Данная работа посвящена попытке осмысления феномена средневекового города и его отражения в сознании средневековых историков как целостной структуры, включающей в себя социокультурные, политические, экономические аспекты, но и являющейся органической частью средневекового общества, существующего в символически насыщенном психологически значимом пространстве. Данное направление исследований, хотя активно развивающееся в последние десятилетия, все же оставляет большой простор для дальнейшей разработки.
Целью данной работы является попытка частичной реконструкции образа города в сознании средневекового человека на основании текста «Хроники» Гийома де Нанжи. Это сочинение - один из важнейших источников по истории XII-XIII вв., так как автор его писал свой труд в тот период, когда средневековое историописание прошло через ряд серьезных изменений в понятийном и организационном плане. Хроника Гийома де Нанжи принадлежит к группе исторических сочинений, которые можно условно назвать «всеобщими хрониками», где авторы пытались создать широкую и развернутую картину истории Европы в целом, обращая внимание, прежде всего, на политическую историю. Считается, что в этот период и были заложены основы средневекового городского общества и третьего сословия, в связи с чем «Хроника» представляет собой интересный пример для исследования города и того места, которое он занимала в средневековой военной, феодальной иерархии. В отличие от «Исповеди» Гвибера Ножанского, которая традиционно использовалась исследователями для изучения конфликта между городской общиной Лана и представителями военной иерархии, хроника Гийома де Нанжи дает прямо противоположную картину интегрированности городов в системы традиционной политической иерархии. Именно поэтому представляется интересным исследовать на предмет наличия указаний на место городов в средневековом обществе историческое сочинение, в котором автор уделяет внимание, прежде всего, королям, традиционной знати и церкви. Представляется, что такая постановка задачи поможет понять с точки зрения наиболее непредвзятого к городской культуре источника то место, которое средневековые правители, знать и их образованное окружение могли предоставить городам.
Приблизиться к реализации данной цели позволит выполнение следующих задач: 1) Рассмотрение текста указанной хроники на предмет упоминания в ней городов, городских сообществ, различных практик связанных с городской жизнью. 2) Контекстуализация указанных явлений (определение их роли в повествовании). Определение позиции автора по отношению к городской культуре в целом и к сообществам различных городов. 3) Попытка выявления архитипических черт в представлении о городе. Город как символическое пространство. 4) Сопоставление выводов, сделанных на материале хроники с некоторыми наиболее актуальными в историографии концепциями, в том числе из области историко-психологических и социально-антропологических исследований.
Хронологические рамки исследования охватывают период от начала XII века, до начала XV века, что обусловлено протяженностью периода (1113-1368), отраженного в «Хронике» Гийома де Нанжи, нашем основном источнике, а также попыткой сопоставить «образ города», каким он предстает в данном сочинении, с примерами из хроник, более тесно связанных с городской культурой: были проанализированы «Хроники» Жана Фруассара (церемония въезда в Париж королевы Изабеллы Баварской (1389г.)) и анонимный «Дневник Парижского горожанина» (рассматривается период с 1405 до 1414г.), позволяющие составить некоторое представление о самосознании и саморепрезентации городского сообщества.
Остановимся подробнее на источниках. Основное внимание уделялось «Хронике» Гийома де Нанжи.
Гийом родился в середине XII в. и умер в 1300г. Он был монахом аббатства Сен-Дени, и с 1285 - архивариусом, заведовал канцелярией и библиотекой. Работая над латинскими манускриптами, на которых основаны Большие Французские Хроники, Гийом написал «Хронику», начинающуюся от сотворения мира и доходящую до 1300 года. В период до 1113 года она почти полностью повторяет Сигеберта из Жанблу и некоторых других авторов. Далее следует оригинальный и весьма ценный текс Гийома, доходящий до 1300 г., года его смерти. «Хроника» имеет несколько продолжений, наиболее значительное из которых написано Жаном де Венетом и доводит события до 1368 года.
Перу Гийома принадлежат также «Gesta Ludovici IX», «Gesta Philippi III, sive Audacis», «Chronicon abbreviatum regum Francorum», и некоторые переводы на французский язык. Гийом имел доступ к большому собранию мансукриптов Сен-Дени, и его «Хроника», за исключением последних лет, содержащих весьма подробную информацию о событиях, написана как компиляция. Тем не менее, обе его хроники были популярны и породили многочисленные продолжения.
