Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №14 г. Москвы (10 «А» класс в количестве 22 человека) и детский сад №126 (дети в возрасте 5-6 лет в количестве 22 ребенка).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ 5
1.1 Общая характеристика памяти и мышления как когнитивных процессов 5
1.2 Особенности памяти и мышления в дошкольном и старшем школьном возрасте 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Результаты исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Ментальный мир человека разнообразен и многогранен. Непрерывный процесс умственного развития возможен благодаря обработке и сохранению опыта и знаний, приобретенных в течение жизни. Все, чему учится человек, хранится в памяти и при определенных условиях снова проявляться и становиться предметом сознания. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоционального реагирования, моторики, творческого процесса. В когнитивной сфере память и мышление занимают особое место, без них невозможно познание окружающего мира, кроме этого все обучение опирается на процессы памяти и мышления, которые дают возможность овладеть различными областями знаний. Процессы памяти и мышления необходимы при решении любой познавательной задачи, так как память и мышление лежат в основе каждого психического явления. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие, и понять окружающий мир будет невозможно. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена необходимостью исследования особенностей памяти и мышления у представителей разных поколений, что представляет собой существенный вклад в развитие фундаментальной и прикладной психологии.
Цель исследования – изучить и обобщить материал по данной проблеме и выявить психологические особенности памяти и мышления у представителей разных поколений.
Объект исследования: память и мышление.
Предмет исследования: психологические особенности памяти и мышления у представителей разных поколений.
Гипотеза исследования: существуют отличия в особенностях памяти и мышления в дошкольном и старшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы памяти и мышления, их структуру и виды.
2. Изучить особенности памяти и мышления у детей дошкольного возраста и старшего школьного возраста.
3. Провести эмпирический анализ психологических особенностей памяти и мышления у представителей разных поколений.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, тестирование.
Проблемой изучения научных и методических основ развития процессов памяти занимались такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, П. Я. Гальперина.
Базой исследования стала средняя общеобразовательная школа №14 г. Москвы (10 «А» класс в количестве 22 человека) и детский сад №126 (дети в возрасте 5-6 лет в количестве 22 ребенка).
Практическая значимость исследования в том, что результаты исследования могут послужить полезным материалом для родителей и педагогов детей дошкольного возраста (5-6 лет) и старшего школьного возраста (15-18 лет)
Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Таким образом, память и мышление представляют собой важнейшие когнитивные процессы, которые отличаются у представителей разных поколений. Память является одной из основных психических функций, поскольку именно она обеспечивает связь прошлого человека с его настоящим и будущим, а также является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Кроме этого, память – это основа психической деятельности; это психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении различной информации.
Мышление – представляет собой психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных признаках и взаимосвязях. Понятие мышления считается высшим когнитивным процессом, который принципиально отличается от других процессов. Это объясняется тем, что именно в этом понятии прослеживается вся полнота всех познавательных процессов. Мышление развивается непрерывно на протяжении всей жизни, на него влияют возраст, социальный статус окружающая среда и т.д.
В ходе эмпирического исследования были подобраны методики для диагностики памяти и мышления и проведено обследование представителей разных поколений: детей дошкольного возраста и старшего школьного возраста. Результаты исследования показали, что у разных поколений память и мышление отличаются. У учащихся старшего школьного возраста память и мышление находятся на более высоком уровне, у детей дошкольного возраста гораздо чаще встречаются показатели низкого уровня. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута
1. Абдулаева Х. Ш. Творческое мышление как высшая форма мышления // Мировая наука. – 2019. – №5. – С. 99-102.
2. Абрамова Г. С. Практическая психология. – Екатеринбург, 2018. – 265с.
3. Азимова Ю. Э. Нарушения памяти как междисциплинарная проблема // Неврология и ревматология. Приложение к журналу Consilium Medicum. –2019. – №2. – С. 18-22.
4. Белолуцкая А. К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психол. журн. – 2017. – № 2. – С. 44–45.
5. Бозиева С. К., Ногерова М. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – №44. – С. 26-30.
6. Булатова К. А. Память первоклассника // Инновации. Наука. Образование. –2021. – Т.1. – №44. – С. 153-158.
7. Газиева Я. З., Газиева М. З. Формирование и развитие памяти в онтогенезе в сборнике: шаг в науку // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов: Махачкала. – 2020. – С. 293-296.
8. Гидеон Н. В. Развитие творческого мышления школьников в процессе использования художественных техник // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – №4. – с. 1-7.
9. Ефимова К.Н. Развитие творческого мышления старшеклассников // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – №2. – С. 126.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. – М., 2016. – 176 с.
11. Кучина В.Н. Память дошкольников: классификация видов, их значение и характеристики // В сборнике Международной научно-практической конференции: В мире научных открытий. – Центр научной мысли. – 2015. – С. 48-51.
12. Ленкова А. А. Дивергентное мышление как предмет психолого-педагогического исследования // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №11. – С. 250-255.
13. Никонорова Л. А. Развитие творческого мышления школьников // Молодой ученый. – 2015. – №1.2. – С. 31-33.
14. Обухова, Л. Ф. Детская (Возрастная) психология. - М.: Роспедагенство, 2017. - 374 с.
15. Поршнева Е. Э. Диагностика оперативной памяти у подростков // Молодежная наука: тенденции развития. – 2022. – №2. – С. 31-36.
16. Циркин В. И., Трухина С. И., Трухин А. Н. Нейрофизиология: физиология памяти: учебник для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 407 с.
17. Чернецкая Н. И. Анализ авторской программы развития творческого мышления школьников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2021. – №5. – с.5-12.
18. Шашурина А. В., Зинченко О. В. Особенности развития мышления и нравственных качеств у дошкольников // В сборнике: Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров. – 2018. – С. -201.
19. Шкрябко И. П. Развитие памяти у дошкольников // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2017. – С. 236-239.
20. Шматченко А. А. Диагностика уровня сформированности основ логического мышления старших дошкольников // Вестник Луганского государственного педагогического университета. – 2022. – Т.77. – №1. – С. 91-96.