Введение 3
Глава 1. Административный регламент как разновидность управленческого акта процедурного характера 13
1.1. Понятие и виды административных регламентов 13
1.2. Требования к административным регламентам 28
1.3. Особенности административных регламентов как правовых актов управления 43
Глава 2. Административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг 49
2.1. Должностные регламенты государственных служащих 49
2.2. Административные регламенты в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 65
2.3. Регламенты многофункциональных центров предоставления государственных услуг как особая разновидность административных регламентов 71
Заключение 81
Библиографический список 88
Актуальность темы исследования. Вопросы государственного управления, в том числе и его форм, относятся к числу важных, как теоретических, так и эмпирических проблем административного права. Существует также несколько научных работ, где данная проблема исследовалась с позиции общей теории права и государства. Между тем такая проблематика имеет много направлений, она весьма многогранна, поэтому нуждается в исследовании различных отраслевых юридических наук (конституционное, административное, муниципальное, трудовое право и т.д.).
Само по себе управление является особым видом человеческой деятельности, причём не только юридической. Сюда входит и организационная деятельность, и контрольная, и другие её виды, которые проявляются в целом комплексе различных функций и подфункций, присущих практически любому современному государству. Управление, если оно правильно организовано и опирается на мощную ресурсную базу, позволяет обеспечивать и защищать как государственные интересы, реализуя компетенцию различных органов публичной власти и должностных лиц, так и права и свободы граждан и их объединений.
В условиях распространения эпидемии коронавируса, непростой международной обстановки, связанной с введением новых экономических санкций против России, цифровизации экономики и других сфер жизни и деятельности людей теоретическое и практическое значение обозначенной проблематики актуализируется с новой силой.
В настоящее время одним из распространённых видов актов государственного управления выступают административные регламенты, которые являются относительно новым видом нормативных правовых актов для российской правовой системы. Их возникновение связано с проведением одного из этапов административной реформы, которая началась ещё в первом десятилетии XXI в. Практически всё многообразие административных процедур опосредуется в настоящее время с помощью административных регламентов.
Несмотря на значительную распространённость административных регламентов в нормотворческой и правоприменительной практике, на сегодняшний день многие вопросы, связанные с данным видом актов, остаются не до конца исследованными, что порождает разного рода как эмпирические, так и теоретические проблемы концептуального плана. Так, например, в настоящее время отсутствует легальное определение административных регламентов, чётко не выстроена система существующих административных регламентов, не определена их роль в реализации форм государственного управления.
Учитывая широкое распространение и применение административных регламентов, актуализируются вопросы, связанные с юридико-техническими аспектами подготовки и принятия административных регламентов, унификацией правовых конструкций рассматриваемого вида нормативных правовых актов.
С одной стороны, действующее законодательство предусматривает, что административные регламенты должны обладать свойствами нормативного правового акта, однако далеко не все действующие административные регламенты имеют необходимые для этого признаки. С другой стороны предполагается, что административные регламенты могут иметь электронную форму, то есть электронные административные регламенты должны быть описаны в форме технических моделей административных процессов. Подобные юридические формы в отечественном праве пока освещаются недостаточно.
Все указанные обстоятельства обусловили выбор темы работы, её структуру и содержание рассматриваемых вопросов.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика административной регламентации пересекается с широким спектром иных научных проблем, в том числе касающихся статуса нормативно-правового акта управления, административных действий и процедур, функций, форм и методов государственного и муниципального управления. Если по вопросам административно-правовых актов управления имеется достаточно обширная научная литература, то проблемы регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг должного научного освещения не получили. Лишь в последние годы интерес к административным процедурам и административным регламентам исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг стал более заметным. Особенностью данной темы является то, что она исследуется представителями различных наук, носит сложный, многоуровневый характер.
Вопросам административной регламентации в системе государственных услуг посвящены некоторые диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук: В. О. Буряга «Административный регламент в сфере реализации исполнительной власти в Российской Федерации» (2009), Л. В. Бесчастнова «Административно-правовое регулирование государственных услуг» (2008). В данных работах рассматривается правовое регулирование государственных услуг.
