ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОТЕХНИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОНЛАЙН-
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВЗРОСЛЫХ 7
1.1. Проблемы возрастной периодизации 7
1.2. Психологические особенности зрелых людей 11
1.3. Особенности преподавания в онлайн-формате 18
1.4. Понятие психотехники 31
1.4.1. Определение психотехники и её особенности 31
1.4.2. Виды психотехник 33
1.4.3. Психотехники в обучении иностранным языкам 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 51
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОТЕХНИК В
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ 53
2.1. Глубинное интервью как метод сбора данных о проблемах в
онлайн-обучении английскому языку взрослых 53
2.1.1. Глубинное интервью как метод исследования 53
2.1.2. Результаты глубинного интервью 55
2.2. Основные рекомендации по онлайн-обучению английскому языку
взрослых на основе полученных данных 61
2.3. Методическая разработка для онлайн-занятий по английскому
языку со взрослыми 64
2.3.1. Внедрение элементов психотехники «психодрама» 64
2.3.2. Внедрение элементов психотехники «рефрейминг» 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Приложение 1 80
Приложение 2 81
Приложение 3 82
Приложение 4 84
Приложение 5 86
Приложение 6 120
Данная работа выполнена на стыке двух научных областей: теории и методики преподавания иностранных языков и педагогической психологии.
В современном образовании важное место занимает тенденция «lifelong learning» или «непрерывное образование», смысл которой состоит в том, чтобы обучаться на протяжении всей жизни с помощью государственных институтов. Постоянно увеличивается поток обучающихся взрослых людей, которые для экономии времени предпочитают заниматься дистанционно. При разработке учебных и методических материалов для онлайн-обучения взрослых необходимо учитывать возрастные особенности взрослых студентов; особенности когнитивной сферы взрослого человека, а также специфику обучения онлайн.
Актуальность работы определяется необходимостью использования психотехник, предполагающих учет особенностей индивидуального сенсорного восприятия реальности; необходимостью идентифицирования модели поведения учащихся для более быстрого и эффективного усвоения и запоминания учебного материала, недостаточным уровнем внедрения современных достижений психологии в теорию и практику обучения. Кроме того, онлайн-обучение является прогрессивной и динамично развивающейся формой обучения, в связи с чем наблюдается потребность в разработке специальной методики онлайн-обучения взрослых, в том числе иностранным языкам.
Актуальность определила выбор темы «Применение элементов психотехники в процессе онлайн-обучения взрослых английскому языку».
Объектом исследования является онлайн-обучение взрослых английскому языку.
Предмет исследования - психотехники, используемые для создания более эффективного процесса обучения английскому языку взрослых учащихся.
Цель работы состоит в изучении особенностей отдельных психологических техник и возможности их внедрения в процесс онлайн- обучения взрослых английскому языку.
Для ее реализации поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть проблемы возрастной периодизации;
2) проанализировать психологические особенности зрелых людей;
3) проанализировать понятие психологической техники и выявить её особенности;
4) отобрать техники, подходящие для обучения иностранному языку;
5) провести глубинное интервью с действующими преподавателями и взрослыми, изучающими английский язык в режиме онлайн;
6) разработать основные рекомендации по внедрению психотехник в онлайн-обучение;
7) разработать упражнения с применением психотехник.
В данной работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы, классификация, обобщение и систематизация теоретического и эмпирического материала; эмпирические: научное наблюдение и обобщение опыта.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) с выводами к каждой из них, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении формулируется цель работы, определяется актуальность, объект и предмет исследования, обозначаются задачи и методы.
В Первой главе освещаются теоретические аспекты возрастной психологии, особенности восприятия онлайн-пространства, рассматриваются основные виды психотехник и их возможность внедрения в онлайн -урок иностранного языка.
Во Второй главе описываются особенности проведения глубинного интервью и его результаты, основные рекомендации по внедрению психотехник в онлайн-обучение и представляются методические разработки, основанные на анализе теоретического материала и данных из интервью.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Работа посвящена изучению особенностей отдельных психологических техник и возможностям их внедрения в процесс онлайн-обучения взрослых английскому языку.
