Введение 3
Глава 1. Реклама модных брендов. 7
1.1 Теоретические основы рекламы. 7
1.2 Специфика рекламы модных брендов. 14
Глава 2. Аналитика мирового и российского рынка моды. 26
2.1 Обзор рынка моды в России и мире 26
2.2 Тенденции развития рекламы брендов индустрии моды. 36
Глава 3. Смешанная реальность в рекламе моды. 45
3.1 Применение смешанной реальности в современной рекламной деятельности. 45
3.2 Рекомендации по использованию технологий смешанной реальности в рекламе модных брендов. 57
Заключение 64
Список используемых источников и литературы 70
Приложение 75
Проводя анализ современного рынка и экономики, нельзя не отметить нарастающий увеличение числа конкурентов в различных сферах деятельности. Для привлечения новых клиентов и сохранения лояльности у имеющихся потребителей компании сталкиваются с необходимостью поиска новых подходов к продвижению брендов. Не исключение и fashion – индустрия.
Причина нарастающей конкуренции – снижение входного барьера в отрасль. Если ранее мода была тем, что могли себе позволить обеспеченные слои общества, то параллельно с ростом благосостояния и увеличением эффективности производства мода превратилась в целую индустрию, чьи производные стали доступны большему количеству людей и которая играет крупную роль в мировой экономике. Именно начало массового производства стало толком к развитию этой сферы до известной на сегодняшний день стадии. Продукт индустрии моды имеет специфику производного творческого процесса. Модные вещи несут в себе функцию через эстетику подчеркнуть настроения потребителя и его принадлежность к определенной социальной группе. Так экономист Торстейн Веблен в своем труде «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (1899) выдвинул мысль о склонности представителей высших слоев к потреблению на показ. Мода трактуется как феномен, свойственный обществам с четкой иерархией, где она выполняет ряд функций, основная из которых - визуализация статуса и материального положения. Мотив поведения владельца (покупателя) демонстративно расточительного одеяния – «потребность в подчинении установленному обычаю и существованию на уровне признанных обществом норм вкуса». В связи с низким порогом входа в отрасль и появившейся возможностью у большинства приобрести вещи, отражающие их предпочтения в стиле и времени эксплуатации, бренды пришли к выводу о трансформации продвижения своей продукции и позиционирования себя потребителю. Реклама, особенно её инновационные направления, такие как смешанная реальность (далее MR – Mixed Reality), оказывает всё большее влияние на восприятие бренда целевой аудиторией и его дальнейшее положение на рынке.
Реклама в составе маркетинга входит в комплекс маркетинговых коммуникаций. Сама по себе реклама не имеет такого влияния, которое она получает, используемая вместе с другими маркетинговыми коммуникациями. По мнению Васильева Г. А., современная реклама – это глубоко продуманный и научно организованный процесс, в котором принимают активное участие маркетологи, режиссеры, сценаристы, дизайнеры, стилисты, психологи, социологи, фотографы и др.
По Ф. Котлеру реклама входит в концепцию 4P: Product (продукт), Price (цена), Place (место), Promotion (продвижение). Реклама относится к категории «продвижение», что характеризует её как часть набора, применяемого для сбыта, привлечения внимания к продукции, услугам или идеям компании.
Реклама является одним из самых сильных инструментов в условиях конкурентной борьбы. Через рекламу бренды напоминают о себе потребителям, продвигают свою продукцию, услуги и идеи, отстаивая положение в умах целевых аудиторий. Реклама обладает высокой вариативностью продвижения, что является одновременно её преимуществом и недостатком. Широкий выбор каналов коммуникации позволяет рассказать о себе всем целевым аудиториям и достигнуть их независимо от местоположения. Также у каждого товара на определенной стадии своего жизненного цикла есть свои особенности продвижения. Отсутствие учёта множества факторов может привести к негативному результату рекламной кампании.
