Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь уровня стресса и эмоционального интеллекта (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Алтайский филиал))

Работа №126341

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы37
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: РАНХиГС (г. Барнаул).
Выборка: 40 студентов-психологов 2-4 курсов.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы изучения проблемы стресса и эмоционального интеллекта 5
1.1 Подходы к понятию «стресс» в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2 Понятие «эмоциональный интеллект» и его функции 10
1.3 Стрессозащитная функция эмоционального интеллекта 15
Глава 2. Эмпиричсекое исследование взаимосвязи стресса и эмоционального интеллекта 21
2.1 Процедура и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 24
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложение 36

Актуальность исследования. Стресс в жизни человека занимает первое место среди психофизиологических и биологических процессов. Стресс – механизм сохранения жизни, функционирующий миллионы лет на протяжении всей эволюции человечества. Стресс – это ответ организма на внешние обстоятельства окружающей среды, мобилизующий защитные силы для преодоления или избегания угроз. Стресс и его переживание личностью зависит от эмоционального интеллекта.
Проблема развития эмоционального интеллекта личности является одной из малоразработанных и дискуссионных в психологической науке. Это связано как с новизной, так и с сложностью и многогранностью указанного феномена. В отечественной психологии остается недостаточно разработанной теоретическая концепция эмоционального интеллекта, что сказалось на отсутствии четкого и однозначного определения психологической сущности данного понятия, его структурных компонентов, функций и механизмов развития. Актуальным в настоящее время является изучение проблемы взаимосвязи стресса и эмоционального интеллекта.
Цель исследования – изучить взаимосвязь стресса и эмоционального интеллекта.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «стресс» в психологической литературе.
2. Определить понятие и функции эмоционального выгорания.
3. Выявить в эмпирическом исследовании взаимосвязь стресса и эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования: взаимосвязь стресса и эмоционального интеллекта у студентов-психологов обусловлена негативизмом и негативной социальной оценкой; эмоциональной осведомленностью и длительностью и повторяемостью стрессора; управлением эмоциями и информационными перегрузками.
Объект исследования – стресс и эмоциональный интеллект.
Предмет исследования – взаимосвязь стресса и эмоционального интеллекта.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды В.А. Бодрова, К.Г. Изарда, Г. Селье и др. Э.П. Ильин, Р. Лазарус, А.В. Либина и др. определили сущность понятия «стресс». Дж. Гоулман, М.О. Журавлева, В. Кеннон и др. определили структуру понятия «эмоциональный интеллект». В работах Е.Н. Герасимовой, Л.И. Ларионовой и др. определена зависимость переживания стресса и эмоционального интеллекта.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Стресс – обычное и распространенное явление. Все мы иногда ощущаем его влияние на себя. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Только чрезмерный стресс создает проблемы для людей и организаций. Стресс – неотъемлемая часть человеческого существования, нужно только различать допустимую степень стресса. Следовательно, стресс – это путь реагирования человеческого организма на любой вид вызовов и угроз. Когда человек испытывает угрозу стрессовая система реагирует путем высвобождения в организм гормонов стресса (среди них наиболее известны – кортизол, адреналин, норадреналин, эндорфин и другие), которые повышают способность организма действовать в условиях экстремальной ситуации. Сердце начинает работать интенсивнее, повышается тонус мышц, давление крови повышается, дыхание становится чаще и органы чувств становятся более острыми. Указанные физические изменения в организме позволяют мобилизоваться стрессовой системе с целью защиты организма.
Эмоциональный интеллект или EQ – это показатель способности к общению, умение осознавать собственные эмоции и понимать чувства других людей; это взаимодействие эмоциональных, когнитивных, поведенческих и мотивационных особенностей личности, направленных на понимание собственных эмоций и эмоциональных переживаний других людей, подчинение эмоций разума, что способствует самопознанию и самореализации через обогащение эмоционального и социального опыта.
Эмоциональный интеллект позволяет быть разумным со своими чувствами. Несмотря на разногласия в отдельных трактовках и подходах к определению их сущности, неоспоримым остается тот факт, что как эмоциональный, так и социальный интеллект является важным практическим достоянием человека с широким спектром его использования в различных сферах деятельности, поскольку оперирует социальной, практической, личностной и эмоциональной информацией.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование.
Применение методики определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е.В. Распопина позволило заключить, что 22,5% имеют высокий уровень стрессоустойчивости, 60,0% – средний уровень, 17,5% – низкий уровень.
