Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная метафизика творческого события в современной русской поэзии

Работа №126364

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Человек и творческое событие 6
1.1 Человек как существо двойственной природы 6
1.2 Человек как существо творческое 14
1.3 Творческое событие 25
1.4 Диалог и творческое событие 34
1.5 Социальная метафизика и творческое событие 44
Выводы к главе 1 51
Глава 2. Социальная метафизика и творческое событие в современной русской поэзии 54
2.1 Борис Рыжий 56
Выводы к главе 2 71
Заключение 73
Список используемой литературы 76

Проблема творческого события зачастую становилась центром внимания не только литературоведческого или филологического исследования, но также и философской рефлексии. Однако чаще всего авторы заостряют свое внимание на непосредственно эстетической стороне данного вопроса, хотя само творческое событие в своей развертке задевает все существо человека, формируя и обособляя его как существо метафизическое. Под метафизикой человека следует понимать его сверхприродное начало, к которому классически относятся такие акты, как акты любви, мышления, свободы, доброты, веры, творчества и т.д. Социальный статус творческого события проясняется, когда мы обращаемся к человеку не как к оторванной единичности, но как к субъекту социальности; субъекту, что в каждый момент времени вовлечен в отношения «Я» - «Другой». Так, по мнению К.С. Пигрова хотя всеобщее (метафизическое) и концентрируется в самосознании человека, само постижение предельных оснований бытия и мышления не дано отдельному человеку, но дано организованному единству - социуму [25, с. 67]. Однако, в современном мире вовлеченность социума во всеобщее ставится под вопрос в связи с разобщённостью и фрагментарным существованием человека, что в своей сути ведет к нарушению онтологической настройки человека, его причастности к событию мира.
В настоящем исследование именно творческое событие выступает инструментом приобщения человека к метафизическому через «открытость» человека по отношению к миру. Миру, заключающемуся в рамках литературного произведения как целостности. Такая целостность достигается за счет соответствия текста (литературного произведения) своему прообразу - Миру. В.В. Бибихин так пишет в связи с переводом текста: «Настоящая вещь с самого начала несет в себе свой собственный перевод. <...> Раз однажды человеком и человечеством достигнута подлинность, в которой они ощутили полноту бытия или хотя бы угадали ее в предвосхищении, все последующее будет непрестанным переводом этого подъема на бесчисленные языки» [9, с. 235-236]. Именно уникальность схваченного бытия выражается автором в творческом событии, которое, посредством приобщённости к нему читателя, формирует метафизическую настройку человека.
Во второй части работы предпринята попытка философской рефлексии современной русской поэзии на материале творчества Бориса Рыжего. Выявляются и актуализируются «рамки напряжения», свойственные его поэзии, а также дается анализ социальным явлениям, придающим уникальность его творчеству.
Актуальность работы продиктована неоспоримой ролью творческого события в формировании человека в качестве существа двойственной природы, где первая - биологическая, вторая - метафизическая. Однако само рассмотрение предполагает под собой не эстетическое или антропологическое исследование, но исследование через оптику социальной метафизики, которое редко осуществлялось на поприще отечественной философской рефлексии.
Также актуальность работы связанна с кризисом современного общества, теряющего свое онтологическое основание. Человек, следуя вектору индивидуализации, фрагментирует себя, теряя метафизические «органы» чувств. Творческое же событие через приобщенность читателя к произведению призвано вернуть человеку именно метафизическую «почву».
Объект: творческое начало человека
Предмет: творческое событие в его социально-метафизическом аспекте
Цель: рассмотреть творческое событие как социальное явление, формирующее и конституирующее метафизические проявления в жизни человека, а также проанализировать социально-метафизическое измерение поэзии в современной русской поэзии на примере Бориса Рыжего.
Задачи:
• Развернуть представление о человеке как о существе двойственной природы
• Продемонстрировать связь творчества с непосредственным бытием человека, а также развернуть человеческое существо как существо, находящееся в постоянном процессе «саморождения»
• Дать целостное представление о творческом событии, а также выразить творчество, как деятельный подход к жизни
• Указать на диалогическую природу творчества и творческого события
• Представить связь творческого события и социальной метафизики
• На примере современной русской поэзии, а именно на примере творчества Бориса Рыжего, раскрыть связь социального и метафизического
Научная новизна проводимого исследования заключается в том, что в нем впервые осуществляется попытка анализа творчества Бориса Рыжего с точки зрения социальной-метафизики.
В данной работе феномен творчества рассматривается с позиций деятельностного подхода. В связи с этим применяются принципы исследования, выраженные в антропологии, социальной философии, метафизике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении к настоящему исследованию следует подвести итог проделанной работе. Так, в работе была определенна двойственная природа человеческого существа, которая заключается в его распятости между мирами биологического и метафизического, горнего и дольнего. Раскрытие данной темы было проведено через концептуализацию представлений философов, занимающихся указанной проблемой. К таким исследователям можно отнести Платона, Аристотеля, Фому Аквинского, Р. Декарта, Б. Спинозу, А. Бергсона. В русской традиции человеческой природой занимались такие философы, как В.С. Соловьев и С. Франк. Все они в той или иной мере отмечали соотношение божественного и биологического в начале человека.
