Цифровое неравенство в контексте политики интеллектуализации транспортной инфраструктуры: ограничения и барьеры реализации концепции «мобильности как услуги
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы политики интеллектуализации транспортной инфраструктуры 7
1.1 Концептуальные подходы формирования и развития интеллектуальных
транспортных систем в России 7
1.2 Характеристика цифрового неравенства в транспортной инфраструктуре
1.3 Концепция «мобильность как услуга» в управлении транспортным
поведением 21
Глава 2. Анализ ограничений и барьеров реализации «мобильности как
услуги» на примере провайдеров 31
2.1 Общая характеристика компаний провайдеров 31
2.2 Специфика интеллектуализации транспортной инфраструктуры в России 44
2.3 Анализ возможностей, проблем и перспектив реализации «мобильности
как услуги» в России 57
Заключение 70
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Сегодня эффективная и слаженная работа всех элементов транспортной системы лежит в основе экономического развития, являющихся двигателями современной экономики. Развитие современных городов напрямую зависит от эффективности работы транспортной системы и качества оказываемых транспортных услуг, которые обеспечивают населению доступ к различным ресурсам и оказывают непосредственное влияние на качество жизни. Современные транспортные услуги используют инновационные подходы и современные цифровые решения для повышения комфортности и безопасности пассажирских перевозок за счет интеграции интеллектуальных решений и эффективной работы с большими объемами данных. Аналитика больших данных лежит в основе концепции управления городской мобильностью «мобильность как услуга» (Mobility-as-a-service; MaaS). Многообразие транспортных услуг и пассажирских сервисов позволяет перейти от восприятия мобильности как физического перемещения к восприятию мобильности как услуги, позволяющей жителям города выбирать, планировать, оплачивать и контролировать свои перемещения с помощью единого удобного в использовании мобильного приложения.
Центром концепции «мобильность как услуга» становится городской общественный и альтернативный транспорт - наиболее экологичный и устойчивый способ передвижения в мегаполисе, позволяющий увеличить объем оказываемых транспортных услуг при одновременном снижении загруженности на дорогах и сокращении выхлопов углекислого газа и мелкодисперсных частиц. Внедрение MaaS-решений в транспортные услуги для жителей городов позволяет предлагать наиболее эффективные и персонализированные транспортные услуги, цель которых - отказ жителей от использования личных автомобилей в пользу наиболее устойчивых способов перемещения.
В условиях ускорения темпов цифровизации для современной России возрастает риск цифрового неравенства и возникновения «эффекта Матфея», связанный с выходом на следующую волну роста цифровой экономики на основе сдвига от ориентированного на потребителя интернета к промышленной цифровизации на основе технологий Индустрии 4.0. Особую актуальность внедрение инновационных цифровых методов управления транспортными услугами приобретает в условиях снижения цифрового неравенства. MaaS-решения обеспечивают не только комфорт и бесшовность перемещения на транспорте, но и высокий уровень информирования жителей мегаполиса, позволяя планировать перемещения с учетом загрузки транспорта.
Целью исследования состоит в научно-методическом обосновании специфики интеллектуализации транспортной системы в городе как средство снижения цифрового неравенства и разработке направлений преодоления цифрового неравенства в контексте реализации «мобильность как услуга».
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Изучить теоретические основы политики интеллектуализации транспортной инфраструктуры;
2. Рассмотреть концептуальные подходы формирования и развития интеллектуальных транспортных систем в России;
3. Дать характеристику цифровому неравенству в транспортной инфраструктуре;
4. Рассмотреть концепцию «мобильность как услуга» в управлении транспортным поведением;
5. Представить анализ ограничений и барьеров реализации «мобильности как услуги» на примере провайдеров;
6. Дать общую характеристику компаний провайдеров;
7. Отобразить специфику интеллектуализации транспортной
инфраструктуры в России;
8. Провести анализ возможностей, проблем и перспектив реализации «мобильности как услуги» в России.
Объект исследования - интеллектуализация транспортной системы.
Предмет исследования - цифровое неравенство в контексте политики интеллектуализации транспортной инфраструктуры.
