Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философия природы в лирике К. Д. Бальмонта и синкретизм традиций

Работа №126340

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы95
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ КАК ОСНОВА СИНКРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРИРОДНО-КОСМИЧЕСКОГО МИРА В МИФОПОЭТИКЕ К. Д. БАЛЬМОНТА 15
1.1. Творческая эволюция символизма К. Д. Бальмонта: от
неоромантизма к мифопоэтическому символизму и изменению картины мира 15
1.2. Синкретизм как основа философии природы и поликультурность
модели 22
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПОЭТИКА ПРИРОДНО-КОСМИЧЕСКИХ СТИХИЙ И СИМВОЛИЗМ ОБРАЗОВ И МОТИВОВ В КНИГАХ СТИХОВ К. Д. БАЛЬМОНТА 32
2.1. Космогонические мифопоэтические образы в художественном мире
К. Д. Бальмонта 32
2.2. Солярные мифы как источники мотивов, сюжетов и образов в
лирике К. Д. Бальмонта и их трансформация 52
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЛОГОС И ДАО В МИФОПОЭТИКЕ ПРИРОДЫ У
К. Д. БАЛЬМОНТА И ПРОБЛЕМА СИНКРЕТИЗМА ТРАДИЦИЙ 68
3.1. Традиции религии и философии даосизма и их отражение в
мифологических образах природы у К. Д. Бальмонта 68
3.2. Философия Логоса как путь к осмыслению образов и мотивов
природы у К. Д. Бальмонта 76
3.3. Синкретизм истолкования традиций Логоса и Дао и поэтика
природно-космического мира в лирике К. Д. Бальмонта 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....88


К. Д. Бальмонт был одним из поэтов-символистов Серебряного века, в творчестве и мироощущении которых важнейшую роль играли религиозно-философские идеи, мотивы и образы, взятые из мировой литературы и культуры и из мифов различных народов мира. Поэт обращается не только к использованию экзотичных образов, но и к их осмыслению через формы перевода, стремясь воссоздать наиболее полную версию религии, философии или мифологии других стран в поэтической форме. На этой основе в его творчестве возникает синкретизм западноевропейской и восточной традиций, формируются творческие принципы.
Синкретизм как основа мифопоэтики символизма Серебряного века — сложная проблема, которая определяется полигенетической природой творчества. Стремление к синтезу различных мифологий и мифопоэтических источников поддерживалось разными религиозно-философскими, художественно-эстетическими, мифологическими, культурологическими и естественно-научными теориями, влиянием теософии, антропософии, гностицизма, индуизма, буддизма и даосизма. Под влиянием и восприятием идеи Ф. Ницше о сверхчеловеке мифопоэтический образ солнечного гения стал доминировать в художественном мире К. Д. Бальмонта. Заслуживает внимания, что влияние западноевропейского символизма и восточной экзотики распространяется в русской литературе и культуре через философию Вл. Соловьева и его труды, такие, как «Идея сверхчеловека», «Буддийское настроение в поэзии» и др. Однако «буддийские настроения» вошли в творчество Бальмонта как восточная тема. Поэт-символист «воспринял “дух” Востока еще до “личного” знакомства» с восточными странами «во время своих многочисленных путешествий». Бальмонт не просто сравнивает или воспроизводит образы и мотивы «чужих» религий или философий, но представляет их в синтезе традиций Востока и Запада, т. е. трансформирует их в «свои» и создает сюжеты и образы новых мифов. Стоит отметить, что эмоциональная окрашенность образов-символов Бальмонта связана с лирическим «Я» в художественном мире поэта или субъектом его авторского сознания.
Несомненно влияние теософских течений на духовные искания данной эпохи, а также антропософии и других эзотерических учений. Можно утверждать, что вышеупомянутые источники представляют собой основу поликультурности в творчестве Бальмонта и других поэтов символизма. Бальмонт увлекся теософией, прочитав книгу Е. Блаватской «Голос Молчания» (1889), когда находился в 1897-м г. в Лондоне. Значительный фрагмент из этой книги он перевел с английского и включил в свою статью «Кальдероновская драма личности» (1903). В своем творчестве поэт совместил эстетизм, с которого начинал, с теософией, прочувствованной очень личностно.
В понятии «философии природы» Г.В. Ф. Гегель стремился обобщить достижения современного естествознания, представив их в единой картине. Ф. В. Й. Шеллинг в работе «Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки» (1797) выделил в природе ступени восхождения творящего духа к свободе. С темой философии природы связана традиция русской поэзии от М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина в XVIII веке до В. А. Жуковского, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева и других поэтов XIX столетия.
В начале XX века В. Гейзенберг охарактеризовал новую установку в развитии этого понятия, указав, что «предметом исследования» становится уже не сама природа, а природа, поставленная под сомнение человеком, так что речь идёт «не о картине природы, а о картине наших отношений к природе». В. А. Куприянов в статье «Становление и проблематика философии природы в раннем творчестве Шеллинга» отмечает «позицию интеллектуального созерцания, т. е. абсолютного и изначального субъект- объекта» и представления, что «вещи в нас» . Из некоей картины мира, существующей вне и независимо от человека, понятие «философия природы» становится основанием для размышлений о ценностных аспектах и деятельностных ориентациях человека в его духовно-практических взаимоотношениях с природой.
