Дискурсивное конструирование категории «фемининность» в медиатекстах о женщинах высокого социального статуса: На материале журнала Forbes Woman (англоязычная версия)
|
Введение 4
Глава 1. Репрезентация фемининности и высокого социального статуса в дискурсе СМИ как предмет лингвистического исследования 9
1.1. Методологические подходы к изучению медиадискурса 9
1.2. Гендерные исследования в лингвистике 16
1.3. Дискурс СМИ как пространство трансляции и воспроизводства
гендерных представлений 21
1.4. Дискурсивно-жанровые особенности деловых СМИ 26
1.5. Лингвистические и лингвокультурологические исследования образа
делового человека по данным деловых СМИ 33
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Анализ лингвистических средств создания образа финансово успешной женщины в англоязычных медиатекстах 40
2.1. Характеристика исследуемого материала 40
2.2. Характерные черты образа деловой женщины 43
2.2.1. Биодемографические характеристики 44
2.2.1.1. Пол 44
2.2.1.2. Возраст 45
2.2.1.3. Внешность 48
2.2.1.4. Семейное положение и материнство 50
2.2.1.5. Происхождение 53
2.2.2. Индивидуальные характеристики 55
2.2.2.1. Психологические характеристики 55
2.2.2.2. Профессиональные качества 57
2.2.2.3. Профессиональные достижения 58
2.2.2.4. Финансовое положение 60
2.2.2.5. Социальные взаимоотношения 61
2.3. Лексико-грамматические средства конструирования образа женщины
высокого социального статуса 63
2.4. Образно-выразительные средства 68
2.5. Визуальные характеристики медиатекстов 75
Выводы по второй главе 78
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Список использованных словарей 91
Список источников языкового материала и принятых сокращений 92
Приложения 102
Глава 1. Репрезентация фемининности и высокого социального статуса в дискурсе СМИ как предмет лингвистического исследования 9
1.1. Методологические подходы к изучению медиадискурса 9
1.2. Гендерные исследования в лингвистике 16
1.3. Дискурс СМИ как пространство трансляции и воспроизводства
гендерных представлений 21
1.4. Дискурсивно-жанровые особенности деловых СМИ 26
1.5. Лингвистические и лингвокультурологические исследования образа
делового человека по данным деловых СМИ 33
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Анализ лингвистических средств создания образа финансово успешной женщины в англоязычных медиатекстах 40
2.1. Характеристика исследуемого материала 40
2.2. Характерные черты образа деловой женщины 43
2.2.1. Биодемографические характеристики 44
2.2.1.1. Пол 44
2.2.1.2. Возраст 45
2.2.1.3. Внешность 48
2.2.1.4. Семейное положение и материнство 50
2.2.1.5. Происхождение 53
2.2.2. Индивидуальные характеристики 55
2.2.2.1. Психологические характеристики 55
2.2.2.2. Профессиональные качества 57
2.2.2.3. Профессиональные достижения 58
2.2.2.4. Финансовое положение 60
2.2.2.5. Социальные взаимоотношения 61
2.3. Лексико-грамматические средства конструирования образа женщины
высокого социального статуса 63
2.4. Образно-выразительные средства 68
2.5. Визуальные характеристики медиатекстов 75
Выводы по второй главе 78
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Список использованных словарей 91
Список источников языкового материала и принятых сокращений 92
Приложения 102
Проблема гендера и языка является одной из самых актуальных в условиях антропоориентированности современной лингвистики. Гендерная лингвистика стала развиваться как самостоятельное направление гуманитарного знания в конце прошлого века, когда термин гендер стали связывать не с биологическим полом, а социокультурной характеристикой идентичности человека, а также когда появилась необходимость в изучении языковой репрезентации гендера.
Средства массовой информации являются главным инструментом не только формирования мнений и гендерных установок, но и воздействия на общественное сознание. СМИ играют важную роль в формировании общественных представлений о современных женщинах. Исследование актуализации образа финансово успешных женщин в медиатекстах характеризуется междисциплинарностью и необходимостью изучения вопроса с точки зрения гендерных исследований, медиалингвистики, бизнес-лингвистики и исследований дискурса.
Актуальность исследования обусловлена его созвучностью антропоцентрической парадигме современной лингвистики, активным развитием медиалингвистических исследований, а также расширением использования дискурсивных методов в гендерной лингвистике.
Научная новизна исследования определяется следующими факторами:
1. Недостаточная изученность медиатекстов о женщинах, характеризующихся высоким социальным статусом и финансовой властью;
2. Предлагаемый комплекс методов анализа, применяемых к объекту исследования;
3. Использование дискурсивных методов в исследовании механизмов конструирования образа женщины, преуспевающей в профессиональной и финансовой сферах.
