Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические основы формирования компетентности родителей в вопросах развития речи младших школьников после кохлеарной имплантации

Работа №126423

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы34
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Клинико-психолого-педагогические аспекты развития речи младших школьников после кохлеарной имплантации…………………...6
1.1. Характеристика кохлеарной имплантации в современных исследованиях……….6
1.2 Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми после кохлеарной имплантации……………8
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности младших школьников после кохлеарной имплантации………11
Выводы по 1 главе……………………17
Глава 2 Актуальные проблемы формирования компетентности родителей младших школьников после кохлеарной имплантации…19
2.1 Характеристика компетентности родителей в современных исследованиях…19
2.2 Анализ методов формирования компетентности родителей в вопросах развития речи детей с нарушением слуха.24
Выводы по 2 главе………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Библиографический список…………29

Актуальность исследования. Кохлеарная имплантация (далее – КИ) стала переворотом в преодолении первичного нарушения слуха, потому что имплантация не ослабляет, а почти полностью устраняет первичное нарушение входя в операцию глухим, ребенок выходит из нее практически слышащим. Выступая современным и высокотехнологичным методом реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха, кохлеарная имплантация позволяет ребенку слышать. Однако, как отмечает И.В. Королева, «мы слышим мозгом», поэтому сразу после подключения речевого процессора восприятие устной речи, а тем более понимание ее без слухоречевой реабилитации очень затруднено и в некоторых случаях просто невозможно .
Многолетняя история внедрения метода кохлеарной имплантации в разных странах мира и в России доказала, что без психолого-педагогической помощи после операции и подключения процессора кохлеарная имплантация оказывается неэффективной.
Сопровождение детей с кохлеарным имплантом является очень сложной педагогической задачей, от решения которой, зависит дальнейший прогноз речевого и социального развития ребенка.
Семья и близкие ребенка с кохлеарным имплантом – главные педагоги-реабилитологи для своего ребенка, от активности участия в слухоречевой реабилитации которых зависит длительность её прохождения и эффективность.
Данные положения относятся к процессу реабилитации всех детей, которые по слухоречевым показателям и по возрасту на момент проведения операции представляют собой весьма неоднородную группу (М. В. Жигорева, С.А. Кузьминова С.А. [16, 17], Тюрина Н.Ш. [43], Хаджимухамедов Ш. Б. [44]).
Противоречие исследования. Актуальность исследования подтверждается противоречием между ключевой ролью родителей в развитии речи ребенка после КИ, с одной стороны, и недостаточностью теоретических и прикладных исследований, посвященных изучению и формированию психолого-педагогической компетентности родителей обозначенной группы детей, с другой.
Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: каковы особенности изучения и формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей после КИ.
Цель исследования – теоретическое обоснование формирования компетентности родителей в вопросах развития речи младших школьников после кохлеарной имплантации.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) дать определение понятию кохлеарной имплантации;
2) рассмотреть особенности коррекционно-педагогической работы с детьми после кохлеарной имплантации;
3) рассмотреть особые образовательные потребности младших школьников после кохлеарной имплантации;
4) проанализировать актуальные проблемы формирования компетентности родителей младших школьников после кохлеарной имплантации.
Объект исследования: коррекционно-педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации
Предмет исследования: формирование компетентности родителей детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации.
Контингент исследования: родители младших школьников после кохлеарной имплантации.
Научная новизна исследования. В работе проведен комплексный анализ формирования компетентности родителей в вопросах развития речи младших школьников после кохлеарной имплантации.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем исследовании формирования компетентности родителей в вопросах развития речи младших школьников после кохлеарной имплантации.
Теоретико-методологическую базу исследования составили положение об особом значении социального воспитания неслышащих детей Л.С. Выготского; учения об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей, о потенциальных возможностях развития ребенка Л.С. Выготского, Е.И. Грачевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой и др.; положения слухового метода реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации И.В. Королевой; подход отечественной научной школы сурдопедагогики к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в соответствии с динамической педагогической классификацией детей с кохлеарными имплантами О.Л. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой, А.И. Сатаевой и др.; базовое положение отечественной научной школы сурдопедагогики о возможности приближения глухого ребенка к возрастной норме в адекватных условиях обучения и воспитания Б.Д. Корсунской, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко.
Методы исследования. В работе использовались общетеоретические методы исследования.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из Введения, Главы 1, Главы 2, Заключения, Библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
В наше время проблема интеграции детей с ограниченными возможностями является актуальной. Реализация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, применение современных методов и средств поддержки людей с нарушением слуха предопределяют новые тенденции развития ребенка со слуховой депривацией.
Кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих, которая позволяет людям с нарушенным слухом слышать и понимать речь. Восприятие звуковой информации происходит через стимуляцию сохранившихся волокон слухового нерва. Но, после подключения речевого процессора, глухой не способен сразу различать звуковые сигналы и пользоваться речью, как средством коммуникации.
В современном мире целесообразно создавать специальные условия для формирования сотрудничества обучающегося со взрослым, правильно определять способы постановки образовательно-воспитательных задач, учитывающих индивидуальные потребности каждого обучающегося и его потенциальные возможности, особенно в условиях инклюзии.
Под педагогической компетентностью родителей детей с ограниченными возможностями здоровья разные авторы понимают отдельные нижеперечисленные компоненты или их совокупность:
– использование сведений о специфике воспитания и обучения,
– знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии,
– знание возрастных особенностей,
– использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии,
– способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения,
– сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.
Мы под педагогической компетентностью родителей детей с ОВЗ, и, в частности, кохлеарно имплантированных детей, понимаем совокупность следующих компонентов:
– поведение взрослого, которое облегчает коммуникативное взаимодействие кохлеарно имплантированного ребенка;
– навыки взрослого, которое помогает научиться слушать;
– знания взрослого, которое стимулируют развитие у ребенка понимание речи окружающих и его собственной речи;
– умения взрослого, способствующие развитию игровой деятельности у ребенка;
– навыки взрослого облегчающее обучение ребенка;
– умение родителей подбирать материал соответствующий возрасту ребенка и этапу реабилитации;
– понимание родителями первостепенной значимости их участия в реабилитационно-развивающей работе с кохлеарно имплантированным ребенком, в ходе ежедневных бытовых дел и режимных моментов.



