Введение 2
Глава 1. Defixionum tabellae в греко-римской магии 7
Глава 2. Магия в мире зрелищ 21
Глава 3. Таблички с проклятиями: перевод и комментарий 38
Заключение 65
Библиография 67
Магические практики существовали в античном мире во все времена. Явления, оцениваемые как магические, встречаются уже в микенское время, и в гомеровских поэмах мы видим, что для автора и его читателей магические реалии были обыденным делом. Под «магией» или «колдовством» мы будем понимать совокупность разнообразных религиозных практик, объединяемых в одну группу по принципу сходства. Эти разнородные практики не легитимизированы нормативной религией, они находятся на периферии религиозной жизни, для их описания социологи и антропологи используют понятие «ненормативности». В самом деле, в архаическую и классическую эпоху магия остается несколько в тени, воспринимаясь как что-то недостойное, но, начиная с эллинистического времени, она занимает видное место в жизни древнего мира, а в римское время интерес к ней проявляют выходцы из всех слоев общества, от императоров до рабов, о магии и колдовстве пишут Гораций, Плиний Старший, Стаций, Ювенал, Лукиан, Флавий Филострат и многие другие авторы, причем знания, демонстрируемые ими, наводят на мысли о том, что они очень неплохо знакомы с этой областью.
Наша работа посвящена одному из самых широко распространенных видов магической практики древности — так называемым связывающим заклятиям (или проклятиям, defixiones, като.дшщл). Они называются так, потому что глагол, описывающий магическое действие, обозначает обезвреживание, «связывание» чарами противника. Чаще всего заклятия записаны на свинцовых табличках, поэтому обычное название их в литературе defixionum tabellae. Они появляются в V в. до н.э. и проходят через все последующие периоды истории античности. Ареал их распространения необычайно широк, от Северного Причерноморья до Испании, от Африки до Британии. Всего на настоящий момент известно более 1500 экземпляров, и их обнаруживают во время раскопок едва ли не каждый год. Целью этих табличек является установление контроля над конкурентом или объектом желания (в случае любовной магии), нанесение ему вреда, иногда — смерти. Эти defixiones были направлены против соперников на суде, в бизнесе, на стадионе или в цирке. Иногда они направлены на сферу личных отношений, добиваясь либо привязанности объекта любви, либо охлаждения и разрыва отношений.
В центре нашего внимания окажутся таблички, связанные с миром зрелищ в эпоху Римской империи (I-V вв. н.э.); кроме того, будет привлечен и более ранний материал. Актуальность нашей работы для классической филологии обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в мире амфитеатра, цирка или ипподрома, как замечают современные исследователи, отражался весь римский мир, и наблюдая за ним, мы можем лучше понять процессы, которые скрыты от нас античной нарративной и исторической традицией. Поддержка императором той или иной цирковой партии могла иметь большое внутри- и даже внешнеполитическое значение. Мир древних зрелищ не так сильно отличается от современного спорта и шоу-бизнеса, возможно провести параллели, которые лучше помогут нам разобраться как в происходившем в древности, так и в наше время. Анализ лексики проклятий проясняет для нас многое, что происходило на античных ипподромах и аренах амфитеатров. Эти таблички не были раз и навсегда застывшим стандартным текстом, они изменялись, в них появлялись новые формулы, имена богов, графические изображения. Все это делает их незаменимым источником по античной религии. Наконец, они дают нам данные по исторической психологии: читая, как болельщик проклинает возниц и лошадей конкурентов, становится понятна его готовность добиться победы «своей» конюшни любыми способами, пусть и не вполне легитимными, и точно так же возничие, атлеты, актеры проклинали друг друга. Все это показывает темную сторону того агонистического духа, которому древние греки обязаны расцветом своей цивилизации.
Цель нашей работы — изучить функционирование практики использования defixionum tabellae в мире римских зрелищ. Для того, чтобы ее достичь, мы попытаемся решить три конкретные задачи. Во -первых, будет дано общее описание defixiones, их создания, содержания, эволюции, отношения древних к ним. Во-вторых, будет показано использование этих табличек с проклятиями различными участниками мира зрелищ — актерами, руководителями хоров, возничими, приверженцами цирковых партий синих и зеленых. В-третьих, мы переведем и разберем несколько табличек такого рода, с одной стороны, самых типичных, с другой, самых интересных, чтобы продемонстрировать их структуру, содержание и внешнее оформление.
