Введение 2
1 Метод вычислений 6
1.1 Модель в формализме временных функций Грина при конечной температуре 6
1.2 ИК-эффективное действие 9
1.3 Ренормировка модели 10
1.4 Метод вычислений в координатно-временном представлении 11
1.5 Результаты 16
2 Развитие метода вычислений в координатно-временном представлении 20
2.1 Преобразование звезда-треугольник 20
2.2 Оптимизация вычислений 24
Заключение 27
A 28
A.1 Свертка линий в общем виде 28
A.2 Диаграммы 29
B Код 39
B.1 operations.py 39
B.2 define_graph.py 41
B.3 calculate_graph.py 41
B.4 present_graph.py 44
B.5 launch_program.py 45
Список литературы 47
Известно, что в термодинамических системах могут происходить фазовые переходы первого и второго рода. Они различаются поведением параметра порядка: в случае фазового перехода первого рода он меняется скачком, второго рода - непрерывно. Точки фазового перехода, в которых параметр порядка изменяется непрерывно, называют критическими. Исследуя поведение системы при переходе через критическую точку, обнаруживается, что различные величины и характеристики ведут себя нетривиальным образом. Такие явления называют критическими и они являются предметом исследования теории критического поведения. Современное теоретическое описание критических явлений базируется на использовании метода ренормализационной группы (РГ) [1]. Метод РГ можно сформулировать различными эквивалентными подходами, из которых самым технически эффективным является квантовополевой.
Квантовополевая техника активно использует квантовополевую теорию возмущений (ТВ), представляя исходно интересующий объект в виде ряда по формально малому параметру в формализме диаграмм Фейнмана. Этот ряд содержит члены с ультрафиолетовыми (УФ) расходимостями. Для решения этой проблемы используется процедура перестройки ряда - ренормировка, позволяющая перестраивать ряды таким образом, чтобы они становились сходящимися. В теории ренормировки доказывается, что для некоторого класса моделей от УФ-расходимостей можно полностью избавиться путем переопределения параметров и мультипликативной ренормировкой полей. Эта процедура неоднозначна, но все получающиеся УФ-конечные системы функций Грина физически эквиваленты [2] и связаны между собой преобразованием конечной ренормировки. Неоднозначность связана с выбором регуляризации и схемы вычитаний.
Для начала выбирается одна из применимых регуляризаций. Ограничение на выбор регуляризации накладывает тот факт, что в задачах теории критического поведения нас интересует инфракрасная (ИК) асимптотика конечных выражений. В этом случае размерная регуляризация [3] является одной из самых удачных. Ее суть заключается в выборе размерности пространства, равной малому отклонению от логарифмической размерности пространства, то есть d = d* — е, где d, d* - рабочая и логарифмическая размерности пространства соответственно, е - малая величина. В этой регуляризации диаграммы представляются рядом Лорана по параметру е. Остающийся произвол фиксируется выбором схемы вычитаний. Наиболее технически удобной является схема минимальных вычитаний (Minimal Substractions - MS) [4]. В ней обеспечение УФ-конечности функций Грина достигается учетом лишь УФ-расходящихся членов диаграмм в константах ренормировки (Z), таким образом, в Z присутствуют только отрицательные степени ряда Лорана по параметру е. Преимуществом этой схемы является независимость Z от массы (т), поэтому, для удобства вычислений, можно рассматривать "безмассовую" схему ренормировки. Дополнительно к этому, РГ-функции определяются только вычетами в простых полюсах по е соответствующих Z. Используя РГ-функции, можно найти интересующие физические величины.
Резюмируя все вышесказанное, выбор размерной регуляризации и схемы MS позволяет получать интересующие физические результаты наиболее технически удобным способом, однако, даже при таком выборе регуляризации и схемы вычитаний, количество и сложность вычислений остаются на достаточно высоком уровне. Проиллюстрируем это на примере продвижения расчетов в различных моделях, приводя соответствующие года, в которые были опубликованы новые результаты. Перед этим вкратце скажем какие модели существуют.