Методологической основой исследования послужили методы эмпирического исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание. Кроме того, были применены общие логические методы научного познания - анализ и синтез. Также использовались основные методы маркетинговых исследований - метод кейс-анализа проектов внедрения MaaS-решений
Информационно-эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, определяющие понятие транспортной услуги; зарубежные и российские статистические и аналитические данные, опубликованные в научной и отраслевой литературе, а также в профессиональных периодических изданиях; результаты исследований зарубежных и российских ученых и практикующих экспертов в сферах снижения цифрового неравенства.
Внедрение информационных и интеллектуальных систем позволяет повысить эффективность и надежность транспортной системы в целом, оптимизировать транспортные потоки в реальном режиме времени, снизить риски и угрозы транспортной безопасности. Считаем, что помощь и поддержка в решении данных вопросов должна быть обеспечена не только со стороны руководителей самих транспортных организаций, но и со стороны государства.
Деятельность по ликвидации цифрового разрыва, наряду с обеспечением технических возможностей доступа к современным информационным технологиям, должна быть в первую очередь направлена на работу с наиболее уязвимыми в этом плане категориями населения и сглаживанию действия перечисленных факторов. Необходимо принять как должное тот факт, что отдельные социальные группы в принципе не способны освоить цифровое пространство. Но это не означает, что они должны быть де факто ограничены в правах и превратиться в людей «второго цифрового сорта».
Следует создавать центры коллективного доступа к информационным ресурсам, оснащенные грамотными специалистами, способными оказать необходимую помощь. Особое внимание необходимо уделить социально незащищенным группам, вменив дополнительные функции по работе в информационной среде социальным работникам.
MaaS - это относительно недавняя и быстро меняющаяся концепция, связанная с инновационной мобильностью, которая представляет собой гибридную технологическую инновацию, сочетающую ИКТ с бизнес- моделью для предоставления интегрированного доступа к транспортным услугам.
MaaS является не просто новой транспортной услугой, а инновационной моделью распределения мобильности, ориентированной на персональные потребности пассажиров. С позиции организационных моделей реализации концепции можно сказать, что жесткое регулирование препятствует участию частного сектора и снижает возможность использования инновационного потенциала, и наоборот - слишком слабое регулирование способствует появлению системы инновационной мобильности, не отвечающей общественным интересам. Следовательно, выбранная организационная модель должна оптимизировать приоритеты государственного и частного секторов и способствовать формированию конкурентоспособной и устойчивой городской мобильности.
Транспорт оказывает существенное влияние на масштабы общественного производства, его структуру и уровень развития, создает добавленную стоимость продукции всех отраслей экономики и выступает одной из важных отраслей в структуре экономики страны. Экономический механизм современного транспорта - рынок, позволяющий в отношениях свободы и соперничества достигать экономических результатов в транспортной деятельности. Предприятия транспорта функционируют в условиях влияния на их деятельность большого числа различных факторов: внешних и внутренних, воздействие части из них существенно ограничивает деятельность. В условиях сложившегося рынка управление деятельностью как транспортных предприятий, так и отрасли, предполагает анализ рыночной конъюнктуры, в рамках которого с учетом выявленных особенностей и исследования структуры рынка оцениваются показатели, позволяющие прогнозировать и планировать развитие отрасли в целом.
В современном крупном городе в условиях разнообразия предлагаемых транспортных услуг, бурного развития цифровых технологий маркетинговое управление транспортным поведением предполагает внимательное изучение всех факторов, влияющих на поведение горожан, объединение усилий провайдеров транспортных услуг, технических специалистов, городских властей, предпринимательских структур и конечных потребителей по развитию и продвижению таких моделей, которые позволяют быстро реагировать на изменения окружающей среды и одновременно избирательно воздействовать на нее по определенным направлениям.
В современных мегаполисах управление транспортным поведением жителей осуществляется через комплексное использование административного, экономического, социально-психологического и технологического методов управления, при этом цифровые технологии не только обеспечивают применение технологического метода управления транспортным поведением, но и повышают эффективность остальных указанных методов за счет обеспечения комплексного контроля за выполнением соответствующих им мер.
