Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Иллюстрации Рокуэлла Кента к роману Германа Мелвилла "Моби Дик": история замысла цикла, его создание и критическая рецепция

Работа №126373

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава первая 9
Глава вторая 21
Глава третья 41
Глава четвертая 46
Глава пятая. «Never judge a book by its cover» 53
Заключение 59
Использованные источники и литература 61
Приложение 65

В социуме существует довольно интересное явление, именуемое эскапизмом. Этот термин обозначает бегство индивида от реальности, подмену фактических обстоятельств вымыслом. Психологи связывают причины такого поведения с попыткой избежать реальности, возвысится над окружающей серостью.1
Подобное явление находит своё отражение во многих сферах жизни. По словам писателя-прозаика, художника и графика Рокуэлла Кента, «всё, что мы называем цивилизацией, все укрощающие, облагораживающие силы искусства, науки, религии, романтических традиций, нравственности — всё это результат ничего иного, как действия среды, в которой рождается неизменная бесконечная цепь человеческих потомков каменного века».2 Приведенная цитата довольно точно описывает взаимосвязь всех продуктов человеческой деятельности.
Говоря о литературе, отражение всего странного, живописного и не существующего в действительности нашло отражение в целом направлении литературы и живописи, сформировавшемся в период конца XVIII века — первой половине XIX века, и именуемым романтизмом. Зародился он на удивление в довольно прагматичной стране - Германии, и постепенно распространился среди европейской и американской культуры.
В американской культуре наиболее ярким представителем романтизма стал писатель Г. Мелвилл, впоследствии породивший целую «мелвилловскую индустрию», которая демонстрировала довольно обширный методологический диапазон. Его главный роман «Моби Дик, или Белый кит» стал предметом исследования многих психоаналитиков, структуралистов, неопозитивистов. При анализе указанного произведения многие исследователи отмечали его лейтмотивом тему личности и испытания, изгнания, отрешения от общества.3 Роман удивительно гармонично сочетает в себе примитивный ритуал, библейские мотивы, толику греческих мифов, трансформируя в метафорический язык. В нем сочетается тема охоты и завуалированная библейская история, которая выражается в бунте против Бога, закончившейся для капитана чревом кита подобно пророку Ионе.
Сам роман являет собой результат экзистенциального кризиса автора, который ищет Бога. Не зря исследователь Д. Хоффман отмечает: «Бог Мелвилла находится вне истин Евангелия. Он Бог Иова, а не префигурация Ионой воскресения Христа».4 По сути, произведение представляет собой попытку найти некий универсальный симбиоз, который включал бы в себя все жанры, включая и мифологию современности. Именно «Моби Дик» вывел писателя на мировую арену несмотря на то, что на Родине особого успеха он так и не снискал. Повествовательная организация, выполненная в таком сложном ключе, и смущала критиков столь значимого автора. Современники Г. Мелвилла были не готовы оценить в полной мере гений автора. При этом вопрос о жанре «Моби Дика» остается открытым и по сей день. В романе удивительно перевиваются и сталкиваются реальное и идеальное: великая мечта Ахава разбивается из-за «власти мрака» и своей очевидной невозможно.
Это произведение, по сути, является величайшим в романтизме, поскольку сущность в нем истолкована как борьба свободы в субъекте и необходимости объективного, борьба, в которой нет места компромиссу, есть лишь победитель и побежденный. В какой-то степени в этом чувствуются шекспировские мотивы.
ХХ век - век перемен, неоднозначности, он насыщен противоречивыми событиями в области политики, истории. Свое отражение такое положение нашло и в искусстве. Р. Кент возник в искусстве Америки в начале XX века - во время борьбы реалистического направления против буржуазного искусства, в котором процветала сентиментальная и фальшивая идеализация действительности, на деле выглядевшая весьма неприглядной.5 Он являлся представителем группы молодых художников передового поколения, которых объединил вокруг себя Р. Генри, направивший их внимание на современную жизнь большого города вне всяких прикрас и иллюзий. Р. Генри организовал целую школу так называемого «мусорного ящика», став основоположником американского реализма. Оценивая свои картины через творчество Р. Генри, Кент Р. считал их не более чем выражением интереса жить, поскольку искусство для Р. Генри было «средством передавать мысли и чувства, а не умением писать картины. Оно предполагало единство художника со всем человечеством».6 Несмотря на это, Р. Кент в своем творчестве сумел найти баланс и сочетать реалистическую манеру с романтическим символизмом. Пожалуй, в том и состоит отличительная черта искусства от науки: оно обнаруживает единство субъективного и объективного в эстетическом созерцании.
