Межпоколенческие разломы массового политического сознания в многосоставных обществах
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования политического сознания политических поколений в многосоставном обществе 15
§1. Массовое сознание политических поколений в многосоставном обществе как объект политологического исследования 15
§2. Классификации политических поколений и границы сегментов в многосоставном российском обществе 32
§3. Ключевые политические поколения российского общества 49
Глава 2. Особенности массового политического сознания политических поколений в России 66
§1. Иерархия политических ценностей политических поколений 66
§2. Образы государства, власти и политического лидера в представлениях российских политических поколений 84
§3. Особенности политических установок российских политических поколений 105
Заключение 125
Список использованных источников и литературы 133
Приложения 152
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования политического сознания политических поколений в многосоставном обществе 15
§1. Массовое сознание политических поколений в многосоставном обществе как объект политологического исследования 15
§2. Классификации политических поколений и границы сегментов в многосоставном российском обществе 32
§3. Ключевые политические поколения российского общества 49
Глава 2. Особенности массового политического сознания политических поколений в России 66
§1. Иерархия политических ценностей политических поколений 66
§2. Образы государства, власти и политического лидера в представлениях российских политических поколений 84
§3. Особенности политических установок российских политических поколений 105
Заключение 125
Список использованных источников и литературы 133
Приложения 152
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия российское общество активно трансформируется: пожалуй, ни один период в отечественной истории не был насыщен таким количеством значимых событий. Периоды «оттепели», «застоя», «перестройки» советского государства, его распад, внутренние политические и экономические нестабильность и кризисы, войны в Афганистане и Чеченской республике, бурное развитие ИКТ, глобализация общества, развитие социальных сетей и др. оказали большое влияние на жизнь участников данных событий и их современников. Быстро меняющиеся социально-политические и экономические условия, в которых шел процесс социализации молодых людей, обусловили формирование ценностных и мировоззренческих систем, особенностей политического поведения и массового политического сознания сообществ. Сегодня в России проживает несколько поколений, содержательное наполнение компонентов массового политического сознания которых разнится, а иногда и вступает в противоречие: постматериалистические ценности молодых поколений не разделяются представителями старших групп; значительная электоральная пассивность граждан сочетается со сменяющими друг друга волнами массовой оппозиционной и патриотической активности; поколения по-разному определяют свое место в политической сфере, а также выбирают различные маркеры идентичности. Принадлежность индивида к определенной возрастной группе является значительной, но далеко не единственной детерминантой формирования особенностей политического сознания социума. Россия, как один из ярких примеров многосоставного общества, отличается большим этнокультурным и конфессиональным разнообразием, значительной региональной, социально-экономической дифференциацией, что создает более сложную социальную стратификацию российского общества. Границы внутренних сообществ размыты, проницаемы, у индивидов и групп одновременно существуют не одна, а несколько идентичностей, поэтому необходимо говорить о наложении границ сегментов, а значит, и усложнении понимания сущности, особенностей и факторов формирования массового политического сознания различных общественных групп. Однако исследование особенностей, линий расколов массового политического сознания поколений является важной исследовательской проблемой для снижения конфликтного потенциала во взаимодействиях обозначенных выше общественных сегментов, построения общероссийской идентичности, достижения общественного консенсуса по вопросам дальнейшего вектора развития государства.
Исследовательская проблема заключается в необходимости выявления специфики влияния принадлежности к этническим, социально-экономическим и пространственно-региональным сегментам российского общества на особенности политического сознания поколений.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования по изучаемой проблематике условно можно разделить на три группы: исследования многосоставного общества, анализ массового политического сознания, а также изучение политических поколений.
Феномен многосоставного общества как теоретическая концепция начал разрабатываться в ХХ веке и был связан, в основном, с изучением взаимодействия сообществ в колониальных и менее развитых государствах (Дж. Фернивалл, С. Моррис, Р. Т. Смит). Большое влияние на разработку концепта плюралистического общества оказал труд А. Лейпхарта, изучавшего возможности сохранения многообразия и установления демократии в сложносоставных обществах. Сегодня многосоставные общества, проблемы их функционирования и эффективного взаимодействия сегментов освещаются теориями мультикультурного общества (У. Кимлика, К. Йоппке, Р. Чин, B. А. Тишков, Д. Н. Нечаев и Е. А. Волкова и др.), концепциями мультикультурного гражданства (Т. Модуд, Б. Парекх), теориями экономического и социального неравенства (Т. Пикетти, Э. Аткинсон, О. И. Шкаратан ), пространственно-регионального неравенства (П. Кругман, Н. В. Зубаревич, С. Г. Сафронов, С. Дробышевский).
Наиболее известной теорией социальных расколов стала теория C. Липсета и С. Роккана, в исследовании также была рассмотрена отечественная теория социокультурного раскола А. С. Ахиезера. В современном российском обществе исследователи выделяют идеологические расколы (Ю. Белявский ), раскол, связанный с верой (по поводу прошлого) (А. А. Никлаус и С. Ф. Черняховский ), раскол между элитами и народом (между властью и обществом) (А. В. Тихонов), раскол в хозяйственных отношениях (В. А. Кузьменков ), раскол между интеллектуалами и массами (А. В. Лубский ). Различия в образе и уровне жизни жителей регионов рассматривает автор центро-периферийной модели Н. В. Зубаревич, об этнических различиях и идентичности писали Л. М. Дробижева, В. А. Ачкасов.
Массовое сознание стало предметом изучения мыслителей еще в античное время, изначально теоретическое осмысление данный феномен приобрел в русле психологии. Массовое сознание толпы, ее потребность в лидере исследовали Г. Лебон, Г. Тард. Среди работ социологов и психологов ХХ века можно выделить исследования Д. В. Ольшанского, М. М. Ковалевского , В. И. Бехтерева, Н. К. Михайловского, рассматривавших особенности формирования и функционирования массового сознания.
Среди отечественных исследователей, занимавшихся вопросами структуры, формирования, устойчивых свойств и противоречий массового политического сознания, необходимо отметить Б. Е. Ерасова, Б. А. Грушина, Г. Г. Дилигенского, Е. Б. Шестопал, А. В. Селезневой, Н. П. Поливаевой, В. Э. Бойкова и др. исследователей.