Теория критического поведения делится на 2 раздела: критическая статика и критическая динамика. Статикой называют задачи равновесной статфизики и термодинамики, то есть класс задач без времени. В них исследуются как термодинамические характеристики системы, так и характеристики, связанные с одновременными корреляционными функциями. Поведение этих характеристик при приближении к критической точке описывается так называемыми критическими индексами (показателями). Например, индекс а характеризует поведение теплоемкости C, индекс у - поведение восприимчивости у. Модели в статике строятся, опираясь на постулат, допускающий возможность подмены точной микромодели флуктуационной полевой [52]. Эту подмену можно считать эквивалентной только в том, что касается критического поведения. Примеры статических моделей: модели со взаимодействием ф3,ф4,ф6 (дальше просто модель ф''').
В динамике возникает время и речь идет о случайных величинах и их статистических характеристиках. Стохастичность обычно моделируют феноменологически путем введения в динамические уравнения некоторого "шума" - случайных сил или других случайных параметров с простым (обычно гауссовым) распределением. Критическая динамика основана на стохастических уравнениях Ланжевена. Удобным оказывается перейти к квантовополевой формулировке, получив некоторую динамическую модель. Наличие произвола в уравнениях Ланжевена позволяет получить разные динамические модели из одной статической. Яркий тому пример - из модели ф4 получаются динамические модели A — J [1, 31]. Вдобавок к этому, оказывается, что в динамической модели не нужно вычислять те критические индексы, которые есть в статической модели, так как они совпадают. Здесь имеется ввиду та статическая модель, по которой построена динамическая. Таким образом, задачей критической динамики является изучение критических сингулярностей времен релаксации и различных кинетических коэффициентов.
Напоследок, существуют другие динамические модели, активно использующие метод РГ. Они отличаются от моделей критической динамики тем, что они не основаны на уравнениях Ланжевена. У этих моделей нет соответствия некоторым статическим моделям. В качестве примера, такие модели строятся при исследовании различных явлений, связанных с турбулентностью. Упоминание наличия других динамических моделей статфизики, активно использующих РГ, было приведено для полноты обзора. В дальнейшем мы будем говорить только о теории критического поведения и соответствующих ей моделях. Перейдем к обзору продвижения расчетов в различных моделях, демонстрируя высокую сложность вычислений.
Начнем с более простого случая - статики. Рассмотрим Оп-ф4-модель. Вклады порядка е и е2 во всех критических индексах и порядка е3 в у (индекс Фишера) были получены в первой работе Вильсона [5] (1972), вклады порядка е3 и е4 в у получены в работе [6] (1973), вклады е4 в остальные индексы - в [7] (1979), вклад е5 в у - в [8, 9] (1981). Позднее в работе [10] (1983) были вычислены вклады е5 в в-функцию и аномальную размерность массы, а в [11] (1983) вклады е5 в остальные индексы. При независимой проверке [12, 13] (1991, 1993) оказалось, что в [10] были допущены ошибки в расчетах, так что окончательно правильные результаты были опубликованы лишь спустя 8 лет. Дальнейшее продвижение наступило спустя 25 лет, когда в работах [14, 15, 16] (2016, 2017) были вычислены соответствующие вклады порядка е6. Наконец, в [17] (2018) были посчитаны РГ-функции, используя семипетлевые расчеты, а в [18] (2023) был получен вклад порядка е8 в аномальную размерность поля. Пока что результаты [17, 18] не были получены другими независимыми группами, так что последними подтвержденными являются результаты порядка е6 .
