Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


“КУЛЬТУРНАЯ ОСТАНОВКА” - КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВА КОНЮШЕННОГО ДВОРА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА

Работа №126216

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы104
Год сдачи2021
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Международный и отечественный опыт развития внутриквартальных территорий исторических городов с помощью инструментов средового дизайна 12
1.1. Обзор актуальных методик трансформации городского контекста 12
1.2. Типология дизайн-компонентов при работе с исторически значимыми городскими пространствами 17
1.3. Анализ практического опыта социальной адаптации деградирующих городских пространств 21
1.4. Опыт Санкт-Петербурга в создании общественных пространств в границах исторического центра на месте депрессивных территорий 30
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Комплексный анализ территории Конюшенного двора, расположенного по адресу: Конюшенная пл., д. 2литВ 38
2.1. Память места, культурный и исторический контекст 38
2.2. Архитектурно-градостроительный контекст как основа пространственного развития 40
2.3. Социальный контекст как основа стратегии сценарной организации 45
2.4. Современная проблематика и потенциал развития 47
Выводы по Главе 2 51
Глава 3. Концепция развития территории Конюшенного ведомства средствами дизайна среды 53
3.1. Методология средового проектирования 53
3.2. Концептуальное моделирование 58
3.3. Проектное решение 61
Выводы по Главе 3 64
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 75

Даже в Санкт-Петербурге с богатым историческим наследием и высоким уровнем развития общественных и культурных институтов в центре города существуют деградирующие средовые пространства с низким уровнем связи с окружением и социальной средой. Такого рода объектам необходимо задать вектор развития и создать проектное решение, адаптированное к запросам общества.
Развитие города базируется на разнонаправленных исследованиях, в том числе и в области дизайна среды, архитектуры и урбанистики. Теоретический и практический результат подобных работ, проведенных в крупных городах, выявил основные причины изменений, необходимых в пространствах городского центра в контексте стратегии устойчивого развития:
• увеличение плотности населения города и увеличение туристического потока создает необходимость в создании новых общественных пространств;
• возникновение маргинальной и небезопасной среды на месте заброшенной территории (Лео Холлис, ссылаясь на урбанистические исследования, выдвигает гипотезу о том, что городская среда и ее физическое состояние способны формировать поведение человека в контексте этой среды) [25];
• выявление памяти места и исторического наследия в контексте города - создание коммуникации между историческим наследием города и потенциальными пользователями территории;
• необходимость в создании возможностей для многообразия использования пространства и видов деятельности в нем.
Основными причинами заторможенного хаотичного развития территории могут стать неясные административно-правовые аспекты объектов, регламенты и ограничения по работе с историческим наследием, а также вопросы финансирования проектного решения и последующего оборота прибыли на территории. Несмотря на то, что причинами медленного развития общественных пространств являются области косвенно касающейся специфики средового дизайна, именно комплексная разработка проектного решения с помощью инструментов средового дизайна может привести к последующему устойчивому развитию города.
В своей статье «От объекта к среде: поиск новых подходов к устойчивому развитию исторических территорий.» В. Э. Стадников и И. В. Карасельникова [19] выделяют четыре направления регулирования в качестве инструментария к устойчивому развитию городской исторической среды [19, c.125]:
• стимулирование собственников зданий заниматься их реставрацией, ремонтом и техническим обслуживанием;
• стимулирование приспособления и использования пустующих исторических зданий;
• стимулирование точечного строительства, вписанного в контекст исторической среды;
• создание предпосылок для социально-экономического развития, поддержка локального бизнеса и низовых инициатив.
Исходя из вышеописанных инструментов можно отметить, что развитие пустующих зданий и территорий может явиться частью стратегии устойчивого развития исторического центра города и важней составляющей формирования общественных пространств.
В настоящее время существование депрессивных пространств в историческом центре города обусловлено множеством проблем, которые невозможно решить с помощью одной методики средового подхода. Недостаточная степень теоретического исследования и практической апробации поднятой проблемы определяет актуальность данной работы.