Феномен поколений как научная концепция начал разрабатываться в рамках социологии. О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, К. Мангейм, Х. Ортега-и-Гассет изучали проблему поколений, рассматривали особенности взаимодействия поколений и их смену в качестве движущего фактора эволюции. Междисциплинарность феномена поколений отмечал известный исследователь В. Т. Лисовский. Большое влияние на разработку теории поколений оказали труды Н. Хоува и В. Штрауса, предложивших собственную циклическую модель смены поколений, а также Р. Инглхарта , создавшего теорию межгенерационного изменения ценностей. Собственные классификации возрастных групп предлагали и отечественные исследователи: Т. Шанин, Е. Шамис и А. Антипов, Е. Б. Шестопал, А. В. Селезнева, Ю. Левада и др.
Для изучения понятия «социальный раскол» были рассмотрены теории С. Липсета и С. Роккана, а также отечественная теория А. С. Ахиезера, определяющие расколы как разрывы коммуникаций между слоями общества, а также определившие основные границы размежевания обществ.
Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о высоком научном интересе исследователей к проблеме политического сознания разных политических поколений. Несмотря на большое количество теоретических и прикладных работ по данной проблематике, существуют определенные теоретические и методологические сложности, касающиеся исследования массового политического сознания поколений и, в особенности, влияния на него принадлежности представителей поколений к определенным региональным, социально-экономическим и этническим группам. Среди исследователей нет единства относительно определения природы политического сознания политических поколений и, как следствие, существует множество подходов к его дефиниции, структуре, инструментов измерения данного феномена. Различиям политического сознания поколений, вызванных этнической принадлежностью, регионом проживания, социально-экономическим статусом, уделяется малое внимание исследователей, при этом для многосоставного общества данная проблема является актуальной. Поэтому перед современными исследователями в областях политологии, социологии и политической психологии стоит важная задача систематизации и развития существующих подходов и инструментов измерения массового политического сознания поколений в целом и их сегментов, обусловленных границами многосоставного общества, в частности.
Таким образом, объектом исследования является массовое политическое сознание в многосоставном обществе, предметом исследования - политическое сознание политических поколений в многосоставном обществе.
Цель исследования - выявить особенности массового политического сознания разных возрастных групп российского социума как примера многосоставного общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
> Дать дефиниции понятиям «политическое поколение», «массовое политическое сознание», «многостоставное общество», определить их структуру и основные характеристики;
> Раскрыть основные подходы к изучению многосоставного общества и взаимодействию поколений в нем;
> Выделить ключевые политические поколения, различающиеся опытом политической социализации и, как следствие, особенностями политических ценностей и взглядов, в российском обществе, а также линии разлома их массового политического сознания;
> Определить особенности массового политического сознания разных возрастных групп, проследить причины их возникновения и формы проявления;
> Выявить влияние принадлежности к этническим, социально-экономическим и пространственно-региональным сегментам российского общества на особенности массового политического сознания поколений.
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве основы исследования рассмотрены концепции политических поколений российских и зарубежных авторов (К.Мангейма, Е.Б.Шестопал, Н. Хоува и В. Штрауса) рассматривающих поколения как социальные группы, которые имеют схожие политические ценности, сформировавшиеся в одинаковом историко-политическом и культурном контексте.
Исследование политического массового сознания опиралось на подходы классиков социологии и психологии, положившие начало научному осмыслению проблематики массового сознания: Г. Лебона, Г. Тарда. В изучении структуры массового политического сознания использовались
подходы Д. В. Ольшанского, Н. П. Поливаевой, К. Г. Холодковского, представивших авторское видение компонентов массового сознания.
Существенное значение для всестороннего изучения феномена многосоставного общества имели теории С. Морриса и А. Лейпхарта, рассматривающих плюралистическое общество через призму взаимодействия сегментов социума, а также изучавших внутренние границы разделения общественных групп. Для выделения наиболее значимых расколов и определения характеристик их сегментов были использованы данные государственной статистики (социально-экономическое разделение общества), центро-периферийная модель российского пространства Н. В. Зубаревич (регионально-пространственная дифференциация).
Методология исследования. В качестве основы исследования выступает сравнительный метод, направленный на компаративный анализ особенностей массового политического сознания разных возрастных групп. Для определения условий прохождения процесса политической социализации индивидов, предпосылок формирования определенного политического сознания поколений используется исторический подход. Для изучения компонентов массового сознания и сегментов многосоставного общества был применен структурный подход. Для выявления особенностей компонентов массового политического сознания поколений в работе были использованы методы количественного и качественного анализа вторичных эмпирических данных. В силу сложности и многоаспектности изучаемых феноменов в исследовании применялся междисциплинарный подход.
Методы эмпирического исследования. Эмпирической базой исследования стали результаты политологических, социологических, политико-психологических исследований отечественных авторов, обращающихся к темам политических ценностей, ценностных ориентаций и предпочтений российских политических поколений; образов государства, власти и политического лидера, существующих в политическом сознании различных групп (этнических, социально-экономических, пространственно-региональных) внутри политических поколений; электоральных установок и протестных настроений российских политических поколений. Обозначенные общероссийские и региональные исследования проводились в период с 2005 по 2022 гг. среди российских граждан от 14 лет и старше. Тип выборки, количество респондентов, период проведения, регион и методы анализа указаны применительно к каждому исследованию во второй главе работы.
Для изучения обозначенных феноменов отечественными авторами применялись как количественные, так и качественные методы анализа: анкетные опросы, онлайн-анкетирование, глубинное интервью, методика Р. Инглхарта, метод фиксированных ассоциаций, портретный ценностный опросник Ш. Шварца, опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича, проективные методики (ассоциативное исследование, методика «неоконченных предложений», рисуночный тест) и др.
