ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Определение понятия «неологизм» 5
1.2. Причины появления новых слов 8
1.3. Основные способы образования английских неологизмов 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АНГЛИЙСКИХ НЕОЛОГИЗМОВ В ПЕРИОД
ПАНДЕМИИ COVID-19 18
2.1. Новые слова коронавирусной инфекции 18
2.2. Способы словообразования неологизмов в период пандемии
коронавируса 19
2.3. Типы неологизмов в новостных текстах эпохи пандемии 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Язык всегда играл ключевую роль в отражении тех событий, которые происходят в мире. Очевидно, что вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19 оказала влияние на язык на глобальном уровне и затронула абсолютно все сферы жизни: здравоохранение, политику, экономику, социально-бытовую сферу. Из-за необходимости соблюдения режима самоизоляции привычная жизнь людей подверглась значительным изменениям, общение практически полностью перенеслось в интернет- пространство. Из-за закрытых границ представители разных стран поддерживали связь в формате видеоконференций, используя язык международного общения - английский. Новые условия жизни не могли не получить отражение в языке - появились новые слова и словосочетания, некоторые ранее существующие лексические единицы приобрели иной смысл или перешли из узких специальных сфер функционирования в общее употребление.
Актуальность настоящей работы определяется постоянным развитием английского языка, появлением новых лексических единиц, которые непосредственным образом влияют на расширение словарного запаса. Такое масштабное явление как пандемия не могла не найти языкового отражения и привела к появлению большого количества неологизмов, которые требует изучения и систематизации.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы - исследовать роль и место неологизмов в развитии лексического состава современного английского языка.
В работе решаются следующие задачи:
1) определить понятие «неологизм»;
2) выявить причины появления неологизмов, привести их классификацию;
3) дать функционально-стилистическую характеристику английских неологизмов;
4) проанализировать структурно-семантические особенности английских неологизмов в период пандемии коронавируса.
В качестве объекта данного исследования выступают неологизмы, появившиеся в период пандемии коронавируса.
Предметом исследования является изучение структурно- семантических особенностей неологизмов, появившихся в период коронавируса.
Материалом исследования послужили более 100 лексических единиц, полученных путем метода сплошной выборки из словарей, корпусов, материалов британских и американских сайтов и онлайн журналов за 2020¬2023 годы.
В работе использовались следующее методы исследования: описательно-аналитический, классификационный, метод сплошной выборки, словообразовательный и количественный анализ.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Дипломная работа, общим объёмом 52 страницы, состоит из введения, двух глав с выводами к каждом из них, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, списка сокращений и приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определяются основные цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена аналитическому обзору литературы по темы дипломной работы. Особое внимание в главе уделяется рассмотрению понятия неологизма, отличия окказионализмов от неологизмов и способов образования новых слов.
Глава вторая представляет собой анализ структурных и семантических особенностей новых слов в английском языке во время пандемии COVID-19.
В Заключении излагаются основные результаты и подводятся общие итоги исследования.
Язык всегда меняется и неологизмы появляются в результате событий или текущих новостей. Например, при появлении нового коронавируса непреднамеренно появилось много новых слов. В настоящем исследовании мы обобщили существующие модели образования неологизмов и проанализировали наиболее распространенные способы словообразования новых слов, появившихся в период коронавируса. В качестве основных способов словообразования выступают словослияние (blending), усечение (clipping), словосложение (compounding), заимствование (borrowing).
В практической части исследования нами было отобрано 73 неологизмов, структурно-семантический анализ которых показал, что наиболее используемым словообразовательным приемом является словосложение (blending). Мы также проанализировали типы этих новых слов, которые делятся на восемь категорий, которые являются неологизмы, относящиеся к следующим идеографическим группам : психология (11 слова), Человеческая социология (17 слов), Современные технологии (16 слов), культура (7 слов), семья и брак (6 слов), еды для жизни (7 слов), политика (7 слова), природа и экология (2 слова). Анализ категоризации показал, что наиболее часто встречающимся типом неологизма является человеческое общество.
