Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Керамика пунчхон в собраниях музеев мира

Работа №126606

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы98
Год сдачи2023
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Керамические сосуды пунчхон в собраниях музеев мира: основные коллекции, история их формирования, изучения и популяризации, наиболее значимые экспонаты 10
§ 1. Музеи Республики Корея 11
§ 1.1. Национальный музей Кореи (^^^^^#^) 11
§ 1.2. Художественный музей Хорим (Ж^ ^^^) 17
§ 1.3. Лиум, Художественный музей Samsung (Фл3 П1^Ф ^^) 22
§ 2. Музеи Соединенных Штатов Америки 26
§ 2.1. Метрополитен-музей (The Metropolitan Museum of Art) 26
§ 2.2. Коллекции пунчхон в других музеях Соединенных Штатов Америки 30
§ 3. Музеи Японии 34
§ 4. Музеи Канады 36
§ 5. Музеи Европы 37
Глава 2. Основные типы керамических сосудов пунчхон в коллекциях музеев мира 42
Глава 3. Художественное оформление сосудов пунчхон, хранящихся в коллекциях музеев мира 51
Заключение 60
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов 64
Приложения 70
Приложение 1. Основные выставки корейской керамики из собраний музеев мира в 1987-2023 гг 70
Приложение 2. Типология сосудов пунчхон в собраниях музеев мира 73
Приложение 3. Иллюстрации: образцы керамики пунчхон из собраний музеев мира 76

Керамика пунчхон (^^) 1 появилась, а затем широко распространилась на Корейском полуострове в раннюю эпоху Чосон2, а именно в XV-XVI вв. Этот самобытный корейский тип керамики не сразу был замечен и оценен по достоинству коллекционерами, историками и искусствоведами. «Затерявшись» между такими яркими и известными типами керамики, как селадон3 и фарфор, истоки которых лежат в керамическом производстве Китая, скромный исконно корейский пунчхон долго оставался «золушкой» в семье корейской керамики.
До начала XV в. основным продуктом керамического производства в Корее являлась керамика селадон, техника обжига которого, а также формы и типы сосудов были заимствованы из Китая. Однако к концу эпохи Корё (вторая половина XIV в.) техника производства и декорирования сосудов селадон претерпела ряд изменений, начали появляться новые, корёские черты селадона: особый, зеленовато-нефритовый оттенок глазури, антропоморфные, зооморфные и фитоморфные формы сосудов. Исторические события, связанные с монгольским нашествием, прекращением существования государства Корё и возникновением государства Чосон, положили конец производству корёского селадона. Но именно корёский селадон заложил основу для развития нового типа керамики — пунчхон, который поначалу имел некоторые характерные черты селадона.
Керамика пунчхон является замечательным творением корейских мастеров эпохи Чосон. Восприняв технологическое и художественное наследие корейского керамического производства прошлых веков, эти мастера смогли создать новый, абсолютно самобытный тип керамики. Отличительными особенностями керамики пунчхон являются, во-первых, технология производства (эти сосуды изготавливались из такой же сероватой глины, что и селадон Корё, но их сначала покрывали белым ангобом, и только потом глазуровали и обжигали), а во-вторых, особые формы сосудов и использование определенных техник и мотивов декорирования. Пунчхон отличается необычайной живостью, легкостью и динамичностью форм, экспрессивностью орнаментов.
«Золотой век» пунчхон продолжался недолго. Во время Имчжинской войны в 1592-1598 гг. японские завоеватели познакомились с работами корейских гончаров. Керамика пунчхон настолько понравилась японским захватчикам, что они увезли в Японию множество сосудов, а заодно забрали с собой и гончаров. Так керамика пунчхон стала основой и источником вдохновения для создания знаменитой японской керамики мисима.
Прекращение производства керамики пунчхон связано не только с японским вторжением в Корею, но и с появившейся и быстро распространившейся модой на новый тип керамики — фарфор, который вытеснил пунчхон.