Многообразие рекламы также закреплено в нормативно – правовых актах. «Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
По своему определению реклама подразумевает своим свойством многообразие, характеризующееся разделением на виды, внутри которых существуют ограничения и предписания по применению. В понятие «реклама» (advertising) вкладывают вполне определенный смысл - рекламные объявления в СМИ (пресса, радио, ТВ, Интернет) и в наружной рекламе. Часто практикуется совмещение видов рекламы и применение инноваций. Одной из таких недавно введенных, но уже активно применяющихся является реклама с применением MR (смешанной реальности).
В индустрии моды, где одним из двигателей прогресса является креатив, использование смешанной реальности позволило расширить список возможностей привлечения внимания потребителей. Креативное и технологичное воплощение рекламной кампании позволяет брендам демонстрировать не только свою близость к целевым аудиториям через показ на удобных платформах, но и свою способность к созданию творческой и актуальной продукции.
Актуальность темы квалификационной выпускной работы обусловлена тем, что в условиях высокой конкуренции в индустрии моды и быстрому устареванию товаров этой сферы невозможно долго оставаться лидером в умах потребителей. Чтобы целевая аудитория помнила о существовании компании, необходимо прибегать к различным креативных решениям в рекламе, высокий уровень которой достигается за счёт введения инноваций.
Объект исследования: Реклама брендов индустрии моды
Предмет исследования: Использование смешанной реальности в рекламе модных брендов
Цель исследования: Определение тенденций и разработка рекомендаций по использованию смешанной реальности в рекламе модных брендов.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- сделать обзор мирового и российского рынков моды;
- определить инструменты и технологии для рекламного продвижения брендов;
- исследовать перспективы развития и применения технологий смешанной реальности в рекламе индустрии моды.
В числе основных методов исследования используются такие, как метод системного анализа и аналитический метод.
Что касается степени изученности темы, то можно убедиться, что данная проблематика широко и подробно исследуется российскими и зарубежными специалистами в сфере массовых коммуникаций. При написании выпускной квалификационной работы было обращение к работам Васильева А.В., Домнина В. Н., Измайловой М.А., Каюмовой Р.Ф., М. Тангейта, Кузьменко Л.В., и др.
Таким образом, данная квалификационная работа позволила глубоко и системно изучить рекламную деятельность в индустрии моды, определить особенности рекламного продвижения в данной сфере, исследовать перспективы развития рекламы в fashion – индустрии и охарактеризовать применение смешанной реальности в рекламе модной индустрии
Увеличение количества новых участников, рост уже существующих брендов, изменение, изменение благосостояния и настроений и образа жизни потребителя способствуют интенсивной конкуренции между участниками рынка за внимание со стороны потребителя. Большое количество участников рынка значительно расширяет спектр выбора, давая возможность не приходить вынуждено к одному производителю, потому что у него есть приблизительно то, что нужно, но выбрать комфортный бренд, соответствующий особенному списку критериев потребителя. Вместе с тем рекламные коммуникации под воздействием конкуренции получают своё развитие, подстраиваются и видоизменяются в зависимости от актуальных потребностей аудитории.
Рекламные коммуникации обладают своей спецификой в зависимости от сферы, в которой они задействованы. Она отражается в том, какие инструменты применяются чаще других и каким способом, какие характеристики товара подчеркиваются и так далее. Тем не менее, несмотря на наличие некоторых констант, необходимо постоянно обдумывать свою коммуникацию с потребителем, внедрять и видоизменять часть её составляющих. Ровно также важна постоянная работа над рекламными коммуникация в fashion-индустрии, так как товары, производимые данной индустрией, хоть и относятся к категории часто приобретаемых, находятся в группе риска перестать быть приобретаемыми во времена перемен социальных, экономических и моральных.
