ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ УСЛУГА 7
1.1 Консалтинг-основные понятия и определения 7
1.2 Эволюция консалтинга и особенности его развития в России 15
1.3 Консалтинговое маркетинговое агентство на рынке как продавец интеллектуальных услуг: необходимость продвижения в современных условиях 23
ГЛАВА 2. БЕНЧМАРКИНГ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ 31
2.1 Конкурентоспособность маркетинговых консалтинговых компаний, концепция
бенчмаркинга 31
2.2 Анализ зарубежного и российского рынка консалтинга на современном этапе 39
2.3 Методика оценки конкурентоспособности маркетинговых консалтинговых компаний
на основе бенчмаркинга 48
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕННОЙ МЕТОДИКИ 56
3.1 Применение авторской методики оценки конкурентоспособности маркетинговой
консалтинговой компании 56
3.2 Анализ конкурентоспособности российских маркетинговых консалтинговых компаний 58
3.3 Рекомендации по развитию компаний и повышению конкурентоспособности 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Приложение 1 78
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4 82
Приложение 5
В современной экономике компаниям необходимо постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, таким как появление новых технологий, рост потребностей клиентов. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, компаниям нужно развиваться, масштабироваться и искать новые возможности для роста и финансовой устойчивости. С усложнением рыночных условий, роста массива информации делать это внутри компании становится сложно, поэтому увеличивается спрос на услуги консалтинговых компаний. Наряду с этим сами консалтинговые компании подвержены изменениям в цифровой экономике.
На конкурентоспособность компании влияют факторы материального и нематериального характера. Услуга после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал, поэтому компаниям необходимо разрабатывать и добавлять новшества. Для этого фирма должна отталкиваться от того уровня, который у нее есть сейчас и внедрять успешные практики отрасли в свою деятельность.
Актуальность исследования данной темы обусловлена процессами, происходящими в сфере консалтинговых услуг: увеличение спроса, в том числе со стороны среднего бизнеса, уход зарубежных компаний-лидеров рынка и переориентация компаний- заказчиков на российские консалтинговые фирмы. Повышение сложности задач заказчиков, уровень конкуренции, быстрая изменчивость спроса в разных сегментах сказывается на росте требований к компаниям, оказывающим эти услуги. Цифровая трансформация оказывает влияние не только на возможность предоставления новых услуг, но и на возможности в применении маркетинговых инструментов для анализа рынков.
Существует большое количество публикаций по темам управленческого и финансового консалтинга, однако с усложнением рынка, диверсификацией портфелей компаниями логично уделить больше внимания консалтингу в сфере маркетинга, отраслевым и рыночным факторам. Существует недостаток исследований, которые бы выявили факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность маркетинговых консалтинговых компаний, разработали методику для расчета конкурентоспособности маркетинговой консалтинговой компаний и дальнейших направлений продвижения. Большинство исследований фокусируется на том, как консалтинг может помочь другим компаниям масштабироваться, но сначала консалтинговая компания должна сама внедрить инновации в свою деятельность и быть адаптивной под требования заказчиков.
Целью работы является исследование конкурентоспособности маркетинговых консалтинговых компаний.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
— Раскрыть сущность консалтинга как интеллектуальной услуги, описать особенности и классификацию консалтинговых услуг;
— Изучить историю развития международного и российского консалтинга;
— Сравнить конкурентные преимущества российских и зарубежных консалтинговых компаний;
— Раскрыть понятие конкурентоспособности для маркетинговой консалтинговой компании, рассмотреть концепцию бенчмаркинга;
— Изучить лучшие зарубежные практики в консалтинговой отрасли, которые можно применить для российских компаний;
— Описать алгоритм авторской методики оценки конкурентоспособности российских маркетинговых консалтинговых компаний, выявить факторы конкурентоспособности, сформировать идеальную модель;
— Сформировать выборку компаний и рассчитать показатель CSI;
— Проанализировать полученные результаты по компаниям на основе применения авторской методики;
— Обозначить рекомендации для компаний в зависимости от конкурентной позиции.
Объектом исследования являются маркетинговые консалтинговые компании.
Предметом исследования выступает конкурентоспособность маркетинговой консалтинговой компании на основе бенчмаркинга.