Приведем также результаты исторического продвижения в расчетах для двух других моделей статики: ф3 и ф6 . Двухпетлевой расчет в модели ф3 , используя схему MS, был впервые выполнен в [19, 20] (1974, 1975). Вклады порядка е3 представлены в работах [21, 22, 23] (1980, 1981). Дальнейшие расчеты оказались сильно осложнены, поэтому четырехпетлевые вычисления были выполнены только спустя 35 лет и соответствующие результаты представлены в [24] (2015). Вклады порядка е5 получены в работах [25, 26] (2021). Самым последним результатом является получение вклада следующего порядка в аномальную размерность поля, используя шестипетлевые вычисления [18] (2023). Значение представленного вклада является неожиданным в силу смены знака относительно других порядков. Результат [18] пока что не был получен другими независимыми группами, так что последними подтвержденными являются результаты пятипетлевого счета.
Перейдем к модели ф6, в которой посчитано меньше всего вкладов ТВ в критические индексы. Вклады порядка е и е2 приведены в [27] (1973). Вклады е и е2 в индекс ф (crossover index) и вклад е3 в п в [28] (1978). Вклад 3 порядка по е в индекс v получен в [29] (1999) (предыдущие 2 порядка можно получить по старым результатам, используя соотношения на критические индексы). Последним результатом является получение вклада порядка е3 в ф [30] (2002).
Рассмотрим теперь продвижение в вычислениях динамического критического индекса z в одной из самых простых динамических моделей - модели A. Вклад порядка е2 (первый порядок вклада не дает) был вычислен в работе [32] (1972). Вклад следующего порядка впервые был получен в [33] (1975), но из-за технической погрешности оказался неправильным. Его исправленное значение было представлено в [34] (1984). Вклад порядка е4 был посчитан только спустя 25 лет в работе [35] (2008). Еще через 10 лет, используя новую технику редукции диаграмм, вклад четвертого порядка был вычислен с большей точностью в [36] (2018). Наконец, самым последним результатом является получение вклада порядка е5 в [37] (2022).
Суммируя всю вышеприведенную информацию, основной проблемой продвижения в расчетах является высокая сложность и трудоемкость вычислений. Решение этой проблемы является актуальной задачей и является целью данной работы применительно к динамическим теориям.
Существует 2 способа дальнейшего продвижения в расчетах. Первым из них является создание новых эффективных методов вычислений и улучшение старых. Эффективные методы вычислений являются необходимостью, поэтому этот способ первостепенен. Из-за отсутствия того же множества различных эффективных способов вычислений в динамике, по сравнению со статикой, в ней продвижение идет сильно медленнее. Вторым способом является использование компьютерных программ для ускорения трудоемких вычислений. Этот способ ничуть не менее важен, ведь без него не были бы получены последние результаты вышеприведенных моделей. Это связано с тем, что количество диаграмм растет факториально с ростом числа петель и дополнительно к этому сложность вычисления каждой из них возрастает. В данной работе мы развиваем оба способа.
Основная техническая проблема состоит в вычислении многократных расходящихся в пределе е ^ 0 интегралов. Изначально были попытки применения метода Монте-Карло, не увенчавшиеся успехом из-за значительного снижения точности расчетов при вычислениях в высших порядках ТВ (стоит заметить, что со временем новые получающиеся результаты становятся более точными, благодаря непрекращающемуся улучшению данного метода). На смену ему пришел метод Sector Decomposition (SD) [38, 39], оказавшийся эффективным методом повышения точности в статике и заключающийся в выделении вычетов полюсов в явном виде. К сожалению, эффективность метода SD, адаптированного для вычислений в критической динамике [36], оказалась сильно ниже. В [34] был представлен метод вычислений в координатно-временном предтавлении. Его эффективность оказалась достаточно высокой как для вычислений в статике, так и в динамике.
