Введение 3
Глава 1. Шведско-российские экономические отношения в XXI веке: основные тенденции и акторы 11
1.1. Краткий обзор шведско-российского экономического сотрудничества 11
1.2. Особенности реализации шведско-российских экономических проектов на межгосударственном уровне 14
Глава 2. Шведский бизнес и инвестиционные инициативы в субъектах Северо-Западного федерального округа: общее и особенное 18
2.1. Субъекты с доминирующим государственным некоммерческим шведско - российским партнёрством 19
2.2. Субъекты с исключительно частными шведско-российскими экономическими отношениями 24
2.3. Субъекты со смешанным типом шведско-российских экономических отношений 34
Глава 3. Результаты экономического сотрудничества России и Швеции за 2014-2018 гг 49
3.1. Классификация субъектов СЗФО по характеру вовлечённости в шведско - российские экономические отношения 49
3.2. Оценки шведской экономической деятельности на территории Северо - Западного федерального округа посредством SWOT- анализа 55
Заключение 68
Список источников и литературы 71
Приложения 81
Актуальность темы исследования. Изучение российско-шведских отношений обусловлено значимой ролью экономических связей с Королевством Швеция для экономики Северо-Западного федерального округа. Наступление нового тысячелетия ознаменовало перезагрузку в экономических отношениях между двумя странами: мосты, которые привели к интенсификации сотрудничества, были выстроены как на государственных уровнях, так и посредством сближения частных секторов двух экономик. Северо-Западный федеральный округ ввиду территориального и инфраструктурного факторов занимает особое место в российско-шведском экономическом взаимодействии . Несмотря на достигнутые успехи, 2014 год стал переломным, существенно изменив характер сотрудничества: охлаждение отношений между Россией и ЕС после украинского кризиса, введение взаимных экономических санкций и культивирование в Швеции образа РФ как потенциального агрессора на восточной границе Евросоюза - всё это привело к целому ряду негативных последствий, в том числе, к сворачиванию шведско-российских совместных проектов и уходу шведских фирм с российского рынка. Однако на практике негативный тренд не только подтверждался, но и чередовался с новыми шведскими инициативами и расширением активов шведских компаний в Северо-Западном федеральном округе. Таким образом, последние пять лет продемонстрировали сложный и неоднозначный характер российско-шведских экономических отношений, что вызывает необходимость дальнейших исследований в данной сфере.
Объект исследования - экономические аспекты сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Швеция.
Предмет исследования - экономические связи Российской Федерации и Королевства Швеция в Северо-Западном федеральном округе.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить основные тенденции развития российско-шведских экономических отношений в 2014-2018 гг. на примере Северо-Западного федерального округа.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить общие и отличительные аспекты российско-шведских экономических отношений в Северо-Западном федеральном округе.
2. Рассмотреть вышеуказанные аспекты на примере каждого отдельного субъекта Северо-Западного федерального округа.
3. Сравнить полученные результаты для определения распределения шведских инвестиций и интенсивности экономического взаимодействия по субъектам.
4. Выявить сильные и слабые стороны сотрудничества, основные тормозящие факторы р азвития шведско-российских э кономических отношений на территории Северо-Западного федерального округа.
5. Сформулировать практические рекомендации для укрепления и развития шведско- российских экономических отношений в Северо-Западном федеральном округе.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2014 по 2018 гг. включительно. Выбор начальной даты обусловлен тем, что именно 2014 год стал переломным для экономического сотрудничества двух стран ввиду значительных перемен в политической и экономической конъюнктуре Европы. Российско-Шведский Наблюдательный Комитет по торговле и экономическому сотрудничеству с тех пор приостановил созыв совместных сессий, а в общем масштабе наметился существенный спад двустороннего взаимодействия и новых инвестиций в регион.
