Лексико-тематическая группа «Музыка» в современном русском языке: функционально- семантический аспект (на материале жанра интервью)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения и описания лексики русского языка
1.1. Лексика как система 7
1.1.1. Парадигматические отношения 10
1.1.1.1. Понятие лексико-семантической группы 16
1.1.2 Синтагматические отношения 19
1.2. Языковые особенности публицистического стиля и его самой
активной жанровой формы-интервью 22
1.2.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности стиля
публицистики 22
1.2.2 Жанр интервью 27
Выводы 30
Глава 2. Функционально-семантический анализ русских единиц лексико-тематической группы «Музыка» на материале жанра интервью
2.1. Принципы отбора материала 33
2.2. Функционирование единиц лексико-тематической группы
«Музыка» 35
2.2.1. Анализ лексико-семантической группы « Музыканты,
исполнители» 35
2.2.2. Анализ лексико-семантической группы «Мероприятия, связанные с музыкой» 60
Выводы 75
Заключение 82
Список литературы 85
Приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения и описания лексики русского языка
1.1. Лексика как система 7
1.1.1. Парадигматические отношения 10
1.1.1.1. Понятие лексико-семантической группы 16
1.1.2 Синтагматические отношения 19
1.2. Языковые особенности публицистического стиля и его самой
активной жанровой формы-интервью 22
1.2.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности стиля
публицистики 22
1.2.2 Жанр интервью 27
Выводы 30
Глава 2. Функционально-семантический анализ русских единиц лексико-тематической группы «Музыка» на материале жанра интервью
2.1. Принципы отбора материала 33
2.2. Функционирование единиц лексико-тематической группы
«Музыка» 35
2.2.1. Анализ лексико-семантической группы « Музыканты,
исполнители» 35
2.2.2. Анализ лексико-семантической группы «Мероприятия, связанные с музыкой» 60
Выводы 75
Заключение 82
Список литературы 85
Приложение
Изучение лексики как системы и ее системное представление является особенно важным в обучении неродному языку. Известно, что успешное овладение языком невозможно без выработки у иностранных студентов способности к категоризации и систематизации языковых явлений.
Общепризнанными лексическими объединениями в русском языке являются лексико-семантическая группа и лексико-тематическая группа, которые позволяет представить лексику в системе с учетом семантики слов, отношений слов с учетом синонимии, антонимии, родовидовых отношений, сочетаемости слов.
Исследование профессиональной, специальной и терминологической лексики является частью общего изучения лексической системы языка и представляет собой одно из интересных и важных направлений, как с теоретической, так и с практической стороны.
Музыкальная лексика представляет особый интерес для исследователей, т.к. является исторически сложившейся системой, в которой заложено множество взаимодействующих элементов (Надольская 2017: 260-262). «В лексико- семантическом поле "музыка" отражается и своеобразие этого фрагмента языковой картины мира, связанное как с его происхождением, интернациональностыо значительной его части, так и со специализацией большего числа лексических единиц» (Джон Ын Джу 1996: 5).
Релевантным материалом изучения, на наш взгляд, могут послужить тексты интервью музыканта, исполняющего классическую музыку за последние 3-4 года. Жанр интервью, по нашему мнению, наиболее полно отражает особенности функционирования лексико-тематической группы «музыка» именно в живой, естественной беседе. В данной работе мы рассмотрим интервью известного скрипача и дирижера В. Спивакова и флейтиста Алексея Ладика вычленим те лексические единицы его речи, которые могут отнести к лексико-тематической группе «музыка». Все это обусловливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются структура тематической группы «музыка».
Предмет исследования - семантические и функциональные особенности лексических единиц, входящих в состав лексико-тематической группы «музыка» на материале интервью В. Спивакова и Алексея Ладика
Целью исследования является описание лексических единиц, относящихся к лексико-тематической группе «Музыка» в функционально-семантическом аспекте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования на основе научной литературы,
2. Осуществить выборку анализируемых лексических единиц из толковых словарей,
3. Определить семантические особенности лексических единиц, входящих в ЛТГ,
4. Определить состав, объем, структуру ЛТГ «Музыка» в русском языке,
5. Проанализировать функционирование единиц ЛТГ «Музыка» в контекстах.
