ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КОЛОНИАЛЬНОСТИ 9
1.1. Колониальная матрица власти 9
1.2. Раса и гендер как оси колониальности 9
1.3. Культуры в рамках колониальности 13
1.4. Национальное государства как структура колониальности и этноцентрическая культура 15
ГЛАВА 2 ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ КАК КОНЦЕПЦИЯ, ПРЕОДОЛЕВАЮЩАЯ КОЛОНИАЛЬНОСТЬ 20
2.1. Транскультурация в работах Фернандо Ортиса 20
2.2. Транскультурация в трактовке Вольфганга Вельша 23
2.3. Гибридность и постколониальная квир-субъективность 26
ГЛАВА 3 ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ В ГЕРМАНИИ 30
3.1. Внутренний колониализм в национал-социалистической Германии и культурная травма Второй Мировой войны 30
3.2. Преодоление этноцентрического понимания культуры и современная деколониальность 33
3.3. Транскультурация как тренд культурного развития: творчество писателей-мигрантов в Германии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Культурное взаимодействие - динамический процесс, протекание которого подвержено влиянию со стороны многочисленных факторов и, соответственно, обретает уникальную форму в разные исторические периоды. Современное состояние культуры и общества, именуемое постсовременностью, не является исключением: разнообразные процессы, протекающих в том числе и на культурном уровне предоставляют обширную почву для исследований со стороны культурологии, социологии, философии и иных гуманитарных наук. Кардинальные изменения проявились, например, в формировании массового общества, единого культурного и информационного пространства, изменении политических институтов и экономических моделей, возросшей степени миграции и многих других аспектах. Культуры в реалиях пост-современности характеризуются возрастающей сложностью организации и увеличивающейся взаимосвязью, синтезом разных элементов. Новое мироустройство предполагает повсеместный отказ от национальнотерриториальной идентичности и превалирование внутреннего над внешним.
Для рассмотрения культурных изменений, межкультурной коммуникации и иных вопросов, входящие в область культурологии, было выработано большое число концепций, наиболее современными из которых являются мультикультурализм, интеркультурация и транскультурация.
Уникальность концепции транскультурализма заключается, что она создается предпосылки для преодоления этноцентрической модели культуры, сформированной в рамках колониальности, раскрытой в работах И.Г. Гердера и продуцированной мультикультурализмом или же интеркультурацией.
Цель и задачи.
Целью данного исследования является анализ концепции транскультурации и ее проявления в социальной и культурной жизни Германии.
В постановке цели необходимо отметить, что культурные процессы понимаются в данной работе как динамические, гибридные и выходящие за рамки возможностей структуралистического определения. Исходя из этого, транскультурация представляется не как вневременная конструкция, свойственная культурам в соответствии с их сущностью, а как состояние, достижение которого связано с разложением колониальности и может приобретать разные формы в зависимости от разных факторов влияния.
Как следствие, существенная часть данной работы посвящена социальным и культурным аспектам колониальности, поскольку такая структура дает возможность для динамической представления культурных изменений - разложения колониальности и перехода к транскультурации и гибридности.
Учитывая вышеуказанную специфику цель исследования можно определить как рассмотрение колониальности и транскультурации, как результата ее разложения, а также рассмотрение протекание данного процесса (разложения колониальности и перехода к транскультурации) на примере Германии.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Раскрыть основные черты колониальности, к которым относится установление колониальной матрицы власти (англ. the colonial matrix of power), а также социальной структуры, основанной на осях расы и гендера и выразивших себя в появлении расовой классификации и установление гетеросексуализма и бинарной гендерной системы.
• Определить специфику определения и классификации культуры в рамках колониальности.
• Продемонстрировать репрезентацию национальным государством и этноцентрической культурой колониальной матрицы власти (англ. the colonial matrix of power).
• Раскрыть концепцию транскультурации, предложенной Фернандо Ортисом, с точки зрения преодоления структурной бинарности и утверждения гибридности колонизированных культур.
• Определить основные черты транскультурации, предложенной немецким философом Вольфгангом Вельшем, а именно особенности дифференциации современных культур и факторов построения культурной идентичности.
• Продемонстрировать основные черты концепции квир-субъективноти и гибридности, предложенной Хоми К. Бхабха для преодоление структурных определений.
• Продемонстрировать разложение колониальности в социальной и культурной жизни Германии, ведущее к образованию транскультурного общества.
Степень изученности проблемы.
Проблема рассмотрения культурных процессов с точки зрения концепции транскультурации получила широко рассмотрение среди зарубежных исследователей.
