Административно-правовой статус государственных служащих (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Московский областной филиал))
Проведен анализ данных по государственным служащим за 2020 год.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы статуса государственных служащих в Российской Федерации 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных служащих в Российской Федерации 6
1.2 Особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации 12
Глава 2. Современное состояние кадров на государственной гражданской службе в Российской Федерации 18
2.1 Анализ численности и состава государственных гражданских служащих в Российской Федерации 18
2.2 Анализ отношения россиян к государственным служащим 20
Заключение 24
Библиографический список 26
Актуальность темы исследования. Государственная служба – один из ключевых элементов государственного механизма, с помощью которого реализуется различные цели, задачи и функции государства. Одним из основных «винтиков» системы государственного управления в Российской Федерации можно назвать государственного служащего. Полноценное качественное развитие страны зависит от управленцев, а именно – от их компетентности и эффективности.
В связи с этим основополагающим вопросом является то, насколько грамотно и четко будет выстроена не только система управления в государственных органах в целом, но и насколько эффективно организован труд государственных служащих, включая объем прав и обязанностей, которыми наделены управленцы.
Степень научной разработанности. Вопрос административно-правового статуса российского государственного служащего поднимали многие отечественные авторы. Например, характер государственной службы на различных исторических этапах поднимали А.Д. Градовский, Н.М. Коркунова, М.М. Сперанский, В.А. Власов, Б.М. Лазарев, С.С. Студеникин и другие. Современное состояние государственной службы описывается в трудах Г.В. Атаманчука , К.С. Вельского, И.Н. Барцица , В.Д. Граждана, A.A. Демина, А.Ф. Ноздрачева , Ю.Н. Старилова , Хабриевой, Н.Ю. Д.В. Миннигуловой ,и других авторов.
Роль трудового права в аспекте госслужбы РФ изучали A.B. Гусев, A.M. Куренной, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский, М.В. Пресняков , В.Н. Толкунова, Л.А. Чиканова и другие. Эти авторы утверждают, что нормы трудового законодательства имеют приоритет над федеральным законом«О государственной гражданской службе». Однако служебные правоотношения государственных служащих базируются на смежных отраслях права: помимо трудового, к ним применяются положения гражданского, конституционного, административного, а также налогового и других отраслей права. В этом и заключается сложность административно-правового статуса госслужащих.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования государственной службы.
Предметом исследования являются институты и механизмы правового регулирования государственной службы, а также проблемы определения административно-правового статуса государственных служащих и перспективы развития данного вида государственно-управленческой деятельности.
Цель исследования составляет комплексный научный анализ административно-правового статуса государственных служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить содержание и сущность административно-правого статуса государственных служащих в Российской Федерации;
– рассмотреть систему должностей государственной службы;
– уточнить основные права и обязанности государственных служащих в Российской Федерации;
–обосновать предложения по совершенствованию правовых и организационных основ обеспечения исполнения полномочий государственными служащими.
Теоретическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного управления, а также законодательство Российской Федерации, включая федеральные и региональные нормативно-правовые акты.
Информационную базу исследования составили профильные нормативно-правовые акты различных уровней, комментарии законодательства, учебная и научная литература, материалы официальной статистики, открытые данные различных ведомств Российской Федерации, а также другие открытые источники в сети Интернет.
Методологическая основа курсовой работы заключается в историко-правовом, сравнительном, формально-юридическом и структурном методах. Также использовались функциональный и системный подходы к изучению административно-правового статуса государственных служащих.
Структура данного исследования определена в соответствии с поставленными целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по два подпункта), заключения и библиографического списка.
Несомненно, работа государственных служащих, как основных элементов системы управления, оказывает большое влияние на результативность государственного управления, качественное осуществление различных управленческих функций и решение важных государственных задач, которые стоят перед Российской Федерацией.
Кроме этого, по данным Фонда общественного мнения россияне считают, что качество и уровень их жизни значительно зависит от работы государственных служащих. Однако исследование показало, что у граждан страны сложилось негативное впечатление о госслужащих в России: они считают чиновников ворами, коррупционерами, взяточниками и казнокрадами, лжецами, мошенниками и бездельниками.