Анализ литературы по теме исследования позволил сделать ряд выводов теоретического характера.
Психология взрослых людей — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Долгое время известные возрастные периодизации были сконцентрированы на периодах детства, подросткового возраста и юношества. Эта ограниченность объясняется тем, что в период взрослости развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т.е. принимает качественно новую форму саморазвития. Наше современное общество ориентировано на обучение в течение всей жизни, и вопрос особенностей восприятия и обучения взрослых стал как никогда раньше актуален. Более того в современном мире время и мобильность являются одними из самых главных ресурсов. Многие взрослые до сих пор предпочитают оффлайн-встречи, однако между комфортом и удобным временем, они выбирают время. Это значит, что онлайн-формат обучения стремительно развивается и пользуется популярностью среди взрослых обучающихся.
Период взрослости (23-55 лет) имеет свои особенности: взрослые предъявляют более высокие требования к выполнению заданий по сравнению с подростками; борются с коррекцией сформировавшегося восприятия; с трудом осваивают новые подходы к знакомым задачам; их прошлый опыт обучения может помешать новым учебным ситуациям; на новые учебные ситуации могут влиять эмоциональные триггеры и т.д. Однако нередко взрослые, которые приходят учить иностранный язык онлайн сталкиваются с рядом трудностей: начиная с технических, заканчивая лингвистическим или психологическим барьером. Если технические проблемы можно решить с помощью выполнения некоторых рекомендаций, то проблемы, связанные со страхами, негативным опытом, нами предложено решить с помощью психотехник - системы взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок личности.
Изучением психотехник занимались разные учёные, психологи. Многие из них предлагали свои классификации: по характеру коммуникации, по степени эмоциональной насыщенности, по характеру достигаемого психофизиологического состояния, по содержанию осуществляемых функций, по степени осознанности и контроля и др. Для обучения иностранному языку подойдут следующие психотехники: метод психодрамы, рефрейминг, техники многосенсорного обучения и метод ассоциаций.
Для оценки необходимости использования психотехник на уроках английского языка онлайн был выбран метод глубинного интервью. В интервью приняли участие действующие преподаватели иностранного языка, которые работают со взрослыми в онлайн-режиме, и взрослые обучающиеся, которые изучают язык онлайн. Были выявлены наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели: технические проблемы (зависание видео, недостаток компьютерной грамотности); негативное восприятие процессов обучения и изучения языка из-за негативного опыта в прошлом; негативные установки по типу «я никогда не заговорю/ не смогу» (языковой барьер); отсутствие цели; недостаток времени и энергетических ресурсов; проблемы с мотивацией; излишняя расслабленность в домашней обстановке; различие в используемых стратегиях между учителем и учеником и др. Для их преодоления было предложено внедрение элементов следующих техник: психодрама и рефрейминг. Данные техники эффективны в борьбе с негативными установками и так называемым переносом, проекцией действительности, связанной с прошлым негативным опытом. Они позволяют проговорить свои проблемы вслух, услышать их от других обучающихся, а также рассмотреть ограничивающие убеждения с позитивной стороны.
Изучение возможностей применения психотехник требует дальнейшего исследования и апробации.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, 3-е издание - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Бахтияров О.Г. Активное сознание. - М.: Постум, 2012. - 272 с.
3. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.. - М.: Никколо-Медиа, 2001 - 320 с.
4. Белова С. В. Психотехнические приемы для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний при изучении иностранного языка //Образование и наука в России и за рубежом. 2021. - №. 1. - С. 13-18.
5. Бухарбаева А. Р., Сергеева Л. В. Клиповое мышление поколения
Z: методы развития творческого потенциала студентов //Вестник
Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2020. - Т. 25. - №. 4. - С. 787-796.
6. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общепсихологической теории // Воп-росы философии. 1986. - № 10. С. 76 - 86.
7. Василюк Ф.Е. От психологии практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал - 1992. - № 1. - С. 15-32.
8. Вахитов Д. Р. и др. Анализ некоторых проблем современного онлайн-обучения //Мир науки, культуры, образования. 2021. - №. 3 (88). - С. 15-17.
