ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА КНР
1.1 Формирование рынка труда и его влияние на социальную структуру китайского общества 12
1.2 Типы мотивации труда в современном китайском обществе: проблемы и решения 23
1.3 Стереотипы и установки китайской молодежи при выходе на рынок труда: социокультурные аспекты адаптации 31
ГЛАВА 2. КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
2.1 Трудоустройство выпускников университетов как социальная проблема 39
2.2 Социальные условия трудоустройства выпускников университетов в современном Китае 50
2.3 Государственная стратегия поддержки трудоустройства молодых специалистов: китайская модель 61
ГЛАВА 3. ТРУДОВОЙ СТАЖ ВЫПУСКНИКОВ И ВЫБОР ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
3.1. Методология, организация и результаты эмпирического исследования трудового выбора китайской молодежи 67
3.2. Рекомендации по улучшению модели управления процессом трудоустройства выпускников в Китае 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Приложение 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Поэтапная реформа экономики в Китае началась в конце 1970-х годов. Перемены были продиктованы провалом политики культурной революции (1966-1976), которая оставляла темпы производства и уровень потребления на невысоком уровне.1 Новое правительство под руководством Дэн Сяопина, сформировавшееся после смерти Мао Цзэдуна в 1976, поддержало Программу Четырех Модернизаций, выдвинутую премьер-министром Чжоу Эн Лаем, путем принятия в 1978 году на пятой Сессией Всекитайского собрания народных представителей десятилетнего плана развития.
При сохранении социалистической линии общественного развития, реформа предполагала систему мер по увеличению благосостояния китайских граждан. Показателем движения в направлении поставленной цели был принят рост ВВП КНР, неуклонное повышавшийся с конца 1978 г. по настоящий момент. По данным Всемирного банка2, самый высокий рост за год в течение данного периоды был зафиксирован в 1984 году с результатом 15,5 %, а средний рост с 1979 по 2010 год составил 9,91 процента в год. Даже мировой экономический кризис 2008 года не смог нанести серьезный ущерб стабильности китайской экономики. Инструментом достижения поставленной цели стало сочетание централизованного социалистического планирования и заинтересованности производителей в получении прибыли как агентов рынка. Социальным ресурсом выступил колоссальный ресурс рабочей силы сельского населения КНР, имеющего невысокой уровень потребления при высокой работоспособности. Важным фактором динамичного роста стало бурное развитие мелкого, низко техникоёмкого производства. Данная политика способствовала бурному расширению мелкого производства как в городе, так и на селе. Её результатом стали масштабные преобразования в структуре китайского рынка труда, резко повлиявшие на трудовую жизнь и благосостояние граждан. Данные преобразования характеризуются постоянным притоком рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность, и из сельских районов в городские, и затрагивает практически все группы населения (за исключением старшего поколения), включая молодёжь. В сфере организации труда Китай постепенно перешел от планового распределения рабочих мест в государственном секторе, доминировавшем по всем показателям в дореформенной экономике, к рынку труда, регулируемому в значительной мере спросом и предложением на рабочую силу и охватывающему прежде всего негосударственные компании и организации.
Поскольку даже сегодня трудовой потенциал китайской деревни продолжает служить главным источником промышленного развития, то следует принять во внимание жизнь китайской деревни. Стоит отметить, что экономика китайской деревни претерпела колоссальные изменения за период реформ: во-первых, произошел переход от низко технологичного сельского хозяйства, исключающего обработку продукции, к так называемой «сельской промышленности» - техновооруженному аграрному производству, включающему конечный производственный цикл3, во-вторых, был осуществлен процесс приватизации сельскохозяйственного производства и ликвидации коллективных хозяйств4. В результате удалось не только усилить производительность и объемы производства сельской экономики, но и высвободить значительные объемы рабочей силы для того, чтобы их можно было использовать в промышленности в городах. Так, физический объем национального дохода, созданного в сельском хозяйстве КНР (не учитывая промышленность в деревне), в 1971-1980 гг. вырос на 24 %, а за период 1981-1990 гг. почти на 55 % (при соответствующем росте численности занятых в сфере сельского хозяйства на 9 % и 6 %).5 Важно подчеркнуть, что успехи сельской экономики Китая достигнуты при довольно малых размерах государственных инвестиций. При этом, именно государство контролирует закупочные цены на важнейшие сельскохозяйственные культуры, а предприятиям частной торговли запрещено вести оптовые закупки сельскохозяйственной продукции.