Чтобы оставаться на виду у потребителей, брендам нужно подстраиваться под образ обстоятельства жизни аудитории и внедрять в свою коммуникационную политику инновации, которые помогут выделиться на фоне конкурентов, с большей эффективностью достичь поставленных целей и отразить актуальные тенденции в жизни покупателей как постоянных, так и потенциальных.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривались теоретические и практические задачи с целью разработки рекомендаций в области применения технологии смешанной реальности в рекламе брендов модной индустрии.
Обзор мирового и российского fashion-рынка показывает тенденцию восстановлению после кризисного периода пандемии COVID-19. В 2021 году наметилась тенденция к восстановлению интереса к тем категориям модной одежды, необходимость в которой отпала в связи с длительным периодом изоляции и запретом массовых мероприятий.
Рассматривая коммуникации модных брендов в период пандемии, были сделаны выводы, что рекламные коммуникации претерпели значительные изменения в силу вынужденного отказа от прежних форматов. В это время бренды прибегали к экспериментам с форматами, использованием преимущественно цифровых форматов мероприятий и присутствием на необычных для данной категории цифровых площадках вроде компьютерных и мобильных игр. Таким образом COVID-19 ускорил воплощение тех тенденций, которые эксперты прогнозировали ещё до кризиса пандемии.
Одним из самых примечательных трендов, начавших бурное развитие ещё до пандемии, является включение иммерсивных технологий в свою коммуникационную политику. К данному типу относятся технологии VR, AR и MR. Данные технологии внедрялись по мере того, насколько доступными они могли быть для человека. VR и AR на данный момент активно используются для рекламных коммуникаций и мероприятий с учетом их специфики. Так, дополненная реальность активно применяется для рекламных акций с мобильными устройствами потребителей, которые могут войти во взаимодействие с предлагаемым контентом в почти любом месте при условии наличия у них телефона. VR же используется в случаях, когда стоит задача погружения полного в сформированную реальность. На основании проводимого исследования удалось установить, что всё больше компаний переходят в digital-среду и используют технологии, в которых присутствует геймификация элемент привлечения потребителя к большему взаимодействию через созданное цифровое пространство.
Следующим перспективным этапом развития иммерсивных технологий является технология смешанной реальности, а именно MR. На данный момент она не используется так активно, как AR, однако она имеет много общих черт с дополненной реальностью, а именно как она используется. Таким образом, на основе применения виртуальной и дополненной реальностей были выведены способы применения технологии смешанной реальности в рекламных коммуникациях.
В случае, когда смешанная реальность ещё не так активно применяется в рекламных коммуникациях, в том числе в fashion-индустрии, необходимо выявить характерные черты рекламного взаимодействия модной индустрии, через которые можно выявить тенденции использования MR. Для модной индустрии характерной чертой является подчеркивание главных составляющих их продукции: творческой, эстетической, смысловой и идейной составляющей. В случае, когда есть гораздо более доступные производители одежды, брендам более высокой стоимости необходимо обосновывать свои особенности и причины своей стоимости. В своих рекламных сообщения бренды делают упор на историю, закладываемые смыслы и представляют свой бренд как мир идей, частью которого является производимый ими товар, через покупку которых потребитель может приобщиться к смыслам и выразить себя и свою солидарность через эстетику. Для создания атмосферы бренда в основном прибегают к особому оформлению торговых помещений, визуальной составляющей, к организации и соответствующей подготовке мероприятий и сторителингу.
В период пандемии перспективы развития и применения рекламы в fashion-индустрии были связаны с переходом в цифровой формат мероприятий и торговых процедур, больший уклон в социальную ответственность и помощь обществу, с целью доказать свою полезность обществу и потребителю, эксперименты с площадками и коллаборациями с играми, инфлюенсирами, художниками, благотворительными организациями преимущественно в digital-формате.
Заключительной реализованной задачей в рамках данной выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по применению технологии смешанной реальности в рекламе брендов индустрии моды. В ходе анализа и исследований можно сделать следующие выводы относительно направлений внедрения MR в рекламу fashion-индустрии.