Данная работа посвящена развитию метода вычислений многопетлевых диаграмм в координатно-временном представлении в динамике. Развитие этого подхода позволило провести вычисления в довольно сложной динамической модели [40, 41, 42], предназначенной для исследования фазового перехода в сверхтекучее состояние. Исторически сложилось, что для описания этого фазового перехода наиболее феноменологически пригодными являются модели E или F. Чтобы определиться какая из них лучше подходит, в недавней работе [40] была построена модель на основе микроскопического описания в формализме временных функций Грина при конечной температуре. В результате этой работы было выдвинуто третье предположение, утверждающее, что соответствующее динамическое поведение описывается более простой стохастической моделью A. В [41] это предположение было подтверждено; было показано, что в ИК-фиксированной точке модель сводится к модели A; были вычислены критические размерности полей в первом порядке ТВ, которые совпали с соответствующими критическими размерностями модели A. Подтверждение этого предположения сильно облегчает исследование фазового перехода в сверхтекучее состояние, ведь индекс z модели A уже посчитан в 5 порядке, а вычисление соответствующего индекса в моделях E и F автору не известно.
В этой работе, используя метод вычислений в координатно-временном представлении, вычисляются двух- и трехпетлевые диаграммы с целью подтверждения факта ИК- устойчивости единственной фиксированной точки модели [40]. Сложность этой модели, помимо того, что она динамическая, заключается в наличии комплексного непертурбативного заряда, входящего непосредственно в пропагаторы. Попытки использования метода SD были оставлены из-за чересчур высокой сложности расчетов.
В результате первой части работы, были численно сосчитаны двух- и трехпетлевые вклады диаграмм, вычислены в-функции в следующих порядках по отношению к [41], найдена ИК-фиксированная точка во 2-м порядке и подтверждена ее ИК-устойчивость. Использование метода вычислений в координатно-временном представлении позволило для одно- и двухпетлевых диаграмм получить результаты в аналитическом виде, зависящими от непертурбативного заряда. Дополнительно к этому, оказалось, что вычеты полюсов сразу выделяются удобным образом.
Во второй части работы начинается дальнейшее развитие метода вычислений в координатно-временном представлении. Было вновь получено преобразование звезда-треугольник в статике, и результат совпал с уже полученными результатами для уникальных случаев. Вдобавок к этому, было получено данное преобразование в общем случае. Параллельно велась работа по оптимизации вычислений путем написания алгоритмов. На основе существующих библиотек были написаны методы, позволяющие вычислять часть диаграмм в статической модели ф3.
Основная часть работы состоит из 2-х глав. В 1 главе демонстрируется применение метода вычислений диаграмм в координатно-временном представлении на примере модели [40]. Вначале в 1.1, 1.2 описывается сама ИК-эффективная модель в формализме временных функций Грина при конечной температуре, основанная на микроскопическом подходе. В 1.3 говорится о ренормировке модели, а в 1.4 представлен метод вычислений в координатно-временном представлении. Полученные с помощью него результаты приведены в 1.5. 2 глава посвящена дальнейшему развитию подхода. В 2.1 идет речь о преобразовании звезда-треугольник, а в 2.2 обсуждается написание методов для компьютерных вычислений.
В данной работе были численно сосчитаны двух- и трехпетлевые вклады диаграмм в модели, предназначенной для исследования фазового перехода в сверхтекучее состояние [40] (она также была описана в 1.1, 1.2). Вдобавок к этому, были вычислены в-функции зарядов gi и gr в двухпетлевом приближении и заряда и в трехпетлевом; был вычислен вклад 2-го порядка ТВ в ИК-фиксированную точку и подтверждена ее ИК-устойчивость.
Дальше в работе развивался метод вычислений в координатно-временном представлении. Было вновь получено преобразование звезда-треугольник в статике, которое совпало с уже полученными результатами в уникальных случаях. Вдобавок к этому, было получено данное преобразование в общем случае. Параллельно велась работа по оптимизации вычислений путем написания алгоритмов. На основе существующих библиотек были написаны методы, позволяющие вычислять часть диаграмм в статической модели ф3.
В дальнейшем планируются попытки применения метода Компанийца-Панзера [56], который в недавнее время показал свою высокую эффективность, вместе с методом вычислений в координатно-временном представлении. Существуют надежды, что использование этих методов в совокупности позволит ускорить продвижение в расчетах в различных динамических задачах.