Автором выдвигается гипотеза что создание общественного пространства современной формы коммуникации с применением методик средового подхода, будет наиболее эффективным в работе над развитием депрессивной среды исторического центра города.
Концепция «культурная остановка» включает в себя предположение что драйвером развития современных общественных пространств является сложная и разнообразная система процессов и коммуникаций. Коммуникации в данном случае рассматриваются как связь между средой и людьми через процессы. Современная форма коммуникации определяет большое разнообразие различных видов связей, отвечающих быстрому и современному темпу движения и восприятия людьми информации. «Культурная остановка» это связь между историко-культурным наследием исследуемой территории и современной формой общественного пространства.
В представленной научной работе объектом исследования является трансформация депрессивной среды в центре города в общественное пространство с современной формой коммуникации и визуализация памяти места с помощью средств средового дизайна.
Предметом исследования является процесс развития депрессивной среды с помощью методик средового подхода, которые в рамках научно-исследовательской работы будут применены на территории комплекса Конюшенного ведомства по адресу: Конюшенная площадь 2 Лит В, г. Санкт- Петербург.
Основными критериями для выбора территории стали:
1) местоположение в историческом центре города;
2) неудовлетворительное состояние и деградирующее пространство двора;
3) наличие богатого исторического наследия для выявления «памяти места»;
4) высокий потенциал для развития общественного пространства связанный с активной социальной жизнью на прилегающих территориях.
Целью исследования является изучение и применение средового подхода как методики развития среды на территории комплекса Конюшенного двора в историко-культурном центре города.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить существующие методики дизайн-проектирования городской среды и предложить их типологию, сформировать перечень методик средового подхода;
2) исследовать и проанализировать зарубежный и отечественный опыт развития внутриквартального пространства исторического центра крупных городов;
3) выявить средства развития депрессивной среды из анализа зарубежного и отечественного опыта.
4) создать типологию общественных современных пространств центральной части Санкт-Петербурга;
5) провести комплексный анализ территории Конюшенного ведомства и сформулировать проблемы и потенциалы развития;
6) предложить методику развития общественного пространства на территории Конюшенного ведомства;
7) создать серию концептуальных моделей развития территории Конюшенного ведомства;
8) разработать проектное предложение.
Теоретическим основам типологии и формирования общественных пространств посвящены работы таких авторов как: А. В. Крашенинников, М.М. Логинова, А.Ф. Федорова, Я. Гейл, Ольденбург Р., Фомина М.В., Рыбчинский В., Десятниченко Д.Ю., Запорожан А.Я., Куклина Е. А.
Методы средового проектирования представлены в трудах: А. В. Татарченко, В. Л. Глазычева, В. Т. Шимко
Принципы устойчивого развития исторических территорий рассмотрены в публикациях В.Э. Стадникова и И. В. Карасельниковой, Н. А. Калининой, А.А. Шимбарева, А.Ф. Еремеева, Лавров Л.П., Линов В.К.
Развитие депрессивных территории и их адаптация в городскую среду рассматривали следующие авторы: Григорьева И.С., Гаврилов М.А., Родяшина К.Е., Райкин А.А., Чайко Д.С.
В качестве методов исследования взяты эмпирические и научно-теоретические методы с дальнейшей систематизацией и обобщением материала. Также изучение строится на всестороннем анализе предмета исследования.
Натурное обследование.
• Осмотр, графическая фиксация и фотофиксация, включенное наблюдение за сценарием использования объекта;
• Подробное описание объектов, предполагаемых для апробации методики полученной в результате исследования.
Библиографическое исследование.
• Изучение научных трудов, сборников, монографий, диссертаций, статей в периодических изданиях и интернет-сайтах по теме исследования (с учетом смежных областей науки и искусства);
• Анализ изученности предмета исследования, выявление неизученных сторон проблемы;
• Поиск материала для теоретического обоснования выдвигаемой гипотезы;
• Формирование теоретической базы исследования и проектирования;
• Сбор, систематизация и анализ информации по объекту проектирования;
• Подготовка списка литературы, цитат, ссылок на источники.