Объектом исследования являются публикации в журнале Forbes Woman(англоязычная версия), посвященные женщинам высокого социального статуса, обладающим финансовой успешностью и влиянием.
Предмет диссертационного исследования составляют языковые средства, используемые для конструирования категории «фемининность» и создания образа финансово успешной женщины в англоязычных СМИ.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили работы отечественных и зарубежных ученых в следующих областях:
1. Медиалингвистика (Т.Г. Добросклонская, А.А. Кибрик, Е. А. Кожемякин, М. В. Коновалова, Г. Лассуэлл и др.);
2. Гендерная лингвистика (А.В. Кирилина, Е.С. Зиновьева, Т.П. Дежина, Н.Г. Божанова, Е. Севелова, Р. Лакофф, Д. Спендер и др.);
3. Деловой дискурс (О.В. Ширяева, Ю.В. Стодолинская, Ю.В. Данюшина и др.);
4. Лингвокультурология (В.И. Карасик, А.В. Кокова, Т.Ю. Тамерьян и др.).
Цель работы - охарактеризовать содержательные особенности медиа-образа женщины высокого социального статуса и систематизировать языковые средства создания этого образа в современном англоязычном медиадискурсе.
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
1. Исследовать существующие методологические подходы к изучению медиадискурса;
2. Изучить историю развития, современное состояние и основные направления гендерных исследований в лингвистике;
3. Охарактеризовать основные результаты лингвистических исследований, посвященных конструированию образа женщины в дискурсе СМИ;
4. Рассмотреть лингвистические и лингвокультурологические исследования образа делового человека в дискурсе СМИ;
5. Обобщить и систематизировать основные содержательно - тематические особенности англоязычных медиапубликаций, посвященных женщинам высокого социального статуса;
6. Выделить и систематизировать языковые средства, используемые при конструировании образа женщины высокого социального статуса в англоязычном медийном дискурсе.
Языковым материалом работы послужила 51 статья, опубликованная в англоязычной версии онлайн-журнала Forbes Womanза период с сентября 2021г. по апрель 2023г.
Теоретическая значимость работы определяется тем обстоятельством, что проведенное исследование способствует дальнейшему изучению механизмов конструирования женских образов в современных деловых СМИ.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть применены при разработке лекционных и семинарских курсов по медиалингвистике, гендерным, дискурсивным и когнитивным исследованиям.
В работе используются следующие методы исследования:
1. Описательный метод;
2. Сравнительно-сопоставительный метод;
3. Лексико-семантический анализ;
4. Контекстуальный анализ;
5. Прагма-когнитивный анализ;
6. Дискурсивный анализ.
Положения, вынесенные на защиту:
1. Структура образа финансово успешной женщины включает ряд
биодемографических («Пол», «Возраст», «Внешность», «Семейное положение и материнство» и «Происхождение») и профессионально-личностных характеристик («Психологические характеристики», «Профессиональные качества», «Финансовое положение и
профессиональный статус», «Профессиональные и личные достижения», «Социальные и межличностные отношения»).
2. При конструировании медиа-образа финансово успешной женщины наиболее часто актуализируются такие параметры, как «Психологические характеристики», «Профессиональные качества», «Финансовое положение и профессиональный статус», «Профессиональные и личные достижения» и «Социальные и межличностные взаимоотношения».
3. Языковые средства репрезентации фемининности в англоязычных деловых СМИ представлены лексико-грамматическими и образно-выразительными средствами, которые наделяются исключительно положительными оценочными смыслами.
4. В качестве сверхценности в исследуемом деловом издании выступает финансовый и профессиональный успех женщины, что определяет образ современной деловой женщины в медиапубликациях Forbes Woman.
5. Медиатексты о финансово успешных женщинах носят креолизованный характер. Визуальные компоненты исследуемых публикаций, являясь средством передачи дополнительной информации о героинях, участвуют в управлении читательским мнением и формировании положительного оценочного мнения о героинях и их профессиональной деятельности.
Объём и структура работы определяются ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, теоретической и исследовательской глав с выводами, заключения, в котором сформулированы результаты проведённого исследования, а также списка источников языкового материала и принятых сокращений и приложения с иллюстративным материалом. Список использованной литературы включает в себя 65 наименования работ отечественных и зарубежных ученых.
Средства массовой информации являются главным инструментом не только формирования мнений и гендерных установок, но и воздействия на общественное сознание. СМИ играют важную роль в формировании общественных представлений о современных женщинах. Исследование актуализации образа финансово успешных женщин в медиатекстах характеризуется междисциплинарностью и необходимостью изучения вопроса с точки зрения гендерных исследований, медиалингвистики, бизнес-лингвистики и исследований дискурса.
Актуальность исследования обусловлена его созвучностью антропоцентрической парадигме современной лингвистики, активным развитием медиалингвистических исследований, а также расширением использования дискурсивных методов в гендерной лингвистике.
