Влияние российских газовых корпораций на энергетическую политику Европейского Союза и стран Ближнего Востока: перспективы сотрудничества и трансформация повестки
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли и места российских газовых корпораций в энергетической политике стран Европейского Союза и Ближнего Востока 18
1.1 Теоретические подходы к изучению газовых корпораций как
политических акторов 18
1.2. Особенности энергетической политики Европейского Союза и государств Ближнего Востока 29
1.3 Значение российских газовых корпораций в энергоструктуре стран
Европейского Союза и Ближнего Востока 54
Глава 2. Анализ влияния российских газовых корпораций на энергетическую повестку стран Европейского Союза и Ближнего Востока 83
2.1 Трансформация энергетической повестки стран Европейского Союза . 83
2.2 Перспективы сотрудничества российских газовых корпораций в странах
Ближнего Востока 108
2.3 Проблемы и перспективы развития и международного влияния
российских газовых корпораций в условиях изменения глобальной энергетической повестки 119
Заключение 132
Список использованных источников и литературы 135
Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли и места российских газовых корпораций в энергетической политике стран Европейского Союза и Ближнего Востока 18
1.1 Теоретические подходы к изучению газовых корпораций как
политических акторов 18
1.2. Особенности энергетической политики Европейского Союза и государств Ближнего Востока 29
1.3 Значение российских газовых корпораций в энергоструктуре стран
Европейского Союза и Ближнего Востока 54
Глава 2. Анализ влияния российских газовых корпораций на энергетическую повестку стран Европейского Союза и Ближнего Востока 83
2.1 Трансформация энергетической повестки стран Европейского Союза . 83
2.2 Перспективы сотрудничества российских газовых корпораций в странах
Ближнего Востока 108
2.3 Проблемы и перспективы развития и международного влияния
российских газовых корпораций в условиях изменения глобальной энергетической повестки 119
Заключение 132
Список использованных источников и литературы 135
Постановка проблемы. Произошедшая в 21 веке трансформация мировой энергетической системы вызвала реакцию каждого региона. Произошло упрочение ранее существовавшего раскола между государствами- экспортёрами и странами-импортёрами. Слом энергетических связей, закладывавшихся и развивавшихся в течение многих десятилетий, требует глубокой экспертизы и решительных действий со стороны российских газовых корпораций, которые сейчас оказались в авангарде политических событий. Более того, сами газовые корпорации превратились в полноценные политические субъекты, с действиями которых вынуждены считаться национальные государства и даже наднациональные объединения. Без газовых корпораций мировой политический диалог более не представляется возможным. Данные обстоятельства обусловили выбор темы для написания исследовательской работы.
Актуальность исследования объясняется следующими факторами:
Во-первых, энергетика всегда являлась наиболее политизированной областью экономики. В течение последних нескольких лет геополитический фактор стал всё более существенно отражаться на мировой энергетической стабильности. Это влияние по большей части носит негативный характер, учреждая политические приоритеты выше принципов экономической прагматичности и целесообразности.
Во-вторых, в 21 веке наблюдается интенсификация борьбы за мировые энергетические ресурсы. Все государства, обладающие энергетическими ресурсами, либо самостоятельно, либо в лице своих энергетических ТНК, априори вынужденно становятся участниками геополитической игры. Особую роль здесь приобретает регион Ближнего Востока, в первую очередь, как территория с колоссальным запасом энергетического сырья, а также как потенциальное пространство для проведения газотранспортных магистралей в другие регионы, нуждающиеся в энергоресурсах.
В-третьих, событийный 2022 год наиболее болезненно отразился именно на российской энергетической отрасли, поскольку беспрецедентное санкционное давление со стороны Европейского Союза и стран Большой семёрки было нацелено в первую очередь на российские энергоресурсы.
Наконец, сам топливно-энергетический комплекс России сейчас нуждается в усовершенствовании методов своей деятельности, более глубоком прорабатывании механизмов реагирования на возникающие политические риски. С одной стороны, перед газовой отраслью открываются новые возможности и новые рынки, происходит своеобразная «проверка на прочность», позволяющая укрепить отношения с теми государствами, которые выбрали самостоятельный путь развития и не поддержали санкционное давление. С другой стороны, разрыв прежних энергетических отношений и потеря традиционных рынков сбыта ведёт к экономическим и репутационным издержкам газовых корпораций. Особую значимость приобретает вопрос энергетической независимости России.