Практическая значимость работы состоит в разработке методики оценки конкурентоспособности маркетинговых консалтинговых компаний, которую можно применять для понимания компании своей позиции на рынке, слабых сторон по факторам, которые являются определяющими для клиентов, и дальнейших действий для повышения конкурентоспособности.
Теоретическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей: Демцура С.С., Евплова Е.В., Жигарь О.В., Лапенков В. Ю., Молчанов Н.Н., Муравьева О. С., Рябчук П.Г., Майкл Портер, Роберт Грант, Филипп Котлер и др.
Методическую основу выпускной квалификационной работы составили методы структурно-функционального, нормативно-правового, статистического анализа, методология системного анализа, метод бенчмаркинга, метод экспертных оценок, а также элементы системного и сравнительного подходов.
Информационную основу исследования составляют нормативно-правовые документы, статистические и аналитические отчеты, научные статьи, монографии, система СПАРК-Интерфакс, информационный портал Statista, научные базы данных: Scopus, EBSCO Information Services, eLIBRARY, другие данные из электронных источников (Интернет) и периодических изданий, личные наблюдения автора, полученные им в период прохождения преддипломной практики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и девяти параграфов основной части, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Определена цель исследования, описаны задачи, объект и предмет работы. Рассмотрены методические, теоретические, информационные основы исследования и проблематика.
Первая глава рассматривает консалтинг как интеллектуальную услугу на рынке. Представлен разбор основных определений и подходов к классификациям консалтинговых услуг. Описана история формирования рынка консалтинга, а также представлен анализ сравнения российских и зарубежных консалтинговых групп.
Вторая глава посвящена методологии проведения бенчмаркинга и факторам конкурентоспособности маркетинговых консалтинговых компаний. В главе предложена методика по оценке конкурентоспособности маркетинговых консалтинговых компаний и сформирована идеальная модель.
В третьей главе применяется на практике предложенная методика по оценке конкурентоспособности маркетинговых консалтинговых компаний, формируется выборка компаний и рассчитывается показатель конкурентоспособности, а также предлагаются рекомендации компаниями исходя из существующего положения на рынке.
В заключении проведена систематизация информации на основе приобретенных теоретических и практических результатов деятельности, обозначены основные проблемы, рекомендации по их решению и сформулированы выводы.
В работе было проведено исследование рынка консалтинга, изучена история его формирования, подходы к классификации консалтинговых услуг, зарубежный и российский рынок консалтинга. Особенностью консалтинговой деятельности является предоставление интеллектуальной, персонализированной услуги. Консалтинговые компании генерируют знания и участвуют в процессе «сопроизводства знаний» совместно с заказчиком. Консалтинговые компании, являясь поставщиками решений, должны инвестировать в свои компетенции, которые поддерживают их способность решать проблемы клиентов.
Конкурентоспособность маркетинговой консалтинговой компании определяется как совокупность материальных и нематериальных факторов, которые обеспечивают компании высокую долю рынка и значительное число лояльных клиентов. Бенчмаркинг как один из способов улучшения компании с помощью заимствования лучших практик конкурентов отрасли рассматривается на примере зарубежных консалтинговых групп.
Зарубежные консалтинговые группы развиваются в направлении создания экосистем, баз данных, а также создание венчурных фондов. Они используют преимущества цифровизации для улучшения своих позиций на рынке. Для деятельности российских консалтинговых компаний можно перенять положительный опыт в части аналитических платформ и венчурных фондов.
Российский рынок консалтинга находится на стадии формирования. Маркетинговый консалтинг занимает только 3% от общего объема консалтинговых услуг. При этом в нем можно выделить несколько подгрупп: компании, занимающиеся разработкой бренда, специализирующиеся на маркетинговых исследования рынка и маркетинговых исследованиях потребительских предпочтений. Зачастую компании развиваются только в одном из направлений, но самые крупные могут включать несколько видов деятельности.
Первые 10 маркетинговых консалтинговых компании занимают 50% рынка. Это говорит, о высоком уровне конкуренции между несколькими крупными игроками в отрасли.
На основе проведенного метода экспертных оценок можно отметить, что конкурентоспособность консалтинговой компании в сфере маркетинга обеспечивается следующими показателями: наличие опыта выполнения проектов, референтных заказчику, деловая репутация на рынке, опыт и квалификация специалистов, разработка индивидуальных решений, наличие собственных аналитических платформ. Факторы, которые имеют значительный вес на зарубежном рынке, на российском пока не являются определяющими. Однако лидеры российского рынка должны брать их во внимание при формировании стратегий.
