Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий (Психологическое обеспечение служебной деятельности, Российский Государственный Гуманитарный Университет)

Работа №126249

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка : 44 испытуемых, работающих художниками (возраст 22-25 лет).
Есть приложения.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.

Введение 3
1 Теоретический анализ особенностей профессиональной идентичности представителей творческих профессий 5
1.1 Понятие и характеристика профессиональной карьеры 5
1.2 Понятие профессиональной идентичности в психологии 14
1.3 Особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий 24
Выводы по главе 1 30
2 Эмпирическое исследование особенностей профессиональной идентичности представителей творческих профессий 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ и обсуждение результатов 35
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 47

Исследование профессиональной идентичности в сфере творческих профессий остается предметом непреходящей актуальности в области психологии. Поскольку общество постоянно развивается в ответ на технологические достижения, изменение культурных норм и экономические изменения, профессиональная сфера становится все более разнообразной и многогранной. В этом контексте как никогда актуально понимание особенностей профессиональной идентичности лиц, занятых творческими профессиями. Творческие профессионалы, охватывающие широкий спектр художественных и инновационных областей, таких как изобразительное искусство, музыка, литература, дизайн и исполнительское искусство, играют уникальную роль в формировании культурной и интеллектуальной сферы общества. Их работа часто выходит за рамки традиционных границ и бросает вызов традиционным представлениям о призвании и развитии профессиональной идентичности.
На основе анализа научной литературы нами выделены ведущие подходы к изучению проблемы идентичности (Дж. Марсиа, А. Фрейд, М. Фридман, Э. Эриксон, И. Гофман, Х. Тэджфел, В.А. Ядов. Этими авторами даны определения идентичности, выделены ее основные характеристики. Структурные компоненты и их развитие в период профессионального обучения студентов в вузе описаны такими учеными, как Т.М. Буякас, Г.Ю. Любимова, Ю.А. Кумырина и др.
Хотя изучение профессиональной идентичности актуально для различных профессиональных секторов, творческие профессии представляют собой особый набор проблем и возможностей. Творческие профессионалы часто сталкиваются с уникальными психологическими дилеммами, включая проблемы, связанные с творческой самооценкой, автономией и стремлением к внутреннему вознаграждению. В мире, характеризующемся быстрым технологическим прогрессом и меняющейся карьерной динамикой, динамичный характер профессиональной идентичности в творческих областях имеет глубокие последствия для развития карьеры, психического здоровья и социального благополучия.
Объект исследования – профессиональная идентичность.
Предмет исследования – особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий.
Цель исследования: выявить особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий.
Задачи исследования:
1. Анализ понятия и характеристика профессиональной карьеры.
2. Изучение понятия профессиональной идентичности в психологии.
3. Рассмотрение особенностей профессиональной идентичности представителей творческих профессий.
4. Проведение эмпирического исследования особенностей профессиональной идентичности представителей творческих профессий.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ психологической литературы, синтез, классификация, обобщение;
2) эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования;
3) математико-статистические методы обработки данных – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Исследовательские гипотезы:
1) профессиональная идентичность художников характеризуется нестабильностью и гипертрофированностью.
2) существует взаимосвязь между профессиональной идентичностью художников и их мотивацией профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных ученых, таких как Е.П. Ермолаева, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Л.Б. Шнейдер, Diener, E., Marcia, J. E., Ryff, C. D., и других.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятий идентичности и профессиональной идентичности, а также в определении особенностей творческой деятельности, формирующих профессиональную идентичность.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе с выпускниками старших курсов творческих специальностей, а также с профилированными специалистами


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование особенностей профессиональной идентичности представителей творческих профессий осветило сложную и динамичную картину в области психологии. Благодаря нашему исследованию формирования творческой профессиональной идентичности, уникальных проблем, с которыми сталкиваются творческие профессионалы, влияния профессиональной идентичности на мотивацию и удовлетворенность работой, а также последствий для развития карьеры и творческого процесса, мы получили ценную информацию о сложном взаимодействии между профессиональной идентичностью и профессиональной мотивацией. Завершая наше исследование, становится очевидным, что существуют значительные перспективы для дальнейших исследований по этой увлекательной теме. Следующие области заслуживают внимания и изучения в будущих исследованиях:
Более глубокое понимание развития и эволюции профессиональной идентичности творческих профессионалов можно получить с помощью лонгитюдных исследований. Отслеживание того, как люди с течением времени преодолевают взлеты и падения в своей карьере, позволит понять, как профессиональная идентичность меняется и адаптируется в ответ на меняющиеся обстоятельства.
Существует необходимость в межкультурных исследованиях, чтобы изучить, как профессиональная идентичность в творческих профессиях варьируется в разных культурных контекстах. Как культурные ценности и нормы влияют на формирование и выражение профессиональной идентичности творческих деятелей во всем мире?
Учитывая быстрое развитие технологий и их влияние на творческие индустрии, необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить, как цифровые инструменты, онлайн-платформы и виртуальная рабочая среда влияют на формирование и выражение профессиональной идентичности среди творческих профессионалов.
В заключение отметим, что изучение профессиональной идентичности в творческих профессиях — это богатая и развивающаяся область, имеющая серьезные последствия для индивидуального благополучия, развития карьеры и социального прогресса. Поскольку творческие индустрии продолжают процветать и адаптироваться к меняющейся глобальной динамике, проведение дальнейших исследований в этой области не только актуально, но и необходимо. Углубляясь в психологические тонкости профессиональной идентичности среди творческих профессионалов, мы можем способствовать более глубокому пониманию роли творчества в нашем обществе и созданию условий, которые дают людям возможность процветать в своих творческих начинаниях.



