Введение 3
§1 Особенности процесса адаптации в начальной школе 5
§2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 8
§3 Организация уроков в начальной школе в период адаптации 12
Заключение 16
Список литературы 18
В наше время особое внимание уделяют начальной школе, так как она является одним из основных этапов развития личности ребенка. Социальная адаптация в первом классе – один из сложных периодов в жизни ребенка. С приходом в первый класс, ребенок должен освоить новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебный. В период 6-7 лет формируются новые психологические механизмы и закладывается основа поведения.
Термин «адаптация» имеет латинское происхождением и обозначает приспособление организма к изменяющимся внешним условиям . Оно и будет являться ключевым понятием нашей работы. Данный термин непосредственно связан с понятием «готовность детей к школе», а также имеет три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную (или личностную).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) подтверждается, что к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относится: «овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире» .
Также нами была проанализирована статья Н.В. Литвиненко «Затрудненная адаптация первоклассников: диагностика, профилактика и коррекция» из журнала «Начальная школа» 2019 года №11 . В данной статье пишется о проведенных исследованиях, которые показывают, что в настоящее время у 15%-40% учащихся в начальной школе отмечаются различные признаки нарушения адаптации .
Проблемой адаптации к школе занимались такие ученые как Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова и другие. По мнению И.Л. Левиной, школьная адаптация – один из видов социальной адаптации, выражается в определенном уровне овладения навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения ребенка к процессу обучения
Проблема исследования: каковы особенности проведения уроков в период адаптации первоклассников?
Цель нашей реферативной работы: изучение особенностей проведения уроков в период адаптации первоклассников.
Для достижения поставленной цели мы сформулировали ряд задач:
1. Рассмотреть особенности процесса адаптации в начальной школе.
2. Определить особенности развития детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности проведения уроков в период адаптации первоклассников.
Для решения поставленных задач мы использовали теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и синтез информации.
В реферативной работе мы ставили проблему каковы особенности проведения уроков в период адаптации первоклассников.
Целью нашей реферативной работы стало изучение особенностей проведения уроков в период адаптации первоклассников. Для достижения цели мы использовали следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и синтез информации.
Во-первых, мы рассмотрели особенности процесса адаптации в начальной школе, далее проанализировали и узнали, что существуют определенные критерии адаптации младших школьников. Не менее важно соблюдение неких условий для успешной адаптации. Так же мы узнали, что адаптацией принято считать приспособлением ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Во-вторых, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста. В качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Учащиеся погружаются в новые условия обучения. Психика ребенка и его организм испытывает сильную нагрузку. Так же в это время происходит развитие всех видов памяти, начинается познание видов речи и развитие воображения, формируется логическое мышление. В связи с этим, в период адаптации, учитель должен применять и использовать определенные методы, формы, приемы обучения, а также соблюдать требования к организации уроков в 1 классе.
В-третьих, после того, как мы рассмотрели особенности организации уроков в начальной школе в период адаптации мы можем сказать о том, что урок строится иначе, и в нем представлены два структурных элемента: организационный момент и основная часть. Так же у детей начинают развиваться психические процессы с помощью дидактических игр, которые имеют определенные педагогические принципы. Эти игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.
Перспективой нашего исследования является формирование коммуникативных универсальных учебных действий в период адаптации первоклассника.