Административные регламенты как вид нормативных правовых актов рассматриваются в различных аспектах: в зависимости от сферы применения (М. В. Ерёмин «Правовая природа административных регламентов в сфере здравоохранения», 2013), с чисто теоретической точки зрения (Е. С. Вершинина «Регламент как общеправовой феномен», 2010), в зависимости от принявшего органа (А. С. Алексашин «Административно-правовая регламентация в деятельности федеральных органов государственной власти», 2011), как инструмент реализации административной реформы в России (В. В. Брижанин «Административные регламенты органов государственного управления в аспекте административной реформы в Российской Федерации», 2008).
Вышеуказанные работы, безусловно, имеют высокую научную ценность для теории и практики конституционного и административного права, но затрагивают только отдельные аспекты рассматриваемой проблемы. Остаются в стороне многие аспекты практики правовой регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Проведённое исследование направлено в определённой мере на восполнение этого имеющегося в юридической науке пробела.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг административными регламентами.
Предмет исследования составили нормы административного права, регулирующие порядок предоставления государственных услуг, доктринальные положения административного права и материалы правоприменительной практики в сфере административной регламентации государственных услуг.
Цель исследования: выработать и обосновать целостное научное представление о правовой природе и особенностях административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг и их места в механизме (системе) административно-правового регулирования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• рассмотреть понятие и виды административных регламентов;
• обобщить требования к административным регламентам;
• проанализировать нормативную базу в области подготовки административных регламентов;
• исследовать должностные регламенты государственных служащих;
• рассмотреть административные регламенты в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• проанализировать регламенты многофункциональных центров предоставления государственных услуг как особую разновидность административных регламентов.
Методологическая и теоретическая основа диссертации: диалектико-материалистический анализ как универсальный метод познания, предполагающий рассмотрение исследуемых явлений в их органической взаимосвязи и противоречивом поступательном развитии. При подготовке диссертационной работы использованы традиционные общенаучные и специальные методы системного, сравнительно-правового, формально-юридического, сравнительно-исторического, структурно-функционального, статистического и социологического анализа.
Исследование проведено с использованием методов классификации и типологизации, сравнительного анализа, систематизации и обобщения, что позволило обеспечить доказательность и обоснованность положений и результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• дополнено содержание категории административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в части совпадения их целевого предназначения и наличия институциональных ограничений в нормах получения государственных услуг;
• обоснованы объективные основания, сущность и формы административных регламентов, их принципы и функции. Сделан вывод о том, что эффективное государственное управление невозможно без комплексного изучения и научного обоснования административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, поиска более эффективных и приемлемых их форм;
• представлена авторская трактовка ряда научных дефиниций, исследованы основные признаки и отличительные черты регламентных нормативно-правовых актов;
• определено место, роль и практическая значимость административной регламентации в системе государственной службы, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг.
На защиту выносятся следующие положения.
1. В работе представлена авторская трактовка категории «административный регламент» как особого вида официального подзаконного юридического акта федерального органа исполнительной власти, устанавливающего сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти при осуществлении государственного контроля (надзора), а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти, их должностными лицами, взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции.
«Административный регламент исполнения государственных функций» - нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и принятия решений федерального органа государственной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), не связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации.
2. Административно-правовые регламенты характеризуются своими признаками. Это вид подзаконных нормативных правовых актов, которые принимается уполномоченным на то компетентным органом в целях оптимизации управленческой деятельности; издаются в официальной форме; закрепляют процедуры, правила, сроки и последовательность административно-управленческих действий; обеспечивают регулирование общественных отношений в сфере исполнения государственных функций; предоставления государственных услуг, реализации должностных полномочий; содержат в себе как запрещающие и ограничивающие, так и обязывающие и уполномочивающие нормы; принимаются в строго установленном порядке в письменной форме. Принципиальное отличие административных регламентов от иных нормативно - правовых актов управления заключается в их комплексности, более высокой детализации процедур административно-правового регулирования.
3. Административные регламенты придают государственным услугам новое качество. Они направлены на укрепление законности и реализацию идеалов социальной справедливости, обеспечивают простоту, доступность, открытость и точность правового действия, облегчают надзор и контроль исполнения управленческих предписаний, являются одной из базовых форм административно-распорядительной и процессуально-управленческой деятельности.
4. Регламентные нормативно-правовые акты можно систематизировать по различным основаниям. Так, административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг можно подразделить на должностные регламенты государственных служащих и административные регламенты в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также выделить регламенты многофункциональных центров предоставления государственных услуг как особую разновидность административных регламентов.