Несмотря на самобытность и оригинальные особенности пунчхон, в научном сообществе далеко не сразу заинтересовались этим типом керамики. Так, до 1930-х годов термин «пунчхон» не употреблялся учеными. До XX в. пунчхон было принято называть «пудренным селадоном»4, а термин «пунчхон» ввел в употребление корейский искусствовед Ко Юсоп5. Стоит отметить, что изучение европейцами корейского исторического и культурного наследия, в частности керамики, началось значительно позднее, чем приобщение к культурам Японии и Китая. С началом международных контактов в XIX в. европейцы стали знакомиться и с культурой Кореи, что послужило толчком к началу сбора материалов и информации об этой восточной стране, а также к коллекционированию, покупке, получению в качестве подарков предметов традиционного искусства, письменных памятников, археологических артефактов и многого другого. Это, в свою очередь, привело к началу формирования частных и государственных коллекций в разных уголках мира. Ключевую роль в создании коллекций сыграли дипломаты, миссионеры, путешественники, которые прибывали в Корею.
К 2023 году в музеях большинства стран мира представлены корейские экспонаты, в том числе и сосуды пунчхон, однако коллекции этих сосудов, как правило, невелики, что еще раз говорит об относительно недавно возникшем интересе к керамике пунчхон и о переосмыслении уже во второй половине XX столетия значения этого типа керамики в контексте корейской традиционной культуры.
За последние десятилетия корейская культура приобрела беспрецедентную популярность в мире. Широко распространяется не только массовая культура: корейский кинематограф, поп-музыка и т.д. Правительство Республики Кореи уделяло и продолжает уделять значительное внимание повышению имиджа родной страны на мировой арене. Так, в рамках политики «Мягкой силы» правительство Республики Корея способствует налаживанию культурного обмена, организации выставок корейского искусства, активной деятельности таких организаций, как Корейский фонд (Korea Foundation)6, Фонд зарубежного корейского культурного наследия (Overseas Korean Cultural Heritage Foundation, ^^^*fl^^*fl*fl^) 7 и т.д. Эти организации способствуют развитию исследований в области изучения истории и культуры Кореи8.
Актуальность темы данного исследования обусловлена, во-первых, относительно малой изученностью корейской традиционной керамики пунчхон в российском востоковедении, и, во-вторых, вниманию к возросшему влиянию политики «Мягкой силы»9 Республики Корея в сфере культуры на популяризацию корейского искусства и, в частности, керамики пунчхон. За последние годы в различных музеях мира были организованы десятки выставок, посвященных керамике пунчхон, выпущены монографии и каталоги, проводились исследования, посвященные данной теме. Учитывая отсутствие коллекций керамики пунчхон в музеях Российской Федерации, введение в научный оборот этих сведений может послужить толчком для активизации отечественных исследований в этой области.
Сосуды пунчхон представлены во многих музеях, расположенных в разных уголках мира, однако количество экспонатов в коллекциях может быть незначительным, а информация о керамических изделиях пунчхон и об истории их появления в собрании того или иного музея не всегда выложена в открытый доступ. В связи с этим, в данной работе будут рассмотрены наиболее значимые коллекции сосудов пунчхон, информация о которых доступна для изучения.
Объектом исследования является керамика пунчхон в собраниях музеев мира. Предмет исследования — история формирования музейных коллекций пунчхон, их изучения и популяризации, а также основные типологические, стилистические и образные особенности керамических сосудов пунчхон, хранящихся в музеях мира.
Целью данного исследования является комплексный анализ коллекций керамики пунчхон в собраниях музеев мира.
Задачи:
1) Выявить наиболее значимые коллекции керамики пунчхон в собраниях музеев мира.
2) Обозначить основные вехи формирования музейных коллекций пунчхон, рассказать о музейной деятельности, направленной на изучение и популяризацию керамики пунчхон.
3) Определить причины интереса к этой теме в среде коллекционеров и музейщиков.
4) Рассмотреть основные типы сосудов пунчхон и определить, в каких музейных коллекциях находятся эти керамические изделия.
5) Определить основные типы декора, характерные для керамики пунчхон, и найти примеры соответствующих сосудов в коллекциях музеев мира.
Основным методом, использованным при работе над темой, стал метод комплексного источниковедческого анализа — сведения, полученные при изучении научной литературы и интернет-источников, были сопоставлены с материалами натурного обследования образцов керамики пунчхон. Для изучения типов и декора сосудов пунчхон задействованы методы, применяемые в искусствоведении, — иконографический и формально-стилистический.
