Введение 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ 9
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ 9
1.2 ТЕОРИИ И ВИДЫ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ 20
1.3. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ НАОСНОВЕ МЕТОДА «ЛЕСТНИЦЕ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ»
ШЕРРИ АРНШТЕЙН 43
2.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ 43
2.2 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАКАК ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ НА ПРИМЕРЕ САНКТ -
ПЕТЕРБУРГСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТА 51
2.3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МОЛОДЕЖНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ 69
Заключение 76
Список использованной литературы 81
Приложение 1 81
Приложение 2 88
Приложение 3 98
Приложение 4 108
Приложение 5 112
Приложение 6 120
Приложение 7 131
Современная Россия сталкивается с рядом проблем, связанных с реализацией форм политического участия граждан. Эти проблемы охватывают различные аспекты политической жизни страны - от необходимости совершенствования механизмов вовлечения граждан в политический процесс до проблем, связанных с низкой электоральной активностью населения и абсентеизмом. В современной России предпринимаются попытки вовлечь молодежь в политическую жизнь страны, и это становится все более актуальным и значимым. Одной из форм такого участия является молодежный парламент. Посредством данной формы участия в Российской Федерации молодое поколение вовлекается в общественную и политическую жизнь, а также осуществляется государственная молодежная политика. институциональным субъектом реализации государственной молодежной политики. Политическая жизнь России невозможна без участия молодежи, но государство сталкивается с проблемой низкого уровня интереса молодого поколения к сфере политики. Поэтому государство считает необходимым создавать и поддерживать каналы политического участия молодежи. Одной из форм такого участия является молодежный парламент, который является средством активного вовлечения молодых людей в процессы принятия решений.
Актуальность исследования форм политического участия в современной России крайне важна, так как существуют проблемы, связанные с неразработанностью концептуальных положений и нечеткостью политических структур. В частности, молодежный парламентаризм как одна из форм политического участия требует дальнейшего анализа. Политологи исследуют молодежный парламент в рамках концепций гражданского общества и представительства, но не всегда приходят к единому мнению об эффективности этой формы участия. Кроме того, важно изучить участие молодежи в структурах власти и управления и определить роль молодежных парламентских структур в решении молодежных проблем.
Молодежный парламентаризм в России - относительно новое явление, которое начало активно развиваться всего двадцать лет назад. Наблюдается рост интереса молодежи к политике, что приводит к росту популярности молодежных парламентов, появление которых можно отметить в каждом регионе России. Каждый год появляются новые молодежные парламентские структуры на разных уровнях, в том числе и на муниципальном, что свидетельствует о растущей популярности данной формы участия молодежи в политической жизни. Растет необходимость изучения и понимания реального положения молодежных представительных структур в политическом процессе, а также функционирования и представительства молодежных парламентов.
В обществе ведутся дебаты об эффективности и результативности молодежных парламентов. Некоторые исследователи и политологи считают, что молодежные парламенты нельзя считать эффективной формой политического участия. По их мнению, молодежные принимают активное участие лишь в вопросах социального характера. Это можно объяснить тем, что молодежный парламентаризм находится в стадии становления и не обладает достаточной политической силой, чтобы существенно влиять на политический процесс в России. Кроме того, подчеркивается мнение, что молодежные парламенты были созданы лишь для создания иллюзии участия молодежи в принятии решений, не имея реальной политической и управленческой власти. Также молодежные парламенты могут страдать от недостаточной поддержки и финансирования со стороны властей, что ограничивает их возможности и эффективность. Наконец, молодежные парламенты могут не обладать достаточной реальной властью для внесения изменений в политику и принятия важных решений. Все эти факторы могут привести к тому, что молодежные парламенты не воспринимаются многими как реальные участники политического процесса.
