Введение 3
Глава 1. Сирийский конфликт как пример опосредованной войны: роль внешних акторов 6
1.1 Понятие и особенности прокси-войны 6
1.2 Региональные арабские участники конфликта 8
1.3 Региональные неарабские участники конфликта 13
1.4 Внерегиональные участники конфликта 15
Глава 2. Иранская прокси-интервенция в Сирии 19
2.1 Цели и интересы Ирана в конфликте 19
2.2 Иранская материальная поддержка. Участие КСИР 24
2.3 Роль Хезболлы 34
2.4 Сеть «Лива Абуль-Фадль аль-Аббас», «Асаиб Ахль аль-Хакк» и прочие шиитские группировки 38
Глава 3. Политика Вашингтона в отношении Сирии как часть прокси-войны с Ираном 43
3.1 Цели и интересы США в конфликте 43
3.2 Поддержка Свободной сирийской армии 2011 г. - 2017 г. 46
3.3 Поддержка Сирийских демократических Сил 2017 г. - н.в. 57
Заключение 64
Список источников и литературы 67
Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами. Процесс проксификации характерен практически каждому современному международному конфликту. После появления ядерного оружия мировые державы перестали ввязываться в открытые военные столкновения друг с другом, используя различные прокси-инструменты для реализации своих стратегических устремлений. Так и Сирия стала местом столкновения интересов множества держав, которые открыто или опосредованно участвуют в Сирийском кризисе. США, Иран, Турция, Россия, Израиль, страны Персидского залива - все эти государства имеют свои цели и задачи в этом конфликте и пытаются достичь их при помощи различных прокси-инструментов.
Однако наибольший интерес вызывают позиции США и Ирана в этой гражданской войне. Они являются не только давними соперниками, но и странами которые больше всего прибегают к использованию прокси-группировок. США на протяжении 6 лет финансово и технически спонсирует оппозиционные Башару Асаду группировки - «Свободную сирийскую армию» и Сирийские демократические силы, используя их в своих корыстных целях. Иран с самого начала кризиса не только активно поддерживает правящий режим, но и создает на территории Сирии сеть шиитских группировок, которые действуют в его интересах. Анализ такого участия Тегерана и Вашингтона в Сирийской войне необходим по нескольким причинам. Во-первых, понимание степени участия Соединенных Штатов и Ирана может помочь в прогнозировании и разрешении не только сирийского, но и ирано-американского кризиса, являющегося одной из самых главных проблем современных международных отношений. Во-вторых, это исследование актуально для изучения внешней политики США и Ирана, того, какими способами эти государства реализуют поставленные перед собой задачи. Стоит отметить, что данный труд - первый в своем роде, комплексно рассматривающий ирано-американские противоречия через призму «проксификации» Сирийской войны. Впервые проксигруппировки Тегерана и Вашингтона будут разобраны в рамках одной работы.
Степень научной разработанности проблемы: тема «проксификации» сирийского конфликта и развития этого процесса в контексте ирано-американского противоборства является малоизученной. В основном данная проблема рассматривается зарубежными учеными, в частности, представителями Соединённых Штатов. Важный вклад в изучение процесса проксификации конфликтов внесли такие ученые, как Э. Мамфорд и И. Сойса. Изучению шиитских группировок посвятили себя исследователи Ф. Смит, У. Фултон, Д. Холлидей и С. Виер. Американский ученый М. Салливан изучила роль КСИР и Хезболлы в сирийской войне. Участие США в данном конфликте и их связи с Сирийской свободной армией подробно разобрал австралиец Ч. Листер. Причины и цели американской поддержки Сирийских демократических сил подробно проанализировали такие ученые, как М. Аль Бдулла и Р. Гутман. О причинах участия Саудовской Аравии в конфликте подготовил несколько трудов В. Кузьмин.
Работа написана на основе обширной источниковой базы, включающей в себя официальные распоряжения и заявления Министерства финансов США, указы Администрации президента Соединенных Штатов, американские стратегии национальной безопасности, отчеты Совета Безопасности ООН и американского Конгресса. При написании работы было использовано интервью с бывшим офицером отряда специального назначения Хезболлы - Муссой Камалем, служившим в Сирии с 2011 г по 2016 г. 1
При написании работы автор обращался к многочисленным материалам отечественных и зарубежных СМИ. Так, например, журналистское расследование Д. Гайтанджиевой использовалось при анализе американской и саудовской материальнотехнической поддержке частей сирийской оппозиции.