5. В настоящее время значительно активизировалась деятельность государственных органов по таким связанным с развитием института административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг направлениям, как:
a. упрощение административных процедур и административных действий;
b. развитие системы правового закрепления административных процедур;
c. внедрение в практику административных регламентов новых информационных технологий;
d. расширение возможностей получения услуг и их оплаты в удобных для потребителя время, месте и форме.
6. Существенное увеличение числа административных регламентов в органах исполнительной власти нельзя рассматривать только положительно. Во многих случаях позитивное использование административной регламентации подменяется регламентным администрированием. Чрезмерность административного регламентирования уменьшает эффективность исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а сами регламенты становятся тормозом на пути развития.
7. Административные регламенты в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регламенты многофункциональных центров предоставления государственных услуг как по содержанию, так и по форме являются административно-правовыми актами. Наличие межведомственных и общих регламентов государственных органов и структурных подразделений, административных регламентов исполнения государственных функций, а также должностных регламентов необходимо и оправдано. Практику их введения в действие следует продолжать и совершенствовать. Цель их разработки - систематизация деятельности государственных органов и занятых в них служащих; обеспечение большей открытости органов государственной власти; противодействие коррупции и бюрократизму; повышение эффективности государственного управления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в диссертационном исследовании раскрывается сущность, принципы и функции административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг как особого правового института, расширяется и уточняется понятийный аппарат, предлагается авторская модель проверки эффективности совершенствования административно-правовой регламентации. Полученные данные могут быть использованы при организации дальнейших научных исследований проблем теории и практики административного права, его источников, механизмов и методов административно-правового регулирования, условий эффективности актов государственного управления.
Практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, сформулированные в диссертации, представлены в виде конкретных практических рекомендаций. Автором обосновывается необходимость последовательного продвижения по пути совершенствования практики административной регламентации. Содержащиеся в работе положения, выводы и предложения могут быть использованы непосредственно в практической деятельности органов государственной власти по совершенствованию и упорядочению регламентации важнейших направлений их практической деятельности, в процессе реализации мероприятий административной реформы. А также в процессе совершенствования учебных планов и программ по административному праву и государственному управлению, проведения лекционных и практических занятий в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:
1. Хасан С.Х. Административные регламенты: понятие и значение в нормативном правовом обеспечении деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации // Вестник ВГУ, серия: Административное право и процесс, 2022, №1. С. 138-147. DOI: https://doi.Org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/9033
2. Хасан С.Х. Административные регламенты и стандарты предоставления государственных услуг в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Административное право и процесс, серия: Трибуна молодого учёного. 2022. № 9. С. 83-88.
3. Хасан С.Х. Понятие и виды административных регламентов // В сборнике: Политика и юриспруденция: проблемы, пути решения. Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции «Современные концепции и парадигмы образования в условиях мирового эпидемиологического кризиса» / Издательство: Южный университет (ИУБиП), ООО «Издательство ВВМ». - 2020. 2 часть - C. 141-144.
4. Хасан С.Х. Нормативная законодательная база, регламентирующая оказание государственных услуг // В сборнике: VI. Электронное правосудие, электронный документооборот. Сборник статей по материалам Третьей научнопрактической конференции «Технологии XXI века в юриспруденции» (Екатеринбург). - 2021. - C. 279-282.
5. Хасан С.Х. Юридическое значение и местоположение административных регламентов в законодательстве Российской Федерации // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Юриспруденция в теории и на практике: вопросы совершенствования правовой грамотности» / Научно-издательский центр «Аэтерна», г. Стерлитамак. - 2022. - C. 29-32.
6. Хасан С.Х. Использование административных регламентов в механизме нормативно-правового регулирования государственных услуг деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации // Сборник статей XLIV международной научно-практической конференции «Advances in Science and Technology» / Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, г. Москва, 30 апреля 2022 г. - C. 224-225.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованных нормативно-правовых источников и научной литературы.
Сфера государственных услуг на современном этапе развития государства становится объединяющим фактором межотраслевого взаимодействия, что приводит к возникновению новых форм государственного управления и регулирования экономических процессов.
Прямое государственное регулирование в сочетании с рыночным механизмом обусловливает эффективное производство государственных услуг, усиление воздействия положительных экстерналий, а также поддержание экономически не обоснованных затрат, обеспечивающих цели социальной политики, сокращение негативного влияния на экономику отрицательных внешних эффектов процесса предоставления услуг.
