Тенденции и направления современного русского словообразования (на материале словаря «Новое в русской лексике. Словарные материалы - 2020»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕОЛОГИЯ И НЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУСИСТИКЕ . 8
1.1. Неологизация лексики: проблемы и пути развития 8
1.2. Словообразование и неологизация русского языка 12
1.3. Неография: лексикографическое описание неологизмов 14
1.4. Использование электронных ресурсов в неологии и неографии 18
Выводы 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ С
КОРНЕМ ЗУМ- (ZOOM-) 21
2.1. Материал и методика исследования 21
2.2. Слова, образованные с помощью суффикса (суффиксация) 24
2.3. Слова, образованные с помощью приставки и суффикса (префиксально -
суффиксальный способ) 30
2.4. Слова, образованные путем сложения 30
2.4.1. Корень -зум- 30
2.4.2. Корень -zoom- 46
2.5. Эксперимент Lexical Decision Task 58
Выводы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА 1. НЕОЛОГИЯ И НЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУСИСТИКЕ . 8
1.1. Неологизация лексики: проблемы и пути развития 8
1.2. Словообразование и неологизация русского языка 12
1.3. Неография: лексикографическое описание неологизмов 14
1.4. Использование электронных ресурсов в неологии и неографии 18
Выводы 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ С
КОРНЕМ ЗУМ- (ZOOM-) 21
2.1. Материал и методика исследования 21
2.2. Слова, образованные с помощью суффикса (суффиксация) 24
2.3. Слова, образованные с помощью приставки и суффикса (префиксально -
суффиксальный способ) 30
2.4. Слова, образованные путем сложения 30
2.4.1. Корень -зум- 30
2.4.2. Корень -zoom- 46
2.5. Эксперимент Lexical Decision Task 58
Выводы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Многие современные ученые-лингвисты отмечают рост новых слов, которые заметно пополняют словарное пространство. Появление этих новых слов связано с появлением новых реалий, которые могут быть связаны с новыми технологиями. Появление новых слов свидетельствует об актуальности тех явлений, которые фиксируют эти новые слова. Соответственно, их распространение в интернет-коммуникации говорит об актуальности этих явлений. Развитию неологизации способствуют разные новые лингвистические ресурсы, к которым относится, например, Национальный корпус русского языка. Новые лингвистические корпуса содержат миллионы и миллионы слов, что обеспечивает большую выборку для изучения новых слов и их употребления. Лингвистические корпуса обновляются регулярно, что позволяет исследователям следить за новыми тенденциями в лексике. Благодаря использованию новых лингвистических ресурсов, исследователи могут проводить более качественные и убедительные исследования, что в свою очередь способствует развитию научной области в целом.
Особенно интересны иноязычные заимствования. «Многие иноязычные заимствования, активно входящие в русский язык, находят отражение в новейших словарях иностранных слов, но реальные лексические, семантические и словообразовательные процессы намного опережают лексикографическую практику» (Ван Яньбин 2019: 4). Так, в эпоху наплыва новых слов особенно тяжело приходится современной лексикографии.
Следует отметить, что в науке существуют разные взгляды на такое явление, как неологизмы. С точки зрения стилистической теории «к неологизмам относят стилистически маркированные слова, значения слов или фразеологизмы, употребление которых сопровождается эффектом новизны» (Попова 2017: 9). Признак новизны во многих исследованиях считается приоритетным. Е. В. Сенько связывает признак новизны с хронологическим критерием, «своеобразная маркированность временем, которая влечет за собой известную необычность, свежесть на фоне привычных языковых форм, малоизвестность (или неизвестность) в широком употреблении» (Сенько 1994: 22). Именно эта теория и лежит в основе эксперимента на опознавание новых слов. С. И. Тогоева придерживается психолингвистической теории, согласно которой неологизмы определяются как те языковые единицы, которые не встречались «ранее в индивидуальном речевом опыте носителя языка» (Тогоева 1999: 88). Существует и лексикографическая теория, по которой неологизмы - «это слова, отсутствующие в современных словарях, не отмеченные словарями» (Попова 2005: 14). Однако самой распространенной теорией является денотативная теория, она же и представлена в словаре О. С. Ахмановой (Ахманова 1966: 261-262). Согласно этому направлению, «неологизм - это слово, обозначающее новое явление (денотат, реалию) или понятие» (там же). А словарь неологизмов определяется как «тип словаря, в котором описываются слова или обороты речи, созданные для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия» (Козырев, Черняк 2004: 69).