Для исследования был выбран российский газовый концерн «Газпром» - вертикально интегрированная корпорация, которая осуществляет полный цикл работы с газом и нефтью. Уникальность ПАО «Газпром» заключается в том, что он является совместным проектом государства и частного бизнеса, воплощая своим примером успешность в координации действий такого тандема. Наконец, именно «Газпром», являясь структурообразующим звеном российского топливно-энергетического комплекса, в определённой степени выступает инструментом имплементации внешней политики России и гарантом её стабильности и безопасности. Поэтому любые действия концерна на международной арене наделены большей политической правомерностью и легитимностью, отражая политические амбиции России в целом.
Необходимо подчеркнуть, что на настоящий момент «Газпром» - одна из немногих российских компаний, которые присутствуют практически во всех странах мира, территории которых представляют для них интерес. Деятельность «Газпрома» играет важную роль в реализации всей энергетической стратегии России и позволяет Правительству страны реализовывать большое количество национальных проектов и инициатив на международном уровне. При этом важно отметить, что зачастую именно «энергетическая карта» используется в качестве политического давления на оппонентов.
Интересным представляется проследить влияние «Газпрома» на энергетические процессы объединённой Европы и государств Востока, поскольку эти два региона традиционно противостояли друг другу, будучи импортёрами и экспортёрами соответственно. Можно с уверенностью сказать, что события начала третьей декады 21 века закладывают фундамент для будущей мировой энергетической системы качественно нового формата. И именно действия «Газпрома» являются одной из доминант происходящей энергетической трансформации.
В связи со всеми обозначенными выше причинами крайне необходимым видится проведение объективного и комплексного анализа деятельности российского газового концерна «Газпром» на европейских и ближневосточных энергетических рынках.
Объектом исследования является энергетическая политика Российской Федерации в отношении государств Европейского Союза и Ближнего Востока.
Предметом исследования выступает политическая деятельность российского газового концерна «Газпром» на европейских и ближневосточных энергетических рынках в условиях усиления политических и экономических санкционных рисков.
Цель научного исследования - определить степень влияния российского газового концерна «Газпром» на энергетическую политику государств Европейского Союза и Ближнего Востока.
Исходя из поставленной цели были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать историю становления транснациональных газовых корпораций как субъектов политического процесса и определить их место в новой геополитической реальности 21 века;
2. Изучить становление общей энергетической стратегии Европейского Союза и стран Ближнего Востока;
3. Выявить значение «Газпрома» в энергетической структуре Европейского Союза и государств Ближнего Востока;
4. Рассмотреть трансформацию энергетической повестки государств Европейского Союза после февраля 2022 года;
5. Исследовать потенциальные перспективы сотрудничества «Газпрома» с ближневосточными государствами;
6. Охарактеризировать основные сценарии развития для российского газового концерна «Газпром».
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 года по 2022 год, где нижняя граница исследования - 2000 год - объясняется тем, что именно тогда с принятием первой Энергетической стратегии России на период до 2020 года фактически начали закладываться основные принципы российской энергетической политики; верхняя граница исследования - 2022 год - обусловлена проведением специальной военной операции России на Украине, что вызвало трансформацию существующей энергетической системы. Для проведения более углублённого исследования заявленной проблематики есть необходимость обратиться к более ранним периодам.
Географические рамки исследования включают в себя два региона - территории Европейского Союза и Ближнего Востока. Данный выбор обусловлен намерением продемонстрировать региональные различия в подходах газовой стратегии «Газпрома», что позволяет провести всесторонний и комплексный анализ влияния концерна на энергетическую политику государств-представителей различных регионов. В необходимых случаях исследование выходит за обозначенные географические рамки.
Степень изученности.
Следует признать, что данная проблематика ввиду её особой изменчивости и неустойчивости происходящих событий в течение последних лет является малоисследованной. Тем не менее актуальность этой темы обуславливает пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Огромное внимание развитию GR-связей между государством и бизнесом уделяется в работах Л.В. Сморгунова.
Роль бизнес-ассоциаций в качестве посредников в политической деятельности затрагивают А.Ю. Зудин, A.A. Яковлев, В.В. Голикова, А.А. Прохорова.
А.И. Соловьев считает взаимодействие государства с бизнесом в качестве одного из факторов выработки государственной политики.
Российский исследователь А.И. Швед в своих исследованиях отражает специфику взаимодействия государства и нефтегазового сектора, даёт рекомендации по выстраиванию качественного диалога сторон в этой области. Автор характеризует основные причины укрепления позиций крупнейших российских энергетических корпораций (таких как «Газпром», «Роснефть») на протяжении 21 века.
Е.М. Чуку в своих работах проводит анализ формирования и развития транснациональных корпораций как полноценных политических субъектов международных отношений.
Перспективы энергетической стратегии России исследовали В.В. Бушуев и А.А. Макаров. В своей монографии авторы проводят комплексный анализ энергетических возможностей России, а также ставят вопрос о необходимых условиях для будущего развития российского ТЭК.
