул Хамида II вектор политики Порты сместился в консервативное русло. Абдул-Хамид II стал именно тем султаном, кто после череды во многом экспериментальных танзиматских реформ сместил политику Порты к консервативному курсу и акцентировал свое внимание на исконно исламском характере османского государства, причем во многом действия султана были направлены на отстаивание интересов именно мусульманской части населения. На смену идей османизма пришла доктрина панисламизма. Одним из первых идеологов панисламизма был Мухаммад Джемаль ад-Дин аль-Афгани, философией которого всерьез заинтересовался Абдул Хамид. Однако в последующем аль-Афгани разошелся во взглядах с султаном в вопросах панисламизма. Идеи мыслителя были шире и глубже тех идеологических установок, которые служили обоснованием политики Абдул Хамида II. Политика панисламизма султана же во многом носила агрессивный характер, о чем могут свидетельствовать печальные события, участившееся погромы и массовые беспорядки. Идеи панисламизма в Османской империи во многом утратили свое значение после смерти султана.
С приходом к власти младотурецкого движения в 1908 году приходится рассвет идей пантюркизма, который представлял собой светскую националистическая доктрину, в основе которой лежат идеи о необходимости объединения всех тюркских народов на основе их культурного, этнического и языкового родства. Базис для доктрины пантюркизма также был заложен рядом европейских и турецких мыслителей, ключевым из которых стал Зия Гекальп. Ввиду того, что опорой идеологии были все тюркские народы, идеи об объединении тюркского мира были популярны в том числе и в Российской империи, особенно в период Первой мировой войны. Многие идеи пантюркистов будут переняты движением кемалистов в 20-ые годы XX века. Ключевые интеграционные политические доктрины (османизм, панисламизм и пантюркизм) сменяли друг друга в течение более чем половины столетия. Когда одна идеология переставала отвечать запросам политики Порты, ей на смену приходила другая. Причем сама государственная политика видоизменялась в зависимости от текущей ситуации в стране. На смену танзиматским реформам (в период которых развивалась концепция османизма) приходит реакционный режим Абдул Хамида II, вектор политики резко меняется (происходит расцвет политической доктрины панисламизма). Однако уже в начале XX века власть вновь меняется, и после революции 1908 года во главе государства встают младотурки, и распространяются идеи пантюркизма. Постоянная смена направленности государственной политики всегда влияла и на главенствующую идеологию государства.
Современный вектор политики в настоящее время тесно связан с политической доктриной нео-османизма, идейное содержание которой заключается в наращивании политического влияния Турции в странах, ранее входивших в состав Османской империи. Однако на сегодняшний день можно отметить и многоуровневый, разносторонний характер данного политического курса. Благодаря достаточно детально разработанным принципам и всесторонней политике, текущий характер турецкой политической деятельности также связан с идеями нео-османизма. Однако теперь важно учитывать целый ряд дополнительных особенностей, которые получили свое развитие во многом благодаря ключевым идеям предыдущих интегративных идеологических концепций Османской империи и Республиканской Турции. Текущий нео-османизм соединил в себе черты османизма, панисламизма, пантюркизма и кемализма. Таким образом, можно заключить, что доктрина нео-османизма по состоянию на сегодняшний день - это политический курс, который не отвергает идей прошлых интегративных концепций, а использует их характерные черты на базисе уникального культурного и политического наследия Османской империи.
1. Аватков В.А. Неосманизм. Базовая идеологема и геостратегия в Турции // Свободная мысль. 2014. №4 С. 71-78.
2. Аватков В.А. Турция сегодня. Ключевые тенденции в политическом курсе // Свободная мысль, 2019. № 2 (1674). С. 141-146.
3. Аватков В.А. Турция: поворот на Восток // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2017. № 2. Т. 10. С. 181186.
4. Аватков В.А., Сбитнева А.И. Политический курс современной Турции. Главные особенности внутренней и внешней политики 2019 г. // Свободная мысль, 2020. № 2 (1680). С. 115-128.
5. Аватков В.А., Томилова Ю.О. Перспективы становления Турции как ведущего игрока на африканском континенте // Вестник МГИМО Университета, 2013. № 4 (31). С. 227 - 233.
6. Ататюрк М.К. Избранные речи и выступления / Пер. с тур. под ред. проф. А. Ф. Миллера. М.:Прогресс, 1966. 439 с.
7. Богушевич О. В. Мухаммад Джемаль ад-Дин аль-Афгани как политический деятель. «Краткие сообщения Института народов Азии» № 30. М.: Наука, 1961. C. 47 - 61.
8. Вартаньян Э.Г. Идейно-политические предпосылки трагических событий рубежа XIX-XX вв. в Османской империи: доктрины паносманизма, панисламизма, пантюркизма // Историческая образовательная мысль. 2015. Т.7. № 3 C. 76 - 84.
9. Добаев И. П. Из истории пантюркизма: национализм против веры. М. 2011. С. 10 - 31.
10. Едемский А.Б. Неосманизм как реальность современной геополитики. // Проблемы национальной стратегии. №2(11). 2012 С. 204-208.
11. Еремеев Д.Е. Этногенез турок. М.: Наука, 1971. 272 с.
12. Желтяков А. Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции, М.: Наука, 1972. 318 с.
13. Жигульская Д.В. «Турецкий идеал» в философии Зии Гекальпа. // Идеи и идеалы. Т.13. №2, ч.2. 2021. С. 340 - 350.
14. Жуков. К. А. Политическая и интеллектуальная атмосфера Стамбула в 1911-1912 гг. По журналистским материалам А.В.Тырковой-Вильямс. // Балканистика. Алтаистика. Общее языкознание: Памяти Альбины Хакимовны Гирфановой (1957-2018)/ СПБ. 2019. С. 459-507.
15. История Османского государства, общества, цивилизации. Том 1. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, М. 2006. 602 с.
...