В работе также проанализированы данные академических институтов и научных центров, изучающих общественное мнение россиян: ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-Центр» (АНО «Левада-Центр» внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Гипотезы исследования. Основными гипотезами исследования выступают:
1. Основным расколом политического сознания российских поколений является противоречие политических ценностей: превалирующими политическими ценностями представителей российской молодежи, независимо от принадлежности к различным этническим, пространственно-региональным и социально-экономическим группам, являются ценности самовыражения, представителей старших поколений всех изученных сегментов многосоставного российского общества - материалистические ценности (ценности выживания);
2. Этничность оказывает влияние на формирование массового политического сознания исследуемых политических поколений в меньшей степени, чем принадлежность к социальным группам, выделенным по социально-экономическому и пространственно-региональному (центро-периферийному) признакам;
3. Характерными для политического сознания всех исследуемых российских политических поколений являются политические представления о власти и политическом лидере, а также основные причины, побуждающие к активному участию в политике (в т. ч. в протестных акциях) и вызванные социально-экономическими проблемами.
Научная новизна исследования. В работе представлены общие и особенные содержательные характеристики массового политического сознания российских политических поколений в целом и их подгрупп, выделенных по пространственно-региональному, этническому и социально-экономическому критериям. Предпринята попытка изучить влияние обозначенных выше факторов на особенности формирования политического сознания поколений, наложения особенностей массового политического сознания в многосоставном обществе с поколенческими различиями в системах политических ценностей, представлений и установок групп.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что высказанные в нем положения и выводы могут быть применены в дальнейшем исследовании межпоколенческих разломов массового политического сознания в многосоставном обществе. Результаты исследования могут быть использованы для изучения состояния и динамики генерационных разломов массового политического сознания.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы по три параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе основной части работы содержится теоретико-методологическая основа исследования массового политического сознания поколений в многосоставном обществе. В ее первом параграфе концептуализируются основные изучаемые феномены: политические поколения, политическое массовое сознание, многосоставное общество. Второй параграф посвящен основным границам расколов, существующих в российском обществе, а также российским политическим поколениям: их классификациям, характерным чертам политического сознания и условиям политической социализации. В третьем параграфе выделяются ключевые российские поколения, раскрываются особенности генерационного взаимодействия российских групп. Вторая глава работы включает исследование особенностей массового политического сознания российских политических поколений и влияние на них региональных, этнических и социально-экономических факторов. Первый параграф раскрывает актуальные политические ценности разных возрастных групп и их особенности для каждой из поколенческих подгрупп. Второй параграф посвящен анализу особенностей политических представлений российских возрастных групп, связанных с образами государства, власти и политического лидера. В третьем параграфе выявляются характерные для политических поколений политические установки.
Исследовательская проблема заключается в необходимости выявления специфики влияния принадлежности к этническим, социально-экономическим и пространственно-региональным сегментам российского общества на особенности политического сознания поколений.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования по изучаемой проблематике условно можно разделить на три группы: исследования многосоставного общества, анализ массового политического сознания, а также изучение политических поколений.
Феномен многосоставного общества как теоретическая концепция начал разрабатываться в ХХ веке и был связан, в основном, с изучением взаимодействия сообществ в колониальных и менее развитых государствах (Дж. Фернивалл, С. Моррис, Р. Т. Смит). Большое влияние на разработку концепта плюралистического общества оказал труд А. Лейпхарта, изучавшего возможности сохранения многообразия и установления демократии в сложносоставных обществах. Сегодня многосоставные общества, проблемы их функционирования и эффективного взаимодействия сегментов освещаются теориями мультикультурного общества (У. Кимлика, К. Йоппке, Р. Чин, B. А. Тишков, Д. Н. Нечаев и Е. А. Волкова и др.), концепциями мультикультурного гражданства (Т. Модуд, Б. Парекх), теориями экономического и социального неравенства (Т. Пикетти, Э. Аткинсон, О. И. Шкаратан ), пространственно-регионального неравенства (П. Кругман, Н. В. Зубаревич, С. Г. Сафронов, С. Дробышевский).
Наиболее известной теорией социальных расколов стала теория C. Липсета и С. Роккана, в исследовании также была рассмотрена отечественная теория социокультурного раскола А. С. Ахиезера. В современном российском обществе исследователи выделяют идеологические расколы (Ю. Белявский ), раскол, связанный с верой (по поводу прошлого) (А. А. Никлаус и С. Ф. Черняховский ), раскол между элитами и народом (между властью и обществом) (А. В. Тихонов), раскол в хозяйственных отношениях (В. А. Кузьменков ), раскол между интеллектуалами и массами (А. В. Лубский ). Различия в образе и уровне жизни жителей регионов рассматривает автор центро-периферийной модели Н. В. Зубаревич, об этнических различиях и идентичности писали Л. М. Дробижева, В. А. Ачкасов.
Массовое сознание стало предметом изучения мыслителей еще в античное время, изначально теоретическое осмысление данный феномен приобрел в русле психологии. Массовое сознание толпы, ее потребность в лидере исследовали Г. Лебон, Г. Тард. Среди работ социологов и психологов ХХ века можно выделить исследования Д. В. Ольшанского, М. М. Ковалевского , В. И. Бехтерева, Н. К. Михайловского, рассматривавших особенности формирования и функционирования массового сознания.
Среди отечественных исследователей, занимавшихся вопросами структуры, формирования, устойчивых свойств и противоречий массового политического сознания, необходимо отметить Б. Е. Ерасова, Б. А. Грушина, Г. Г. Дилигенского, Е. Б. Шестопал, А. В. Селезневой, Н. П. Поливаевой, В. Э. Бойкова и др. исследователей.
Феномен поколений как научная концепция начал разрабатываться в рамках социологии. О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, К. Мангейм, Х. Ортега-и-Гассет изучали проблему поколений, рассматривали особенности взаимодействия поколений и их смену в качестве движущего фактора эволюции. Междисциплинарность феномена поколений отмечал известный исследователь В. Т. Лисовский. Большое влияние на разработку теории поколений оказали труды Н. Хоува и В. Штрауса, предложивших собственную циклическую модель смены поколений, а также Р. Инглхарта , создавшего теорию межгенерационного изменения ценностей. Собственные классификации возрастных групп предлагали и отечественные исследователи: Т. Шанин, Е. Шамис и А. Антипов, Е. Б. Шестопал, А. В. Селезнева, Ю. Левада и др.