Вследствие усиления борьбы за энергетические ресурсы чрезвычайно важной представляется изучение энергетической дипломатии. Теоретические аспекты столпов энергетической дипломатии описывает С.З. Жизнин.
Большое внимание в российской историографии также уделено позиционированию Европейского Союза и развитию его энергетической политики. Энергетический аспект деятельности ЕС описывается в работах Н.Ю. Кавешникова, И.Г. Пашковской и И.В. Гудкова.
Комплексные исследования политики ближневосточных государств провели Е.М. Примаков, Н.Н. Наумкин.
Энергетическую политику ближневосточных государств изучает российский востоковед и эксперт Института Ближнего Востока Т.А. Шмелева.
Кроме того, для наиболее глубокого погружения в проблематику автором изучались труды, посвящённые значимости природного газа в международных отношениях - данный вопрос затрагивают исследования И.И. Мазура, М. Майорец, К. Симонова, А.Г. Олейнова .
Видится уместным провести дифференциацию работ зарубежных исследователей по региональному принципу - в качестве первой группы общий западный блок европейской и американской историографии и отдельным пунктом - ближневосточную историографию.
Аспекты влияния глобализационных процессов на развитие транснациональных газовых корпораций отражены в работах зарубежных авторов - Р. Кеохейна, Г. Киссенджера, Дж. Стиглица.
В качестве одних из основополагающих трудов, раскрывающих специфику политизированности энергетической политики государств, в магистерском исследовании использовались работы Д.Ергина.
С. О'Салливан размышляет о существующих политических рисках для глобальных энергетических ТНК.
Интересными представляются работы сотрудника Rand-Corporation А. Голдтау, который ставит прямой вопрос о наличии «диктата «Газпрома» в Европе», а также о возможностях возрождающейся России как энергетической сверхдержавы.
Среди учёных, занимающихся изучением энергетической политики ЕС в контексте «треугольника отношений» между ЕС, РФ и Украиной можно выделить Ш. Леджервуда, Д. Харриса, Т. Кассира, Дж. Шарплза, Э. Монагана.
Среди исследователей из Ближнего Востока энергетической проблематикой занимаются арабские специалисты Юсеф Абу Бакр и Хуссейн Г амаль Абу Бакр, которые рассматривают ближневосточную политику через призму отношений стран региона с Россией и США .
Кроме того, значимую часть от имеющихся аналитических работ составляют публикационные материалы на специализированных интернет- ресурсах, таких как новостной портал о ТЭК России и мира «Neftegas.ru», информационный центр для профессионалов энергетического комплекса «ИнфоТЭК», научно-аналитические журналы «Геоэкономика энергетики» и «Энергетическая политика».
Таким образом, в современной историографии имеется ряд работ, описывающих динамику отношений нефтегазового сектора и органов государственной власти, а также деятельность российских газовых корпораций на международной арене, однако они, как правило, хронологически ограничены 2020 годом. Кроме того, наблюдаются диаметрально противоположные позиции во взглядах именно на российский ТЭК среди отечественных и зарубежных исследователей, что объясняется абсолютной разностью в подходах к международной политике. Совокупность вышеуказанных причин делает вопрос о роли и значимости российских газовых корпораций в международных отношениях проблемным и представляет широкое поле для исследовательской деятельности.
Источниковая база исследования состоит из следующих групп источников:
1. Международные договоры Российской Федерации ;
2. Нормативно-правовые документы Российской Федерации по регулированию энергетической политики, представленные на сайте Правительства РФ, Министерства энергетики РФ, Президента РФ ;
3. Делопроизводственная документация (отчётность, материалы пресс- релизов) размещенная на официальных сайтах российских газовых корпораций ;
документация международных и региональных организаций* ;
5. Документально-правовая основа общей энергетической политики Европейского Союза ;
6. Регулятивные документы и материалы с официальных сайтов газовых компаний государств Ближнего Востока ;
7. Записи выступлений политических деятелей, опубликованные в материалах периодической печати* ;
8. Статистические данные .
Основу методологии исследования магистерской работы составили теоретические положения современной политологии, истории, а также теории международных отношений и ряд концептуальных основ мировой экономики.
Исходя из поставленной цели исследовательской работы, в качестве основной методологии для исследования был выбран неокорпоративистский подход, так как именно он позволяет наиболее полно выявить закономерности и особенности современного взаимодействия между государством и бизнесом. Актуальность использования именно неокорпоративистского подхода в исследовании обусловлена возрастающей ролью «Газпрома», который вовлечен в реализацию политической линии государства.
Исходя из методологии были выбраны следующие методы исследования. В процессе написания работы активно использовались общенаучные методы (такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, описание и др.). Применение данных методов позволило изучить политические явления и процессы, в которых активным актором выступали российские газовые ТНК и, в первую очередь, ПАО «Газпром».