Поскольку один и тот же языковой факт может рассматриваться как многомерное явление, для наиболее полного его понимания необходим всесторонний и комплексный подход к исследуемым неологизмам. Углубленное изучение неологизмов, связанных с коронавирусной инфекцией, с лингвокультурной, прагматической и когнитивной точек зрения позволяет увидеть перспективность данного исследования.
Поэтому дальнейшие исследования по этой теме могли бы быть посвящены анализу причин происхождения ковид-неологизмов с использования тех или иных способов словообразования, а также классификации неологизмов, появившихся в период пандемии, по различным параметрам, например, для использования в повседневной жизни, в профессиональной деятельности или для описания новой реальности во время COVID-19. Неологизмы появляются и становятся популярными не случайно. Их появление логически обусловлено и привносит новые идеи и ценности. Для обычных людей принято заимствовать медицинские, социологические и психологические термины в язык обычных людей и создавать новые слова путем словообразования и лексического отклонения. Создание новой лексики путем конструирования и лексического отклонения. Анализ новых выражений и терминологии дает представление о новых культурных практиках, сосредоточенных в публичном дискурсе.
Новые культурные практики, вовлеченные в публичный дискурс вокруг COVID19. Эта новая лексика помогла людям выразить свою озабоченность по поводу крупнейшего за последние десятилетия кризиса здравоохранения. Она объединяет людей вокруг набора коллективных культурных ориентиров - лексического "социального клея". Пандемии в английском языке, таким образом, в значительной степени относятся к сфере лексикографии.
Концептуализация новых явлений требует новых слов и новых выражений или переосмысления старых слов (выражений), наделяемых новыми значениями.
1. Антрушина Г. В. Лексикология английского языка: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. 287 с.
2. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка: учебник для факультета иностранных языков. М.: Высшая школа, 1986. 295 с.
3. Гришкина Е. Н. Проблема соотношения понятий «неологизм» и «новое слово» // The problem of correspondence of the concepts “neologism” and “new word”. 2016. С. 7-12.
4. Елисеева В. В. Английские неологизмы XXI века: некоторые тенденции словообразования и функционирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. - №1. С. 75-82.
5. Елисеева В. В. Лексикология английского языка: учебное пособие. СПб.: СПбГУ., 2003. 44 с.
6. Заботкина В. И. Новая лексика современного английского языка. М.: Высшая школа, 1990. 124 с.
7. Каращук П. М. Словообразование английского языка. М.: Высшая школа, 1977. 303с.
8. Кольцова Е. А. Неологизмы английского языка XXI в // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. №3. С. 604 - 613.
9. Мешков О. Д. Словообразование современного английского языка. М.: Наука, 1976. 245 с.
10. Мешков О. Д. Словосложение в современном английском языке: Учеб. пос. М.: Высш. шк., 1985. 187 с.
11. Перева А. В. Система суффиксации в современном английском языке: Дис.... канд. филол. наук. М., 1976. 296 с.
12. Степанова М. Д., Чернышева И. И. Лексикология немецкого языка. М.: Высшая школа, 1986. 247 с.
13. Харитончик З. А. Лексикология английского языка: учебное пособие. Мн.: Высшая школа, 1992. 229 с.
14. Царев П. В. Продуктивное именное словообразование в современном английском языке. М.: Изд-во МГУ, 1984. 225 с.
15. Aronoff M. Word Formation in Generative Grammar. London; Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1981. 134 p.
16. Bauer L. English Word Formation. Cambridge: CUP, 1983. 311 p.
17. Rets I. Teaching Neologisms in English as a Foreign Language Classroom // International Conference on Teaching and Learning English as an Additional Language, GlobELT 2016, 14-17 April 2016, Antalya, Turkey. Procedia: Social and Behavioral Sciences, 2016. no 232. pp. 813-820.
СПИСОК СЛОВАРЕЙ
1. The Cambridge dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://dictionary.cambridge.org/ru/cHOBapb/aHraH^KH^ neologism. - Дата
доступа: 20.04.2022.
2. The Collins Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/English.- Дата доступа: 20.04.2022.
3. The Macmillan Dictionary: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.macmillandictionary.com/dictionary. - Дата доступа: 20.04.2022.
4. The Urban Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.urbandictionary.com. - Дата доступа: 20.04.2022.