Аннотация 1
Введение 1
Симультанное восприятие времени и предвосхищение будущего 2
Современное искусство: предвосхищение будущего или конструирование вымышленных миров 3
Коммуникативный формат произведения искусства 4
Дискурсивный анализ арт-проектов 7
Литература 14
Abstract 16
References 16
В середине прошлого века Г. М. Маклюэн показал глубину тех изменений, к которым приведет развитие информационных технологий: электронные медиа не только откроют доступ к огромным массивам информации, они освободят человека от привычки довольствоваться однообразными последовательными паттернами и создадут потенциал для полного и глубокого вовлечения в среду и в самого себя [1]. Сегодня в условиях интенсивного развития цифровой среды внимание зачастую сосредоточено на негативных моментах, таких как перегруженность информацией, рассеянное внимание, фрагментарное восприятия реальности. Признавая существование таких проблем, следует видеть и позитивные следствия развития цифровых медиа. Нельзя не согласиться с Г. М. Маклюэном в том, что цифровые медиа будят воображением, генерируют глубокое ощущение текущего момента и благодаря обнаружению многоуровневых взаимосвязей между самыми разными областями жизни помогают преодолевать линейное мышление и развивать способность схватывать мир в его целостности и динамике [1]. Человек вовлекается в одновременный мир, где «все и сразу», где все резонирует со всем. Такая среда превращает сознание в гибкую, сложную, эмоционально активную структуру, способную оперировать разнообразными пространственно-временными континуумами.
Процесс развития такого сознания зримо прослеживается в искусстве конца XX — начала XXI в. Современный художник обладает особой чувствительностью к реальности и потому способен видеть то, что еще скрыто от большинства. Возможно, в основе такой способности лежит симультанное восприятие времени, которое всегда было присуще художнику, но в цифровую эпоху становится важнейшим условием открытия еще неявленного. Подтвердить или опровергнуть это предположение может анализ арт-проектов, в которых время становится предметом художественной рефлексии, причем как декларируемой, так и скрытой. Первый вопрос, который сразу встает перед исследователем, заключается в выборе метода, способного увидеть темпоральное измерение арт-проектов. Второй вопрос касается условий восприятия произведения, о которых должен позаботиться художник, если он желает создать общее со зрителем коммуникативное пространство.
Представляется, что дискурсивный анализ является необходимым инструментом для понимания арт-проектов, которые предвосхищают будущее, открывают его зрителям в закодированной форме, ключом к которой, как правило, оказывается код времени. В рассмотренных арт-проектах дискурсивный анализ позволил проследить, как идея времени собирает в единое целое, в некоторую функционирующую структуру разрозненные на первый взгляд смысловые единицы. Даже эскизный дискурсивный анализ серии арт-проектов О. Элиассон, С. Муками, с одной стороны, и комплексного арт-проекта «Ловец» И. Банникова, Е.Ковалевой и А.Мукановой — с другой, показывает, как сложно организован и динамичен код времени. И не важно, открыто ли ставится проблема времени или код времени оказывается глубоко скрытым. Именно он собирает и рассеивает смыслы, трансформирует их, возвращает в первородное состояние и снова отпускает в стихию игры означающих, предлагая зрителю проделать свой путь в смысловом ландшафте произведения искусства.
1. McLuhan, Herbert Marshall. Understanding Media. The Extension of Man. London: The MIT Press, 1994.
2. Levin, David Michael. The Opening of Vision. Nihilism and the Postmodern Situation. New York; London: Routledge,1988.
3. Барт, Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. c фр. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. Косиков. М.: Прогресс; Универс, 1994.
4. Манович, Лев. Язык новых медиа. Пер. Диана Кульчицкая. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
5. Metahaven. Digital Tarkovsky. Moscow: Strelka Press, 2018.
6. Dolezel, Lubomir. Heterocosmica. Fiction and Possible Worlds. Baltimore: John Hopkins University Press, 1998.
7. Wilson, Stephen. АИ + Science Now. How Scientific Research and Technological Innovation are becoming key to 21st-Сentury Aesthetics. London: Thames & Hudson, 2010.
8. Dunne, Anthony, and Fiona Raby. Speculative Everything. Design, Fiction, and Social Dreaming. Cambridge, MA; London: MIT Press, 2013.
9. Казаринова, Надежда. Межличностная коммуникация: социально-конструкционистский анализ. СПб.: ЛЭТИ, 2006.
10. Berger, Peter L., and Thomas Luckmann. The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, N.Y.: Anchor Books, 1966.
11. Bourdieu, Pierre. The Logic of Practice. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990.
12. Thiboult, Paul John. Social Semiotics as Praxis. Text, Social Meaning Making, and Nabokov’s Ada. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991. (Theory and History of Literature).
13. Эко, Умберто. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Пер. А. Погоняйло, В. Розник. СПб.: Петрополис, 1998.
14. Gasparov, Boris. Speech, Memory, and Meaning: Intertextuality in Everyday Language. Berlin; New York: De Gruyter Mouton, 2010. (Trends in Linguistics. Studies and Monographs, bk. 214).
15. Kwastek, Katja. Aesthetics of Interaction in Digital Art. Cambridge, MA: MIT Press, 2013.
...