Иконографическое исследование.
• Сбор, систематизация и анализ изобразительных материалов (исторических карт, планов, чертежей, изо и фотоматериалов) по объекту проектирования для наглядного представления об истории, этапах формирования, первоначальном облике объекта и условиях его возникновения»;
• Для рассмотрения процесса развития, эволюции, трансформации, «жизни» объекта в разные периоды его истории, уникальных деталей «средового образа», «духа места», запечатлённого современниками.
Архивное исследование.
• Изучение письменных документов, рукописей, чертежей, картографических материалов, находящихся в архивах, хранилищах музеев и НИИ;
• Анализ и сопоставление архивных данных с результатами, полученными другими методами исследования, подготовка выводов и заключений.
Графическое исследование.
• Создание наглядного представления (в схемах) проведенного исследования и применяемой методологии;
• Создание графической интерпретации теоретических моделей;
• Графическая переработка фотоматериалов и иконографии;
• Графическая реконструкция объекта проектирования.
Изучение аналогов и прототипов
• Подготовка материалов по аналогам и прототипам (сценарное решение, пространственная среда, оборудование);
• Рассмотрение актуальных методик развития депрессивных территорий, а также инструментов, применяемых в аналогах;
• Построение выводов об актуальных методах и инструментах в развитии деградирующей среды;
• Выявление инновационных моделей развития объекта на основе современных аналогов.
Статистический анализ
• Выявление типологических признаков и классификация при помощи собранных статистических данных и преобразование их в таблицы и графические модели;
• Отслеживание динамики развития аналогов.
Изучение действующего законодательства и нормативно-правовой базы
• Разработка принципов формирования средового пространства с учетом существующих законодательных и нормативно-правовых документов всех уровней, включая международное право, федеральное и региональное законодательство.
Теоретическое моделирование
• Моделирование развития объекта в пространстве и времени;
• Проблематизация;
• Сценарное моделирование;
• Объемно-пространственное моделирование;
• Инженерно-технологическое моделирование.
Границы исследования:
Временные границы исследования: хронологическими границами выступает период с 1720 по настоящее время, обусловленный возникновением Главных императорских конюшен и их историческим изменением.
Пространственными границами выступают современные территориальные границы Санкт-Петербурга, а также рассмотрено развитие территории по адресу Конюшенная пл. д.2, лит В (рис.1)
Новизна научного исследования заключается выявлении методик средового подхода и их синтеза для развития общественных пространств в историко-культурном центре города с помощью средств дизайна среды.
Практическая значимость состоит в создании проектного решения для внутридворовой территории бывшего Конюшенного ведомства Санкт- Петербурга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В актуальности исследования было заявлено, что в настоящее время в историческом центре города существуют депрессивные средовые объекты, которые необходимо развивать с учетом городского контекста. Конюшенный Двор в самом сердце города имеет большой потенциал в развитии городского туризма, однако в настоящее время находится в депрессивном состоянии. Физическое состояние исторической среды, стихийная внутри дворовая застройка, заброшенность и упадок, инвестиционная непривлекательность определяют депрессивность и деградацию пространства Конюшенного Двора. Созданная дизайн-концепция “Культурная остановка” направлена на развитие, выявление потенциала территории Конюшенного двора и создание нового общественного пространства на основе опыта существующих общественных пространств города.
В рамках исследования были изучены существующие методики дизайн- проектирования городской среды и предложена их типология, был исследован и проанализирован зарубежный и отечественный опыт развития внутриквартальных пространств исторического центра крупных городов, изучены примеры развития депрессивных территорий Санкт-Петербурга и на их основе предложена типология общественно-культурных пространств с современной формой общения с посетителями; проведен комплексный анализ территории Конюшенного ведомства и на его основании выявлены проблемы и потенциал развития, на основании чего предложена методика развития территории и создана дизайн-концепция, включающая в себя серию сценарных моделей и проектное предложение.