A. Ханзен-Леве в своей двухтомной монографии проводит не только системное исследование образно-поэтической и мотивной структуры основного комплекса текстов, но и целостное рассмотрение поэтической системы русского символизма. Например, такие доминанты текста, как мотивы «путь», «кружение», оппозиции «воспоминание-забывание», «мгновение-вечность», дискурс «пустоты», образы «солнце и луна», «огонь и горение», «сфера воды» (вода как стихия), «язык природы» (безгласная речь), «воздушный мир» (Небо и эфир) и «мир природы» (Мать-Земля), в качестве важных мотивов философии природы четко показаны в трудах исследователя. Именно поэтому общая система мифопоэтических символов К. Д. Бальмонта характеризуется как характерная для русского символизма.
B. В. Бурдин исследовал мифологическое начало в поэзии К. Д. Бальмонта конца XIX - начала XX вв. В исследовании особое внимание уделяется диахроническому движению творчества поэта того времени — переходу от архетипов к мифологемам, что представляет особый интерес для нашего исследования. Мы ставим своей одной из важных задач выяснить творческую эволюцию символизма К. Д. Бальмонта: от неоромантизма к мифопоэтическому символизму и изменению картины мира.
Г. В. Цыкунова в своем исследовании «Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К. Д. Бальмонта» выяснила и проанализировала комплекс некоторых религиозных и философских идей, тем, мотивов и образов в произведениях Бальмонта, а также определила их роль в контексте всего творчества. Она указывала, что «типология и функции религиозных мотивов, сюжетов, символов, образов и философских идей в художественном мире поэта раскрывает многообразный и неоднозначный спектр затронутых им тем и проблем». На основе изучения проблемы влияния индуизма, буддизма и даосизма на мировоззрение и творчество поэта мы можем предположить, что восточная философия и религия у Бальмонта — это важная составляющая его религиозного синкретизма.
Для исследования синкретизма традиций Бальмонта и философии природы в его творчестве большой интерес представляет работа Л. И. Будниковой о поэзии Бальмонта, посвященная органической взаимосвязи русской синкретической культуры рубежа XIX-XX вв. с музыкой, пластическими искусствами и с театром. Согласно исследованиям В. А. Келдыша, существуют три важные проблемы изучения произведений Серебряного века: проблема целостности литературы и культуры Серебряного века («Русская литература “серебряного века” как сложная целостность»), проблема взаимосвязи литературы и философии («Философия и литература “серебряного века” (сближения и перекрестки)») и проблема синтеза искусств («Литература в кругу искусств»). Мы бы хотели углубить существующие в современном литературоведении понимание связей между литературой и философией в мифопоэтике Бальмонта на основе темы философии природы.
В. Крейд показал, что образы лирики Бальмонта обладают «духовной природой» . В связанности героя с природой усматривается приверженность поэта пантеистическим и романтическим идеям, воплощенным в лирике А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.
Что касается проблемы экзотики в русской литературе, то в концептуальном свете в конце XIX века эту тему углубил В. С. Соловьёв, утверждая буддизм как мистическое течение русской философии и поэзии. Ему принадлежит статья «Буддийское настроение в поэзии» . Р. Ф. Бекметов в своей монографии «Русская литература и буддийско-даосский Восток (проблемы диалога)» осмыслил русскую литературу как эстетическое единство в аспектах диалогических отношений с восточной традицией. Он рассматривает проблему отношений России с Востоком с двух основных точек зрения: 1) Восток выступает как текст на уровне образов, мотивов, сюжетов, что относится к «эксплицитному, ясно выраженному и хорошо просматриваемому плану значений»; 2) Восток выступает в роли «контекста» или «взгляда», через которую классические русские литературные произведения освещаются «дополнительными смыслами», их «оттенками» и «узорами». Мы берем первый аспект, чтобы проанализировать данные проблемы.
П. В. Пороль в работе «Рецептивная эстетика образа Китая в поэзии К. Бальмонта» обнаружил тексты на китайском языке, к которым обращался Бальмонт. По его исследованию, можно утверждать, что образ Китая в поэзии К. Бальмонта возник не случайно, но сложился как результат долгих и глубоких размышлений и поисков автора .
Актуальность данного исследования обусловлена появлением комплексных исследований поэтики русского символизма и прежде всего работ А.А. Ханзен-Леве, З. Г. Минц и др., которые наметили важные аспекты изучения мифопоэтического символизма в русской литературе, что дает возможность углубить понимание природы и функций системы философских тем и мотивов у таких поэтов, как К. Д. Бальмонт. В изучении русской поэзии конца XIX - начала XX века преобладают работы, основанные на исследовании восточной темы как ориентальной. Существует серия исследований по направлению филологии на тему «философия и литература “серебряного века”», но в них недостаточно изучены сравнительные аспекты, особенно аспекты, связанные с мотивами философии буддизма, даосизма, конфуцианства и др. в русской поэзии. Актуальность нашего исследования обусловлена недостатком комментариев к поэзии Бальмонта, напр., существуют лишь труды Вл. Маркова и комментарии к отдельным изданиям; сложностью использования метода герменевтики при интерпретации мифов из разных систем в поэзии; значимостью изучения восточных мотивов и образов в русле методологии современных китайских и русских исследований, в которых намечены отдельные проблемы синкретической природы сюжетов, мотивов и образов как новообразований в составе экспериментальной мифопоэтики Бальмонта.