Тем не менее, молодежные парламенты имеют вес в политической жизни страны. Они предоставляют форму для обсуждения вопросов, важных для молодежи, формируют гражданское сознание и готовят будущих политических лидеров. Кроме того, деятельность молодежных парламентов может влиять на местную политику и работу местных органов власти. Хотя эффективность молодежных парламентов подвергается сомнению, их роль в формировании гражданского самосознания молодых людей и подготовке их к будущей политической деятельности нельзя игнорировать.
Можно четко выделить научно-практическую проблему исследования: на сегодняшний день в российском политическом сознании существует неопределенность относительно молодежных парламентов как одной из форм политического участия. В обществе преобладает мнение, что молодежный парламент является формальным институтом, не обладающим механизмами для участия в политическом процессе.
Возникает важный вопрос, каковы особенности и преимущества и недостатки молодежного парламента как института политического участия в политическом процессе России. В рамках данного исследования важно рассмотреть причины такого положения вещей и постараться найти способы улучшения работы данной структуры для более эффективного представительства интересов молодежи в политической жизни страны.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассматривается такое понятие как «институт политического участия» на примере участия молодежи в политике и государственной жизни, которое возможно благодаря вступлению в молодежные парламенты.
В рамках исследования можно выделить следующие гипотезы:
H1: Молодежный парламент может быть использован как механизм формирования и поддержки молодых политических лидеров, способных действовать в интересах молодежи и общества в целом.
H2: Молодежный парламент может стать важным инструментом в решении социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается молодежь, путем разработки и поддержки законодательных инициатив.
H3: Молодежный парламент представляет из себя форму участия молодежи в политическом процессе, так как позволяет выражать и защищать интересы молодежи на законодательном уровне.
Объект исследования: политическое участие.
Предмет исследования: Механизмы и формы политического участия молодежи посредством Молодежного Парламент Санкт-Петербурга.
Цель работы: выявление особенностей, преимуществ и недостатков Санкт- Петербургского Молодежного Парламента как формы политического участия .
В соответствии с этой целью в исследовательской работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «политическое участие» и определить его сущность;
2. Изучить социологические подходы к изучению политического участия;
3. Классифицировать существующие формы и типы политического участия;
4. Установить тип политического участия в современной России;
5. Рассмотреть молодежный парламент как одну из форм политического участия;
6. Провести экспертное интервью с членами Молодежного парламента Санкт-Петербурга в рамках эмпирического исследования;
7. Выявить особенности, преимущества и недостатки молодежного парламента как формы политического участия с помощью информации, полученной в ходе эмпирического исследования;
8. Составить рекомендации с учетом мнений членов Санкт-Петербургского Молодежного Парламента с целью повышения эффективности работы молодежных парламентов.
Методология исследования: для исследования были использованы такие методы как изучение и анализ литературы по теме исследования, использование теоретической модели Шерри Арнштейн «Лестница гражданского участия», проведение экспертного интервью с членами Санкт- Петербургского Молодежного Парламента и обработка полученных данных.
Эмпирическая часть исследования выполнена с применением метода экспертного интервью. Для того, чтобы более подробно изучить понять деятельность молодежных парламентов, их внутреннее функционирование, а также ключевые аспекты их деятельности, необходимая для достижения цели исследования информация может быть получена преимущественно от членов молодежного парламента. Для того, чтобы выявить особенности деятельности молодежных парламентов, следует обратиться к экспертам с соответствующим опытом и знаниями. Поэтому метод экспертного интервью выбран в качестве наиболее предпочтительного для получения релевантных результатов. В рамках исследования было проведено интервью с 6 членами Молодежного парламента Санкт-Петербурга от 19 до 23 лет, из них - трое девушек и трое молодых людей. Интервью было проведено с использованием дистанционных технологий. Экспертам было задано одиннадцать открытых вопросов с целью получить информацию, необходимую для достижения цели исследования. Расшифровки интервью с членами Молодежного парламента прикреплены приложениями 2,3,4,5,6,7.