Правительство КНР, руководствуясь принципами, закрепленными в конституции Китая, осуществляет политику закрепления и развития социалистического строя в качестве основы и ориентируется на руководящую роль рабочего класса. После отказа от политики культурной революции, были внесены уточнения, получившие название "социализма с китайской спецификой". Это подразумевает достижение высокого благосостояния посредством развития рынка («Одна страна два строя») и через политику «открытых дверей». Появились особые экономические зоны, иностранные инвестиции, было введено ограничение рождаемости, были изменены банковская и налоговая системы, проведена реформа механизма ценообразования, были расширены полномочия управляющих на государственных предприятиях. Экономические преобразования, проводимые под руководством Коммунистической партии Китая (КПК), обусловили ускорение социально-экономического развития и способствовали значительному улучшению материального положения китайского населения, а также содействовали превращению КНР в передовую индустриально-аграрную державу. Показательно, что с начала реформ китайское правительство сделало ставку на повышение уровня личных доходов и потребления и на внедрение новых систем стимулирования и увеличения производительности6, что позволило создать в Китае огромный внутренний рынок товаров и услуг. Например, на площадках гиганта внутреннего рынка Китая - компании Alibaba - сумма сделок за 2019 год составила 5,727 трлн юаней ($853 млрд).7 Отдельно стоит отметить роль эффекта мультипликатора в развитии экономики Китая. Его механизм работает следующим образом: изначальные инвестиции в некоторые отрасли (например, строительство жилых домов и объектов социально-культурного назначения) вызывают за собой расширение производства в смежных отраслях (лесная, деревообрабатывающая, стекольная промышленность, промышленность строительных материалов), что в свою очередь приводит к росту занятости и востребованности рабочей силы, а также к повышению спроса на потребительские товары. Поскольку расширяется производство потребительских товаров, то, с одной стороны, растет спрос на рабочую силу, а с другой стороны, увеличивается потребление и, следовательно, стоимость рабочей силы. В результате вышеописанной цепной реакции возникают новые отрасли и новые потребности, что воздействует на структуру рынка труда.
В настоящее время в Китае наблюдается увеличение объемов производства в большинстве отраслей экономики, активно развивается инновационная ее составляющая. Создан огромный потенциал дальнейшего долговременного развития, а превращение Китая во вторую экономику мира по номинальному ВВП8 способствовало изменению всей архитектуры мировых экономических и политических отношений.
Но несмотря на огромные масштабы изменений, в последние годы преобразования рынка труда приостанавливаются, идут неравномерно и порождают новые проблемы. Поэтому для успешного дальнейшего роста экономики и благосостояния граждан Китая, необходимо продолжать политику реформ, с учетом появления новых социальных и экономических проблем, включая проблемы бедности и неравномерного распределения богатства (индекс Джини по данным ЦРУ9 в 2016 году в Китае был равен 46,5, что является довольно высоким показателем).
Отдельно стоит выделить проблему безработицы. Так, по итогам 2019 года уровень зарегистрированной безработицы в городах в Китае составил 3,62. Согласно официальному прогнозу, по итогам 2019 года уровень городской безработицы в Китае должен был составить около 4,5%. Поэтому правительство запланировало создать более 11 миллионов рабочих мест.
Проблема безработицы в Китае связана с большим избытком трудовых ресурсов на селе, где в отличии от города, рождаемость никогда не ограничивалась искусственно. При этом, увеличение производительности сельского труда в деревне приводит к освобождению дополнительной рабочей силы. Дополнительно, институт прописки долгое время ограничивал мобильность рабочей силы, не позволяя сельским жителям работать в городе, что удерживало излишек рабочей силы на селе. Только в начале 2000-х гг. жесткое разделение населения на городских и сельских жителей в Китае начало постепенно уходить в прошлое.10 Помимо роста городского населения и реформ села, основными причинами высокой безработицы в КНР являются снижение уровня смертности и рост средней продолжительности жизни.11
Причиной высокого уровня безработицы среди студенческой молодёжи КНР является недостаток рабочих мест. Каждый год высшие учебные заведения Китая выпускают всё больше специалистов: в 2017 г. их окончили 7,95 млн человек, а в 2018 г.- 8,2 млн человек. При этом, по результатам опроса, проведенного среди 93420 выпускников вузов в 2017 г., только 26,7% подписали контракты с работодателями.12 Показательно, что выпускники зачастую не желают работать за стартовую заработную плату на низших должностях.13
Согласно социологическим исследованиями и опросу, проведенному среди руководителей организаций, большая часть работодателей из тысячи студентов выбирает кандидатов, имеющих трудовой стаж - даже несмотря на то, что молодые выпускники не могут занимать сразу высокие должности и быть квалифицированными специалистами.14 Работодатели считают, что выпускники университетов не имеют достаточного понимания устройства предприятия, и они мало знают о реальной ситуации в отрасли, что влияет на их способность применять теорию, то есть знания, полученные в университете, на уровне практических задач.15 Работоспособность студентов колледжа не является удовлетворительной: «Теперь выпускники, обучающиеся в колледжах и университетах, уделяют больше внимания развитию основополагающих теоретических базовых знаний, но практические возможности применения и фактическая работоспособность, как правило, слабы».16 Поэтому, в связи с тем, что обучение выпускников требует дополнительных затрат времени и денег, а также рисков связанных с переходом обученного специалиста в другую компанию или сферу деятельности, работодатели стремятся к тому, чтобы получить сотрудника с трудовым стажем.17
Таким образом, трудовой стаж является важнейшим фактором в процессе трудоустройства китайских студентов. Актуальность изучения фактора трудового стажа связана с трудностью устройства выпускников на работу и с ростом конкуренции на рынке труда, ведущем к росту безработицы в Китае. Немаловажным фактом является то, что огромное количество молодежи получает высшее образование за рубежом, что обеспечивает дополнительный приток высококвалифицированных специалистов. По данным за 2017 г., около 600000 молодых людей получали образование в зарубежных ВУЗах. При этом молодёжь в возрасте от 15 до 35 лет составляет более 27% от общего населения КНР.18 Распределение по возрасту отражено на графике № 1. Видно, что молодежь в возрасте 25-35 лет составляет около 16% от всего населения КНР, в то время как молодёжь в возрасте 15-24 лет составляет на 5% меньше - всего 11%.
