Применение элементов психотехники в процессе онлайн-обучения взрослых английскому языку
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОТЕХНИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОНЛАЙН-
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВЗРОСЛЫХ 7
1.1. Проблемы возрастной периодизации 7
1.2. Психологические особенности зрелых людей 11
1.3. Особенности преподавания в онлайн-формате 18
1.4. Понятие психотехники 31
1.4.1. Определение психотехники и её особенности 31
1.4.2. Виды психотехник 33
1.4.3. Психотехники в обучении иностранным языкам 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 51
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОТЕХНИК В
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ 53
2.1. Глубинное интервью как метод сбора данных о проблемах в
онлайн-обучении английскому языку взрослых 53
2.1.1. Глубинное интервью как метод исследования 53
2.1.2. Результаты глубинного интервью 55
2.2. Основные рекомендации по онлайн-обучению английскому языку
взрослых на основе полученных данных 61
2.3. Методическая разработка для онлайн-занятий по английскому
языку со взрослыми 64
2.3.1. Внедрение элементов психотехники «психодрама» 64
2.3.2. Внедрение элементов психотехники «рефрейминг» 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Приложение 1 80
Приложение 2 81
Приложение 3 82
Приложение 4 84
Приложение 5 86
Приложение 6 120
ГЛАВА 1. ПСИХОТЕХНИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОНЛАЙН-
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ВЗРОСЛЫХ 7
1.1. Проблемы возрастной периодизации 7
1.2. Психологические особенности зрелых людей 11
1.3. Особенности преподавания в онлайн-формате 18
1.4. Понятие психотехники 31
1.4.1. Определение психотехники и её особенности 31
1.4.2. Виды психотехник 33
1.4.3. Психотехники в обучении иностранным языкам 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 51
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОТЕХНИК В
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ 53
2.1. Глубинное интервью как метод сбора данных о проблемах в
онлайн-обучении английскому языку взрослых 53
2.1.1. Глубинное интервью как метод исследования 53
2.1.2. Результаты глубинного интервью 55
2.2. Основные рекомендации по онлайн-обучению английскому языку
взрослых на основе полученных данных 61
2.3. Методическая разработка для онлайн-занятий по английскому
языку со взрослыми 64
2.3.1. Внедрение элементов психотехники «психодрама» 64
2.3.2. Внедрение элементов психотехники «рефрейминг» 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Приложение 1 80
Приложение 2 81
Приложение 3 82
Приложение 4 84
Приложение 5 86
Приложение 6 120
Данная работа выполнена на стыке двух научных областей: теории и методики преподавания иностранных языков и педагогической психологии.
В современном образовании важное место занимает тенденция «lifelong learning» или «непрерывное образование», смысл которой состоит в том, чтобы обучаться на протяжении всей жизни с помощью государственных институтов. Постоянно увеличивается поток обучающихся взрослых людей, которые для экономии времени предпочитают заниматься дистанционно. При разработке учебных и методических материалов для онлайн-обучения взрослых необходимо учитывать возрастные особенности взрослых студентов; особенности когнитивной сферы взрослого человека, а также специфику обучения онлайн.
Актуальность работы определяется необходимостью использования психотехник, предполагающих учет особенностей индивидуального сенсорного восприятия реальности; необходимостью идентифицирования модели поведения учащихся для более быстрого и эффективного усвоения и запоминания учебного материала, недостаточным уровнем внедрения современных достижений психологии в теорию и практику обучения. Кроме того, онлайн-обучение является прогрессивной и динамично развивающейся формой обучения, в связи с чем наблюдается потребность в разработке специальной методики онлайн-обучения взрослых, в том числе иностранным языкам.
Актуальность определила выбор темы «Применение элементов психотехники в процессе онлайн-обучения взрослых английскому языку».
Объектом исследования является онлайн-обучение взрослых английскому языку.
Предмет исследования - психотехники, используемые для создания более эффективного процесса обучения английскому языку взрослых учащихся.
Цель работы состоит в изучении особенностей отдельных психологических техник и возможности их внедрения в процесс онлайн- обучения взрослых английскому языку.
Для ее реализации поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть проблемы возрастной периодизации;
2) проанализировать психологические особенности зрелых людей;
3) проанализировать понятие психологической техники и выявить её особенности;
4) отобрать техники, подходящие для обучения иностранному языку;
5) провести глубинное интервью с действующими преподавателями и взрослыми, изучающими английский язык в режиме онлайн;
6) разработать основные рекомендации по внедрению психотехник в онлайн-обучение;
7) разработать упражнения с применением психотехник.
В данной работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы, классификация, обобщение и систематизация теоретического и эмпирического материала; эмпирические: научное наблюдение и обобщение опыта.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) с выводами к каждой из них, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении формулируется цель работы, определяется актуальность, объект и предмет исследования, обозначаются задачи и методы.
