Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экологических проблем и экологической безопасности 9
1.1. Понятие , виды и причины экологических проблем 9
1.2. Международно-правовые документы и нормативы в регулировании
экологической безопасности 11
Глава 2. Экологические проблемы КНР и их причины 17
2.1. Анализ экологических проблем КНР 25
2.2. Анализ причин экологических проблем КНР 25
Глава 3. Возможные пути решения экологических проблем КНР 33
3.1. Экологическая политика и эколоические законы КНР 33
3.2. Проблемы экологической политики и эколоических законов КНР 47
3.3. Укрепление и совершенствование правового строительства в области
охраны окружающей среды в Китае 52
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. На современном этапе международного развития ни одна страна развивающегося мира не привлекает к себе столь пристального внимания мировой общественности, как Китай. И этот интерес мотивируется не только экономическими, политическими или идеологическими соображениями. Особое беспокойство вызывает обострение экологических проблем в КНР как источник нарастания глобальной экологической напряженности и дестабилизации политической и экономической обстановки в мире.
Китай - третья по территории и первая по численности населения страна мира. Его влияние на мировую экономику, политику, культуру, экологию непрерывно растет. Решение экологических вопросов жизненно необходимо для Китая. В современную эпоху он является одной из самых неблагополучных стран в этом отношении. Лидирующее место в мире по общим выбросам диоксида серы в атмосферу, острая нехватка воды в северных провинциях, загрязнение рек, морей, подземных вод, продолжающаяся вырубка лесов, опустынивание земель, рост болезней, вызванных неблагоприятной окружающей средой - и это далеко не полный перечень всех тех экологических проблем, которые стоят перед китайским руководством и разрешение которых необходимо не только для страны, но и для мира. Так, экология Китая негативно влияет на Россию, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока; в западном полушарии также зарегистрирован «китайский след».
Вероятность перерастания национального экологического кризиса в угрозу интересам безопасности других стран достаточно велика. Но еще большую опасность деградация окружающей среды представляет для безопасности Китая. Резкое ухудшение экологической ситуации в Китае, как и в других развивающихся странах, есть закономерный результат развития индустриального общества с присущей ему ценностной ориентацией на экономический рост, который обеспечивается экстенсивным путем - за счет эксплуатации природных ресурсов.
Однако разрастание экологических проблем в Китае при общей основе их возникновения во всех развивающихся странах приобрело чрезвычайно опасный для страны характер, во-первых, в силу особого воздействия демографического фактора на весьма скудные природные ресурсы, и во- вторых, в силу масштабности допущенных руководством страны ошибок при проведении политики «большого скачка» и «культурной революции», которые приумножили неизбежные экологические затраты экономической модернизации.
Поэтому и экологические потери форсированной индустриализации в Китае выше в сравнении с другими развивающимися странами, что имеет крайне негативные последствия, как для современного, так и перспективного развития страны - разрушается не только природный, но и человеческий капитал. Результаты экономического развития обесцениваются высокой стоимостью загрязнения окружающей среды (3-7% ВНП) и деградации природных ресурсов (5-7% ВНП).
Цели и задачи работы. Цель работы заключается в опредлении экологических проблем Китая и исследовании их путей решения.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятия экологической проблемы и международно-правовые документы и нормативы по регулированию экологической безопасности.
- Рассмотреть виды экологических проблем КНР
- Проанализировать причины экологических проблем КНР
- Изучить экологическую политику и законы КНР и их проблемы
-Выделить меры укрепления и совершенствования правового строительства охраны окружающей среды в Китае.
Объект и предмет исследования. Объект исследования - экологические проблемы КНР и их возможные пути решения. Предмет исследования - экологическая безопасность КНР .
Методология и методика исследования. Для исследования темы дипломной работы использовались следующие методы: историко-хронологический метод, метод дедукции, сравнительный метод, контент- анализ, системный метод научного познания. Хронологические рамки исследования охватывают период конца XX - начала XXI века и связано с началом проведения реформ открытости и последующим ускоренным экономическим развитием Китая, которое оказало значительное влияние на состояние окружающей среды страны.
Источниковая база. Теоретико-методологической основой данной работы являются материалы, регулирующие проблему экологической безопасности Китая на национальном и международном уровнях. а также положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в трудах видных ученых. Международная законодательная база в области экологии, исследуемая в рамках данной диссертации, представлена такими международными договорами, как Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. , Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г. , Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г. , Конвенция об охране мигрирующих видов животных 1979 г. , Венская конвенция об охране озонового слоя от 1985 г. , Киотский протокол и другие международные источники экологического права. В ходе исследования были также изучены международные экологические стандарты ISO 14000 . Кроме того было изучено национальное законодательство Китайской Народной Республики в области охраны окружающей среды, представленное Конституцией Китайской Народной Республики 1982 г. , Белая книга Китая об охране окружающей среды и другие.