Почти все труды Гийома были собраны в 12-м томе «Recueil des historiens des Gaules et de la France» Мартина Буке1. Текст «Хроники» с 1113 до 1368гг, с продолжениями, был издан Эркюлем Жеро (Hercule Geraud) в 1843г. в Париже для Французского исторического общества2. Первый французский перевод «Хроники» издан в «Collection des memoires relatifs a l'histoire de France» Ф.Гизо3. Среди исследований, посвященных хронике, можно отметить работу, в которой сочинения Гильома де Нанжи рассматривалось в контексте традиций историописания в монастыре Сен- Дени.4
Будучи представителем Сен-Дени, «королевского» монастыря, Гийом выступает как апологет французского королевского дома, утверждающий легитимность его владений и верховенство в феодальной иерархии. Автор весьма далек от городского сословия и представления о городах как о самостоятельной политической силе.
Внутригородские социальные отношения и, в частности, проблема «борьбы за коммуну» были рассмотрены на материале третьей части сочинения аббата Гвиберта Ножанского «О своей жизни», посвященной восстанию горожан в Лане против епископа Годри в 1111г. Указанное сочинение Гвиберта написано в жанре исповеди, что подразумевает скорее дидактическую интенцию в описании событий, чем их политическую контекстуализацию. Данный текст использовался в нашей работе в переводе на русский язык5.
Эпизод из IV книги «Хроник» Жана Фруассара, посвященный въезду в Париж Изабеллы Баварской в 1389г. изображает парадный Париж конца XIV в. и, косвенным образом, составляющие его структуры. Главное же, источник содержит подробное описание сцен самопрезентации горожан перед лицом королевской власти и знати. Жан Фруассар, в данном случае выступает как сторонний наблюдатель, не имеющий значимых связей с городом и его обитателям, что позволяет предполагать его относительную беспристрастность к предмету. Текст «Хроник» был издан Ж.Бушоном (J.A. Bushon) в 1823г. в Париже6 на языке оригинала, французском.
Источником же, позволившим взглянуть на Париж «изнутри» (города и сообщества горожан) стал анонимный «Дневник парижского горожанина», повествующий о событиях Столетней войны и связанных с нею гражданских войн с точки зрения парижского бюргера. В данной работе шла речь лишь о первых годах описываемых событий, что позволило не существенно удаляться от хронологических рамок «Хроники» Гийома де Нанжи как основного источника, и, в то же время рассмотреть многие специфические, только для внутрегородской жизни явления, которых не касались авторы выше обозначенных источников. «Дневник...» был недавно переведен на русский язык (Л.Зои) и использовался нами в форме интернет-публикации7.
Источником, позволившим подчеркнуть, что связь короля с городами во Франции - сравнительно давнее и значительное явление, стала «История» Рихера Реймского8, написанная во второй половине X в. монахом аббатства Святого Ремигия.
Перейдем к историографии вопроса.
Первая глава будет посвящена рассмотрению города как духовной конструкции, как образа в сознании человека, а также связанных с ним символов и архетипических черт, в том числе, на основании библейской традиции. Здесь представляется уместным обратиться не только к средневековой, но и к более широкой традиции европейской культуры.
Так, о «защищенных», освоенных пространствах говорит Г.С.Кнабе9, исследователь преимущественно античной культуры, но очень правдоподобно транспонирующий свои выводы даже на современное сознание. Его утверждения вполне справедливы применительно к средневековью, что подтверждается нашими источниками.
Иерархию сакральных пространств, и в их числе городского, составляет М.Элиаде в работе «Космос и история»10. Он излагает идею выстраивания на земле подобий, «проекций», центров трансцендентального мира, существующих в мифологически-религиозном сознании, что служит упорядочиванию пространства и общественных отношений.
Исследователь В.М.Немчинов11 утверждает значение метафизических и психологических предпосылок возникновения города в пространстве, их неизменное предшествование каким-либо социальным, политическим или экономическим причинам, традиционно предполагаемым решающими факторами формирования города. Его построения можно отнести скорее к области философской антропологии, но они, безусловно, важны для изучаемой проблемы восприятия города.
Развивает и детализирует подобные же взгляды Л.В.Стародубцева12, обозначая и исследуя основные символически значимые элементы города (такие как городская стена, ворота), которые во многом, определяют и формируют самосознание горожанина, устанавливают его онтологические границы.