В первую очередь это использование визуальных форматов рекламной коммуникации. MR рассчитана в большей степени на визуальное восприятие, поэтому основной рекомендацией, из которой будут выходить другие, будет опора на визуальную составляющую рекламного контента.
Следующей рекомендацией является использование технологии смешанной реальности при проведении мероприятий. Использовать можно их для оформления помещения, воссоздания сюжетов, которые сложно воплотить с реальными людьми. С помощью смешанной реальности можно расширить спектр возможностей реализации творческих задумок дизайнера, появляется больше шансов создать впечатляющую атмосферу мероприятия. Также можно добавить активности на мероприятия и вне них, приуроченные к выходу новых коллекций, для привлечения большего количества людей к взаимодействию.
Третьей рекомендацией является использование MR в наружной рекламе, в том числе наружное оформление помещений и витрин. Стоит уделить внимание витринам, так как их возможности привлечения значительно расширяются с применением смешанной реальности. Появляется интерактивность, маркеры для взаимодействия. Можно использовать витрины с MR как площадку для сторителинга.
Использование MR внутри помещение необходимо использовать в качестве элемента оформления для преображения пространства, а также для сбора потребительской информации о предпочтениях клиентуры. Кроме того, использование «умных» зеркал сделает коммуникацию внутри магазина более быстрой, а покупатель получит возможность узнать больше информации о заинтересовавшем его товаре и узнать, как он выглядит на нём, даже без его физического наличия в магазине.
Кроме того, производителям стоит внести функцию виртуальной примерки в онлайн-маркетплейсах, когда в дальнейшем устройства смешанной реальности будут более распространены среди населения. Постепенно проникновение смешанной реальности в жизнь людей позволит модным брендам приблизится к потребителю на уровне быта и стать частью жизненной рутины.
Fashion-индустрия неотъемлемая часть мировой бизнес-индустрии, которая переживает такие же кризисы, периоды восстановления и спада как и все остальные отрасли, именно поэтому для неё актуальны инновационные тенденции по развитию производств, корпоративной организации, и рекламным и PR-коммуникациям. Использование иммерсивных технологий в своих коммуникациях целесообразно и перспективно, так как их применения позволяет выйти на новые площадки и привлечь потребителя к взаимодействию с производителем, получая от него эмоциональный отклик и активность.
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы из всего вышесказанного, стоит отметить, что поставленная цель исследования: разработка рекомендаций в области применения технологий смешанной реальности в рекламе брендов модной индустрии – достигнута.
Своевременное внедрение инноваций в рекламные коммуникации является одной из важных задач бренда. Учитывая специфику продукции модной индустрии, бренды смогут грамотно совмести особенности работы MR со своими традиционными рекламными коммуникациями, обновляя их и добавляя новые элементы. Опыт работы с цифровыми площадками и коллаборации с игровыми компаниями и начало работы в метавселенной будет полезен в дальнейшей работе с инновационными технологиями. Необходимо помнить, что сама технология смешанной реальности лишь средство. Для грамотной работы с ними необходимо условие: учёт социальных тенденций, трендов, а также потребностей, интересов и настроений потребителя.
Все рекомендации, изложенные в данной работе, носят практический характер. Разработка и внедрение которых происходило в рамках преддипломных практик.
1. Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2022 год. М.:Эксмо.2022. 64 с.
2. Конституция Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2022. 128 с.
3. Акулич, М. В. Интернет-маркетинг: учебник для бакалавров / М. В. Акулич. М.: Дашков и К, 2019. 352 c.
4. Андреева А.Н. Дизайнерские бренды в фэшн-бизнесе. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008. 256 с.
5. Берг, Ю. Крутые бренды должны быть горячими. Свежее руководство по продвижению на рынке. М.: Эксмо, 2020. 432 с.
6. Васильев, А.В. Культура коммуникаций в условиях информационной глобализации. Монография / А.В. Васильев, Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов. М.: Макс Пресс, 2019.