Колониальность как система организации власти и социального устройства, продуцирования смыслов и представления о культуре была рассмотрена в работах Anibal Quijano, Walter D. Mignolo, Aime Ce saire и Эдварда Саида.
Гетеросексуализм как аспект организации колониальной матрицы власти был проанализирован Maria Lugones и Oyeronke Oyewumi.
Формирование концепции национальной культуры, национализма и национального государства как элементов функционирования колониальности раскрываются в исследованиях Sebasttian Conrad, Shalini Randeria, Anibal Quijano и Partha Chatterjee.
Разложение системы колониальности, а также представление транскультурации как культурологической концепции, преодолевающей колониальный дискурс, присутствуют в работах Фернандо Ортиса, Вольфганга Вельша, Хоми К. Бхабха, Жака Деррида и Гаятри Чакраворти Спивак.
Проблема транскультурации, а именно столкновение разных форм мировоззрения, гибридный характер культурной идентичности, новые формы ее формирования и иные проблемы затронуты в художественных произведениях таких немецких писателей как Nellja Veremej, Rafik Schami, Yoko Tawada, Irina Brezna и Sasa Stanisic. Анализ художественной литературы также осуществлен С. Chiellino и P. Muller.
Отечественная наука, посвященная изучению колониализма, представлена в том числе в исследованиях Д.В. Васильева, проведшего анализ российского колониализма в Центральной Азии, Н.Ф. Щербака, исследовавшего специфику постколониальной литературы и Татьяны Бреевой, раскрывшей постколониальный дискурс в современной русской литературе и А.И. Неклесса, занимавшегося связью постколониализма и аспектов мировой политики и международных отношений.
Проблемы постмодерна, плюрализма, транскультурации, анализа культуры вне рамок национальных границ, многофакторного влияния на белорусско-польских деятелей культуры и иные вопросы культурологии раскрываются в исследованиях В.М. Диановой. В работах российского исследователя В.М. Тлостановой представлен анализ транскультурации как эпистемы и социально-коммуникативной модели эпохи глобализации, деколонизации знания.
Механизм формирования культурной идентичности в Германии в период национал-социализма представлен в исследовании российского историка О.Ю. Пленкова, а С.М. Погорельская провела анализ миграционной политики Германии с точки зрения культурологии.
Проблематика, затрагиваемая в данном исследовании, хоть и активно развивается в работах отечественных ученых, однако все еще не получила должного освещения. В связи с этим особенно важным представляется использование материалов зарубежных исследователей, где эта проблема получила более широкое освещение и применение для анализа культурных изменений в западноевропейских странах, в том числе и в Германии.
Практическая ценность.
Практическая ценность данного исследования состоит в определении возможностей построения транскультурного общества в рамках колониального государства, характеризующегося внутренним колониализмом. К таким государствам относится Германия, политический вектор которой в период национал-социализма был организован в соответствии с принципами колониальности. Подобный механизм колониальности был характерным для России в связи с отсутствием четких границ между колониями и метрополией1.
Помимо этого, с точки зрения постколониализма Россия выступает и колонизатором, и субъалтером (англ. subalter), что чего характерны попытки формирования собственной эпистемологии, но которая при этом ограничена в рамках западных ценностей. Рассмотрения процесса изменения колониальной системы Германии, таким образом, может служить источником для прогнозирования потенциальных культурных изменений в России и возможностей для построения в России транскультурного общества.
Уникальность работы.
В данной работе используются материалы исследований авторов постколониализма, транскультурации и гендерных исследований, которые не были переведены на русский язык и являются недоступными для русскоязычного читателя. Например, в качестве приложения представлен перевод глав книги немецкого философа Вольфганга Вельша «Transkulturalitat: Realitat - Geschichte - Aufgabe“2, являющейся основополагающей для рассмотрения концепции транскультурации. Кроме того, представлен анализ культурологической концепции с использованием материалов смежных дисциплин, что свидетельствует о преодолении формальных дисциплинарных границ.
Данное исследование было начато с определения основных положений колониальности. Было установлено, что колониальность включает в себя многоуровневые формы влияния на эпистему, социальное устройство, гендерное разделение, культурную идентичность и иные аспект, которые сложились в рамках геополитических отношений колониализма.