При написании работы были использованы книги на русском, английском и корейском языках, привлечены общие труды по истории и культуре Кореи, по корейской керамике, а также статьи и научные работы, посвященные керамике пунчхон. Важнейшим источником информации стали каталоги выставок, посвященных корейской керамике, в том числе и керамике пунчхон.
Кроме того, были привлечены материалы с сайтов различных музеев мира, например, сайтов Метрополитен-музея в Нью-Йорке10, Британского музея в Лондоне11, Национального музея Кореи в Сеуле12, музея Хорим в Сеуле13, Музея Восточной керамики в Осаке14, а также Музея Востока в Москве15, Музея искусств Университета Мичигана16 и т.д. Использованы ресурсы сайтов организаций Корейский фонд (Korea Foundation)17 и Фонд зарубежного корейского культурного наследия (Overseas Korean Cultural Heritage Foundation, ^Х^Д^^ДМ^)18. Обширные собрания керамики пунчхон находятся в США. Благодаря материалам, размещенным на сайтах музеев, университетов и исследовательских центров различных штатов США стало возможным получить и проанализировать ценную информацию об истории формирования коллекций, а также познакомиться в дистанционном режиме с предметами, являющимися частью коллекций. Кроме того, при посещении музеев в Республике Корея удалось непосредственно познакомиться с музейными коллекциями, составить более полное впечатление о них, описать и проанализировать отдельные экспонаты.
Книги и каталоги, изданные корейскими музеями, дают возможность оценить примерное количество сохранившихся экземпляров керамики, а также получить информацию о формах, декоре и датировке керамических изделий. Так, каталоги, выпущенные Национальным музеем Кореи 19 и Художественным музеем Хорим20, позволяют сформировать более широкое представление не только о разновидностях и количестве сосудов, хранящихся в собраниях этих музеях, но также о специфике декора, форм и датировки сосудов пунчхон.
Для более углубленного исследования керамики пунчхон в собраниях музеев мира были изучены труды, посвященные как непосредственно керамике пунчхон, так и в целом корейской керамике, а также публикации по истории и культуре Кореи. Монография О.Н. Глухаревой «Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX века» дает возможность провести сравнение особенностей культуры в разные этапы развития корейской истории21 . Благодаря каталогу Государственного Эрмитажа «Рожденная в пламени. Корейская керамика из Национального музея Кореи» удается получить информацию как об истории развития керамического производства в Корее в целом, так и о деталях керамических сосудов: их декоре и формах22 . Монография Ким Чеёля «Белый фарфор и пунчхон» создает представление о керамике пунчхон в историческом, культурном, художественном контексте23. Монография С.О. Курбанова «История Кореи: с древности до начала XXI в.» позволяет представить основные события корейской истории в эпоху Корё и Чосон24. Благодаря труду Роберта Кёлера «Корейская керамика: Красота природных форм» мы получаем возможность рассмотреть керамику разных периодов корейской истории и провести сравнительный анализ корейских керамических изделий25.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений. В первой главе рассмотрены сосуды пунчхон в основных собраниях музеев мира, история формирования музейных коллекций пунчхон, их изучения и популяризации. Во второй главе проанализированы основные типы керамических изделий типа пунчхон, представленных в собраниях музеев мира. В третьей главе рассмотрено художественное оформление этого типа керамики. Предложенная структура работы соответствует порядку решения поставленных задач — сначала характеризуются коллекции музеев мира, в которых хранится керамика пунчхон, а потом рассматривается типология сосудов и их оформление, иллюстрируемые примерами конкретных вещей из музейных собраний.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Керамика пунчхон, производившаяся с XIV до XVI века, занимает важное место в культуре Кореи. Она является своеобразным переходным этапом от корёского селадона к чосонскому фарфору. Этот тип керамики обладает уникальными, исконно корейскими чертами. Однако изучение пунчхон как отдельного самобытного типа керамики началось довольно поздно, уже в конце XX столетия, причем как в самой Корее, так и за ее пределами. Этот процесс активизировался в XXI веке благодаря систематизации коллекций мировых музеев и значительной помощи правительства Республики Корея и южнокорейских организаций и фондов. За последние годы были проведены десятки выставок корейской керамики, в частности пунчхон, к ним были выпущены каталоги, появились статьи и монографии на разных языках, посвященные как отдельным типам сосудов, так и корейской керамике и сосудам пунчхон в целом.