Очевидно, что новообразования в современном русском языке являются результатом активно действующих словообразовательных моделей. В частности, нас интересуют производные слова с корнем зум-. Интерес представляет постепенно увеличивающийся массив слов, производных от этой основы. Кроме того, ввиду интерференции иноязычных слов и русских, появляются слова и с написанием первой части таких слов в латинице: zoom-.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью фиксации современных продуктивных моделей словообразования, которые сформулированы на основе анализа производных слов с корнем зум - / zoom-.
Материал исследования берется из словаря «Новое в русской лексике. Словарные материалы 2020» (далее - Словарь).
Объект исследования - словообразовательные модели, представленные в лексемах Словаря, содержащие корень -зум- / -zoom-.
Предмет исследования - слова с корнем -зум- / -zoom-.
Цель исследования - классифицировать анализируемые слова в соответствии с моделями их образования, а также экспериментально определить, считают ли носители языка и иностранцы, изучающие русский язык, некоторые неологизмы реально существующими словами.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. изучить теоретические работы, посвященные
словообразовательным процессам в современном русском языке;
2. сформулировать основные положения на основе прочитанных работ;
3. собрать материал по словарю «Новое в русской лексике. Словарные материалы 2020» и распределить слова в соответствии с их моделями;
4. провести эксперимент Lexical decision task с респондентами- филологами на предмет опознавания ими неологизмов;
5. проанализировать статистическую значимость этих ответов.
Гипотеза исследования заключается в том, что неологизмы с корнем -зум- / -zoom- представляют в современном русском языке целый ряд словообразовательных моделей, а некоторые из таких новых слов не только не зафиксированы в толковых словарях, но и не знакомы многим носителям русского языка, а также иностранцам, изучающим русский язык как иностранный.
Научная новизна исследования заключается в том, что неология - это такая область лингвистики, которая изучает новообразования, то есть новые слова или новые значения слов, которые появляются в языке в результате развития науки, техники, культуры и общества. Изучение неологизмов становится все более актуальным в связи с быстрым развитием информационных технологий и использованием новых терминов, аббревиатур и их производных в различных сферах жизни. Научное исследование по неологии помогает узнать, какие новые слова и выражения появляются в языке, как они образуются, какие префиксы, суффиксы и корни чаще всего используются для создания новых слов, какие явления способствуют формированию новых выражений, как активно используется кросс-языковое заимствование.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что словообразовательная разработка неологизмов позволяет изучать процессы языкового развития и эволюцию языковых структур. Использование новых слов и словосочетаний свидетельствует о том, что язык находится в постоянном движении и развитии, а это, в свою очередь, является отражением изменяющейся социальной среды. Исследование неологизмов позволяет изучать процессы лексического обогащения языка. Это важно, поскольку новые слова и выражения расширяют возможности языка в описании и понимании мира вокруг нас, что позволяет более глубоко понимать лингвистические процессы в различных языках и культурах, а также прогнозировать возможные направления изменения языка в будущем, позволяет понимать и анализировать процессы формирования новых слов и выражений в языке. Это полезно для создания и развития новых терминологических систем, обогащения лексикона и лингвистического анализа особенностей языкового функционирования в различных условиях и ситуациях. Неологические процессы также связаны с развитием культуры, науки и технологий, и понимание их может оказывать влияние на решение социальных проблем и способностей к коммуникации. Важно также учитывать, как новые слова и выражения используются в разных контекстах и на разных языковых уровнях, чтобы избежать неправильного или некорректного использования языка.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в нем выявлены продуктивные модели словообразования для группы слов с основой -зум- и -zoom-, которые можно распространить и на некоторые другие подобные группы, то есть происходит совершенствование существующих концепций в образовании новых слов. Можно делать выводы о возможных новых словах, образованных подобным способом.