Научная новизна исследования определяется следующими факторами:
1. Недостаточная изученность медиатекстов о женщинах, характеризующихся высоким социальным статусом и финансовой властью;
2. Предлагаемый комплекс методов анализа, применяемых к объекту исследования;
3. Использование дискурсивных методов в исследовании механизмов конструирования образа женщины, преуспевающей в профессиональной и финансовой сферах.
Объектом исследования являются публикации в журнале Forbes Woman(англоязычная версия), посвященные женщинам высокого социального статуса, обладающим финансовой успешностью и влиянием.
Предмет диссертационного исследования составляют языковые средства, используемые для конструирования категории «фемининность» и создания образа финансово успешной женщины в англоязычных СМИ.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили работы отечественных и зарубежных ученых в следующих областях:
1. Медиалингвистика (Т.Г. Добросклонская, А.А. Кибрик, Е. А. Кожемякин, М. В. Коновалова, Г. Лассуэлл и др.);
2. Гендерная лингвистика (А.В. Кирилина, Е.С. Зиновьева, Т.П. Дежина, Н.Г. Божанова, Е. Севелова, Р. Лакофф, Д. Спендер и др.);
3. Деловой дискурс (О.В. Ширяева, Ю.В. Стодолинская, Ю.В. Данюшина и др.);
4. Лингвокультурология (В.И. Карасик, А.В. Кокова, Т.Ю. Тамерьян и др.).
Цель работы - охарактеризовать содержательные особенности медиа-образа женщины высокого социального статуса и систематизировать языковые средства создания этого образа в современном англоязычном медиадискурсе.
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
1. Исследовать существующие методологические подходы к изучению медиадискурса;
2. Изучить историю развития, современное состояние и основные направления гендерных исследований в лингвистике;
3. Охарактеризовать основные результаты лингвистических исследований, посвященных конструированию образа женщины в дискурсе СМИ;
4. Рассмотреть лингвистические и лингвокультурологические исследования образа делового человека в дискурсе СМИ;
5. Обобщить и систематизировать основные содержательно - тематические особенности англоязычных медиапубликаций, посвященных женщинам высокого социального статуса;
6. Выделить и систематизировать языковые средства, используемые при конструировании образа женщины высокого социального статуса в англоязычном медийном дискурсе.
Языковым материалом работы послужила 51 статья, опубликованная в англоязычной версии онлайн-журнала Forbes Womanза период с сентября 2021г. по апрель 2023г.
Теоретическая значимость работы определяется тем обстоятельством, что проведенное исследование способствует дальнейшему изучению механизмов конструирования женских образов в современных деловых СМИ.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть применены при разработке лекционных и семинарских курсов по медиалингвистике, гендерным, дискурсивным и когнитивным исследованиям.
В работе используются следующие методы исследования:
1. Описательный метод;
2. Сравнительно-сопоставительный метод;
3. Лексико-семантический анализ;
4. Контекстуальный анализ;
5. Прагма-когнитивный анализ;
6. Дискурсивный анализ.
Положения, вынесенные на защиту:
1. Структура образа финансово успешной женщины включает ряд
биодемографических («Пол», «Возраст», «Внешность», «Семейное положение и материнство» и «Происхождение») и профессионально-личностных характеристик («Психологические характеристики», «Профессиональные качества», «Финансовое положение и
профессиональный статус», «Профессиональные и личные достижения», «Социальные и межличностные отношения»).
2. При конструировании медиа-образа финансово успешной женщины наиболее часто актуализируются такие параметры, как «Психологические характеристики», «Профессиональные качества», «Финансовое положение и профессиональный статус», «Профессиональные и личные достижения» и «Социальные и межличностные взаимоотношения».
3. Языковые средства репрезентации фемининности в англоязычных деловых СМИ представлены лексико-грамматическими и образно-выразительными средствами, которые наделяются исключительно положительными оценочными смыслами.
4. В качестве сверхценности в исследуемом деловом издании выступает финансовый и профессиональный успех женщины, что определяет образ современной деловой женщины в медиапубликациях Forbes Woman.
5. Медиатексты о финансово успешных женщинах носят креолизованный характер. Визуальные компоненты исследуемых публикаций, являясь средством передачи дополнительной информации о героинях, участвуют в управлении читательским мнением и формировании положительного оценочного мнения о героинях и их профессиональной деятельности.
Объём и структура работы определяются ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, теоретической и исследовательской глав с выводами, заключения, в котором сформулированы результаты проведённого исследования, а также списка источников языкового материала и принятых сокращений и приложения с иллюстративным материалом. Список использованной литературы включает в себя 65 наименования работ отечественных и зарубежных ученых.