В настоящее время различные страны и регионы активно участвуют в осуществлении и применении MaaS. Десятки сервисов приложений были запущены по всему миру. Потенциал MaaS в качестве реального решения для городской мобильности становится очевидным. Если онлайн-платформы для поездок будут легко интегрированы в систему общественного транспорта, это станет важным фактором в сокращении сегодняшней доли частного автомобильного трафика, способствуя сокращению как выбросов углерода, так и загрязнения.
Таким образом, можем сделать вывод в целом, цифровое неравенство является серьезной проблемой в России, и необходимо принимать меры для разрешения этой проблемы. Основными направлениями решения данной проблемы могут быть:
1. Необходимо расширение доступности интернета по всей стране.
2. Совершенствование программы снижения цифрового неравенства.
3. Разработка программ поддержки цифровизации бизнеса.
4. Равный доступ к транспортным услугам.
1. Александров, О. А. Логистика: учебное пособие / О. А. Александров. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 217 с.
2. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика: учебник и практикум для вузов / Б. А. Аникин, Р. В. Серышев, В. А. Волочиенко ; ответственный редактор Б. А. Аникин. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 454 с.
3. Борисов, А.Н., Крумберг О.А., Федоров И.П. Принятие решений на основе нечетких моделей. Примеры использования. - Рига: Зинатне, 1990. -184с.
4. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 150 с.
5. Булгаков С.В. Интегрированная логистика // Наука и технологии железных дорог. - 2018. - 3(7). - С.57-63.
6. Волкова, Е. М. Развитие совместного потребления в городских транспортных системах / Е. М. Волкова // Инновационные транспортные системы и технологии. - 2021. - Т. 7, № 3. - С. 56-66.
7. Герами, В. Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для вузов / В. Д. Герами, А. В. Колик. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 533 с.
8. Гулый, И. М. Методология оценки экономических эффектов инвестирования в цифровые технологии на транспорте / И. М. Гулый // Транспортные системы и технологии. - 2019. - Т. 5, № 4. - С. 124-133.
9. Завьялов, Д. В. Эволюция концепции городской мобильности / Д. В. Завьялов, О. В. Пищикова, О. В. Сагинова // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10, № 2. - С. 309-320.
10. Затонский А.В. Информационные технологии: разраб. информ. модел.: Учебное пособие / А.В. Затонский. - Москва: Риор, 2020. - 384 с.
11. Иванов В. М. Интеллектуальные системы: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 92 с.
12. Кочетова А. О., Сарычева С. А. Основные положения теоретической электротехники и электроники в устройствах сигнализации, централизации, блокировки // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2022. - № 1-3. - С. 39-46.
13. Кочетова А. О., Сарычева С. А. Рассмотрение основных законов
электротехники // Наука в современном мире: результаты исследований и открытий: сб. науч. тр. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. (Анапа, 8 июня 2022 г.). - Анапа: «Научно-исследовательский центр
экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2022. - С. 83-88.
14. Кочетова А. О., Сарычева С. А., Тарасов Е. М. Связь электротехнических дисциплин, изучаемых на младших курсах, со специальными дисциплинами на примере курса «математическое моделирование систем и процессов» // Дни студенческой науки: сб. материалов 49-й науч. конф. обучающихся СамГУПС (Самара, 5-16 апреля 2022 г.). - Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2022. - С. 128-131.
15. Кудицкая И. А., Рогожин А. Н., Сафиуллина Л. Х. Как
программное обеспечение интеллектуальных транспортных систем способно повлиять на дорожную систему Российской Федерации // Вектор развития управленческих подходов в цифровой экономике: материалы II Всерос. науч.- практ. конф. (Казань, 5 декабря 2019 г.). - Казанский инновационный
университет им. В. Г. Тимирясова. - Казань: Изд-во «Познание», 2020. - С. 120-124.
16. Логистика и управление цепями поставок на транспорте: учебник для вузов / И. В. Карапетянц и др.; под редакцией И. В. Карапетянц, Е. И. Павловой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 362 с.
17. Лукомская О. Ю. Системный подход при проектировании интеллектуальных транспортных систем // Ю.О. Лукомская / - СПб.: Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН, 2019. - С. 37-43.