Научную новизну исследования определяют следующие направления анализа:
1) впервые будет представлено изучение темы философии природы с точки зрения философских понятий Дао и Логос, лежащих в основе синкретизма традиций К. Д. Бальмонта;
2) будет дан анализ религиозного, философского и художественного компонентов в их взаимосвязи с поэтикой Бальмонта с помощью методов герменевтики и мотивного анализа;
3) будет дан анализ мотивов и образов философии природно-космического мира стихотворений Бальмонта переходного времени от экспериментирования в русле неоромантизма и символистского эстетизма к мифопоэтическому символизму (в начале 1900-х гг.) на базе моделей символизма А. Ханзен-Леве.
Целью исследования — является стремление представить творчество Бальмонта в органической взаимосвязи с религиозно-философскими исканиями русской синкретической культуры Серебряного века; выявить соотношение мифопоэтических мотивов, связанных с философией даосизма в восточной философии и понятием Логоса в европейской традиции; исследовать на этой основе принцип игры как основание преображения слова в мифопоэтике Бальмонта.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) представить историко-литературную концепцию символистских философско-художественных исканий в современных исследованиях как путь к пониманию синкретизма мифопоэтики Бальмонта;
2) рассмотреть эволюцию поэтики Бальмонта от неоромантизма и эстетизма к мифопоэтическому символизму с учетом исследования А. Ханзен-Леве, который представляет две модели символизма 1890-1900-х гг.;
3) выявить и проанализировать природно-космические мотивы и образы в художественном мире Бальмонта;
4) выяснить соотношение мифопоэтических мотивов, связанных с философией даосизма в восточной философии и с понятием Логоса в европейской традиции.
В основе методологии данной работы лежит культурно-исторический метод, мифопоэтический и мотивный анализ с элементами компаративистики, герменевтики и семиотики, обогащенные принципами исторической поэтики
A. Н. Веселовского и идеями современной имагологии. Актуальными для нашего исследования являются труды таких ученых, как Ю. М. Лотман, 3. Г. Минц, М. Элиаде и др., работы по мотивному анализу поэтического текста А. Ханзен-Леве и М. Л. Гаспарова, по мифопоэтике В. Н. Топорова и Е. М. Мелетинского. В книге Х. Г. Гадамера «Истина и метод» разработаны принципы философской герменевтики, в которой игра рассматривается как эстетический феномен творчества, что важно для разработки концепции играющего гения Бальмонта.
Гипотеза исследования заключается в том, что в поэзии Бальмонта был осуществлен синтез мифопоэтических, религиозно-философских, эзотерических и литературных традиций Запада и Востока (Гераклит, Платон, Гегель, Ф. В. Й. Шеллинг, Ф. В. Ницш, Е. П. Блаватская, Ф. И. Тютчев и B. Р. Соловьев и др.), что обусловило принцип синкретизма. Основа синкретизма Бальмонта — эрудиция, универсализм и концепция романтического гения. От романтического эстетизма его путь развития вел к панэстетизму и формированию идеи жизнетворчества, которая связана с автобиографическим мифом. Бальмонт создает миф о себе как об играющем гении, поэтому он демиург, и космические стихии природы ему подвластны. Религиозный и мифопоэтический синкретизм позволяет Бальмонту развивать саморазвивающегося духа в природно-космическом мире.
Объектом исследования является лирика К. Д. Бальмонта 1900-х гг., периода расцвета символизма. Это прежде всего стихотворения из сборников «Будем как Солнце» (1903), «Только любовь» (1903) и «Литургия красоты» (1905). В качестве непосредственного предмета исследования выступают мотивы философии природы в поэтике природно-комического мира К. Д. Бальмонта и его синкретизм традиций.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные идеи, отраженные в трудах А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, М. П. Алексеева, Д. С. Лихачева, Н. Н. Конрада , Ю. М. Лотмана, М. Элиаде, Е. М. Мелетинского, А. Ханзен-Леве, Е Шусянь, Тун Шуйе, Фэн Юлань, Чжан Лунси, Чжан Сянлун, Юань Кэ, Юй Цююй, Ян Лихуа.
Практической основой исследования послужили работы Г. В. Цыкуновой, Г. В. Килгановой, Д. В. Шабашова, Е. В. Концовой, Р. М. Сафиулиной, К. Р. Поповой, Л. И. Будниковой, посвященные изучению ориентализма в русской литературе. Ориентальная тема в литературе развивалась параллельно с межкультурными контактами стран Востока и Запада. В отличие от подходов и методов, заявленных в данных работах, мы должны дать анализ синкретизма мотивов и образов философии буддизма и даосизма и выявить малоизученные произведения поэта.
Научная значимость работы определяется её вкладом в развитие мотивного анализа, герменевтического исследования художественного текста поэта, связей между литературой, философией и религией и сравнительного анализа западной и восточной литературных традиций. Предлагаемое исследование способствует более глубокому пониманию философии природы, проблем синкретизма (литературного, философского и религиозного), мифопоэтики поэта в пространстве переходной историко-культурной эпохи русской литературы начала XX века.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в учебном процессе на филологических и философских факультетах: в курсах по русской литературе и философии конца XIX - начала XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, в китайских университетах при изучении русской литературы Серебряного века.
