Влияние российских газовых корпораций на энергетическую политику Европейского Союза и стран Ближнего Востока: перспективы сотрудничества и трансформация повестки
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли и места российских газовых корпораций в энергетической политике стран Европейского Союза и Ближнего Востока 18
1.1 Теоретические подходы к изучению газовых корпораций как
политических акторов 18
1.2. Особенности энергетической политики Европейского Союза и государств Ближнего Востока 29
1.3 Значение российских газовых корпораций в энергоструктуре стран
Европейского Союза и Ближнего Востока 54
Глава 2. Анализ влияния российских газовых корпораций на энергетическую повестку стран Европейского Союза и Ближнего Востока 83
2.1 Трансформация энергетической повестки стран Европейского Союза . 83
2.2 Перспективы сотрудничества российских газовых корпораций в странах
Ближнего Востока 108
2.3 Проблемы и перспективы развития и международного влияния
российских газовых корпораций в условиях изменения глобальной энергетической повестки 119
Заключение 132
Список использованных источников и литературы 135
Постановка проблемы. Произошедшая в 21 веке трансформация мировой энергетической системы вызвала реакцию каждого региона. Произошло упрочение ранее существовавшего раскола между государствами- экспортёрами и странами-импортёрами. Слом энергетических связей, закладывавшихся и развивавшихся в течение многих десятилетий, требует глубокой экспертизы и решительных действий со стороны российских газовых корпораций, которые сейчас оказались в авангарде политических событий. Более того, сами газовые корпорации превратились в полноценные политические субъекты, с действиями которых вынуждены считаться национальные государства и даже наднациональные объединения. Без газовых корпораций мировой политический диалог более не представляется возможным. Данные обстоятельства обусловили выбор темы для написания исследовательской работы.
Актуальность исследования объясняется следующими факторами:
Во-первых, энергетика всегда являлась наиболее политизированной областью экономики. В течение последних нескольких лет геополитический фактор стал всё более существенно отражаться на мировой энергетической стабильности. Это влияние по большей части носит негативный характер, учреждая политические приоритеты выше принципов экономической прагматичности и целесообразности.
Во-вторых, в 21 веке наблюдается интенсификация борьбы за мировые энергетические ресурсы. Все государства, обладающие энергетическими ресурсами, либо самостоятельно, либо в лице своих энергетических ТНК, априори вынужденно становятся участниками геополитической игры. Особую роль здесь приобретает регион Ближнего Востока, в первую очередь, как территория с колоссальным запасом энергетического сырья, а также как потенциальное пространство для проведения газотранспортных магистралей в другие регионы, нуждающиеся в энергоресурсах.
В-третьих, событийный 2022 год наиболее болезненно отразился именно на российской энергетической отрасли, поскольку беспрецедентное санкционное давление со стороны Европейского Союза и стран Большой семёрки было нацелено в первую очередь на российские энергоресурсы.
Наконец, сам топливно-энергетический комплекс России сейчас нуждается в усовершенствовании методов своей деятельности, более глубоком прорабатывании механизмов реагирования на возникающие политические риски. С одной стороны, перед газовой отраслью открываются новые возможности и новые рынки, происходит своеобразная «проверка на прочность», позволяющая укрепить отношения с теми государствами, которые выбрали самостоятельный путь развития и не поддержали санкционное давление. С другой стороны, разрыв прежних энергетических отношений и потеря традиционных рынков сбыта ведёт к экономическим и репутационным издержкам газовых корпораций. Особую значимость приобретает вопрос энергетической независимости России.
Для исследования был выбран российский газовый концерн «Газпром» - вертикально интегрированная корпорация, которая осуществляет полный цикл работы с газом и нефтью. Уникальность ПАО «Газпром» заключается в том, что он является совместным проектом государства и частного бизнеса, воплощая своим примером успешность в координации действий такого тандема. Наконец, именно «Газпром», являясь структурообразующим звеном российского топливно-энергетического комплекса, в определённой степени выступает инструментом имплементации внешней политики России и гарантом её стабильности и безопасности. Поэтому любые действия концерна на международной арене наделены большей политической правомерностью и легитимностью, отражая политические амбиции России в целом.
Необходимо подчеркнуть, что на настоящий момент «Газпром» - одна из немногих российских компаний, которые присутствуют практически во всех странах мира, территории которых представляют для них интерес. Деятельность «Газпрома» играет важную роль в реализации всей энергетической стратегии России и позволяет Правительству страны реализовывать большое количество национальных проектов и инициатив на международном уровне. При этом важно отметить, что зачастую именно «энергетическая карта» используется в качестве политического давления на оппонентов.