Административно-правовая регламентация прочно вошла в практику государственного и муниципального управления на всех уровнях и во всех ветвях государственной власти. Наибольшее распространение административно-правовая регламентация получила в органах исполнительной ветви власти и выступает как эффективный инструмент установления должного процессуального порядка как внутри аппарата, так и во взаимоотношениях органов исполнительной власти и общества.
Административные регламенты являются неотъемлемой частью современной правовой системы Российской Федерации. Они выступают особыми актами государственного управления, ставшими одним из важнейших инструментов проводимой административной реформы.
Разработка и принятие значительного количества административных регламентов позволили придать деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц больше прозрачности.
В диссертации представлен анализ административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг и их место в механизме (системе) административно-правового регулирования в Российской Федерации. Обоснован вывод, что введение в практику государственного администрирования регламентных технологий устраняет избыточные функции и необоснованные административные действия; упрощает административные процедуры; сокращает материально-финансовые, временные, человеческие и иные ресурсные затраты; обеспечивает прозрачность административных действий и за этот счёт гарантирует большую оперативность информации и доступность услуг; сокращает возможности коррупционных проявлений, принятия решений по усмотрению; повышает персональную ответственность должностных лиц; создаёт нормальные условия для обжалования действий и решений, принятых в нарушение утверждённых административных процедур.
Целостная и непротиворечивая система административных регламентов способствует защите гражданских прав, свобод и интересов, обеспечивает реализацию в оптимальном режиме стратегических и оперативных установок управления. Основными функциями административно-правовых регламентных актов являются обеспечение интересов общества и частных интересов граждан, регулирование и качественное организационно-процессуальное обеспечение управления.
В административно-правовой теории уже практически сложился понятийный аппарат административных регламентов. Достаточно чётко сформирована их сущность, принципы, место и роль в системе нормативного правового регулирования государственного и муниципального управления.
В исследовании раскрывается сущность этих понятий и предлагается доктринальное толкование некоторых из них: «административный регламент», «регламентация», «регламент», «регламент предоставления государственных услуг», «регламент функции государственного органа», «должностной регламент».
Административный регламент как правовая категория продолжает эволюционировать под давлением новых институтов, возникающих в результате проведения административной реформы в РФ, а именно создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, организация межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде и т.д.
Чаще всего административный регламент определяют как нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий или принятия решений органа исполнительной власти по вопросам, входящим в его компетенцию. Административный регламент - это подзаконный нормативно-правовой документ, имеющий производный характер. Административные регламенты издаются компетентными органами и регулируют конкретные аспекты правоотношений.
Принципиальное отличие административного регламента от всех остальных административных актов состоит в том, что административный регламент содержит процедурные («технологические») нормы, определяющие условия, порядок, сроки и последовательность действий органа исполнительной власти по реализации его компетенции, исполнению законов и административных актов.
Административные регламенты начали широко применяться в вопросах исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). Но на сегодняшний день нет законодательно урегулированных требований к методике разработки данного типа нормативных документов. Административный регламент в идеале должен стать универсальным документом, описывающим полностью все процедуры, участников, положения, сроки, инструкции, обстоятельства предоставления и контроля эффективности государственных услуг, и нуждается в закреплении единых требований к административному регламенту на государственном уровне.
Таким образом, регламентный нормативно-правовой акт по своему содержанию и форме является административным актом государственного управления, по юридической силе это подзаконный правовой акт, реализация которого обеспечивается в строго императивном процедурном порядке.
В работе обоснованы современные принципы административных регламентов: демократизм, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство правовых и организационных основ управленческой деятельности, открытость государственного аппарата и его доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности аппарата государственного управления.
Главный акцент сделан на анализе трёх видов регламентов: должностных регламентах государственных служащих, административных регламентах в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регламентах многофункциональных центров предоставления государственных услуг как особой разновидности административных регламентов.