Апробация результатов работы проводилась на XXV и XXVI открытой конфиденции студентов-филологов Санкт-Петербургского государственного университета и в публикации тезисов по материалам конференции, а также на открытой Международной олимпиаде Санкт-Петербургского государственного университета среди студентов и молодых специалистов Petropolitan Science (Re)Search 2022/2023 учебного года.
Структура и объем исследования обусловлены поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе «Религиозно-философские, литературные и эзотерические источники как основа синкретической модели природно-космического мира в мифопоэтике Бальмонта» показана творческая эволюция символизма К. Д. Бальмонта: от неоромантизма к мифопоэтическому символизму и изменению картины мира, а также указывается синкретизм как основа философии природы и поликультурность модели. Во второй главе «Поэтика природно-космических стихий и символизм образов и мотивов в книгах стихов К. Д. Бальмонта» рассматриваются не только солярные мифы как источники мотивов, сюжетов и образов в лирике Бальмонта и их трансформация, а также космогонические мифопоэтические образы в художественном мире К. Д. Бальмонта. В третьей главе «Логос и Дао в мифопоэтике природы у К. Д. Бальмонта и проблема синкретизма традиций» выявлен синкретизм истолкования традиций Логоса и Дао и поэтика природно-космического мира в лирике К. Д. Бальмонта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Религиозные и философские идеи разных времен и народов не только обогатили мировоззрение Бальмонта, но и предоставили поэту различные решения вечных проблем о душе и Духе, о человека и Боге, о природе и Вселенной, помогли ему взглянуть на мир и прислушаться к себе разными способами. В результате исследования можно обобщить следующие наблюдения:
1) Синкретизм стал основой художественного мира поэта К. Д. Бальмонта и обусловил полигенетическую природу его мифопоэтики, напр., влияние русской классической и философской поэзии (Ф. И. Тютчев), влияние философских идей романтической философии Шеллинга и романтиков), влияние поэзии и философии Вл. Соловьева на творчество Бальмонта, влияние философских идей античности (Гераклит и Платон), влияние теософии (оккультизм Е. П. Блаватской) и идеи вечного возращения Ф. Ницше на творчество Бальмонта;
2) Образы, мотивы его лирики взаимосвязаны и имеют параллели в различных мифологиях мира и философских концепциях. Античные, славянские, китайские, египетские и индийские мифы лежат в основе природного и космического мира Бальмонта. Такие образы, как древнегреческий феникс, славянская жар-птица или китайский «Фэнхуан», являются конструктивными и устойчивыми в соответствующих мифологиях и в мифопоэтическом мире Бальмонта;
3) Восточные мотивы и образы в мифопоэтике Бальмонта, которые возникли на основе его религиозного и философского синкретизма, являются необходимым элементом его философии природы;
4) Конструктивные образы-символы Солнца оказались плодотворными для мифопоэтики Бальмонта, наряду с этим мотивы солярного космоса как ключи к вселенскому первоначалу, к естественным принципам жизни становятся важной частью художественного мира поэта;
5) Разнообразные маски и роли, которыми обладает лирическое «Я» в мифопоэтике Бальмонта (поэт-демиург, играющий гений, создатель новой космологии, образ стихий и др.), являются производными от гибкого использования архетипа трикстера;
6) В период с 1900 по 1908 гг. поэту были близки идеи гармонического единения ритмов природы с ритмами космического существования человека (напр., образ-символ Солнца как животворящее начало всего сущего и образ поэта как связующий образ Огня и Солнца);
7) Творческая эволюция символизма К. Д. Бальмонта с 1890-х по 1910-е годы: от неоромантизма через мифопоэтический символизм к неомифологизму, особенно в 1900-е годы, когда его поэтическая картина мира характеризовалась смешением трех фаз, но с доминированием мифопоэтического символизма;
8) Поэт-мифотворец Бальмонт привлекает и использует образы из различных космогонических систем путем его творческого принципа синкретизма, чтобы беспрестанно воссоздавать, ремифологизировать и поэтизировать акт творения в своем художественном мире;
9) Китайский даосизм оказался плодотворной системой идей для мифопоэтики Бальмонта, наряду с этим мотивы Дао как пути к вселенскому первоначалу, к естественным принципам жизни становятся важной частью художественного мира поэта, частью его древнегреческого Логоса. Понятия похожи по смыслу, но их трансформация на мифопоэтической основе в лирике Бальмонта имеет различную семантику, обычно Логос воплощается как огонь, а Дао выступает образом ветра или воды;
10) Восточная философия у поэта является неотъемлемой частью его религиозного синкретизма, включающего даосизм — «Великое Ничто» и «Ветер» (сборник «Будем как солнце»), буддизм — «Вино минут» (сборник «Литургия красоты»), «Мгновения правды» (сборник «Тишина»), индуизм — цикл «Индийские травы» (сборник «Горящие здания»), веданту — «Сон» (сборник «Тишина») и др. Углубление этих аспектов перспективно для дальнейшего исследования мифопоэтики Бальмонта и понимания духовных связей Запада и Востока.



