Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования языковой репрезентации медиаконцептов 8
1.1. Медиаконцепт как ключевое понятие медиалингвистики 8
1.1.1. Особенности современных цифровых медиа 8
1.1.2. Медиадискурс и медиатекст: соотнесение понятий 11
1.1.3. Медиаконцепт как особый вид концепта 16
1.1.4. Компоненты и свойства концепта 20
1.1.5. Механизм формирования медиаконцепта в медиатекстах 25
1.2. Основные подходы к изучению концептов в лингвистике 27
1.2.1. Лингвокультурологический подход 27
1.2.2. Лингвокогнитивный подход 30
1.3. Ценностный компонент концепта: определения, характеристики, особенности
языковой репрезентации 32
1.3.1. Определение феномена ценности с точки зрения гуманитарных дисциплин:
лингвистика, философия, психология 32
1.3.2. Оценочность как языковая категория 37
1.3.3. Языковые средства формирования оценки в англоязычных текстах 40
1.3.4. Ценностная картина мира англофонного социума 42
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Исследование медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE на материале текстов англоязычных цифровых медиа 47
2.1 Алгоритм исследования медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE 47
2.2 Понятийное содержание медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE 49
2.3 Выделение периферийного слоя медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE на основе
доминант ценностного компонента 54
2.3.1. Individualism 55
2.3.2. Privacy 58
2.3.3. Comfort 59
2.3.4. Materialism 60
2.3.5. Effectiveness 62
2.3.6. Relationships 65
2.3.7. Nature 68
2.3.8. Self-care 70
2.3.9. Environmental Consciousness 74
2.3.10. Описание периферийного слоя медиаконцепта IDEAL LIFFESTYLE 75
2.4 Описание макроструктуры медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE 77
2.4.1. Чувственный образ 77
2.4.2. Информационное содержание 79
2.4.3. Интерпретационное поле 80
Выводы по второй главе 87
Заключение 90
Список использованной литературы 92
Список лексикографических источников 94
Список источников языкового материала и принятых сокращений 96
В современном информационном обществе постоянное развитие средств массовой коммуникации и совершенствование доступных им и активно используемых технологических средств привело к существенному увеличению влияния медиа на все аспекты общественной жизни. На данный момент они признаются первичным агентом социализации, именно благодаря их деятельности люди получают информацию о происходящих в мире и локальных сообществах событиях. Не вызывает сомнений и то, что средства массовой коммуникации оказывают влияние на мнения и настроения своей аудитории, прививая ей определенные представления и установки, таким образом также являясь одним из средств манипуляции массовым сознанием.
Вследствие этого возникает необходимость в исследовании феномена, порожденного медиа для влияния на общественное мнение и ставшего их неотъемлемой составляющей, каковым представляется медиаконцепт.
Актуальность данной работы обосновывается (1) перспективностью исследования единицы современной медийной картины мира в рамках современной лингвистической парадигмы, (2) очевидной антропоориентированностью выбранного медиаконцепта, а также (3) тенденцией обращения к понятию медиаконцепта исследователями ряда гуманитарных наук, таких как философия, культурология и психология.
В качестве объекта исследования выступает медиаконцепт IDEAL LIFESTYLE. Предмет исследования - специфика языковых средств репрезентации данного медиаконцепта в англоязычных цифровых медиа.
Цель данной выпускной квалификационной работы магистра - выявить, какие языковые средства выбирают авторы текстов для актуализации медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE с целью воздействия на реципиента.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить взаимодействие феноменов медиадискурса, медиатекста и медиаконцепта в современной лингвистической парадигме;
2. Исследовать понятие, структуру и признаки медиаконцепта, а также различные методологические подходы к его изучению;
3. Рассмотреть категорию ценности с точки зрения разных гуманитарных дисциплин;
4. Разработать алгоритм выявления репрезентации медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE в текстах англоязычных цифровых медиа;
5. Выделить номинативное ядро медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE с помощью дефиниционного анализа;
6. На основе текстов из англоязычных цифровых медиа выявить ценностные доминанты периферии медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE и основные группы языковых репрезентантов данного медиаконцепта;
7. Проанализировать стилистическую специфику единиц языковой репрезентации медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE;
8. Описать макроструктуру медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE.