В Первой главе освещаются теоретические аспекты возрастной психологии, особенности восприятия онлайн-пространства, рассматриваются основные виды психотехник и их возможность внедрения в онлайн -урок иностранного языка.
Во Второй главе описываются особенности проведения глубинного интервью и его результаты, основные рекомендации по внедрению психотехник в онлайн-обучение и представляются методические разработки, основанные на анализе теоретического материала и данных из интервью.
В заключении обобщаются результаты исследования.
В современном образовании важное место занимает тенденция «lifelong learning» или «непрерывное образование», смысл которой состоит в том, чтобы обучаться на протяжении всей жизни с помощью государственных институтов. Постоянно увеличивается поток обучающихся взрослых людей, которые для экономии времени предпочитают заниматься дистанционно. При разработке учебных и методических материалов для онлайн-обучения взрослых необходимо учитывать возрастные особенности взрослых студентов; особенности когнитивной сферы взрослого человека, а также специфику обучения онлайн.
Актуальность работы определяется необходимостью использования психотехник, предполагающих учет особенностей индивидуального сенсорного восприятия реальности; необходимостью идентифицирования модели поведения учащихся для более быстрого и эффективного усвоения и запоминания учебного материала, недостаточным уровнем внедрения современных достижений психологии в теорию и практику обучения. Кроме того, онлайн-обучение является прогрессивной и динамично развивающейся формой обучения, в связи с чем наблюдается потребность в разработке специальной методики онлайн-обучения взрослых, в том числе иностранным языкам.
Актуальность определила выбор темы «Применение элементов психотехники в процессе онлайн-обучения взрослых английскому языку».
Объектом исследования является онлайн-обучение взрослых английскому языку.
Предмет исследования - психотехники, используемые для создания более эффективного процесса обучения английскому языку взрослых учащихся.
Цель работы состоит в изучении особенностей отдельных психологических техник и возможности их внедрения в процесс онлайн- обучения взрослых английскому языку.
Для ее реализации поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть проблемы возрастной периодизации;
2) проанализировать психологические особенности зрелых людей;
3) проанализировать понятие психологической техники и выявить её особенности;
4) отобрать техники, подходящие для обучения иностранному языку;
5) провести глубинное интервью с действующими преподавателями и взрослыми, изучающими английский язык в режиме онлайн;
6) разработать основные рекомендации по внедрению психотехник в онлайн-обучение;
7) разработать упражнения с применением психотехник.
В данной работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы, классификация, обобщение и систематизация теоретического и эмпирического материала; эмпирические: научное наблюдение и обобщение опыта.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) с выводами к каждой из них, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении формулируется цель работы, определяется актуальность, объект и предмет исследования, обозначаются задачи и методы.
В Первой главе освещаются теоретические аспекты возрастной психологии, особенности восприятия онлайн-пространства, рассматриваются основные виды психотехник и их возможность внедрения в онлайн -урок иностранного языка.
Во Второй главе описываются особенности проведения глубинного интервью и его результаты, основные рекомендации по внедрению психотехник в онлайн-обучение и представляются методические разработки, основанные на анализе теоретического материала и данных из интервью.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Работа посвящена изучению особенностей отдельных психологических техник и возможностям их внедрения в процесс онлайн-обучения взрослых английскому языку.
Анализ литературы по теме исследования позволил сделать ряд выводов теоретического характера.
Психология взрослых людей — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Долгое время известные возрастные периодизации были сконцентрированы на периодах детства, подросткового возраста и юношества. Эта ограниченность объясняется тем, что в период взрослости развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т.е. принимает качественно новую форму саморазвития. Наше современное общество ориентировано на обучение в течение всей жизни, и вопрос особенностей восприятия и обучения взрослых стал как никогда раньше актуален. Более того в современном мире время и мобильность являются одними из самых главных ресурсов. Многие взрослые до сих пор предпочитают оффлайн-встречи, однако между комфортом и удобным временем, они выбирают время. Это значит, что онлайн-формат обучения стремительно развивается и пользуется популярностью среди взрослых обучающихся.
Период взрослости (23-55 лет) имеет свои особенности: взрослые предъявляют более высокие требования к выполнению заданий по сравнению с подростками; борются с коррекцией сформировавшегося восприятия; с трудом осваивают новые подходы к знакомым задачам; их прошлый опыт обучения может помешать новым учебным ситуациям; на новые учебные ситуации могут влиять эмоциональные триггеры и т.д. Однако нередко взрослые, которые приходят учить иностранный язык онлайн сталкиваются с рядом трудностей: начиная с технических, заканчивая лингвистическим или психологическим барьером. Если технические проблемы можно решить с помощью выполнения некоторых рекомендаций, то проблемы, связанные со страхами, негативным опытом, нами предложено решить с помощью психотехник - системы взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок личности.