1. Бальмонт К. Д. Автобиографическая проза / сост., подгот. текстов, вступ. ст., примеч. А. Д. Романенко. М.: Алгоритм, 2001. 605 с.
2. Бальмонт К. Д. Будем как Солнце: книга символов. М.: Скорпион, 1903. 290 с.
3. Бальмонт К. Д. Горные вершины: Сборник статей: Кн. 1. Искусство и литература. М.: Гриф, 1904. 210 с.
4. Бальмонт К. Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи / сост., вступ. ст. и коммент. Д. Г. Макогоненко; Ил. и оф. Н. Е. Бочаровой. М.: Правда, 1991. 606 с.
5. Бальмонт К. Д. «Кланяюсь гумнищинским черёмухам...»: письма К. Д. Бальмонта к матери, 1891-1909 / публ., сост., подгот. текста, предисл., примеч. Т. В. Петровой. Иваново: Издатель Ольга Епишева, 2019. 149 с.
6. Бальмонт К. Д. Литургия красоты: Стихийные гимны. М.: Гриф, 1905. 234 с.
7. Бальмонт К. Д. Несобранное и забытое из творческого наследия: В 2 т. / сост., ст., примеч. и коммент. А. Ю. Романова; отв. ред. А. М. Любомудров; вступ. ст. проф. Р. Бёрда. СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2016. Т. 1: Я стих звенящий: Поэзия, переводы. 638 с.; Т. 2: Черчу рассказ я: Проза. 828 с.
8. Бальмонт К. Д. Поэзия как волшебство. М.: Задруга, 1922. 112 с.
9. Бальмонт К. Д.Сборник стихотворений. Ярославль: Типо-лит Г. В. Фальк, 1890. 140 с.
10. Бальмонт К. Д. Собр. соч.: В 7 т. / вст. ст. В. Макарова. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. Т. 1: Полное собрание стихов. 1909-1914, кн. 1-3. 502 с.; Т. 2: Полное собрание стихов. 1909-1914, кн. 4-7. 478 с.; Т. 3: Полное собрание стихов. 1909-1914, кн. 8-10. 525 с.; Т. 4: В раздвинутой дали. Поэма о России; Гимны, песни и замыслы древних; Испанские народные песни; Марево. 461 с.; Т. 5: Сонеты солнца, меда и луны: песня миров; Голубая подкова; Под новым серпом; Воздушный путь; Три расцвета. 525 с.; Т. 6: Край Озириса; Где мой дом?; Горные вершины; Белые зарницы. 622 с.; Т. 7: Избранные переводы. 765 с.
11. Бальмонт К. Д. Солнечная пряжа: Изборник. 1890-1918 / портр. автора работы М. В. Сабашниковой-Волошиной. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1921. 271 с.
12. Бальмонт К. Д. Стихотворения. М.: Книга, 1989. 557 с. (Из лит. наследия).
13. Бальмонт К. Д. Стихотворения / вст. ст., сост., подгот. текста и примеч. В. Н. Орлова. Л.: Советский писатель, 1969. 710 с. (Библиотека поэта).
14. Бальмонт К. Д. Только любовь; Семицветник. М.: Гриф, 1903. 216 с.
15. Бальмонт К. Д. Зовы древности: Гимны, песни и замыслы древних: Египет, Мексика, Майя, Перу-Халдея, Ассирия, Индия, Иран, Китай, Океания, Скандинавия, Эллада, Бретань. СПб.: Пантеон, 1908. 211 с. (Мировая лит.).
16. Евангелие от Иоанна. Толкования, проповеди и комментарии XX-XXI веков. М.: АНО Центр «Никея», 2019. 122 с.
17. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. / общ. ред. и сост. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1988. Т. 1. 892 с.; Т. 2. 822 с.
18. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / сост., подгот. текста и примеч. А. А. Николаева. Л.: Советский писатель, 1987. 446 с.
19. Фет А. А. Полное собрание стихотворений / вст. ст., сост., ред. и примеч. Б. Я. Бухштаба. Л.: Советский писатель, 1937. 817 с.
20. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. / сост. и пер. А. В. Лебедева. М.: Наука, 1989. 576 с.
21. Шеллинг Ф. В. Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки / пер. с нем. А. Л. Пестова. СПб.: Наука, 1998. 518 с.
22. Шеллинг Ф. В. Й. Ранние философские сочинения / пер. с нем., вступ. ст., коммент., примеч.: И. Л. Фокин. СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. 433 с.
23. Лао Цзы. Лао Цзы / под ред. Лю Сыхэ. ^ Ц. ^ Ц. Шанхай: Шанхайское издательство древней литературы, 2013. 221 с.
24. Чжуан Цзы. Чжуан Цзы / под ред. Фан Юн. ^Ц. ^Ц. Шанхай: Шанхайское издательство древней литературы, 2013. 504 с.
Научная и критическая литература
25. Агапов О. А. Лирика К. Д. Бальмонта в свете его религиозных исканий: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2004. 16 с.
26. Азадовский К. М., Дьяконова Е. М. Бальмонт и Япония. М.: Наука, 1991. 187 с.
27. Айхенвальд Ю. И. Бальмонт // Силуэты русских писателей. Том III. Новейшая литература. Берлин: Слово, 1923. С. 107-113.
28. Академические школы в русском литературоведении / под отв. ред. П. А. Николаева. М.: Наука, 1975. 515 с.