Об универсальности этой символической системы в восприятии города говорит М.Элиаде, доказывая ее актуальность, в том числе, для мировоззрения представителей неевропейских культурных традиций, что можно расценить как знак онтологической необходимости города.
Современный историк-урбанист, М.И.Дмитриева также подчеркивает роль образа благоденствующего города13, города как территории безопасности и упорядоченности в практиках самопрезентации власти, что подтверждает безусловную значимость этого пространства.
К рассмотрению городского монашества, как специфического явления в данной системе координат обращается Н.Ф.Усков14, уточняя духовную и практическую основу взаимодействия монастыря и города, прослеживая изменение в течение средневековья этих отношений и взаимного восприятия.
Определение вышеозначенных духовных конструкций и мировоззренческих категорий можно рассматривать как введение к проблеме города уже как феномена средневековой цивилизации, субъекта и объекта социального и политического действия.
Во второй главе речь пойдет преимущественно о политической и социальной основе существования города, о городских структурах, в том числе о цеховой организации, о проблеме «коммунальной борьбы» и разного рода властных отношениях внутри и вовне городской среды, о городе как объекте и субъекте феодальной политике, о городе и короле. Также будут кратко обозначены теории возникновения городов.
Огюстен Тьерри15, один из первых авторов, исследовавших городское сословие, полагал, что города возникают, прежде всего, как следствие необходимости защиты от внешних врагов.
Рассматривается «торговая» теория происхождения города на примере работы Анри Пиренна «Средневековые города Бельгии»16. Автор полагает, что возникновение новых европейских городов в высокое средневековье определяется активизацией торговли, а купеческие братства становятся системообразующим фактором в социальной структуре городов.
Социолог М.Вебер17 же считает более значимым политикоадминистративный аспект городской жизни и в своем сочинении «Город» настаивает на происхождении его из укрепленного поместья, обладающего военным превосходством над округой.
Н.П.Оттокар18 внес большой вклад в развитие средневековой урбанистики в начале XX в., коснувшись многих существенных вопросов, в том числе проблемы «коммунальной борьбы», в связи с которой он критикует бытовавшее в историографии представление о необходимом стремлении города к созданию коммуны и противодействии этому процессу власти города. Н.П.Оттокар подчеркивает, что не только самоуправление города не всегда воплощалось в «коммуну», но, в целом, более правдоподобно связывать интересы и требования горожан с внешнеполитическими связями их сеньора, от которых зависели война и мир, жизнеобеспечение и торговля.
Проблема интерпретации текста Гвиберта Ножанского о восстании Ланской коммуны была освещена в статье П.Б.Донецкого19, посвященной, во многом, дискредитации точки зрения, в соответствии с которой автор представлялся противником коммунального управления и апологетом власти епископа.
Ш.Пти-Дютаи в своей «Феодальной монархии...»20 подробно излагает фактологический материал, касающийся возвышения королевской власти и взаимоотношения ее с крупными феодалами и с городами.
Весьма значимы труды саратовского медиевиста С.М. Стама, одна из главных работ которого «Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII веков)»21, посвящена пересмотру представлений об отсутствии цеховой организации в южнофранцузских городах. Исследователь утверждает, что она все же существовала, но в форме иных, чем на севере, более гибких структур.
В вопросе о цеховой организации ремесла очень важна работа Н.П.Грацианского22, где предпринимается попытка всестороннего анализа данного явления, несколько модернизируемого автором.
Современный отечественный историк-урбанист А.А.Сванидзе23 весьма разносторонне исследует французский город, создавая, в том числе, обобщающие работы, позволяющие выявить специфические черты развития средневековых городов.
Одно из значительных явлений в современной отечественной урбанистике - работы А.Л. Ястребицкой24, в которых город рассматривается в дискурсе относительно новых направлений в медиевистике, таких как гендерная история и социальная антропология.
Третья глава посвящена Парижу. Город, значимый во всех отношениях, многосложный и полицентричный, политически важный и потому часто становившийся предметом и «ареной» серьезных конфликтов, он заслуживает особенного внимания. Во многом, данная глава написана на материале «Дневника Парижского Горожанина».
Интересна здесь статья П.Ю.Уварова о феномене «общественного мнения»25, возникающего в кризисной ситуации крайней «социальной напряженности» в городе, находящемся в центре событий гражданской войны.