7. Васильев Г.А. Основы рекламной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2015. 414 с.
8. Горштейн М.Ю. Современный маркетинг. Монография, 3-е изд. М.: Дашков и К, 2020 404 с.
9. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций, 1899. М.: Либроком, 2016. 366с.
10. Гавриков, А., Давыдов, В., Федоров М. Интернет – маркетинг. – М.: АСТ, 2020. 352 с.
11. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: АСТ, Астрель, 2015. 228 с.
12. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
13. Домнин, В. Н., Брендинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Домнин. М.: Издательство Юрайт, 2020. 493 с.
14. Измайлова, М.А. Психология рекламной деятельности: Учебник, 4-е изд, стер.-М.: Дашков и К, 2020. 442 с.
15. Инновационные технологии в маркетинге. Учебник / Никулина Н.Н. и др. Москва: Русайнс, 2020. 432 с.
16. Кингснорт С. Стратегия цифрового маркетинга. Интегрированный подход к онлайн-маркетингу. Руководство. М.: Олимп-Бизнес, 2019. 416 с.
17. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг – менеджмент., СПб.: Питер, 2006. 848 с.
18. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. –М.:Вильямс, 2019. 496 с.
19. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротезолл К. Реклама: теория и практика. – М.: Прогресс, 1989. 630 с.
20. Тангейт М. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara / Марк Тангейт; Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. 291 с.
21. Шевченко Д. А Реклама, маркетинг, PR. М., 2014. 639 с.
22. Бакеева Д. А. Характеристики брендов Высокой моды: игра формы и содержания (на примере рекламы в СМИ) // Новейшие тенденции в науке и образовании: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (г. Сочи, 28 марта 2017 г.). - Иркутск: «Научное партнерство «Апекс», 2017. С. 146-149.
23. Баскаков В. А. «Перспективные тренды развития fashion-индустрии» / «Российское предпринимательство», 2018. С. 801-809.
24. Гарипова Г.Р. Роль рекламы в социолизации личности / Международный научно-исследовательский журнал 2019. С. 32-34.
25. Гусева А.М. Мода как предмет культурологического осмысления // Культура и цивилизация. 2017. С. 409-420.
26. Долженко И. Б. Влияние глобализации на изменения потребительских предпочтений и операции ТНК индустрии моды / Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. С. 139-142.
27. Каюмова Р.Ф. Инновации как основа сотрудничества брендов в индустрии моды / Международный научно-исследовательский журнал, 2020. С. 125-128.
28. Каюмова Р. Ф. К вопросу осознанного потребления в индустрии моды / Международный исследовательский журнал, 2019. С. 162-164.
29. Кузьменко Л. В. Индустрия моды в посткризисный период: прогнозирование проектной ситуации / Сборник трудов международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн», 2020. С. 150-153.
30. Мартынова В.А., Кудрявцева М.А. Роль интерьера в магазине одежды / Символ науки, 2020. С. 138-139.
31. Одинцов А. А., Одинцова О. В. Об инструментах управления модой и модной коммуникацией / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 2018. С. 446-457.
32. Осипов, И.В. Технические средства человеко-компьютерного взаимодействия TUI. Обзор и анализ возможностей использования в игрофикации: [рус.] // Cloud of science. 2016. С. 572-602.
33. Мельникова А.В. Восприятие потребителями товаров модной индустрии / Экономика, предпринимательство и право, 2020. С. 297-305.
34. Пашкова И. В. Изобразительные возможности в проектировании нестандартных рекламных объектов / Манускрипт, 2019. С. 193-199.
35. Седых И. А. Индустрия моды. 2019 год / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Центр развития, 2019. 65 с.
36. Сибиль К. Н., Шуклина З.Н. Особенности маркетингового управления поведением покупателя в индустрии моды / Бюллетень науки и практики, 2016. С. 274-280.
