Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Неоколониализм Франции в бывших африканских колониях: миф или реальность

Работа №126317

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение стр. 3-9
I Глава Эволюция взаимоотношений между Францией и странами Африки в период с 2008- 2016 годы.
1.1 Африка во внешнеполитическом дискурсе Николя Саркози стр. 10-16
1.2 Основные внешнеполитические инициативы Франсуа Олланда в отношении стран Африки стр.16-19
1.3 Вооруженные вторжения Франции в Ливию и Мали и их последствия стр.20-25
II глава Направления внешней политики Эммануэля Макрона на африканском континенте.
2.1 Дипломатическое и военно-стратегическое направления внешней политики Франции в Африке стр.26-29
2.2 Экономическое измерение французской политики в Африке стр.29-37
2.3 Культурно-гуманитарное измерение французской политики: Международная организация Франкофонии как инструмент внешней политики Франции стр.37-42
III глава Основные черты африканской политики Франции и проблемы отношений между Францией и странами Африки на современном этапе.
3.1 Публичные выступления и высказывания в социальных сетях Эммануэля Макрона стр .43-48
3.2 Актуальные вызовы для внешней политики Франции в Африке стр.48-52
Заключение стр.53-54
Приложение стр .55
Список источников и литературы стр.56- 63

Данная тема на сегодняшний день является животрепещущей в силу двойственной трактовки понятия «неоколониализм». Согласно энциклопедии Brittanica, неоколониализм означает «контроль развитых стран над менее развитыми странами через непрямые методы»1. Данный термин был впервые использован после Второй мировой войны для обозначения продолжающейся зависимости бывших колоний от метрополий, которые использовали колониальную модель эксплуатации. Термин «неоколониализм» применялся к политике европейских государств, которые рассматривали неоколониализм в качестве схемы для сохранения контроля над бывшими африканскими и другими колониями. Событием, знаменовавшее начало употребления термина, стал Европейский саммит в Париже в 1957 году, когда шесть глав правительств европейских стран дали согласие на включение их заморских территорий в Единый Европейский рынок. Сегодня неоколониальный контроль подразумевает непрямые формы контроля, в особенности используя экономические и финансовые ресурсы транснациональных компаний.
Еще в рамках колониальной системы была сформулирована идеология «Евроафрики», согласно которой судьбы Европы и Африки рассматриваются как неразрывно связанные на политическом, экономическом, социальном и культурном уровнях. Теоретическую основу данной идеологии составляет мир-системный анализ, согласно которому мир делится на три страты: ядро или центр, периферию и полупериферию. Наиболее распространенная версия мир-системного анализа была сформулирована Иммануилом Валлерстайном. В своем труде «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» ученый отмечает, что странами ядра выступают свободные страны, которые господствуют на другими субъектами системы. Полупериферией он называет страны, над которыми господствуют страны центра, но они имеют власть над странами периферии. Периферия в свою очередь находится под господством всех субъектов мир - системы2.
Таким образом, страны ядра специализируются на высококвалифицированном труде и капиталоемком производстве, а экономика стран периферии основывается на добывающей промышленности и низко квалифицированном труде. Идеология «Евроафрики» предполагала, что два континента призваны дополнять друг друга - Европа нуждается в сырьевых ресурсах и рынках сбыта своей продукции, Африка - в капитале и технологиях. Помещенная в исторический контекст идеология, а именно европейская колонизация континента в конце 19 - начале 20 веков, выступает в качестве оправдания европейских политических деятелей для политического доминирования, экономической эксплуатации и культурного подавления африканских колоний. В рамках данной идеологии концепции «взаимодополняемости» и «взаимозависимости» были интерпретированы в пользу одной стороны - Запада.
