Функционально-семантический анализ конструкции «УЙТИ В + Acc» в русской повседневной речи
|
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПОВСЕДНЕВНАЯ РЕЧЬ КАК ОБЪЕКТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 9
1.1. Понятие русской повседневной речи 9
1.1.1. Разговорная речь 10
1.1.2. Повседневная речь 12
1.2. Спонтанная речь, виды подготовленной речи, интернет-дискурс . 13
1.2.1. Спонтанная речь 13
1.2.2. Речь кино 14
1.2.3. Речь в интернете 15
1.2.4. Язык медиатекста и художественного произведения 16
1.3. Корпусный подход к анализу русской речи 18
1.4. Идиоматичность в языке и «ядерные» и «периферийные» значения
лексических единиц 20
1.5. Грамматика конструкций и понятие конструкции в разговорной
речи 22
1.6. Выводы по главе 24
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КОНСТРУКЦИИ <УЙТИ В + ACC>В РУССКОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ 26
2.1. Материал и методика исследования 26
2.2. Семантический анализ 27
2.2.1. Полисемия конструкции <Уйти в + Acc> 30
2.2.2. Идиоматичность конструкции <Уйти в + Acc> 34
2.3. Функциональный анализ 40
2.3.1. Эвфемизация 40
2.3.2. Декорация речи и придание ей книжной окраски 43
2.3.3. Придание речи экспрессивной окраски 44
2.4. Выводы по главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ СОКРАЩЕНИЙ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ИНЫХ РЕСУРСОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОФОРМЛЕНИЕ ОПРОСА О ШКАЛЕ ИДИОМАТИЧНОСТИ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕР РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА О ШКАЛЕ ИДИОМАТИЧНОСТИ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПОВСЕДНЕВНАЯ РЕЧЬ КАК ОБЪЕКТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 9
1.1. Понятие русской повседневной речи 9
1.1.1. Разговорная речь 10
1.1.2. Повседневная речь 12
1.2. Спонтанная речь, виды подготовленной речи, интернет-дискурс . 13
1.2.1. Спонтанная речь 13
1.2.2. Речь кино 14
1.2.3. Речь в интернете 15
1.2.4. Язык медиатекста и художественного произведения 16
1.3. Корпусный подход к анализу русской речи 18
1.4. Идиоматичность в языке и «ядерные» и «периферийные» значения
лексических единиц 20
1.5. Грамматика конструкций и понятие конструкции в разговорной
речи 22
1.6. Выводы по главе 24
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КОНСТРУКЦИИ <УЙТИ В + ACC>В РУССКОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ 26
2.1. Материал и методика исследования 26
2.2. Семантический анализ 27
2.2.1. Полисемия конструкции <Уйти в + Acc> 30
2.2.2. Идиоматичность конструкции <Уйти в + Acc> 34
2.3. Функциональный анализ 40
2.3.1. Эвфемизация 40
2.3.2. Декорация речи и придание ей книжной окраски 43
2.3.3. Придание речи экспрессивной окраски 44
2.4. Выводы по главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ СОКРАЩЕНИЙ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ИНЫХ РЕСУРСОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОФОРМЛЕНИЕ ОПРОСА О ШКАЛЕ ИДИОМАТИЧНОСТИ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕР РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА О ШКАЛЕ ИДИОМАТИЧНОСТИ
Повседневная русская речь в последнее время становится все более интересной для лингвистов самых разных направлений. Одной из причин такого интереса стало появление объемных корпусов, таких, в частности, как Национальный корпус русского языка (НКРЯ) и Генеральный Интернет- Корпус Русского Языка (ГИКРЯ), а также корпус повседневной русской речи «Один речевой день» (ОРД). Именно они открывают богатые возможности для изучения и описания, в том числе лексикографического, не только русского языка, но и русской спонтанной речи, как устной, так и письменной.
Чем больше лингвисты исследуют и описывают языковой и речевой материал, тем более объемный массив информации, открывающейся перед исследователями, оказывается потенциальным предметом новых научных работ. Помимо этого, спонтанная речь постоянно развивается, и количество материала, требующего лингвистического внимания, постоянно увеличивается.