Р. Кента можно в какой-то степени назвать Леонардо ХХ века, ведь он сочетал в себе множество талантов: Р. Кент был и чертежником, и литератором, и путешественником, и общественным деятелем, побывал во многих странах, включая и Советский Союз. Живопись - это лишь доля его наследия, ведь, помимо этого, он был великолепным графиком, работы коего имели большое социально-политическое значение.
Отличительной чертой его творчества было то, что художник относил свое творчество к реализму, который им понимался через категорию прекрасного, которое в его понимании состояло в гармонии со Вселенной. Последняя в его понимании была первичным и вечным фактором, который и обуславливал существование человека. Р. Кент не был популярен на Родине подобно Г. Мелвиллу, поскольку в современном ему капиталистическом обществе в прерогативе находились идеи абстрактного экспрессионизма. Дж. Кошут характеризует тот период дефицитом концептуальной новизны в обществе, где главным становится потребитель.7 Вместе с тем, несмотря на политическое соперничество страны Советов и США, работы Р. Кента как в области литературы, так и в области живописи стали широко известны в советское время: многие его произведения были переведены на русский язык в 1960-е годы, а картины настолько популярны, что выставки с ними организовывались и проводились во многих городах СССР. Более того, Р. Кент являлся почетным членом Академии художеств СССР.8
Вместе с тем, центральное место творчества Р. Кента занимали именно социально-политические сюжеты, являясь антиподом эстетики и богатства.9 Он считал довольно важной необходимость напоминать людям об истинных целях, его творчество представляет собой довольно яркий пример глубокого проникновения большого гуманистического содержания в реалистическую живопись.10 Многие его работы были представляют собой квинтэссенцию гражданского чувства. Довольно много художественных работ выполнялось им для журналов на социально-политические темы. Так, во время Второй мировой войны им была выполнена целая серия карикатур на Гитлера. Можно сказать, что между искусством и жизнь художник поставил знак равенства.
Анализируя творчество художника, можно отметить, что огромное и многообразное творчество было направлено на воплощение идеалов системного понимания эстетического, отражающее в равной степени как возвышенное, так и безобразное, как трагическое, так и комическое. Р. Кента можно в какой-то степени назвать «ноосферным» человеком, эталоном своеобразного идеального типа социального субъекта.11
Целью настоящего исследования является определение значимости иллюстраций Р. Кента в романе «Моби Дик» в настоящее время и уникальности книжной графики автора.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Собрать и проанализировать книжную графику Рокуэлла Кента (Р.К) на тему морских путешествий.
2. Исследовать вопрос иллюстрации «Моби Дик» до и после 1930 г.
3. Выяснить место Р.К. в современной иллюстрации.
4. Определить, насколько наличие иллюстраций влияет на восприятие текста.
5. Найти и сравнить альтернативную иллюстрацию роману «Моби Дик».
При этом используются различные методы, как теоретические, включающие в себя анализ, синтез, аналогию, так и частные методы: исторический, сравнительный, описательный и иные.
Исследование настоящей работы базируется на работах таких ученых как Т.А. Петрова. Рокуэлл Кент 1990 (единственная на сегодняшний день монография отечественного исследователя), А.Д. Чегодаев - вступительная статья к альбому 1964 г., Эрик Торм - Когда цвет - больше, чем цвет. 2019. Помимо русскоязычных были применены и издания на английском языке: A Finding Aid to the Rockwell Kent Papers, circa 1840-1993, bulk 1935-1961, in the Archives of American Art Catherine Stover and Lisa Lynch 1998; The Concept of “North” in the Works by Rockwell Kent Alexandra A. Sitnikova 2014; Fielding D. Dupuy Seeking a new paradise for mankind : Rockwell Kent in Tierra del Fuego and the creation of a new national image for Chile - Fielding D. Dupuy и иные.