18. Любарский Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы / Ю.Я. Любарский. - М.: Наука, 2018. - 228 с.
19. Матназаров Д. Д. Создание систем технической помощи в интеллектуальной транспортной системе // Организация дорожного движения и безопасность на дорогах европейских городов: материалы Междунар. молодежной науч.- практ. конф. (Орел, 23 апреля 2014 г.). - Чешский технический университет в Праге; ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК». - Орел, 2014. - С. 53-59.
20. Методологические аспекты управления качеством транспортного обслуживания / О. В. Сагинова, И. В. Спирин, Н. Б. Завьялова, Р. Р. Сидорчук // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - Т. 7, № 2(26). - С. 28-37.
21. Микитюк С. А. Оптимизация трудовых процессов // Лучшая научная работа - 2022: сб. ст. III Междунар. науч.- иссл. конкурса (Пенза, 15 января 2022 г.). - Пенза: Наука и Просвещение, 2022. - С. 105-108.
22. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности / Я.В. Мочалова // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». - 2017. - С. 246-247.
23. Неруш, Ю. М. Планирование и организация логистического процесса: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю. М. Неруш, С. А. Панов, А. Ю. Неруш. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 422 с.
24. Николаева Р. В. Совершенствование транспортной системы на основе развития интеллектуальных транспортных систем // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 25-26 февраля 2016 г.). - Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности, 2016. - С. 387-392.
25. Пищикова, О. В. Анализ моделей реализации концепции «Мобильность как услуга» в управлении городским транспортом / О. В. Пищикова // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т. 11, № 3. - С. 555-564.
26. Розенберг, И. Н., Цветков В. Я. Комбинаторное решение транспортной задачи // Наука и технологии железных дорог. - 2018. - Т.2. 4(8).
- С.3-10.
27. Романов, А. С. Механизм образования внешних эффектов от повышения транспортной доступности, обусловленной развитием высокоскоростного железнодорожного сообщения / А. С. Романов, М. А. Лякина // Транспортные системы и технологии. - 2020. - Т. 6, № 4. - С. 127¬142.
28. Сагинова, О. В. Модели городской мобильности и логистика крупного города / О. В. Сагинова // Экономика, предпринимательство и право.
- 2020. - Т. 10, № 2. - С. 321-330.
29. Сарычева С. А., Кочетова А. О., Тарасова А. Е. Разработка комплекса лабораторных работ по технологиям компьютерных сетей для изучения передачи пакетной информации // Дни студенческой науки: сб. материалов 49-й науч. конф. обучающихся СамГУПС (Самара, 5-16 апреля 2022 г.). - Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2022.
30. Солодкий, А. И. Транспортная инфраструктура: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Солодкий, А. Э. Горев, Э. Д. Бондарева; под редакцией А. И. Солодкого. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 327 с.
31. Тенденции цифровой экономики в сфере корпоративных финансов и информационных технологий. Коллективная монография / под общ. ред. Д.Ю. Подповетной, Т.В. Максимовой. - М.: Перо, 2019. - 235 с.
32. Хабаров В. И., Теселкин А. А., Сарычев С. П. Система управления транспортным комплексом как элемент интеллектуальной транспортной системы // Наука, образование, кадры: материалы конференции в рамках V Междунар. форума «Транспорт Сибири» (Новосибирск, 25-28 мая 2016 г.) / Сибирский государственный университет путей сообщения. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2016. - С. 13-17.
33. Чертыковцев, В. К. Управление логистическими процессами: учебное пособие для вузов / В. К. Чертыковцев. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 190 с.
34. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» /
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http: //static. government.ru/media/files
/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pd f (дата обращения: 12.02.2023).
35. Бреслав Л.А. Сколько пенсионеров в Росссии? / opensii.info. URL: https://opensii.info/answers/skolko-pensionerov-v-rossii/(дата обращения: 08.02.2023).
36. Интернет в России в 2022 году: самые важные цифры и статистика / отчет Digital-2022. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-v-rossii- v2022-godu-samye-vazhnye-cifry-i-statistika/(дата обращения: 06.04.2022).