Методы исследования: приём сплошной выборки материала из толковых словарей и интервью; метод компонентного анализа; метод семантического анализа; описательный метод.
Научная новизна связана с материалом-интервью с профессиональны ми музыкантами ,ранее изучение ЛТГ музыка на подобном материале не проводилось.
Гипотеза исследования заключается в том, что функционально-семантическо анализ единиц ЛТГ музыка способствует выявлению их семантических и стилистических особенностей.
Материалом для данной работы является интервью известного скрипача и дирижера В. Спивакова, интервью талантливого музыканта и флейтиста Алексея Ладика, а также материалы интернет - ресурсов по данной тематике.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в функционально-структурном описании тематической группы «Музыка», расширившем систематическое представление о этой группе.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы непосредственно в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении спецкурсов по лексикологии и лексикографии.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Общепризнанными лексическими объединениями в русском языке являются лексико-семантическая группа и лексико-тематическая группа, которые позволяет представить лексику в системе с учетом семантики слов, отношений слов с учетом синонимии, антонимии, родовидовых отношений, сочетаемости слов.
Исследование профессиональной, специальной и терминологической лексики является частью общего изучения лексической системы языка и представляет собой одно из интересных и важных направлений, как с теоретической, так и с практической стороны.
Музыкальная лексика представляет особый интерес для исследователей, т.к. является исторически сложившейся системой, в которой заложено множество взаимодействующих элементов (Надольская 2017: 260-262). «В лексико- семантическом поле "музыка" отражается и своеобразие этого фрагмента языковой картины мира, связанное как с его происхождением, интернациональностыо значительной его части, так и со специализацией большего числа лексических единиц» (Джон Ын Джу 1996: 5).
Релевантным материалом изучения, на наш взгляд, могут послужить тексты интервью музыканта, исполняющего классическую музыку за последние 3-4 года. Жанр интервью, по нашему мнению, наиболее полно отражает особенности функционирования лексико-тематической группы «музыка» именно в живой, естественной беседе. В данной работе мы рассмотрим интервью известного скрипача и дирижера В. Спивакова и флейтиста Алексея Ладика вычленим те лексические единицы его речи, которые могут отнести к лексико-тематической группе «музыка». Все это обусловливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются структура тематической группы «музыка».
Предмет исследования - семантические и функциональные особенности лексических единиц, входящих в состав лексико-тематической группы «музыка» на материале интервью В. Спивакова и Алексея Ладика
Целью исследования является описание лексических единиц, относящихся к лексико-тематической группе «Музыка» в функционально-семантическом аспекте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования на основе научной литературы,
2. Осуществить выборку анализируемых лексических единиц из толковых словарей,
3. Определить семантические особенности лексических единиц, входящих в ЛТГ,
4. Определить состав, объем, структуру ЛТГ «Музыка» в русском языке,
5. Проанализировать функционирование единиц ЛТГ «Музыка» в контекстах.
Методы исследования: приём сплошной выборки материала из толковых словарей и интервью; метод компонентного анализа; метод семантического анализа; описательный метод.
Научная новизна связана с материалом-интервью с профессиональны ми музыкантами ,ранее изучение ЛТГ музыка на подобном материале не проводилось.
Гипотеза исследования заключается в том, что функционально-семантическо анализ единиц ЛТГ музыка способствует выявлению их семантических и стилистических особенностей.
Материалом для данной работы является интервью известного скрипача и дирижера В. Спивакова, интервью талантливого музыканта и флейтиста Алексея Ладика, а также материалы интернет - ресурсов по данной тематике.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в функционально-структурном описании тематической группы «Музыка», расширившем систематическое представление о этой группе.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы непосредственно в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении спецкурсов по лексикологии и лексикографии.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе исследования были проанализированы теоретические основы изучения и описания лексики русского языка, подходы исследователей к изучению системных отношений в лексике русского языка, к выделению и анализу соотношения понятий ЛСГ и ЛТГ, а также к изучению особенностей публицистического стиля (интервью).