29. Алексеев М. П. Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1983. 447 с.
30. Амфитеатров А. В. К. Д. Бальмонт и И. А. Бунин // Амфитеатров А. В. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9. Лиляша. Пути русского искусства. Литература в изгнании / сост., примеч. Т. Ф. Прокопова. М.: НПК «Интелвак», 2005. С. 634-640.
31. Анненский И. Ф. Бальмонт-лирик // Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 93-122.
32. Бекметов Р. Ф. Русская литература и буддийско-даосский Восток (проблемы диалога): монография. Казань: Редакционно-издательский центр «школа», 2018. 328 с.
33. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Т. 1. М.: Эксмо, 2022. 880 с. (Серия «Великие посвященные»).
34. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Т. 2. М.: Изд-во Эксмо, Харьков: Изд-во «Фолио», 2004. 944 с. (Серия «Великие посвященные»).
35. Будникова Л. И. Творчество К. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIX - начала XX века: автореф. дис. ... докт. филол. наук. М., 2007. 38 с.
36. Бурдин В.В. К истокам жизнетворчества: из наблюдений над символикой солнца и огня в поэзии К. Бальмонта // «Серебряный век». Потаенная литература. Межвуз. сб. науч. тр. / Иван. гос. ун-т. Иваново, 1997. С. 166-173.
37. Бурдин В. В. Мифологическое начало в поэзии К. Д. Бальмонта 1890-1900-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 1998. 15 с.
38. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / вст. ст., сост., примеч. В. М. Жирмунского. Л.: Гослитиздат, ГИХЛ, 1940. С. 3-200.
39. Гадамер Х. -Г. Истина и метод: Основы филос. Герменевтики: Пер. с нем. / Общ. Ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 699 с.
40. Гарридо В. В. Символ дракона в космогонических схемах Древнего Китая // Вопросы философии. 2023. No 4. С. 156-166.
41. Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб.: Азбука, 2001. 476 с.
42. Говенько Т. В. Теория А. Н. Веселовского о мотиве и сюжете в отражении фольклорной сказки // Вестник РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 3. № 3. С. 511-518.
43. Григорьева Т. П. Дао и Логос. Встреча культур. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1992. 424 с.
44. Дракон и феникс в искусстве и культуре Востока. М.: ГМВ, 2012. 199 с.
45. Дугаров Б. Бальмонт и буддийский восток: карма поэта // Русские поэты XX века: материалы и исследования. Константина Бальмонт (1867¬1942) / отв. Ред. Г. В. Петрова. М.: Азбуковник, 2018. С. 217-226.
46. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и запад / под отв. ред. М. П. Алексеев и др. Л.: Наука, 1979. С. 5-173.
47. Жукоцкая З. Р. Философия откровения Шеллинга и русский символизм: пути эстетического постижения религиозного // Русская философия: Многообразие в единстве: Материалы VII Рос. симпоз. историков рус. философии. М., 2001. С. 83-86.
48. Инин И. С. Поэтическая философия Константина Бальмонта // Русская литература: многовекторность подходов: сб. науч. статей/ редкол.: С. Я. Гончарова-Грабовская и др. Минск: РИВШ, 2017. С. 171-218.
49. Инговатова А. Г. Запад — Восток: проблема диалога культур: Опыт социально-философского исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Барнаул, 2002. 18 с.
50. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / отв. ред. П. А. Гринцера. М.: Наследие, 1994. 509 с.
51. Кессиди Ф. Х. Гераклит. М.: Мысль, 1982. 199 с.
52. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М.: Мысль, 1972. 312 с
53. Кессиди Ф. Х. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского: 2500 лет со дня рождения. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. 164 с.
54. Конрад Н. Н. Запад и Восток: Статьи. М.: Наука, 1972. 496 с.
55. Константин Дмитриевич Бальмонт: к 150-летию со дня рождения: указ. лит. / РАН. ИНИОН. Фундамент. б-ка. Отд. науч.-библиогр. информ.; сост.: Е. А. Дмитренко; отв. ред. А. И. Слива. М., 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://inion.ru/site/assets/files/2899/bal mont bibliografiia-1.pdf(дата обращения: 17.06.2023).
56. Концова Е. В. Восточная тема в творчестве К. Д. Бальмонта // Молодой ученый, 2009. № 3 (3). С. 118-124.
57. Концова Е. В. Своеобразие поэтического “Востока” в литературе серебряного века: К. Бальмонт, Н. Гумилев, В. Хлебников: автореф. дис. ...
канд. филол. наук. М., 2003. 22 с.
58. Крейд В. Бальмонт в эмиграции // К. Д. Бальмонт. Где мой дом: Стихотворения, художественная проза, статьи, очерки, письма. М.: Республика, 1992. 447 с.
59. Куприянов В. А. Становление и проблематика философии природы в раннем творчестве Шеллинга //Studia Culturae, 2013. № 15. С. 97¬104.
60. Куприяновский П. В., Молчанова Н. А. Бальмонт. М.: Молодая гвардия, 2014. 345 с.
61. Куприяновский П. В., Молчанова Н. А. Бальмонт и его
литературное окружение. Воронеж: ФГУП ИПФ «Воронеж», 2004. 196 с.