Исследования русской спонтанной речи помогают зафиксировать и систематизировать новые речевые и языковые единицы, выделить новые коннотации их значений, а также многое другое. Среди возможностей изучения повседневной речи - пополнение и корректировка существующих словарных статей («обновление словарного пространства» - Богданова Л.И. 2017: 7) и описание новых употреблений известных слов и выражений. Фиксация и систематизация языкового и речевого материала позволяют обнаружить неисследованные вариации семантики многих единиц, что и является одной из задач настоящей работы.
Конструкция <Уйти в + Acc>встречается во фразеологических словарях и - в качестве примеров - в словарных статьях, посвященных как слову уйти, так и лексемам в позиции Acc. Однако далеко не все значения этих единиц, встречающиеся в словарях, позволяют полноценно описать семантику исследуемой конструкции. Повседневная, особенно разговорная, речь включает в себя большое количество вариантов ее употребления, которые также нуждаются в изучении и систематизации.
Именно поэтому настоящее исследование посвящено описанию функционально-семантического анализа данной конструкции, что позволит получить более четкое представление о ее лексическом наполнении и особенностях употребления.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что она войдет в ряд исследований, посвященных анализу единиц русской повседневной речи, которая активно изучается лингвистами разных направлений. Кроме того, в работе поставлена задача описания конструкции, которая ранее не была подробно рассмотрена. В этом можно усматривать и научную новизну исследования.
Объектом исследования является русская повседневная речь, организованная в корпус, а предметом - функционирование конструкции <Уйти в + Acc>и ее семантика.
Целью настоящего исследования является выявление и описание функционально-семантических особенностей конструкции <Уйти в + Асс> в русской повседневной речи.
К задачам, поставленным в соответствии с обозначенной целью, относятся следующие:
1) обзор литературы, связанной с темой исследования:
- русская повседневная речь (РПР),
- грамматика конструкций,
- идиоматичность,
- ядро и периферия лексико-семантического поля (ЛСП) слова.
2) создание пользовательского подкорпуса материала с помощью программы Microsoft Exel;
3) количественные характеристики пользовательского подкорпуса;
4) анализ контекстов употребления конструкции;
5) выделение и анализ значений конструкции;
6) анализ значений единиц в позиции Acc;
7) определение того, являются ли конструкции идиоматичными;
8) построение шкалы идиоматичности для рассматриваемой конструкции;
9) соотношение «ядерных» и «периферийных» значений глагола уйти;
10) выявление связи между семантикой конструкции и ее
составляющих и особенностями функционирования в РПР.
Источниками материала для настоящего исследования стали следующие ресурсы:
1) Национальный корпус русского языка:
- устный подкорпус (УП),
- основной подкорпус (ОП),
- газетный подкорпус (ГП);
- мультимедийный подкорпус (МП)
2) Г енеральный Интернет-Корпус Русского Языка;
3) окружающая устная речь;
4) интернет и соцсети;
5) корпус современной русской речи «Один речевой день»;
К научным методам, использованным в работе, относятся:
• метод сплошной выборки;
• контекстный анализ;
• сопоставительный (разговорная, публичная и др. типы речи);
• квантитативный (простые количественные подсчеты);
• экспериментальный (проведение серии опросов).
Теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении максимально полного массива единиц, соответствующих определенной конструкции, и разработка методики их функционально-семантического описания.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его результатов для создания проекта словарной статьи, описывающей данную конструкцию.
Работа имеет традиционную структуру и включает введение, две главы, заключение, списки принятых сокращений, использованной литературы, словарей и иных ресурсов и два приложения.
Во введении описаны актуальность, цель, задачи, материал и методы проведения настоящего исследования, а также указаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, описана ее структура.
В первой главе рассматриваются основные понятия, необходимые для проведения исследования.
Во второй главе, на материале пользовательского подкорпуса проводится семантический и функциональный анализ конструкции <Уйти в + Acc>.
В заключении суммируются ключевые выводы, сделанные на основе проведенного исследования.
Приложения содержат оформление опроса о шкале идиоматичности и пример его результатов.
Апробация работы: основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены в докладах на ряде научных конференций:
• Молодежный научный форум «Молодые исследователи - регионам» (Вологда, апрель 2022 г.);
• II Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Социально-педагогические инновации в образовании» (Иджеван (Армения), апрель 2023 г.).
Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
1) Конструкция <УЙТИ В + Acc>в русской повседневной речи // Молодые исследователи - регионам: материалы Международной научной конференции (Вологда, 19 апреля 2022 г.): в 3 т. Т. III. / Гл. ред. М.М. Караганова. - Вологда: ВоГУ, 2022. - C. 156-158;
2) Конструкция <Уйти в + Acc>в русской повседневной речи // Социо- и психолингвистические исследования. - № 10, 2022 - С. 70-75.
3) Полисемия конструкции <Уйти в + Acc>в русской повседневной речи // Социально-педагогические инновации в образовании. Вторая международная научно-практическая конференция 15-16 апреля 2023. Сб. статей. - Армения, Иджеван: Ереванский гос. ун-т, Иджеванский филиал, 2023. - С. 526-530.
Чем больше лингвисты исследуют и описывают языковой и речевой материал, тем более объемный массив информации, открывающейся перед исследователями, оказывается потенциальным предметом новых научных работ. Помимо этого, спонтанная речь постоянно развивается, и количество материала, требующего лингвистического внимания, постоянно увеличивается.
Исследования русской спонтанной речи помогают зафиксировать и систематизировать новые речевые и языковые единицы, выделить новые коннотации их значений, а также многое другое. Среди возможностей изучения повседневной речи - пополнение и корректировка существующих словарных статей («обновление словарного пространства» - Богданова Л.И. 2017: 7) и описание новых употреблений известных слов и выражений. Фиксация и систематизация языкового и речевого материала позволяют обнаружить неисследованные вариации семантики многих единиц, что и является одной из задач настоящей работы.
Конструкция <Уйти в + Acc>встречается во фразеологических словарях и - в качестве примеров - в словарных статьях, посвященных как слову уйти, так и лексемам в позиции Acc. Однако далеко не все значения этих единиц, встречающиеся в словарях, позволяют полноценно описать семантику исследуемой конструкции. Повседневная, особенно разговорная, речь включает в себя большое количество вариантов ее употребления, которые также нуждаются в изучении и систематизации.
Именно поэтому настоящее исследование посвящено описанию функционально-семантического анализа данной конструкции, что позволит получить более четкое представление о ее лексическом наполнении и особенностях употребления.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что она войдет в ряд исследований, посвященных анализу единиц русской повседневной речи, которая активно изучается лингвистами разных направлений. Кроме того, в работе поставлена задача описания конструкции, которая ранее не была подробно рассмотрена. В этом можно усматривать и научную новизну исследования.
Объектом исследования является русская повседневная речь, организованная в корпус, а предметом - функционирование конструкции <Уйти в + Acc>и ее семантика.
Целью настоящего исследования является выявление и описание функционально-семантических особенностей конструкции <Уйти в + Асс> в русской повседневной речи.
К задачам, поставленным в соответствии с обозначенной целью, относятся следующие:
1) обзор литературы, связанной с темой исследования:
- русская повседневная речь (РПР),
- грамматика конструкций,
- идиоматичность,
- ядро и периферия лексико-семантического поля (ЛСП) слова.
2) создание пользовательского подкорпуса материала с помощью программы Microsoft Exel;
3) количественные характеристики пользовательского подкорпуса;
4) анализ контекстов употребления конструкции;
5) выделение и анализ значений конструкции;
6) анализ значений единиц в позиции Acc;
7) определение того, являются ли конструкции идиоматичными;
8) построение шкалы идиоматичности для рассматриваемой конструкции;
9) соотношение «ядерных» и «периферийных» значений глагола уйти;
10) выявление связи между семантикой конструкции и ее
составляющих и особенностями функционирования в РПР.
Источниками материала для настоящего исследования стали следующие ресурсы:
1) Национальный корпус русского языка:
- устный подкорпус (УП),
- основной подкорпус (ОП),
- газетный подкорпус (ГП);
- мультимедийный подкорпус (МП)
2) Г енеральный Интернет-Корпус Русского Языка;
3) окружающая устная речь;
4) интернет и соцсети;
5) корпус современной русской речи «Один речевой день»;
К научным методам, использованным в работе, относятся:
• метод сплошной выборки;
• контекстный анализ;
• сопоставительный (разговорная, публичная и др. типы речи);
• квантитативный (простые количественные подсчеты);
• экспериментальный (проведение серии опросов).
Теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении максимально полного массива единиц, соответствующих определенной конструкции, и разработка методики их функционально-семантического описания.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его результатов для создания проекта словарной статьи, описывающей данную конструкцию.
Работа имеет традиционную структуру и включает введение, две главы, заключение, списки принятых сокращений, использованной литературы, словарей и иных ресурсов и два приложения.
Во введении описаны актуальность, цель, задачи, материал и методы проведения настоящего исследования, а также указаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, описана ее структура.
В первой главе рассматриваются основные понятия, необходимые для проведения исследования.
Во второй главе, на материале пользовательского подкорпуса проводится семантический и функциональный анализ конструкции <Уйти в + Acc>.
В заключении суммируются ключевые выводы, сделанные на основе проведенного исследования.
Приложения содержат оформление опроса о шкале идиоматичности и пример его результатов.
Апробация работы: основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены в докладах на ряде научных конференций:
• Молодежный научный форум «Молодые исследователи - регионам» (Вологда, апрель 2022 г.);
• II Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Социально-педагогические инновации в образовании» (Иджеван (Армения), апрель 2023 г.).
Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
1) Конструкция <УЙТИ В + Acc>в русской повседневной речи // Молодые исследователи - регионам: материалы Международной научной конференции (Вологда, 19 апреля 2022 г.): в 3 т. Т. III. / Гл. ред. М.М. Караганова. - Вологда: ВоГУ, 2022. - C. 156-158;
2) Конструкция <Уйти в + Acc>в русской повседневной речи // Социо- и психолингвистические исследования. - № 10, 2022 - С. 70-75.
3) Полисемия конструкции <Уйти в + Acc>в русской повседневной речи // Социально-педагогические инновации в образовании. Вторая международная научно-практическая конференция 15-16 апреля 2023. Сб. статей. - Армения, Иджеван: Ереванский гос. ун-т, Иджеванский филиал, 2023. - С. 526-530.
Несмотря на распространенность и понятность конструкции <Уйти в + Acc>для носителей русского языка, ее функционал и семантика в современной повседневной речи оказываются далеко не полностью зафиксированными в словарях разного типа, что помогает исправить взгляд на нее с точки зрения коллоквиалистики и использование корпусного подхода к сбору и систематизации материала.
В настоящем исследовании была поставлена цель - описание семантики конструкции <Уйти в + Acc>и анализа особенностей ее функционирования, что может помочь в разработке новых и «обновлении» существующих словарных статей, в практике перевода и преподавания русского языка как иностранного. Эта цель представляется выполненной. Реализованы были и все поставленные задачи, а также были отмечены актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В перспективе этот анализ и подобные ему можно будет использовать для создания новых и расширения старых словарных статей, для уточнения переводов русских художественных текстов на другие языки и для обучения студентов-иностранцев русскому языку.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
1. На сегодняшний день словарных данных на глагол уйти и конструкцию <Уйти в + Acc>явно недостаточно для описания этих единиц, хотя большая часть употреблений все же была найдена в словарях. Стоит отметить также, что множество толкований этой конструкцции восстанавливается лишь через значение слова в позиции Асс (которое часто обнаруживается лишь в словарях ненормативной лексики).
2. Конструкция <Уйти в + Acc>полисемична. Наиболее яркими примерами таких многозначных употреблений оказались уйти в тень, уйти в небытие, уйти в закат, уйти в отрыв, уйти в отказ, уйти в сторону.
3. Исследуемая конструкция обладает таким свойством, как идиоматичность, степень проявления которой можно отобразить на шкале, расположив употребления от наименее идиоматичных (свободные сочетания) к наиболее идиоматичным (устойчивые фразеологизмы).