В данной работе лексико-семантическая группа исследуется как лексическое объединение, в котором слова группируются на основе интегральной семы, набор дифференциальных сем может быть однотипным, повторяющимся и специфическим для каждой ЛСГ
Под лексико- тематической группой понимается совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров.
Следует отметить, что публицистический стиль и его отдельная жанровая форма- интервью находятся во взаимодействии: интервью, как текст журналистский, вобрало в себя основные черты жанра публицистики: стандартизированность и выразительность, клише и поиск оригинального выражения; интервью, в свою очередь, повлияло и на другие жанры публицистики.
Во второй главе нашей работы проведен анализ особенностей семантики и функционирования единиц ЛТГ «Музыка» в русском языке.
Классификация по тематическому принципу позволяет выявить системные отношения в лексике на уровне парадигматики, синтагматики и словообразования. В работе предложена семантическая классификация языковых единиц, состоящая из 11 больших групп с подгруппами. Такие как:
1. ЛСГ «Музыканты, исполнители»
2. ЛСГ« Музыкальные инструменты»
3. ЛСГ «Места, связанные с музыкой»
4. ЛСГ «Музыкальные направления»
5. ЛСГ «Музыкальные характеристики»
6. ЛСГ «Мероприятия, связанные с музыкой»
7. ЛСГ «средства и способы исполнения/звучания музыкальных произведений»
8. ЛСГ «Лица, связанные с искусством»
Учитывая несколько принципов, выделили лексико-тематические группы. Например, принцип тематичности, принцип наличия терминов, принцип ограниченности языковых единиц и принцип актуальности использования языковой единицы в учебном процессе.
Далее, как отмечают многие исследователи, в лингвистике понятие ЛТГ связано с синонимией. В лексико-тематическую группу слова могут объединяться по нескольким критериям, в том числе — на основе общего, выражаемого всеми входящими в лексико-семантическую группу словами, понятия. В нашей работе мы отобрали две ЛСГ и в подгруппе « Музыканты, исполнители общей семой является «Музыканты и исполнители». Они считаются гиперонимом данных лексических единиц. Итак, лексемы данной ЛСГ находятся в отношениях синонимии, однако внутри данной ЛСГ можно выделить микрогруппы, которые могут вступать в отношения антонимии (индивидуальное исполнение/ коллективное), а также включать в свое лексическое значение дополнительные семантические компоненты (высокопроффесиональное исполнение - виртуоз, солист). Кроме того, их дифференциальной семантической семой является следующее: музыкальный коллектив, группа, артист.
А в подгруппе «Мероприятия, связанные с музыкой» общей семантической семой являются событие или мероприятие, связанное с музыкой. Естественно, гипероним данных единиц считается мероприятием, связанное с музыкой. Стоит отметить, что лексемы данной ЛСГ находятся в отношениях синонимии, к примеру, фестиваль, гастроли, онлайн-фестиваль, концерт - все эти лексемы относятся к музыкальной деятельности и означаю т публичное мероприятие, где происходит выступление музыкантов перед аудиторией. Соответственно, некоторые лексемы находятся в отношениях антонимии, например: онлайн-фестиваль может рассматриваться как антонимы фестивалей, гастролей и концертов, поскольку первые проходят в онлайн-формате, а не перед живой аудиторией.
Следует отметить, что лексика, которая входит в ЛСГ «музыкант, исполнитель» и ЛСГ «Мероприятия, связанные с музыкой », употребляется с другими словами, придает дополнительное значение или несет соответствующую стилистическую окраску. Например, слова ЛСГ «музыканты» сочетаются с лексемами ЛСГ «деньги», «покупки». Кроме того, была установлена следующая корреляция: для описания классической музыки обычно используется лексика, заимствованная из латинского, французского, итальянского языков. Для описания современного искусства чаще используется лексика, заимствованная из английского языка (флейтовый баттл, онлайн-фестиваль).
Итоговые результаты нашего исследования могут быть использованы в процессе обучения русскому языку иностранных студентов. Эти результаты также могут быть полезны при разработке языковых и коммуникативных упражнений, которые помогут студентам учитывать контекст при определении значения слов и обогатить свою коммуникативную компетенцию .