Степень разработанности темы. В настоящее время глобальные экологические проблемы становятся объектом внимания многих ученых и исследователей. В решении глобальных экологических проблем особое значение имеет международная законодательная база, исследованием которой занимались такие ученые, как М. Грабб , А. К. Тулохонов , Г. Д. Агафонов , Ю. В. Малофеев . Однако исследования вышеперечисленных ученых являются узконаправленными, например, М. Грабб и А. К. Тулохонов исследуют лишь проблемы Киотского протокола, а Г. Д. Агафонов рассматривает правовые аспекты проблем морепользования. Ю. В. Малофеев исследует только общие проблемы экологического нормирования.
Экологические проблемы Китая играют важную роль в экологическом состоянии окружающей среды всей планеты. В связи с этим исследования многих ученых, преимущественно экологов, исследуют вопросы охраны окружающей среды именно в Китае. Среди таких ученых А. Зюзин , В. Гельбрас , Е. Кранина и другие. Экономические аспекты современных экологических проблем КНР стали объектом исследования Е. Петушковой .
Некоторые исследователи современности рассматривают в своих работах вопросы решения конкретных экологических проблем Китая. Так проблему опустынивания и сокращения биологического разнообразия исследует Е. Бирюлин . Проблему дефицита водных ресурсов в своих работах исследует Е. Кранина . Проблемы энергосбережения Китая нашли отражение в работах Л. Пахомовой .
Проблемы национальной безопасности Китая, обусловленные состоянием экологии, стали объектом исследования таких ученых, как Г. И. Чуфрин , Л. В. Егорова и других.
Экологические проблемы Китая в глобальном аспекте исследуют С. Раисов22 , Г. И. Чуфрин , Я. Бергер , А. Габуев и другие.
Некоторые аспекты международного сотрудничества в области решения экологических проблем Китая были затронуты в работах Е. Брагиной .
Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании путей решения экологических проблем Китая на современном этапе развития, а также исследования экологических проблем Китая в контексте международного сотрудничества.
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке выделить теоретические аспекты и провести классификацию экологических проблем, существующих на современном этапе развития общества.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании основных путей совершенствования экологической политики Китая для более эффективного решения экологических проблем. Также были разработаны предложения по укреплению международного сотрудничества Китая в области решения проблем окружающей среды.
Практическая значимость исследования. Полученные выводы и предложения могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов в области предмета регионоведения.
В настоящее время состояние окружающей среды Китая способствует росту глобальной экологической напряженности. За последние три десятилетия Китай достиг значительных успехов в экономике. Однако такой бурный экономический рост, естественно, вызвал значительный ущерб для окружающей среды.
Китайская Народная Республика оказывает большое влияние на мировую экологию. Но современное состояние окружающей среды этой страны оставляет желать лучшего. Загрязнение воздуха, загрязнение водных ресурсов, эрозия и деградация почвы, кислотные дожди, уничтожение лесов и биологического разнообразия - все это создает большую опасность для современного человека и ставит под угрозу возможность жизнедеятельности будущих поколений.
В ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты экологических проблем и проведена их классификация. Экологическая проблема - это изменение природной среды, которое может привести к нарушению структуры и функционирования природы. Экологические проблемы делятся на группы в зависимости от источника их возникновения. Среди причин глобальных проблем выделяют антропогенные факторы возникновения, в результате которых возникают такие экологические проблемы, как опустынивание, неконтролируемая добыча подземных вод и так далее; выброс вредных веществ, являющийся причиной загрязнений воздуха и водных ресурсов; урбанизацию, способствующую росту твердых отходов, увеличению объемов сточных вод, уровня шума и других экологических проблем города; нерациональное строительство, в результате которого может произойти засоление почвы, исчезновение биоразнообразия и так далее.
Поскольку экологические проблемы являются не только проблемами Китая, а затрагивают абсолютно все страны в мире, важную роль играет сотрудничество, регулируемое международно-правовыми документами и стандартами экологической безопасности. В настоящее время существует целый комплекс международных договоров, включающий Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, Конвенцию о защите озонового слоя, Конвенцию об охране мигрирующих видов диких животных, Конвенцию ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия и другие документы.
Одним из основных инструментов обеспечения экологической безопасности на национальном уровне является организация и осуществление экологического нормирования, которое предполагает разработку системы нормативов допустимых воздействий на окружающую среду.
