АННОТАЦИЯ 1
1. Введение 1
2. Методология 3
3. Динамика численности населения 3
4. Изменения занятости как фактор динамики численности сельского населения 4
5. Поляризация и дифференциация сельского расселения 8
6. Заключение 11
Литература 13
Absract 14
References 15
Проблемы динамики численности сельского населения, миграций из села в город и соответствующей трансформации систем расселения относятся к числу активно изучаемых географами и представителями других региональных наук.
Классические работы посвящены описанию (Perroux, 1949; 1955; Boudeville, 1968; Friedmann, 1966; Friedmann and Alonso, 1964; 1975), а затем объяснению и моделированию (Krugman, 1991; 2011; Fujita and Krugman, 2004) процесса пространственной поляризации экономики и расселения. На современном этапе большое внимание уделяется изучению данных процессов в странах, где урбанизация не исчерпала возможностей роста доли городского населения. Это развивающиеся (Mylott, 2017; Agenda 2030..., 2021), постсоциалистические и менее урбанизированные страны с развитой рыночной экономикой (Mylott, 2017; Agenda 2030., 2021)1.
Для определения перспектив развития территориальных систем сельского расселения важное значение имеют две концепции, возникшие в советский период: развитие территориальных систем производства и непосредственно расселение. Их соотношение в своем теоретическом содержании по-прежнему играет решающую роль в выборе политики регулирования систем населенных мест. Мы придерживаемся точки зрения о ведущей роли, первичности производства в формировании и развитии сети населенных пунктов. Речь идет о том, что расселение является функцией развития (не размещения) во времени и пространстве общественного производства (Агафонов и др., 1982). Вместе с тем признаем относительную самостоятельность развития уже сформировавшихся систем расселения, способных стимулировать размещение новых производств товаров и услуг.
Применительно к Российской Федерации (РФ) проблемы расселения осложняются большими пространственными природными и социально-экономическими особенностями регионов, сильно различающихся не только размещением и динамикой численности населения, но и системами расселения (Gunko and Nefedova, 2017; Mikhaylov et al., 2019; Wegren, 2016; Костяев и др., 2020). Для большинства субъектов РФ характерен отток сельского населения в города, в ряде случаев ведущий к росту мелкоселенности сельского расселения и усложнению путей повышения качества социальных условий на селе.
Калининградская область относится к субъектам РФ, где внешний миграционный прирост обеспечивает увеличение численности как всего, так и сельского населения, хотя, казалось бы, ее эксклавное положение не должно способствовать ни экономическому росту, ни миграционной привлекательности региона. Однако более благоприятные по сравнению с большинством регионов страны природные условия и успешное развитие экономики (стимулируемое институциональной и финансовой поддержкой государства), действующие на развитие региона положительно, оказываются сильнее негативного воздействия фактора эксклавности. Несмотря на малые размеры области (15.1 тыс. км2, включая 1.8 тыс. км2 площади заливов), она имеет большие территориальные различия расселения и динамики численности населения. В ее восточных периферийных муниципалитетах численность и городского, и сельского населения сокращается, тогда как в пределах западной части области, в Калининградской агломерации, — возрастает.
Цель данной работы состоит в изучении закономерностей поляризации расселения в Калининградской области и выявлении факторов, оказывающих значительное влияние на миграционное движение населения в регионе и развитие сельской местности.
Благодаря эксклавному положению Калининградская область является более замкнутой территориальной системой, чем внутренние регионы страны, и все протекающие в ней социально-экономические процессы проявляются более явно. Это можно заметить на примере закономерностей поляризации расселения, соответствующей центр-периферийной концепции. В западной части области, представляющей собой Калининградскую агломерацию и одновременно приморскую систему, благодаря миграционному притоку (как из пределов области, так и из ее периферии), возрастает численность и городского, и сельского населения. На востоке региона и городское, и особенно сельское население сокращаются. Исключение в 1980-2019 гг. составлял Гусевский городской округ, где экономика развивалась успешнее соседних территорий, что повлияло на миграционный приток населения и увеличение его численности.
Одновременно с отмеченной выше особенностью действует прямая зависимость динамики численности населения сельских поселков от их размеров. Многие мелкие сельские пункты, даже в пригородной зоне, теряют население, а в крупных поселках периферийных муниципалитетов число жителей увеличивается.
Происходящие изменения в сельском расселении обусловлены, во-первых, резким сокращением занятости в сельском хозяйстве вследствие его развития за счет роста производительности труда, что обусловлено усилением роли в производстве продукции крупных, передовых в техническом и технологическом отношении организаций. Во-вторых, негативную роль играет отставание социальной инфраструктуры и жилищно-бытовых условий на селе от городского уровня.
