Введение 3
Глава I. Причины и начало распространения конфуцианского учения в Японии 8
1.1. Причины и начало распространения конфуцианского учения в Японии 8
1.2. Начало распространения конфуцианства в Японии 11
Глава II. Трансформация конфуцианского учения в Японии в период правления династии Токугава XVII - середина XIX вв 19
2.1. Исторические предпосылки и условия развития конфуцианства в период Эдо 19
2.2. Трансформация конфуцианского учения в Японии в период правления династии Токугава 24
Заключение 39
Список использованной литературы 43
Во всем мире не ослабевает давний и устойчивый интерес к китайской философии, особенно к конфуцианству. Интерес к конфуцианству на современном этапе связан во многом с экономическими успехами и высокими культурными достижениями в странах, где оно составляет основу поведения в общественной и личной жизни. Феномен экономических достижений этих стран с 70-х годов прошлого века способствует неослабевающему интересу к конфуцианской традиции. В литературе даже стал использоваться термин «конфуцианский предприниматель». Конфуцианство зародилось в Китае на рубеже VI и V вв. до н.э. Однако оно стало иметь большое значение и в других странах Востока, в том числе и в Японии, в ее истории и культуре. Конфуцианство в значительной степени стало объединительным звеном культуры этих двух стран. Без анализа восприятия конфуцианства в Японии, мы не сможем понять менталитет японцев, выстроить грамотное общение с ними. Интерес к конфуцианству связан и с необходимостью изучения влияния нравственного фактора на экономику, политику, реформирование страны. В любой части Восточной Азии оно стало доминантой поведения человека на всех уровнях социального порядка. Многие политики отмечают огромное значение конфуцианства в модернизации Китая, Японии, Кореи и др. Отметим, что и при проведении реформ в России необходима опора на духовные традиции, на извлечение опыта соседней цивилизации. Да и в других странах мира разочарование в западных ценностях достаточно велико, что побуждает возвращаться к нравственным истокам, в том числе и конфуцианской модели. Таким образом, актуальность темы исследования связана с его значением для экономического, политического, культурного развития стран в мире на современном этапе, а также оно призвано стать одним из важнейших средств обеспечения диалога между странами.
Объектом исследования является анализ роли конфуцианства в истории и культуре Японии.
Предмет исследования - воздействие китайской конфуцианской традиции на развитие Японии, ее трансформация в период Эдо. Хронологические рамки исследования охватывают период с XVII до середины XIX вв.
Цель данного исследования - изучить японскую модель конфуцианства, трансформацию конфуцианских идей в Японии и влияние конфуцианских традиций на общественно-политическую и культурную жизнь страны.
Для достижения цели при написании работы были поставлены такие задачи, как:
• раскрыть основные аспекты конфуцианского учения, которые были восприняты японской культурой;
• рассмотреть основные положения конфуцианской идеологии, которые были востребованы в эпоху Эдо;
• исследовать основные идеологические концепции и правовые акты эпохи Эдо, отражающие влияние конфуцианской идеологии;
• рассмотреть конфуцианское учение как основной ресурс внутренней политики властей Японии периода Эдо;
• выявить особенности японского конфуцианства, которые стали определяющими в эпоху Эдо;
• проанализировать влияние конфуцианского направления на подготовку идеологического обоснования революционных событий 1867-1868 гг.;
• обозначить роль и значение развития конфуцианства в Японии для современности.
• охарактеризовать основные конфуцианские школы в Японии
Методы и методология исследования. В данной работе были использованы общенаучные и специальные методы исследования: принцип историзма, историко-типологический, сравнительно-исторический и историко-системный.
Информационная база исследования. В ходе работы были изучены научные труды российских и зарубежных ученых.
Среди отечественных исследователей можно выделить работы видных китаистов академиков В.П. Васильева, В.М. Алексеева.1 Специально посвящен истории и развитию конфуцианства в Японии капитальный труд Я.Б. Радуль- Зайтуловского.2 В его труде подробно рассмотрены основные конфуцианские школы эпохи Токугава. Значительный интерес представляют труды современных китаистов Малявина В.В., Переломова Л.С., Галеновича Ю.М. Торчинова Е.А., Кобзева А.И., Абрамовой Н.А. и др., в которых проанализировано как само конфуцианское учение, а так и его роль в современном обществе.3
Большой интерес представляют труды российского ученого Конрада Н.И., в которых подробно рассматриваются быт, культура, политический строй, национальные особенности, мифы конфуцианских традиций в Японии.4
Проблемы государственной идеологии Японии эпохи Токугава подробно рассмотрены в книге Филиппова А.В. «Стостатейные установления Токугава и Кодекс из 100 статей».5 Значительное внимание в ней уделено трансформации конфуцианства, которое в книге автор рассматривает как японизированное конфуцианство.
Нельзя обойти вниманием труды Овчинникова В.В., шедевра публицистики, поражающего яркостью, удивительной глубиной проникновения в самобытный мир японской национальной культуры, являющиеся ключом к пониманию ее особенностей6.
Большое значение для изучения японского конфуцианства представляет монография Арутюнова О.А. и Светлова Г.Е. «Старые и новые боги Японии».7
Нельзя не упомянуть коллективную монографию «Японская культура и общество в НТР». Ее особая ценность состоит в том, что авторы анализируют огромный фактический материал о традиционной культуре Японии и их связь с достижениями этой страны.8
Интересный материал о становлении политической культуры Японии и то, как на нее влияло конфуцианство содержится в учебнике «История японской культуры» под редакцией А. Н. Мещерякова. Переосмыслению норм классического конфуцианства, как важнейшей части политической системы Японии и ее общества в целом, посвящена книга Гвоздевской Г.А.9
Среди зарубежных авторов можно выделить монографию Иэнага Сабуро, в которой значительное внимание уделено конфуцианству периода Эдо.10 Интересный материал для размышлений можно подчерпнуть из известного труда столпа историко-философской мысли А. Дж. Тойнби.11
Источниковую базу исследования составили философские труды и законодательные акты Японии рассматриваемого периода.