Степень научной изученности проблемы. Экономические вопросы сотрудничества со шведскими инвесторами на территории Северо-Западного федерального округа породили большое количество дискуссий, однако количество научных трудов, напрямую посвящённых российско- шведскому экономическому сотрудничеству в XXI веке, свидетельствует о слабой изученности предмета исследования. Ключевой литературой по данной тематике является работа Торгового представительства РФ в Швеции, посвящённая экономике Королевства и российско- шведским торговым отношениям 1 и давшая общую характеристику шведской деловой активности в России, скомпилировав информацию о совместных шведско-российских экономических органах и шведских компаний, ведущих свою деятельность в России. Однако данный труд поверхностно касается Северо-Западного федерального округа и практически не уделяет внимание межправительственному и межрегиональному 1 сотрудничеству в экономической сфере. Помимо этого, существует ряд научных трудов, частично раскрывающим отдельные аспекты проблематики. Информация об особенностях внешней торговли Швеции в целом представлена в статьях А. М. Волкова 2 . Инновационная составляющая экономики и внешнеэкономическая деятельность страны рассматривались в совместной монографии Н.М. Антюшиной и Ю.С. Дерябина3 . Иностранным инвестициям в России (в том числе, и шведским) на современном этапе посвящена одна из совместных монографий ИМЭМО РАН под редакцией А.В. Кузнецова4. В российской периодической печати вопросу шведских инвестиций в России (в частности, в Северо-Западном федеральном округе) было посвящено 2 статьи - О. Хвостуновой5 и А. Широкова6 . Из зарубежных работ стоит выделить две шведские совместные научные статьи Е. Линд и О. Андерссон, посвященные деятельности шведского малого и среднего бизнеса в России7, а также работа Ю. Тарасовой и Е. Кириан, раскрывающая проблемы проникновения шведских компаний на российский рынок8. Кроме того, особый вклад в изучение заявленной проблематики внёс Андреас Гиаллоуракис, сотрудник бизнес-портала Business Sweden, проводящий периодические маркетинговые исследования о деятельности шведских компаний на российском рынке9.
Краткий обзор российской и шведской историографии по данной теме позволяет сделать вывод о том, что проблема шведско-российских экономических отношений на пространстве Северо-Западного федерального округа остаётся недостаточно изученной в современной науке международных отношений.
Источниковая база. В исследовании использованы следующие группы источников. К первой группе относятся нормативные документы правительственных органов РФ и её субъектов10 11, а также исполнительных органов Швеции11. Вторая группа источников состоит из официальных коммерческих отчётов, публикуемых шведскими компаниями12, которые имеют активы на территории Северо-Западного федерального округа. В-третьих, в работе использованы отчёты и резолюции совместных российско- шведских органов и мероприятий, относящихся к заявленному объекту исследования13. Четвёртая группа источников включает статистическую информацию, публикуемую российскими и шведскими экономическими ведомствами14. Пятая группа - это интервью с различными общественными деятелями, дипломатами и предпринимателями как с российской, так и со шведской стороны15.
Методологическая основа работы. Учитывая дуалистический характер российско-шведских экономических отношений на территории Северо-Западного федерального округа (взаимозависимое влияние политических и экономических факторов на объект исследования), основополагающей теорией, используемой в данной работе, является международная политическая экономия Сьюзен Стрендж. Наибольшую теоретическую значимость для данного исследования представляют её работы «States and Markets» (1988)16 и «The Retreat of the State» (1996)17. Первая из монографий способствует восприятию модели взаимовлияния власти и рынка, проявляющегося в четырёх сферах - «производства, финансов, знаний и безопасности» 18 . Сьюзен Стрендж, также определяющая в данной работе точки пересечения государства и рынка в контексте взаимодействия международных акторов, сделала важный шаг на пути развития междисциплинарных исследований, охватывающих политологию, экономику и международные отношения. Её работы внесли особый вклад в развитие изучения международных экономических отношений. Во втором труде - «The Retreat of the State: The Diffusion of Power in the World Economy» - С. Стрендж даёт теоретическое обоснование изменения в соотношении сил между государственной властью и рынком. Согласно С. Стрендж, англосаксонские и европейские государства, включая Россию, постепенно теряют единоличную роль регулятора внутре- и внешнеэкономической деятельности, уступая свои позиции рыночным негосударственным структурам 19 . Ключевая теоретическая значимость данной работы - отход от государственноцентрической модели изучения международных экономических процессов и смещение объекта научного интереса на деятельность негосударственных акторов: транснациональных корпораций, международных неправительственных организаций и частных лиц 20 .Таким образом, многомерный подход к изучению международной политической экономии Сьюзен Стрендж лежит в основе исследования российско- шведских экономических отношений на территории Северо-Западного федерального округа в двух измерениях: «государственном» (на уровне центральных правительств и правительств регионов) и «частном» (на уровне шведских коммерческих и некоммерческих организаций, действующих на рынке Северо-Западного федерального округа).