Психологическое состояние парижан в этот период, а также особенности внутригородской жизни, взаимоотношений корпораций позволяет представить работа М.Дефурно, посвященная повседневной жизни Парижа времен столетней войны26.
Существенное значение для понимания специфики этого города имеют церемонии въезда в Париж королевских особ. Одну из них, процессию Изабеллы Баварской, описанную Ж.Фруассаром, анализирует Е.Ю.Акимова27 с точки зрения репрзентации в ней представлений города о самом себе и о королевской власти.
Такова основная историографическая и источниковедческая база данной работы. Перейдем теперь к содержательной части.
Подводя итог, хочется сказать несколько слов об основных темах «Хроники» Гийома де Нанжи. Основной целью его, безусловно, является возвеличивание королевской власти, доказательство ее легитимности и верховенства в феодальной иерархии.
Две плоскости, в которых разворачиваются события: мир феодальной иерархии, военной силы, справедливости в системе соподчинения - светской справедливости; и мир божественного правосудия, святости, подвижничества - монастырей, праведной и легитимной папской власти. (Хроника сообщает и о непосредственных знаках божественной воли и правосудия. Стихийные бедствия, чудеса и роковые случайности, рассказы о которых составляют существенную часть текста, сопутствуют важным политическим событиям, маркируют их.) «Церковная история» играет в хронике немалую роль. Монастыри освящают территорию, и, отчасти, все происходящее на ней. Процветание монастырей служит доказательством праведности французского народа, французского короля, который его олицетворяет.
Действия пап и аббатов, также имеют не только прямое значение для хода политических событий, но и косвенное: подчеркивая многочисленные контакты короля с Папой, автор указывает на признанность Франции Римской церковью, утверждает ее как силу, поддерживающую королевскую власть, более того - подчеркивает, что «по обычаю» Папа обращается за помощью к французской короне.
Что же касается городов, то они в сознании автора выступают лишь как часть общества, где господствует знать и где главными являются вассальносеньориальные связи. В отличие от Гвибера Ножанского, Гильом из Нанжи был склонен рассматривать историю через призму королевской политики. Может показаться, что историк вообще не признает горожан как значимую силу - в хронике действуют лишь представители первых двух сословий. Лишь в контексте двух этих ценностных систем - рыцарской и церковной - происходит что-либо существенное для автора. Город имеет значение, если является выражением силы феодального сеньора или святости духовного лица. Однако этот результат не стоит рассматривать как отрицательный. Такое положение дел говорит о том, что города воспринимались как часть средневекового общества, и что многие современники не видели причин для конфликта между военной, сеньориально-вассальной иерархией и городами. Горожане не воспринимались как враждебная для средневекового общества сила. Именно в этом смысле хроника Гильома де Нанжи интересна нам и позволяет уточнить те акценты, которые делал О. Тьерри. Горожане стали третьим сословием, но они превратились в него, пройдя долгий период существования в рамках средневековой системы власти. Интересно также отметить, что город в сознании человека Средневековья был частью той системы ценностей, которая брала начало еще в сочинения Августина Блаженного. Интересно, поэтому, что главным городом считался Рим по причине господства церковных представлений, в рамках которых он символизировал моральное руководство папой всей Европой.
Необходимо отметить, что на протяжении хроники Гийома де Нанжи, которая охватывает (вместе с продолжением) достаточно продолжительный период (1113-1368 гг.) значение города возрастает. Города упоминаются как предмет спора, с ними чаще бывают связаны существенные политические события, однако для автора город остается будто лишь одной из форм ландшафта или королевского домена. Упоминаются они до самого конца хроники только в связи с феодальными конфликтами либо стихийными бедствиями, предоставляя весьма скудные сведения о внутренней жизни города.
Крайне важно для данной работы, что очень редки в хронике эпизоды, где под словом город подразумевается сообщество горожан, действующий субъект политической жизни, которые бы не были связаны вассальной связью с кем-либо. Однако тот факт, что эти эпизоды присутствуют, говорит о том, что даже для историка, чья точка зрения была полностью на стороне господствовавшей военной знати, были видны зарождавшиеся основы нового городского сословия. К тому же, можно предположить, что такое невнимание к городу со стороны Гийома объясняется и прочностью в городах королевской власти, отсутствием необходимости утверждать ее, подобно верховенству в феодальной иерархии.
