Аннотация 2
Abstract 4
Введение 8
Глава 1 Литературный обзор по проблеме исследования психологической зрелости и самоотношения в подростковом возрасте 10
1.1 Исследования психологической зрелости личности 10
1.2 Развитие личности в подростковом возрасте. Личностные новообразования 20
1.3 Изучение самоотношения в подростковом возрасте 33
Выводы по главе 1 44
2 глава Организация и методы исследования 46
2.1 Организация исследования 46
2.2 Описание выборки 46
2.3 Методы исследования 47
2.4 Методы математической статистики 61
3 глава. Результаты исследования и их обсуждение 62
3.1 Изучение самоотношения респондентов 62
3.2 Исследование компонентов психологической зрелости респондентов 68
3.3 Выявление взаимосвязей компонентов психологической зрелости и самоотношения 84
3.4 Исследование самоотношения и психологической зрелости в связи с возрастом респондентов 96
3.4.1 Параметры самоотношения и психологической зрелости в группах, разделенных по возрастному признаку 96
3.4.2 Исследование связей компонентов психологической зрелости и самоотношения в разных возрастных группах 108
3.5 Самоотношение, психологическая зрелость и их соотношение в связи с характеристикой пола 110
3.5.1 Параметры самоотношения и психологической зрелости в группах юноше и девушек 110
3.5.2 Исследование взаимосвязей компонентов психологической зрелости и самоотношения в группах, выделенных по полу 121
3.6 Факторный анализ параметров самоотношения и психологической зрелости 124
Обсуждение результатов исследования 128
Выводы 131
Заключение 135
Список использованных источников 136
Приложения 144
Психологическая зрелость относится к многофакторным понятиям, включающем в себя такие компоненты как ответственность, рефлексивность, жизненная ориентация и локус контроля, поэтому изучается она с различных сторон. Например, Г. Олпорт определял психологическую зрелость как непрекращающийся процесс становления личности, выделяя как важную составляющую уникальность каждого человека. К. Роджерс связывал психологическую зрелость с развитием я-концепции. В отечественной психологии в контексте личностной зрелости больше обращают внимание на субъективные характеристики личности. В психологии развития, например, Э. Эриксон связывает психологическую зрелость с идентичностью и сенситивным для развития зрелости периодом. Он таковым считает подростковый период.
Исследования психологической зрелости проводятся в основном с участием взрослых людей, однако в нашей работе мы в большей степени обратимся к менее изученному факту проявления факторов зрелости в период подросткового возраста. Конечно, говорить о полноценном формировании зрелости у подростка невозможно, поскольку это не единовременный акт, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении разных периодов развития личности, но определенные компоненты личностной зрелости начинают формироваться именно в подростковом возрасте.
Объектом исследования являются самоотношение и психологическая зрелость.
Предметом исследования является взаимосвязь самоотношения и психологической зрелости в подростковом возрасте.
Гипотезы сформулированы на основании литературного обзора.
Гипотеза 1. Высокие показатели компонентов самоотношения тесно связаны с компонентами психологической зрелости .
Гипотеза 2. У девушек ниже уровень самопринятия и самоинтереса, чем у юношей, но более выражены такие компоненты психологической зрелости как ответственность, положительные статусы личностной и профессиональной идентичностей и направленность на саморазвитие.
Гипотеза 3. По мере взросления подростки не только становятся более зрелыми, но повышается и их самоотношение.
Целью нашего исследования является выявление факторов взаимосвязей психологической зрелости и самоотношения.
Задачи исследования:
1. Изучение характеристик самоотношения в подростковом возрасте.
2. Изучение компонентов психологической зрелости подростков.
3. Изучение взаимосвязей между компонентами психологической зрелости и характеристиками самоотношения подростков.
4. Исследование возрастно-половых аспектов взаимосвязи самоотношения и психологической зрелости подростков
5. Выявление факторов психологической зрелости в подростковом возрасте.
В исследовании приняли участие 79 подростков, учащихся 7-10 классов 344 лицея Санкт-Петербурга в возрасте 14-17 лет.
Исследование было направлено на то, чтобы определить, какие уровни самоотношения и психологической зрелости есть в подростковом возрасте. Было важно найти взаимосвязи в зависимости от уровня самоотношения, возраста и пола респондентов. Также целью стало выявление факторов психологической зрелости и самоотношения в группе подростков.
Выдвинутая в исследовании гипотеза №1 подтвердилась частично. Действительно, высокие показатели таких компонентов самоотношения как самопринятие, самоинтерес и самопонимание оказались связаны с ответственностью, общей зрелостью подростков, а также со статусами профессиональной идентичности, но мало связей было с рефлективностью и статусами личностной идентичности.
Гипотеза №2 не подтвердилась, что как значимые различия по шкалам самопринятия и самоинтерес между группами по полу выявлены не были. Также различия между группами юношей и девушек по шкалам ответственность, саморазвитие и положительным статусам личностной и профессиональной идентичностей обнаружены не были.
Гипотеза №3 подтвердилась частично. В разных возрастных группах подростков выявлено не много достоверных различий, особенно по параметрам психологической зрелости, При этом в группе старших подростков выявлено больше взаимосвязей между компонентами самоотношения и психологической зрелости, и связи более тесные.
Полученные данные могут являться материалом для практикующих психологов-педагогов, консультантов или разработчиков тренинговых программ. Данные помогают выявить мишени работы и ресурсы для разных групп подростков по самоотношению, полу и возрасту.
1. Абдулаева М.М. Формирование профессиональной идентичности у студентов-психологов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 7 (693). - С. 20-33.
2. Андреева И.Г. Исследование особенностей самоотношения подростков // Гаудеамус. - 2016. - №2 (15). - С. 87-93.
3. Антонова Н.В. Идентичность педагога и особенности его общения: автореферат дис. канд. психол. наук. - Москва, 1996. - 21 с.
4. Аракчеева С.А. К вопросу о готовности подростков к саморазвитию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 1. - С. 159-161.
5. Арендачук И. В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития // Изн. Сарат. ун -та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 17, вып. 4. - С. 434 - 438.
6. Асташова Н.А., Стручек Е.В. Теоретические основы формирования социальной ответственности у современного подростка // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 15-20.
7. Белинская Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 06.11.2022).
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва, 1968. - 399с.
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы. - Москва: Международная педагогическая академия, 2008 . - 350 с.
10. Брантова С.Ф. Психологическая зрелость личности и конмпенетностная модель выпускника // Высшее образование в России. - Адыгея, 2010 г.. - № 10. - С. 145 - 149.
11. Веселова E. К., Галашева О. С. Особенности идентичности подростков из семей разведенных родителей // Психология человека в образовании. - 2020. - №2. - С. 33-42.
12. Ганпанцурова О.Б., Вастаева Л.Ш., Жданова А.Д. Особенности локуса контроля и мотивации достижения у старшеклассников и учащихся профессионального колледжа // Актуальные экспериментальные исследования психологии и смежных наук. - 2022. - №1. - С. 35-44.
13. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие - 2-е изд., переруб. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 216с.
14. Головей Л.А, Стрижицкая О.Ю., Дерманова И.Б., Логинова Н.А., Манукян B. Р., Петраш М.Д. Психологическая зрелость личности. - СПб.: Скиффия принт, 2014. - 240 с.
15. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. - 2017. - №8. - C. 108-125.
...