В качестве концептуальной основы для изучения шведских компаний, ведущих свою деятельность в России, в работе использована эклектическая теория интернационализации Дж. Даннинга. Теоретическая модель «OLI» («ownership», «labor», «internationalization») была разработана с целью объяснения причин появления и экспансии транснациональных корпораций: в центре модели лежат три «преимущества», реализуемые многонациональными компаниями на внешних рынках - «преимущество собственность», «преимущество расположения» и «преимущество интернационализации» 21 . Модель Дж. Даннинга, призванная дать универсальное объяснение деятельности транснациональных корпораций различных регионов и период истории, позволяет охарактеризовать и объяснить деятельность шведских компаний на рынке СЗФО.
Кроме того, необходимость определения и классификация «шведских компаний», исследование которых является неотъемлемой частью данной работы, предопределяет использование ряда теорий международного частного права для определения «национальности» коммерческих фирм. В качестве основного критерия классификации фирмы как «шведской» была взята теория инкорпорации, определяющая личный статут юридического лица «в соответствии с законодательством той страны, в которой была совершено учреждение (инкорпорация) юридического лица»22. Использование данной теории ограничено в силу наличия, согласно уставу и д анным реестров, нескольких мест учреждения. Ввиду этого в качестве дополнительного инструмента применяется теория контроля, согласно которой национальность юридического лица определяется исходя из личного статута лиц, стоящих за управлением организацией23. В рамках данной работы применение теории контроля осуществлено посредством определения личного статута акционеров (в случае ОАО) или учредителей (в случае иных организационно-правовых форм) компаний.
Первая группа методов, используемых в данном исследовании, содержит общие логические приёмы, включая анализ, индукцию, дедукцию, синтез, а также современные методы познания, применяемые в гуманитарных науках. Из специальных эмпирических методов стоит отметить следующие:
1) Сравнительный анализ. Сопоставление эмпирически определяемых объектов и явлений будет использовано при сравнении субъектов СЗФО по уровню экономической вовлечённости субъектов в российско- шведское сотрудничество. Форма демонстрации окончательных результатов - «тепловая карта» СЗФО по упомянутому критерию анализа.
2) Кластерный анализ. Кластеризация по методу k-средних (с предварительным проведением иерархического кластерного анализа для определения числа кластеров) будет применена для верификации гипотезы о классификации субъектов СЗФО на 3 группы в зависимости от особенностей их отношений к предмету исследования. Конечный результат будет представлен в виде дендрограммы.
3) SWOT-анализ. В качестве объекта - российско- шведское экономическое сотрудничество СЗФО. Анализ позволит определить сильные и слабые стороны данных отношений и на основании этого сформулировать рекомендации для качественного улучшения сотрудничества. Результат представлен в виде матрицы SWOT-анализа.
Научная новизна исследования. В данной работе впервые предпринята попытка комплексного анализа российско-шведских экономических отношений на территории Северо-Западного федерального округа в контексте влияния политический санкций. В работе был использован ряд новых для международных отношений специальных методов, ранее не применяемых для анализа заявленной проблематики: на основе кластерных и сравнительных анализов была составлена классификация субъектов СЗФО по характеру вовлечённости в российско-шведское экономическое взаимодействие, составлена тепловая карта региона по ранее упомянутому критерию, а также проведён SWOT-анализ российско-шведского сотрудничества, охвативший - в отличие от предшествующих работ - сферу государственного сотрудничества между двумя странами. В работе определены отличительные черты российско-шведских экономических отношений на территории Северо-Западного федерального округа.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении использования новых методов, заимствованных из маркетинговых и статистических исследований, применительно к анализу международных экономических отношений.