В ходе исследования был проведен анализ современного состояния окружающей среды Китая и выявлены основные экологические проблемы и их причины. В настоящее время в Китае очень острыми являются проблема загрязнения воздуха, проблема дефицита воды, проблема нехватки лесных ресурсов, опустынивание и эрозия почв, деградация пастбищ и проблема утилизации твердых бытовых отходов.
Загрязнение воздуха во многом обусловлено тем, что в качестве основного источника энергии Китай использует уголь.
Китай всегда был сухой страной, однако из-за активного использования воды в промышленности, в настоящее время обострилась проблема дефицита водных ресурсов.
Кроме того, в Китае осуществляется масштабная вырубка леса, порой даже государство не в силах осуществлять полноценный контроль над ней. Сокращение объемов леса привело к тому, что лес стал не способен выполнять ряд функций, таких как водосбережение, сбережение твердых почв, поглощение углерода, удержание пыли и сохранение биологического разнообразия, особенно способность поглощения диоксида углерода и продуцирование кислорода. Все эти проблемы способствуют развитию другой глобальной проблемы - проблемы изменения климата.
Деградация пастбищ и водно-болотных угодий приводит к проблемам эрозии почв и опустынивания. В настоящее время значительную часть территории Китая занимают пустыни, при этом с каждым годом их площадь расширяется на 3,4 тыс. кв. км.
Быстрые темпы урбанизации китайских городов способствуют увеличению объемов твердых бытовых отходов, которые распространяются в сельской местности и загрязняют продукты питания, создавая опасность для здоровья и жизни населения Китая.
Кроме того, существует проблема сокращения биологического разнообразия, которое во многом зависит от проблем состояния и охраны окружающей среды.
Ученые считают, что текущему экологическому кризису в стране спсобствовали уникальные традиции и политическая история. Многие традиционные китайские подходы к окружающей среде создали помеху ее успешной охране. Отношение китайцев к окружающей среде определило конфуцианство, а также буддизм и даосизм, а также идеи великого Мао Цзедуна.
Основными препятствиями на пути эффективного осуществления экологической политики правительством Китая являются завышение показателей эффективности деятельности местных правительств, узкий круг компетенция Государственного агентства по охране окружающей среды, слабые законы в области охраны окружающей природы, коррупция китайских чиновников и, в связи с этим, неэффективность принятия решений.
Для того чтобы способствовать решению экологических проблем в Китае и снизить остроту экологической угрозы для всего мира необходимо предпринимать определенные меры, способствующие совершенствованию и укреплению существующих инструментов в области охраны окружающей среды и предотвращения экологической катастрофы. В связи с этим, в результате проведенного исследования, нами был разработан ряд
предложений по укреплению и совершенствованию методов предотвращения экологического кризиса:
1. Трансформация законодательных идей и усиление законодательной практики.
Несмотря на то, что в Китае существует Закон об охране окружающей среды, он является всего лишь общим правовым инструментом регулирования природоохранной деятельности. Поэтому требуется создание ряда узкоспециализированных законодательных актов, которые регулировали бы определенный вид природоохранной деятельности или устанавливали бы ограничения по конкретному виду глобальной экологической проблемы. В качестве такого закона, нами предлагается создание Закона о контроле за загрязнением окружающей среды.
2. Создание системы экологического менеджмента.
Для того, чтобы осуществлять эффективное управление состоянием окружающей среды необходимо создать эффективную систему экологического менеджмента во главе с цчреждением по управлению окружающей средой. В компетенцию данного государственного органа должны входяить руководство и координация природоохранной деятельности, мониторинг текущего законодательства и оценка его актуальности в условиях изменяющейся экологической обстановки.
3. Создание системы местного природоохранного законодательства
Местное законодательство в области охраны природы играет важную роль в общем природоохранном законодательстве. Только с помощью разработки законодательных актов на местах можно добиться создания наиболее адекватной системы законодательства. Главными задачами местного природоохранного законодательства должны стать экологическое управление, формирование идеологии сохранения окружающей среды и привлечение внимания к проблемам экологии.
В основу деятельности местного природоохранного законодательства должны быть положены следующие принципы:
1) поддерживание принципов экологического законодательства;
2) укрепление принципа ответственности за загрязнение;
3) сочетание реальности и прогресса;
4) научная предусмотрительность;
5) практическая гибкость.
4. Совершенствование системы правоприменения и правосудия.