Интересным представляется проследить влияние «Газпрома» на энергетические процессы объединённой Европы и государств Востока, поскольку эти два региона традиционно противостояли друг другу, будучи импортёрами и экспортёрами соответственно. Можно с уверенностью сказать, что события начала третьей декады 21 века закладывают фундамент для будущей мировой энергетической системы качественно нового формата. И именно действия «Газпрома» являются одной из доминант происходящей энергетической трансформации.
В связи со всеми обозначенными выше причинами крайне необходимым видится проведение объективного и комплексного анализа деятельности российского газового концерна «Газпром» на европейских и ближневосточных энергетических рынках.
Объектом исследования является энергетическая политика Российской Федерации в отношении государств Европейского Союза и Ближнего Востока.
Предметом исследования выступает политическая деятельность российского газового концерна «Газпром» на европейских и ближневосточных энергетических рынках в условиях усиления политических и экономических санкционных рисков.
Цель научного исследования - определить степень влияния российского газового концерна «Газпром» на энергетическую политику государств Европейского Союза и Ближнего Востока.
Исходя из поставленной цели были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать историю становления транснациональных газовых корпораций как субъектов политического процесса и определить их место в новой геополитической реальности 21 века;
2. Изучить становление общей энергетической стратегии Европейского Союза и стран Ближнего Востока;
3. Выявить значение «Газпрома» в энергетической структуре Европейского Союза и государств Ближнего Востока;
4. Рассмотреть трансформацию энергетической повестки государств Европейского Союза после февраля 2022 года;
5. Исследовать потенциальные перспективы сотрудничества «Газпрома» с ближневосточными государствами;
6. Охарактеризировать основные сценарии развития для российского газового концерна «Газпром».
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 года по 2022 год, где нижняя граница исследования - 2000 год - объясняется тем, что именно тогда с принятием первой Энергетической стратегии России на период до 2020 года фактически начали закладываться основные принципы российской энергетической политики; верхняя граница исследования - 2022 год - обусловлена проведением специальной военной операции России на Украине, что вызвало трансформацию существующей энергетической системы. Для проведения более углублённого исследования заявленной проблематики есть необходимость обратиться к более ранним периодам.
Географические рамки исследования включают в себя два региона - территории Европейского Союза и Ближнего Востока. Данный выбор обусловлен намерением продемонстрировать региональные различия в подходах газовой стратегии «Газпрома», что позволяет провести всесторонний и комплексный анализ влияния концерна на энергетическую политику государств-представителей различных регионов. В необходимых случаях исследование выходит за обозначенные географические рамки.
Степень изученности.
Следует признать, что данная проблематика ввиду её особой изменчивости и неустойчивости происходящих событий в течение последних лет является малоисследованной. Тем не менее актуальность этой темы обуславливает пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Огромное внимание развитию GR-связей между государством и бизнесом уделяется в работах Л.В. Сморгунова.
Роль бизнес-ассоциаций в качестве посредников в политической деятельности затрагивают А.Ю. Зудин, A.A. Яковлев, В.В. Голикова, А.А. Прохорова.
А.И. Соловьев считает взаимодействие государства с бизнесом в качестве одного из факторов выработки государственной политики.
Российский исследователь А.И. Швед в своих исследованиях отражает специфику взаимодействия государства и нефтегазового сектора, даёт рекомендации по выстраиванию качественного диалога сторон в этой области. Автор характеризует основные причины укрепления позиций крупнейших российских энергетических корпораций (таких как «Газпром», «Роснефть») на протяжении 21 века.
Е.М. Чуку в своих работах проводит анализ формирования и развития транснациональных корпораций как полноценных политических субъектов международных отношений.
Перспективы энергетической стратегии России исследовали В.В. Бушуев и А.А. Макаров. В своей монографии авторы проводят комплексный анализ энергетических возможностей России, а также ставят вопрос о необходимых условиях для будущего развития российского ТЭК.
Вследствие усиления борьбы за энергетические ресурсы чрезвычайно важной представляется изучение энергетической дипломатии. Теоретические аспекты столпов энергетической дипломатии описывает С.З. Жизнин.
Большое внимание в российской историографии также уделено позиционированию Европейского Союза и развитию его энергетической политики. Энергетический аспект деятельности ЕС описывается в работах Н.Ю. Кавешникова, И.Г. Пашковской и И.В. Гудкова.
Комплексные исследования политики ближневосточных государств провели Е.М. Примаков, Н.Н. Наумкин.
Энергетическую политику ближневосточных государств изучает российский востоковед и эксперт Института Ближнего Востока Т.А. Шмелева.
Кроме того, для наиболее глубокого погружения в проблематику автором изучались труды, посвящённые значимости природного газа в международных отношениях - данный вопрос затрагивают исследования И.И. Мазура, М. Майорец, К. Симонова, А.Г. Олейнова .