Интервью позволило получить развернутую и подробную информацию, обозначить особенности функционирования парламента, а также, с опорой на теоретическую модель «Лестница гражданского участия» Шерри Арнштейн понять, является ли молодежный парламент институтом политического участия в России. Были выявлены преимущества и недостатки молодежного парламента как формы политического участия. Мнения экспертов позволили сформулировать рекомендации и предложения по повышению качества работы молодежных парламентов в России.
Практическая ценность исследовательской работы заключается в рассмотрении молодежного парламента как института политического участия, изучении его преимуществ и недостатков как формы политического участия, что в итоге дает возможность дать рекомендации для того, чтобы увеличить эффективность и качество работы молодежных парламентов в России, а также поменять общественное представление о деятельности парламентов.
Подводя итог всему вышесказанному, можно уверенно сказать, что институты молодежного представительства, а именно молодежный парламент в качестве инструмента реализации региональной молодежной политики, наглядно подтверждают свою значимость, предоставляя молодым людям возможность непосредственного участия в дискуссиях о законодательных инициативах, которые затрагивают права и интересы значительной части населения страны.
Если объективно подойти к оцениванию роли молодежных парламентов в жизни региона, можно сделать вывод, что она пока незначительна: парламент не имеет серьезных полномочий, его основная деятельность либо уже дублируется другими молодежными организациями, либо проводится совместно с ними. В отличие от других общественных организаций, молодежные парламенты имеют право вносить законодательные инициативы и направлять обращения в Законодательные собрания. Не стоит недооценивать работу Молодежного парламента в регионе: в рамках своих полномочий парламенты работают достойно. Власти открыты молодежи и идут с ней на диалог для того, чтобы вовлечь молодежь в государственную жизнь страны. На региональном уровне молодежные парламенты стали эффективной и полезной площадкой для обучения реальной публичной политике, развития лидерских навыков и получения опыта участия в процессе работы с документами, а именно: разработки, принятия и реализации нормативных актов. Также молодежь в рамках работы в молодежных парламентах получает уникальный опыт принятия управленческих решений, отстаивания своей позиции и поиска компромиссов.
Молодежный парламентаризм в России - явление довольно молодое, а в последнее время институт молодежного представительства в нашей стране развивается довольно стремительно в связи с необходимостью молодых кадров, которые будут отличаться амбициозностью и профессиональными навыками. Государство нуждается в лидерах и управленцах, которые выведут страну на новый уровень. Власть возлагает большие надежды на молодежные парламенты, основная задача которых - сформировать достойный кадровый потенциал. И действительно, посредством участия в деятельности молодежных парламентов, молодежь обретает знания и практические навыки, которые в будущем пригодятся в построении политической карьеры. Ораторское искусство, публичные выступления, дебаты, поиск компромиссов, работа с документацией и нормативно-правовыми актами - всю эту «базу» молодым людям, видящим себя в политике, может дать работа в молодежном парламенте.
Согласно модели Шерри Арнштейн «Лестница гражданского участия», Молодежный парламент, как форма политического участия, в основном, функции символического участия. Молодежный Парламент, являясь консультативным совещательным органом при Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, может подготовить рекомендации и идеи законодательных инициативы по улучшению действующего регионального законодательства и решению волнующих молодежь вопросов. Инициативы и предложения тщательно прорабатываются, корректируются и отправляются на рассмотрение Законодательному Собранию. Право принимать инициативу или нет остается за Законодательным Собранием, однако законодательный орган власти может предложить Молодежному парламенту внести правки, подумать над изменением содержания инициативы. Молодежный парламент регулярно взаимодействует с представителями Законодательного Собрания, которое, в свою очередь, интересуется проблемами и интересами молодежи в вопросах молодежной политики. Не все инициативы Молодежного парламента рассматриваются, однако иногда двум институтам удается найти компромисс.
