Реконструируется история иллюстрирования «La Revue Blanche», ведущего литературно-художественного журнала Франции эпохи fin de siecle. Оставив за скобками анализ литературного содержания, автор рассматривает малое ревю сквозь призму его наиболее значимых художественных свершений. Для достижения поставленной цели очерчивается довольно широкий круг художников-графиков, которые в тот или иной период сотрудничали с «La Revue Blanche», осуществляется условное жанровое ранжирование опубликованных и распространенных с помощью журнала произведений печатной графики. На основе полученных данных предлагается периодизация недолгой истории иллюстрирования «La Revue Blanche». Большое значение придается формально-стилистическому и иконографическому анализу отдельных памятников. В случае работ Вюйара, Русселя и Боннара это позволяет выдвинуть новые смысловые интерпретации и подчеркнуть исповедальческий характер эстампов, созданных мастерами для оформления фронтисписа журнала. Довольно значительное место отводится истории проникновения в «La Revue Blanche» практики издания графических литературных портретов работы Валлоттона, которые в определенный момент вынужденно принимают на себя утилитарно-декоративную функцию виньетки. Не меньшее значение придается рассмотрению истории опубликования независимого иллюстрированного приложения «NIB», которое, как известно, претерпело только три выпуска. Авторы видят в «NIB» одновременно художественную реинкарнацию фумистско-шануаровской сатиры, явно близкой Тулуз-Лотреку, Валлотону и Боннару, и графическое обнажение внутреннего философско-эстетического конфликта, существовавшего внутри художественной группировки «Наби». Помимо исследования истории иллюстрирования непосредственного самого «La Revue Blanche», авторы также пунктирно обрисовывают особенности издательской деятельности братьев Натансон, подчеркивая при этом прямую зависимость содержания публикуемой продукции от вкусов владельцев.
Реконструирована история иллюстрирования «La Revue Blanche», ведущего литературно-художественного журнала Франции эпохи fin de siecle. Выдвинуты новые смысловые интерпретации и подчеркнут исповедальческий характер эстампов, созданных художниками-графиками для оформления фронтисписа журнала.
1. Kostenevich, Al’bert. Bonnard and the Nabis. St. Petersburg: Avrora Publ.; Parkstoun Publ., 1996. (Velikie mastera zhivopisi). (In Russian)
2. Comes, Genevieve. “Le ‘Mercure de France’ dans revolution des arts plastiques 1890-1895”. Revue d’Histoire litteraire de la France, no. 1 (1992): 44-55.
3. Decaudin, Michel. “Le ‘Mercure de France’: filiations et orientations”. Revue d’Histoire litteraire de la France, no. 1 (1992): 7-16.
4. Pluet-Despatin, Jacqueline, Michel Leymarie, et Jean-Yves Mollier. La Belle Epoque des revues, 18801914. Paris: IMEC, 2000.
5. Bernier, Georges. La Revue Blanche. Ses amis, ses artists. Paris: Hazan, 1991.
6. Bourrelier, Paul-Henri. La Revue Blanche: Unegeneration dans lengagement, 1890-1905. Paris: Fayard, 2007.
7. Proust, Marcel. “Etudes”. La Revue Blanche, no. 21-22 (1893): 48-69.
8. Proust, Marcel. “Etudes”. La Revue Blanche, no. 26 (1893): 24-41.
9. Louis, Paul. “Sur l’Exposition des Independants”. La Revue Blanche, no. 6 (1892): 39-42.
10. Maud, Pierre L. “Notes d’Art et d’Esthetique”. La Revue Blanche, no. 8 (1892): 41-9.
11. Berry, Francesca. “‘Maman is My Muse’: The Maternal as Motif and Metaphor in Edouard Vuillard’s Intimisme”. Oxford Art Journal 34, no. 1 (2011): 55-77.
12. Easton, Elizabeth Wynne. The Intimate Interiors of Edouard Vuillard. Washington: Smithsonian Institution Press, 1989.
13. Sidlauskas, Susan. Body, Place, and Self in Nineteenth-Century Painting. New York: Cambridge University Press, 2000.
14. Sidlauskas, Susan. “Contesting Femininity: Vuillard’s Family Pictures”. The Art Bulletin 79, no. 1 (1997): 85-111.
15. Ives, Colta, Helen Gianbruni, and Sasha M. Newman. Pierre Bonnard. The Graphic Art. New York: Metropolitan Museum of Art, 1990.
...