Для достижения правопорядка в области охраны окружающей среды необходимо совершенствовать систему правоприменения и правосудия. Во- первых, необходимо увеличить наказание за экологические преступления. Во-вторых, нужно разработать эффективную систему гражданского законодательства в области регулирования вопросов охраны природы, возведя природные объекты в статус общественной собственности.
Строительство природоохранной правовой системы - это систематический проект, реализация которого обусловлена многими национальными условиями и культурными особенностями Китая. Правительство Китая должно изменить направление экологической политики для того чтобы обеспечить максимально эффективную реализацию решения экологических проблем страны. Предложенные нами пути решения экологических проблем Китая способны повысить эффективность охраны окружающей среды и предотвратить дальнейшее ее загрязнение.
1. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. ntrust.ru/public. cms/?eid=689000
2. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры,
находящимися под угрозой исчезновения 1973 г. [электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www. sevin. ru/bioresrus/law/international/endangered_trade. html
3. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 года. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_33141.html
4. Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.
[электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //zelenyshluz.narod. ru/conv_bio/migr. htm
5. Венская конвенция об охране озонового слоя от 1985 г. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/14628
6. Киотский протокол [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-discipl/ecology/liter/kioto-protokol.html
7. Международные стандарты ISO 14000. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecopeak.ru/arts/233
8. Конституция Китайской Народной Республики 1982г. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uglc.net/constitution7.php
9.Охрана окружающей среды в Китае (Белая книга). [электронный ресурс]. Режим доступа: http://chinaconsulate.khb.ru/rus/ziliao/zt/zfbps/t25319.htm
10. Грабб М. Киотский протокол: Анализ и интерпретация. - М.: Наука, 2001.
11. Тулохонов А.К. Киотский протокол: проблемы и решения. - Новосибирск.: ГПНТБ СО РАН, 2006..2- 5
12. Агафонов Г.Д. Правовые аспекты проблем морепользования в АТР и их влияние на морскую деятельность России. - М., 2004..5
13. Малофеев Ю.В. Об экологическом нормировании // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, 2006, № 1.
14 .Зюзин А. Китай: Как сохранить природу при быстром экономическом росте? // Азия и Африка сегодня, 2002, № 7.
15.Гельбрас В. Успехи КНР и их цена в условиях глобализации // Азия и Африка сегодня, 2007, № 7.
16.16 .Кранина Е. Проблемы охраны окружающей среды и природных ресурсов КНР // Проблемы Дальнего Востока, 2003, № 4.
17. Петушкова Е. Экономические аспекты современных экологических проблем КНР. - М., 2003.
18. Бирюлин Е. Борьба с опустыниванием и оскудением мира животных в Китае // Проблемы Дальнего Востока, 2004, № 2; Бирюлин Е. Проблемы охраны естественной фауны и флоры в Китае // Проблемы Дальнего Востока, 2007, № 3.
19. Кранина Е. Проблемы сохранения и устойчивого использования водных ресурсов сельского хозяйства КНР // Проблемы Дальнего Востока, 2006, № 5.
20. Пахомова Проблемы энергосбережения Китая // Азия и Африка сегодня,
2005, № 7.
21.Чуфрин Г. И. Проблемы национальной безопасности во внешней политике Китая. - М.: ИМЭМО РАН, 2005.
22. Егорова Л. В. Национальная безопасность: экологические интересы и ценности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, 2005, № 6.
23. Раисов С. Трансграничные реки: Китаю нужно много воды. - М.: Время, 2000.
24 .Чуфрин Г.И. Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. - М.: Наука, 2007..2- 5
25. Бергер Я. Китай - глобальная держава XXI века? // Азия и Африка сегодня,
2006, №8..2-5
26. Габуев А. Энергетическая политика Китая в Центральной Азии // Азия и Африка сегодня, 2008, № 1.с.2- 5
27. Брагина Е. КНР на современной мировой арене: между соперничеством и сотрудничеством // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 8.с.5
28. КНР: Экологические проблемы и охрана окружающей среды. - М.: ИДВ РАН, 2014 (13): с.2- 5
29. Петушкова Е. Экономические аспекты современных экологических проблем КНР. - М., 2003 (13): с.2- 3
30. Раисов С. Трансграничные реки: Китаю нужно много воды. - М.: Время, 2000.(13): с.4
31. Регионы и развитие: новая стратегия освоения Запада.- Пекин, 2001.