Практическая значимость заключается в возможности применения рекомендаций и выводов, сделанных в исследовании, учреждениями и организациями, как Российской Федерации, так и Королевства Швеции, ответственных или заинтересованных в регулировании российско-шведского э кономического сотрудничества на территории Северо-Западного федерального округа. Также работа может оказаться полезной представителям шведского бизнеса, ведущих предпринимательскую деятельность в Северо-Западном федеральном округе или желающих её начать. Кроме этого, ряд источников и литературы на шведском языке были введены в научный оборот.
Апробация выпускной квалификационной работы: Отдельные положения и выводы работы были представлены в ходе выступления и дискуссий на Межвузовском круглом столе «Sveriges Regionvetenskap» (Санкт-Петербург, СПбГЭУ, 11.04.2018) и образовательном семинаре «EU Studyweeks» (Выборг, 8-11.11.2018).
Решение поставленных задач исследования на основе применения указанной источниковой и теоретической базы с опорой на перечисленные методы исследования обусловило структуру работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и источников, приложения. В Главе 1 раскрыты общие и специфических аспекты шведско-российских отношений в Северо-Западном федеральном округе. В Главе 2 проведён анализ шведско-российского сотрудничества на примере каждого субъекта СЗФО. Глава 3 посвящена проведению ранее упомянутых аналитических методов и подготовка их выводов для решения поставленной цели исследования.
Результаты работы продемонстрировали, что 2014-2018 гг. являются уникальным периодом в экономических отношениях между Королевством Швеция и Российской Федерацией, став переломным моментом: успехи периода 2006-2013 гг. сменились негативным трендом, который к 2018 г. потерял импульс и стал постепенно сменяться этапом возрождения экономического сотрудничества. События, произошедшие в 20142018 гг, сопровождались качественными изменениями в деятельности акторов российско- шведского экономического сотрудничества на всех трёх выявленных уровнях.
Особенности, отличающие данный период от предыдущих в истории сотрудничества двух стран, были выявлены как на государственном межправительственном уровне, так и в деятельности частных коммерческих организацией. Прежде всего, к ним относятся следующие аспекты:
1) Российско-шведское экономическое сотрудничество в Северо-Западном федеральном округе обладает выраженной территориальной дифференциацией. Количество совместных экономических проектов и объёмы инвестиционной деятельности распределены крайне неравномерно, что позволило выделить три кластера внутри Северо - Западного федерального округа.
2) Динамика изменений масштабов российско-шведских экономических отношений на протяжении 2014-2018 гг. отмечалась стабильным ростом, однако обладала региональными диспропорциями. В пяти субъектах Северо-Западного федерального округа была отмечена интенсификация сотрудничества, в трёх - сохранение объёмов российско-шведской экономической деятельности на уровне до 2014 г. и ещё в трёх - общий спад совместной экономической деятельности после 2014 г.
3) Российско-шведские экономические отношения межгосударственного и частного характера не имеют видимой взаимозависимости друг от друга на территории Северо-Западного федерального округа. 2014-2018 гг. показали, что объём частных шведских в отдельные регионы СЗФО увеличился несмотря на спад межправительственного диалога, в то время как в ряде других субъектов СЗФО, наоборот, отметившихся интенсификацией сотрудничества между российскими и шведскими региональными/муниципальными властями, деятельности со шведскими партнёрами не выросли.