Источники материала: «Новое в русской лексике. Словарные материалы 2020», Национальный корпус русского языка.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Особенно интересны иноязычные заимствования. «Многие иноязычные заимствования, активно входящие в русский язык, находят отражение в новейших словарях иностранных слов, но реальные лексические, семантические и словообразовательные процессы намного опережают лексикографическую практику» (Ван Яньбин 2019: 4). Так, в эпоху наплыва новых слов особенно тяжело приходится современной лексикографии.
Следует отметить, что в науке существуют разные взгляды на такое явление, как неологизмы. С точки зрения стилистической теории «к неологизмам относят стилистически маркированные слова, значения слов или фразеологизмы, употребление которых сопровождается эффектом новизны» (Попова 2017: 9). Признак новизны во многих исследованиях считается приоритетным. Е. В. Сенько связывает признак новизны с хронологическим критерием, «своеобразная маркированность временем, которая влечет за собой известную необычность, свежесть на фоне привычных языковых форм, малоизвестность (или неизвестность) в широком употреблении» (Сенько 1994: 22). Именно эта теория и лежит в основе эксперимента на опознавание новых слов. С. И. Тогоева придерживается психолингвистической теории, согласно которой неологизмы определяются как те языковые единицы, которые не встречались «ранее в индивидуальном речевом опыте носителя языка» (Тогоева 1999: 88). Существует и лексикографическая теория, по которой неологизмы - «это слова, отсутствующие в современных словарях, не отмеченные словарями» (Попова 2005: 14). Однако самой распространенной теорией является денотативная теория, она же и представлена в словаре О. С. Ахмановой (Ахманова 1966: 261-262). Согласно этому направлению, «неологизм - это слово, обозначающее новое явление (денотат, реалию) или понятие» (там же). А словарь неологизмов определяется как «тип словаря, в котором описываются слова или обороты речи, созданные для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия» (Козырев, Черняк 2004: 69).
Очевидно, что новообразования в современном русском языке являются результатом активно действующих словообразовательных моделей. В частности, нас интересуют производные слова с корнем зум-. Интерес представляет постепенно увеличивающийся массив слов, производных от этой основы. Кроме того, ввиду интерференции иноязычных слов и русских, появляются слова и с написанием первой части таких слов в латинице: zoom-.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью фиксации современных продуктивных моделей словообразования, которые сформулированы на основе анализа производных слов с корнем зум - / zoom-.
Материал исследования берется из словаря «Новое в русской лексике. Словарные материалы 2020» (далее - Словарь).
Объект исследования - словообразовательные модели, представленные в лексемах Словаря, содержащие корень -зум- / -zoom-.
Предмет исследования - слова с корнем -зум- / -zoom-.
Цель исследования - классифицировать анализируемые слова в соответствии с моделями их образования, а также экспериментально определить, считают ли носители языка и иностранцы, изучающие русский язык, некоторые неологизмы реально существующими словами.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. изучить теоретические работы, посвященные
словообразовательным процессам в современном русском языке;
2. сформулировать основные положения на основе прочитанных работ;
3. собрать материал по словарю «Новое в русской лексике. Словарные материалы 2020» и распределить слова в соответствии с их моделями;
4. провести эксперимент Lexical decision task с респондентами- филологами на предмет опознавания ими неологизмов;
5. проанализировать статистическую значимость этих ответов.
Гипотеза исследования заключается в том, что неологизмы с корнем -зум- / -zoom- представляют в современном русском языке целый ряд словообразовательных моделей, а некоторые из таких новых слов не только не зафиксированы в толковых словарях, но и не знакомы многим носителям русского языка, а также иностранцам, изучающим русский язык как иностранный.