Изменения в расселении происходят неодинаково в пригородных муниципалитетах и на периферии области. В пригородной зоне большая часть трудоспособного сельского населения работает в Калининграде и соседних городах, жители села пользуются услугами их сферы обслуживания. Условия труда и получения социальных услуг становятся практически городскими, и вследствие этого большинство пригородных сельских поселков, особенно более крупных, привлекательны для проживания. В большинстве из них возрастает число жителей за счет мигрантов, в том числе прибывающих из восточных частей области.
На периферии высвобождающиеся из сельского хозяйства работники не могут найти работу за пределами своих поселков, а в сельской местности новые рабочие места вне аграрного сектора создаются в меньшем количестве, чем требуется для обеспечения полной занятости, поэтому растет безработица. Этот фактор, наряду с большей привлекательностью городского образа и качества жизни для молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, обусловливает отток населения из периферийных округов.
В связи с отмеченными территориальными особенностями динамики расселения, требуется их учет в областных документах, определяющих направления пространственного развития населения и экономики. Можно утверждать, что наиболее острыми проблемами сельского расселения отличаются периферийные муниципалитеты, которые требуют особых мер поддержки их социально-экономического развития. Для закрепления населения в поселках, помимо формирования благоприятных социальных и бытовых условий, развития пассажирского транспортного сообщения с городами, необходимо внедрение социальных инноваций — новшеств, улучшающих условия труда, быта и отдыха сельских жителей. Особое внимание в современный период, на наш взгляд, должно быть обращено на создание новых рабочих мест, особенно за пределами аграрного сектора (например, в сфере сельского туризма, переработки сельскохозяйственной продукции, цифровизации и др.).
В Калининградской области уже ведется работа в этом направлении. Реализуется программа «Восток», охватывающая восточные муниципалитеты: на конкурсной основе выделяются льготные кредиты предпринимателям, создающим новые рабочие места. Но для получения значимого эффекта необходимо увеличение финансирования этой программы.
Что касается пригородных сельских районов, здесь наряду с другими направлениями повышения социальных и бытовых условий приоритетной задачей является дальнейшее развитие более интенсивного пассажирского (прежде всего автобусного) сообщения, соединяющего сельские поселки с городами, и завершение газификации села. Это позволит изменить соотношение уровня и качества жизни в городской и сельской местности в пользу села и тех поселков, из которых наблюдается отток населения, а также повысит привлекательность сельских населенных пунктов для создания новых рабочих мест, в том числе в аграрном секторе.
Агафонов, Н.Т., Лавров, С.Б., Хорев, Б. С. (1982). О некоторых ошибочных концепциях в урбанистике. Известия Всесоюз. геогр. о-ва, 6, 533-539.
Анохин, А. А., Кузин, В. Ю. (2019). I [одхсды к выделению периферии и периферизация в пространстве современной России. Известия Русского геогр. о-ва, 1, 3-16.
Баланс трудовых ресурсов за 2010 год по Калининградской области: стат. бюллетень (2011). Калининград: Калининградстат.
Грицай, О. В., Иоффе, Г. В., Трейвиш, А. И. (1991). +Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука.
Демографический ежегодник: 2007 (2007). Калининград: Калининградстат.
Демографический ежегодник: 2010 (2010). Калининград: Калининградстат.
Демографический ежегодник. Калининградская область: 2019 (2020). Калининград: Калининградстат.
Костяев, А. И., Кузнецова, А. Р., Никонов, А. Г. (2020). Сельские территории в системе расселения «город — село»: в контексте стратегии пространственного развития, Международный сельскохозяйственный журнал, 4, 19-23.
Калининградская область в цифрах. 2020 (2020a). Т 1. Калининград: Калининградстат.
Калининградская область в цифрах. 2020 (2020б). Т. 2. Калининград: Калининградстат.
Муниципальные образования Калининградской области. Социально-экономическое развитие в 20152019 годах (2020). Калининград: Калининградстат.
Нефедова, Т. Г. (2012). Основные тенденции изменения социально-экономического пространства современной России. Известия РАН. Сер. географическая, 3, 55-21.
Нефедова, Т Г. (2021). Поляризация социально-экономического пространства и перспективы сельской местности в староосвоенных регионах Центра России. Russian Peasant Studies, 6 (1), 126153. https://doi.org/10.22394/2500-1809-2021-6-1-126-153
Нефедова, Т. Г., Аверкиева, К. В., Махрова, А. Г., ред. (2016). Между домом... и домом. Возвратная и пространственная мобильность населения России. М.: Новый хронограф.
Нефедова, Т. Г., Мкртчян, Н.В. (2017). Миграция сельского населения и динамика сельскохозяйственной занятости в регионах России. Вестник Московского университета. Сер. 5. География, 5, 58-67.
...