Для изучения понятия «социальный раскол» были рассмотрены теории С. Липсета и С. Роккана, а также отечественная теория А. С. Ахиезера, определяющие расколы как разрывы коммуникаций между слоями общества, а также определившие основные границы размежевания обществ.
Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о высоком научном интересе исследователей к проблеме политического сознания разных политических поколений. Несмотря на большое количество теоретических и прикладных работ по данной проблематике, существуют определенные теоретические и методологические сложности, касающиеся исследования массового политического сознания поколений и, в особенности, влияния на него принадлежности представителей поколений к определенным региональным, социально-экономическим и этническим группам. Среди исследователей нет единства относительно определения природы политического сознания политических поколений и, как следствие, существует множество подходов к его дефиниции, структуре, инструментов измерения данного феномена. Различиям политического сознания поколений, вызванных этнической принадлежностью, регионом проживания, социально-экономическим статусом, уделяется малое внимание исследователей, при этом для многосоставного общества данная проблема является актуальной. Поэтому перед современными исследователями в областях политологии, социологии и политической психологии стоит важная задача систематизации и развития существующих подходов и инструментов измерения массового политического сознания поколений в целом и их сегментов, обусловленных границами многосоставного общества, в частности.
Таким образом, объектом исследования является массовое политическое сознание в многосоставном обществе, предметом исследования - политическое сознание политических поколений в многосоставном обществе.
Цель исследования - выявить особенности массового политического сознания разных возрастных групп российского социума как примера многосоставного общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
> Дать дефиниции понятиям «политическое поколение», «массовое политическое сознание», «многостоставное общество», определить их структуру и основные характеристики;
> Раскрыть основные подходы к изучению многосоставного общества и взаимодействию поколений в нем;
> Выделить ключевые политические поколения, различающиеся опытом политической социализации и, как следствие, особенностями политических ценностей и взглядов, в российском обществе, а также линии разлома их массового политического сознания;
> Определить особенности массового политического сознания разных возрастных групп, проследить причины их возникновения и формы проявления;
> Выявить влияние принадлежности к этническим, социально-экономическим и пространственно-региональным сегментам российского общества на особенности массового политического сознания поколений.
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве основы исследования рассмотрены концепции политических поколений российских и зарубежных авторов (К.Мангейма, Е.Б.Шестопал, Н. Хоува и В. Штрауса) рассматривающих поколения как социальные группы, которые имеют схожие политические ценности, сформировавшиеся в одинаковом историко-политическом и культурном контексте.
Исследование политического массового сознания опиралось на подходы классиков социологии и психологии, положившие начало научному осмыслению проблематики массового сознания: Г. Лебона, Г. Тарда. В изучении структуры массового политического сознания использовались
подходы Д. В. Ольшанского, Н. П. Поливаевой, К. Г. Холодковского, представивших авторское видение компонентов массового сознания.
Существенное значение для всестороннего изучения феномена многосоставного общества имели теории С. Морриса и А. Лейпхарта, рассматривающих плюралистическое общество через призму взаимодействия сегментов социума, а также изучавших внутренние границы разделения общественных групп. Для выделения наиболее значимых расколов и определения характеристик их сегментов были использованы данные государственной статистики (социально-экономическое разделение общества), центро-периферийная модель российского пространства Н. В. Зубаревич (регионально-пространственная дифференциация).
Методология исследования. В качестве основы исследования выступает сравнительный метод, направленный на компаративный анализ особенностей массового политического сознания разных возрастных групп. Для определения условий прохождения процесса политической социализации индивидов, предпосылок формирования определенного политического сознания поколений используется исторический подход. Для изучения компонентов массового сознания и сегментов многосоставного общества был применен структурный подход. Для выявления особенностей компонентов массового политического сознания поколений в работе были использованы методы количественного и качественного анализа вторичных эмпирических данных. В силу сложности и многоаспектности изучаемых феноменов в исследовании применялся междисциплинарный подход.
Методы эмпирического исследования. Эмпирической базой исследования стали результаты политологических, социологических, политико-психологических исследований отечественных авторов, обращающихся к темам политических ценностей, ценностных ориентаций и предпочтений российских политических поколений; образов государства, власти и политического лидера, существующих в политическом сознании различных групп (этнических, социально-экономических, пространственно-региональных) внутри политических поколений; электоральных установок и протестных настроений российских политических поколений. Обозначенные общероссийские и региональные исследования проводились в период с 2005 по 2022 гг. среди российских граждан от 14 лет и старше. Тип выборки, количество респондентов, период проведения, регион и методы анализа указаны применительно к каждому исследованию во второй главе работы.
Для изучения обозначенных феноменов отечественными авторами применялись как количественные, так и качественные методы анализа: анкетные опросы, онлайн-анкетирование, глубинное интервью, методика Р. Инглхарта, метод фиксированных ассоциаций, портретный ценностный опросник Ш. Шварца, опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича, проективные методики (ассоциативное исследование, методика «неоконченных предложений», рисуночный тест) и др.
В работе также проанализированы данные академических институтов и научных центров, изучающих общественное мнение россиян: ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-Центр» (АНО «Левада-Центр» внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Гипотезы исследования. Основными гипотезами исследования выступают:
1. Основным расколом политического сознания российских поколений является противоречие политических ценностей: превалирующими политическими ценностями представителей российской молодежи, независимо от принадлежности к различным этническим, пространственно-региональным и социально-экономическим группам, являются ценности самовыражения, представителей старших поколений всех изученных сегментов многосоставного российского общества - материалистические ценности (ценности выживания);
2. Этничность оказывает влияние на формирование массового политического сознания исследуемых политических поколений в меньшей степени, чем принадлежность к социальным группам, выделенным по социально-экономическому и пространственно-региональному (центро-периферийному) признакам;
3. Характерными для политического сознания всех исследуемых российских политических поколений являются политические представления о власти и политическом лидере, а также основные причины, побуждающие к активному участию в политике (в т. ч. в протестных акциях) и вызванные социально-экономическими проблемами.