1. Андреев А.М., Волохов А.А., Гершуни Г.В. Об электрической возбудимости органа слуха // Физиологический журнал СССР. – 1934. – № 17. – С. 546-554
2. Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики / Л.Н. Беленчук. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2019. – 184 c.
3. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее. Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений. – Красноярск, 2015. – 308 с.
4. Беляева О.Л., Пермикина В.А., Юкина Т.Л. Интерактивная площадка, обеспечивающая поддержку семей кохлеарно имплантированных детей в инклюзивном пространстве дошкольного образовательного учреждения. // Сибирский вестник специального образования КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2015. – 2(15). – С. 9-13.
5. Богомильский М.Р., Рахманова И.В., Фитенко Л.Н., Древаль К.А. Морфофункциональные изменения после внутриулитковой имплантации в остром опыте // Вестник оториноларингологии. – 1984. - № 3. – С. 22-25.
6. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация // Вестник оториноларингологии. – 1982. – № 2. – С. 3-8.
7. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. – М.: Медицина, 1986. – 217 с.
8. Бордовская Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – М.: Питер, 2016. – 304 c.
9. Бушина В.Н., Свинина Н.Г., Масленникова Т.В., Грубенко Л.П., Богомолкина Л.В. Развитие личности ребенка: педагогические идеи, пути решения: Монография. – Н. Тагил: Медиа-принт, 2005. – 117 с.
10. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург, 2004. – 211 с.
11. Волохов A.A., Гершуни Г.В. Об электрической возбудимости органа слуха. О воздействии переменных токов на непораженный слуховой прибор // Физиологический журнал СССР. – 1934. – № 17. – С. 1259-1271.
12. Гладкова Ю.А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 103–110.
13. Гусак Е. В. Педагогика. Краткий курс / Е.В. Гусак. – М.: Окей-книга, 2019. – 144 c.
14. Гуслова,М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2017. – 288 c.
15. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. В 2 частях. Часть 2. ХХ-ХХI века. Учебник / А.Н. Джуринский. – М.: Юрайт, 2016. – 284 c.
16. Жигорева М.В., Кузьминова С.А. Комплексный подход сопровождения обучающихся после кохлеарной имплантации в инклюзии //Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии: материалы международного теоретико-методологического семинара (Москва, 16 марта 2017 года)/ сост. Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, Н.Ш. Тюрина. – М.: МГПУ. – 2017. – С. 137-143.
17. Жигорева М.В., Кузьминова С.А. Моделирование процесса коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в инклюзивном образовании //Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования Сборник статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара (2-3 марта 2015). – М.: ГБОУ ВПО МГПУ. – 2015. – С. 99-109.
18. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособ. – М., 2000. – 211 с.
19. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004. – 177 с.
20. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
21. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха / Под ред. И. А. Михаленковой. СПб., 2000.
22. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: Каро, 2012. – 32 с.
23. Королёва, И. В. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха) / И. В. Королёва // Речь ребенка: проблемы и решения. – 2008 – 90-113 с.
24. Королёва И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В. Королёва. – СПб., 2006. – 94 с.
25. Кравченко А. И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 400 c.
26. Краевский В. В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Academia, 2016. – 256 c.
27. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Academia, 2016. – 352 c.
28. Кузнецов В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность / В.В. Кузнецов. – М.: Academia, 2017. – 176 c.
29. Кулганов В. История педагогики и образования. Учебник / В. Кулганов, Е. Николаева, П. Юнацкевич. – М.: Питер, 2016. – 256 c.
30. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед. – 2-е изд. – М., 2000. – 309 с.
31. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. - №1. С. 71 – 78.

32. Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации и их семьям: сборник материалов и методических рекомендаций / авторы-составители О.Л. Беляева, Л.В. Скакун. – Красноярск. 2017. – 120 с.
33. Организация психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования: методич. рекомендации / сост. Н.Г. Сошникова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 35 с.
34. Пантелеева Л.А. Особенности усвоения и оперирования учебно-терминологической лексикой учащимися с ограниченными возможностями здоровья //Детская и подростковая реабилитация: – 2015. – № 1 (24). – С.73-79.
35. Попов В. А. История педагогики и образования / В.А. Попов. – М.: Академия, 2018. – 208 c.
36. Прокофьева О. О. Педагогика. Практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления / О.О. Прокофьева, Е.И. Снопкова. – М.: МГУ им. А. А. Кулешова. 2018. – 240 c.
37. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192.
38. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М, 2002. – 112 с.
39. Сальникова Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. – М.: Сфера, 2018. – 88 c.
40. Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник НовГУ. – 2008. – № 45. – С. 68–70.
41. Сидоров, А. А. Педагогика. Учебник / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра-Спорт, 2016. – 272 c.
42. Столяренко А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 276 c.
43. Тюрина Н.Ш. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста: Автореф. дис. … к.п.н. – М., 2008. – 27 с.
44. Хаджимухамедов Ш. Б. Медицинские и педагогические аспекты реабилитации детей после кохлеарной имплантации // Молодой ученый. – 2020. – № 2 (292). – С. 70-73.
45. Burian K. Letter: Significance of cochlear nerve electric stimulation in totally deaf patients // Laryngologie, Rhinologie, Otologie. – 1975. – № 54(6). – Р. 530–531.
46. Clark GM, Cowan RSC, Dowell DC. Cochlear implantation for infants and children // Advances. – 1997. - № 21. – Р. 203-211.
47. Clark GM. Cochlear implants // Springer Verlag. - New York: 2003. – Р. 52-56.
48. Djourno A, Eyries C. Auditory prosthesis by means of a distant electrical stimulation of the sensory nerve with the use of an indwelt coiling // La Presse Médicale. – 1957. - № 65(63). – 1417 р.
49. Dudley H. Remarking speech // Journal of the Acoustical Society of America. – 1939. - № 11. – Р. 169-177.
50. Eisen MD. History of the cochlear implant. In: Waltzman SB, Roland JT Jr, eds. Cochlear implants. - New York: Thieme, 2006. – 179 р.
51. Gershuni GV, Volochov АА. A further analysis of the action of alternating currents on the auditory apparatus // Journal of Physiology. – 1937. - № 89(1). – Р. 122-131.
52. Gershuni GV, Volochov АА. On the effect of alternating currents on the cochlea // Journal of Physiology. – 1937. – № 89(1). – Р. 113-121.
53. House WF, Urban J. Long term results of electrode implantation and electronic stimulation of the cochlea in man // The Annals of Otology, Rhinology, and Laryngology. – 1973. - № 82(4). – Р. 504–517.
54. Pancaldi G. Volta: Science and culture in the age of enlightenment. Princeton: Princeton University Press; 2003. – Р. 211.
55. Stevens SS. On hearing by electrical stimulation // Journal of the Acoustical Society of America. – 1937. - № 8. – Р. 191-195.
56. Wever EG, Bray CW. The nature of the acoustic response: the relation between sound frequency of impulses in the auditory nerve // Journal of Experimental Psychology. – 1930. - № 13. – Р. 373-387.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