Введение…………………………………………………………………………..3
1. Взгляды М. Хайдеггера на язык………………………………………………4
2. Взгляды Х. Г. Гадамера на язык………………………………………………8
3. Сравнение взглядов М. Хайдеггера и Х. Г. Гадамера……………………...13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников…………………………………………..16
Немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер (26 сентября 1889 – 26 мая 1976) был одним из крупнейших философов XX века. Он создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Его главный труд, трактат «Бытие и время» был опубликован в 1927 году и стал первой академической книгой Хайдеггера.
Немецкий философ Ханс-Георг Гадамер (11 февраля 1900 – 13 марта 2002), ученик М. Хайдеггера, являлся одним из самых значительных мыслителей второй половины XX века. Он известен прежде всего как основатель «философской герменевтики». Его главным трудом была книга «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики», изданная в 1960 году.
И М. Хайдеггер, и Х. Г. Гадамер посвятили свои исследования в области философии поиску путей раскрытия сущности языка как многогранного феномена и способа его взаимосвязи с бытием человека.
В данном реферате рассматриваются взгляды философов на язык, его роль в существовании человека, взаимосвязь с бытием. Также предпринимается попытка сравнения взглядов двух немецких мыслителей.
В качестве заключения важно подчеркнуть не только огромный вклад М. Хайдеггера и Х. Г. Гадамера в понимание таких понятий, как бытие, язык и речь, но и отметить их особый стиль.
Язык, которым говорит с нами в своих трудах М. Хайдеггер, очень персонализирован, его язык – это специфический мир его мысли. Его обороты уникальны и действительно сложны для понимания. В своих трудах он редко говорит от первого лица, через него говорит мысль. В его собственных работах мы находим подтверждение его слов о том, что язык ни от кого не зависит, не является объектом, язык говорит – и делает это через человека. Язык – дом бытия, без языка невозможно бытие. Как и некоторые другие понятия, язык у Хайдеггера обретает свою самостоятельную жизнь, он не зависим ни от общества, ни от человека – это они зависят от него.
Его ученику, Х. Г. Гадамеру, удалось переосмыслить и во многом обогатить философское наследие М. Хайдеггера собственными оригинальными идеями. Проанализировав его видение таких понятий, как язык, речь и бытие, отметив его особенное внимание к диалогической природе языка и взаимосвязи языка, человека и общества, можно сделать вывод, что идеи мыслителя, погруженные в языковую стихию, являются самостоятельным и продуктивным типом философствования. Его идеи актуальны в современном мире и могут найти применение и в таких близких нам дисциплинах, как лингвистика и филология.
Также следует отметить важность непосредственно философии языка в сознании человека. Обращение к этой дисциплине помогает позволяет посмотреть на обыденные, давно привычные нам вещи как на нечто новое, открыть их ранее неведомые смыслы. Философия языка может быть особенно ценной в сфере вопросов, которые касаются взаимосвязи языка и человека.
1) Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина. – М.: Ad Marginem, 1997. – 461 с.
2) Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – 452 с.
3) Талалаева Е. Ю., Пронина Т. С. Понимание как универсальная герменевтическая среда в философии Мартина Хайдеггера и Ханса-Георга Гадамера / Е. Ю. Талалаева, Т. С. Пронина // Вестник ВГУ. Серия: Философия. – 2020. – №2. С. 118.
4) Гадамер Х. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
5) Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. – 371.
6) Сидорова У. В. Понимание как герменевтический феномен в философии Х. Г. Гадамера / У. В. Сидорова // Вестник ЮУрГУ. – 2010. – №8. – С. 141.