Помимо этого, применялись такие методы как исторический, сравнительный и системный. Совокупность методов позволила получить наиболее полное представление о роли «Газпрома» в продвижении интересов России на мировой арене, в частности, в европейском и ближневосточном регионах.
Новизна работы заключается в проведении всестороннего анализа уровня энергетических отношений между «Газпромом» и рядом европейских и ближневосточных государств на протяжении 21 века.
Научно-практическая значимость исследования состоит в комплексном изучении механизма действий и последствий деятельности российского газового концерна «Газпром» как одного из ключевых акторов международных энергетических отношений, в результате чего станет возможным обосновать ряд авторских предложений по усовершенствованию энергетической политики России в новой политической реальности.
Структура исследования включает в себя введение, основную часть, которая состоит из 2 глав (каждая по 3 параграфа) заключение и список использованных источников и литературы.
Актуальность исследования объясняется следующими факторами:
Во-первых, энергетика всегда являлась наиболее политизированной областью экономики. В течение последних нескольких лет геополитический фактор стал всё более существенно отражаться на мировой энергетической стабильности. Это влияние по большей части носит негативный характер, учреждая политические приоритеты выше принципов экономической прагматичности и целесообразности.
Во-вторых, в 21 веке наблюдается интенсификация борьбы за мировые энергетические ресурсы. Все государства, обладающие энергетическими ресурсами, либо самостоятельно, либо в лице своих энергетических ТНК, априори вынужденно становятся участниками геополитической игры. Особую роль здесь приобретает регион Ближнего Востока, в первую очередь, как территория с колоссальным запасом энергетического сырья, а также как потенциальное пространство для проведения газотранспортных магистралей в другие регионы, нуждающиеся в энергоресурсах.
В-третьих, событийный 2022 год наиболее болезненно отразился именно на российской энергетической отрасли, поскольку беспрецедентное санкционное давление со стороны Европейского Союза и стран Большой семёрки было нацелено в первую очередь на российские энергоресурсы.
Наконец, сам топливно-энергетический комплекс России сейчас нуждается в усовершенствовании методов своей деятельности, более глубоком прорабатывании механизмов реагирования на возникающие политические риски. С одной стороны, перед газовой отраслью открываются новые возможности и новые рынки, происходит своеобразная «проверка на прочность», позволяющая укрепить отношения с теми государствами, которые выбрали самостоятельный путь развития и не поддержали санкционное давление. С другой стороны, разрыв прежних энергетических отношений и потеря традиционных рынков сбыта ведёт к экономическим и репутационным издержкам газовых корпораций. Особую значимость приобретает вопрос энергетической независимости России.
Для исследования был выбран российский газовый концерн «Газпром» - вертикально интегрированная корпорация, которая осуществляет полный цикл работы с газом и нефтью. Уникальность ПАО «Газпром» заключается в том, что он является совместным проектом государства и частного бизнеса, воплощая своим примером успешность в координации действий такого тандема. Наконец, именно «Газпром», являясь структурообразующим звеном российского топливно-энергетического комплекса, в определённой степени выступает инструментом имплементации внешней политики России и гарантом её стабильности и безопасности. Поэтому любые действия концерна на международной арене наделены большей политической правомерностью и легитимностью, отражая политические амбиции России в целом.
Необходимо подчеркнуть, что на настоящий момент «Газпром» - одна из немногих российских компаний, которые присутствуют практически во всех странах мира, территории которых представляют для них интерес. Деятельность «Газпрома» играет важную роль в реализации всей энергетической стратегии России и позволяет Правительству страны реализовывать большое количество национальных проектов и инициатив на международном уровне. При этом важно отметить, что зачастую именно «энергетическая карта» используется в качестве политического давления на оппонентов.
Интересным представляется проследить влияние «Газпрома» на энергетические процессы объединённой Европы и государств Востока, поскольку эти два региона традиционно противостояли друг другу, будучи импортёрами и экспортёрами соответственно. Можно с уверенностью сказать, что события начала третьей декады 21 века закладывают фундамент для будущей мировой энергетической системы качественно нового формата. И именно действия «Газпрома» являются одной из доминант происходящей энергетической трансформации.
В связи со всеми обозначенными выше причинами крайне необходимым видится проведение объективного и комплексного анализа деятельности российского газового концерна «Газпром» на европейских и ближневосточных энергетических рынках.
Объектом исследования является энергетическая политика Российской Федерации в отношении государств Европейского Союза и Ближнего Востока.
Предметом исследования выступает политическая деятельность российского газового концерна «Газпром» на европейских и ближневосточных энергетических рынках в условиях усиления политических и экономических санкционных рисков.