Объектом является процесс «проксификации» сирийского вооруженного конфликта, а предметом - политическая, материально-техническая и финансовая поддержка прокси-групп, оказываемая Соединенными Штатами и Ираном в данном конфликте.
Цель данной работы: установить, в какой степени динамика сирийского конфликта на современном этапе определяется прокси-противостоянием между США и ИРИ.
Для выполнения качественного исследования на выбранную тему, автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Разобрать концептуально-теоритические подходы к исследованию феномена «проксификации».
2. Рассмотреть основных внешних акторов, вовлеченных в сирийскую гражданскую войну
3. Определить цели и задачи Соединенных Штатов и Ирана в конфликте
4. Проанализировать опосредованное участие США и Ирана в сирийской войне
5. Рассмотреть основные сирийские и шиитские группировки, поддерживаемые Вашингтоном и Тегераном.
Методологической основой данного исследования является системный подход, применяемый для установления причин использования Ираном и США различных прокси-группировок. Использовались и методы социальных и гуманитарных наук. Такими методами в данном исследовании являются анализ содержания документов (истолкование или интерпретация содержания официальных документов, речей, статистических данных и др). При этом автор руководствовался общенаучными методами исследования, такими, как сравнение (разных подходов к осуществлению прокси-деятельности) и анализ (выявление основных особенности прокси-отношений между субъектами).
Новизна исследования: данная работа впервые анализирует поддержку различных прокси-группировок в Сирийской Арабской Республике, осуществляемую США и Ираном, в контексте противоборства данных государств.
Структура: Работа состоит из введения, трех глав (разделенных три или четыре тематических параграфа каждая), заключения, списка источников и литературы. Введение служит для обоснования актуальности заданной тематики, обозначения объекта и предмета исследования, цели и задач, методологического основания, приводится степень научной разработанности темы, научная новизна и источниковая база исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понятия «проксификации», объясняется, почему сирийский конфликт можно считать прокси-войной, проводится анализ степени вовлеченности мировых держав в конфликт - России, Израиля, Турции, стран Персидского залива.
Во второй главе проводится анализ целей и задач Исламской Республики Иран в конфликте. Рассматриваются основные шиитские группировки, участвующие в войне и поддерживаемые Ираном.
В третьей главе обозначаются цели и задачи Соединенных Штатов Америке в конфликте. Проводится анализ политики ,проводимой Вашингтоном с 2011 по 2016, а также с 2016 по настоящее время, направленной на поддержку оппозиционных правительству Башара Асада сил.
Исходя из поставленных задач, в данной работе было проведено исследование процесса «проксификации» Сирийского конфликта в рамках ирано-американского противостояния, благодаря которому автор пришел к целому ряду выводов:
1) В работе были рассмотрены концептуально-теоритические подходы к изучению феномена прокси-войн. Было дано теоретическое обоснование термина «проксификация», согласно которому, «проксификация» - это процесс трансформации конфликта в прокси-войну. Конфликт проксифицируется тогда, когда в нем возникают отношения между государственным или негосударственным субъектом-покровителем и доверенными прокси-группировками, которые финансируются, вооружаются и обучаются своим «покровителем» с целью реализации его интересов без прямого или открытого вмешательства последнего.
Было выявлено, что прокси-способ ведения войны используется многими странами в большинстве конфликтов с целью избежать прямого столкновения друг с другом. Особенно часто к такому подходу государства стали прибегать во второй половине XX века, когда появилось ядерное оружие и повысились риски открытого противостояния. Именно из-за желания избежать открытого столкновения в условиях наличия стратегических интересов многие участники сирийской войны начали применять различные прокси-формирования для реализации своих стратегических устремлений и задач.
2) Автор обозначил основных акторов сирийской войны, были выявлены их цели и задачи, способы участия.
Саудиты, в первую очередь, заинтересованы в свержении режима Башара Асада и установлении власти суннитского большинства в Сирийской Арабской Республике. Это позволило бы королевству укрепить свои позиции на Ближнем Востоке и начать претендовать на позицию лидера данного региона. Для реализации своих интересов КСА прибегла к поддержке оппозиционных группировок Сирийской свободной армии, поставляя им вооружения, купленные на оружейных рынках Восточной Европы. Королевство кооперировало свою деятельность с американскими спецслужбами, которые оказывали логистическую помощь при организации поставок.