Основными источниками для нас являются, прежде всего, сами таблички с проклятиями. История их изучения насчитывает много лет, хотя нельзя сказать, что они всегда находились в центре внимания филологов и историков. Труды зарубежных исследователей XIX в. положили начало изучению открытых в ходе раскопок эпиграфических памятников, в том числе культовых надписей. В отдельную группу выделяются надписи магического характера, в частности, заклятия. В XIX в. начинается активное исследование заклятия как самобытного явления античной магии, впоследствии разработанное в трудах классических филологов. В конце XIX столетия начинается публикация магических надписей и создание сводных корпусов. В начале XX в. начинается издание античных изданий отечественными филологами-классиками.
Базовыми изданиями до настоящего времени остаются собрания Р. Вюнша и О. Одоллена. Конечно, в их состав не вошли таблички, найденные в XX-XXI вв., в частности, в Северном Причерноморье или в Бате, в святилище кельтской богини Сулис, отождествленной римлянами с Минервой, опубликованные Р. Томлином. Для нас большое значение имело издание комментированного перевода некоторых из этих табличек, предпринятое Дж. Гегером, хотя иногда он приводит лишь часть текста, замечая, что остальное содержание особого интереса не представляет. Затем важный материал предоставляют греческие магические папирусы, например, некоторые из заклинаний, содержащихся в них, дают инструкции по созданию defixiones .
Важную информацию мы почерпнули из справочника по древнегреческой и римской магии под редакцией Дэниела Огдена , в котором описаны проблемы и подходы к изучению магии в разные эпохи (в том числе и в христианскую, описаны классы людей, занимавшихся колдовством, отношение греко-римского законодательства к магической практике, дан краткий обзор традиции заклятия.
Косвенными источниками для нашей темы оказываются сочинения самого разного времени и жанров, так как сведения о магии рассыпаны по всей античной литературе. К уже названным авторам императорского периода Горацию, Плинию Старшему, Стацию, Тациту, Ювеналу, Лукиану, Флавию Филострату можно добавить более поздних Аммиана Марцеллина, Кассиодора и христианских писателей Тертуллиана, Климента Александрийского, Августина Гиппонского. О состязаниях в греческом мире нам сообщают Пиндар, Геродот, другие авторы, в римском — Тацит, Светоний, Плиний Младший, Лукиан, Дион Кассий. При необходимости привлекаются данные эпиграфики и археологии.
Что касается научной литературы, то кроме указанных изданий текстов табличек, снабженных комментариями и вступительными статьями, следует указать посвященные defixiones работы К. Фараоне, Г. Верснела, П. Ли- Стекума. Об интересующих нас аспектах римских состязаний писали А. Кэмерон, В. Слейтер и другие исследователи. В России изучение табличек с проклятиями начинается с книги Е. Г. Кагарова. Из современных отечественных работ нужно отметить исследования А. В. Петрова, А. В. Белоусова, которому принадлежит и недавно изданный корпус заклятий древней Ольвии, а о состязаниях — серию статей, вышедших в коллективной монографии «Феномен досуга в античном мире».
Подводя итоги, следует отметить, что таблички с проклятиями — важная часть религиозно-магических практик Средиземноморья, они использовались в разных областях жизни, от любовных дел до судебных процессов и спортивных состязаний. Самый яркий их аспект, к изучению которого мы обратились — агональный. Агональность была важной, если не важнейшей характеристикой культуры классической и эллинистической Греции, а затем и Римской Империи, она проникла во все сферы жизни древних людей.
Таблички были распространены по всему античному миру, от северной Африки до Британии. Мы видим смешение культур, что отражается на табличках: они написаны и на греческом, и на латыни, упоминаются иудейские, христианские, греческие, египетские, вавилонские сверхъестественные сущности. Почти все надписи по большей части на греческом и лишь несколько — на латинском. Возможно, это объясняется языком магических папирусов, в то время самых «авторитетных» инструкций для магов. Папирусы были написаны на греческом, и греческий же остался «языком магии»; время латыни в этой сфере придет в средние века. Обычно для изготовления табличек с проклятиями использовали свинец в силу легкодоступности материала и его особых «магических» свойств. Гвозди тоже были важной частью колдовства, так как они «закрепляли» заклятие с одной стороны и служили временным ограничением действия проклятия — с другой.
Магические таблички проходили определенный путь развития: самые ранние образцы проклятий содержали имя в аккузативе без глагола связывания или упоминания божества; в классическую эпоху стали упоминаться «хтонические боги» — Аид, Геката, Персефона, Гермес. В римское время на табличках в изобилии появляются изображения людей и животных, проклятия становятся заметно длиннее и сложнее.