Научная новизна исследования. В работе представлены общие и особенные содержательные характеристики массового политического сознания российских политических поколений в целом и их подгрупп, выделенных по пространственно-региональному, этническому и социально-экономическому критериям. Предпринята попытка изучить влияние обозначенных выше факторов на особенности формирования политического сознания поколений, наложения особенностей массового политического сознания в многосоставном обществе с поколенческими различиями в системах политических ценностей, представлений и установок групп.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что высказанные в нем положения и выводы могут быть применены в дальнейшем исследовании межпоколенческих разломов массового политического сознания в многосоставном обществе. Результаты исследования могут быть использованы для изучения состояния и динамики генерационных разломов массового политического сознания.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы по три параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе основной части работы содержится теоретико-методологическая основа исследования массового политического сознания поколений в многосоставном обществе. В ее первом параграфе концептуализируются основные изучаемые феномены: политические поколения, политическое массовое сознание, многосоставное общество. Второй параграф посвящен основным границам расколов, существующих в российском обществе, а также российским политическим поколениям: их классификациям, характерным чертам политического сознания и условиям политической социализации. В третьем параграфе выделяются ключевые российские поколения, раскрываются особенности генерационного взаимодействия российских групп. Вторая глава работы включает исследование особенностей массового политического сознания российских политических поколений и влияние на них региональных, этнических и социально-экономических факторов. Первый параграф раскрывает актуальные политические ценности разных возрастных групп и их особенности для каждой из поколенческих подгрупп. Второй параграф посвящен анализу особенностей политических представлений российских возрастных групп, связанных с образами государства, власти и политического лидера. В третьем параграфе выявляются характерные для политических поколений политические установки.
В процессе исследования был решен ряд задач: были даны дефиниции понятиям «политическое поколение», «массовое политическое сознание», «многосоставное общество», были определены их структурные компоненты и содержательные характеристики; раскрыты основные границы сегментов внутри России как многосоставного общества; выделены ключевые российские политические поколения, различающиеся особенностями массового политического сознания, а также определены особенности генерационного политического сознания и линии его раскола; выявлено влияние принадлежности представителей поколенческих групп к пространственно-региональным, этническим и социально-экономическим сегментам многосоставного общества на формирование особенностей их массового политического сознания.
Несмотря на то, что теоретическая концепция многосоставного общества начала разрабатываться только в ХХ веке, исследователи данного феномена имеют различное видение сущности плюралистического общества и механизмов взаимодействия групп в нем. Большинство исследователей определяет многосоставное общество как общество, состоящее из различных этнокультурных, религиозных, идеологических и др. сегментов, обладающих отличительными чертами группового сознания. Феномен массового сознания междисциплинарен и является объектом изучения многих дисциплин: социологии, политологии, психологии, философии, а потому имеет большое количество подходов к его пониманию. Наиболее общепринятым является определение массового политического сознания как части общественного сознания, совокупности распространенных в обществе политических ценностей, представлений, оценок и оценочных суждений относительно политических процессов и явлений. Политическое поколение, политическое сознание которого является объектом изучения данного исследования, от поколения с социологической точки зрения отличается тем, что на его систему ценностей и особенности группового сознания в процессе политической социализации заметно повлияли ключевые политические события.
Россия как многосоставное общество дифференцирована по многим основаниям: этнолингвистическому, конфессиональному, административно-территориальному и др. признакам. Значимые расколы российского общества проходят по идеологическим границам, границе «элиты - народ», однако наиболее исторически устоявшиеся, а потому значимые линии размежевания социума основаны на социально-экономическом, региональном и этнокультурном критериях, детерминирующих процесс политической социализации и особенности группового сознания выделенных сегментов. Дискуссионным вопросом является выделение возрастных границ поколений: создание универсальной поколенческой градации остается невозможным в силу глубоких различий в условиях, в которых проходит процесс политической социализации молодых людей, а также социально-экономических, институциональных, исторических и др. различиях обществ. Тем не менее, отечественные ученые, в целом, выделяют схожие исторические периоды, оказавшие влияние на становление политического сознания социализирующихся возрастных групп: периоды «революционного перелома», «Сталинской» мобилизационной системы, военный и послевоенный период, «оттепель», «застой», «перестройка», периоды реформ и стабилизации.
Вслед за отечественными учеными и на основании их исследований нами предложена классификация ключевых поколений, составляющих значительную долю в современной структуре населения России, включающая поколение «оттепели» (1953-1964 гг. рождения, на 2022 г. данная возрастная категория составляет около 21 млн. человек или 14,5% населения), поколение «застоя» (1964-1985 гг. рождения, на 2022 г. данная возрастная категория составляет 45 млн. человек или 31% населения), поколение «перестройки» и «реформ» (1985-1999 гг. рождения, на 2022 г. данная возрастная категория составляет 28 млн. человек или 19% населения). Для исследования межпоколенческих разломов массового сознания российских политических поколений были выделены компоненты массового политического сознания, которые наиболее полно, на наш взгляд, отражают особенности политического сознания возрастных групп. Так, нами были рассмотрены особенности системы политических ценностей, политических представлений и политических установок каждой из возрастных групп, а также их подгрупп, выделенных по социально-экономическому, этническому и пространственно-региональному критериям.
В процессе исследования нами был выдвинут ряд гипотез, некоторые из которых подтвердились или подтвердились частично, другие - не получили доказательств. Первая гипотеза о том, что основным расколом политического сознания российских поколений является противоречие политических ценностей: превалирующими политическими ценностями представителей российской молодежи, независимо от принадлежности к различным этническим, пространственно-региональным и социально-экономическим группам, являются ценности самовыражения, представителей старших поколений всех изученных сегментов многосоставного российского общества - материалистические ценности (ценности выживания), не нашла подтверждения.