В работе была разработана методика оценки конкурентоспособности маркетинговых консалтинговых компаний на основе бенчмаркинга. В выборку вошли 25 крупнейших консалтинговых компаний в сфере маркетинга, работающих на рынках Москвы и Санкт- Петербурга.
Анализ показал, что компании, которые предлагают клиентам индивидуальные решения в целом являются более конкурентоспособными. Наиболее часто встречающимися параметрами является опыт работы на рынке, работа с крупными заказчиками, к факторам, которые встречаются редко относится наличие аналитических платформ, разработка индивидуальных решений, их сопровождение и другие.
Показатель CSI определяет конкурентоспособность компании и чем выше его значение, тем больший функционал выполняет компания, поэтому рекомендации компаниям соответствуют их положению на рынке в данный момент и возможностям. В работе были предложены рекомендации компаниям в зависимости от конкурентного положения на рынке.
1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 29.12.2022)
Монографии
2. Юлдашева О. У. Инновации маркетинговых моделей российских компаний в эпоху диджитал трансформации : коллективная монография / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. О.У. Юлдашевой. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2018. - 277 с.
3. Клаус Ш. Четвертая промышленная революция : [перевод с английского] / Клаус Шваб. - Москва: Издательство «Эксмо», 2018. - 288 с.
Учебники, учебные пособия
4. Аренков И. А. Стратегический маркетинг: учебное пособие / И. А. Аренков, В.Н. Наумов. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2017. - 95 с.
5. Галицкий Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика : учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 570 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://proxy.library.spbu.ru:2767/bcode/488325
6. Карасев А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 315 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://proxy.library.spbu.ru:2767/bcode/489480
7. Котлер Ф. Маркетинг 4.0: разворот от традиционного к цифровому / Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиван А. - М.: Бомбора, 2019. - 219 с.
8. Лукичёва Т. А. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / Т. А. Лукичёва [и др.] ; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 358 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16502-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531181
9. Минцберг Г. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2013 — 367 с.
10. Молчанов Н. Н. Маркетинг инноваций : учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. Н. Молчанова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 524 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
11. Молчанов Н. Н. Маркетинг в информационном обществе: учебник / под ред. Н. Н. Молчанова. Москва : Проспект, 2013. — 408 с.
12. Роберт Г. Современный стратегический анализ / Роберт Грант. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2018. - 672 с.
Статьи в журналах и других периодических изданиях
13. Власова Ж. И. Оценка конкурентоспособности консалтинговых компаний на российском рынке //Инновации. - 2006. - №. 4. - С. 108-110.
14. Гарифуллин Б. М., Зябриков В. В. Моделирование процесса цифровой
трансформации фирмы // Creative Economy, 2019. - №13(10), С. 1957-1972.
https://doi.org/10.18334/ce.13.10.41187
15. Гарифуллин Б. М., Зябриков В. В. Цифровая трансформация бизнеса: модели
и алгоритмы // Creative Economy, 2018. - №12(9), С. 1345-1358.
https://doi.org/10.18334/ce.12.9.39332
16. Герасименко В.В., Слепенкова Е.М. Трансформация методов и инструментов
конкурентного анализа в условиях цифровой экономики // Вестник Московского университета, серия 6: Экономика. - 2019. - С. 126-146
https://proxy.library.spbu.ru:3693/item.asp?id=41827388
17. Демаршелье Б., Джеллаль Ф., Галлуж Ф. Интеллектуальные услуги - основа национальной системы социальных инноваций// Форсайт, 2022, №1, с. 34-41. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.1.34.41
18. Дурчак К., Гнусновский М., Лавринович М. Барьеры цифровых инноваций в сфере интеллектуальных деловых услуг: кейс юридических фирм в Польше // Форсайт, 2022, №1, с. 54-67. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.1.54.67
19. Евплова Е. В. Методика оценки конкурентоспособности тренинговых и консалтинговых компаний на основе бенчмаркинга //Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. - №. 3 (24). - С. 87-91.