Видится уместным провести дифференциацию работ зарубежных исследователей по региональному принципу - в качестве первой группы общий западный блок европейской и американской историографии и отдельным пунктом - ближневосточную историографию.
Аспекты влияния глобализационных процессов на развитие транснациональных газовых корпораций отражены в работах зарубежных авторов - Р. Кеохейна, Г. Киссенджера, Дж. Стиглица.
В качестве одних из основополагающих трудов, раскрывающих специфику политизированности энергетической политики государств, в магистерском исследовании использовались работы Д.Ергина.
С. О'Салливан размышляет о существующих политических рисках для глобальных энергетических ТНК.
Интересными представляются работы сотрудника Rand-Corporation А. Голдтау, который ставит прямой вопрос о наличии «диктата «Газпрома» в Европе», а также о возможностях возрождающейся России как энергетической сверхдержавы.
Среди учёных, занимающихся изучением энергетической политики ЕС в контексте «треугольника отношений» между ЕС, РФ и Украиной можно выделить Ш. Леджервуда, Д. Харриса, Т. Кассира, Дж. Шарплза, Э. Монагана.
Среди исследователей из Ближнего Востока энергетической проблематикой занимаются арабские специалисты Юсеф Абу Бакр и Хуссейн Г амаль Абу Бакр, которые рассматривают ближневосточную политику через призму отношений стран региона с Россией и США .
Кроме того, значимую часть от имеющихся аналитических работ составляют публикационные материалы на специализированных интернет- ресурсах, таких как новостной портал о ТЭК России и мира «Neftegas.ru», информационный центр для профессионалов энергетического комплекса «ИнфоТЭК», научно-аналитические журналы «Геоэкономика энергетики» и «Энергетическая политика».
Таким образом, в современной историографии имеется ряд работ, описывающих динамику отношений нефтегазового сектора и органов государственной власти, а также деятельность российских газовых корпораций на международной арене, однако они, как правило, хронологически ограничены 2020 годом. Кроме того, наблюдаются диаметрально противоположные позиции во взглядах именно на российский ТЭК среди отечественных и зарубежных исследователей, что объясняется абсолютной разностью в подходах к международной политике. Совокупность вышеуказанных причин делает вопрос о роли и значимости российских газовых корпораций в международных отношениях проблемным и представляет широкое поле для исследовательской деятельности.
Источниковая база исследования состоит из следующих групп источников:
1. Международные договоры Российской Федерации ;
2. Нормативно-правовые документы Российской Федерации по регулированию энергетической политики, представленные на сайте Правительства РФ, Министерства энергетики РФ, Президента РФ ;
3. Делопроизводственная документация (отчётность, материалы пресс- релизов) размещенная на официальных сайтах российских газовых корпораций ;
документация международных и региональных организаций* ;
5. Документально-правовая основа общей энергетической политики Европейского Союза ;
6. Регулятивные документы и материалы с официальных сайтов газовых компаний государств Ближнего Востока ;
7. Записи выступлений политических деятелей, опубликованные в материалах периодической печати* ;
8. Статистические данные .
Основу методологии исследования магистерской работы составили теоретические положения современной политологии, истории, а также теории международных отношений и ряд концептуальных основ мировой экономики.
Исходя из поставленной цели исследовательской работы, в качестве основной методологии для исследования был выбран неокорпоративистский подход, так как именно он позволяет наиболее полно выявить закономерности и особенности современного взаимодействия между государством и бизнесом. Актуальность использования именно неокорпоративистского подхода в исследовании обусловлена возрастающей ролью «Газпрома», который вовлечен в реализацию политической линии государства.
Исходя из методологии были выбраны следующие методы исследования. В процессе написания работы активно использовались общенаучные методы (такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, описание и др.). Применение данных методов позволило изучить политические явления и процессы, в которых активным актором выступали российские газовые ТНК и, в первую очередь, ПАО «Газпром».
Помимо этого, применялись такие методы как исторический, сравнительный и системный. Совокупность методов позволила получить наиболее полное представление о роли «Газпрома» в продвижении интересов России на мировой арене, в частности, в европейском и ближневосточном регионах.
Новизна работы заключается в проведении всестороннего анализа уровня энергетических отношений между «Газпромом» и рядом европейских и ближневосточных государств на протяжении 21 века.
Научно-практическая значимость исследования состоит в комплексном изучении механизма действий и последствий деятельности российского газового концерна «Газпром» как одного из ключевых акторов международных энергетических отношений, в результате чего станет возможным обосновать ряд авторских предложений по усовершенствованию энергетической политики России в новой политической реальности.
Структура исследования включает в себя введение, основную часть, которая состоит из 2 глав (каждая по 3 параграфа) заключение и список использованных источников и литературы.