Колониальность характеризуется установлением матрицы власти (англ. the colonial matrix of power), в которой социальное положение человека, как и его психологические или же физиологические особенности определялись в соотношении с осями расы и гендера. При этом все возможные формы классификации в рамках колониальности не являются репрезентирующими фактическую действительность или же банальным насаждением смыслов одной единой доминирующей культуры. Колониальность является смыслообразующем явлением, в котором произошло формирование систем и смыслов, не свойственных ни колонизатору, ни субъалтеру (англ. subalter) в период до формирования геополитических колониальных отношений.
В колониальности культурное многообразие было унифицировано в рамках категорий Восток и Запад, а также Африки, Азии и Океании. При этом унификация характеризовалось вневременным структуралистический образом представления культурных общностей.
Культурные общности были включены в культурную и интеллектуальную интерсубъективную конфигурацию (англ. intersubjective configuration), положение в которой определялось соответствием заданным критериям цивилизованности. В ее рамках только западная культура1 получила привилегию на современность и рациональность, что выразилось в установлении архимедовой точки отсчета в классификации окружающей действительности.
Воспроизведение механизмов колониальной власти нашло выражение в конструкции национального государства, основывающегося на колониальной модели этноцентрической культуры. Формирование данной культурной модели также связано с проведением внутреннего колониализма, направленного на унификацию плюралистического в рамках условной национальной культуры.
Этноцентрическая культурная модель продуцирует колониальные смыслы, представляя культурную идентичность, заданную колониализмом, в качестве культурной самобытности, существовавшей до включения в систему колониальных отношений.
Данная культурологическая модель представлена в рамках множества концепций. Наиболее обширное раскрытие этноцентрической культуры встречается в работах И.Г. Гердера, предложившего структуралистическую сферическую культурную модель.
Несмотря на критику данной концепции со стороны более новых методов анализа культурологических процессов сферическая этноцентрическая модель культуры являлась доминирующей моделью в культурологическом дискурсе. К данной культурной модели обращались в том числе сторонники концепций мультикультурализма и интеркультурации. Культурологической концепцией, преодолевающей колониальное представление культуры, является транскультурация.
В концепции транскультурации, предложенной кубинским мыслителем Фернандо Ортисом, происходит снятие структуралистического бинарного разделения на культуру колонизированных народов и культуру колонизаторов. Культурная коммуникация включает в себя взаимную интеграцию, создание гибридного пространства формирования новых культурных смыслов. В данном случае отказ от культурного самоутверждения за счет продуцирования этноцентрических смыслов (что характерно для национализма восточного / колонизированного типа) и готовность к гармоничному включению плюралистического является преодолением колониальной системы культуры.
Для иллюстративного описания транскультурации Вольфгангом Вельшем была предложена модель сети, подчеркивающей множество потенциальных точек культурного влияния. В результате утверждается масштабное изменение формирования культуры, что выражается в том, что условные национальные культуры более плюралистичны внутри себя чем при сравнительном анализе с другими культурами.
Окончательный отказ от структурализма утверждается в концепции гибридности и квир-субъективности Хоми К. Бхабха, в рамках которой гибридность представлена как динамическое третье пространство образование смыслов, предшествующее бинарной колониальной конструкции. В рамках данной концепции субъективность также является гибридной, динамической и не может быть определена через структуралистические категории.
При рассмотрении транскультурации в Г ермании было установлено, что Германия в период национал-социализма репрезентировала основные черты колониализма, что нашло выражение в аспектах гендера, расы и принципов формирования идентичности: через призму Другого, что отмечалось и Эдвардом Саидом, но в случае национал-социализма через призму немецкого еврея.
Поражение во Второй Мировой войне привело к культурной травме, поскольку сопровождалось резким смещением культурных колониальных смыслов и способствовало приближению Германии к модели транскультурного общества. В связи с наложенной на Германию виновностью, этноцентрическая колониальная модель культуры оказалась непригодна для формирования идентичности. Основным принципом консолидации общества и выступила вина за Холокост, что ознаменовало собой включение нового фактора формирования культурной идентичности и частичного преодоления колониализма.
Однако, дискуссии о миграционной политике ХХ века отмечены репрезентацией этноцентрическую модель культуры, выраженной в концепции мультикультурализм. Признанный в 2010 году крах политики «мульти-культи» ознаменовал принятие нового курса миграционной политики, в которой большее внимание уделяется взаимной интеграции.
На данный момент Германия представляет из себя пример государства, поддерживающего курс на построение транскультурного общества. В связи с невозможностью этноцентрической консолидацией немецкая национальная идея приобрела форму социального государства, что выступает в качестве компенсации виновности за Холокост. Реализация данной идеи сделала страну одним из ключевых актеров в мировых миграционных процессах.