Предполагаемые результаты исследования.
Определить причины восприятия и значение конфуцианских идей для Японии, их сущность и трансформацию в Японии. Рассмотреть процесс развития и изменения идеологических концепций, идеологию основных направлений и школ японского конфуцианства, а также их влияния на политическую и общественную жизнь страны. Определить значение японской конфуцианской мысли, этики для сегодняшнего дня в практике эффективного управления и успешного построения общения с японцами, выстраивания русско-японского культурного сотрудничества.
История конфуцианства насчитывает более 2,5 тысяч лет. Конфуцианство многогранно, это и религия, и философия, и этическое учение. Его достоинством считается то, что оно оказало огромное влияние на все стороны жизни не только китайского общества, но и стран Азиатско-тихоокеанского региона. Конфуцианство формировалось на протяжении всей истории человечества. Особенно значительные изменения произошли в ханьскую эпоху, которые способствовали тому, что конфуцианство утверждается не просто как идеология, а становится каркасом дальнейшей истории Восточной Азии. Видный философ Дун Чжуншу (187-120 гг. до н.э.) модифицировал учение Конфуция. Он дополнил основные конфуцианские идеи положениями о пяти стихиях, легистскими нормами, элементами моизма и даосизма.
Дальнейшая корректировка основных догматов конфуцианства в связи с изменениями в общественно-политической жизни Китая вызвала к жизни новые направления учения, которые получила название - «неоконфуцианство», создателем которого считается Чжу Си (1130-1200 гг.). Он создал стройную и прочную философскую систему, которая смогла стать официальной доктриной не только в Китае, но и в Японии и Корее.
Первое время новое идеологическое направление находилось под запретом, но уже с XIV века получила распространение, став государственной идеологией.
История конфуцианства в Японии восходит к раннему этапу развития японской цивилизации и государственности. Японское конфуцианство имеет совершенно иной характер, чем его другой восточноазиатский аналог, во многом из-за его особого акцента на межличностной этике. Японское конфуцианство утверждало свою целостность, смыслы и истины. Вместе с тем в Японии в течение данного периода конфуцианство не всегда служило в интересах клана Токугава. Японцы следовали общим конфуцианским принципам, делая акцент на различных от других восточных стран их аспектах.
Можно выделить следующие особенности конфуцианства в Японии.
1. В Японии в целом конфуцианство было монополизировано аристократией.
2. В Японии периода Токугава из-за критериев отбора кандидатов не прижилась конфуцианская система экзаменов на занятие чиновничьих должностей.
3. Цель изучения конфуцианства была чисто утилитарная - укрепить централизованное государство, его безопасность и рост благосостояния посредством научных знаний.
4. Изучение и развитие конфуцианства в Японии было связано с наличием огромного количества школ.
5. Учение янминизма в Японии стало самостоятельной школой и в целом демонстрировало идейное согласие по отношению к чжусианству.
6. Отличительной особенностью Японии является и учение сингаку - учение новых городских сословий, сделавшее акцент на таких принципах необходимых для этих сословий как бережливость. Это не было характерно для сунского конфуцианства.
7. В семейных отношениях в Японии преданность и верность господину, сюзерену, сегуну был положен в основу в ущерб собственным интересам.
8. Самопожертвование и преданность господину под влиянием конфуцианства преобразовались в кодекс чести самураев.
9. Преданность руководителю превалирует над семейной приверженностью. Следствием подобной верности господину вылилась в то, что конфуцианская идея мандата неба не получила распространение в Японии.
10. Философия японских ортодоксальных чжусианцев способствовала изоляции Японии от внешнего мира, что помогло с одной стороны обеспечить стабильность режима Токугава, но и создавала слабость перед любой внешней угрозой.
11. В японском чжусианстве (в частности в учении Ямадзаки Ансая) выражена идея «почитания императора», которая стала составной частью политического движения «Сонно дзёи».
12. У Моро Кюси при разработке общественного договора содержатся противоположные идеи, то есть идеи укрепления государства и одновременно идеи, ведущие к разрушению политического режима сегуната, к восстановление власти императора.
13. Идеи школы Исиды Байгана создавали философию городского сословия, как противостоящего власти сегуна, что разрушало стабильность страны.
14. Концепции «срединности», «японского сердца» и «почитания императора Японии Ямага Соко и его последователей привели к зарождению японизма.
15. Концепция «изгнания варваров», идея заимствования западных достижений была воспринята большинством японцев как позор нации, что вело к разрушению традиционной сословной системы и этим способствовало углублению политического кризиса в стране.
Каждая конфуцианская школа в Японии содержала свою основную мысль, которая в совокупности с другими способствовали с началом установления третьего сегуната его идейной легитимации, идеологическому обоснованию реформ, проводимых сегунатом Токугава. Однако, с постепенным появлением кризисных явлений, стали подрывать эту власть, способствовать крушению власти сегуна и реставрации Мэйдзи.
Таким образом, анализ философских конфуцианских школ эпохи Токугава свидетельствует, что сформировавшиеся в эпоху Токугава воззрения создавали предпосылки, способствующие свершению реставрации Мэйдзи. Кроме того, указанные в нашей работе идеи формировали предпосылки будущей внутренней и внешней политики Японии.
В заключение отметим, что пример Японии еще раз подтверждает необходимость изучения философских течений прошлого и тех идей, которые ими разрабатывались. С помощью этих знаний мы можем полнее объяснять прошлое, правильнее действовать в настоящем и точнее прогнозировать будущее.