В рамках данной работы будет рассмотрена современная французская модель отношений с бывшими африканскими колониями. Французская экспансия на африканском континенте началась еще в XVII веке. Тогда Франция пыталась закрепиться в Сенегале. Семилетняя война, завершившаяся Парижским миром 1763 года, сокрушила французскую империю. От нее остались жалкие остатки - клочок земли в Сенегале. Основной период экспансии приходится на XIX век, когда Франция начинает завоевание Османского Алжира в 1830 году. Впоследствии французские завоевания привели к обладанию 40 % всех земель континента3.
После деколонизации в 1960-х годах Франция столкнулась с проблемой создания новой политической доктрины и построения новых взаимоотношений с бывшими колониями в Африке. Франция была заинтересована в сохранении своего влияния в бывших колониях. Для этого был сформулирован новый геополитический проект «Франсафрик» (фр. Frangafrique). В 1960 году почти все французские колонии в Африке южнее Сахары стали независимыми, в основном переход произошел мирно. Переговоры об условиях независимости привели к подписанию двух типов секретных соглашений о сотрудничестве. Первый касался привилегированного доступа Франции к сырью своих бывших колоний. Второй, которого требовали сами африканские президенты, касался военной защиты их новых режимов. Соглашение между Францией и ее бывшими колониями заключалось в следующем: Франция поддержала африканских президентов, которые были «друзьями» Франции, то есть президентов, отстаивавших позиции Франции на международной арене или предоставляющих Франции предпочтение в любом секторе.
Актуальность работы, таким образом, состоит в том, что по сей день на проведение внешней политики государств, бывших в недалеком прошлом колониальными империями, большое влияние оказывают исторические, политические и экономические связи с бывшими колониями. Казалось бы, события африканской деколонизации 1960-х годов уже давно остались в прошлом и мир давно шагнул в новый век, однако вместе с тем бывшие колонии в Африке занимают одно из главных мест во внешней политике Франции. Смогла ли Франция перестроить свои взаимоотношения со странами Африки на равноправных началах к сегодняшнему дню или внешнеполитический дискурс содержит в себе черты колониальной эпохи? Процесс деколонизации 1960-х годов, по мнению многих специалистов в области международных отношений и историков, таких как Гай Мартин4, носил лишь декларативный характер, поскольку многие бывшие колонии сохраняли экономические, политические связи с бывшими метрополиями. Колониальные путы сменились неоколониальной зависимостью, выражающиеся в экономической и политической зависимости. В том числе не стоит недооценивать и культурную составляющую - посредством деятельности Международной Организации Франкофонии Франция активно расширяет французское лингвистическое пространство, тем самым сохраняя свое влияние. В данном контексте особый интерес для рассмотрения и изучения представляет собой пример взаимоотношений Французской Республики и ее бывших африканских колоний.
Целью работы выступает выявление степени предоставления независимости Францией бывшим африканским колониям. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач. Задачи: 1) проанализировать основные внешнеполитические инициативы Николя Саркози и Франсуа Олланда в отношении стран Африки, 2) изучить и провести анализ внешнеполитического дискурса Эммануэля Макрона, 3) определить степень преемственности политики Эммануэля Макрона по отношению к внешнеполитическим действиям его предшественников, 4) изучить причины французского присутствия в странах Африки, 5) оценить деятельность Международной организации Франкофонии на африканском пространстве как инструмента внешней политики Франции.
Объектом настоящего исследования является ряд внешнеполитических инициатив президентов Франции по отношению к странам Африки на период с 2008 года по настоящее время. Предметом исследования является эволюция африканского вектора внешней политики на период с 2008 года по настоящее время. В выпускной-квалификационной работе данные временные рамки связаны с тем, что основной темой избирательной кампании Николя Саркози в 2007 году стал разрыв с политикой его предшественников. Он заявлял, что после колониализма и 40 лет сильнейшего влияния над бывшими колониями в Африке, политика больше не будет связана с практиками «Франсафрик», которые на протяжении десятилетий являлись инструментами влияния по отношению к странам континента.