Цель научного исследования - определить степень влияния российского газового концерна «Газпром» на энергетическую политику государств Европейского Союза и Ближнего Востока.
Исходя из поставленной цели были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать историю становления транснациональных газовых корпораций как субъектов политического процесса и определить их место в новой геополитической реальности 21 века;
2. Изучить становление общей энергетической стратегии Европейского Союза и стран Ближнего Востока;
3. Выявить значение «Газпрома» в энергетической структуре Европейского Союза и государств Ближнего Востока;
4. Рассмотреть трансформацию энергетической повестки государств Европейского Союза после февраля 2022 года;
5. Исследовать потенциальные перспективы сотрудничества «Газпрома» с ближневосточными государствами;
6. Охарактеризировать основные сценарии развития для российского газового концерна «Газпром».
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 года по 2022 год, где нижняя граница исследования - 2000 год - объясняется тем, что именно тогда с принятием первой Энергетической стратегии России на период до 2020 года фактически начали закладываться основные принципы российской энергетической политики; верхняя граница исследования - 2022 год - обусловлена проведением специальной военной операции России на Украине, что вызвало трансформацию существующей энергетической системы. Для проведения более углублённого исследования заявленной проблематики есть необходимость обратиться к более ранним периодам.
Географические рамки исследования включают в себя два региона - территории Европейского Союза и Ближнего Востока. Данный выбор обусловлен намерением продемонстрировать региональные различия в подходах газовой стратегии «Газпрома», что позволяет провести всесторонний и комплексный анализ влияния концерна на энергетическую политику государств-представителей различных регионов. В необходимых случаях исследование выходит за обозначенные географические рамки.
Степень изученности.
Следует признать, что данная проблематика ввиду её особой изменчивости и неустойчивости происходящих событий в течение последних лет является малоисследованной. Тем не менее актуальность этой темы обуславливает пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Огромное внимание развитию GR-связей между государством и бизнесом уделяется в работах Л.В. Сморгунова.
Роль бизнес-ассоциаций в качестве посредников в политической деятельности затрагивают А.Ю. Зудин, A.A. Яковлев, В.В. Голикова, А.А. Прохорова.
А.И. Соловьев считает взаимодействие государства с бизнесом в качестве одного из факторов выработки государственной политики.
Российский исследователь А.И. Швед в своих исследованиях отражает специфику взаимодействия государства и нефтегазового сектора, даёт рекомендации по выстраиванию качественного диалога сторон в этой области. Автор характеризует основные причины укрепления позиций крупнейших российских энергетических корпораций (таких как «Газпром», «Роснефть») на протяжении 21 века.
Е.М. Чуку в своих работах проводит анализ формирования и развития транснациональных корпораций как полноценных политических субъектов международных отношений.
Перспективы энергетической стратегии России исследовали В.В. Бушуев и А.А. Макаров. В своей монографии авторы проводят комплексный анализ энергетических возможностей России, а также ставят вопрос о необходимых условиях для будущего развития российского ТЭК.
Вследствие усиления борьбы за энергетические ресурсы чрезвычайно важной представляется изучение энергетической дипломатии. Теоретические аспекты столпов энергетической дипломатии описывает С.З. Жизнин.
Большое внимание в российской историографии также уделено позиционированию Европейского Союза и развитию его энергетической политики. Энергетический аспект деятельности ЕС описывается в работах Н.Ю. Кавешникова, И.Г. Пашковской и И.В. Гудкова.
Комплексные исследования политики ближневосточных государств провели Е.М. Примаков, Н.Н. Наумкин.
Энергетическую политику ближневосточных государств изучает российский востоковед и эксперт Института Ближнего Востока Т.А. Шмелева.
Кроме того, для наиболее глубокого погружения в проблематику автором изучались труды, посвящённые значимости природного газа в международных отношениях - данный вопрос затрагивают исследования И.И. Мазура, М. Майорец, К. Симонова, А.Г. Олейнова .
Видится уместным провести дифференциацию работ зарубежных исследователей по региональному принципу - в качестве первой группы общий западный блок европейской и американской историографии и отдельным пунктом - ближневосточную историографию.
Аспекты влияния глобализационных процессов на развитие транснациональных газовых корпораций отражены в работах зарубежных авторов - Р. Кеохейна, Г. Киссенджера, Дж. Стиглица.
В качестве одних из основополагающих трудов, раскрывающих специфику политизированности энергетической политики государств, в магистерском исследовании использовались работы Д.Ергина.
С. О'Салливан размышляет о существующих политических рисках для глобальных энергетических ТНК.