Российский газовый концерн «Газпром», несмотря на все потрясения и политизированные претензии со стороны стран Западного блока, по-прежнему является одной из ведущих мировых транснациональных газовых корпораций. Голос «Газпрома» в мировых энергетических процессах проявляется практически во всех мировых регионах, и 2022 год наиболее ярко продемонстрировал укрепление позиций концерна, его возможности преодоления кризиса и воздействие на энергетическую политику влиятельных регионов мира.
В первую очередь, наибольшая зависимость от действий «Газпрома» в исследуемый период наблюдалась у государств Старого Света. Говоря о сотрудничестве с Европейским Союзом - приходится признать, что в 2022 году действительно произошёл серьёзный разрыв всех исторически сложившихся долгосрочных связей в энергетической отрасли. Новая политика «Газпрома» (введение оплаты в рублях за газовые поставки от недружественных государств) привела к разработке нового энергетического законодательства ЕС, усиленному поиску новых поставщиков, разработке альтернативных источников энергии. При этом Евросоюз готов даже отказываться от своих традиционных принципов и мириться с требованиями новых экспортёров.
Следует признать, что действия концерна сами являлись ответным жестом на санкционные практики ЕС. Переориентация рынков сбыта - длительный и затратный процесс для стран-участниц, однако он уже начался. У части европейских государств связи с «Газпромом» на конец 2022 года находятся на минимальном уровне - среди них Болгария, Дания, Литва, Норвегия, Мальта, Нидерланды, Польша, Финляндия, Чехия, Эстония. Другой блок европейских стран пока поддерживает относительно устойчивый диалог с «Газпромом», однако имеют определённые планы по замене российского поставщика и ищут новых партнёров для снижения своей зависимости - Германия, Бельгия, Хорватия. Спорные и противоречивые высказывания звучат от представителей Греции, Латвии, Румынии, Словении.
В то же время некоторые участницы Евросоюза не спешат отказываться от стратегического и проверенного годами партнёрства с «Газпромом» - экономический прагматизм возобладал у Венгрии, Австрии, Испании, Италии, Словакии и Франции. Отдельные контакты с другими европейскими странами также продолжили существовать и лишь укрепились - это связи с Сербией, Боснией и Герцеговиной.
Не отрицая значимости сотрудничества с частью стран-участниц ЕС, необходимо подчеркнуть, что общая линия поведения европейского объединения закладывается сообща всеми еврокомиссарами Брюсселя. Страны-участницы вынуждены имплементировать требования Брюсселя в свои национальные законодательства, поэтому о стратегическом партнёрстве «Газпрома» с единым европейским блоком речи быть не может. В ближайшей перспективе - 2023 году, даже если и удастся восстановить диалог и контакты с ЕС, эффективное энергетическое партнёрство уровня 2010-ых годов вернуть уже не представляется возможным.
Обратная ситуация наблюдается в регионе Ближнего Востока - «Газпром» имеет схожее видение энергетических отношений со странами этого региона, что обуславливает экспортный характер экономик как ближневосточных стран, так и России.
Проблемы в отношениях могут быть вызваны лишь усилением конкуренции между «Газпромом» и газовыми компаниями государств Ближнего Востока. Освободившийся газовый рынок Евросоюза является потенциальным камнем преткновения в отношениях сторон. Тем не менее, ослабление связей представляется очень маловероятным - ближневосточные государства не спешат увеличивать добычу и продажу «голубого топлива» в ущерб собственным экономическим интересам. Вместе с тем, газовые мощности (добычи, обработки, транспортировки) ближневосточных стран также ограничены, определённая часть имеющихся газовых поставок уже законтрактована для Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому противоречия, связанные с разделением рынков сбыта, представляются маловероятными. Кроме того, между Ближним Востоком и Россией наблюдается устойчивый энергетический диалог в рамках международных площадок - нефтяной ОПЕК и газового ФСЭГ.
Наконец, важным представляется то, что страны региона не политизируют газовые отношения с «Газпромом» и Россией, что подтверждает поведение КСА, Катара, ОАЭ, Турции, Сирии, Ирана, Ирака в контексте сложившейся конъюнктуры - они отказались присоединиться к антироссийским санкциям.
В контексте всех произошедших изменений в мировых энергетических процессах самым актуальным видится развитие СПГ-технологий и проектов. СПГ-отрасль стала самой перспективной и востребованной в 2022 году. Именно этот фактор может стать сближающим для государств-экспортёров газа в координации деятельности национальных газовых корпораций. Представляется, что регион Ближнего Востока может стать будущим командным центром всей мировой газовой отрасли. Координация деятельности стран региона с «Газпромом» в продолжение традиционного нефтяного партнёрства позволит создать ключевой газовый блок качественно нового формата, а также ещё сильнее укрепить политические связи России и ближневосточных государств.