Научная новизна исследования определяется следующими составляющими:
• проведено исследование внешней политики Французской Республики по отношению к странам Африки с учетом геополитических изменений и трансформационных процессов, происходящих на данный момент на африканском пространстве, в частности в условиях угрозы безопасности, распространения террористической деятельности, появления новых геополитических игроков и жесткой конкуренции за обладание ресурсным потенциалом континента.
• проведено сравнение подходов к внешней политике по отношению к странам Африки Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона.
• проанализирована роль Международной организации Франкофонии в новом обличье как инструмента внешней политики Франции.
• дана оценка публичных выступлений Э. Макрона касательно отношений со странами Африки и проведен интент-анализ социальных сетей нынешнего президента Франции.
• на основе исследования автором формулируются перспективы развития внешнеполитических отношений «нового характера» при этом исключая использование силовых методов.
Степень разработанности. Несмотря на кажущееся обилие литературы, посвященной проблематике существования феномена неоколониализма Франции по отношению к странам Африки, фундаментальные отечественные исследования на данную тематику отсутствуют. Однако среди российских авторов можно выделить В. Р Филиппова, Ю. И. Рубинского, Н. П. Подгорнову. В этой связи автором был использован ряд оригинальных источников и материалов на французском и английском языках, в числе которых, например, речь президента Франции Эммануэля Макрона в Университете Уагадугу в Буркина - Фасо в ноябре 2017 и выступление перед дипломатическими работниками Министерства иностранных дел Франции в августе 2018 года. В ходе анализа данных источников было выявлено, что Африка должна быть союзником Франции, с которым необходим диалог на равных началах для борьбы против региональных и международных угроз. В целом, Э. Макрон определил себя как главу государства, принадлежащему к другому поколению, которое не знало что из себя представляет колониализм. Он сосредотачивается на новых возможностях для молодежи в сфере образования и профессиональной деятельности, перечисляет все вызовы и проблемы, которые предстоит решить, дав возможность представителям стран Африки решать самим свою судьбу.
В ходе исследования был использован ряд научных работ. Посредством анализа новых правительственных структур, учреждения законодательных актов и публичных выступлений Доминик Томас в «Africa and France Postcolonial Cultures, Migration, and Racism» знакомит читателя с причинами сохранения механизмов колониальной системы в странах Африки. Доминик Томас предполагает, что риторика администрации Саркози во многом обязана колониальному прошлому. Таким образом, данная работа представляет особую ценность для написания работы, поскольку автор подробно анализирует преемственность политики Н. Саркози к политике предыдущих президентов Пятой Республики. Как показалось, в произведении не содержится явно политически ангажированного мнения, что позволило адекватно анализировать информацию и применить ее в написании работы.
Статья Гая Мартина «Africa and the Ideology of Eurafrica: Neo-Colonialism or Pan- Africanism?» посвящена исследованию основных причин продолжающегося слабого развития и зависимости стран Африки, несмотря на ее огромное богатство и внушительный экономический потенциал. Автор утверждает, что одна из главных причин подобной ситуации заключается в характере политических, экономических и культурных связей, которые связывают Африку с Европой с XV века. Однако все же стоит учитывать тот факт, что экономические связи Франции и ее бывших колоний претерпели значительные изменения со времен деколонизации. В статье, напротив, автор настаивает на том, что сегодня повсеместно царит неравный обмен между бывшими колониями и Францией. Данная работа, наравне с официальными данными правительства Франции, оказали помощь в написании подглавы «Экономическое измерение французской политики в Африке».
В статье «The Gaullist Legacy: Patterns of French Neo-Colonialism» автор Ричард Джозеф приходит к выводу о том, что Франция сохранила экономическое и культурное влияние в своих бывших колониях, опираясь на значительное военное присутствие. С этим, на взгляд автора дипломной работы, трудно не согласиться, поскольку на данный момент французский военный контингент располагается на территории четырех африканских стран: Джибути, Кот-д'Ивуар, Габон и Сенегал. Автор отмечает, что французские спецслужбы действовали в координации со своими местными коллегами, чтобы нейтрализовать потенциальные вызовы существующим режимам. Он приходит к выводу о том, что в целом данная система не претерпела изменений, и внутриполитические игры между Парижем и угодными ему режимам все еще сохраняются. Данная работа показалась автору дипломной работы крайне важной в контексте изучения инструментов современного неоколониализма Франции в странах Африки. Более того, в статье освещаются темные стороны французской внешней политики после деколонизации; статистические данные, которые открыто не освещаются и не предоставляются на обозрение широкой публике.
