Миграция, как один из важнейших компонентов социального прогресса и культурных преобразований, является предметом общенаучного поиска в области множества гуманитарных наук. Как предмет междисциплинарного изучения в области социологии, демографии, антропологии, экономики, истории и психологии, миграция рассматривается в качестве глобального явления, влекущего за собой изменения в сфере социальных процессов и отношений. Накопленные знания о предмете свидетельствуют о невозможности выявить его специфику находясь в рамках понимания миграции исключительно как процесса территориального перемещения людей, и необходимости рассмотрения феномена особого культурного миграционного пространства.
При философско-антропологическом и философско-культурологическом анализе становится возможным постижение сущностных черт и фундаментальных закономерностей миграционного опыта. Центральным объектом исследования, в таком случае, становится новый антропологический тип, характеристики и специфика которого определены условиями мигрантского бытия. Комплекс разнообразных обстоятельств определяет жизненный путь мигранта, но ничто не оказывает на него такого колоссального влияния как аспект добровольности или вынужденности.
С формальной точки зрения феномен миграции гомогенен, фактически миграция, как вынужденная так и добровольная выражается в переселении человека или группы людей с места постоянного жительства на новое и сопровождается рядом социально-психологических изменений в жизни мигранта, а также провоцируя ряд культурных, экономических и этнографических изменений во внешней среде.
Но содержательно явления вынужденной и добровольной миграции имеют ряд важнейших различий.
Во-первых, вынужденная миграция не является актом волеизъявления в его прямом смысле, в отличии от добровольной миграции, которая по сути своей является результатом готовности и желания мигрировать.
Во-вторых, вынужденная миграция подразумевает потерю привычного окружения- дома, а добровольная уход из него.
В-третьих, сущностное содержание вынужденной миграции заключается в акте насилия внешней среды над личностью мигранта, тогда как добровольная миграция это форма освоения пространства мира.
Данная работа является попыткой осмысления вынужденной миграции не только как части миграционных процессов, но как отдельного явления, обладающего уникальными качествами и оказавшего значительное влияние на многие социальные, культурные , политические и философские аспекты жизни человека.
Актуальность темы
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью восполнения пробелов научного знания по данному вопросу. Чаще всего, вынужденная миграция мыслится в контексте общих представлений о миграционном процессе в целом, или как ее частный случай, и как следствие не получает достаточного освещения. Помимо этого, систематизация представлений разных научных дисциплин относительно этой проблематики и их культурно-антропологический и социально-философский анализ могут существенно продвинуть знание о миграционных процессах, а также внести существенный вклад в дальнейшее развитие философского осмысления данной проблемы .
Кроме того, в условиях повышенного интереса общественности к данной теме, выявление коренных различий между вынужденными и добровольными мигрантами может иметь практическую пользу
Цели, задачи и методы исследования
Целью данной выпускной квалификационной работы является осмысление вынужденной миграции как особого культурного феномена и выявление его характерных антропологических аспектов, для достижения чего были поставлены следующие основные задачи:
1) исследование содержания и соотношения понятий «вынужденная миграция» и «добровольная миграция», а также выявление их сущностных характеристик
2) анализ теоретических возможностей для выделения основных форм вынужденной миграции, используя выборочные исторические события
3) анализ основных понятий антропологии миграции на пересечении с предметным полем вынужденной миграции
Методологической основой работы стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной философии, культурной антропологии, этнологии, социологии, истории и экономики.
Степень разработанности в научной литературе.
Научных работ посвященных такой узкой теме как антропологии вынужденной миграции в отечественной литературе нет, но многие авторы касаются этой темы в контексте своих исследований.
Большую ценность представляют работы посвященные философскому рассмотрению миграции Метелева И.С , особенно его монография «Феномен миграции (методология анализа и жизненный смысл)». Также необходимо упомянуть Демидову О.Р., автора работ по месте эмиграции в философии культуры, в частности «Эмиграция как проблема философии культуры».
Сущность вынужденной миграции видится как результат столкновения личности и непреодолимых обстоятельств, приведшее в итоге к рождению ряда уникальных культурных, социальных, исторических и философских форм.
В процессе осмысления вынужденной миграции как особенного культурного феномена необходим междисциплинарный подход, так как данный предмет находится на стыке множества наук.
Рассматривая вынужденную миграцию как историко-культурное явление, становится очевидно, что его масштабы крайне велики. Вынужденная миграция обусловила многие исторические и социальные процессы, оказавшее сформировавшие образ современного мира.
Национальные особенности некоторых народов оформились как следствие процессов вынужденной миграции.
Осмысляя вынужденную миграцию в рамках психо-социологических подходов она предстает формой травматического опыта, схожего с вынужденной миграцией только фактом смены места проживания.
Как демографическое явление, вынужденная миграция отличается от добровольной тем, что является в определенном смысле более конфликтной ее формой. Вынужденная миграция способна сталкивать представителей совершенно различных культур, порождать новые формы этнической идентичности.
С точки зрения общечеловеческой ценности, вынужденная миграция внесла неоспоримый вклад в жизнь человека.
Очевидно, что перспективы развития этой научной сферы крайне широки. Помимо тщательного анализа истории человечества и выявления в ней примеров вынужденной миграции как источника информации для антропологических и социологических исследований, возможно также символическое истолкование феномена вынужденного перемещения человека, в частности в контексте понятия изгнания.
1) Метелев И.С. Феномен миграции (методология анализа и жизненный смысл): монография.- Омск: издание Омского института (филиала) РГТЭУ. - 2010. - 115 с.
2) Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / под ред. Г. У. Солдатовой. - М. : Смысл, 2002.с. 7].
3) Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т 23, стр. 760
4) Маркс К., Капитал, т.1, гл. 25
5) Пискун Е.В.. Мультикультурализм США и культура афроамериканцев, Т. Моррисон, Э. Уокер : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Москва, 2001.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/273-0
6) Тишков В.А.,Без права на жизнь (Трагедия индейцев американских прерий)
7) Габрилян Р.Р. Украденное поколение. Страница австралийской истории не перевернута //: Ставропольское книжное издательство, 2008.
8) Фукуяма Ф. Проблемы европейской идентичности = The Challenges for European Identity [Электронный ресурс] // Гефтер: интернет-журнал. 17.06.2013. URL: http://gefter.ru/archive/9047 (дата обращения: 10.03.2014).
9) (Rudd says sorry, Dylan Welch, Sydney Morning Herald, February 13, 2008)
10) Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Изд- во: Российская политическая энциклопедия, 2004 г., стр.7
11) М. Эллиаде, Аспекты мифа, глава 5
12) Масуд Б.. Социокультурная динамика психического здоровья личности в ситуации преднамеренной и вынужденной миграции : дис. канд. психол. наук. - М., 2005
13) Максимов М.А. Особенности процессам социальнопсихологической адаптации мигрантов к новым условия жизни,, Научно-издательский центр «Социосфера»
14) Палагина Н. С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса : дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 2007
15) Хатингтон С. Столкновение цивилизаций [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/hantington_samyuel/stolknovenie_civilizaciу.
...