Цель настоящей исследовательской работы заключалась в том, чтобы изучить характерные черты медиаобраза финансово успешной женщины, а также систематизировать языковые средства, участвующие в формировании этого медиаобраза в англоязычных медиатекстах. Языковым материалом для исследования послужила 51 статья, опубликованная в англоязычном деловом издании Forbes Woman.
На начальном этапе исследования были выделены лексико-семантические группы, описывающие биодемографические («Пол», «Возраст», «Внешность», «Семейное положение и материнство» и «Происхождение») и профессионально-личностные характеристики («Психологические характеристики», «Профессиональные качества», «Финансовое положение и профессиональный статус», «Профессиональные и личные достижения», «Социальные и межличностные отношения»).
На языковом уровне были выделены следующие средства, задействованные при формировании медиаобраза женщины высокого социального статуса:
1. Лексико-грамматические средства конструирования фемининности и высокого социального статуса, включающие имена собственные, прецедентные антропонимы, специализированную лексику, относящуюся к лексико-семантическим полям «Финансы», «Инвестиции», «Предпринимательство» и «Бизнес», лексемы, используемые для номинации героинь, ограничивающие местоимения, эмотивные интенсификаторы, описательные структуры, прилагательные в сравнительной и превосходной степени, парентетические конструкции, прямую и косвенную цитацию, императивные предложения и личные местоимения второго лица, междометия и числительные.
2. Образно-выразительные средства, представленные эпитетами, идиоматическими словосочетаниями, метафорами, сравнительными оборотами, аллюзиями, количественной гиперболой, фрагментами на иностранных языках, приемом повтора, метонимическим переносом, инверсией и антитезой.
В результате исследования нами был сделан следующий вывод: особую роль в конструировании образа финансово успешной женщины играют характеристики, которые содержат описание биодемографических характеристик и профессионально-личностных качеств деловых женщин. Языковая актуализация данных характеристик преимущественно осуществляется за счет экспрессивно-оценочных словосочетаний, формирующих исключительно положительный образ героинь статей.
Выполненное исследование создано в рамках антропоцентрической парадигмы в лингвистике, поскольку центральное место в работе занимает языковая репрезентация образа деловой женщины в англоязычных медиатекстах. Результаты проведенного анализа могут быть применены для дальнейшего изучения механизмов конструирования медиа-образа финансово успешной женщины в современных деловых СМИ. Перспективным направлением исследований является сравнительно-сопоставительный анализ языковых средств конструирования фемининности и маскулинности в англоязычных деловых СМИ.
На начальном этапе исследования были выделены лексико-семантические группы, описывающие биодемографические («Пол», «Возраст», «Внешность», «Семейное положение и материнство» и «Происхождение») и профессионально-личностные характеристики («Психологические характеристики», «Профессиональные качества», «Финансовое положение и профессиональный статус», «Профессиональные и личные достижения», «Социальные и межличностные отношения»).
На языковом уровне были выделены следующие средства, задействованные при формировании медиаобраза женщины высокого социального статуса:
1. Лексико-грамматические средства конструирования фемининности и высокого социального статуса, включающие имена собственные, прецедентные антропонимы, специализированную лексику, относящуюся к лексико-семантическим полям «Финансы», «Инвестиции», «Предпринимательство» и «Бизнес», лексемы, используемые для номинации героинь, ограничивающие местоимения, эмотивные интенсификаторы, описательные структуры, прилагательные в сравнительной и превосходной степени, парентетические конструкции, прямую и косвенную цитацию, императивные предложения и личные местоимения второго лица, междометия и числительные.
2. Образно-выразительные средства, представленные эпитетами, идиоматическими словосочетаниями, метафорами, сравнительными оборотами, аллюзиями, количественной гиперболой, фрагментами на иностранных языках, приемом повтора, метонимическим переносом, инверсией и антитезой.
В результате исследования нами был сделан следующий вывод: особую роль в конструировании образа финансово успешной женщины играют характеристики, которые содержат описание биодемографических характеристик и профессионально-личностных качеств деловых женщин. Языковая актуализация данных характеристик преимущественно осуществляется за счет экспрессивно-оценочных словосочетаний, формирующих исключительно положительный образ героинь статей.
Выполненное исследование создано в рамках антропоцентрической парадигмы в лингвистике, поскольку центральное место в работе занимает языковая репрезентация образа деловой женщины в англоязычных медиатекстах. Результаты проведенного анализа могут быть применены для дальнейшего изучения механизмов конструирования медиа-образа финансово успешной женщины в современных деловых СМИ. Перспективным направлением исследований является сравнительно-сопоставительный анализ языковых средств конструирования фемининности и маскулинности в англоязычных деловых СМИ.
Подобные работы
- Дискурсивное конструирование категории «фемининность» в медиатекстах о женщинах высокого социального статуса: На материале журнала Forbes Woman (англоязычная версия)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



