Разработка распределенной информационной системы для управления сведениями о результатах интеллектуальной деятельности: клиентская часть, сбор статистики, создание отчетов
Научным работникам, исследователям и иным творческим деятелям необходимо управлять сведениями о своих результатах интеллектуальной деятельности в сфере исследований и разработок. В случае малого количества публикаций, их учёт возможно проводить вручную, но при большом количестве достижений структурировать информацию становится сложно.
Рассмотрим несколько реальных примеров, когда необходимо предоставить список научных трудов, более подробно:
• пользователю необходимо написать автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В этом случае, на последней странице (или ближе к концу) авторы приводят списки своих публикаций по теме диссертации;
• лаборатории необходимо составить годовой отчет, в котором должны быть списки достижений, в том числе список публикаций от группы исследователей, работающих в лаборатории;
• научным сотрудникам может понадобиться список опубликованных статей, монографий и иных интеллектуальных работ при заполнении бланка расчета индивидуального рейтингового показателя (ИРП) результативной научной деятельности, чтобы получить надбавку к заработной плате;
• при подаче сведений для автоматизированной системы учета результатов интеллектуальной деятельности Российской академии наук (АСУ РИД) лаборатории требуется предоставить публикации сотрудников;
• для выступления в качестве официального оппонента и подачи отзыва по кандидатской диссертации также необходимо предоставить список опубликованных научных работ;
• необходимы ссылки и в собственных публикациях, в том числе и на свои работы. В данном случае пристатейный список оформляется в виде списка литературы.
В теории, количество работ в сфере исследований, необходимых к предъявлению, может быть неограничено. Очевидно, что с такими списками вручную работать затруднительно. Необходимо также учитывать и то, что для разных ситуаций требуются списки в разных форматах (например, .doc или .xls), а также разных типов (например, в виде списка литературы или таблицы).
Нельзя не сказать, что не существует похожих систем, предназначенных для работы с публикациями. Но существующие системы имеют ряд недостатков и не покрывают все возникающие потребности. Поэтому создается система, позволяющая автоматизировать работу со списком публикаций.
Разрабатываемая информационная система RADOMS (Research And Development Outcomes Management System) [28], предназначенная для автоматизации редактирования списка публикаций и создания выборки в различных форматах по задаваемым фильтрам, состоит из базы данных для хранения информации о пользователях и их публикациях, а также из веб-приложения, позволяющего работать с данными из базы.
Работа с публикациями подразумевает внесение данных о публикации в базу с помощью ручного заполнения форм или путем импорта из заранее подготовленного EXCEL файла в формате CSV/XLS/XLSX, редактирование данных, а также экспортирование их из базы в соответствии с запросом пользователя в различных форматах на выбор, например, в DOC/DOCX, EXCEL(CSV/XLS/XLSX).
Целью проекта RADOMS является автоматизация управления сведениями о результатах интеллектуальной деятельности. Целью настоящей работы является реализация клиентской части приложения в рамках проекта по созданию вышеописанной системы. В частности, поставлены следующие задачи: создание страниц веб-приложения, форм и модальных окон, импорт списка публикаций из файла, сбор статистики о сервисе, хранение данных в пределах сессии, реализация групповой работы.
В ходе работы над данным проектом:
• опубликована статья на конференции СПИСОК-2016: Грибков К.В., Хайдаршин А.М., Суворова А.В., Тулупьев А.Л. Проект RADOMS: программные компоненты серверной части // Материалы 6-й всероссийской научной конференции по проблемам информатики СПИСОК-2016. (26-29 апреля 2016 г. Санкт-Петербург). СПб.: ВВМ, 2016. С. 463-476;
• принята в печать статья: Хайдаршин А.М., Зотов М.А., Суворова А.В., Тулупьев А.Л. Распределенная информационная система RADOMS. Клиентская часть, сбор статистики, создание отчетов // Материалы 7-й всероссийской научной конференции по проблемам информатики СПИСОК-2017. (26-28 апреля 2017 г. Санкт- Петербург). СПб: ВВМ, 2017;
• направлена заявка на регистрацию системы в РОСПАТЕНТ.
В рамках данной бакалаврской работы были достигнуты следующие результаты:
• рассмотрены существующие аналоги разрабатываемой системы и выявлены недостатки этих аналогов;
• проведен обзор инструментов, необходимых для выполнения поставленных задач;
• сформированы требования к функциональности комплекса;
• созданы веб-страницы и модальные окна для различных действий внутри сервиса;
• создана страница администратора со статистикой о системе;
• реализованы функции для импорта и экспорта публикаций;
• реализованы функции создания и вступления в группу для совместной работы.
Возможные дальнейшие пути развития комплекса:
• создание Telegram бота, компилирующего список публикаций пользователя;
• разнообразие выходных форматов файлов при экспорте.