Материалом для исследования послужили 70 текстов общим объемом более 400 000 знаков, относящихся к тематике образа жизни и отобранных из 10 англоязычных цифровых медиа, в число которых вошли Forbes, Cosmopolitan, Vogue, Elle, W Magazine, Esquire, Goop, The Resident, Men’s Health и Women’s Health. Все исследуемые тексты были опубликованы в период с января по апрель 2023 года.
Теоретической основой работы стали труды отечественных и зарубежных ученых в следующих областях:
1. Медиалингвистика (Т.Н. Галинская, О.В. Орлова, Т.Г. Добросклонская, М. Р. Желтухина, М. Маклюэн и другие).
2. Дискурсоведение (Н. Д. Арутюнова, И. Р. Гальперин, Т. ван Дейк и другие).
3. Когнитивная лингвистика (С. А. Аскольдов, Н. Н. Болдырев, А. Вежбицкая, Дж. Лакофф, З. Д. Попова, И. А. Стернин и другие).
4. Лингвокультурология (В. И. Карасик, В. А. Маслова, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов и другие).
5. Аксиология (Н. Ф. Алефиренко, Е. М. Вольф, Э. Дюркгейм, А. А. Ивин и другие).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методологических приемов. В ходе работы использовались следующие методы: метод лингвистического описания, метод сравнительно -сопоставительного анализа, дефиниционный анализ, контекстуальный анализ, когнитивно-семантический анализ, когнитивно-интерпретационный анализ, стилистический анализ, элементы статистического подхода.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что, (1) насколько стало известно после изучения научной литературы, к анализу медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE до сих пор исследователи не обращались с применением лингвистических методов; (2) в работе выявляются уникальные черты его языковой репрезентации; (3) помимо этого, в рамках исследования впервые применяется комплексный методологический подход, объединяющий когнитивно-семантический анализ и рассмотрение аксиологического компонента медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложено описание языковых средств, используемых для формирования медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE, рекуррентно объективируемого в англоязычном медиадискурсе. Сформулированные в выпускной квалификационной работе выводы вносят вклад в изучение медиаконцепта как явления медиалингвистики и способствуют дальнейшему его развитию.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для создания, дополнения и иллюстрирования примерами спецкурсов, курсов лекций и семинарских занятий, затрагивающих вопросы медиаконцептов, а также преподавателями английского языка в рамках раскрытия темы Lifestyle.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Медиаконцепт IDEAL LIFESTYLE обладает низкой номинативной плотностью, однако этот факт не определяет его как коммуникативно нерелевантный, а свидетельствует в пользу необходимости поиска его частностной, имплицитно выраженной языковой репрезентации.
2. В силу явной антропоориентированности медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE и тесной связи ключевого для него понятия идеала с категорией ценности представляется возможным выделить в структуре медиаконцепта аксиологический компонент. Ценностный компонент можно считать основным критерием для выявления языковой репрезентации данного медиаконцепта.
3. Периферийный слой медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE в англоязычных медиатекстах формируют 9 ценностных доминант: Individualism, Privacy, Comfort, Materialism, Effectiveness, Relationships, Nature, Self-care и Environmental Consciousness.
4. Регулятивная зона интерпретационного поля медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE занимает более 35% от его общего когнитивного содержания. Регулятивная зона данного медиаконцепта объединяет когнитивные признаки, описывающие, какие действия необходимы или нежелательны для достижения идеального образа жизни, тем самым определяя сильное предписывающее воздействие медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE на реципиента.
Структура работы определяется ее целями и задачами: работа состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами, заключения, а также списка использованной литературы, списка лексикографических источников, списка источников языкового материала и принятых сокращений. Список использованной литературы насчитывает 72 работы отечественных и зарубежных ученых.
