Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения и описания лексики русского языка
1.1. Лексика как система 7
1.1.1. Парадигматические отношения 10
1.1.1.1. Понятие лексико-семантической группы 16
1.1.2 Синтагматические отношения 19
1.2. Языковые особенности публицистического стиля и его самой
активной жанровой формы-интервью 22
1.2.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности стиля
публицистики 22
1.2.2 Жанр интервью 27
Выводы 30
Глава 2. Функционально-семантический анализ русских единиц лексико-тематической группы «Музыка» на материале жанра интервью
2.1. Принципы отбора материала 33
2.2. Функционирование единиц лексико-тематической группы
«Музыка» 35
2.2.1. Анализ лексико-семантической группы « Музыканты,
исполнители» 35
2.2.2. Анализ лексико-семантической группы «Мероприятия, связанные с музыкой» 60
Выводы 75
Заключение 82
Список литературы 85
Приложение
Изучение лексики как системы и ее системное представление является особенно важным в обучении неродному языку. Известно, что успешное овладение языком невозможно без выработки у иностранных студентов способности к категоризации и систематизации языковых явлений.
Общепризнанными лексическими объединениями в русском языке являются лексико-семантическая группа и лексико-тематическая группа, которые позволяет представить лексику в системе с учетом семантики слов, отношений слов с учетом синонимии, антонимии, родовидовых отношений, сочетаемости слов.
Исследование профессиональной, специальной и терминологической лексики является частью общего изучения лексической системы языка и представляет собой одно из интересных и важных направлений, как с теоретической, так и с практической стороны.
Музыкальная лексика представляет особый интерес для исследователей, т.к. является исторически сложившейся системой, в которой заложено множество взаимодействующих элементов (Надольская 2017: 260-262). «В лексико- семантическом поле "музыка" отражается и своеобразие этого фрагмента языковой картины мира, связанное как с его происхождением, интернациональностыо значительной его части, так и со специализацией большего числа лексических единиц» (Джон Ын Джу 1996: 5).
Релевантным материалом изучения, на наш взгляд, могут послужить тексты интервью музыканта, исполняющего классическую музыку за последние 3-4 года. Жанр интервью, по нашему мнению, наиболее полно отражает особенности функционирования лексико-тематической группы «музыка» именно в живой, естественной беседе. В данной работе мы рассмотрим интервью известного скрипача и дирижера В. Спивакова и флейтиста Алексея Ладика вычленим те лексические единицы его речи, которые могут отнести к лексико-тематической группе «музыка». Все это обусловливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются структура тематической группы «музыка».
Предмет исследования - семантические и функциональные особенности лексических единиц, входящих в состав лексико-тематической группы «музыка» на материале интервью В. Спивакова и Алексея Ладика
Целью исследования является описание лексических единиц, относящихся к лексико-тематической группе «Музыка» в функционально-семантическом аспекте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования на основе научной литературы,
2. Осуществить выборку анализируемых лексических единиц из толковых словарей,
3. Определить семантические особенности лексических единиц, входящих в ЛТГ,
4. Определить состав, объем, структуру ЛТГ «Музыка» в русском языке,
5. Проанализировать функционирование единиц ЛТГ «Музыка» в контекстах.
Методы исследования: приём сплошной выборки материала из толковых словарей и интервью; метод компонентного анализа; метод семантического анализа; описательный метод.
Научная новизна связана с материалом-интервью с профессиональны ми музыкантами ,ранее изучение ЛТГ музыка на подобном материале не проводилось.
Гипотеза исследования заключается в том, что функционально-семантическо анализ единиц ЛТГ музыка способствует выявлению их семантических и стилистических особенностей.
Материалом для данной работы является интервью известного скрипача и дирижера В. Спивакова, интервью талантливого музыканта и флейтиста Алексея Ладика, а также материалы интернет - ресурсов по данной тематике.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в функционально-структурном описании тематической группы «Музыка», расширившем систематическое представление о этой группе.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы непосредственно в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении спецкурсов по лексикологии и лексикографии.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе исследования были проанализированы теоретические основы изучения и описания лексики русского языка, подходы исследователей к изучению системных отношений в лексике русского языка, к выделению и анализу соотношения понятий ЛСГ и ЛТГ, а также к изучению особенностей публицистического стиля (интервью).
В данной работе лексико-семантическая группа исследуется как лексическое объединение, в котором слова группируются на основе интегральной семы, набор дифференциальных сем может быть однотипным, повторяющимся и специфическим для каждой ЛСГ
Под лексико- тематической группой понимается совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров.
Следует отметить, что публицистический стиль и его отдельная жанровая форма- интервью находятся во взаимодействии: интервью, как текст журналистский, вобрало в себя основные черты жанра публицистики: стандартизированность и выразительность, клише и поиск оригинального выражения; интервью, в свою очередь, повлияло и на другие жанры публицистики.