Катар стремится также утвердить свои позиции в ближневосточном регионе и добиться международного признания. С 2011 г. эмират оказывает финансовую поддержку различным оппозиционным группировкам, в том числе Сирийской свободной армии, группам Аль-Каиды, Исламскому государству и Братьям-мусульманам.
Иордания являлась сначала опосредованным, а потом прямым участником боевых действий в Сирии. Еще в 2012 г. на территории Иордании были созданы оперативные командные пункты, через которые проходила американская и саудовская военнотехническая помощь отрядам ССА. В 2014 г. Иордания присоединилась к международной коалиции по борьбе с ИГИЛ и начала наносить ракетно-бомбовые удары по позициям исламистов.
Израиль старается не вмешиваться в конфликт, ограничиваясь точечными ударами по Хезболле, дислоцированной на территории САР. Израиль не желает отрытой конфронтации с Ираном, по этой причине практически не участвует в конфликте. Идеальным сценарием для Иерусалима является продолжение конфликта в Сирии и усиление противостояния между шиитскими группировками, поддерживаемыми Ираном, и различными суннитскими радикалами. В такой ситуации исключается вероятность перехода конфликта на территорию Израиля.
Россия заинтересована в сохранении власти Башара Асада, так как его режим является прокси-инструментом для распространения российского влияния в регионе. По этой причине Россия с 2011 г. оказывает материально-техническую помощь сирийскому правительству, в частности, Сирийской армии («Силы тигра», «Соколы пустыни», «5-й штурмовой корпус»). Также на территории Сирии действовали различные частные военные компании, такие, как «Славянский корпус» и «ЧВК Вагнера», связанные с Российской Федерацией.
Поддерживая Свободную Сирийскую Армию, Турция пытается решить главную проблему турецкой политики - курдский вопрос, поэтому Анкара поддерживает различные арабско-суннитские группировки, радикальные и нерадикальные, которые ведут борьбу с курдскими отрядами на территории Сирии. Россия также пытается решить ряд внутриполитических и внешнеполитических задач, помогая материально-технически и в военном отношении, как Сирийскому режиму, так и его союзникам в лице Хезболлы.
3) Были проанализированы основные интересы Тегерана и Вашингтона в Сирийском кризисе. Иран пытается сплотить вокруг себя шиитские и проиранские государства, чтобы сдать сильнейшим государством Ближнего Востока, по этой причине он стремится сохранить у власти прошиитски настроенное правительство Башара аль-Асада, являющееся давним союзником Тегерана. Против этого стремления выступают не только страны персидского залива и другие суннитские государства Ближнего Востока, но и Соединенные Штаты, которые опасаются, что это может привести к кризису регионального баланса. Помимо этого, Сирия является ключевой страной в ираносаудовском противостоянии. Свержение проирански настроенного алавитского правительства Башара Асада привело бы, скорее всего, к приходу власти суннитов, которые были лояльны Саудовской Аравии и другим арабским государствам.
Тегеран также опасается распространения суннитского радикализма н территории Сирии, которые может перекинуться на территорию шиитского Ирана.
Ради достижения своих целей Тегеран активно усиливает участие подконтрольных шиитских организаций в вооруженной борьбе за Сирию. КСИР и Хезболла, «Лива Абуль- Фадль аль-Аббас» и «Лива Аммар ибн Ясир», «Лива Имам аль-Хуссейн», «Лива Ассаль Ассах аль-Галиб» и прочие шиитские вооруженные формирования ведут боевых действия против соперников режима Башара Асада.