Цель данной исследовательской работы заключалась в изучении средств языковой репрезентации, применяемых в англоязычных цифровых медиа для формирования медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE с целью воздействия на реципиента. В качестве языкового материала для исследования было отобрано 70 текстов тематики образа жизни с совокупным объемом более 400 000 знаков, опубликованных на сайтах популярных англоязычных цифровых медиа.
Вопрос выделения языковой репрезентации и моделирования медиаконцепта на основе публикаций рассматривался с позиции лингвистической концептологии в русле лингвокогнитивного направления; для анализа аксиологического компонента медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE применялись элементы лингвокультурного подхода.
Опираясь на теоретические положения о природе медиаконцепта и механизмов его формирования в медиадискурсе, в рамках данной работы были выделены ядерные и периферийные когнитивные признаки медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE, описана макроструктура исследуемого медиаконцепта. Для этого был проведен дефиниционный анализ прямого номинанта медиаконцепта, когнитивно-интепретационный анализ языкового материала отобранных из англоязычных цифровых медиа текстов.
С помощью изученных дефиниций номинанта медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE удалось выявить ключевые семемы, составляющие его ядерный слой: свойственный как одному человеку, так и группе людей; типичный для человека; жилье человека; имущество человека; работа человека; привлекательные для человека занятия; поведение и мировоззрение человека; наилучший вариант из всех возможных; существующий лишь в виде представления. Однако при актуализации медиаконцепта в медиатекстах этот ядерный слой оказывается вытеснен другими когнитивными признаками, определяющимися аксиологическим компонентом медиаконцепта.
Анализ отобранных медиатекстов тематики образа жизни показал, что периферийный слой медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE формируется на основе ценностных доминант: Individualism, Privacy, Comfort, Materialism, Effectiveness, Relationships, Nature, Self-care и Environmental Consciousness. В исследуемых медиатекстах были выделены 543 единицы языковой репрезентантации медиаконцепта, заключающие в себе оценку этих ценностных категорий и характеризующие когнитивные признаки медиаконцепта.
Построение макроструктуры медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE включило в себя распределение выделенных когнитивных признаков по таким структурным компонентам как чувственный образ, информационное содержание и интерпретационное поле, что позволило получить представление о когнитивном содержании рассматриваемого медиаконцепта.
В результате данного исследования мы пришли к следующему выводу: во- первых, языковая репрезентация медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE определяется аксиологическим компонентом медиаконцепта; во-вторых, эффект воздействия на реципиента в медиатекстах тематики образа жизни реализуется благодаря утилитарной и регулятивной зонам медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE, представляющим собой самые объемные составляющие его когнитивного содержания.
Настоящее исследование соответствует современной лингвистической антропоцентрической парадигме, а полученные в ходе работы результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения механизмов формирования медиаконцепта в медиатекстах и миромоделирующего потенциала медиаконцепта. Перспективным направлением представляются исследования актуализации медиаконцепта IDEAL LIFESTYLE на материале текстов различных типов медиа, что позволит выявить более полную языковую картину мира, существующую в коллективном сознании англоязычного социума.
Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно -смысловое пространство языка : учеб. пособие. М. : Флинта: Наука, 2010. - 288 с.
Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова : Синергетика языка, сознания и культуры. М. : Academia, 2002. - 391 с.
Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. М. : Наука, 1984. - С. 5-23.
Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. M. : Academia, 1997. С. 267-279.
Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд- во Воронеж. гос. ун-та, 1996. - 103 с.
Богдан Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно - функциональные характеристики: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. М. : 2007. - 25 с.
Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций . Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 235 с.
Бочоришвили Т. Г. Проблема объективности ценности: диссертация ... кандидата философских наук. Тбилиси : 1988. - 149 с.
Бюиссанс Э. Ж. Л. Абстрактное и конкретное в лингвистических фактах: речь - дискурс - язык // Полит. наука. 2016. №3. - С. 209-216.
Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М. : ОЛМА-Пресс, 2005. - 377 с.