Научная новизна исследования заключается в том, что неология - это такая область лингвистики, которая изучает новообразования, то есть новые слова или новые значения слов, которые появляются в языке в результате развития науки, техники, культуры и общества. Изучение неологизмов становится все более актуальным в связи с быстрым развитием информационных технологий и использованием новых терминов, аббревиатур и их производных в различных сферах жизни. Научное исследование по неологии помогает узнать, какие новые слова и выражения появляются в языке, как они образуются, какие префиксы, суффиксы и корни чаще всего используются для создания новых слов, какие явления способствуют формированию новых выражений, как активно используется кросс-языковое заимствование.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что словообразовательная разработка неологизмов позволяет изучать процессы языкового развития и эволюцию языковых структур. Использование новых слов и словосочетаний свидетельствует о том, что язык находится в постоянном движении и развитии, а это, в свою очередь, является отражением изменяющейся социальной среды. Исследование неологизмов позволяет изучать процессы лексического обогащения языка. Это важно, поскольку новые слова и выражения расширяют возможности языка в описании и понимании мира вокруг нас, что позволяет более глубоко понимать лингвистические процессы в различных языках и культурах, а также прогнозировать возможные направления изменения языка в будущем, позволяет понимать и анализировать процессы формирования новых слов и выражений в языке. Это полезно для создания и развития новых терминологических систем, обогащения лексикона и лингвистического анализа особенностей языкового функционирования в различных условиях и ситуациях. Неологические процессы также связаны с развитием культуры, науки и технологий, и понимание их может оказывать влияние на решение социальных проблем и способностей к коммуникации. Важно также учитывать, как новые слова и выражения используются в разных контекстах и на разных языковых уровнях, чтобы избежать неправильного или некорректного использования языка.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в нем выявлены продуктивные модели словообразования для группы слов с основой -зум- и -zoom-, которые можно распространить и на некоторые другие подобные группы, то есть происходит совершенствование существующих концепций в образовании новых слов. Можно делать выводы о возможных новых словах, образованных подобным способом.
Источники материала: «Новое в русской лексике. Словарные материалы 2020», Национальный корпус русского языка.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В эпоху пандемии COVID-19 мир столкнулся со множеством новых вызовов, что привело к появлению и распространению новых слов и фраз. Некоторые из них стали общеупотребимыми и уже прочно вошли в нашу лексику, другие же пока еще остаются редкими и неиспользуемыми. Например, в связи с пандемией стали появляться новые слова в сфере медицины, такие как коронавирус, вирусолог, тестирование на COVID-19и т. д. Также появились слова и выражения, относящиеся к ограничению социальных контактов, такие как дистанцирование, карантин, изоляция, закрытие школ и т. д. Кроме того, появились новые термины и фразы, связанные с электронной коммуникацией, такие как видеоконференция, онлайн-обучение, виртуальные каникулы и т. д. И хотя пандемия COVID-19 закончилась, изучение новых слов и фраз связанных с ней, все еще продолжается. Новые термины и выражения будут продолжать появляться в медицинской, социальной, коммуникационных и других областях, связанных со здравоохранением и социальными ограничениями. Поскольку все социальные процессы получают яркое отражение в лексике, очень важно фиксировать эти изменения, чем и занимаются неология и неография. Неология - это отрасль лингвистики, изучающая возникновение новых слов и выражений в языке.
Предметом нашего исследования стали слова с основой зум- и zoom-,то есть по наименованию платформы, которую многие люди использовали для проведения консультаций и встреч. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что эти слова имеют продуктивные словообразовательные модели. Большая часть слов образована сложением, то есть присоединением к основе зум- и zoom-полнозначного слова. Этим полнозначным словом чаще всего является существительное - название такого мероприятия, которое обычно проводится в каком-то отдаленном от посетителей месте, например, спектакль или лекция, и к которому участники присоединяются при помощи системы zoom. Таким образом, возникла целая группа слов, которые начинаются с корня -зум- / -zoom-.Мы выделили модель- 1, модель-2, модель-3 и модель-4, где 1 - это суффиксальный способ, 2 - префиксальный, 3 - сложение основы зум- с последующим словом и 4 - сложение основы zoom- с последующим словом.
Однако сейчас, в 2023 году, эти слова уже не актуальны с точки зрения их употребления. Проанализировав социальную сеть ВКонтакте (новости и комментарии), мы сделали вывод о неупотребительности этих слов в современном русском языке постковидного времени. Мы связали это с неактуальностью общения современного общества на платформе zoom-. Также следует сказать, что заимствование зум в сознании пользователей тесно связано с увеличением и функцией камеры. Поэтому некоторые дериваты с корнем зум- / zoom-,найденные в Интернете, соотносятся именно с этим значением (таких контекстов очень мало, на весь материал 20 примеров).