Результаты исследования также подтвердили выдвинутые в ходе работы некоторые гипотезы - Северо-Западный федеральный округ как одна из центральных площадок экономического сотрудничества России и Швеции поддаётся кластерному и сравнительному анализам. Субъекты Северо-Западного федерального округа обладают как уникальной спецификой, так и общими чертами, позволившими составить их классификацию на три группы по характеру вовлечённости в экономические отношения России и Швеции: субъекты с государственным некоммерческим партнёрством, субъекты с превалирующим частным коммерческим хар актером отношений и субъекты со смешанной системой экономического сотрудничества. Сравнительный анализ позволил дополнить классификацию ранжированием субъектов, определившим среди регионов Северо-Западного федерального округа как лидеров в экономическом сотрудничестве со шведской стороной, так и аутсайдеров.
Результаты кластеризации и создания тепловой карты вкупе со SWOT-анализом и позволяют дать ряд практических рекомендаций для акторов российско - шведских экономических отношений. Их первая группа обращена к правительственным и межправительственным учреждениям как Швеции, так и Российской Федерации, что делает осуществление этих положений возможным лишь в долгосрочной перспективе. В данном аспекте можно выделить следующие рекомендации:
1) Оптимизация работы Российско-Шведского Наблюдательного Комитета по торговле и экономическому сотрудничеству: необходимо сокращение числа рабочих групп (в частности, упразднение группы «по финансам и банкам» и установление жёсткой регламентации сессионной работы). Оптимальная периодичность для каждой из рабочих групп - 1 год.
2) Стимулирование развития институтов российско-шведского сотрудничества на региональном уровне. Два наиболее приоритетных субъекта СЗФО - Ленинградская и Новгородская области.
3) Построение новых межправительственных российско-шведских связей на постоянной основе в сфере информационной поддержки и консалтинга частных акторов, задействованных в экономических отношениях между двумя странами. Приоритетное направление - развитие постоянных структур диалога Торгового представительство РФ в Королевстве Швеция и Шведского Торгового и Инвестиционного Совета.
Вторая группа рекомендаций относится к деятельности шведских коммерческих организаций и может быть имплементирована в бизнес - стратегиях до наступления качественно нового этапа в экономических отношениях между двумя странами.
1) Для представителей шведского крупного бизнеса: прежде всего, необходима локализация производственных мощностей на территории СЗФО. Консалтинговая поддержка специализированных упоминавшихся структур (в частности, Business Sweden) рекомендуется в ходе поиска объектов инвестиций, обладающих правительственными льготами и преимуществами от программ «приоритетных проектов» и «импортозамещения». В сфере маркетинга рекомендуется использование бренда «Швеция» и привлечение «ценоориентированных» стратегий воздействия на потребительский спрос. Регионы, наиболее благоприятные для осуществления данных рекомендаций: Санкт-Петербург, Республика Карелия, Калининградская область, Мурманская область.
2) Для представителей шведского малого и среднего предпринимательства: наиболее благоприятной является стратегия опосредованного экономического присутствия в регионе посредством российских партнёров-дистрибьюторов (крайне важен поиск «надёжных партнёров с выстроенными связями на российском рынке ещё до проникновения на него»)1. Особый упор делается на маркетинг, использующий бренд «Швеция» и коммерциализирующий его в сфере онлайн-торговли. Таможенные вопросы также решаются с привлечением консалтинговой помощи от российских партнёров. Не рекомендуется планирование долгосрочных стратегий роста на рынке СЗФО с привлечением новых инвестиций, имея опыт нахождения на рынке менее 3 лет.
Результаты работы могут стать базой для продолжения эмпирических исследований данной проблематики после 2019 года, а наглядно продемонстрированные результаты выполненных анализов, в свою очередь, могут быть использованы для дальнейшей научной, общественно-просветительной или коммерческой деятельности.