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы по теме «Неоколониализм Франции в бывших африканских колониях: миф или реальность» является метод системного анализа, дающий возможность изучения различных аспектов отношений Франции со странами Африки как комплексного процесса, с определением наиболее важных элементов в процессе их взаимозависимости и взаимообусловленности в политической, экономической и культурной сферах, и дальнейшего развития. В написании выпускной-квалификационной работы был использован метод компаративного анализа с целью определения общих положений и различий во внешнеполитическом дискурсе лидеров Французской Республики, начиная с президентства Николя Саркози до сегодняшнего дня. Более того, данный метод был использован для сравнения обещаний лидеров страны с их последующими внешнеполитическими инициативами, которые связаны с колониальными практиками. Также использование сравнительно-исторического метода дало возможность изучить политические явления, такие как, например, французская военная интервенция в Ливию (2011 г.) и Мали (2013г.), в их тесной взаимосвязи с исторической обстановкой, в которой они возникли и развивались во времена президентства Николя Саркози и Франсуа Олланда. Сравнительно - исторический метод предоставил возможность выйти за пределы изучаемых временных рамок с 2008 года по настоящее время и на основе аналогий прийти к широким историческим параллелям второй половины XX века. Исторический метод использовался для выявления динамики эволюции политических целей и задач французских лидеров по отношению к странам Африки. Последнее позволило определить текущую ситуацию в рамках взаимоотношений между Францией и странами Африки, произвести прогноз касательно дальнейших перспектив развития отношений.
Другим методом является интент - анализ официальных выступлений, политических заявлений и речей последних президентов Франции, который позволил определить их собственное отношение к современным взаимоотношениям со странами Африки, их отношение к неоколониализму и его инструментам. Данный метод помог выявить подтекст выступлений, недоступный при других формах анализа. С вышеупомянутым методом связан метод изучения документов - в ходе исследования были рассмотрены официальные документы и данные Правительства Франции, Министерства иностранных дел и Министерства обороны, который помог установить внешнеполитический курс Франции по отношению к странам Африки. Более того, был произведен экономический анализ, в результате которого была произведена оценка экономических отношений между Францией и ее бывшими колониями, степень присутствия Франции в финансовой сфере и торговле.
Описание структуры выпускной квалификационной работы. В первой главе для выявления степени сохранения влияния Франции посредством инструментов колониального прошлого по отношению к странам Африки рассмотрена эволюция внешней политики французских президентов Николя Саркози и Франсуа Олланда. Рассмотрение и анализ внешнеполитического курса французских президентов критически важны для достижения цели исследования, поскольку современная внешнеполитическая доктрина, сформулированная нынешним президентом Французской Республики Эммануэлем Макроном, отчасти основывается на достижениях его предшественников. Во второй главе рассмотрена и проанализирована современная ситуация взаимоотношений Франции с бывшими колониями, а именно детально изучены направления внешней политики Эммануэля Макрона: дипломатическое и военно-стратегическое направления, экономическое измерение французской политики и культурно-гуманитарное измерение французской политики, которое преимущественно обеспечивается деятельностью Международной организации Франкофонии. В третьей главе выявлены актуальные проблемы и перспективы развития отношений между Францией и странами Африки на современном этапе посредством анализа публичных выступлений и высказываний в социальных сетях действующего президента страны Э. Макрона. И, наконец, автором выпускной- квалификационной работы сформулированы возможные перспективы развития отношений между Францией и странами Африки. В заключении проводится обобщение исследования, на основе проведенной работы подводятся итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, автор приходит к выводу о том, что неоколониализм Франции на африканском континенте является реальностью, однако то, что известно под феноменом «Франсафрик» постепенно прекращает свое существование в силу объективных процессов, таких как, отсутствие достаточного экономического и политического ресурсного потенциала Франции, конкуренция со стороны экономических гигантов - США, КНР. Франция уже не играет доминирующую роль великой державы, но сохраняет значительные позиции в экономической, политической и культурной сферах, и в кризисных ситуациях по-прежнему рассматривается в качестве источника дипломатического, военного и финансового давления и поддержки стран региона. В целом, можно констатировать, что Э. Макрон старается положить конец патернализму, который был характерен для бывших французских лидеров. Тем не менее, официальная повестка дня идет вразрез с «реальной политикой», которая вынуждает Э. Макрона следовать иным путем, так, например, игнорировать проблему нарушения прав человека главами африканских государств.