График 1. Процент различных групп молодёжи от всего населения КНР.
Целью выпускной квалификационной работы анализ процесса принятия решений выпускниками китайских вузов в отношении учета трудового стажа при выборе работы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• уточнить социологическое понятие и сущность трудового стажа в социологии;
• охарактеризовать социальную роль и структуру трудового стажа в современном китайском обществе;
• рассмотреть взаимосвязь трудового стажа и выбора места работы в китайском обществе;
• провести эмпирическое исследование отношений китайских выпускников к проблемам трудоустройства;
• сформулировать рекомендации по улучшению модели управления процессом трудоустройства выпускников в Китае.
Объектом исследования выступают студенты-выпускники, граждане КНР.
Предметом исследования является отношение китайских студентов к роли стажа в выборе работы.
Гипотезой данного исследования является предположение, что в современном Китае трудовой стаж, полученный в ходе обучения, имеет ключевую роль при выборе рабочего места выпускниками.
Методологические основы исследования.
Теоретической основой исследования является мультидисциплинарный подход, объединяющий функционализм, институциональный и деятельностный подходы в социологии. В работе были использованы теоретические положения и выводы современных социологов, занимающихся исследованиями занятости выпускников высших учебных заведений.
Эмпирической базой исследования являются материалы Национального бюро статистики Китая, вторичные данные социологических исследований19, а также эмпирическое исследование, самостоятельно проведённое автором ВКР в начале 2020 года в Китае.
Структура исследования. Работа состоит из введения, глав, параграфов, заключения, списка литературы.
Трудовой стаж в связи с ростом количества выпускников на рынке труда Китая, определенно является преимуществом для получения рабочего места. Если не касаться ряда высоко востребованных специальностей, связанных с программной инженерией, интернет-технологиями, коммуникационными технологиями (специальностей с высоким уровнем занятости и удовлетворенности трудом), то также становится ясным, что требование трудового стажа у претендентов на работу, является поводом для дискриминации молодых сотрудников, ущемления их прав. Так, можно заставить работать человека за опыт и на низких должностях за маленькую оплату труда. Безработица среди выпускников выгодна работодателям пока структура предложения рабочих мест и спроса находится в ситуации сильного дисбаланса. Данный дисбаланс возможно преодолеть только в тесном сотрудничестве государства с университетами. На основе эмпирического исследования, проведенного автором ВКР, стало ясно, что трудовой стаж коррелирует с удовлетворенностью стажировкой. Сделаны выводы о необходимости повышения уровня практической подготовки выпускников с помощью стажировок, а также о развитии информированности и рациональности потребителей образовательных услуг, чтобы они не выбирали специальность, с которой сложно найти перспективное рабочее место.
1. Авербух В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник СтавГУ. 2010. № 71. С. 159-166.
2. Алексахина С.Н. Основные проблемы и тенденции формирования отраслевой структуры сельского хозяйства КНР. М., 1991. С. 71,86.
3. Всемирный Банк / URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения 24.05.2020)
4. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Специалисты в условиях многосекторной экономики // Вестник РУДН, серия Социология. 2008. №3.
5. Константиновский Д.А. Самоопределение или адаптация? (Ориентация и современное поведение в сфере образования молодежи) // Мир России. 2003. № 2.
6. Всемирный банк. / URL: https://data.worldbank.org/(дата обращения 24.05.2020)
7. Всемирная торговая организация / https://www.wto.org/index.htm (дата обращения 24.05.2020)
8. Ежегодный Отчет Alibaba / URL: https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1577552/000104746919003492/ a2238953z20-f.htm (дата обращения 24.05.2020)
9. Жэньминь жибао от 31.07.2018
10. Зданович А.В. Аграрный потенциал экономики КНР // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. № 9.
11. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. С 189.
12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с
13. Кравченко А.И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории // Вестник Московского Университета. 2017. №1. С 49-65.
14. Лян Л. Ценностные ориентации молодёжи КНР в условиях построения социалистической рыночной экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. № 1. С 184-192.
15. Маркс К. Капитал / Карл Маркс М.:АСТ. 2019. 544с.
...