Творчество рассматривается в качестве феномена, который перебрасывает мост между двумя началами человеческого существа. Оно есть то, что отличает человеческое существо от машины, с ее запрограммированностью и детерминацией, и от животного, слепо следующего призыву инстинктов. Через творческое событие человек оказывается причастным к чему-то большему, нежели мир биологической иерархии. Само становление человеческого в человеке понимается М. Мамардашвили как процесс зановорождения, что является творчеством в широком смысле слова. Причастность человеческого существа к миру горнему реализует себя в постоянном воспроизведении таких метафизических элементов, как любовь, доброта, честность, справедливость, долг и т.д. Такое воссоздание метафизических явлений через существо человека есть акт свободы, который должен пониматься не только в терминах свободы «от», но и в смысле свободы «для». Последняя же открывает человеку пространство исполнения долга, который заключается в становлении и восхождении человеческого существа. Человек у Н.А. Бердяева понимается как микрокосмос, который вмещается в себя все потенции бытия. Именно реализация этой потенциальности находит себя в творческом событии. Само же творчество по Н.А. Бердяеву исходит из глубинных начал человека, оно является бездонным и родниковым проявлением человека. Оно также мыслится как предельное, ибо заключается в выходе человека за его собственные границы.
Творческое событие было рассмотрено через философию поступка М.М. Бахтина. Такое событие играет неотъемлемую роль в становлении человека. Оно есть то, что порывает с повседневностью и автоматизмом обыденной жизни. К наиболее характерным особенностям поступка, равно как и творческого события, можно отнести ответственное вовлечение, которое реализуется через эмоционально-волевой тон, и направленность на «вечную истину». Также важным является продуктивная активность поступка по отношению к бытию в философии М.М. Бахтина. Такая активность согласуется и с видением творчества Н.А. Бердяева, который также отмечает прибавочную активность творчества.
В настоящем исследовании была прояснена связь между диалогом и творческим событием, которая заключается во взаимоотношении «Я» и Другой. Творчество оказывается точкой отсчета в диалогических отношениях, которые понимаются не только как диалогическое общение «Я» и другого человека, но и как диалог между «Я» и художественным произведение. Подчеркивается диалогическая природа самого мышления. В основу такого рассмотрения были взяты труды таких философов как М. Бубер и М.М. Бахтин. Были обозначены расхождения и общие моменты в видении диалога. Так, к первым можно отнести несоответствие субъектных отношений в воззрениях этих двух философов, а именно у М. Бубера субъекты диалога «Я-Ты» объединяются в целое, когда у М.М. Бахтина субъекты оказываются противопоставлены друг другу. В тоже время в рассматриваемых подходах сам диалог является основой бытия, через который человек может открыть в себе человеческое.
Более того, была утверждена значимость творчества для общества в целом, заключающаяся в утверждении метафизических элементов в жизни человека. Через творческое событие человек приходит к своей самости, раз за разом рождая и воссоздавая в себе общечеловеческие явления, такие как честь, смелость, любовь, дружба и т.д. Однако проблематичным видится атомарность и массовость современного общества, что заключается в растущем чувстве одиночества и заброшенности современного человека. Такое одиночество не позволяет человеку найти выход к Другому, запирая его в самом себе.
Во второй части работы была предпринята попытка рассмотрения поэзии Бориса Рыжего с точки зрения социальной метафизики. Были обозначены условия, определяющие общую трагичность его поэтики. К таким условиям можно отнести крах СССР, перестройку, подъем преступности и маргинализацию общества. Так же были выделены магистральные темы в творчестве Бориса Рыжего, которые служат рамками напряжения метафизических элементов. К таким мотивам можно отнести: смерть, вину, жалость, музыку, одиночество, родство и молодость. Таким образом было продемонстрированно, что поэзия Бориса Рыжего, несмотря на твою трагичность, выделяется своим человеколюбием. Ее сюжеты служат рамками напряжения, которые, усваиваясь через поэтическую форму повествования, является некоторым нравственным ориентиром для человека. Через поэтическое усвоение метафизических явлений, человек приобретает понимание самых простых, но в тоже время сложных вещей, которые играют решающую роль в становлении человеческого в человеке.


1. Аристотель, О Душе. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. - 202 с.
2. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1 Философская эстетика 1920-х годов М.: Русские словари, 2003. - 958 с.
3. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6 Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960-1970 М.: Русские словари, 2002. - 341 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
5. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. - 336 с.
6. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности / ред.-сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сизинская. - М.: МПСИ: Флинта, 1999. - 312 с.
7. Бердяев, Н. А. Самопознание - М. Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 451 с.
8. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества М.: Издательство «Правда», 1989. - 608 с.
9. Бибихин В.В. К переводу классических текстов // Бибихин B.B. Слово и событие. М., 2001. - 280 с.
10. Бибихин В.В. Мир. Язык философии / Владимир Бибихин. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016 - 448 с.
11. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лёзова. - М.: Республика, 1995. - 446 с.
12. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.
13. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1976. - 623 с.
14. Гелен А. Образ человека в свете современной антропологии (пер. с англ. А.Н. Портнова) [Личность. Культура. Общество]. 2007. Т. 9. Вып. 3 (37). с. 37-51
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : Т. 1-4 / В.И. Даль. - М., 1994. - Т .4. - 912 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