В последние десятилетия изучение корейского искусства и керамики пунчхон значительно расширилось. Важной вехой в рамках популяризации корейской культуры стал южнокорейский проект по созданию глобальной базы данных предметов корейского культурного наследия. В рамках этого проекта многие экспонаты в музеях мира были оцифрованы и внесены в единую базу. Фонд зарубежного корейского культурного наследия ведет непрерывную статистику количества корейских экспонатов за рубежом.
Изучение научных публикаций и страниц официальных сайтов музеев позволило составить представление об основных коллекциях сосудов пунчхон в собраниях музеев мира. В музейных собраниях представлены сосуды пунчхон разнообразных форм, декорированные в различных техниках. Безусловно, наиболее значимые коллекции предметов культурного достояния хранятся в Республике Корея. Тем не менее, согласно статистике на сайте Фонда зарубежного корейского культурного наследия, обширные коллекции предметов культурного наследия Кореи находятся в Японии. Это связано с тем, что в первой половине XX столетия Корея была под колониальным гнетом Японской империи. Следующее место по количеству экспонатов занимает США. В Канаде также есть коллекции корейского искусства, однако они не столь многочисленны и часто содержат лишь фрагменты сосудов пунчхон. В европейских странах представлены значительные коллекции корейского искусства, в том числе и керамики пунчхон. В Российской Федерации также есть предметы культурного наследия Кореи, однако, по сравнению с коллекциями в Японии, Америке и Европе, число их совсем невелико, а керамика пунчхон в российских собраниях отсутствует.
Собрания музеев в XIX- XX веках в основном формировались на основе частных коллекций, но начиная с конца XX века и в XXI столетии корейские фонды и организации, а также само правительство Республики Корея стали активно способствовать расширению и развитию западных коллекций корейского искусства и популяризации знаний о корейской культуре, искусстве и, в частности, о керамике пунчхон. Подобная активность непосредственно связана с политикой «Мягкой силы» Республики Корея. В рамках этой политики проводится множество выставок, мероприятий, выпускаются книги, статьи и каталоги к выставкам. Кроме того, оказывается значительная финансовая помощь. Например, во многих музеях США галереи корейского искусства были открыты или модернизированы благодаря помощи Республики Корея. Особенное внимание популяризации корейского искусства уделяется в Метрополитен-музее. За последние два десятилетия там было проведено более 20 выставок, посвященных искусству Кореи. Совместно с корейскими искусствоведами выпущены каталоги, посвященные керамике пунчхон. Спонсорами многих выставок корейского искусства на Западе являются корейские фонды, корпорации и музеи Кореи. Таким образом, в становлении, развитии, расширении западных музейных коллекций, а также популяризации корейского искусства ключевую роль играет Республика Корея.
В XXI в. многие корейские фонды передали на временное хранение в зарубежные музеи некоторые сосуды пунчхон. Несмотря на поддержку со стороны Республики Корея, некоторые зарубежные коллекции еще недостаточно тщательно изучены и систематизированы. Многие керамические изделия в зарубежных коллекциях обозначаются базовыми общими терминами, в то время как существуют определенные корейские названия этих предметов в соответствии с особенностями их формы и спецификой использования. По фотографиям, выложенным на сайтах музеев, иногда черно-белым, очень сложно определить, к какому именно типу относится сосуд. Тем не менее, изучение корейского искусства развивается и на Западе —публикуются статьи, аудио и видео материалы на различных Интернет-площадках, знакомящие западную публику с корейским искусством.
Изучение публикаций по теме позволило установить, что выделены основные типы сосудов, изготавливавшихся корейскими гончарами. Однако далеко не все эти типы можно увидеть в музеях за пределами Кореи. Так, в зарубежных музеях представлены известные еще по корёскому селадону вазы мэбён, кувшины различных форм, сосуды юйхучунь, миски, блюда, чаши, бутыли чангун. Однако лишь в корейских музеях посетители могут увидеть сундучки кве, бутыли чарабён, курильницы и сосуды для хранения благовоний.