Виноградов С. Н. К лингвистическому пониманию ценности // Русская словесность в контексте мировой культуры: Материалы Меж-дунар. науч. конф. РОПРЯЛ. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2007. - С. 93-97.
Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М. : Наука, 1985. - 228 с.
Воркачев С. Г. и др. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2007. - 399 с.
Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. 2013. №11 (160). - С.91-94.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд. М. : УРСС, 2007. - 137 с.
Голованова А. В. Ценности и оценки в языковом отражении : На материале русского и польского языков : диссертация ... кандидата филологических наук. Пермь : 2002. - 236 с.
Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. №2. - С. 20-33.
Дуреко Е. Ю. Медиаконцепт «Екатеринбург - Столица» и его варьирование в журналистском дискурсе // Известия Уральского федерального ун -та. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. №2. - С. 77-83.
Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение: [Сборник: Пер. с фр.]. М. : Канон, 1995. - 349 с.
Ефимов В. И. Общечеловеческие ценности / В. И. Ефимов, В. М. Таланов. 2-е изд., испр.
Новочеркасск : ЮРГТУ (НПИ), 2011. - 252 с.
Желтухина М. Р. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2016. №3-4. - С. 292-296.
Засурский Я. Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005. № 2. - С. 3-6.
Ивин А.А. Аксиология. Научное издание. М. : Высш. шк., 2006. - 390 с.
Карасик В.И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. М. : Гнозис, 2019. - 422 с.
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. - 476 с.
Кирия И. В. История и теория медиа : учебник для вузов. 2-е изд. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 426 с.
Кожемякин, Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 2 (83). - С. 13-21.
Кононова И. В. Структура лингвокультурного концепта: методы выявления и механизмы семантизации // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №1. - С.49-60.
Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М. : Экзамен, 2002. - 448 с.
Лавицкий А. А. Коммуникативное пространство региональных газет: жанры, важнейшие концепты: автореферат дисс. ... кандидата филологических наук. Минск : 2015. - 25 с.
Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. М. : Руко-пис. памятники Древней Руси, 2009. - 512 с.
Марущак А. В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. 2012. №1. - С. 93-96.
Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Минск : Белорусский дом печати, 2007. - 271 с.
Орлова О. В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Томск : 2012. - 43 с.
Орлова О. В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта // Вестник ТГПУ. 2010. №6. - С.76-83.
Попов А. Ю. Основные отличия текста от дискурса // Текст и дискурс: Проблемы экономического дискурса: сб. науч. ст. СПб. : СПбГУЭФ, 2001. - С.38-45.
Попова Е. С. Текст и дискурс: дифференциация понятий // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). - С. 641-643.
Попова, З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. 2-е изд. перераб. и доп. Воронеж : Истоки, 2007. - 250 с.
Рахманова Г. А. Текст и дискурс как основные элементы языка // Наука и инновационные технологии. 2022. № 1 (22). - С. 174-179.
Светоносова Т. А. Сопоставительное исследование ценностей в российском и американском политическом дискурсе : автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Екатеринбург : 2006. - 22 с.
Серебренникова Е. Ф. и др. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов. М. : Тезаурус, 2011. - 351 с
Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград : Перемена, 2004. - 340 с.
Кузьмина Н. А. Современный медиатекст: учебное пособие. Омск : Полиграфический центр «Татьяна», 2011. - 413 с.
Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М. : Прогресс, 1977. - 695 с.
Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. 3-е. изд., испр. и доп. М. : Академ. проект, 2004. - 991 с.
Столович Л. Н. И. Кант и проблема ценности // Кантовский сборник. 2009. №2. - С.20-31.
Усачева А. Н. Лингвистические параметры концепта «Состояние здоровья» в современном английском языке: диссертация ... кандидата филологических наук. Волгоград : 2002. - 167 с. Хомякова Е. Г. Ценностная картина мира англоязычного социума. СПб : Изд-во Санкт- Петербургского ун-та, 2019. - 204 с.
Шамшурин Д. А. Цифровые медиа как фактор культурной глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №6 (72). - С. 70-75.
Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал ВШЭ. 2008. №2. - С.37-67.