В ценностной иерархии представителей поколения «перестройки» и «реформ» ценности самовыражения, вызванные духовными и социальными потребностями, несомненно, являются актуальными, но значительное место также отводится ценностям материалистическим (безопасности, миру, законности, порядку и др.). Ценности выживания (по терминологии Р. Инглхарта) остаются важными в силу продолжающихся процессов политической трансформации, нестабильных социально-экономических условий, из-за которых молодые люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. Можно говорить о том, что российская молодежь «находится под перекрестным воздействием» национальной культуры (материалистические ценности) и глобальных тенденций (постматериалистические ценности). Интересным представляется и то, что субъектом реализации ценностей самовыражения выступает государство, на которое представители поколения накладывают обязанность в социально-экономической, политической и физической защите и обеспечении благополучия граждан, тогда как личные установки представителей поколений на какие-либо действия по реализации обозначенных ценностей практически отсутствуют.
В то же время поколение «застоя» демонстрирует более высокие (по сравнению с ожидаемыми) показатели важности ценностей самовыражения, что может быть объяснено постматериалистическим сдвигом: для представителей поколения актуальными ценностями являются защита прав и обеспечение свобод, превалирование духовного начала над
материалистическим. Исследователи также отмечают растущее значение ценностей Открытости и для поколения «оттепели» российского общества.
Принадлежность к различным этническим, пространственно-региональным и социально-экономическим группам не оказывает значительного влияния на ценностную систему поколения «перестройки» и «реформ»: роль данных факторов сводится к большей актуализации типичных для всего политического поколения ценностей или появления новых ценностей, дополняющих общепоколенческую систему политических ценностей. Принадлежность к различным доходным группам населения и пространственно-региональная принадлежность влияют на важность ценностей социальной справедливости, экономической безопасности и защиты, актуализируя или понижая их значимость. Этнический фактор способствует появлению ценностей защиты прав этноса (права на язык, сохранение традиций и культуры), в остальном практически не меняя ценностные системы поколений. Молодежь остается дифференцированной по возрастному критерию и внутри поколения: так, например, представители старшей возрастной подгруппы (30-35 лет) системой своих политических ценностей близки к поколению «застоя».
Таким образом, представители всех исследуемых политических российских поколений демонстрируют четко выраженную материалистичность, вне зависимости от принадлежности к различным этническим, пространственно-региональным и социально-экономическим группам.
Вторая гипотеза исследования о том, что этничность оказывает влияние на формирование массового политического сознания исследуемых политических поколений в меньшей степени, чем принадлежность к социальным группам, выделенным по социально-экономическому и пространственно-региональному (центро-периферийному) признакам, подтвердилась частично. Этническая принадлежность представителей ключевых политических поколений имеет различную степень влияния на компоненты политического сознания поколений.
Говоря о системе политических ценностей ключевых поколений, можно отметить, что этничность способствует появлению ценностей защиты прав этноса, гордости за принадлежность к нему, органично сочетая их и ключевым образом не трансформируя характерные для всего поколения политические ценности. В это же время фактор низкой материальной обеспеченности представителей российских поколений меняет иерархию политических ценностей, актуализируя ценность социальной справедливости, стабильности и экономического благополучия. Региональный фактор значительным образом влияет на важность ценностей силы в политике, безопасности, обеспечения порядка и свобод. Таким образом, применительно к ценностному аспекту массового политического сознания политических поколений, гипотеза подтверждается.
Большее, но не определяющее влияние этничность оказывает на систему политических представлений ключевых российских поколений. Образы власти (особенно региональной) у этнических групп более позитивные, она представляется выразителем национальных интересов и их защитником.
Этнические группы также демонстрируют большую лояльность и доверие политическим лидерам (как региональным, так и общефедеральным). Схожую значимость имеет влияние на системы политических представлений социально-экономических и пространственно-региональных факторов. Представители политических поколений низкодоходных групп видят власть в более негативном ключе, чем высокодоходные группы, а политическому лидеру, напротив, больше доверяют и считают его гарантом защиты прав и обеспечения социального и экономического благополучия. Жители средних и малых городов России также демонстрируют более высокую лояльность проводимому властью курсу и политическому лидеру, однако более пессимистичны относительно будущего государства. Таким образом, применительно к аспекту политических представлений массового политического сознания политических поколений, гипотеза подтверждается частично.
Этничность, наряду с принадлежностью к различным пространственно-региональным и социально-материальным генерационным группам, оказывает значимое влияние на политические установки политических поколений. Высокая степень консолидации с этнической группой и представляющей ее интересы властью способствует повышенной лояльности сообществ, у этнических групп также появляется дополнительная причина к побуждению к участию в протестных акциях - нарушение прав этнической группы. Несомненно, что, например, неудовлетворенность материальным положением также выступает значительным стимулом к участию в политических акциях протеста, но принадлежность к этнической группе и, как следствие, более высокая лояльность власти могут перевести протестный потенциал в рамки электоральной активности. Таким образом, этничность, по сравнению с другими значимыми границами многосоставного общества, может оказать превалирующее влияние на некоторые элементы массового политического сознания ключевых политических поколений. Применительно к аспекту политических установок массового политического сознания политических поколений, гипотеза не находит подтверждения.
Третья гипотеза о том, что характерными для политического сознания всех исследуемых российских политических поколений являются политические представления о власти и политическом лидере, а также основные причины, побуждающие к активному участию в политике (в т. ч. в протестных акциях) и вызванные социально-экономическими проблемами, подтвердилась.
Российские политические поколения демонстрируют различия в образах государства - настоящего и будущего, одобрении политического курса действующей власти, представлениях о своем месте в политической системе общества. Представления о политическом лидере в сознании поколений, напротив, остаются одними из самых разделяемых среди представителей как возрастных, так и социально-экономических, этнических и региональных сегментов российского общества. Президент обладает значительным авторитетом, выступает гарантом обеспечения прав и защитником свобод в политических представлениях россиян, а также зачастую противопоставляется власти, которая ассоциируется у всех возрастных групп преимущественно с чиновниками и правительством и предстает закрытой, безразличной, нечувствительной к нуждам людей.