Изучение музейных собраний позволило установить, что сосуды пунчхон в основном украшались в минималистичном стиле. Так, поверхность сосуда могла покрываться лишь ангобом (окрашивание при помощи полного погружения в ангоб или нанесения ангоба кистью). Другой распространенной техникой декора была штамповка, с помощью которой часто выполнялся орнамент в виде маленьких цветов хризантем. Изображения рыб и растительные мотивы (например, цветы лотоса) часто исполнялись в технике резьбы. Различного рода узоры и рисунки могли наноситься с помощью подглазурной росписи или с помощью таких техник, как инкрустация сангам или сграффито. Сосуды, выполненные в этих техниках, представлены в различных музейных собраниях. Хотя в декоре преобладали растительные мотивы и изображения животных, иногда встречаются абстрактные геометрические орнаменты.
Таким образом, за последние несколько десятилетий изучение и популяризация корейской культуры и искусства значительно расширились. Привлечение цифровых технологий позволяет познакомиться с корейским искусством фактически в любой точке мира и помогает исследованию керамики пунчхон. При поддержке правительства Республики Корея корейское искусство постепенно занимает значимое место в истории мировой культуры.
Корейская керамика пунчхон далеко не сразу стала предметом интереса музейщиков и коллекционеров, которых привлекали, прежде всего, корёский селадон и чосонский фарфор, обязанные своим возникновением связям с Китаем. Простота и самобытность, изящество и уникальность форм, исконно корейское происхождение пунчхон, его влияние на развитие японской керамики мисима, — все эти интересные черты постепенно были оценены по достоинству. Минимализм и живость пунчхон позволяет этому стилю звучать порой удивительно современно. По сравнению с корёским селадоном и фарфором эпохи Чосон, керамических изделий пунчхон сохранилось значительно меньше, что, безусловно, только добавляет ценности каждому предмету. Подобно тому, как сама Корея долгое время оставалась в тени двух великих соседей — Китая и Японии, и не так давно начала раскрывать миру своеобразие своей культуры, так и керамика пунчхон, затерявшаяся было среди знаменитых селадона и фарфора, явила современным исследователям свой неброский, но элегантный и самобытный образ.


Научная литература на русском языке:
1. Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока (Малая история искусств). М., 1979. 376 с.
2. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX века. М., 1982. 256 с.
3. Государственный Эрмитаж. Керамика и фарфор Дальнего Востока. Проблемы стиля и взаимовлияний. СПб., 2012. 184 с.
4. Елисеева И.А. Опыт изучения средневековой корейской керамики в собрании Государственного музея Востока // Искусство стран зарубежного Востока. (Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. XXI ). М., 1992. С. 78-103.
5. Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. СПб., 2018. 744 с.
6. Рожденная в пламени. Корейская керамика из Национального музея Кореи: каталог выставки, Санкт-Петербург, 29 июля - 6 ноября 2016. СПб., 2016. 232 с.
7. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: С древнейших времен до 1904 г. Т. 1. М., 2011. 533 с.
8. Толстокулаков И.А. Очерк истории корейской культуры. Владивосток, 2002. 240 с.
9. Хохлова Е.А. Керамика по госзаказу и не только // Восточная коллекция. 2014. № 3. С. 34-39.
10. Цетлин Ю.Б. Керамика. Понятия и термины историко-культурного подхода. М., 2017. 346 с.
Научная литература на английском языке:
11. Akaboshi G., Nokamaru H. Five centuries of Korean ceramics: pottery and porcelain of the Yi dynasty. New York, 1975. 159 p.
12. Choi Joonsik. Understanding Koreans and their culture. Seoul, 2007/2010. 232 p.
13. Constancy and Change in Korean Traditional Craft Between Serenity and Dynamism; Korean Ceramics. London, 2017. 151 p.
14. Hearn M. K. Asian Art at the Metropolitan Museum. New York, 2015. 48 p.
15. Kang Kyungsook. Korean Ceramics. Seoul, 2008. 232 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