Анализ современного состояния депрессивной среды также подтвердил высокий потенциал развития Конюшенного двора. В результате анализа была выявлена историческая идентичность территории, что повлияло впоследствии на выбор концепции. Кроме того, архитектурно-градостроительное исследование показало, что именно создание общественного пространства внутри двора является наиболее актуальным вектором развития существующей среды.
Результатом исследования является подтвержденная гипотеза, что современная форма коммуникации становится драйвером развития нового общественного пространства.
Внедрение принципов средового проектирования, комплексного подхода и сценарного моделирования позволит сформировать устойчивое и привлекательное пространство, адаптированное под запросы посетителей разных возрастных категорий, что позволит внутриквартальное пространство Конюшенных ведомств сделать новым видом общественного пространства в Санкт-Петербурге.


1. Антонова А.А. «Арт-кластеры как пространство для развития культурного потенциала города.» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 4(47). - Новосибирск: СибАК, 2015.
2. Антонова А.А. «Современные формы культурных пространств в городской среде, причины и возможности для их возникновения» //Современные проблемы регионального развития. Тезисы VI Международной научной конференции. Под ред. Е.Я. Фрисмана. Биробиджан, 4-6 октября 2016 г. С. 504-507.
3. Афанасьев К. С. «Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития креативных кварталов» // Царскосельские чтения. 2013. №XVII. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/redevelopment-promyshlennyh-territoriy-i- problema-razvitiya-kreativnyh-kvartalov (дата обращения: 23.05.2021).
4. Боброва Д.С., Спиридонов Н.С. «Общественные пространства как место социокультурного взаимодействия»// Современные общественные пространства как инструмент развития городской среды: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 29-30 ноября 2018 года: СПбГАСУ. - СПб., 2018. - 160 с. [С. 73-77]
5. Богатырев Е.А. «Музей как социокультурный феномен современного российского мегаполиса» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии — СПБГУ, Санкт-Петербург, 2011г. — 24 с.
6. Гаврилов М.А. «Современные подходы и тенденции в области реновации исторических зданий и сооружений»// Магистерские слушания: материалы VIII Межрегиональной научно-практической конференции; 16-20 апреля 2018 г.; в 2 т.; СПбГАСУ. - СПб., 2018. - Т. I. - 313 с. [С.241-243]
7. Гейл Я. «Трансформация общественных пространств» [Электронный ресурс]. — URL: https://issuu.com/liliavoron/docs/sagabook print scr (Дата обращения: 16.10.2020)
8. Генри Санофф «Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов» / Генри Санофф; пер. с англ.; [ред.: Н. Снигирева, Д. Смирнов]. — Вологда: Проектная группа 8, 2015. — 170 с.: ил.
9. Глазычев В.Л. «Средовой подход в развитии города» [Электронный ресурс] — URL: http://www.glazychev.ru/courses/mp/mp 04.htm (Дата обращения :25.09.2020)
10. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. — М.: Наука, 1984 — 180 с.
11. Григорьева И.С. «Комплексный подход при реабилитации депрессивных промышленных территорий на примере кожевенной линии Васильевского острова.»// Магистерские слушания: материалы VIII Межрегиональной научно-практической конференции; 16-20 апреля 2018 г.; в 2 т.; СПбГАСУ. - СПб., 2018. - Т. I. - 313 с. [С.237-241]
12. Д. Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов.» М.: Новое издательство, 2011- 458 с.
13. Десятниченко Д.Ю., Запорожан А.Я., Куклина Е. А. Рекреационное пространство как объект управления инновационным развитием территорий города // Управленческое консультирование. 2017. № 9. [С. 64-73.]
14. Дивакова М.Н., Мусаев Т.И., «Поведенческий анализ как методика проектирования городской среды» // Современные общественные пространства как инструмент развития городской среды: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 29-30 ноября 2018 года: СПбГАСУ. - СПб., 2018. - 160 с. [С.145-151]
15. Елисеева Е. В. Роль креативных пространств в современной городской среде // Вопросы науки и образования. 2017. №6 (7). [Электронный ресурс] — URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-kreativnyh-prostranstv-v- sovremennoy-gorodskoy-srede (дата обращения: 23.05.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