В данной работе лексико-семантическая группа исследуется как лексическое объединение, в котором слова группируются на основе интегральной семы, набор дифференциальных сем может быть однотипным, повторяющимся и специфическим для каждой ЛСГ
Под лексико- тематической группой понимается совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров.
Следует отметить, что публицистический стиль и его отдельная жанровая форма- интервью находятся во взаимодействии: интервью, как текст журналистский, вобрало в себя основные черты жанра публицистики: стандартизированность и выразительность, клише и поиск оригинального выражения; интервью, в свою очередь, повлияло и на другие жанры публицистики.
Во второй главе нашей работы проведен анализ особенностей семантики и функционирования единиц ЛТГ «Музыка» в русском языке.
Классификация по тематическому принципу позволяет выявить системные отношения в лексике на уровне парадигматики, синтагматики и словообразования. В работе предложена семантическая классификация языковых единиц, состоящая из 11 больших групп с подгруппами. Такие как:
1. ЛСГ «Музыканты, исполнители»
2. ЛСГ« Музыкальные инструменты»
3. ЛСГ «Места, связанные с музыкой»
4. ЛСГ «Музыкальные направления»
5. ЛСГ «Музыкальные характеристики»
6. ЛСГ «Мероприятия, связанные с музыкой»
7. ЛСГ «средства и способы исполнения/звучания музыкальных произведений»
8. ЛСГ «Лица, связанные с искусством»
Учитывая несколько принципов, выделили лексико-тематические группы. Например, принцип тематичности, принцип наличия терминов, принцип ограниченности языковых единиц и принцип актуальности использования языковой единицы в учебном процессе.
Далее, как отмечают многие исследователи, в лингвистике понятие ЛТГ связано с синонимией. В лексико-тематическую группу слова могут объединяться по нескольким критериям, в том числе — на основе общего, выражаемого всеми входящими в лексико-семантическую группу словами, понятия. В нашей работе мы отобрали две ЛСГ и в подгруппе « Музыканты, исполнители общей семой является «Музыканты и исполнители». Они считаются гиперонимом данных лексических единиц. Итак, лексемы данной ЛСГ находятся в отношениях синонимии, однако внутри данной ЛСГ можно выделить микрогруппы, которые могут вступать в отношения антонимии (индивидуальное исполнение/ коллективное), а также включать в свое лексическое значение дополнительные семантические компоненты (высокопроффесиональное исполнение - виртуоз, солист). Кроме того, их дифференциальной семантической семой является следующее: музыкальный коллектив, группа, артист.
А в подгруппе «Мероприятия, связанные с музыкой» общей семантической семой являются событие или мероприятие, связанное с музыкой. Естественно, гипероним данных единиц считается мероприятием, связанное с музыкой. Стоит отметить, что лексемы данной ЛСГ находятся в отношениях синонимии, к примеру, фестиваль, гастроли, онлайн-фестиваль, концерт - все эти лексемы относятся к музыкальной деятельности и означаю т публичное мероприятие, где происходит выступление музыкантов перед аудиторией. Соответственно, некоторые лексемы находятся в отношениях антонимии, например: онлайн-фестиваль может рассматриваться как антонимы фестивалей, гастролей и концертов, поскольку первые проходят в онлайн-формате, а не перед живой аудиторией.
Следует отметить, что лексика, которая входит в ЛСГ «музыкант, исполнитель» и ЛСГ «Мероприятия, связанные с музыкой », употребляется с другими словами, придает дополнительное значение или несет соответствующую стилистическую окраску. Например, слова ЛСГ «музыканты» сочетаются с лексемами ЛСГ «деньги», «покупки». Кроме того, была установлена следующая корреляция: для описания классической музыки обычно используется лексика, заимствованная из латинского, французского, итальянского языков. Для описания современного искусства чаще используется лексика, заимствованная из английского языка (флейтовый баттл, онлайн-фестиваль).
Итоговые результаты нашего исследования могут быть использованы в процессе обучения русскому языку иностранных студентов. Эти результаты также могут быть полезны при разработке языковых и коммуникативных упражнений, которые помогут студентам учитывать контекст при определении значения слов и обогатить свою коммуникативную компетенцию .