В заключении необходимо отметить, что российский газовый концерн «Газпром» открыт к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными регионами. Компания действительно является внушительной и влиятельной мировой силой, которая может гарантировать своевременные, качественные «энергетические услуги». Любые действия концерна влияют на энергетический баланс всего мира, а сам «Газпром» является авторитетным актором, формирующим мировую энергетическую повестку.
1. Алексей Миллер и Посол Ирана в России Казем Джалали обсудили
вопросы энергетического сотрудничества // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/press/news/2023/february/article561920/ (дата
обращения: 24.04.2023).
2. Алексей Миллер и Эмир Катара Хамад Бен Халиф Аль-Тани обсудили
тенденции развития мирового рынка энергоресурсов // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/press/news/2010/november/article105031/ (дата
обращения: 06.03.2023).
3. Алексей Миллер подвел предварительные итоги работы «Газпрома» в
2022 году // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/miller-journal/2022/547223/ (дата
обращения: 03.05.2023).
4. В Катаре торжественно открыт офис Представительства «Газпрома» //
Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https: //www.gazprom.ru/press/news/2013/february/article155916/ (дата
обращения: 06.03.2023).
5. Выступление Алексея Миллера на конференции «Европа и Евразия: на пути к новой модели энергобезопасности» // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/miller-journal/2015/223594/ (дата обращения: 03.03.2023).
6. Выступление Алексея Миллера на панельной сессии «Мировой рынок нефти и газа сегодня и завтра» Петербургского международного экономического форума — 2022 // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/miller-journal/2022/185333/(дата обращения: 18.04.2023).
7. Выступление Алексея Миллера на Петербургском международном экономическом форуме — 2014 // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/miller-journal/2014/191745/(дата обращения: 17.03.2023).
8. Выступление на торжественном вечере, посвящённом 15-летию «Газпрома» // Сайт Президента РФ [электронный ресурс]. - URL.: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meetings/24830(дата обращения: 24.02.2023).
9. Г азпром нефть и Saudi Aramco подписали меморандум о сотрудничестве // Пресс-центр «Газпромнефти» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/gazprom-neft-i-saudi-aramco-podpisali-memorandum-o-sotrudnichestve/ (дата обращения: 22.02.2023).
10. «Газпром нефть» будет развивать «зеленые» проекты в составе Ассоциации развития возобновляемой энергетики // Пресс-центр «Газпромнефть» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom- neft.ru/press- center/news/gazprom_neft_budet_razvivat_zelenye_proekty_v_sostave_assotsiatsii_razvitiya_vozobnovlyaemoy_energet/ (дата обращения: 03.05.2023).
11. «Г азпром нефть» ввела в промышленную эксплуатацию газовый завод
на месторождении Бадра в Ираке // Пресс-центр «Газпром нефть» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom-neft.ru/press-
center/news/gazprom-neft-vvela-v-promyshlennuyu-ekspluatatsiyu-gazovyy-zavod-na-mestorozhdenii-badra-v-irake/ (дата обращения: 24.04.2023).
12. «Г азпром нефть» завершила процесс по приобретению 51 % акций NIS // Сайт «Газпромнефти» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom- neft.ru/press-center/news/quot-gazprom-neft-quot-zavershila-protsess-po- priobreteniyu-51-aktsiy-nis/(дата обращения: 03.05.2023).
13. «Газпром нефть» на треть увеличила добычу в Иракском Курдистане // Пресс-центр «Газпром нефть» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/gazprom_neft_na_tret_uvelichila_dobychu_v_irakskom_kurdistane/(дата обращения: 24.04.2023).
14. «Газпром» и NIOC подписали Меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/2022/july/article554979/(дата обращения: 23.04.2023).
15. «Газпром» и Кувейт обсуждают варианты взаимодействия, включая поставки СПГ // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/2014/march/article186929/ (дата обращения: 18.03.2023).
16. «Газпром» продолжает активно развивать газовую промышленность на Востоке России // пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/2023/april/article563467/ (дата обращения: 01.05.2023).
17. Годовой отчёт ПАО «Газпром» за 2021 год // сайт «Газпрома»
[электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/f/posts/57/982072/gazprom-annual-report-2021-ru.pdf(дата обращения: 18.03.2023).
18. Голубой поток. Поставки российского природного газа в Турцию // сайт
«Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/projects/blue-stream/ (дата обращения: 15.03.2023).
19. Турецкий поток. Экспорт газа в Турцию, Южную и Юго-Восточную Европу // сайт «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/projects/turk-stream/ (дата обращения: 16.03.2023).