Таблички включали в себя варварские имена (voces mysticae), магические изображения — /арактрре^. Все это должно было «усиливать» эффективность проклятий. Кроме того, намеренная сакрализация и мистификация таинства обеспечивались самой формой письма — периодически мы видим таблички, написанные бустрофедоном или палиндромы. Эти таблички воспринимались как действенное средство для достижения успеха в состязаниях. Их действие сводится не к позитивной, а негативной функции — они наводят порчу, привлекают беды и т. д. Как правило, почти всегда цель таблички — устранить соперника, что характерно не только спортивной магии, но и любовной.
Археологические данные о гонках колесниц, анализ содержания табличек и соотношение их с литературной традицией позволяют нам определить самые опасные моменты цирковых состязаний: в одной из приведенных нами табличек возничие «подрезают» друг друга на трассе, сталкивают свою колесницу с колесницей соперника так, чтобы та упала и не доехала до финиша. Использованные в табличках примеры «цирковой» лексики дают интересные случаи и новые значения словоупотребления для известных глаголов. Анализ орфографии и терминологии табличек позволяет лучше понять развитие языка в отдельных регионах античного мира в определенную эпоху; кроме того, обилие греческих табличек в Северной Африке — хорошая иллюстрация реальной языковой ситуации той эпохи.
Имена возничих, упоминаемые в текстах табличек, указывают нам на происхождение этих людей — все они либо рабы, либо вольноотпущенники. Таким образом, таблички с проклятиями являются не только источником о проведении цирковых состязаний, но и важным свидетельством о жизни древних.
1. Defixionum Tabellae / Audollent A. Paris, 1894.
2. Defixionum Tabellae Atticae / Ed. R. Wunsch. Berlin, 1873.
3. Lucian: A Selection. Cambridge Greek and Latin Texts. Cambridge/New York. 2008. Ed. by N. Hopkinson.
4. Plinius Maior. Naturalis historiae. Teubner, ed. C. Mayhoff.
5. Tacitus: Annals, Book IV. Cambridge. 1989. Ed. by R. H. Martin, A. J. Woodman.
6. The Greek Magical Papyri in Translation. Including the Demotic Spells / Ed. by H. D. Betz. Chicago, 1986.
7. Tomlin R. S. O. The Curse Tablets // The Temple of Sulis Minerva at Bath. Vol. 2: The Finds from the Sacred Spring / Ed. by B. Cunliffe. Oxford, 1988. P. 59-277.
8. Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Пер. М. Л. Гаспарова. М. 1980.
9. Письма Плиния Младшего / Пер. В. С. Соколова. 2-е изд. М. 1984.
10.Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Пер. В. В. Вересаева. М. 1963.
Исследования
11. Белоусов А. В. Греческая и римская религия новозаветной эпохи. М., 2019.
12. Бондарь Л. Д. Афинские литургии V-IV вв. до н.э. СПб., 2009.
13. Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время. Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. СПб., 2003. С. 201-202.
14. Жестоканов С. М. Спорт и спортивные состязания в древней Греции // Феномен досуга в древнем мире / Под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 2013. С. 82-107
15.Зайцев А. И. Культурный переворот в древней Греции VII-V вв. до н.э. Л., 1985.
16. Катаров Е. Г. Греческие таблички с проклятиями (defixionum tabellae). Харьков, 1918.
17. Михайлова Т. А. Бриттские и латинские имена на табличках из храма Сулис-Минервы в Бате: столкновение культур? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Вып. 16. 2012. С. 522-536.
18. Пантелеев А. Д. «Мученичество Пиония» и религиозная жизнь Смирны в III в. н. э // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2018. Вып. 22(2). С. 993-1002.
19. Пантелеев А. Д. Досуг христианина в сочинениях Тертуллиана // Мнемон. Вып. 9. 2010. С. 299-314.
20. Пантелеев А. Д. Досуг, достойный христианина (по сочинениям отцов Церкви II-III вв.) // Феномен досуга в древнем мире / Под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 2013. С. 400-437.
21. Пантелеев А. Д., Поникаровская М. В. Атлеты, императоры и бюрократия в первые века новой эры // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Т. 26(2). 2022. С. 898-910.
22. Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. СПб., 2003.
23. Ростовцев М. И., Сомов А. И. Цирк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1890—1907.
24. Сергеенко М. Е. Простые люди Древней Италии. Москва; Ленинград, 1964.