В рамках исследовательской работы было проведено интервью с членами Молодежного парламента Санкт-Петербурга. Интервью состояло из одиннадцати открытых вопросов, целью которых было понять, как функционирует Молодежный парламент, как он взаимодействует с властью, какими обладает полномочиями, чтобы повлиять на политический процесс, а также составить рекомендации по повышению эффективности работы молодежных парламентов. Результаты исследования демонстрируют, что у молодежных парламентов в России существует множество аспектов развития. В качестве метода полевого исследования было выбрано экспертное интервью, которое помогло получить достаточный объем информации для того, чтобы выявить слабые и сильные стороны в работе Молодежного парламента Санкт - Петербурга. Шесть экспертов в лице парламентариев смогли развернуто и подробно поделиться своим опытом участия в работе молодежного парламента, взаимодействия с другими институтами гражданского общества и взаимодействия с депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Именно мнение людей из самого парламента помогло сформулировать преимущества и недостатки молодежного парламента как формы политического участия. Молодежный парламент очень ограничен в своих полномочиях и повлиять на политический процесс напрямую он не может, однако с помощью предложения законодательных инициатив и обращений, которые будут рассмотрены депутатами и, возможно, приняты молодежный парламент может принять участие в государственной жизни и решить волнующие общественность и молодежь проблемы. Обработка данных и анализ результатов исследования помог выявить то, что молодежный парламент может стать отличной подготовительной «школой» для будущих политиков. Получение уникального опыта, знаний и связей в стенах молодежного парламента - одно из главных преимуществ, которое может замотивировать молодых людей, желающих построить политическую карьеру. С учетом мнений экспертов были сформулированы рекомендации для того, чтобы работа молодежного парламента стала более качественной, динамичной и эффективной. На сегодняшний день молодежным парламентам в России необходимо заручиться финансовой и материальной поддержкой, сформировать единую систему законов и положений, регламентирующих работу парламентов, повысить уровень публичности и открытости деятельности молодежных парламентов.
Также необходимо уделить внимание расширению повестки о функционировании молодежных парламентов среди общественности и молодежи. Всё это будет способствовать более серьезному отношению к молодежным парламентам, даст им возможность осуществлять свои программы и проверки, а также повысит уровень доверия общественности.
Важно понимать, что существование института молодежного парламентаризма уже делает молодежные парламенты участником политического процесса России. Они выполняют свои функции и влияют на политический процесс настолько, насколько им это позволено. Помимо предложения законодательных инициатив, которые в будущем могут стать реальными законами, молодежные парламенты занимаются просветительской деятельностью, которая направлена на повышение политической грамотности молодежи.
Молодежный парламент, как институт политического участия, играет важную роль в формировании активной и гражданской позиции молодежи. Это платформа, где молодые люди могут выражать свое мнение, инициативы и предлагать решения различных проблем. Также он предоставляет молодым людям возможность понять и оценить сложности политического процесса. Они приобретают практический опыт работы в парламентской системе, знакомятся с процедурами принятия решений и взаимодействия с различными структурами государственной власти. Это помогает им развить критическое мышление, аналитические навыки и навыки аргументации, необходимые для активного участия в политической деятельности.
Другим важным аспектом Молодежного парламента как института политического участия является его роль в представлении интересов молодежи перед политическими органами и общественностью. Это дает молодым людям право голоса и платформу для выражения своих потребностей, проблем и идей. Кроме того, это способствует созданию диалога между молодежью и политическими структурами, что позволяет учитывать мнения и предложения молодежи при разработке политических программ и решений. В целом, Молодежный парламент является важным институтом политического участия, который способствует формированию активного, информированного и ответственного молодежного политического сообщества. Это развивает политическую культуру, способствует образованию и гражданскому воспитанию молодежи, а также создает условия для активного участия молодежи в политической жизни страны, позволяет им ощутить свою значимость и влияние на социальные процессы.
Три сформулированные гипотезы исследования подтвердились. Гипотезы о том, что молодежный парламент в большей степени является формальным политическим институтом и не может напрямую повлиять на политический процесс, что молодежный парламент может быть использован как механизм формирования и поддержки молодых политических лидеров и что молодежный парламент может стать важным инструментом в решении социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается молодежь, путем разработки и поддержки законодательных инициатив - все это находит подтверждение в деятельности молодежного парламента.