Вероятно, это может быть связано с недостаточной открытостью работы государственных служащих, а также с коррупционными преступлениями, которые портят имидж системы государственного управления.
В связи с этим следует совершенствовать законодательство в сфере противодействия коррупции, а также ввести на законодательном уровне присягу государственных гражданских служащих (аналогично воинской службе). Это позволит повысить не только морально-политическую ответственность чиновников, но и доверие граждан к государственным служащим и госаппарату в целом.
Кроме этого, россияне считают, что в России избыток государственных служащих – такая тенденция наблюдается уже на протяжении десяти лет. Так, к примеру, их численность можно сократить (а вместе с этим и сэкономить бюджетные средства на содержание государственного аппарата) за счет перевода ГГС, которые не обладают властно-распорядительными полномочиями, в разряд работников по найму. Это касается большинства служащих категории «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»: так как они не выполняются непосредственно государственные задачи и функции, не являются носителями публичной власти, а наделены организационными полномочиями, благодаря которым и функционируют госорганы.
К государственным служащим предъявляется все больше требований со стороны государства: растет перечень сведений, которые им необходимо предоставлять, включая ссылки на страницы в социальных сетях, увеличивается количество контрольно-надзорных мероприятий, повышен контроль за их этическим и служебным поведением, уровнем квалификации, большой объем бюрократической работы.
Сдерживающим фактором для поступления на госслужбу для специалистов с большим и качественным набором знаний, умений и компетенций является уровень заработной платы. Стимулами могут являться гарантии, положенные государственным служащим: к примеру, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.
Однако они практически полностью совпадают с нормами, закрепленными в Трудовом Кодексе РФ (статья 21). К тому же часть из них не реализуется в реальной жизни: например, единовременная выплата на приобретение жилой площади. Решить данную проблему можно, регламентировав данный вопрос на уровне законов, а не подзаконных актов.
Проблемы, связанные с административно-правовым статусом государственных служащих, создают препятствия для эффективной работы государственного аппарата, что влечет за собой снижение доверия к власти и ее авторитета, снижение мотивации и эффективности труда госслужащих по выполнению государственных задач и функций, а также повышение уровня коррупции в стране.
1. «Конституция Российской Федерация» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями на 4 октября 2022 года) // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями на 07.10.2022 года) // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
7. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
9. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
10. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
11. Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
12. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
13. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
14. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
15. Указ Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
16. Указ Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
17. Указ Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
18. Указ Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
19. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2010г. № 63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2022).
21. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол N 21).
Статьи
22. Абакумова Е.Б. Направления совершенствования правового обеспечения службы на государственных должностях субъекта Российской Федерации частьI// Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. №2.
23. Алиева З.А. Трудовое законодательство и законодательство о гражданской службе: сравнительный анализ // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2017. №3.
24. КапустянЛ.А., СабынаЕ.Н. Правовой статус государственных гражданских служащих: проблемные аспекты // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. 2020. №17.
25. Тимонина Е.В. Особенности правового статуса государственного служащего // Вестник науки. 2020. №8 (29).
26. Хожабеков М. Правовой статус государственного служащего // Reviewoflawsciences. 2020. № Спецвыпуск.
Электронные ресурсы
27. Административное право России: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 484 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13088-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498862 (дата обращения: 15.10.2022).
28. Административное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 367 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12275-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498871 (дата обращения: 15.10.2022).
29. Борщевский, Г. А. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 480 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12208-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490416 (дата обращения: 21.10.2022).
30. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 340 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09911-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490079 (дата обращения: 21.10.2022).
31. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 340 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09911-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490079 (дата обращения: 21.10.2022).
32. Исследование ФОМ «Отношение россиян к чиновникам и госслужащим» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://media.fom.ru/fom-bd/d48chn2020.pdf (дата обращения: 21.10.2022).
33. Портал госслужбы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/analytics (дата обращения: 21.10.2022).