20. Действующие антироссийские санкции препятствуют успешному разрешению ситуации с транспортировкой и ремонтом газотурбинных двигателей Siemens для компрессорной станции «Портовая», обеспечивающей подачу газа европейским потребителям по газопроводу «Северный поток» // Газпром - Telegram [электронный ресурс]. - URL.: https://t.me/gazprom/844(дата обращения: 19.04.2023).
21. Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г.
// сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском союзе [электронный ресурс]. - URL.:
https://russiaeu.ru/sites/default/files/user/Roadmap%20Russia-EU%20Energy%20Cooperation%20until%202050_Rus.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
22. Запасы газа и нефти // сайт «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/about/production/reserves/ (дата обращения:
24.02.2023); Северный поток». Газопровод, напрямую соединивший Россию и Европу // сайт «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/projects/nord-stream/ (дата обращения: 26.02.2023).
23. Запущен в работу первый в Республике Татарстан комплекс по
малотоннажному производству сжиженного природного газа // сайт «Газпром СПГ технологии» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gspgt.ru/tpost/zapushhen-v-rabotu-pervyj-v-respublike-tatarstan-kompleks-po-malotonnazhnomu-proizvodstvu-szhizhennogo-prirodnogo-gaza/(дата обращения: 01.05.2023).
24. Знакомьтесь: ОАО «Газпромэкспорт» // Отчёт о деятельности (сайт
«Газпромэкспорта») [электронный ресурс]. - URL.:
http://www.gazpromexport.com/files/gpe_ru757378.pdf (дата обращения:
25.02.2023).
25. Куприянов С., официальный представитель «Газпрома»: Что касается дальнего зарубежья. Польша, после отказа от приобретения российского газа за рубли, стала получать российский газ через физический реверс по газопроводу «Ямал - Европа» от Г ермании, «Г азпром» ранее сообщал об этом. // Газпром - Telegram [электронный ресурс]. - URL.: https://t.me/gazprom/726(дата обращения: 22.04.2023).
26. Об итогах визита делегации ПАО «Газпром» в Иран // Пресс-центр
«Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/press/news/2023/february/article561975/ (дата
обращения: 24.04.2023).
27. Об итогах трехсторонней встречи делегаций «Газпрома», Ирана и Катара // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/2008/october/article56774/ (дата обращения: 07.03.2023).
28. Об участии ОАО «Газпром» в конференции «Энергетический диалог
Россия - Европейский союз: газовый аспект» // пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/press/news/2008/may/article56576/ (дата обращения: 01.03.2023).
29. Обобщающий доклад (представлен министром энергетики РФ Сергеем
Шматко). Энергетический диалог Россия-ЕС 2000-2010: Возможности для нашего будущего партнёрства в области энергетики // сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском союзе [электронный ресурс]. - URL.:
https://russiaeu.mid.ru/upload/iblock/c26/c261ac531b16d04747ba2a53d5087f20.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
30. Открывая новые горизонты: ESG повестка в Азиатско-тихоокеанском
регионе и на Ближнем Востоке» (исследование Kept по заказу ESG Альянса). [электронный ресурс]. - URL.:
https://drive.google. com/file/d/187xmaVRT fI6uObLEHCX00VryECeFByZj/view(дата обращения: 23.04.2023).
31. Открыт пусковой комплекс по 2 и 3 фазам развития месторождения
«Южный Парс» // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/2003/february/article54263/ (дата
обращения: 12.03.2023).
32. Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов: «В соответствии с Указом Президента РФ введены санкции в отношении ряда зарубежных компаний. // Газпром - Telegram [электронный ресурс]. - URL.: https://t.me/gazprom/729 (дата обращения: 19.04.2023).
33. Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства
(утв. Президентом РФ 26.03.2022 N Пр-547) // сайт Президента РФ
[электронный ресурс]. - URL.:
http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/68072 (дата обращения:
20.04.2023).
34. Подписан пакет документов для продолжения транзита российского газа
через территорию Украины после 2019 года // пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/press/news/2019/december/article497139/ (дата
обращения: 04.03.2023); Северный поток - 2. Новый экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море // сайт «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/projects/nord-stream2/ (дата
обращения: 05.03.2023).
35. Постановление Правительства РФ № 430-р от 5 марта 2022 года // сайт Правительства РФ [электронный ресурс]. - URL.: http://government.ru/docs/(дата обращения: 20.04.2023).
36. Правление «Газпрома» рассмотрело ход реализации проекта «Южный Парс» // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/2003/june/article54455/ (дата обращения: 12.03.2023).
37. Развитие бизнеса СПГ // сайт «Газпром экспорт» [электронный ресурс]. - URL.: https://gazpromexport.com/strategy/lng/ (дата обращения: 01.05.2023).
38. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 г. №
1523-р // сайт Правительства РФ [электронный ресурс]. - URL.:
http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf (дата обращения: 02.02.2023).
39. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.03.2021 г. №
640-р // сайт Правительства России [электронный ресурс]. - URL.:
http://government.ru/docs/41790/ дата обращения: 02.05.2023).
40. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 г. №
1234-р // сайт Правительства РФ [электронный ресурс]. - URL.:
http://government.ru/docs/all/46465/ (дата обращения: 02.02.2023).
41. Российский газ надежно экспортируется в Турцию по газопроводам
«Голубой поток» и «Турецкий поток» // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/press/news/2022/june/article553840/ (дата обращения: 23.04.2023).
42. С 1 января 2021 года «Г азпром» начал поставки газа в Сербию по новому
маршруту // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www. gazprom.ru/press/news/2021/january/article521929/ (дата
обращения: 03.05.2023).
43. С начала года поставки газа «Газпрома» в Боснию и Герцеговину выросли на 55,5% // Пресс-центр «Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.: https://www.gazprom.ru/press/news/2022/june/article553815/ (дата обращения: 03.05.2023).
44. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [электронный ресурс]. - URL.: https://docs.cntd.ru/document/8318672 (дата обращения: 15.03.2023).
45. Состоялся визит делегации ОАО «Газпром» в Катар // Пресс-центр
«Газпрома» [электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/press/news/2010/april/article97460/ (дата обращения: 07.03.2023).
46. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» // сайт Президента РФ [электронный ресурс]. - URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/21246 (дата обращения: 04.03.2023).
47. Указ Президента Российской Федерации от 27.12.2022 № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» // сайт Президента РФ [электронный ресурс]. - URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48728 (дата обращения: 20.04.2023).
48. Указ Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 года № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» // сайт Президента РФ [электронный ресурс]. - URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47802 (дата обращения: 19.04.2023).
49. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // сайт Министерства энергетики РФ [электронный ресурс]. - URL.: https://minenergo.gov.ru/node/15357 (дата обращения: 02.02.2023).
50. Энергосбережение и энергоэффективность // сайт «Газпрома»
[электронный ресурс]. - URL.:
https://www.gazprom.ru/sustainability/environmental-protection/energy-conservation/ (дата обращения: 03.05.2023).
51. An Energy Policy for Europe: Communication from the Commission to the
European Council and the European Parliament // EUR-Lex (an official website of the EU) [electronic resource]. - URL.: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A52014DC0330 (date of access: 08.02.2023).
52. Antitrust: Commission sends Statement of Objections to Gazprom for alleged abuse of dominance on Central and Eastern European gas supply markets // Press release of the European Commission [electronic resource]. - URL.: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_15_4828 (date of access: 03.03.2023).
53. Council Regulation (EU) 2022/1369 of 5 August 2022 on coordinated
demand-reduction measures for gas // EUR-Lex (an official website of the EU) [electronic resource]. - URL.: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32022R1369&qid=1682756565158 (date of access: 19.04.2023).
54. Council Regulation (EU) 2022/1854 on an emergency intervention to address high energy prices // EUR-Lex (an official website of the EU) [electronic resource].
- URL.: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/LSU/?uri=CELEX:32022R1854 (date of access: 19.04.2023).
55. Energy 2020. A strategy for competitive, sustainable and secure energy:
Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: Doc. COM (2010) 639 final. Brussels, 10.11.2010 // EUR-Lex (an official website of the EU) [electronic resource]. - URL.: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/HTML/?uri=LEGISSUM:en0024 (date of access: 25.01.2023).
56. Energy Union. New impetus for coordination and integration of energy policies in the EU // A website of the European Parliament [electronic resource]. - URL.:
https: //www.europarl .europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2015/551310/EPRS_BRI%282015%29551310_EN.pdf (date of access: 09.02.2023).
57. EU Energy Platform // A website of the European Commission [electronic resource]. - URL.: https://energy.ec.europa.eu/topics/energy-security/eu-energy-platform_en (date of access: 19.04.2023).
58. EU external energy engagement in a changing world // EUR-Lex (an official website of the EU) [electronic resource]. - URL.: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=JOIN%3A2022%3A23%3AFIN&qid=1653033264976 (date of access: 19.04.2023).
59. European Council conclusions, 15 December 2022 // The Diplomatic Service of the European Union [electronic resource]. - URL.: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/12/15/european-council-conclusions- 15-december-2022/?utm_source=dsms-auto&utm_medium=email&utm_campaign=European%20Council%20conclusions%2C%2015%20December%202022 (date of access: 19.04.2023).
60. European security strategy // EUR-Lex (an official website of the EU)
[electronic resource]. - URL.: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/HTML/?uri=LEGISSUM:r00004&from=EN (date of access: 08.02.2023).