Интересными представляются работы сотрудника Rand-Corporation А. Голдтау, который ставит прямой вопрос о наличии «диктата «Газпрома» в Европе», а также о возможностях возрождающейся России как энергетической сверхдержавы.
Среди учёных, занимающихся изучением энергетической политики ЕС в контексте «треугольника отношений» между ЕС, РФ и Украиной можно выделить Ш. Леджервуда, Д. Харриса, Т. Кассира, Дж. Шарплза, Э. Монагана.
Среди исследователей из Ближнего Востока энергетической проблематикой занимаются арабские специалисты Юсеф Абу Бакр и Хуссейн Г амаль Абу Бакр, которые рассматривают ближневосточную политику через призму отношений стран региона с Россией и США .
Кроме того, значимую часть от имеющихся аналитических работ составляют публикационные материалы на специализированных интернет- ресурсах, таких как новостной портал о ТЭК России и мира «Neftegas.ru», информационный центр для профессионалов энергетического комплекса «ИнфоТЭК», научно-аналитические журналы «Геоэкономика энергетики» и «Энергетическая политика».
Таким образом, в современной историографии имеется ряд работ, описывающих динамику отношений нефтегазового сектора и органов государственной власти, а также деятельность российских газовых корпораций на международной арене, однако они, как правило, хронологически ограничены 2020 годом. Кроме того, наблюдаются диаметрально противоположные позиции во взглядах именно на российский ТЭК среди отечественных и зарубежных исследователей, что объясняется абсолютной разностью в подходах к международной политике. Совокупность вышеуказанных причин делает вопрос о роли и значимости российских газовых корпораций в международных отношениях проблемным и представляет широкое поле для исследовательской деятельности.
Источниковая база исследования состоит из следующих групп источников:
1. Международные договоры Российской Федерации ;
2. Нормативно-правовые документы Российской Федерации по регулированию энергетической политики, представленные на сайте Правительства РФ, Министерства энергетики РФ, Президента РФ ;
3. Делопроизводственная документация (отчётность, материалы пресс- релизов) размещенная на официальных сайтах российских газовых корпораций ;
документация международных и региональных организаций* ;
5. Документально-правовая основа общей энергетической политики Европейского Союза ;
6. Регулятивные документы и материалы с официальных сайтов газовых компаний государств Ближнего Востока ;
7. Записи выступлений политических деятелей, опубликованные в материалах периодической печати* ;
8. Статистические данные .
Основу методологии исследования магистерской работы составили теоретические положения современной политологии, истории, а также теории международных отношений и ряд концептуальных основ мировой экономики.
Исходя из поставленной цели исследовательской работы, в качестве основной методологии для исследования был выбран неокорпоративистский подход, так как именно он позволяет наиболее полно выявить закономерности и особенности современного взаимодействия между государством и бизнесом. Актуальность использования именно неокорпоративистского подхода в исследовании обусловлена возрастающей ролью «Газпрома», который вовлечен в реализацию политической линии государства.
Исходя из методологии были выбраны следующие методы исследования. В процессе написания работы активно использовались общенаучные методы (такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, описание и др.). Применение данных методов позволило изучить политические явления и процессы, в которых активным актором выступали российские газовые ТНК и, в первую очередь, ПАО «Газпром».
Помимо этого, применялись такие методы как исторический, сравнительный и системный. Совокупность методов позволила получить наиболее полное представление о роли «Газпрома» в продвижении интересов России на мировой арене, в частности, в европейском и ближневосточном регионах.
Новизна работы заключается в проведении всестороннего анализа уровня энергетических отношений между «Газпромом» и рядом европейских и ближневосточных государств на протяжении 21 века.
Научно-практическая значимость исследования состоит в комплексном изучении механизма действий и последствий деятельности российского газового концерна «Газпром» как одного из ключевых акторов международных энергетических отношений, в результате чего станет возможным обосновать ряд авторских предложений по усовершенствованию энергетической политики России в новой политической реальности.
Структура исследования включает в себя введение, основную часть, которая состоит из 2 глав (каждая по 3 параграфа) заключение и список использованных источников и литературы.
Российский газовый концерн «Газпром», несмотря на все потрясения и политизированные претензии со стороны стран Западного блока, по-прежнему является одной из ведущих мировых транснациональных газовых корпораций. Голос «Газпрома» в мировых энергетических процессах проявляется практически во всех мировых регионах, и 2022 год наиболее ярко продемонстрировал укрепление позиций концерна, его возможности преодоления кризиса и воздействие на энергетическую политику влиятельных регионов мира.