1 Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни; под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 2020. – 219 с.
2 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. АбульхановаСлавская. – М.: Мысль, 2020. – 299 с.
3 Ариас А. Динамика профессиональной идентичности студентов вуза (психологический анализ) / А. Ариас, Е. А. Карпова, Т. Г. Кукулите // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – №. 3. – С. 241-253.
4 Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. − 2019. − № 2. − С. 48-53.
5 Арутюнян С. Ф. Проблема идентичности в психологии / С. Ф. Арутюнян // Вестник Ереванского университета. Философия, психология. – 2020. – № 130.4 – С. 68-82
6 Басин Е.Я. «Самость» художественной личности [Электронный ресурс] URL: http:// www.i-u.ru (дата обращения 14.09.2023).
7 Гавриченко О.В. Профессиональная идентичность студентов театрального вуза [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. научн. журн. 2009. N 4(6). URL: http: psystudy.ru (дата обращения: 14.09.2023).
8 Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. – 2021. – Т. 22. – № 4. – С. 51–59.
9 Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.–344 с.
10 Жданович А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Жданович Анастасия Александровна. – Москва, 2018. – 22 с.
11 Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М.; Ярославль, 2021. – С. 104 – 128.
12 Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2023. – 336 с.
13 Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. – 2022. – № 2. – С. 148–156.
14 Кирьянов В. И. К вопросу о принципах исследования идентичности в зарубежной социологии / В. И. Кирьянов, Н. А. Смирнова // Logos et Praxis. – 2018. – № 4. – С. 118-124.
15 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пос. для студ. вузов – 4-е изд., стер. – М., 2020.–304 с.
16 Климов Е.А. Психология профессионала. − М., Воронеж, 2021. – 397 с.
17 Кобзева, О. В. Феномен идентичности в психологии / О. В. Кобзева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-2. – С. 332-335.
18 Кожевникова А. С. Карьерные ориентации в профессиональном образовании: проблема определения / А. С. Кожевникова, П. В. Скрипченко, Р. В. Гомонко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2020. – № 2. – С. 144-149.
19 Коломейцев Ю. А. Основные научные подходы к профессиональной карьере и карьерным ориентациям личности / Ю. А. Коломейцев, А. А. Жданович // Проблемы управления (Минск). – 2018. – № 1. – С. 207-215.
20 Косенчук Л. Ф. Сущность идентичности и основные подходы к ее исследованию / Л. Ф. Косенчук // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 16. – С. 223-225.
21 Костромина С. Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности / С. Н. Костромина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2020. – № 4. – С. 153-160.
22 Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2021. С. 180-188.
23 Леонтьев Д. А. Идентичность личности в полисоциальном мире / Д. А. Леонтьев // Философские науки. – 2019. – № 11. – С. 89-105.
24 Леонтьев Д. А. Личность в непредсказуемом мире / Д. А. Леонтьев // Методология и история психологии. – 2020. – № 3. – С. 120-140
25 Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. Т.7, №3. С. 139-152.
26 Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. - 2020. - №2. - С. 43-54.
27 Маркова А.К. Психология профессионализма. − М., 2020. – 298 с.
28 Мылтасова О. В. Исследование карьерных ориентаций у студентов дневной формы обучения в зависимости от успешности обучения / О. В. Мылтасова, О. В. Ломтатидзе // Современные методы практической психологии: cб. науч. тр. по материалам II междунар. летн. психол. шк. УрФУ «Современные направления практической психологии» / науч. редактор А. А. Печеркина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 34-40.
29 Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М.: УРАО, 2019. – 160 с.
30 Поварёнков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда / Ю. П. Поварёнков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – № 3. – С. 9-16.
31 Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 2020. – 591 с.
32 Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. − М., Воронеж, 2021. – 287 с.
33 Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 / А. М. Рикель // Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2021. – № 17 – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.09.2023).
34 Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У. С. Родыгина // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 4. – С. 39-51.
35 Шадриков В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. – М.: Изд-во «Университетская книга», 2020. – 320 с.
36 Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). − М.: Гардарики, 2021. − 349 с.
37 Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. д-ра психол. наук / Л. Б. Шнайдер. – М., 2021.- С. 39.
38 Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. − М.: Московский психологосоциальный институт, 2023. − 128 с.
39 Adams G.R., Marshall S. Developmental social psychology of identity: Understanding the person in context // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 19. P. 1-14.
40 Bradburn, N. M. The structure of psychological well-being. / N. M. Bradburn. – Chicago: Aldine Publishing Company. 2022. – 319 p.
41 Diener, E. Subjective well-being / E. Diener // Psychological Bulletin. – 2019. – no. 3. – pp. 542-575
42 Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // B.Lee (Ed.). Psychosocial theories of the self. New York; London: Plenum Press, 2023. P. 115-132.
43 Jackson, D. Developing pre-professional identity in undergraduates through work-integrated learning / D. Jackson // Higher Education. – 2017. – no. 5 (74). – pp. 833-853.
44 Marcia, J. E. Identity in adolescence / J.E. Marcia // Handbook of Adolescents Psychology. – 2019. – no. 11(9). – pp. 159-187.
45 Ryff, C. D. The structure of psychological well-being revisited / C. D. Ryff, C. L. M. Keyes // Journal of personality and social psychology. – 2020. – no. 4 (69). – pp. 719-727.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