Изучением психотехник занимались разные учёные, психологи. Многие из них предлагали свои классификации: по характеру коммуникации, по степени эмоциональной насыщенности, по характеру достигаемого психофизиологического состояния, по содержанию осуществляемых функций, по степени осознанности и контроля и др. Для обучения иностранному языку подойдут следующие психотехники: метод психодрамы, рефрейминг, техники многосенсорного обучения и метод ассоциаций.
Для оценки необходимости использования психотехник на уроках английского языка онлайн был выбран метод глубинного интервью. В интервью приняли участие действующие преподаватели иностранного языка, которые работают со взрослыми в онлайн-режиме, и взрослые обучающиеся, которые изучают язык онлайн. Были выявлены наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели: технические проблемы (зависание видео, недостаток компьютерной грамотности); негативное восприятие процессов обучения и изучения языка из-за негативного опыта в прошлом; негативные установки по типу «я никогда не заговорю/ не смогу» (языковой барьер); отсутствие цели; недостаток времени и энергетических ресурсов; проблемы с мотивацией; излишняя расслабленность в домашней обстановке; различие в используемых стратегиях между учителем и учеником и др. Для их преодоления было предложено внедрение элементов следующих техник: психодрама и рефрейминг. Данные техники эффективны в борьбе с негативными установками и так называемым переносом, проекцией действительности, связанной с прошлым негативным опытом. Они позволяют проговорить свои проблемы вслух, услышать их от других обучающихся, а также рассмотреть ограничивающие убеждения с позитивной стороны.
Изучение возможностей применения психотехник требует дальнейшего исследования и апробации.
Анализ литературы по теме исследования позволил сделать ряд выводов теоретического характера.
Психология взрослых людей — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Долгое время известные возрастные периодизации были сконцентрированы на периодах детства, подросткового возраста и юношества. Эта ограниченность объясняется тем, что в период взрослости развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т.е. принимает качественно новую форму саморазвития. Наше современное общество ориентировано на обучение в течение всей жизни, и вопрос особенностей восприятия и обучения взрослых стал как никогда раньше актуален. Более того в современном мире время и мобильность являются одними из самых главных ресурсов. Многие взрослые до сих пор предпочитают оффлайн-встречи, однако между комфортом и удобным временем, они выбирают время. Это значит, что онлайн-формат обучения стремительно развивается и пользуется популярностью среди взрослых обучающихся.
Период взрослости (23-55 лет) имеет свои особенности: взрослые предъявляют более высокие требования к выполнению заданий по сравнению с подростками; борются с коррекцией сформировавшегося восприятия; с трудом осваивают новые подходы к знакомым задачам; их прошлый опыт обучения может помешать новым учебным ситуациям; на новые учебные ситуации могут влиять эмоциональные триггеры и т.д. Однако нередко взрослые, которые приходят учить иностранный язык онлайн сталкиваются с рядом трудностей: начиная с технических, заканчивая лингвистическим или психологическим барьером. Если технические проблемы можно решить с помощью выполнения некоторых рекомендаций, то проблемы, связанные со страхами, негативным опытом, нами предложено решить с помощью психотехник - системы взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок личности.
Изучением психотехник занимались разные учёные, психологи. Многие из них предлагали свои классификации: по характеру коммуникации, по степени эмоциональной насыщенности, по характеру достигаемого психофизиологического состояния, по содержанию осуществляемых функций, по степени осознанности и контроля и др. Для обучения иностранному языку подойдут следующие психотехники: метод психодрамы, рефрейминг, техники многосенсорного обучения и метод ассоциаций.
Для оценки необходимости использования психотехник на уроках английского языка онлайн был выбран метод глубинного интервью. В интервью приняли участие действующие преподаватели иностранного языка, которые работают со взрослыми в онлайн-режиме, и взрослые обучающиеся, которые изучают язык онлайн. Были выявлены наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели: технические проблемы (зависание видео, недостаток компьютерной грамотности); негативное восприятие процессов обучения и изучения языка из-за негативного опыта в прошлом; негативные установки по типу «я никогда не заговорю/ не смогу» (языковой барьер); отсутствие цели; недостаток времени и энергетических ресурсов; проблемы с мотивацией; излишняя расслабленность в домашней обстановке; различие в используемых стратегиях между учителем и учеником и др. Для их преодоления было предложено внедрение элементов следующих техник: психодрама и рефрейминг. Данные техники эффективны в борьбе с негативными установками и так называемым переносом, проекцией действительности, связанной с прошлым негативным опытом. Они позволяют проговорить свои проблемы вслух, услышать их от других обучающихся, а также рассмотреть ограничивающие убеждения с позитивной стороны.
Изучение возможностей применения психотехник требует дальнейшего исследования и апробации.
Подобные работы
- Применение элементов психотехники в процессе онлайн-обучения взрослых английскому языку
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Конфликтогенный потенциал дресс-кода на примере образовательных учреждений СПб
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021