4) Также был проведен анализ политики США в отношении конфликта в Сирийской Арабской Республике. Были выявлены цели и задачи Вашингтона. США стремятся не допустить усиления Ирана, хотят предотвратить создание «Шиитского полумесяца» на Ближнем Востоке, так как это может подорвать позиции не только США, но и их союзников - Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Израиля. США также прибегли к использованию прокси-группировок, с 2012 г. начав вооружать и обучать Свободную Сирийскую Армию в рамках программы Центрального разведывательного управления «Timber Sycamore» и программы Министерства обороны США по поддержке частей сирийской оппозиции. Однако данная поддержка прекратилась в 2017 г., так как Вашингтон изменил подход к решению иранской проблемы. В 2012 г. США стремились ослабить влияние Ирана на Ближнем Востоке путем устранения его ближайшего союзника - сирийского режима Башара Асада. По этой причине они начали поддерживать оппозиционные силы в лице Сирийской свободной армии. К 2016 - 2017 г. политическая обстановка изменилась: Иран усилил свое присутствие в Сирии, развернув на её территории силы КСИР, Хезболлы и множественные шиитские группировки. Тегеран стремился получить контроль над восточными и северо-восточными районами Сирийской республики (Африн, Хасеке, Эль-Камышлы, Эль-Баб, Манбидж, Айн Эль-Араб), что позволило бы наладить беспрерывные поставки денег и вооружений в расположения Хезболлы на территории Ливана. В этой связи США начали поддерживать курдские вооруженные формирования - Сирийские демократические силы, которые, однако, не являлись антиасадовскими, но желали получить контроль на северо-востоке страны с целью создания там собственной автономии. Белый дом больше не стремился свергать сирийский режим, главной задачей являлось не допустить усиления присутствия Ирана в этих районах. По этой причине направление американской поддержки сместилось с Сирийской свободной армии на Сирийские демократические силы.
Источники:
Интервью:
1. I.Mironov. Interview with a former Hezbollah officer. // Research Repository Saint Petersburg State University. URL: http://hdl.handle.net/11701/15572 (дата интервью: 19.05.2019).
Документы международных организаций:
1. Council Implementing Regulations (EU) No 611/2011 of 23 June 2011 // Office of the Journal of the European Union, URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=OJ:L:2011:164:0001:0003:EN:PDF. (дата обращения: 10.05.2019).
2. Final report of the Panel of Experts established pursuant to resolution 1920 (2010) // UN Security Council URL: http://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B6D27- 4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s_2012_395.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
Документы законодательной власти:
1. Armed Conflict in Syria: Overview and U.S. Response // Congressional Research Service. March 25, 2019 URL: https://fas.org/sgp/crs/mideast/RL33487.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
Документы исполнительной власти:
1. Administration Takes Additional Steps to Hold the Government of Syria Accountable for Violent Repression Against the Syrian People // US Department of the Treasury, May 18, 2011 URL: www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/tg1181.aspx. (дата обращения: 08.05.2019).
2. Executive Order 13572 - Blocking Property of Certain Persons with Respect to Human Rights Abuses in Syria // The White House, April 29,2011 URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/04/29/executive-order-13572-blocking- property-certain-persons-respect-human-ri (дата обращения: 16.04.2019).
3. Fact Sheet: Treasury Sanctions Major Iranian Commercial Entities // US Department of the Treasury URL: https://www.treasury.gov/press-center/press- releases/Pages/tg1217.aspx (дата обращения: 11.05.2019).
4. N.Simone Panetta: Iran Increases Support to Assad Regime // American Forces Press Service. 2012. August 14.
5. President Obama: “The future of Syria must be determined by its people, but President Bashar al-Assad is standing in their way" // White House, April ,2011 URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2011/08/18/president-obama-future-syria-must-be- determined-its-people-president-bashar-al-assad (дата обращения: 16.04.2019).
6. Syria Designations; Syria Identifications; Non-proliferation Designations; Nonproliferation Identifications; Burma Designation Removals; Non-proliferation Designation Removals; Anti-Terrorism Designation Update // US Department of the Treasury URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/OFAC-Enforcement/Pages/20141016.aspx (дата обращения: 12.05.2019).
7. Syrian Flight Manifests. // Politico URL: https://ia601006.us.archive.org/11/items/522212-syrian-flight-manifests/522212-syrian-flight- manifests.pdf (дата обращения: 12.05.2019).
8. The 2015 National Security Strategy // White House, February 6, 2015 URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/02/06/fact-sheet-2015-national- security-strategy (дата обращения: 17.04.2019).
9. Treasury Designates Iranian Commercial Airline Linked to Iran’s Support for Terrorism // US Department of the Treasury URL: https://www.treasury.gov/press-center/press- releases/Pages/tg1322.aspx (дата обращения: 12.05.2019).
10. Treasury Designates Iranian Ministry of Intellligence and Security for Human Rights Abuses and Support for Terrorism // US Department of the Treasury, URL: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/tg1424.aspx (дата обращения: 10.05.2019)
11. Treasury Designates Syrian Entity, Others Involved in Arms and Communications Procurement Networks and Identifies Blocked Iranian Aircraf // US Department of the Treasury URL: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/tg1714.aspx (дата обращения: 11.05.2019).
...