В первую очередь, наибольшая зависимость от действий «Газпрома» в исследуемый период наблюдалась у государств Старого Света. Говоря о сотрудничестве с Европейским Союзом - приходится признать, что в 2022 году действительно произошёл серьёзный разрыв всех исторически сложившихся долгосрочных связей в энергетической отрасли. Новая политика «Газпрома» (введение оплаты в рублях за газовые поставки от недружественных государств) привела к разработке нового энергетического законодательства ЕС, усиленному поиску новых поставщиков, разработке альтернативных источников энергии. При этом Евросоюз готов даже отказываться от своих традиционных принципов и мириться с требованиями новых экспортёров.
Следует признать, что действия концерна сами являлись ответным жестом на санкционные практики ЕС. Переориентация рынков сбыта - длительный и затратный процесс для стран-участниц, однако он уже начался. У части европейских государств связи с «Газпромом» на конец 2022 года находятся на минимальном уровне - среди них Болгария, Дания, Литва, Норвегия, Мальта, Нидерланды, Польша, Финляндия, Чехия, Эстония. Другой блок европейских стран пока поддерживает относительно устойчивый диалог с «Газпромом», однако имеют определённые планы по замене российского поставщика и ищут новых партнёров для снижения своей зависимости - Германия, Бельгия, Хорватия. Спорные и противоречивые высказывания звучат от представителей Греции, Латвии, Румынии, Словении.
В то же время некоторые участницы Евросоюза не спешат отказываться от стратегического и проверенного годами партнёрства с «Газпромом» - экономический прагматизм возобладал у Венгрии, Австрии, Испании, Италии, Словакии и Франции. Отдельные контакты с другими европейскими странами также продолжили существовать и лишь укрепились - это связи с Сербией, Боснией и Герцеговиной.
Не отрицая значимости сотрудничества с частью стран-участниц ЕС, необходимо подчеркнуть, что общая линия поведения европейского объединения закладывается сообща всеми еврокомиссарами Брюсселя. Страны-участницы вынуждены имплементировать требования Брюсселя в свои национальные законодательства, поэтому о стратегическом партнёрстве «Газпрома» с единым европейским блоком речи быть не может. В ближайшей перспективе - 2023 году, даже если и удастся восстановить диалог и контакты с ЕС, эффективное энергетическое партнёрство уровня 2010-ых годов вернуть уже не представляется возможным.
Обратная ситуация наблюдается в регионе Ближнего Востока - «Газпром» имеет схожее видение энергетических отношений со странами этого региона, что обуславливает экспортный характер экономик как ближневосточных стран, так и России.
Проблемы в отношениях могут быть вызваны лишь усилением конкуренции между «Газпромом» и газовыми компаниями государств Ближнего Востока. Освободившийся газовый рынок Евросоюза является потенциальным камнем преткновения в отношениях сторон. Тем не менее, ослабление связей представляется очень маловероятным - ближневосточные государства не спешат увеличивать добычу и продажу «голубого топлива» в ущерб собственным экономическим интересам. Вместе с тем, газовые мощности (добычи, обработки, транспортировки) ближневосточных стран также ограничены, определённая часть имеющихся газовых поставок уже законтрактована для Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому противоречия, связанные с разделением рынков сбыта, представляются маловероятными. Кроме того, между Ближним Востоком и Россией наблюдается устойчивый энергетический диалог в рамках международных площадок - нефтяной ОПЕК и газового ФСЭГ.
Наконец, важным представляется то, что страны региона не политизируют газовые отношения с «Газпромом» и Россией, что подтверждает поведение КСА, Катара, ОАЭ, Турции, Сирии, Ирана, Ирака в контексте сложившейся конъюнктуры - они отказались присоединиться к антироссийским санкциям.
В контексте всех произошедших изменений в мировых энергетических процессах самым актуальным видится развитие СПГ-технологий и проектов. СПГ-отрасль стала самой перспективной и востребованной в 2022 году. Именно этот фактор может стать сближающим для государств-экспортёров газа в координации деятельности национальных газовых корпораций. Представляется, что регион Ближнего Востока может стать будущим командным центром всей мировой газовой отрасли. Координация деятельности стран региона с «Газпромом» в продолжение традиционного нефтяного партнёрства позволит создать ключевой газовый блок качественно нового формата, а также ещё сильнее укрепить политические связи России и ближневосточных государств.
В заключении необходимо отметить, что российский газовый концерн «Газпром» открыт к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными регионами. Компания действительно является внушительной и влиятельной мировой силой, которая может гарантировать своевременные, качественные «энергетические услуги». Любые действия концерна влияют на энергетический баланс всего мира, а сам «Газпром» является авторитетным актором, формирующим мировую энергетическую повестку.