Российские политические поколения отличаются и уровнем протестного потенциала, вовлеченностью в политическую жизнь и интересом к ней, электоральной активностью. Несмотря на данные различия, возрастные группы, независимо от принадлежности к социально-экономическим, пространственно-региональным и этническим подгруппам, в качестве одной из основных причин, способных побудить их к участию в протестных акциях, называют ухудшение материального положения. Данный феномен может быть объяснен затяжными социально-экономическими проблемами, оказывающими влияние на все российское общество. Таким образом, в массовом политическом сознании российских политических поколений существуют как значимые расколы, так и разделяемые всеми политические представления и установки, которые могут быть обусловлены общей неудовлетворенностью материальных потребностей, исторически сложившимися и транслируемыми из поколения в поколение образами политических институтов.
Подводя итоги, следует отметить, что современное российское многосоставное общество, помимо этнических, социально-экономических, пространственно-региональных и др. различий, содержит в себе и расколы поколенческие. Принадлежность индивидов и групп к различным сегментам общества накладывается на возрастные отличия, в результате чего создается более сложная социальная структура, каждая из групп которой в большей или меньшей степени отличается элементами политического сознания. Исследование данных особенностей, линий расколов массового политического сознания поколений является важной исследовательской задачей для специалистов социогуманитарных наук в силу своей значимости для преодоления конфликтности сегментов плюралистического общества, достижения общественного консенсуса по вопросам дальнейшего вектора развития государства.
Несмотря на то, что теоретическая концепция многосоставного общества начала разрабатываться только в ХХ веке, исследователи данного феномена имеют различное видение сущности плюралистического общества и механизмов взаимодействия групп в нем. Большинство исследователей определяет многосоставное общество как общество, состоящее из различных этнокультурных, религиозных, идеологических и др. сегментов, обладающих отличительными чертами группового сознания. Феномен массового сознания междисциплинарен и является объектом изучения многих дисциплин: социологии, политологии, психологии, философии, а потому имеет большое количество подходов к его пониманию. Наиболее общепринятым является определение массового политического сознания как части общественного сознания, совокупности распространенных в обществе политических ценностей, представлений, оценок и оценочных суждений относительно политических процессов и явлений. Политическое поколение, политическое сознание которого является объектом изучения данного исследования, от поколения с социологической точки зрения отличается тем, что на его систему ценностей и особенности группового сознания в процессе политической социализации заметно повлияли ключевые политические события.
Россия как многосоставное общество дифференцирована по многим основаниям: этнолингвистическому, конфессиональному, административно-территориальному и др. признакам. Значимые расколы российского общества проходят по идеологическим границам, границе «элиты - народ», однако наиболее исторически устоявшиеся, а потому значимые линии размежевания социума основаны на социально-экономическом, региональном и этнокультурном критериях, детерминирующих процесс политической социализации и особенности группового сознания выделенных сегментов. Дискуссионным вопросом является выделение возрастных границ поколений: создание универсальной поколенческой градации остается невозможным в силу глубоких различий в условиях, в которых проходит процесс политической социализации молодых людей, а также социально-экономических, институциональных, исторических и др. различиях обществ. Тем не менее, отечественные ученые, в целом, выделяют схожие исторические периоды, оказавшие влияние на становление политического сознания социализирующихся возрастных групп: периоды «революционного перелома», «Сталинской» мобилизационной системы, военный и послевоенный период, «оттепель», «застой», «перестройка», периоды реформ и стабилизации.
Вслед за отечественными учеными и на основании их исследований нами предложена классификация ключевых поколений, составляющих значительную долю в современной структуре населения России, включающая поколение «оттепели» (1953-1964 гг. рождения, на 2022 г. данная возрастная категория составляет около 21 млн. человек или 14,5% населения), поколение «застоя» (1964-1985 гг. рождения, на 2022 г. данная возрастная категория составляет 45 млн. человек или 31% населения), поколение «перестройки» и «реформ» (1985-1999 гг. рождения, на 2022 г. данная возрастная категория составляет 28 млн. человек или 19% населения). Для исследования межпоколенческих разломов массового сознания российских политических поколений были выделены компоненты массового политического сознания, которые наиболее полно, на наш взгляд, отражают особенности политического сознания возрастных групп. Так, нами были рассмотрены особенности системы политических ценностей, политических представлений и политических установок каждой из возрастных групп, а также их подгрупп, выделенных по социально-экономическому, этническому и пространственно-региональному критериям.
В процессе исследования нами был выдвинут ряд гипотез, некоторые из которых подтвердились или подтвердились частично, другие - не получили доказательств. Первая гипотеза о том, что основным расколом политического сознания российских поколений является противоречие политических ценностей: превалирующими политическими ценностями представителей российской молодежи, независимо от принадлежности к различным этническим, пространственно-региональным и социально-экономическим группам, являются ценности самовыражения, представителей старших поколений всех изученных сегментов многосоставного российского общества - материалистические ценности (ценности выживания), не нашла подтверждения.
В ценностной иерархии представителей поколения «перестройки» и «реформ» ценности самовыражения, вызванные духовными и социальными потребностями, несомненно, являются актуальными, но значительное место также отводится ценностям материалистическим (безопасности, миру, законности, порядку и др.). Ценности выживания (по терминологии Р. Инглхарта) остаются важными в силу продолжающихся процессов политической трансформации, нестабильных социально-экономических условий, из-за которых молодые люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. Можно говорить о том, что российская молодежь «находится под перекрестным воздействием» национальной культуры (материалистические ценности) и глобальных тенденций (постматериалистические ценности). Интересным представляется и то, что субъектом реализации ценностей самовыражения выступает государство, на которое представители поколения накладывают обязанность в социально-экономической, политической и физической защите и обеспечении благополучия граждан, тогда как личные установки представителей поколений на какие-либо действия по реализации обозначенных ценностей практически отсутствуют.
В то же время поколение «застоя» демонстрирует более высокие (по сравнению с ожидаемыми) показатели важности ценностей самовыражения, что может быть объяснено постматериалистическим сдвигом: для представителей поколения актуальными ценностями являются защита прав и обеспечение свобод, превалирование духовного начала над
материалистическим. Исследователи также отмечают растущее значение ценностей Открытости и для поколения «оттепели» российского общества.