61. GECF Global Gas Outlook 2050’s fifth edition unveiled // A website of Gas Exporting Countries Forum (GECF) [electronic resource]. - URL.: https://www.gecf.org/events/gecf-global-gas-outlook-2050’s-fifth-edition- unveiled- (date of access: 21.02.2023).
62. Jafurah: the jewel of our unconventional gas program // A website of ARAMCO (Saudi Arabian Oil Co.) [electronic resource]. - URL.: https://www.aramco.com/en/magazine/elements/2022/jafurah-the-jewel-of-our-unconventional-gas-program (date of access: 22.02.2023).
63. Jones D. European Electricity Review 2023 // Ember [electronic resource]. -
URL.: https://ember-climate.org/insights/research/european-electricity-review-
2023/ (date of access: 21.04.2023).
64. LNG: a cleaner source of energy // A website of QatarEnergy [electronic
resource]. - URL.:
https://www.qatarenergy.qa/en/WhoWeAre/Pages/WhatIsLNG.aspx (date of access: 26.04.2023).
65. Memorandum of understanding on cooperation related to trade, transport, and export of natural gas to the European Union between the European Union, the Arab Republic of Egypt and the state of Israel // A website of the European Commission [electronic resource]. - URL.: https://energy.ec.europa.eu/system/files/2022-06/MoU%20EU%20Egypt%20Israel.pdf (date of access: 21.04.2023).
66. North field // A website of Qatargaz [electronic resource]. - URL.: https://www.qatargas.com/english/aboutus/north-field (date of access: 21.02.2023).
67. Qatargas historic milestones // A website of Qatargaz [electronic resource]. -
URL.: https://www.qatargas.com/english/aboutus/history (date of access:
21.02.2023).
68. Questions and Answers on the eighth package of restrictive measures against Russia // Press release oh the European Commission [electronic resource]. - URL.: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_22_5990 (date of access: 19.04.2023).
69. Renewables 2022. Analysis and forecast to 2027 // International energy
agency [electronic resource]. - URL.:
https://iea.blob.core.windows.net/assets/ada7af90-e280-46c4-a577-df2e4fb44254/Renewables2022.pdf (date of access: 21.04.2023).
70. REPowerEU: affordable, secure and sustainable energy for Europe // A website of the European Commission [electronic resource]. - URL.: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/european-green-deal/repowereu-affordable-secure-and-sustainable-energy-europe_en (date of access: 05.04.2023).
71. Russia's war on Ukraine: EU adopts sixth package of sanctions against Russia // Press release of the European Commission [electronic resource]. - URL.: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_2802 (date of access: 19.04.2023).
72. Statement of OAO «Gazprom» with respect to the adoption of «statement of objections» by the European Commission under the antitrust investigation // «Gazprom» - press release [electronic resource]. - URL.: https://www.gazprom.com/press/news/2015/april/article224444/ (date of access: 03.03.2023).
73. Statistical Review of World Energy 2021 | 70th edition // «Statistical Review
of World Energy» [electronic resource]. - URL.:
https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf (date of access: 03.04.2023).
74. The Energy Charter Treaty // A website of the International Energy Charter [electronic resource]. - URL.: https://www.energycharter.org/process/energy-charter-treaty-1994/energy-charter-treaty/ (date of access: 03.02.2023).
75. The Recovery and Resilience Facility // A website of the European Commission [electronic resource]. - URL.: https://commission.europa.eu/business-economy-euro/economic-recovery/recovery-and-resilience-facility_en (date of access: 05.04.2023).
76. Third energy package // A website of the European Union [electronic
resource]. - URL.: https://energy.ec.europa.eu/topics/markets-and-
consumers/market-legislation/third-energy-package_en (date of access: 07.02.2023)
77. Treaty establishing Energy Community // A website of the Energy
Community [electronic resource]. - URL.: https://www.energy-
community.org/legal/treaty.html (date of access: 08.02.2023).
78. Treaty establishing the European Atomic Energy Community (Euratom) // EUR-Lex (an official website of the EU) [electronic resource]. - URL.: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/treaty-establishing-the-european-atomic-energy-community-euratom.html (дата обращения: 03.02.2023).
79. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 // EUR- Lex (an official website of the EU) [electronic resource]. - URL.: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A12007L%2FTXT (date of access: 08.02.2023).
80. Treaty of Maastricht on European Union // EUR-Lex (an official website of the EU) [electronic resource]. - URL.: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/treaty-of-maastricht-on-european-union.html (date of access: 07.02.2023).
81. Ukraine: EU agrees fifth package of restrictive measures against Russia // Press release of the European Commission [electronic resource]. - URL.: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_2332 (date of access: 19.04.2023).