Помимо движений, направленных на разложение колониальной системы, (примером тому может служить разрешение от 2017 года на заключение однополых браков как проявление отказала от колониальной гетеросексуальной гендерной системы) деколонизация играет существенную роль, например, в образовательной системе Германии. Это выражается в определении специальных образовательных курсов, посвящённых практическим аспектам деколонизации или внедрение небинарной гендерной системы в структуру университета (уборные для небинарных личностей). Таким образом, достижение транскультурного общества основывается на отказе от «точки отсчета» в виде европейской традиции, признания плюрализма культуры, ее комплексности и уважения многообразия.
Такой подход как правило выражает идеи интерсекционального феминизма, для которого характерны структурализм и многочисленное членение плюралистичного на категории (например, определения гендеров). Данная концепция противоречит идеи динамической и неопределяемой гибридности, описанной, например Хоми К. Бхабха. Тем не менее данные примеры остаются наиболее показательными для рассмотрения разложения колониальности и создании пространства для потенциального построения транскультурного общества.
При рассмотрении проявления транскультурации было выявлено, что по большей мере она несет институциональный характер т.е. является закрепленной на официальном уровне и встречающей противодействие со стороны маргинальных молодежных радикальных консервативных течений, которые можно охарактеризовать как вытесняемое.
Транскультурация обнаруживает себя и в культурной жизни Германии, что выражается, с одной стороны, в отказе от этноцентрических определений творчества и тем самым утверждении гибридности, а также в качестве проблем гибридной идентичности и третьего пространства формирования культурных смыслы, поднимаемых в самих произведениях.
1. Артеменко, Н.А. Время, память, травма, между бытием и небытием / Н.А. Артеменко // Топология травмы: индивидуальный травматический опыт и опыт исторических катастроф. Под ред. Н.А. Артеменко. - СПБ: Реноме, 2020. - 70 - 81 с.
2. Бреева, Татьяна. Постколониальный дискурс в современной русской литературе / Татьяна Бреева // Филология и культура. - 2017. - №2 (48). • 139-145 с.
3. Бхабха, Хоми К. Местонахождение культуры / Хоми К. Бхабха // Перекрестки. - 2005. - № 3-4. - 161-192 с.
4. Васильев, Д.В. Российский колониализм в Центральной Азии: определяя время и место / Д.В. Васильев // Журнал фронтирных исследований. - 2022. - №1. - 58-73 с.
5. Г ердер, Иоганн Г отфрид. Идеи к философии истории человечества - М.: Наука, 1977. - 703 с.
6. Дианова, В.М. К построению теории межкультурного взаимодействия / В.М. Дианова // Studia Culturae. - 2013. - №18. - 7 - 16 с.
7. Дианова, В.М. Плюрализм как черта универсальной культуры/ В.М. Дианова // Studia Culturae. - 2002. - №4. - 7-17 с.
8. Дианова, В.М. Транскультурация как стратегия изучения культурного наследия: белорусские ландшафты. В сборнике: Першы м1жнародны навуковы кангрэс беларускай культуры. Зборшк матэрыялау. Цэнтр даследаванняу беларускай культуры, мовы i лыаратуры НАН Беларусь • 2016. - 29-32 с.
9. Дорогов, Д.А. По ту сторону антагонизма: гибрид как модель постколониальной квир-субъективности / Д.А. Дороговв // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2017. - Т. 20, №5. - 39-58 с.
10. Неклесса, А.И. Постколониальность в глобальном и региональном измерениях / А.И. Неклесса // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2021. - Т. 21, №1. - 9-19 с.
11. Пленков, О.Ю. Государство и общество в Третьем Рейхе. Проект национал-социализма - СПБ.: Владимир Даль, 2017. - 783 с.
12. Погорельская, С.В. Влияние иммигрантов на немецкое общество: взаимная интеграция / С.В. Погорельская // Актуальные проблемы Европы. - 2010. - № 4. - 34 -70 с.
13. Погорельская, С.В. Германия и мультикультурализм / С.В. Погорельская // Актуальные проблемы Европы. - 2011. - № 4. - 79 - 116 с.
14. Погосян, Н. А. Особенности становления литературы турецкой общины в Германии (1960е - 1980е годы) / Н.А. Погосян // Вестник Московского университета. - 2015. - № 13. - 57-64 с.
15. Саид, Эдвард. Ориентализм. Западные концепции востока - СПБ.: Русский мир, 2006. - 240 с.
...