Как и любой другой нормативно-правовой акт, административные регламенты характеризуются своими признаками, свойствами и особенностями:
• по юридической силе это одна из форм подзаконного нормативного акта, который принимается уполномоченным на то органом. Издаются в официальной форме, обеспечивают регулирование общественных отношений в сфере исполнения государственных функций, предоставление государственных услуг и реализацию должностных полномочий, регулируют внутриведомственные и межведомственные служебные и управленческие отношения;
• рассчитаны на определённый круг лиц, применяются неоднократно, действуют постоянно до момента их отмены. Направлены на укрепление принципов законности и идеалов социальной справедливости, обеспечивают доступность, открытость и точность правового регулирования, облегчают надзор и контроль исполнения правовых предписаний;
• являются одной из базовых форм административно-распорядительной и процессуально-управленческой деятельности, неразрывно связаны с полномочиями того органа, который их принял;
• устанавливают правила должного поведения. По способу воздействия интегрируют в себе как запрещающие и ограничивающие нормы, так и обязывающие, уполномочивающие и рекомендательные. В целом регламенты упорядочивают правоприменительную деятельность, включая подготовку управленческих решений, регулирование управленческих отношений вплоть до отчётности о выполненной работе;
• принимаются в строго установленном порядке, надлежащим образом оформляются в качестве документа в письменной форме, влекут юридические последствия.
Большое значение имеет грамотная и гибкая систематизация административных регламентов. Органы исполнительной власти уделяют особое внимание административной регламентации. Расчёт сделан на то, что административная реформа с её стандартизацией и новыми регламентными технологиями обеспечит режим упреждающего и отчасти автоматического реагирования на возникающие проблемы, сведёт к минимуму бюрократические методы управления, установит чёткие границы ответственности должностных лиц с выходом на объективную оценку деятельности каждого субъекта управления. Итогом должно стать создание в каждом органе исполнительной власти единого и основополагающего для него регламента.
Необходимо более ответственно наладить мониторинг хода реализации мероприятий административной реформы, касающихся вопросов стандартизации и регламентации, поставить на повестку дня вопрос о законодательном закреплении нового перечня социальных стандартов и государственных принципов административно-правовой регламентации, следует также утвердить порядок учёта поступающих предложений и замечаний, порядок межведомственного взаимодействия при разработке регламентов. Не лишено практического смысла и предложение о создании административной юстиции, которая станет важнейшим фактором обеспечения прозрачности административной системы, формирования более строгих процедур принятия и реализации государственных управленческих решений, в том числе в части предоставления государственных и муниципальных услуг.
До появления административных регламентов большинство актов регламентного характера лишь в отдельных случаях именовались регламентами. Регламенты применялись в ограниченных пределах и в основном для регулирования деятельности коллегиальных органов - пленарных заседаний, заседаний комитетов и комиссий, коллегий министерства, оперативных совещаний, общих собраний. Своё самостоятельное значение регламентация в структурах исполнительной власти сохраняет и сегодня.
По нашему мнению, административные регламенты обладают значительным антикоррупционным потенциалом, позволяя минимизировать количество случаев применения необоснованного усмотрения представителей власти, произвола недобросовестных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Помимо этого, административные регламенты являются неотъемлемыми инструментами реализации различных форм государственного управления, в основном исполнительной формы государственного управления, а также специфическими видами управленческих решений.
Таким образом, введение в практику административных регламентов обеспечивает устранение избыточных функций и необоснованных административных действий; приводит к упрощению административных процедур; делает административные действия более открытыми; сокращает излишние материально-финансовые, временные, человеческие и иные ресурсные затраты; сужает поле коррупционных проявлений; оптимизирует исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг; сокращает возможности для принятия решений по усмотрению; повышает персональную ответственность у должностных лиц; гарантирует обжалование действий и решений, принятых в процессе осуществления административной процедуры.
Представляется, что выводы и рекомендации, содержащиеся в рамках настоящей работы, могут быть использованы для исследования различных видов административных регламентов.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., М., 1993; 2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/12177515/#ixzz3ANbAZOCk;
2. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» //Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //Собрание Законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
5. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776
6. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2014 № 101
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, 24.01.2005, № 4, ст. 305.
8. Постановлении Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг»)
9. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233
10. Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг"// СПС "КонсультантПлюс".
11. Концепция административной реформы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789// Собрание законодательства РФ, 14.11.2005, № 46, ст. 4720.
12. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2015 г. № 428 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций разрешений на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определению и изменению составов этих советов, определению перечня научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты»// Российская газета. 15 июня 2015 г. № 127.
14. Приказ Росстата от 6 мая 2015 года № 217«Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг».
15. Приказ МВД России от 17.10.2013 N 850 «Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 262.
...