В первую очередь, наибольшая зависимость от действий «Газпрома» в исследуемый период наблюдалась у государств Старого Света. Говоря о сотрудничестве с Европейским Союзом - приходится признать, что в 2022 году действительно произошёл серьёзный разрыв всех исторически сложившихся долгосрочных связей в энергетической отрасли. Новая политика «Газпрома» (введение оплаты в рублях за газовые поставки от недружественных государств) привела к разработке нового энергетического законодательства ЕС, усиленному поиску новых поставщиков, разработке альтернативных источников энергии. При этом Евросоюз готов даже отказываться от своих традиционных принципов и мириться с требованиями новых экспортёров.
Следует признать, что действия концерна сами являлись ответным жестом на санкционные практики ЕС. Переориентация рынков сбыта - длительный и затратный процесс для стран-участниц, однако он уже начался. У части европейских государств связи с «Газпромом» на конец 2022 года находятся на минимальном уровне - среди них Болгария, Дания, Литва, Норвегия, Мальта, Нидерланды, Польша, Финляндия, Чехия, Эстония. Другой блок европейских стран пока поддерживает относительно устойчивый диалог с «Газпромом», однако имеют определённые планы по замене российского поставщика и ищут новых партнёров для снижения своей зависимости - Германия, Бельгия, Хорватия. Спорные и противоречивые высказывания звучат от представителей Греции, Латвии, Румынии, Словении.
В то же время некоторые участницы Евросоюза не спешат отказываться от стратегического и проверенного годами партнёрства с «Газпромом» - экономический прагматизм возобладал у Венгрии, Австрии, Испании, Италии, Словакии и Франции. Отдельные контакты с другими европейскими странами также продолжили существовать и лишь укрепились - это связи с Сербией, Боснией и Герцеговиной.
Не отрицая значимости сотрудничества с частью стран-участниц ЕС, необходимо подчеркнуть, что общая линия поведения европейского объединения закладывается сообща всеми еврокомиссарами Брюсселя. Страны-участницы вынуждены имплементировать требования Брюсселя в свои национальные законодательства, поэтому о стратегическом партнёрстве «Газпрома» с единым европейским блоком речи быть не может. В ближайшей перспективе - 2023 году, даже если и удастся восстановить диалог и контакты с ЕС, эффективное энергетическое партнёрство уровня 2010-ых годов вернуть уже не представляется возможным.
Обратная ситуация наблюдается в регионе Ближнего Востока - «Газпром» имеет схожее видение энергетических отношений со странами этого региона, что обуславливает экспортный характер экономик как ближневосточных стран, так и России.
Проблемы в отношениях могут быть вызваны лишь усилением конкуренции между «Газпромом» и газовыми компаниями государств Ближнего Востока. Освободившийся газовый рынок Евросоюза является потенциальным камнем преткновения в отношениях сторон. Тем не менее, ослабление связей представляется очень маловероятным - ближневосточные государства не спешат увеличивать добычу и продажу «голубого топлива» в ущерб собственным экономическим интересам. Вместе с тем, газовые мощности (добычи, обработки, транспортировки) ближневосточных стран также ограничены, определённая часть имеющихся газовых поставок уже законтрактована для Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому противоречия, связанные с разделением рынков сбыта, представляются маловероятными. Кроме того, между Ближним Востоком и Россией наблюдается устойчивый энергетический диалог в рамках международных площадок - нефтяной ОПЕК и газового ФСЭГ.
Наконец, важным представляется то, что страны региона не политизируют газовые отношения с «Газпромом» и Россией, что подтверждает поведение КСА, Катара, ОАЭ, Турции, Сирии, Ирана, Ирака в контексте сложившейся конъюнктуры - они отказались присоединиться к антироссийским санкциям.
В контексте всех произошедших изменений в мировых энергетических процессах самым актуальным видится развитие СПГ-технологий и проектов. СПГ-отрасль стала самой перспективной и востребованной в 2022 году. Именно этот фактор может стать сближающим для государств-экспортёров газа в координации деятельности национальных газовых корпораций. Представляется, что регион Ближнего Востока может стать будущим командным центром всей мировой газовой отрасли. Координация деятельности стран региона с «Газпромом» в продолжение традиционного нефтяного партнёрства позволит создать ключевой газовый блок качественно нового формата, а также ещё сильнее укрепить политические связи России и ближневосточных государств.
В заключении необходимо отметить, что российский газовый концерн «Газпром» открыт к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными регионами. Компания действительно является внушительной и влиятельной мировой силой, которая может гарантировать своевременные, качественные «энергетические услуги». Любые действия концерна влияют на энергетический баланс всего мира, а сам «Газпром» является авторитетным актором, формирующим мировую энергетическую повестку.
Подобные работы
- Влияние российских газовых корпораций на энергетическую политику Европейского Союза и стран Ближнего Востока: перспективы сотрудничества и трансформация повестки
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2023 - РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022