62. Куприяновский, П. В., Молчанова, Н. А. Поэт Константин
Бальмонт: Биография. Творчество. Судьба. Иваново: Изд-во «Иваново», 2001. 468 с.
63. Лебедев Н. С. Дао как осевая универсалия китайской культуры: автореф. дис. ... канд. культурологии. Иваново, 2018. 23 с.
64. Лихачев Д. С. Литература - реальность - литература // Избранные работы: В 3 т. Т.3. Л.: Худож. Лит., 1987. С. 221-475.
65. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: Алетейя, 1997. 508 с.
66. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / сост., подг. текста, общ. ред.
А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2001. 558 с.
67. Лосев А. Ф. Миф — Число — Сущность / сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1994. 919 с.
68. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / авт. вступ. ст.
А. А. Тахо-Годи. М.: Политиздат, 1991. 524 с.
69. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии / вступ. ст. М. Л. Гаспарова. СПб.: Искусство-СПБ, 1996. 846 с.
70. Лотман Ю. М., Минц З. Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллинн: Ээсти раамат, 1989. 153 с.
71. Ляпушкина К. И. Литературная герменевтика: Теория и практика / под ред. Е. Н. Григорьевой. СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2020. 397 с.
72. Манн Ю. В. А. Н. Веселовский: концепция творческого процесса как взаимодействие художественных элементов // Наследие Александра Веселовского в мировом контексте. Исследования и материалы / отв. редактор Т. В. Говенько. М. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 129-134.
73. Манькова А. О. Способы манифестации предметного мира Японии в русской поэзии рубежа XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2015. 22 с.
74. Мархель Е. Ю. Дао и логос: взаимосвязь понятий // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 367. С. 42-44.
75. Мархель Е. Ю. Социокультурные аспекты Логоса и Дао и их влияние на живопись Древней Греции и Древнего Китая: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2015. 18 с.
76. Матвейчев О.А. Русский серебряный век: дионисийство простив PRINCIPIUM INDIVIDUATIONIS // Известия вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2020. № 4. С. 21-28.
77. Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 480 с.
78. Мирошникова О. В. «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова как источник проблематики поэзии его времени // Вестн. Ом. Ун-та. 2012. № 2. С. 408-412.
79. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М.: Издательский центр РГГУ, 2001. 168 с.
80. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407 с.
81. Меркулов И. М. Поэтика света и тени в лирике К. Д. Бальмонта: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. 22 с.
82. Молчанова Н. А. Аполлоническое и дионисийское начало в книге К. Д. Бальмонта «Будем как солнце» // Рус. лит., 2001. № 4. С. 51-67.
83. Молчанова Н. А. «Всю жизнь хочу создать из света, звука...»: Вопросы поэтики лирики К. Д. Бальмонта. Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. 168 с.
84. Молчанова Н. А. Поэзия К. Д. Бальмонта 1890-х - 1910-х годов: Проблемы творческой эволюции. М.: МГПУ, 2002. 145 с.
85. Мохнаткина Ю. С. Философия природы в творчестве М. М. Пришвина и А. П. Платонова: дис. ... канд. филол. наук. Владимир, 2005. 165 с.
86. Николаев П. А., Курилов А. С., Гришунин А. Л. История русского литературоведения. М.: Высш. школа, 1980. 349 с.
87. Ницше Ф. Воля к власти. Посмертные афоризмы. Минск: Попурри, 1999. 464 с.
88. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2002. 848 с.
89. Ницше Ф. Утренняя заря [Morgenrothe]: Мысли о моральных предрассудках. Свердловск: Воля, 1991. 303 с.
90. Петрова Т. С., Поникарова Л. А. Образ мирового древа в лирике К. Бальмонта // Рус. яз. в шк., 1994, № 5. С. 3-10.
91. Петрова Т. С. Сердце человека в поэтическом космосе К. Д. Бальмонта // Русские поэты XX века: материалы и исследования. Константина Бальмонт (1867-1942) / отв. ред. Г. В. Петрова. М.: Азбуковник,
2018. С. 172-186.
92. Попова К. Р. Символика выражения философемы восток - Россия - Запад в прозе Андрея Белого (на материале романов «Петербург» и «Москва»): автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2006. 21 с.
93. Пороль П. В. Китайский миф в поэзии К. Бальмонта // Материалы V Международной научно-практической конференции / отв. ред. Д. Н. Жаткин, Т. С. Круглова. 2018. С. 45-54.
94. Пароль П. В. Рецептивная эстетика образа Китая в поэзии К. Бальмонта // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика.
2019. Т. 24. № 1. С. 16-26.
95. Просеков С. А. Золотое правило нравственности и «сердце» в китайской, европейской и русской традиции // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 2 (34). С. 24-36.
96. Русская литература рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов). Кн. 1. М.: ИМЛИРАН, «Наследие», 2000. 958 с.
97. Сафиулина Р. М. Ориентализм в русском литературном процессе 10-х годов XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Душанбе, 1996. 18 с.
98. Серебрякова О. М. Традиции англоязычной поэзии XIX века в лирике К. Д. Бальмонта: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2009. 23 с.
99. Соловьев В. С. Буддийское настроение в поэзии // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика / вступ. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. М.: Искусство, 1991. С. 425-465.