Источники
1. Нормативно-правовые акты, стратегии и международные соглашения:
1) Соглашение об установлении дружественных связей между Мурманской областью и областью Норрботтен (Лулео, 15 сентября 1988 г.). Официальный портал Правительства Мурманской области URL: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/ (дата обращения: 30.04.2019)
2) Соглашение о сотрудничестве между администрацией Калининградской области Российской Федерации и администрацией губернии Блекинге Королевства Швеция от 08.04.2003 года. Представительство МИД России в Калининграде: действующие соглашения (меморандумы, протоколы), заключенные Правительством (администрацией) Калининградской области с зарубежными партнерами URL: https://kaliningrad.mid.ru/mezdunarodnye-soglasenia-kaliningradskoj-oblasti(дата обращения: 30.04.2019)
3) Соглашение от 19 апреля 1995 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о поощрении и взаимной защите капиталовложений URL: http://investmentpolicyhub.unctad.org/Download/TreatyFile/3437 (дата обращения: 30.04.2019)
4) Соглашения Республики Карелия в сфере международного сотрудничества за 1994 — 1997 годы. Официальный интернет-портал Республики Карелия URL: http://gov.karelia.ru/gov/Leader/inter4.html (дата обращения: 30.04.2019)
2. Отчёты о деятельности государственных и межправительственных структур:
1) VI Российско-Шведский инвестиционный форум «Новый инвестиционный потенциал: идеи и возможности». Торговое представительство России в Швеции URL: http://rysslandshandel.se/ru/vi-rossijsko-shvedskij-investicionnyj-forum-novyj-investicionnyj- potencial-idei-i-vozmozhnosti/ (дата обращения: 30.04.2019)
2) Международная деятельность. Инвестиционный портал Ненецкого автономного округа URL: http://invest.adm-nao.ru/nao/international/ (дата обращения: 30.04.2019)
3) О межправительственной комиссии — Российско-Шведском Наблюдательном Комитете по торговле и экономическому сотрудничеству. Информационный портал Торгового представительства Российской Федерации в Королевстве Швеция URL: http://rysslandshandelse/rus/mpk/(дата обращения: 30.04.2019)
4) О сотрудничестве Совета Министров Северных Стран с Россией / About the Nordic Co operation with Russia. Nordic Co-operation: The Nordic Council and the Nordic Council of Ministers URL: https://www.norden.org/en/information/o-otrudnichestve-soveta-ministrov-severnykh-stran-s-rossiey-about-nordic-co-operation (accessed: 30.04.2019)
5) Отчёт Комитета по внешним связям Санкт -Петербурга о ходе реализации в 2012 году соглашений Правительства Санкт-Петербурга и исполнительных органов государственной власти Санкт -Петербурга об осуществлении международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей. Комитет по внешним связям Санкт - Петербурга URL: http://www.kvs.spb.ru/userfiles/2013/Soglasheniya.pdf (дата обращения: 30.04.2019)
6) Партнёры ТТП Псковской области. Союз "Торгово-промышленная палата Псковской области" URL: https://pskov.tpprf.ru/ru/partner/ (дата обращения: 30.04.2019)
7) Перспективные направления сотрудничества Санкт-Петербурга с Королевством Швеция. Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга URL: http://kvs.spb.ru/userfIles/documents/info/Sweden.docx (дата обращения: 30.04.2019)
8) Проекты шведских компаний в России. Торговое представительство Российской Федерации в Швеции, июль 2018 г. URL: http://rysslandshandel.se/rus/uploads/info_sweden_2018-08.pdf (дата обращения: 30.04.2019)
9) Рабочая поездка представителей Ямало-Ненецкого автономного округа в г. Рованиеми (Финляндия) и г. Пайала (Швеция). Департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа URL: http://www.interyamal.ru/page/87 (дата обращения: 30.04.2019)
10) Резолюция бизнес-саммита Ассоциации торгово- промышленных палат северных (приполярных) территорий и зоны Арктики в г. Мурманске (20 ноября 2013 года). Архангельская торгово-промышленная палата URL: http ://www.tpparh. ru/events/news/item/975-rezolyuts iya-biznes-sammita-assotsiatsii-torgovo- promyshlennykh-palat-severnykh-pripolyarnykh-territoriy-i-zony-arktiki-v-gmurmanske (дата обращения: 30.04.2019)
11) Российско-шведский бизнес-форум «Перспективы шведского бизнеса в России». Торговопромышленная палата Российской Федерации: новости, 28.10.2005 URL: http://tpprf.ru/ru/news/-i5081/ (дата обращения: 30.04.2019)
...