20. Жигарь О. В. О тенденциях развития маркетингового консультирования в
России // Общество, экономика, управление. 2018. №1. С. 65-69 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-tendentsiyah-razvitiya-marketingovogo-konsultirovaniya-v-rossii
21. Жуков В. А. Современные тенденции развития рынка консалтинговых услуг // Вестник ГУУ. 2017. №11. с. 91-99, URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-rynka-konsaltingovyh-uslug
22. Иванова О.А. Рынок консалтинговых услуг: основные подходы к классификации // Социальная политика и социология. 2017. № 4 (123). С. 25-32. DOI: 10.17922/2071-3665-2017-16-4-25-32
23. Ивер Н.Н., Кублин И.М., Максаев А.А. Современные маркетинговые
инструменты управления качеством продукции и услуг: стратегии, подходы и проблемы // Экономика и предпринимательство. 2019. - №5. - С. 729-736
https://proxy.library.spbu.ru:3693/item.asp?id=39237899
24. Капранова Л. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика и Управление, 2018. - 13(1), С. 58-69.https://doi.org/10.26794/1999-849x
25. Кауфман Н. Ю. Бенчмаркинг как инструмент инновационного развития предприятия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №4-2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/benchmarking-kak-instrument-innovatsionnogo-razvitiya-predpriyatiya
26. Кузнецова И. А., Гайдай А. М., Тихонов Е. И., Реймер В. В. Особенности развития рынка консалтинговых услуг в России // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 57-64. URL: https://apni.ru/article/611-osobennosti- razvitiya-rinka-konsalt-uslug
27. Лапенков В. Ю. Цифровая трансформация в консалтинге //Креативная экономика. - 2019. - Т. 13. - №. 1. - С. 63-74.
28. Лапенков В. Ю. Факторы конкурентоспособности российских компаний на рынке консалтинговых услуг //Journal of Creative Economy. - 2019. - Т. 13. - №. 8. - С. 1549
29. Маркесов В. А. Особенности рынка консалтинговых услуг в России // Журнал
прикладных исследований. 2019. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
rynka-konsaltingovyh-uslug-v-rossii
30. Майлс Й., Белоусова В., Чичиканов Н., Краюшкина Ж., Последствия коронакризиса для сектора интеллектуальных услуг // Форсайт, 2021, №1, с. 6-18, DOI: 10.17323/2500-2597.2021.1.6.18
31. Масленников В. В. Бенчмаркинг в модели устойчивого развития организации //Вестник Российского экономического университета имени ГВ Плеханова. - 2022. - №. 2. - С. 186-192.
32. Молчанов Н.Н, Рыбакова Ю.В., Клиентоориентированные инновации в контексте совместного создания ценности // Устойчивое развитие: общество и экономика. материалы VI Международной научно-практической конференции, 2019. - С. 468-471.
33. Молчанов Н.Н., Полякова О.А. Оценка конкурентоспособности высокотехнологичных услуг //Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2012. - №. 2. - С. 56-64.
34. Молчанов Н.Н, Муравьева О.С., Макарова М.С., Анализ влияния на потребителей инструментов цифрового маркетинга (на основе их самооценки) // Устойчивое развитие: общество и экономика. материалы VI Международной научно-практической конференции, 2019. - С. 472-475.
35. Молчанов Н. Н., Муравьева О. С., Керстин П. Data-driven маркетинг как средство повышения эффективности маркетинговой кампании в цифровой экономике // Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы. - «Астерион», 2021. - С. 173-195.
36. Пиримова В.Р. Инфраструктура развития сектора интеллектуальных услуг // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018; №1, с. 174-179, DOI:http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-1-174-179
37. Раджабов Ф. Р. Конкурентоспособность и качество услуг, и их место в маркетинговой стратегии предприятия сферы услуг //Транспортное дело России. - 2006. - №. 12-I. - С. 42-44.
38. Роздольская И.В. Маркетинговый подход к решению разноаспектных проблем функционирования рынка консалтинговых услуг в условиях трансформации инновационной среды // Вестник Белгородского университета экономики и права. 2013, №4, с. 140-150 https://proxy.library.spbu.ru:2228/item.asp?id=21037608
39. Русинова М. Р. Эволюционный анализ развития бенчмаркинга: региональный аспект //Развитие территориальных и социально-экономических систем: вопросы теории и практики. - 2019. - С. 170-172.