9. Воробьева М. В., Кочухова Е. С. Чтение и письмо в преподавании философии: методические заметки о практикуме // Образовательная модель свободных искусств и наук: мировой и российский опыт. - Москва; Санкт- Петербург: Издательство Института Г айдара; Факультет свободных искусств и наук СПБГУ, 2021. - 512 с.
10. Воронова М. В. Причины возникновения языкового барьера и способы его коррекции //Форум молодых ученых. 2018. - №. 5-1 (21). - С. 718-721.
11. Вострокнутов И.Е. Почему устают глаза при работе на компьютере. // Информатика и образование. 2002. - №1. - С. 67 - 70.
12. Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. - .М.: 1984. - Т. 4.
13. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. - 1972. - Т. 2. - С. 114-123.
14. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Вопросы теории и истории психологии. - М.: 1982. - С. 291 - 436. Т. 1.
15. Гатулин Р. Р., Колупаева Д. А. Перспективы онлайн-образования в России //Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. - №. 11-12 (15-16). - С. 68-70.
16. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. //Пер. с англ. М.: Прогресс. - 1988. - 464 с.
17. Гласс Р. Факты и заблуждения профессионального программирования. Пер. с англ. СПБ.: Символ - Плюс. - 2008. - 240 с.
18. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции : учебно-мет. пособие. / под общ. ред. С.П. Евсеева. - СПБ.: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 44 с.
19. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. - СПБ.: Питер, 2022. - 384с.
20. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? //Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - №. 2 (3). - С. 220-236.
21. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды. М.: 1996. - 544 с.
22. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития) //Электронный учебник. 2008. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://avkrasn. ru/article-1435. html (Дата обращения: 24.11.2022)
23. Калинина Ю. Поколение Y //Бизнес-журнал. 2010. - №. 9 (174). - С. 40-48.
24. Колотов В. Я., Процуто М. В. Метод психодрамы в процессе иноязычного обучения //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. - №. 2-2. - С. 139-143.
25. Кошарная Г. Б. Проблема валидности качественных методов в социологическом исследовании //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. - №. 3 (31). - С. 86-95.
26. Кузовкин В. В. Психотехника личностного роста. Монография //М.: ИИУ МГОУ. - 2014. - 264 с.
27. Латанов А.В. Движения глаз и зрительное восприятие.
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://neurobiology.ru/mfk/04 Eye Movements.pdf?ysclid=li5z7rw5mz963275361 (Дата обращения: 30.01.2023)
28. Мазилов В. А., Стоюхина Н. Ю. Парадигма воздействия в работах Гуго Мюнстерберга и первых психотехников //Ярославский педагогический вестник. 2014. - Т. 2. - №. 3. - С. 179-190.
29. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН.- 2000.- 453с.
30. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. - 1981. - 81 с.
31. Мусенова Э. А. Техники нейро-лингвистического
программирования как средство личностно ориентированного обучения старшеклассников (на примере образовательной области «Химия»): Дис. - Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2008. - 238 с.
32. Мюнстенберг Г. Основы психотехники. СПб.: П.Э.Т., 1996. - Т. 1 - 352 с.
33. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957): Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 334 с.
34. Олешко В.Ф., Мухина В.С. Поколенческие различия в восприятии информации современных массмедиа. Коммуникации. Медиа. Дизайн., 2020. - Т. 5. № 1 - С. 125-142
35. Плигин А., Максименко И. Now Let's Play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2005. - 272 с.
36. Пузанова Ж. В. Тезаурус социологии-2. Методология и методы социологических исследований. М., 2013. - 415 с.
37. Рыжов В.А., Корниенко А.В., Демидович Д.В. Качество экранных изображений в обучающих программах // Педагогическая информатика. 2002. №1. С. 42 - 55.
38. Савина Н. Н. Оптимизация процесса восприятия экранного пространства компьютера на основе теории информации и законов психологии //Вестник СибГУТИ. 2014. - №. 3 (27). - С. 114-121.