Результаты по методике «Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холл показали, что более всего характерно студентам вуза проявление эмоциональной осведомленности, негативизма, эмпатии, менее – управление своими эмоциями, самомотивация.
В ходе исследования была выявлена взаимосвязь между стрессом и эмоциональным интеллектом: на стрессоустойчивость студентов оказывает влияние негативная самооценка (р=0,000), длительность и повторяемость стрессора (р=0,000), информационные перегрузки (р=0,000), дефицит времени (р=0,000), ситуация конкретной угрозы (р=0,000).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. – Москва : БХВ-Петербург, 2019. – 549 c.
2. Белобородов, А. М. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов / А. М. Белобродов // Образование и наука. –2018. – Том 20. – № 4. – С. 109-127.
3. Бодров, В. А. Психологический стресс: условия профилактики, развитие и преодоление / В. А. Бодров. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 458 с.
4. Герасимова, Е. Н. Психолого-педагогическая технология повышения стрессоустойчивости / Е. Н. Герасимова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2018. – Т. 1. – № 13. – С. 55-59.
5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дениел Гоулман ; пер. с англ. А. П. Исаевой. – Москва : АСТ: АСТ, 2009. – 478 с.
6. Гутова, Т. С. Исследование уровня эмоционального интеллекта среди студентов 1 курса медицинского университета / Т. С. Гутова, А. В. Мальцев, Н. Д. Хохлова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 31. – С. 1567-1570.
7. Данилевич, И. Н. Значение эмоционального интеллекта для развития личности / И. Н. Данилевич // Психология человека и общества. – 2022. – № 8 (49). – С. 12-17.
8. Девятов, А. А. Особенности эмоционального интеллекта у студентов с различной степенью социальной активности / А. А. Девятов // В сборнике : Сборник докладов XIV Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. Материалы конференции. Под общей редакцией Т.Н. Сахаровой. – Москва, 2019. – С. 38-40.
9. Дутчина, О. Б. Я-концепция как ресурс развития стрессоустойчивости личности / О. Б. Дутчина // В сборнике : Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. сборник научных трудов. под ред. Е. Н. Ткач. – 2017. – С. 63-67.
10. Журавлева, М. О. Эмоциональный интеллект как проблема психологических исследований / М. О. Журавлева. – [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceandeducation.pdpu.edu.ua/doc/2009/l_2_2009/14.pdf.pdf. (дата обращения: 04.10.2023 г.).
11. Изард, К. Г. Психология эмоций / К. Г. Изард / Пер. с англ. – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 548 с.
12. Ильин, Э. П. Эмоции и чувства / Э. П. Ильин. – Санкт-Петербург Питер, 2017. – 764 с.
13. Келли, Дж. А. Теория личности. Психология личностных конструктов / Дж. А. Келли. – Санкт-Петербург : Речь, 2000. – 249 с
14. Кеннон, В. Физиология эмоций : Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости / В. Кеннон, проф. физиологии Гарвардск. ун-та ; Пер. с англ. В. А. Дорфмана и А. Г. Кратинова ; Под ред. и с предисл. Б. М. Завадовского. – Москва : Академия, 2002. – 173 с.
15. Кижаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Кижаев-Смык. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 463 с.
16. Кирпичева, В. В. Эмоциональный интеллект : модели эмоционального интеллекта, эффективные способы развития эмоционального интеллекта / В. В. Кирпичева // В сборнике : Психологические и педагогические основы интеллектуального развития. – Уфа, 2023. – С. 53-61.
17. Ларионова, Л. И. Эмоциональный интеллект как ресурс благополучия студентов в условиях пандемии / Л. И. Ларионова, Л. Н. Азарова // В сборнике : Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. МАНПО, 2021. – С. 58-62.
18. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2000. – № 3. – С. 4–22.
19. Либина, А. В. Эмоции и стресс / А. В. Либина, А. В. Либин. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2018. – 248 с.
20. Манфред, Кетс де Врис Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Манфред Кетс де Врис. – Москва : Альпина Диджитал, 2019. – 350 c.
21. Мешкова, Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие : зарубежные исследования / Н. В. Мешкова // Современная зарубежная психология. – 2018. – № 2. – С. 49-59.
22. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 66 с.
23. Смит, Дж. Профессиональный стресс / Дж. Смит // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. – Москва : Мир, 1991. – 189 с.
24. Стивен, Дж. Стейн Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи / Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук. – Москва : Баланс Бизнес Букс, 2019. – 384 c.
25. Ундуск, Е. Н. Эмоциональный интеллект студентов с различной модальностью самоотношения / Е. Н. Ундуск, Ю. С. Пежемская, М. С. Игнатенко // Научное мнение. – 2019. – № 12. – С. 48-54.
26. Шакирова, С. Психологические особенности развития эмоционального интеллекта в межличностном конфликте студентов / С. Шакирова // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2019. – № 3 (49). – С. 89-92.
27. Esin, C. A social skills development training programme to improve adolescents' psychological resilience and emotional intelligence level / C. Esin, S. Nyray // Archives of Psychiatric Nursing. – V. 35, Issue 6, December 2021. – Pр. 610-616.
28. Lazarus, R. S. From psychological stress to the emotions : a history of changing outlook / R. S. Lazarus // Ann. Rev. Psychol. – 1993. – V. 44. – P. 1–21.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