32. Страхов В.В., Писаренко А.И., Борисов В.А. Глобализация лесного хозяйства. М., 2001.(13): с.5
33. Тулохонов А.К. Киотский протокол: проблемы и решения. - Новосибирск.: ГПНТБ СО РАН, 2006.(13): с. 3
34.Чуфрин Г.И. Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. - М.: Наука, 2007.(11): с.18-20
35. Чуфрин Г.И. Проблемы национальной безопасности во внешней политике Китая. - М.: ИМЭМО РАН, 2005.с.9- 12
36. ФНЛ^ЖПИИЖЖ.ФИ¥^2016 (12-27: #ЖЕ-М^а^^» http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2011/indexch.htm.(дата обращения: 12.05.2017) Национальное бюро Китайской Народной Республики. Китайская хронология 2016 (12-27: выбросы двуокиси серы в различных регионах). Http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2011/index.htm.(дата обращения: 12.05.2017)
37. ФНЛ^ЖПИИЖЖ.ФИ¥^2016 (12-27: #ЖЕ-М^а^^» http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2011/indexch.htm.(дата обращения: 12.05.2017) Национальное бюро Китайской Народной Республики. Китайская хронология 2016 (12-27: выбросы двуокиси серы в различных регионах). Http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2011/index.htm.(дата обращения: 12.05.2017)
38. ^W. ^fflftWW J]. WW 2010,(6):1-5.
Цай Шоуцю. Об экологической политике Китая // Экологический совет. 2010.№6: с.1-5.
39. ^±ш. шет#^»» МФит^эм^етш, ^^с ^ Ф ) , 2008,2.Цзэн Вэньхуэй. Регулирование трансграничного загрязнения речного бассейна: эмпирическое исследование межсубстрастного загрязнения вод в Китае// Экономика (квартальный), 2008, с. 2.
40. ж ^ , ^ Я . 2016 ^ФИ^^&^Я^^^^^
URL: http://mt. sohu. com/20170112/n478580743. shtml.
Цзя Фэн, Ян Кэ. Настоящее положение и новые вопросы охраны окружающей среды в Китае за 2016 год. URL:http://mt.sohu.com/20170112/n478580743.shtml(дата обращения:
12.05.2017)
41. Толоконникова Е. В. Экологические проблемы Китая // Вестник ГУУ.2014. №1 С.60.
42. Ф^Л^дапИИЖадМФИ 2016 12-39: ^^»жя&жж.
URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2012/indexch.htm.
Национальное агентство по охране окружающей среды Китайской Народной Республики. Таблица 12-39. Инвестиции в управление загрязнением окружающей среды. URL: www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2012/indexch.htm.(дата обращения: 12.05.2017)
43. ЖЖ аИИЖ^££Ж»ФМ|ЭД:Г|.2015(3):19-20.
Лей Цзя, Основные проблемы с национальной экологической безопасности Китая. 2015. №3. с.19-20
44. Chen Zhong, Liu Hua. More regulations and Better Environment? Changing Geographic Locations of Water Polluting Industries along the Yangtze River// Fudan University Working Paper.
45. Ф^ЛК^^И^^^^^ .2015 ^ФИООО http://jcs.mep.gov.cn/hjzl/zkgb/2010zkgb.(дата обращения: 10.05.2017)
46. ^^а.^^^Т^ФИ^ШЙ^[4].ФИШЖ,2010,(06):186.
Ян Мин. Экологические проблемы Китая в условиях глобализации // Города Китая, 2010,
47. М^Ж.айЖ^^^^^^ДМЖ[Д],Ж^^^.2015(8).с.4
Вей Джумей. Экологические проблемы Китая и контрмеры [J], Строительный форум .2015. № 8. с.4
48. Ж И Ш О “ ^ ^ Ж ” , 1Ж^^^ЖЖЖЛ . http://www.hb.xinhuanet.com/2013-06/28/c_116322641.htm.
На реке Хуайхэ «деревня рак »», две тысячи смертей от рака в год. http://www.hb.xinhuanet.com/2013-06/28/c_116322641.htm.(дата обращения: 11.05.2017)
49. ЖВЖ, МЖЖ . ЖИ«|ЪЖЖЖШ^Ж[J].^ЙЖЖЖЖЖ, 2014(11): 2-3.
Хуан Цзинбао, Мо Сяохун. Экологические проблемы Китая и устойчивое развитие. Научно-технический прогресс и контрмеры, 2014, № 11: с.2 -3
50. Я&. ^ФИО^ОЭДJ]. жжжжжж, 2011(9): 60-62.
Чжоу Цзин. Проблемы экологии современного Китая коренятся [J]. Научно¬технический прогресс и контрмеры, 2011, № 9: с.60 -62
51 ^^Ж, 2008:“WSW^№b№W’[J]. ШО , 2008(9): 4.
Су Сяохун, 2008 год: «Сравнительный анализ природоохранных политик» // «Эко-экономика», 2008,4.