Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения семантики словообразовательных компонентов русского слова
1.1 Основные теоретические положения теории словообразования в работах
по современной лингвистике 7
1.2 Типы словообразовательных моделей в русском языке 7
1.2.1 Способы русского словообразования 9
1.2.2 Функциональные особенности некорневых аффиксов русского
языка 14
1.3. Словообразование и формообразование русских лексем 19
1.3.1 Интегральные и дифференциальные свойства изменения лексем в
русском и китайском языках 19
1.4. Понятие «словообразовательного гнезда» в работах по лексикографии 22
1.4.1. Описание структурно-семантических особенностей
словообразовательных гнезд в работах русских и китайских лингвистов 22
1.4.2. Аспекты изучения семантики словообразовательного гнезда в русской и
китайской лексикографии 25
Выводы 27
2.1. Понятие семантики словообразовательных компонентов русского
слова 29
2.1.1.Значение приставок в лексемах с корнем «дым» в отражении внеязыковых фрагментов действительности 31
2.1.2. Значение суффикса в лексемах с корнем «дым» в отражении
внеязыковых фрагментов действительности 39
2.2. Словообразовательное гнездо лексемы «дым» как фрагмент каузальной
языковой картины мира 50
2.2.1. Функция корневого компонента в отражении национальной языковой
картины мира 51
2.2.2. Функции словообразующих аффиксов в отражении национальной
языковой картины мира 55
Выводы 57
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Языковая картина мира в сознании носителей языка отражается с помощью различных разрядов слов - номинативных, вербальных, атрибутивных и др. Центральное место принадлежит номинативной лексике, которая, как известно, разделяется на «предметную» и «абстрактную». Вместе с тем лексический состав языка включает слова, которые занимают особое положение в отражении языковой картины мира. Это лексемы, включающие в свою семантику категорию каузативности и связанные с предметным миром отношениями «условие - следствие». Анализ доступных лексикографических работ свидетельствует, что данный пласт лексики ещё не имеет полного описания и представляет собой актуальную проблематику современной лингвистики.
Основные проблемы словообразования были описаны в работах известных русских учёных: Г.О.Винокур, В.В.Лопатин, Ю.С.Маслов, А.И.Моисеев, М.В.Панов, А.И.Смирницкий, П.А.Соболев и многие другие.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что, во-первых, слово дым имеет важное значение во многих областях жизни, так как корень «дым», являясь самостоятельной лексемой, всегда связан c каузативными отношениями с лексемой «огонь».. Во-вторых, проблематика каузативности словообразовательного гнезда слов с корнем "дым" описана, на наш взгляд, недостаточно полно.
Во-третьих, словообразовательное гнездо с корнем "дым" включает большое количество единиц, относящихся к различным каузативным темам и подгруппам, которые важно классифицировать для целей обучения русскому языку. Так как «огонь» играет незаменимую роль в жизни человека, и существует много выражений, связанных с лексемой «дым» в русском и китайском языках.
Объектом исследования в данной работе является лексические единицы, входящие в словообразовательное гнездо с корнем дым, представленные в речевых ситуациях отражения внеязыковой реальности.
Предмет исследования - лексемы с аффиксальными компонентами в словообразовательном гнезде с корнем дым, отражающие фрагменты внеязыковой картины мира.
Цель работы - Выявить и описать аффиксальные компоненты словообразовательного гнезда лексемы "дым" и описать семантические особенности этих компонентов с позиций каузативности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования;
2. Отобрать представленные в словарях лексические единицы с корнем дым;
3. Выделить и описать семы каузативности словообразовательного гнезда с корнем «дым»;
4. Определить фрагменты внеязыковой картины мира, выраженных каузативными конструкциями рассматриваемого словообразовательного гнезда.
5. Определить область фоновых знаний китайского и русского языков, связанных со словом «дым».
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы и приемы исследования:
1. Метод направленной выборки из «Корпуса русского языка;
2. Метод контекстуального анализа;
3. Описательный анализ;
4. Сопоставительный анализ;
5. Приемы словообразовательного анализа.
Материал исследования: интернет-ресурсы и словари. «Корпус русского языка», «Большой толковый словарь РЯ»; «Словарь иностранных слов» (https://gufo.me/dict/foreign words); «Новый толково-словообразовательный словарь русского языка», «ЖДЖД^Д», «Жлд^Ж^Д».
Гипотеза: аффиксальные компоненты лексемы "дым" определяют фрагменты внеязыкового мира, связанные причинно-следственными отношениями с понятием «огонь».
Научная новизна данной работы заключается в описании и классификации словообразовательных компонентов в лексических единицах с
корнем "дым" и в классификации лексем семантическими характеристиками и каузативными отношениями.
Теоретическая значимость работы: описание каузативных отношений в словообразовательном гнезде с корнем «дым» с позиций когнитивной и функциональной лингвистики как одного из способов организации виртуальной реальности.
Практическая значимость работы: возможность использования результатов исследования при обучении иностранных студентов, использовать результаты исследования на семинарах по лексикографии, морфологии, лингвистике и фразеологии; при разработке серии курсов и семинаров по русскому языку и русскому языку как иностранному.