Шибут А., Шибут И. Цифровые медиа: медиакоммуникации в мультимедийной среде // Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия. Материалы II Международной научно -практической конференции. 2019. - С. 162-166.
Шулятиков И. С. Термин «Концепт» в современной лингвистике // Вестник ВятГУ. 2015. №12.
- С. 98-102.
Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М. : Изд-во РУДН, 2006.
- 457 с.
Bell D, Hollows J. Ordinary Lifestyles: Popular Media, Consumption and Taste. Milton Keynes : Open University Press, 2005. - 296 p.
Benveniste E. Problems in general linguistics. Miami : University of Miami Press, 1971. - 317 p.
Corrigan P. The Sociology of Consumption. An Introduction. London : SAGE Publications, 1997.
- 208 p.
Habermas J. Moral consciousness and communicative action. Cambridge : MIT Press, 1990. - 225 p. Halliday M. A. K. Language, Context, and Text: Aspects of Language in a Social-Semiotic Perspective. Oxford: Oxford University Press, 1985. - 126 p.
Kohls L. R. The Values Americans Live By. Washington : Meridian House International, 1984.
- 17 p.
Lakoff G., Johnsen M. Metaphors we live by London : The University of Chicago Press, 2003.
- 193 p.
Nuyts J, Pederson E. Language and conceptualization. Cambridge : Cambridge University Press, 1999. - 281 p.
McLuhan H. M. Understanding media : the extensions of man. New York : New American Library, 1964. - 360 p.
Paxman J. The English: А Portrait of а People. London : Penguin Group, 1999. - 360 p.
Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values: A Theory of Organization and Change. San Francisco : Jossey-Bass, 1972. - 214 p.
Sapir E. Grading: a study in semantics // Philosophy of Science. 1944. №11 (2). - P. 93-116.
Swan M. Practical English Usage. Oxford : Oxford University Press, 2006. - 654 p.
Van Dijk T. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London : Sage, 1998. - 390 p.
Visson L. What Mean? Where Russians Go Wrong in English. New York : Hippocrene Books, 2003.
- 192 p.
Weber M. Between Two Laws // Political Writings. Cambridge. 1994. - p.75-79.
White J. H. The Power of Words. Los Gatos : SmashWords Edition, 2014. - 27 p.
Wierzbicka A. Semantics, culture, and cognition: Universal human concepts in culture-specific configurations. Oxford : Oxford University Press, 1992. - 487 р.
The Most Popular Lifestyle & Fashion Magazines (Q1 2023) // YouGov [Электронный ресурс]. URL:https://today.yougov.com/ratings/entertainment/popularity/lifestyle-fashion%20magazines/all(дата обращения: 23.03.23)
Список лексикографических источников
Лингвистический энциклопедический словарь / [Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. энцикл.», Ин-т языкознания АН СССР]; Гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов. энцикл., 1990. - 682 с.
Современный философский словарь / [Азаренко с. А. и др.] ; под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. 4-е изд., испр. и доп. М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2015. - 822 с.
Большой лингвистический словарь : [более 3000 лингвистических терминов и понятий] / В. Д. Стариченок. Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 810 с.
Cambridge Academic Content Dictionary [Электронный ресурс]. URL:
https://dictionary.cambridge.org(дата обращения: 26.03.23)
Collins English Dictionary [Электронный ресурс]. URL:https://www.collinsdictionary.com(дата обращения: 26.03.23)
Longman Dictionary of Contemporary English [Электронный ресурс]. URL:
https://www.ldoceonline.com(дата обращения: 26.03.23)
Macmillan English Dictionary for Advanced Learners [Электронный ресурс]. URL: https://www.macmillandictionary.com(дата обращения: 26.03.23)
Merriam-Webster Online Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-
webster.com(дата обращения: 26.03.23)
Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. URL:https://www.etymonline.com(дата обращения: 26.03.23)
The Concise Oxford Dictionary of English Etymology [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/conciseoxforddic00tfho/page/n9/mode/2up(дата обращения: 26.03.23)