39. Савинкина Н.Б. Психотехника активизации ресурсов личности при обучении иностранному языку. Практический опыт // Консультативная психология и психотерапия. 2016 - Т. 24. № 2 - С. 93—105.
40. Селезнева Е. П. Особенности психологического
консультирования онлайн //StudNet. 2020. - Т. 3. - №. 9. - С. 450-454.
41. Семенова В. В. Качественные методы: введение в
гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. - 289 с
42. Середа Г.К. О структуре учебной деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность непроизвольного запоминания // Проблемы психологии памяти. Харьков: Изд-во Харьковского Ун-та, 1969. С. 12 - 20.
43. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2007. - 208 с
44. Степанова А. В., Ленина Д. А. Психологическое онлайн- консультирование: преимущества и недостатки //Бюллетень медицинских интернет-конференций. - Общество с ограниченной ответственностью «Наука и инновации», 2016. - Т. 6. - №. 1. - С. 182
45. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. - 557 с.
46. Филин В.А. Видеоэкология. М.: Наука. 1997.
47. Фирсова И. В. Языковой барьер при обучении иностранному языку //Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2013. - №. 1 (9). - С. 89-92.
48. Фролова С.В. Психотехнология групповой работы: Учеб.-метод. Пособие для студентов, обучающихся по направлению «Психология». Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2011. - с. 86
49. Холмс П., Карп М. Психодрама: вдохновение и техника. М.: НФ «Класс. - 2009. - С. 171
50. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с
51. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии. 1971. - № 4. - С. 20
52. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
53. Юмагузин В. В. Почему будущее за онлайн-обучением? //Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. - №. 13-2. - С. 837-838.
54. Buhler C., Massarik F. The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective, N.Y: Springer ,1968.
55. Dornyei Z., Csizer K. Ten commandments for motivating language learners: Results of an empirical study //Language teaching research. - 1998. - Т. 2. - №. 3. - С. 203-229.
56. Knowles, M. S. The adult learner: A neglected species. Houston: Gulf Pub. - 1990. - 293 p.
57. Kovacevic E. Teaching adult language learners: enhancing personal methodologies. - Sarajevo: International University of Sarajevo, 2021. - 211 p.
58. Kovacevic E. Teaching adult language learners: enhancing personal methodologies. Sarajevo: International University of Sarajevo, 2021. - 211 p.
59. McCrindle M., Wolfinger E. The ABC of XYZ: Understanding the global generations. - The ABC of XYZ, 2009. - 208 p.
60. Neugarten B. L., Datan N. Sociological perspectives on the life cycle //Life-span developmental psychology. - Academic Press, 1973. - С. 53-69.
61. Neugarten B. L., Datan N. Sociological perspectives on the life cycle //Life-span developmental psychology. Academic Press, 1973. - С. 53-69.
62. Nielsen J. F-Shaped Pattern For Reading Web Content. 2006. [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.nngroup.com/articles/f-shaped-pattern-reading-web-content-discovered/(Дата обращения: 05.02.2023)
63. Roberts B. W., Wood D., Smith J. L. Evaluating five factor theory and social investment perspectives on personality trait development //Journal of Research in Personality. - 2005. - Т. 39. - №. 1. - С. 166-184.
64. Rogers A. Teaching Adults Open University Press //Buckingham Philadelphia. - 1996.
65. Romaioli D., Contarello A. “I'm too Old for...” looking into a self-Sabotage rhetoric and its counter-narratives in an Italian setting //Journal of Aging Studies. 2019. - Т. 48. - С. 25-32.
66. Spratt M., Pulverness, Williams M. The TKT Teaching Knowledge Test Course. Modules 1,2 and 3. Cambridge: Cambridge University Press. 2nd ed., 2014. - 256 p.
67. Spratt M., Pulverness, Williams M. The TKT Teaching Knowledge Test Course. Modules 1,2 and 3. Cambridge: Cambridge University Press. 2nd ed., 2014. - 256 p.
68. Strauss W, Howe N. Generations : the history of America’s future, 1584 to 2069, 1st. ed. - N. Y: , 1991. - 538 p