Структура диссертации: Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, в котором представлен список производных существительных с корнем слова "дым" и фразеологических выражений из исследования.
Выполненный анализ основных теоретических исследований по словообразованию (Казак М.Ю., Земская Е.А., Ж^Ж ^ШЖи др.) и изучению словообразовательных гнезд (Н. В. Пятаева., Тихонов А.Н. и др.) позволил выделить основные принципы нашего исследования и показал, что в проблемах словообразования одно из важных мест занимает словообразовательное гнездо, единицы которого обладают системными семантическими связями.
В результате анализа определении состава словообразовательного гнезда с корнем «-дым-», проведенного с опорой на ряд словарей, выявлено, что словообразовательное гнездо с вершиной -дым- включает в себя 12 новых лексических единиц.
Исследованные лексические единицы с корнем «-дым-» классифицируются в соответствии с правилами словообразовательного способа образования. Методом сплошной выборки из шести словарей (включая китайские) выявлено и описано словообразование рассматривается как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс. Китайский и русский языки - два разных типа языка, в которых наблюдаются как сходства, так и различия в плане словообразования.
новообразований и представлена семантика словообразовательных компонентов (корня, приставки и суффикса).
Анализ показал, что в словообразовательном гнезде с корнем «дым» используется префиксов: за-, про-, на-, без-. Они дополняют основное значение лексемы «дым» и именуют следующие явления неязыковой действительности:
• Наполнение пространства дымом;
• Начало действие, начало наполнение дымом;
• Описывает объект, который не выделяет дыма или не содержит его;
• В пространстве возникает большое количество дыма;
• Предмет или вещь были опущены в дым и пропитан запахом дыма.
Выявлено, что с корнем «дым» используются следующий ряд суффиксов: ок-, -ник, -ище, -н, -и. Новообразования именуют следующие фрагменты действительности:
• Уменьшительный оттенок, означает небольшую струйку дыма, которая выходит из трубы и не является сильной;
• Обозначает функциональную принадлежность объекта, т.е. это конструктивный элемент, созданный для вывода дыма из здания;
• Усиления и акцентирует внимание на силе, масштабе и интенсивности процесса выделения дыма;
• Указывают на процессы, связанные с выделением дыма, пара или газов и указывает на действие, которое выполняет человек.
Анализ постфиксальной словообразовательной модели позволил выявить следующее: -ся используется для описания самостоятельного процесса действия, который происходит без внешнего воздействия и передать эффект самостоятельности процесса дымления.
В нашей работе словообразование с корнем «дым» описано и как процесс образования производных слов, и как раздел языкознания, изучающий этот процесс на фоне китайского языка. Отмечая, что китайский и русский языки - два разных типа языка, нами выявлены сходства в семантике (см. работу, с. 56) и различия в плане словообразования (см. работу, с. 57).
Использование знаний о китайском словообразовании как «фоновых» позволяет улучшить понимание языковых процессов в подготовке китайских студентов по специальностям лингвист, переводчик и педагог.
Дальнейшую перспективу изучения проблемы казуальных отношений лексем с корнем «дым» мы видим в изучении и описании дискурсов в текстах современных газетных публикаций.
1. Бадуева А.В. Морфемный состав слова в русском и китайском языках: сопоставительный анализ.
2. Баклагова Ю. В. К вопросу о каузальности и каузативности в системе языка. 2008.
3. Белинский В.Г. Основания русской грамматики для первоначального обучения. -М,1837.
4. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. 3. М., 1968.
5. В.В. Виноградов. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. М. 1975.
6. В.В. Виноградов. Вопросы современного русского словообразования // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. - М., 1975.
7. Земская Е. А. О парадигматических отношениях в словообразовании // Русский язык: Вопросы его истории и современного состояния. М., 1978. — С. 63-77.
8. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие- М.: Изд. 3-е, испр. и доп., Флинта: Наука, 2011. 328 с.
9. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М., 1992.
10. Зиновьева Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. СПб., 2005. — 87с.
11. Калинина О.Н., Айрапетян И.Г. Роль словообразования на начальном этапе изучения неродных языков. 2015. С. 32-36
12. Казак М.Ю. Морфемика и словообразования современного русского языка. Теория: учеб. пособие М.Ю. Казак. - Белгород: Изд-во «Белгород», 2012. 80 с.
13. Козлова, М.М. Элементарный словообразовательный анализ на уроках русского языка как основа обучения морфемике учащихся начальной и средней школы. Москва: Инновации в науке. 2014. №14-2. С.17-19
14. Конрад. Н.И. О китайском языке. 1952.
15. Крылов С. А., Старостин С. А. Актуальные задачи морфологического анализа и синтеза в интегрированной информационной среде. М.: Наука, 2003. С. 354-360.
16. Кубрякова. Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М.: Наука,1981 .- 200 с.
17. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. (Проблемы и принципы описания). - М.: Наука, 1977. - 315 с.
18. Людмила Чернышова. Семантика словообразовательного гнезда.