Кроме того, широко применены и авторские источники Р. Кента: Voyaging Southward from the Strait of Magellan / Плавание к югу от Магелланова пролива (1924); N by E (1930) (результат экспедиции в Гренландию); Salamina / Саламина (1935) (Гренландия); Wilderness / В диком краю (1920/1937) (Путешествие на Аляску 1918 г.); Автобиография It’s Me, O Lord / Это я, Господи (1955); Greenland Journal / Гренландский дневник (1962) (3-я поездка в Гренландию).
Данная работа является актуальной, поскольку как при зарождении романтизма, искусство для человека является одним из способов познания и созидания, что наиболее ярко отражено в неоднозначных работах Р. Кента и Р. Мелвилла, для которых природа является единым целым перед лицом мироздания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итог проведённым исследованиям, можно прийти к выводу, что иллюстрации Р. Кента к роману «Моби Дик» сохраняют значимость сегодня.
Уникальность книжной графики Р. Кента заключается, по мнению автора, в том, что искусство для него было лишь одним из способов познания и созидания, а «романтический реализм» наилучшим образом выражал главную тему его творчества: «Человек и Дикая природа перед лицом мироздания».
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель исследования была выполнена: была определена значимость иллюстраций Р. Кента в романе «Моби Дик» в настоящее время и уникальность книжной графики автора. Для этого были выполнены задачи, заключавшиеся в сборе и анализе книжной графики Рокуэлла Кента (Р.К) на тему морских путешествий, исследован вопрос иллюстрации «Моби Дик» до и после 1930 г., выяснено место Р.К. в современной иллюстрации, определено, насколько наличие иллюстраций влияет на восприятие текста, произведен анализ альтернативной иллюстрации романа «Моби Дик». При этом были использованы различные методы, примененные на основании научной базы, описанной в разделе «Введение» настоящей работы.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что искусство для человека является одним из способов познания и созидания, что наиболее ярко отражено в неоднозначных работах Р. Кента и Р. Мевилла, для которых природа является единым целым перед лицом мироздания. При этом в их работах сущность истолкована как борьба свободы в субъекте и необходимости объективного, борьба, в которой нет места компромиссу, есть лишь победитель и побежденный. Примечательно, что оба автора являются довольно многогранными личностями, которых не поняли современники, несмотря на их гениальность и результат работы, в котором перепились реализм и романтизм.


Источники
1. Что думали современники о романе «Моби Дик» 1851 года. [Электронный ресурс]. URL: https://ast.ru/news/chto-dumali-sovremenniki-o-romane-mobi-dik-1851-goda/ (дата обращения 19.05.22).
2. Венедиктова Т. Расшифровка. Герман Мелвиилл. «Моби дик, или Белый кит». [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/2293 (дата обращения 19.05.2022).
3. Симаков В. Моби Дик» Германа Мелвилла: несвоевременный шедевр». 29.03.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://daily.afisha.ru/brain/1028-mobi-dik-germana-melvilla- nesvoevremennyj-shedevr/ (дата обращения 19.05.22).
4. Ломаев Арт. Официальный сайт. URL: http://www.lomaevart.com/News2016.html (дата обращения 19.05.22).
5. Выставка произведений Рокуэлла Кента. Живопись и графика. Каталог. 1958. 50 с.
6. Letter from Rockwell Kent to William A. Kittredge, 11 November 1927, Kittredge / Wing Collection.
7. Letter from William A. Kittredge to Rockwell Kent, 29 March 1930. The Rockwell Kent Papers, Archives of American Art, Smithsonian Institution, Washington, DC (hereafter cited as Kent Papers/Smithsonian).
8. Должников А. Встречают по обложке. Красивые книги покупают лучше. 21.10.1998. URL: https://vc.ru/design/48726-vstrechayut-po-oblozhke-krasivye-knigi-pokupayut-luchshe (дата обращения 19.05.2022)
9. Зуев Б. Роль дизайна в книгоиздании. URL: https://compuart.ru/article/8434 (дата обращения 19.05.2022).
Литература
1. Кент Р. В диком краю. М., 1965. 189 с.
2. Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972. 280 с.
3. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и некоторые проблемы американского романтизма //Проблемы истории литературы США. М., 1964. С. 73-156.
4. Мелвилл Г. Моби Дик. М., 1962. 840 с.
5. Меликян М.А. Онтолого-антропологические основания становления ноосферного человека: дис.... канд. филос. наук. Иваново, 2014, с. 153.
6. Петрова. Т.А. Рокуэлл Кент. Л., 1990. 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