Принадлежность к различным этническим, пространственно-региональным и социально-экономическим группам не оказывает значительного влияния на ценностную систему поколения «перестройки» и «реформ»: роль данных факторов сводится к большей актуализации типичных для всего политического поколения ценностей или появления новых ценностей, дополняющих общепоколенческую систему политических ценностей. Принадлежность к различным доходным группам населения и пространственно-региональная принадлежность влияют на важность ценностей социальной справедливости, экономической безопасности и защиты, актуализируя или понижая их значимость. Этнический фактор способствует появлению ценностей защиты прав этноса (права на язык, сохранение традиций и культуры), в остальном практически не меняя ценностные системы поколений. Молодежь остается дифференцированной по возрастному критерию и внутри поколения: так, например, представители старшей возрастной подгруппы (30-35 лет) системой своих политических ценностей близки к поколению «застоя».
Таким образом, представители всех исследуемых политических российских поколений демонстрируют четко выраженную материалистичность, вне зависимости от принадлежности к различным этническим, пространственно-региональным и социально-экономическим группам.
Вторая гипотеза исследования о том, что этничность оказывает влияние на формирование массового политического сознания исследуемых политических поколений в меньшей степени, чем принадлежность к социальным группам, выделенным по социально-экономическому и пространственно-региональному (центро-периферийному) признакам, подтвердилась частично. Этническая принадлежность представителей ключевых политических поколений имеет различную степень влияния на компоненты политического сознания поколений.
Говоря о системе политических ценностей ключевых поколений, можно отметить, что этничность способствует появлению ценностей защиты прав этноса, гордости за принадлежность к нему, органично сочетая их и ключевым образом не трансформируя характерные для всего поколения политические ценности. В это же время фактор низкой материальной обеспеченности представителей российских поколений меняет иерархию политических ценностей, актуализируя ценность социальной справедливости, стабильности и экономического благополучия. Региональный фактор значительным образом влияет на важность ценностей силы в политике, безопасности, обеспечения порядка и свобод. Таким образом, применительно к ценностному аспекту массового политического сознания политических поколений, гипотеза подтверждается.
Большее, но не определяющее влияние этничность оказывает на систему политических представлений ключевых российских поколений. Образы власти (особенно региональной) у этнических групп более позитивные, она представляется выразителем национальных интересов и их защитником.
Этнические группы также демонстрируют большую лояльность и доверие политическим лидерам (как региональным, так и общефедеральным). Схожую значимость имеет влияние на системы политических представлений социально-экономических и пространственно-региональных факторов. Представители политических поколений низкодоходных групп видят власть в более негативном ключе, чем высокодоходные группы, а политическому лидеру, напротив, больше доверяют и считают его гарантом защиты прав и обеспечения социального и экономического благополучия. Жители средних и малых городов России также демонстрируют более высокую лояльность проводимому властью курсу и политическому лидеру, однако более пессимистичны относительно будущего государства. Таким образом, применительно к аспекту политических представлений массового политического сознания политических поколений, гипотеза подтверждается частично.
Этничность, наряду с принадлежностью к различным пространственно-региональным и социально-материальным генерационным группам, оказывает значимое влияние на политические установки политических поколений. Высокая степень консолидации с этнической группой и представляющей ее интересы властью способствует повышенной лояльности сообществ, у этнических групп также появляется дополнительная причина к побуждению к участию в протестных акциях - нарушение прав этнической группы. Несомненно, что, например, неудовлетворенность материальным положением также выступает значительным стимулом к участию в политических акциях протеста, но принадлежность к этнической группе и, как следствие, более высокая лояльность власти могут перевести протестный потенциал в рамки электоральной активности. Таким образом, этничность, по сравнению с другими значимыми границами многосоставного общества, может оказать превалирующее влияние на некоторые элементы массового политического сознания ключевых политических поколений. Применительно к аспекту политических установок массового политического сознания политических поколений, гипотеза не находит подтверждения.
Третья гипотеза о том, что характерными для политического сознания всех исследуемых российских политических поколений являются политические представления о власти и политическом лидере, а также основные причины, побуждающие к активному участию в политике (в т. ч. в протестных акциях) и вызванные социально-экономическими проблемами, подтвердилась.
Российские политические поколения демонстрируют различия в образах государства - настоящего и будущего, одобрении политического курса действующей власти, представлениях о своем месте в политической системе общества. Представления о политическом лидере в сознании поколений, напротив, остаются одними из самых разделяемых среди представителей как возрастных, так и социально-экономических, этнических и региональных сегментов российского общества. Президент обладает значительным авторитетом, выступает гарантом обеспечения прав и защитником свобод в политических представлениях россиян, а также зачастую противопоставляется власти, которая ассоциируется у всех возрастных групп преимущественно с чиновниками и правительством и предстает закрытой, безразличной, нечувствительной к нуждам людей.
Российские политические поколения отличаются и уровнем протестного потенциала, вовлеченностью в политическую жизнь и интересом к ней, электоральной активностью. Несмотря на данные различия, возрастные группы, независимо от принадлежности к социально-экономическим, пространственно-региональным и этническим подгруппам, в качестве одной из основных причин, способных побудить их к участию в протестных акциях, называют ухудшение материального положения. Данный феномен может быть объяснен затяжными социально-экономическими проблемами, оказывающими влияние на все российское общество. Таким образом, в массовом политическом сознании российских политических поколений существуют как значимые расколы, так и разделяемые всеми политические представления и установки, которые могут быть обусловлены общей неудовлетворенностью материальных потребностей, исторически сложившимися и транслируемыми из поколения в поколение образами политических институтов.
Подводя итоги, следует отметить, что современное российское многосоставное общество, помимо этнических, социально-экономических, пространственно-региональных и др. различий, содержит в себе и расколы поколенческие. Принадлежность индивидов и групп к различным сегментам общества накладывается на возрастные отличия, в результате чего создается более сложная социальная структура, каждая из групп которой в большей или меньшей степени отличается элементами политического сознания. Исследование данных особенностей, линий расколов массового политического сознания поколений является важной исследовательской задачей для специалистов социогуманитарных наук в силу своей значимости для преодоления конфликтности сегментов плюралистического общества, достижения общественного консенсуса по вопросам дальнейшего вектора развития государства.
Подобные работы
- Межпоколенческие разломы массового политического сознания в многосоставных обществах
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