19. Максимов В.И. Суффиксальное словообразование имен сущес-твительных в русском языке. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 224 с.
20. Меркулова И.А. Аффиксальное формообразование русского имени,2021. С143-153.
21. Моисеев А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке: учеб. пособие. Л.,1987. 207 с.
22. Немченко В.Н. Словообразование и его место в структуре русского языка. М. 1971.
23. Николина, Н. А. Словообразование современного русского языка: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина, Е. А. Фролова, М. М. Литвинова. М.: 2005. С. 56-62.
24. Носачёва М.И. Изучение композитарного словообразования в русском и немецком языкознании.
25. Петрова О.О. Изучение семантики производных слов // Фундаментальная наука вузам. 2017. №3. С. 342-348.
26. Пятаева Н. В. (2016). Еще раз о словообразовательном гнезде. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, (3 (23)), 13-17.
27. Рацибурская Л.В. Словообразовательное гнездо и принципы его описания: уч. мет. пособие. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. — 193 с.
28. Русская грамматика. 1980. Под ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 1. М., Наука, 789 с.
29. Т. В. Возбранная. К вопросу современных тенденцииях в области словообразования. 2013. С 28-32.
30. Тихонов А. Н. Словообразовательное гнездо // Русский язык. Энциклопедия, 1997. С. 503-505.
31. Т.Ю. Щуклина. Морфемика. Словообразование. Конспект лекций.
32. Улуханов. И. С. Словообразоватальная семантика в русском языке. М.: "Наука", 1977.
33. Хашимова С.А. Теоретические вопросы словообразования в современном китайском языке. С. 268-285.
34. Харанутова Д. Ш. Словообразовательное гнездо как совокупность лексических единиц (на материале бурятского языка)// Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2011. № 11 (226). Вып. 53. С. 142-146.
35. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М., 1968. 310 с.
36. Шимкевич. Ф. Корнеслов русского языка. 1842.
37. Д^Й. ВЖЙШВ^, 2005.
38. Ж^Ж I№W Ш1Ж, 2011, 285Ж.
39. Мга.мЖгЖВД», ^Ж: Ж^Й^Ш, 1990.
40. е^ж [м] дш:ФШ±^даж»±, 1981.
41. ^Жй. $№ШЩм]. Ж^Ж^Ж»±, 1986.
42. ^ft. 1986.
43. £Ж. ВгШ^ШШ^Ж^ЖЖЖ1988/ИМ
44. ^0Д, ЖЖ i^l^J£>^&iS&W£W%BW, 2019, 113¬
117 Ж.
45. ^МЖ ЖЖ^ШЙШ^, 1990.
46. £^®. ЖШШЖШШФ^Ш^ЗДЖ, 1986.
47. ^ЖЖ^ПЖ^ШЖгШШ, 1990.
48. ЖЖ. ВШЗДЖЖШХШ^^<Ж, ядажжж, 2011.
49. Ж<ВШЖЖ^ШЖ^, 2013.
50. w. о»жм»шшт жижжж^.
51. ^-й. Ж^ШЖЖЙЖЯ»», 1998.
52. $» ВЖШ^ШётхЖХЖ ЖЖ«Ж^Ж, 2013.
53. ФЖЖйЖ». о»»шт
Словари
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
2. Кузнецов. С. А. Большой толковый словарь русского языка. — СПб., 1998. — 1536 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. —М.: ООО «А темп», 2006. —944 с.
4. Столярова Л.П., Пристайко Т.С., Попко Л.П. Базовый словарь лингвистических терминов. - Киев, 2003. - 191 с.
5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 томах. Около 145000 слов.—М.: Русский язык, 1990. —1742 с.
6. Ж^Ш^ДФ0*±£^1^Ж^%Ж^Д^ШЖ. ^W^>(Wk). -Ж#^Ш, 2016. -1800 с.
7. ЖЙЖЖШ^ШШ<т£> .^Ж: ^ш^жш±, 2015.
Электронные ресурсы:
1. Словообразование как раздел языкознания.
https://infourok.ru/slovoobrazovanie-kak-razdel-yazikoznaniya3007118.html(Дата обращения: 22.11.2022)
2. Е.А. Анисимова, И.Н.Кавинкина, Е.П. Пустошило. Морфема.
Словообразование.
https://ebooks.grsu.by/morph slovo/morfemika.htm
(Дата обращения: 22.11.2022)
3. М.А. Шолохова. Способы словообразования в китайском языке.
https://knowledge.allbest.ru/languages
(Дата обращения: 24.11.2022)
4. Морфемика как раздел словообразования. Понятие о морфеме. Корневые и аффиксальные морфемы. Функции морфем.
https: //studfile. net/preview/15936135/page: 19/
(Дата обращения : 24.11.2022)
5. ^^^^ WMfehttp: //www.china-
audit.com/mlhd 4vxok4xgk238ccg96pbv 3.html###
(Дата обращения : 25.11.2022)
6. Словообразовательная семантика и средства её выражения в современном
русском языкеhttps://studbooks.net
(Дата обращения : 17.04.2023)