В тексте «Хроники» Гийома де Нанжи Париж не имел большого значения на всем ее протяжении. Тому может быть несколько причин. Наиболее существенным кажется тот факт, что в качестве «города французских королей» в данном тексте фигурирует скорее Реймс - город коронации, город, где утверждается сакральное значение королевской власти, первичное по отношению к политическому. Аббатство Сен-Дени, где Гийом писал свою хронику, более значимо для него (возможно, как ближняя к королевской особе священная обитель). К этому следует добавить, что сам автор не был горожанином, а значит, ему были чужды внутренние интересы и события города, которые он очевидно считал несущественными для своего сочинения.
Несмотря на это, в хронике ясно прослеживается усиление городов в течение XII - XIII в. Применительно к началу XII в. Гийом де Нанжи говорит о городе (вернее, не говорит) как о части владений сеньора и трудно представить, чтобы город обладал в тот момент собственной политической инициативой. Однако, уже к концу XII в. и позднее город усиливается настолько, чтобы вести самостоятельную политику: встречаются эпизоды, где города выступают в союзе с королем против своего прежнего сеньора или же оказывают военную поддержку королю по его просьбе. Правда, остается открытым вопрос относительно того, в каком качестве тогда выступали горожане и как они оценивали свой союз с королевской властью. Выступал ли для них король всего лишь как сеньор их сеньора, а их бывший сеньор — вассалом короля? Или же он виделся как представитель верховной власти, который, как когда-то каролингские императоры, имел полное право господствовать над всеми сословиями в силу наследования Римской империи? Этот вопрос остается в хронике без явного ответа. Однако можно утверждать на основании всего рассмотренного материала, что города были включены в систему сеньориально-вассальных связей, причем скорее военного характера. Города рассматривались Гийьомом де Нанжи прежде всего как укрепления и крепости, а не как системы владения земельной собственностью. Город в хронике являлся частью средневекового мира.
1. Froissart J., Les Chroniques. Livre IV/ Ed. J.A.C. Buchon. Chroniques Nationales francaises XIII-XIV siecles. Vol. XII. Paris, 1825.
2. Guillelmi de Nangiago, Chronicon / Chronique Latine de Guillaume de Nangis / Ed. H. Geraud. Vol. I. Paris, 1843.
3. Guillelmi de Nangiago, Chronicon / Chronique Latine de Guillaume de Nangis / Ed. H. Geraud. Vol. II. Paris, 1843.
4. Библия. (Библия [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2004 - Режим доступа: http://biblia.org.ua/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - 20.04.2016).
5. Гвиберт Ножанский. Восстание Ланской коммуны// Социальная история средневековья/Под ред. Е.А.Косминского, А.Д.Удальцова. - М., 1927.
6. Дневник парижского горожанина. / Пер. Л. Зои. (Дневник парижского горожанина [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2001- Режим доступа: http: //www.vo stlit .info/T exts/rus 17 /Pariz_gorozanin/index0 5_14.phtml, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - 24.04.2016).
7. Рихер Реймский, История. / Пер. А.В. Тарасовой. (Рихер Реймский. История [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2001- Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Richer/frametext1.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - 01.05.2016).
8. Акимова Е.Ю., Восприятие горожанами королевской власти: торжественный въезд Изабеллы Баварской в Париж (по хронике Фруассара)//Средневековый город: Межвуз. науч. сб. Вып. 18. - Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2007. С.71-85
9. Бойцов М.А. Как горожане встречали своего сеньора// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.4. Extra muros: город, общество, государство. / Отв. ред. А.А. Сванидзе. М.: Наука, 2000. С. 65-78
10. Брагина Л.М. Средневековый город Италии. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневекового урбанизма/ Отв. ред. А.А. Сванидзе. М.: Наука, 1999. С. 42 - 60
11. Бродель Ф. Что такое Франция? Т.1/Пер. с фр. С.Н.Зенкин, В.А.Мальчина. М.:Издательство им.Сабашниковых, 1994
12. Вебер М. Избранное. Образ общества./ Пер. с нем. М.: Изд-во „Юрист“, 1994.
13. Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в XIII -XIV столетиях. Казань: Литография императорского университета, 1919.
14. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
15. Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д'Арк. Пер. с фр. / Пер. Н. Ф. Василькова. СПб.: Изд. группа Евразия , 2002
...