40. Симонова Е.В. Стимулирование развития конкурентных преимуществ инновационного бизнеса посредством бенчмаркинга // Современная конкуренция. 2020. №4
(80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimulirovanie-razvitiya-konkurentnyh-
preimuschestv-innovatsionnogo-biznesa-posredstvom-benchmarkinga
41. Юссуф А. А., Тимохина Д. С., Гребенюк Е. А. Цифровое консультирование:
особенности цифровой трансформации в сфере консалтинга // Вестник ГУУ. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-konsultirovanie-osobennosti-tsifrovoy-
transformatsii-v-sfere-konsaltinga
42. Яненко М.Б., Яненко М.Е. Маркетинговая деятельность в условиях цифровой
трансформации: проблемы формализации и построение описательных алгоритмов // Практический маркетинг №2 (276). - 2020. С 14-19.
https://proxy.library.spbu.ru:3693/item.asp?id=42431981
43. Alexandre Momparlera, PedroCarmonab, Carlos Lassala, Quality of consulting services and consulting fees // Journal of Business Research, 2015, №68, p. 1458-1462. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2015.01.033
44. Andreas Hein, Maximilian Schreieck, Tobias Riasanow, David Soto Setzke, Manuel Wiesche, Markus Bohm, Helmut Krcmar. Digital platform ecosystems // Electronic Markets, 2020, №30, 87-98https://doi.org/10.1007/s12525-019-00377-4
45. Bukht, R., & Heeks, R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital
Economy // International Organisations Research Journal, 2018. - 13(2), 143-172.
https://doi.org/10.17323/1996-7845-2018-02-07
46. De Reuver, M., Sorensen, C., & Basole, R. C. The digital platform: a research agenda. // Journal of Information Technology, 2018, 33, 124-135https://doi.org/10.1057/s41265-016-0033-33
47. Karl S.R. Warnera, Maximilian Wager, Building dynamic capabilities for digital transformation: An ongoing process of strategic renewal // Long Range Planning, 2019, № 52, р. 326-349https:ZZdoi.orgZ10.1016Zj.lrp.2018.12.001
48. Martin Geissdoerfer, Doroteya Vladimirovaa, Steve Evansa, Sustainable business
model innovation: A review // Journal of Cleaner Production, 2018, 198, 401-416
https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S0959652618318961?via%3Dihub
49. Moller, K., & Halinen, A. Clearing the paradigmatic fog—How to move forward in business marketing research // Industrial Marketing Management, 2022, №102, р. 280-300. https://doi.orgZ10.1016/j.indmarman.2022.01.021
50. Pereira, Angeles, и Xavier Vence. 2021. «The role of KIBS and consultancy in the emergence of Circular Oriented Innovation // Journal of Cleaner Production, 2021, №302, 127000 https://doi.orgZ10.1016/j.jclepro.202L127000
51. Ribeiro-Navarrete, S., Botella-Carrubi, D., Palacios-Marqubs, D., & Orero-Blat, M. The effect of digitalization on business performance: An applied study of KIBS // Journal of Business Research, 2021, №126, p. 319-326.https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.12.065
52. Sestino, A., Prete, M. I., Piper, L., & Guido, G. Internet of Things and Big Data as
enablers for business digitalization strategies // Technovation, 2020, 98, 1-9.
https://doi.org/10.1016/j.technovation.2020.102173
53. Siahtiri, V., Heirati, N., & O’Cass, A. Unlocking solution provision competence in knowledge-intensive business service firms // Industrial Marketing Management, 2020, №87, p. 117-127.https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.02.010
54. Volker Nissen, The digital consulting ecosystem business model // Handbook on Digital Business Ecosystems, 2022. - 232-248.https://doi.org/10.4337/9781839107191.00023
Электронные ресурсы и документы
55. Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований, изучения общественного мнения и анализа данных / URL:https://esomar.org/uploads/attachments/ckqtgf5ux01l9kjtrrv6ovzlx-iccesomar-code-russian.pdf
56. Рейтинг RAEX // URL: https://raex-
rr.com/business/consulting/rating of consulting companies
57. СПАРК-Интерфакс // URL:https://spark-interfax.ru/
58. McKinsey // URL:https://www.mckinsey.com/solutions
59. Statista // URL: https://www.statista.com/statistics/491063/largest-share-of-
market-research- sp ending-worldwide/