100. Соловьев B.C. Pro et contra. Т. 1. / сост., вступ. ст. и примеч.
B. Ф. Бойкова. СПб.: РХГИ, 2000. 896 с.
101. Спиркин А. Г. Философия: учебник для студентов вузов. М.: ГАРДАРИКИ, 2006. 736 с.
102. Титаренко С. Д. Константин Дмитриевич Бальмонт // Литература русского зарубежья (1920-1940): учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / Отв. ред. Б. В. Аверин, Н. А. Карпов,
C. Д. Титаренко / Учебно-методический комплекс по курсу «Литература русского зарубежья (1920-1940)». СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. С. 454-477.
103. Титаренко С. Д. Философская идея вечного возвращения Ф. Ницше в поэзии К. Бальмонта и Вяч. Иванова // Русские поэты XX века: материалы и исследования. Константина Бальмонт (1867-1942) / отв. ред. Г.
В. Петрова. М.: Азбуковник, 2018. С. 316-333.
104. Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые
комплексы. В 2 т. М: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1. 448 с.; Т. 2. 495 с.
105. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. 624 с.
106. Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 223 с.
107. Фриауф В. А. Логос и Дао: от метафизики до антропологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 4. С. 45-49.
108. Фриауф В. А. Язык, метафизика и этика в диалоге русской и китайской традиций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2014. Т. 14., вып. 3. С. 57-61.
109. Хайруллин К. Мифопоэтический космизм Константина Бальмонта // Литературные известия. 2018. № 10 (162). [Электронный ресурс]. URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=23793(дата обращения: 21.06.2022).
110. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / Пер. с нем. М. Ю. Некрасова. СПб.: Академический проект, 2003. 816 с.
111. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / пер. с нем. С. Бромерло и др. СПб.: Академический проект, 1999. 512 с.
112. Хейзинга Й.Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
113. ЧанышевА. Н. Аристотель. М.: Мысль, 1987. 220 с.
114. Цыкунова Г. В. Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К. Д. Бальмонта: дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 208 с.
115. Цуй Лу. Рецепция китайской культуры и ее отражение в поэзии русской дальневосточной эмиграции 1920-1950-х гг.: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2021. 341 с.
116. Штец Т. П. Русская философская поэзия рубежа XIX-XX веков как культурно-историческая рефлексия национального мировоззрения: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Мурманск, 2003. 28 с.
117. Щербаков С. А. Растительный мир как природный, историко-культурный и духовный феномен в русской поэзии XX века: автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 2013. 38 с.
118. Элиаде М. Космос и история / общ. ред. И. Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. 311 с.
119. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 488 с.
120. Эллис. Русские символисты: К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый. Томск: Изд-во «Водолей», 1996. 287 с.
121. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с.
122. Ян Хин-шун. «ДАО ДЭ ЦЗИН» в двухтомнике «Древнекитайская философия». М.: Мысль, 1972. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POECHIN/lao 1 .txt(дата обращения: 27.06.2022).
123. Markov V.Bal’mont and Russian Apocalyptic Sects // For Sk In Selebration of the Life and Career of Simon Karlinsky. Berkeley, 1994. S. 191¬197.
124. Markov V. Kommentar zu den Dichtungen von K. D. Bal’mont: 1890-1909/ von Vladimir Markov. Ko ln; Wien: Bo hlau, 1988. 463 s.
125. Е Шусянь. Чжунгоу Шэньхуа чжэсюэ (Китайская мифология и философия). ф ^ ^ . ф § ^ ^ ^ ^ . Пекин: Пекинское издательство социальных наук, 1992. 363 с.
126. Тун Шуйе. Сяньцинь цицзы сысянь яньцзю (Исследование о идеологии мудрецы в доциньской эпохе). ЖТ*. ^йггвййй. Шанхай: Шанхайской народное издательство, 2019. 325 с.
127. Фэн Юлань. Чжунгоу чжэсюэши (История китайской философии) В 2 т. ^^^. ФШ^^Ф. ^ЖЖ. Сучжоу: Изд-во «Гувусюань», 2021. Т. 1. 350 с.;Т. 2. 474 с.
128. Чжан Лунси. Дао юй логэсы (Дао и Логос). 5К1ЖЖ. Ш^Ж#Ж. Нанкин: Изд-во «Цзянсуское образование», 2006. 263 с.
129. Чжан Сянлун. Хайдэгээр сысян юй чжунгоу тяньдао: чжунцзи шиюйдэ кайци юй цзяожун (Мысль Хайдеггера и китайское небесное дао: открытие и сближение предельного порога видимости). ^^^. ЖШМ^Ш ^^ФШ^Ш: ^ШШИ^^^^^М. Пекин: Изд-во Пекинского народного университета, 2010. 369 с.
130. Юань Кэ. Чжунгоу Шэньхуаши (История китайской мифологии). ЖМ. ФШФт^Ф. Пекин: Пекинская объединенная издательская компания, 2015. 456 с.
131. Юй Цююй. Лаоцзы тунши (Общая интерпретация Лао-цзы). ^^ Ж. ^Ф®^. Пекин: Пекинская объединенная издательская компания, 2021. 317 с.
132. Ян Лихуа. Чжуанцзы чжэсюэ яньцзю (Исследование о философии Чжуан-цзы). ^


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