В заключение следует отметить, что Молодежный парламент играет важную роль в формировании активного и ответственного молодежного политического сообщества. Это способствует развитию лидерских качеств, доверию и взаимодействию между молодежью и политическими институтами, а также обмену опытом и знаниями. Молодежный парламент - мощный инструмент, способствующий активному участию молодежи в политической жизни страны.
1. Arnstein S. A Ladder of Citizen Participation // JAIP. 1969. - №4. - P. 216-224.
2. Barrett M., Brunton-Smith I. Political and Civic Engagement and Participation: Towards an Integrative Perspective // Journal of Civil Society. 2014. - № 10 (1). - P. 5-28.
3. Marsh A. Political Action: A Theoretical Perspective // CA: Sage Publications, 1979. - P.195.
4. Milbrath L.W. Political Participation // Rand McNally. 1965 - P.60.
5. Kaase M. Partizipation. Staat und Politik // Bonn. 1991. - P. 251-252.
6. Nagel J. Participation // L.: Prentice-Hall. 1987. - P.1.
7. Алмонд, Г. А. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. - №. 4 - С. 123.
8. Белоногова Е.К. Политическое участие в современной России // Вести научных достижений. 2020. - №. 9. - С. 28.
9. Беляев А.Ю., Тарасов Е.Н. Тенденция абсентеизма в современном
российском обществе // Власть. 2013. - №3. - С. 43.
10. Вышкварцев В.В. Авторский проект Положения о молодежных парламентах в Российской Федерации // Новый университет. Серия: экономика и право. 2011. - №4 (4). - С. 49.
11. Гаджиев К.С. Введение в политическую философию // Учебное пособие. М.: «Логос». 2010. - С. 336.
12. Гандалоев И.И. Типология форм политического участия // Современная наука и инновации. 2022. - №1. - С. 159-160.
13. Гончаров Д. В. Теория политического участия // М.: Юрист. 1997. - С. 208.
14. Гукова И.Н. Роль молодежного парламентаризма в развитии общественно-политической активности современной российской молодежи // Via in tempore. История. Политология. 2014. - №1 (172). - С. 169-170.
15. Гурылина М.В. Политическое участи в современной России: социокультурные аспекты // Вестник Московского университета. 2014. - №3 - С. 160.
16. Давыдов А.В. и Коряковцева О.А. Молодежные организации и движения в России: история и современность // PolitBook. 2014. - №3 - С. 41.
17. Дементьева А.О. Пути оптимизации деятельности молодежных парламентских структур в регионе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015.- №3. - С. 46.
18. Джандубаева З.З. Абсентеизм как феномен современной российской практики // автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2005. - С. 134.
19. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: учебное пособие // М.: Наука, 1994. - С. 304.
20. Зозуля Е.В. Деятельность молодежных парламентов в современной России как форма политического участия // Власть. 2012. - №.2 - С. 37.
21. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // М., ГУ ВШЭ. 2000. - С. 215.
22. Керимов А.А., Эбзеев А.А. Факторы и тенденции протестной активности молодежи в современной России // Дискурс-Пи. 2022. - №1. - С. 118.
23. Клюенко Э. Политическое участие: теория, методология и измерение с применением метода шкалограммирования по Гуттману // Социология: теория, методы, маркетинг. 2005. - № 4. - С. 57.
24. Кравцова А. В. Политическое участие в условиях демократизации российского общества // дисс. канд. полит. наук. 2008. - С. 186.
25. Купорез К. Д. Молодежный парламент в современной России: региональный опыт // Документ. Архив. История. Современность. 2020. - № 20. - С. 29.
26. Лактионов Г.А. Молодежные парламенты в России: проблемы
институциализации и политические процессы // Социум и власть. 2010. - №3. - С.69.