В ходе проведения исследования был выполнен ряд задач: 1) В результате анализа внешнеполитических курсов Н. Саркози и Ф. Олланда в отношении стран Африки автор пришел к выводу о том, что несмотря на то, что и Н. Саркози, и Ф. Олланд неоднократно высказывались негативно о системе «Франсафрик» в силу существования геостратегических интересов Франции в Африке, они не смогли перестроить внешнюю политику таким образом, чтобы не быть обвиненными в неоколониализме. На начальных этапах президентами предпринимались попытки проведения изменений, но инициативы носили характер скорее косметических изменений и не были направленны на фундаментальный слом прошлых практик, чем в корне меняли сложившийся статус-кво. По мнению автора, интервенции в Ливию в 2011 году и в Мали в 2013 году свидетельствуют о том, что Франция не намерена приостанавливать историю вмешательств в страны Африки, продиктованную императивами национальной безопасности и стратегическими интересами, в частности, сохранение энергетической безопасности в регионе Сахары - Сахеля.
2) В результате изучения и проведения анализа внешнеполитического дискурса президента Пятой Республики автор работы пришел к выводу о том, что Э. Макрон преследует цель стимулировать новую экономическую дипломатию в Африке, чтобы оживить французские компании, которые находятся в упадке. В результате изучения основных инициатив нынешней администрации было выявлено, что Э. Макрон больший приоритет отдает развитию экономических связей с континентом - ни одна речь касательно отношений между Африкой и Францией не обходится без упоминания помощи французским бизнес структурам в Африке или африканскому бизнесу. Он преимущественно апеллирует к молодёжи, к темам, обращённым в будущее, в числе которых развитие образования, сохранение окружающей среды.
3) В ходе рассмотрения степени преемственности политики Эммануэля Макрона по отношению к внешнеполитическим действиям его предшественников было выявлено, что в целом курс нынешнего президента не подвергся коренному пересмотру. Несмотря на критические заявления в сторону инициатив своих предшественников, в особенности интервенция в Ливию, предпринятая Н. Саркози, в сфере обороны Франция все еще остается «жандармом» Африки, чьи постоянные военные базы располагаются на территории пяти стран Африки: Джибути, Кот-д'Ивуар, Габон, Сенегал, Чад. При этом другие базы в Сахеле в рамках операции «Бархан» были развернуты по просьбе самих стран для оказания поддержки в борьбе с терроризмом и укрепления собственного оборонного потенциала посредством военного сотрудничества с Францией. Каковы бы ни были громогласные высказывания Э. Макрона о том, что страны Африки и Франция являются равными партнерами, на данный момент ситуация оставляет желать лучшего.
4) Причинами сохраняющегося присутствия Франции на континенте выступают: присутствие в Африке по-прежнему предоставляет дипломатические преференции, которые Франция иначе не получила бы, оправдывая обладание правом вето в Совете Безопасности ООН. Во многом благодаря влиянию в Африке Франция сохраняет статус великой державы на международной арене. Помимо сохранения престижа, основная причина кроется в экономических интересах Франции, которая заинтересована в сохранении преференций на добычу ядерной энергии в регионе Сахары- Сахеля. Помощь в целях развития является необходимым инструментом, который используется Францией для давления на страны Африки и сохранения политического влияния.