37. Что не так с цифровыми госуслугами в России и как это исправить // РБК, 31.01.2022. URL:https://trends.rbc.ru/trends/social/61 f3cda09a7947711d74fddd (дата обращения: 05.03.2023).
38. Охота на ведьм. Как в России штрафуют за отрицательные ПЦР-
тесты // Фонтанка.ру, 28.07.2021. URL: https: //www.fontanka.ru
/2021/07/28/70047365/ (дата обращения: 05.03.2023).
39. Juan A. A. et al. Simheuristics applications: dealing with uncertainty in logistics, transportation, and other supply chain areas //2018 winter simulation conference (WSC). - IEEE, 2018. - С. 3048-3059.
40. Li G. Development of cold chain logistics transportation system based on 5G network and Internet of things system //Microprocessors and Microsystems. - 2021. - Т. 80. - С. 103565.
41. Dai B. et al. Coindice: Off-policy confidence interval estimation //Advances in neural information processing systems. - 2020. - Т. 33. - С. 9398-9411.
42. Skelboe S. Computation of rational interval functions //BIT Numerical Mathematics. - 1974. - Т. 14. - №. 1. - С. 87-95.
43. Tsvetkov V. Ya. Not Transitive Method Preferences. // Journal of International Network Center for Fundamental and Applied Research. 2015. 1(3), - pp.34-42.
44. Maschler M., Zamir S., Solan E. Game theory. — Cambridge University Press, 2020.
45. Boukezzoula R. et al. Gradual interval arithmetic and fuzzy interval arithmetic //Granular Computing. — 2021. — Т. 6. — №. 2. — С. 451-471.
46. Yao Y. Three-way decision and granular computing //International Journal of Approximate Reasoning. — 2018. — Т. 103. — С. 107-123
47. Boer M, Turetken O, Adali O. A Review of Business Models for Shared Mobility and Mobility-as-a-Service (MaaS): A Research Report. Netherlands: January, 2020, 65 p.
48. Wong YZ, Hensher DA, Mulley C. Emerging transport technologies and the modal efficiency framework: A case for mobility as a service (MaaS). Sydney: February, 2018, 28. p.
49. Li Y, Voege T. Mobility as a Service (MaaS): Challenges of Implementation and Policy Required. Journal of Transportation Technologies. 2017;07(02):95-106. DOI: 10.4236/jtts.2017.72007.
50. Jittrapirom P, Caiati V, Feneri A, Ebrahimigharehbaghi S, Alonso Gonzalez M, Narayan J. Mobility as a service: A critical review of definitions, assessments of schemes, and key challenges. Urban Planning, 2017;2(2):13-25. DOI: 10.17645/up.v2i2.931.
51. Tschanz N., Zimmermann H.-D. The electronic mall bodensee as
platform for the development of travel services [Электронный ресурс] // Information and communication technologies in tourism. — 1996. — URL: https://link.springer. com/chapter/10.1007/978-3-7091-7598-9_23 (дата
обращения: 20.03.2023).
52. A topological approach to mobility as a service: a proposed tool for understanding requirements and effects, and for aiding the integration of societal goals [Электронный ресурс] / J. Sochor, H. Arby, I. M. Karlsson, S. Sarasini // ScienceDirect. — 2018. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs/pii/S2210539518300476 (дата обращения: 20.03.2023).
53. Karlsson I. M., Sochor J., Str€omberg H. Developing the ‘Service’ in
mobility as a service: experiences from a field trial of an innovative travel brokerage [Электронный ресурс] // ScienceDirect. — 2016. — URL:
https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S2352146516302794 (дата обращения: 20.03.2023).
54. WHIMPACT: Insights from the world’s first mobility-as-aservice (MaaS) system [Электронный ресурс] / A. Hartikainen, J. Pitk€anen, A. Riihel€a et al. // Whimapp.com. — 2019. — URL: https://whimapp.com/blog/value-of-maas/(дата обращения: 20.03.2023).
55. Big Data and Mobility as a Service [Электронный ресурс] / Wenjing
Li, Ryosuke Shibasaki, Haoran Zhang, Jinyu Chen // ScienceDirect. — 2022. — URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/
B9780323901697000026?via%3Dihub (дата обращения: 20.03.2023).