Во второй главе нашей работы проведен анализ особенностей семантики и функционирования единиц ЛТГ «Музыка» в русском языке.
Классификация по тематическому принципу позволяет выявить системные отношения в лексике на уровне парадигматики, синтагматики и словообразования. В работе предложена семантическая классификация языковых единиц, состоящая из 11 больших групп с подгруппами. Такие как:
1. ЛСГ «Музыканты, исполнители»
2. ЛСГ« Музыкальные инструменты»
3. ЛСГ «Места, связанные с музыкой»
4. ЛСГ «Музыкальные направления»
5. ЛСГ «Музыкальные характеристики»
6. ЛСГ «Мероприятия, связанные с музыкой»
7. ЛСГ «средства и способы исполнения/звучания музыкальных произведений»
8. ЛСГ «Лица, связанные с искусством»
Учитывая несколько принципов, выделили лексико-тематические группы. Например, принцип тематичности, принцип наличия терминов, принцип ограниченности языковых единиц и принцип актуальности использования языковой единицы в учебном процессе.
Далее, как отмечают многие исследователи, в лингвистике понятие ЛТГ связано с синонимией. В лексико-тематическую группу слова могут объединяться по нескольким критериям, в том числе — на основе общего, выражаемого всеми входящими в лексико-семантическую группу словами, понятия. В нашей работе мы отобрали две ЛСГ и в подгруппе « Музыканты, исполнители общей семой является «Музыканты и исполнители». Они считаются гиперонимом данных лексических единиц. Итак, лексемы данной ЛСГ находятся в отношениях синонимии, однако внутри данной ЛСГ можно выделить микрогруппы, которые могут вступать в отношения антонимии (индивидуальное исполнение/ коллективное), а также включать в свое лексическое значение дополнительные семантические компоненты (высокопроффесиональное исполнение - виртуоз, солист). Кроме того, их дифференциальной семантической семой является следующее: музыкальный коллектив, группа, артист.
А в подгруппе «Мероприятия, связанные с музыкой» общей семантической семой являются событие или мероприятие, связанное с музыкой. Естественно, гипероним данных единиц считается мероприятием, связанное с музыкой. Стоит отметить, что лексемы данной ЛСГ находятся в отношениях синонимии, к примеру, фестиваль, гастроли, онлайн-фестиваль, концерт - все эти лексемы относятся к музыкальной деятельности и означаю т публичное мероприятие, где происходит выступление музыкантов перед аудиторией. Соответственно, некоторые лексемы находятся в отношениях антонимии, например: онлайн-фестиваль может рассматриваться как антонимы фестивалей, гастролей и концертов, поскольку первые проходят в онлайн-формате, а не перед живой аудиторией.
Следует отметить, что лексика, которая входит в ЛСГ «музыкант, исполнитель» и ЛСГ «Мероприятия, связанные с музыкой », употребляется с другими словами, придает дополнительное значение или несет соответствующую стилистическую окраску. Например, слова ЛСГ «музыканты» сочетаются с лексемами ЛСГ «деньги», «покупки». Кроме того, была установлена следующая корреляция: для описания классической музыки обычно используется лексика, заимствованная из латинского, французского, итальянского языков. Для описания современного искусства чаще используется лексика, заимствованная из английского языка (флейтовый баттл, онлайн-фестиваль).
Итоговые результаты нашего исследования могут быть использованы в процессе обучения русскому языку иностранных студентов. Эти результаты также могут быть полезны при разработке языковых и коммуникативных упражнений, которые помогут студентам учитывать контекст при определении значения слов и обогатить свою коммуникативную компетенцию .
1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика [Текст]: Синоним. средства языка / АН СССР. Науч. совет по комплексной проблеме "Кибернетика". - Москва: Наука, 1974. - 366 с.
2. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. 1971. No 5.-С. 105-113
3. Васильев, Л.М. Методы современной лингвистики / Л.М. Васильев.- Уфа: Изд-во Башкир. унив., 1997. - 183 с
4. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М., 1980. - 320 с.
5. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1980. - 320 с.
6. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. - 312с.
7. Ворошилов В. В. Журналистика. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
8. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы её описания. М.: Русский язык, 1993, 248 с.
9. Джон Ын Джу. Лексико-семантическое поле "музыка" в современном русском языке: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01. - Санкт-Петербург, 1996. - 253 с.
10. Зиновьева, Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте РКИ [Текст] / Е.И.Зиновьева.- 2-е изд.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 88 с.
11. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка [Текст]: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов / Э.В.Кузнецова. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1982.- 216 с.
12. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. Учебных. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Высшая школа, 1989. — 216с.
13. Кожина М. Н. ДускаеваЛ. Р, СалимовскийВ. А. Стилистика русского языка. Учебник. — М.: Флинта: Наука, 2008. - 464 с.
14. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: [учеб. для пед. ин-тов по спец. N 2101 «Рус. яз. и лит.»] / М. Н. Кожина. - М. : Просвещение, 2011. -
223с.
15. Лукина М.М. технология интервью : учебник-пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Журналистика" - Москва : Аспект Пресс, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 188, [1] с.; 21 см.; ISBN5-7567-0283-0 (в обл.)
16. Молотков М.И.. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990. — 415 с.
17. Морих, И.Б. Творческие задания по музыкально-теоретическим дисциплинам: учебное пособие / И.Б. Морих. —Санкт-Петербург : Композитор, 2011. — 228 с.
18. Надольская О.Н. Музыкальная лексика: константы и переменные // Научный альманах. - 2017. - No 5-2(31). - С. 260-262.
19. Новиков Л. А. Семантика русского языка. — М., 1987. - 272 с.
20. Покровский, М.М. Избранные работы по языкознанию / М.М. Покровский. -М.: изд-во АН СССР, 1959. - 382с
21. Прохорова В.Н. Лексико-семантические группы как лексические микросистемы русского языка // Системные семантические связи языковых единиц. Изд-во МГУ, 1992. 126 с.
22. Слесарева, И. П. Проблема описания и преподавания русской лексики [Текст] /И.П. Слесарева. - М.: Рус.яз., 1980.- 182 с.
23. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. - М.: Русский язык, 1990. - 174 с.
24. Степанов, Ю. С. Основы общего языкознания [Текст] / Ю.С.Степанов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1975.- 271 с.
25. Степанова ГВ. Лексико-семантическая группа глаголов речи в современном русском языке: Автореф. дис. ...канд.филол. наук. М.,1970.19с.
26. Стратонова Г. Я. Лексико-семантическая группа прилагательных, характеризующих умственные способности человека: на материале современного немецкого языка: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04. - Ленинград, 1981. - 223 с.
27. Тотрова Д.Б. О понятиях «лексико-тематическая группа» и «лексико-семантическая группа» // Бюллетень Владикавказского института управления, №37.- Владикавказ, 2011. - С. 106-120.
28. Уфимцева, А. А. Слово в лексико-семантической системе языка [Текст] / А.А.Уфимцева. - М.: Наука, 1968. - 272 с.
29. Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов// Языковедски изследлвания в чест на академик Стефан Младов. София, 1967. -526 с.
30. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. —М : Наука, 1982. — 336 с.
31. Шанский Н.М.. Лексикология современного русского языка. 4-е изд., доп. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 312 с.
Электронные ресурсы
1. Валеева, В.Д. Композиционно-стилистические особенности жанра интервью в деловых изданиях/ В.Д. Валеева, 2019. [ Электронный ресурс]
Режим доступа:
https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/29594/2019 403 valeevavd
2. Иванова, И.В. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности/ И.В. Иванова, 2009. [ Электронный ресурс]
Режим доступа:
https://www. dissercat.com/content/zhanr-intervyu-formy-bytovaniya-i-yazykovye-osobennosti
3. Тотрова Д. Б. Опонятиях «лексико-тематическая группа» и «лексико-семантическая группа», 2007 [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/050/80147.php
Список словарей
1. Большой толковый словарь русского языка С.А. Кузнецова [ Электронный ресурс]
Режим доступа: https://gufo.me/dict/kuznetsov?
2. Большой энциклопедический словарь [ Электронный ресурс] Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes?
3. Малый академический словарь [ Электронный ресурс]
Режим доступа: https://gufo.me/dict/mas?ysclid=li8wmyv5ak709559493
4. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 703 с. (ЭРЯ)
5. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Изд. 2-е. — М.: Издательство советской энциклопедии, 1969. - 608 с.
6. Толковый словарь Ефремовой [ Электронный ресурс ]
Режим доступа:
https://gufo.me/dict/efremova?ysclid=li3hnd47h8935499780
7. Толковый словарь Ожегова [ Электронный ресурс ]
Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov?ysclid=li3hs967a0693867778
8. Толковый словарь Ушакова
Режим доступа: https://gufo.me/dict/ushakov?ysclid=lho05zj5cf26704767
9. Этимологический словарь Крылова [ Электронный ресурс]
Режим доступа: https://gufo.me/dict/krylov?ysclid=li3hfsm6uc669143648
10. Этимологический словарь Шанского [ Электронный ресурс ]
Режим доступа: https://gufo.me/dict/shansky?ysclid=li3i0f1 hd7587946593
10. Этимологический словарь Макса Фасмера [ Электронный ресурс]
Режим доступа: https://gufo.me/dict/vasmer?ysclid=li3ic6hl1f353553515
11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс ]
Режим доступа:https://gufo.me/dict/brockhaus?ysclid=li3j31r4it560633922