27. Липсет С. Политический человек. Социальные основы политики // М.: Полит. Наука. 2003. - №3. - С. 233.
28. Мангейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Юрист. 1994. - С. 277
29. Пастухова Л.С. Молодежный парламент как форма политической социализации молодежи // Власть. 2010. - №2. - С. 46.
30. Прихнич О. А. Молодежное парламентское движение в России: региональный и муниципальный аспекты // Социальная политика и социология. 2011. - № 4. - С. 139.
31. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию // М.: Аспект Пресс. 2002. - С. 370.
32. Пфетцер С.А. Теоретико-методологические основания анализа проблемы политического участия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. - № 4 (56) - С. 105.
33. Селиванова А.О. Формы политического участия: проблема типологизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2017 - №3. - С. 354-355.
34. Смелзер Н. Дж. О компаративном анализе, междисциплинарности и интернационализации в социологии // Социологические исследования. - 2004. - № 11. - С. 7.
35. Соловьев А.И. Политическая культура: Проблемное поле метатеории // Вестник Московского университета. 1995. - №2, 3. - С. 25
36. Сергеев А.К., Гнатюк М.А., Гнатюк К.Ю. Молодежный парламент как форма реализации региональной молодежной политики: опыт Самарской области // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. - №2. - С. 203.
37. Сушенков В.А. Политическое участие граждан в общественно-политической жизни: сущность и детерминация // Социально-гуманитарные знания. 2012. - №2. - С. 125-129.
38. Тиховодова А.В. Особенности развития молодежного парламентаризма в России // Научные проблемы водного транспорта. 2014. - №41. - С. 108.
39. Тумуров Ж.Т. Функциональные характеристики молодежного парламентаризма в современной политической системе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. - №3(118). - С. 131.
40. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах // М.: Прогресс-Традиция. 2004. - С. 122.
41. Хобраков С.Ц. Молодежные общественные объединения как институт политического участия в современной России // Диссертация. 2009. - С. 20.
42. Холмская М. Р. Политическое участие как объект исследования (обзор отечественной литературы) // Полис. Политические исследования. 1999. - №
5. - С. 170.
43. Холомина О.А., Курилова А.А. Молодежный парламент как механизм формирования резерва управленческих кадров // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. - №3 (8). - С. 96.
44. Федотов Д.А. Генезис и предпосылки возникновения молодежного парламентаризма в России // Право и политика. 2021. - №9. - С. 94.
45. Фомченкова Г.А. Политическая активность Российской молодежи и безопасность общества // Власть. 2012. - №7. - С. 7.
46. Фурсов О.Б. Молодежный парламентаризм в современной России (социологический анализ) // автореф. дисс.канд. социол. наук. 2006. - С. 22.
47. Чертков А. Н., Артамонова Н. В. Региональный опыт функционирования «Молодежного парламентаризма» как механизма развития правовой культуры российских избирателей // Журнал российского права. 2008. - №1 (133). - С. 54.
48. Юсов С.В. Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации // М.: РЦОИТ, Крона. 2009. - С. 37.
49. Юшин М. Молодежный парламентаризм и формирование гражданской идентичности // Обозреватель. 2007. - № 7. - С. 27.
Электронные ресурсы:
1. Выборы-2016. Итоги. // [Электронный ресурс] //
URL:https://www.interfax.ru/russia/528903 //(дата обращения 21.03.2023)
2. Делегаты из 15 регионов России проследят за ходом выборов в Молодежный парламент Подмосковья. // [Электронный ресурс] // URL:https://goo.su/MlxM9// (дата обращения 17.04.2023)
Правовые документы:
1. Положение о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. 16.03.2022. - №110.
2. Постановление о Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе. 27.09.2006 - №265
3. Постановление Законодательного Собрания Свердловской области "О Положении о Молодежном парламенте Свердловской области" 18.12.2018. - №1668.
4. Решение о Молодежном парламенте муниципального образования город Краснодар. 21.12.2010. - №5.