4. Исследуемая конструкция имеет три основных сферы функционирования:
• эвфемизация. Конструкция и ее отдельные примеры зачастую используются для маскировки тех или иных явлений. Самый «хрестоматийный» пример - конструкции типа уйти в небытие/мир иной и т. п., означающие ‘умереть’. Однако встретились и другие варианты: так, представляется, что сочетания уйти в срыв/ в подъезды представляют собой маскировку явлений, связанных с неприемлемым образом жизни, а уйти в тень/сторону можно отнести к так называемым политическим эвфемизмам;
• декорация речи и придание ей книжной окраски («вокнижение»). Анализ ряда контекстов показал, что рассматриваемая конструкция может употребляться в функции «декоратива». Используя книжное уйти в небытие, а также просто красивые выражения вроде уйти в тьму времен, говорящие делают (или пытаются делать) свою речь изящнее;
• придание речи экспрессивной окраски. Кроме того, выяснилось, что довольно большая часть употреблений рассматриваемой конструкции выступает в роли усилителя, придавая речи большую экспрессивность. Образ ментального погружения, который создает глагол уйти, а также разговорность/экспрессивность/книжность существительных в позиции Асс делают такие выражения, как уйти в умат, уйти в агрессию и т. д., более воздействующими на слушателя, чем синонимичные им опьянеть, стать агрессивным.
Таким образом, было проведено исследование, которое имеет перспективу продолжения через усовершенствование методики поиска, отбора и анализа подобных единиц. Результаты исследования могут быть использованы для пополнения («обновления») словарного пространства и развития коллоквиалистики и корпусного подхода в разных областях лингвистики.
В настоящем исследовании была поставлена цель - описание семантики конструкции <Уйти в + Acc>и анализа особенностей ее функционирования, что может помочь в разработке новых и «обновлении» существующих словарных статей, в практике перевода и преподавания русского языка как иностранного. Эта цель представляется выполненной. Реализованы были и все поставленные задачи, а также были отмечены актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В перспективе этот анализ и подобные ему можно будет использовать для создания новых и расширения старых словарных статей, для уточнения переводов русских художественных текстов на другие языки и для обучения студентов-иностранцев русскому языку.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
1. На сегодняшний день словарных данных на глагол уйти и конструкцию <Уйти в + Acc>явно недостаточно для описания этих единиц, хотя большая часть употреблений все же была найдена в словарях. Стоит отметить также, что множество толкований этой конструкцции восстанавливается лишь через значение слова в позиции Асс (которое часто обнаруживается лишь в словарях ненормативной лексики).
2. Конструкция <Уйти в + Acc>полисемична. Наиболее яркими примерами таких многозначных употреблений оказались уйти в тень, уйти в небытие, уйти в закат, уйти в отрыв, уйти в отказ, уйти в сторону.
3. Исследуемая конструкция обладает таким свойством, как идиоматичность, степень проявления которой можно отобразить на шкале, расположив употребления от наименее идиоматичных (свободные сочетания) к наиболее идиоматичным (устойчивые фразеологизмы).
4. Исследуемая конструкция имеет три основных сферы функционирования:
• эвфемизация. Конструкция и ее отдельные примеры зачастую используются для маскировки тех или иных явлений. Самый «хрестоматийный» пример - конструкции типа уйти в небытие/мир иной и т. п., означающие ‘умереть’. Однако встретились и другие варианты: так, представляется, что сочетания уйти в срыв/ в подъезды представляют собой маскировку явлений, связанных с неприемлемым образом жизни, а уйти в тень/сторону можно отнести к так называемым политическим эвфемизмам;
• декорация речи и придание ей книжной окраски («вокнижение»). Анализ ряда контекстов показал, что рассматриваемая конструкция может употребляться в функции «декоратива». Используя книжное уйти в небытие, а также просто красивые выражения вроде уйти в тьму времен, говорящие делают (или пытаются делать) свою речь изящнее;
• придание речи экспрессивной окраски. Кроме того, выяснилось, что довольно большая часть употреблений рассматриваемой конструкции выступает в роли усилителя, придавая речи большую экспрессивность. Образ ментального погружения, который создает глагол уйти, а также разговорность/экспрессивность/книжность существительных в позиции Асс делают такие выражения, как уйти в умат, уйти в агрессию и т. д., более воздействующими на слушателя, чем синонимичные им опьянеть, стать агрессивным.
Таким образом, было проведено исследование, которое имеет перспективу продолжения через усовершенствование методики поиска, отбора и анализа подобных единиц. Результаты исследования могут быть использованы для пополнения («обновления») словарного пространства и развития коллоквиалистики и корпусного подхода в разных областях лингвистики.
Подобные работы
- Функционально-семантический анализ конструкции «УЙТИ В + Acc» в русской повседневной речи
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2023