5) В ходе работы была оценена деятельность Международной организации Франкофонии на африканском пространстве как инструмента внешней политики Франции. Посредством помощи в проведении парламентских и президентских выборов, в предоставлении посреднических функций в урегулировании конфликтов в странах Африки, Международная Организация Франкофонии является помощником Франции в продвижении национальных интересов и сохранении позиций на континенте.


1. Afrique : creation d’une academie internationale de lutte contre le terrorisme, URL:https:// ug.ambafrance.org/Afrique-creation-d-une-academie-internationale-de-lutte-contre-le- terrorisme
2. Afrique : lancement d’une academie internationale de lutte contre le terrorisme, 18 octobre 2018 URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/defense-et-securite/ actualites-et-evenements-lies-a-la-defense-et-la-securite/2018/article/afrique-lancement-d-une- academie-internationale-de-lutte-contre-le-terrorisme
3. Allocution de F. Hollande lors de l'ouverture du forum "Renouveaux du monde arabe" a l’Institut du monde arabe, URL: http://www.elysee.fr/declarations/article/allocution-lors-de-l- ouverture-du-forum-renouveaux-du-monde-arabe-a-
4. Ambition Africa 2018: The leading business event between Africa and France, URL: https:// www.businessfrance.fr/discover-france-news-ambition-africa-2018-the-leading-business-event- between-africa-and-france
5. Cadre strategique de la Francophonie 2015-2022, URL: https://www.francophonie.org/IMG/pdf/ sommet xv csf 2015 2022.pdf
6. Conference de Presse de M. Laurent Fabius, Ministre des Affaires etrangeres. Paris, le 11 janvier 2013, URL: https://id.ambafrance.org/Mali-Conference-de-Presse-de-M
7. Declaration de Bamako, URL: https://www.francophonie.org/IMG/pdf/ Declaration Bamako 2000 modif 02122011.pdf
8. Defense et Securite nationale LE LIVRE BLANC, preface de Nicolas Sarkozy President de la Republique, URL: http://archives.livreblancdefenseetsecurite.gouv.fr/2008/IMG/pdf/livre blanc tome1 partie1.pdf
9. DOCUMENT DE REFERENCE 2018, LE 01 AVR 2019, URL: https://www.afd.fr/fr/ document-de-reference-2018
10. Doing Business 2018 Reforming to Create Jobs, statistics on the African states, URL: http:// www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2018- Full-Report.pdf
11. EVALUATION DE 15 ANS DE DEVELOPPEMENT DES TERRITOIRES RURAUX EN AFRIQUE SUBSAHARIENNE, URL: https://www.afd.fr/sites/afd/files/2018-06-04-44-27/ evaluation-15-ans-developpement-territoires-ruraux-afrique-subsaharienne.pdf
12. GUIDE PRATIQUE LES PROCESSUS DE TRANSITION, JUSTICE, VERITE ET RECONCILIATION DANS L’ESPACE FRANCOPHONE, URL: https:// www.francophonie.org/IMG/pdf/guide-oif-tivrbat-web1003.pdf
13. Hollande F. Discours du President de la Rdpublique franpaise devant l'Assemblde nationale sdndgalaise, le 12 octobre 2012, URL: https://www.jeuneafrique.com/173903/politique/france- afrique-le-texte-du-discours-de-dakar-prononc-par-fran-ois-hollande/
14. L’Afrique, prioritd de l’aide publique au ddveloppement franpaise, URL: https:// www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/afrique/l-afrique-priorite-de-l-aide-publique-au- developpement-francaise/
15. La force conjointe G5 Sahel et l’Alliance Sahel, URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/ politique-etrangere-de-la-france/defense-et-securite/crises-et-conflits/la-force-conjointe-g5- sahel-et-l-alliance-sahel/
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