Следующим шагом нашего исследования являлась проверка гипотезы об узнаваемости этих слов носителями русского языка. Именно для этого был использован экспериментальный метод исследования (lexical decision task). В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводу о том, что определенная часть слов с корнем -зум- не знакома многим респондентам. Участникам эксперимента были предложены следующие слова: беззумие, зумбариться, зумер, зумерничать, зуминг, зумизация, зумификация. Около половины респондентов признали все эти слова нереальными. И только слово зумер признали реальным 85% человек. Однако это связано с тем, что данное слово имеет совершенно другое значение, которое сейчас актуально.
Таким образом, слова с корнем -зум- / -zoom- образованы преимущественно путем сложения, однако суффиксация и префиксация (последняя только для одного слова) также встречаются как способ словообразования данных единиц. Однако все эти слова уже перестали быть актуальными вследствие определенных социальных процессов (завершения пандемии) - они нечасто встречаются в социальных сетях (некоторые не встречаются вообще) и не знакомы опрошенным нами респондентам.
Предметом нашего исследования стали слова с основой зум- и zoom-,то есть по наименованию платформы, которую многие люди использовали для проведения консультаций и встреч. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что эти слова имеют продуктивные словообразовательные модели. Большая часть слов образована сложением, то есть присоединением к основе зум- и zoom-полнозначного слова. Этим полнозначным словом чаще всего является существительное - название такого мероприятия, которое обычно проводится в каком-то отдаленном от посетителей месте, например, спектакль или лекция, и к которому участники присоединяются при помощи системы zoom. Таким образом, возникла целая группа слов, которые начинаются с корня -зум- / -zoom-.Мы выделили модель- 1, модель-2, модель-3 и модель-4, где 1 - это суффиксальный способ, 2 - префиксальный, 3 - сложение основы зум- с последующим словом и 4 - сложение основы zoom- с последующим словом.
Однако сейчас, в 2023 году, эти слова уже не актуальны с точки зрения их употребления. Проанализировав социальную сеть ВКонтакте (новости и комментарии), мы сделали вывод о неупотребительности этих слов в современном русском языке постковидного времени. Мы связали это с неактуальностью общения современного общества на платформе zoom-. Также следует сказать, что заимствование зум в сознании пользователей тесно связано с увеличением и функцией камеры. Поэтому некоторые дериваты с корнем зум- / zoom-,найденные в Интернете, соотносятся именно с этим значением (таких контекстов очень мало, на весь материал 20 примеров).
Следующим шагом нашего исследования являлась проверка гипотезы об узнаваемости этих слов носителями русского языка. Именно для этого был использован экспериментальный метод исследования (lexical decision task). В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводу о том, что определенная часть слов с корнем -зум- не знакома многим респондентам. Участникам эксперимента были предложены следующие слова: беззумие, зумбариться, зумер, зумерничать, зуминг, зумизация, зумификация. Около половины респондентов признали все эти слова нереальными. И только слово зумер признали реальным 85% человек. Однако это связано с тем, что данное слово имеет совершенно другое значение, которое сейчас актуально.
Таким образом, слова с корнем -зум- / -zoom- образованы преимущественно путем сложения, однако суффиксация и префиксация (последняя только для одного слова) также встречаются как способ словообразования данных единиц. Однако все эти слова уже перестали быть актуальными вследствие определенных социальных процессов (завершения пандемии) - они нечасто встречаются в социальных сетях (некоторые не встречаются вообще) и не знакомы опрошенным нами респондентам.
Подобные работы
- Окказиональные способы словообразования русского языка в современной интернет-коммуникации
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕВОДА НЕОЛОГИЗМОВ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА НА
РУССКИЙ ЯЗЫК (НА МАТЕРИАЛЕ СТАТЕЙ ОНЛАЙН ГАЗЕТ И СОЦИАЛЬНЫХ
СЕТЕЙ В ПЕРИОД С 2020 ПО 2022 ГГ.)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - АВТОРСКИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Х.ФИЛДИНГ «ДНЕВНИК БРИДЖЕТ ДЖОНС»)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Функционирование фразеологизмов с компонентами тематической группы на тему «элементы земной поверхности» в современном русском языке
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧИ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКИХ ВУЗОВ: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Суффиксация как способ словообразования в современном английском и русском языках на примере социальной сети Instagram
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Функционально-семантический анализ конструкции «УЙТИ В + Acc» в русской повседневной речи
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - ОБУЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Новейшая заимствованная лексика в российских газетах: функционально-семантический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022