37. Татаринов К.А. Инновационное взаимодействие с клиентами в интерактивных средствах массовой информации // Вопросы инновационной экономики. 2020. С. 483-493.
38. Татаринов К. А. Современные аспекты маркетинговых коммуникаций в цифровом обществе / Азимут научных исследований: экономика и управление, 2019. С. 307-311.
39. Шагриманян Т. Влияние COVID-19 на индустрию моды: санитайзеры вместо дорогого парфюма / Амберд, 2021. С. 50-57
40. Шумский А. В. «Индустрия моды в цифровую эпоху: тренды и технологии» / «Медиаальманах», 2021. С. 60-69.
41. Ялунер Е.В. Российская индустрия моды: проблемы и перспективы / Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2019. С. 90-95.
42. Завьялов А. Что такое смешанная реальность? URL: https://okocrm.com/blog/cmeshannaya-realnost-mr/ (Дата обращения: 12.03.2022).
43. Злобин А. Российский рынок модной одежды сократился на 25% из-за пандемии, URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/418775-rossiyskiy-rynok-modnoy-odezhdy-sokratilsya-na-25-iz-za-pandemii (Дата обращения: 13.02.2022).
44. Исанченко А. Коронавирус и мода: пять признаков того, что фэшн-индустрия уже не будет прежней URL:https://www.bbc.com/russian/news-52283164 (Дата обращения: 12.02.2022).
45. Использование технологии AR в рекламе повышает конверсию на 94% URL: https://www.sostav.ru/publication/ar-v-reklame-48461.html (Дата обращения: 10.03.2022).
46. Кислухин А., Шарапов М. Взболтать, но не смешивать: что такое смешанная реальность (MR) и почему ее нельзя путать с VR и AR? // CRN/RE. URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=129171 (Дата обращения: 10.03.22).
47. Полетаева А. Дополненная реальность: идея превратится в продукт примерно в 2020 году // Портал «Теории и практики» (T&P). URL: https://theoryandpractice.ru/posts/723-dopolnennaya-realnost-ideya-prevratitsya-v-produkt-primerno-v-2020-godu (Дата обращения: 11.03.22)
48. Самородских Е. Дополненная реальность в маркетинге: 15+ примеров использования URL: https://texterra.ru/blog/dopolnennaya-realnost-v-marketinge-primery-ispolzovaniya.html (Дата обращения: 16.03.2022).
49. Ставицкий А. Создана осязаемая наощупь голограмма URL: https://lenta.ru/news/2021/09/20/hologram/ (Дата обращения: 16.02.2022).
50. Ставицкий А. Samsung изобрела «дисплей будущего» URL: https://lenta.ru/news/2021/09/08/display/ (Дата обращения: 15.03.2022).
51. Чепурова К. Ю. Актуальные проблемы становления fashion-журналистики [Электронный документ]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/287/39860.php (Дата обращения: 14.03.2022).
52. Завьялов А. Что такое смешанная реальность? URL: https://okocrm.com/blog/cmeshannaya-realnost-mr/ (Дата обращения: 12.03.2022).
53. Злобин А. Российский рынок модной одежды сократился на 25% из-за пандемии, URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/418775-rossiyskiy-rynok-modnoy-odezhdy-sokratilsya-na-25-iz-za-pandemii (Дата обращения: 13.02.2022).
54. The State of Fashion 2020 [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/retail/our%20insights/the%20state%20of%20fashion%202020%20navigating%20uncertainty/the-state-of-fashion-2020-final.pdf, 2020. (Дата обращения: 13.02.2022).
55. State of Fashion 2022: An uneven recovery and new frontiers, URL: https://www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/state-of-fashion (Дата обращения: 15.02.2022)
56. Sheila Dang, Meta tells advertisers mixed reality could be a few years away. URL: https://www.reuters.com/technology/meta-tells-advertisers-mixed-reality-could-be-few-years-away-2022-02-18/ (Дата обращение: 20.03.2022).