25. Тохтасьев С. Р. Остракон с поселения Козырка XII ольвийской хоры // Hyperboreus. Studia classica. Vol. 8.1. 2002. С. 72-98.
26. Янзина Е. В., Корнеев О. В. Чествование победителей главных общегреческих состязаний: реалии и терминология. Награждение на месте проведения соревнований // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Вып. 21. 2018. С. 917-949.
27. Янзина Е. В., Корнеев О. В. Чествование победителей главных
общегреческих состязаний: реалии и терминология. Награждение в родном городе // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Вып. 22(2). 2018. С. 1429-1453.
28. Bell S. Roman Chariot Racing. Charioteers, Factions, Spectators // A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity / Ed. by P. Christesen, D. G. Kyle. Oxford, 2014. P. 492-504.
29. Bohak G. Hebrew, Hebrew Everywhere? Notes on the Interpretation of Voces Magicae // Prayer, Magic, and the Stars in the Ancient and Late Antique World / Ed. by S. B. Noegel, J. Walker, B. M. Wheeler. University Park, 2003. P. 69-82.
30. Cameron A. Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium. Oxford, 1976.
31. Cameron A. Porphyrius the Charioteer. Oxford, 1973.
32. Cultural Plurality in Ancient Magical Texts and Practices. Graeco-Egyptian Handbooks and Related Traditions / Ed. by L. M. Bortalani et al. Tubingen, 2019.
33. Dodge H. Venues for Spectacle and Sport (other than Amphitheaters) in the Roman World // A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity / Ed. by P. Christesen, D. G. Kyle. Oxford, 2014. P. 561-577.
34. Drew-Bear M. Sur deux documents d’Hermoupolis // Tyche. Vol. 1. 1986. P. 91¬96.
35. Faraone C. A. The Agonistic Context of Early Greek Binding Spells // Magika Hiera. Ancient Greek Magic and Religion / Ed. C.A. Faraone, D. Obbink. New York; Oxford, 1991. P. 3-32.
36. Fauconnier B. The organisation of synods of competitors in the Roman Empire // Historia. Vol. 66. 2017. P. 442-467.
37. Gager J. G. Curse Tablets and Binding Spells from the Ancient World. New York, Oxford, 1992.
38. Jordan D. R. New Archaeological Evidence for the Practice of Magic in Classical Athens // Praktika tou XII diethnous synedriou klasikes archaiologias. Athens, 1988. P. 273-277.
39. Lamont J. L. The Curious Case of the Cursed Chicken. A New Binding Ritual from the Athenian Agora // Hesperia. Vol. 90. 2021. P. 79-113.
40. Lee-Stecum P. Dangerous reputations: Charioteers and magic in fourth-century Rome // Greece and Rome. Vol. 53. 2006. P. 224-234.
41. Magic, Witchkraft, and Ghosts in Greek and Roman Worlds: A Source Book / Ed. D. Ogden. Oxford, 2002.
42. Merkelbach R. Abrasax Ausgewahlte Papyri Religiosen und Magischen Inhalts. Koln, 1996.
43. Papyri Graecae Magicae, vol. 1, ed. K. Preisendanz. Stuttgart, 1928.
44. Perendy L. “Deum qui fecit caelum et terram”: Identifying the God of Christians in the Acts of Martyrs // Martyrdom and Persecution in Late Ancient Christianity: Festschrift Boudewijn Dehandschutter / Ed. J. Leemans. Leuven, 2010. P. 221 - 239.
45. Preisendanz K. Akephalos. Der kopflose Gott. Leipzig, 1926.
46.Seyrig H. Notes archeologiques // Berytus. Vol. 2. 1935. P. 42-50.
47.Slater W. Victory and Bureaucracy: The Process of Agonistic Rewards // Phoenix. Vol. 69 2015. P. 147-169.
48. Veltri G. Jewish Traditions in Greek Amulets // Bulletin of Judaeo-Greek Studies. Vol. 18. 1996. P. 33-47.
49. Versnel H. S. Beyond Cursing: The Appeal to Justice in Judical Prayers // Magika Hiera. Ancient Greek Magic and Religion / Ed. C.A. Faraone, D. Obbink. New York; Oxford, 1991. P. 60-106.
50. Voutiras E. Dionysophontos Gamoi: Marital Life and Magic in Fourth Century Pella. Amsterdam, 1998.
51. Wunsch R. Sethianische Verfluchungstafeln aus Rom. Leipzig, 1898.