[1] Васильев А.Н., Квантовополевая ренормгруппа в теории критического поведения и стохастической динамике, СПб., Петербургский институт ядерной физики (ПИЯФ), 773 (1998) (Vasil’ev A.N., The Field Theoretic Renormalization Group in Critical Behavior Theory and Stochastic Dynamics, Chapman and Hall/CRC, 704 (2004)).
[2] Боголюбов Н.Н., Ширков Д.В., Введение в теорию квантованных полей, М., Наука (1957, 1973, 1976, 1984).
[3] Wilson K.G., Fisher M.E., Critical Exponents in 3.99 Dimensions // Phys. Rev. Lett., 28, 240 (1972). DOI: 10.1103/PhysRevLett.28.240.
[4] ’t Hooft G., Dimensional regularization and the renormalization group // Nucl. Phys. B, V. 61, 455-468 (1973). DOI: 10.1016/0550-3213(73)90376-3.
[5] Wilson K.G., Feynman-Graph Expansion for Critical Exponents // Phys. Rev. Lett., 28, 548 (1972). DOI: 10.1103/PhysRevLett.28.548.
[6] Brezin E., Le Guillou J.C., Zinn-Justin J., Nickel B.G., Higher order contributions to critical exponents // Phys. Lett. A, V. 44, 227-228 (1973). DOI: 10.1016/0375-9601(73)90894-3.
[7] Vladimirov A.A., Kazakov D.I., Tarasov O.V., Calculation of critical exponents by quantum field theory methods // JETP, V. 50, 521-526 (1979).
[8] Chetyrkin K.G., Kataev A.L., Tkachov F.V., Five-loop calculations in the дф4 model and the critical index n // Phys. Lett. B, V. 99, 147-150 (1981). Erratum: [9]. DOI: 10.1016/0370-2693(81)90968-0.
[9] Errata // Phys. Lett. B, V. 101, 457-458 (1981). DOI: 10.1016/0370-2693(81)90176-3.
[10] Chetyrkin K.G., Gorishny S.G., Larin S.A., Tkachov F.V., Five-loop renormalization group calculations in the дф4 theory // Phys. Lett. B, V. 132, 351-354 (1983). DOI: 10.1016/0370-2693(83)90324-6.
[11] Gorishny S.G., Larin S.A., Tkachov F.V., e-Expansion for critical exponents: The O(e5) approximation // Phys. Lett. A, V. 101, 120-123 (1984). DOI: 10.1016/0375-9601(84)90503-6.
[12] Kleinert H., Neu J., Schulte-Frohlinde N., Chetyrkin K.G., Larin S.A., Five-loop renormalization group functions of O(n)-symmetric ^>4-theory and e-expansions of critical exponents up to e5 // Phys. Lett. B, V. 272, 39-44 (1991). Erratum: [13]. DOI: 10.1016/0370-2693(91)91009-K.
[13] Kleinert H., Neu J., Schulte-Frohlinde N., Chetyrkin K.G., Larin S.A., Five-loop renormalization group functions of O(n)-symmetric ^>4-theory and e5: (Phys. Lett. B 272 (1991) 39) // Phys. Lett. B, V. 319, 545 (1993). DOI: 10.1016/0370-2693(93)91768-I (10.48550/arXiv.hep-th/9503230).
[14] Batkovich D.V., Chetyrkin K.G., Kompaniets M.V., Six loop analytical calculation of the field anomalous dimension and the critical exponent n in O(n)-symmetric ф4 model // Nucl. Phys. B, V. 906, 147-167 (2016). DOI: 10.1016/j.nuclphysb.2016.03.009 (10.48550/arXiv.1601.01960).
[15] Kompaniets M.V., Panzer E., Renormalization group functions of ф4 theory in the MS-scheme to six loops // Proc. Sci. LL2016 038 (2016). DOI: 10.48550/arXiv.1606.09210.
...