Введение 2
1. Рассуждение о преимуществе единовластия в речи Никокла (3.14-26) 5
2. Свидетельства о Никокле и Евагоре у других авторов 34
3. Сопоставительный анализ единовластия 46
Заключение 72
Список литературы 75
Данная работа посвящена разбору взглядов Исократа на единоличную власть на материале трех речей, объединяемых в «Кипрский цикл». В него входят: «К Никоклу», «Никокл» и «Евагор». Все три речи были написаны оратором около 370-360 гг. для саламинского царя Никокла. Скорее всего, царь был его бывшим учеником, на что оратор косвенно намекает (15.30). Его знакомство с кипрскими монархами состоялось через Конона, одного из любимых учеников Исократа, и его сына Тимофея [Forster 1912, 21]. По свидетельству Исократа Конон был другом Евагора, отца Никокла, и после разгромного поражения при Эгоспотамах афинский флотоводец нашел прибежище на Кипре. После победы над лакедемонянами обоим поставили статуи в Афинах, а Евагору даровали афинское гражданство (9.52-57). Не до конца ясно, был ли Исократ на Кипре. Сам он об этом напрямую нигде не упоминает. Однако он был осведомлен о титулах, которые носили дети кипрских монархов (9.72), возможно намекал на тайную полицию, существовавшую там (3.51), а также в «Жизнеописаниях десяти ораторов» Псевдо-Плутарх говорит следующее: акроатш 5’ айтои eysvovTO sig ёкатоу aXXoi те TOAAOi ка! TipoOeog o Kowvog, ouv ф ка! noXXag noXeig ёлрХОе (Pseud.- Plut., Vit. Or. 837c) — «Учеников у него было около сотни. Среди прочих был и Тимофей, сын Конона, с которым он (Исократ — Д. К.) посетил многие города». Все это позволяет заключить, что скорее всего Исократ действительно мог находиться какое-то время на Кипре.
Закончив обучение у Исократа, Никокл взошел на престол около 374/373 гг. Находясь во власти около 12 лет, он погиб в 362/359 гг. Причины его смерти, а также все свидетельства о его жизни будут рассмотрены в отдельной главе. Спустя короткое время царь получает от Исократа три речи, призванные обратить молодого царя к идеалу правителя, каким его представляет оратор. Все три речи справедливо считаются исследователями наиболее яркой похвалой единоличного правления во всем творчестве Исократа. Автор последовательно доказывает превосходство единовластия над народовластием.
В первой речи цикла «К Никоклу», автор выступает с наставлениями к молодому царю, стремясь показать, как надлежит себя вести добродетельному монарху (2.2). Речь устроена достаточно разрозненно, все советы «оторваны» друг от друга. Это признает Исократ, когда вспоминает эту речь в ходе своего судебного процесса (15.68) [Соловьев 2020, 13-14]. Вторая речь — «Никокл» — составлена от лица самого царя Саламина. В ней он выступает перед своими подданными, уже пробыв какое-то время у власти. Ее главная задача — показать обязанности подданных, как предыдущая речь показывала обязанности правителя (3.11). Третья и заключительная речь «Евагор» призвана создать для Никокла образ идеального правителя, на который ему следует равняться. В качестве примера неслучайно был выбран отец царя. Кроме очевидной семейной близости между ними, Евагор был достаточно яркой и сильной личностью. Он неплохо подходил в качестве образца для подражания.
В речи царя встречается самая яркая похвала монархии, а также последовательное теоретическое обоснование превосходства такого государственного устройства (3.14-26). Разбор этого доказательства кажется наиболее интересным, так как в нем пересекаются взгляды и интересы Исократа и Никокла. С одной стороны, Исократ пишет речь на заказ, ему необходимо, чтобы речь понравилась царю, следовательно встретить доводы в пользу превосходства единовластия над всеми другими государственными устройствами вполне ожидаемо. Тем более речь произносит сам Никокл. Таким образом слушатели и читатели речи не могут ожидать от царя критику своей власти и призывы к демократии. С другой стороны, даже несмотря на все условности этой речи, интересно рассмотреть аргументы, приводимые Никоклом. Могут ли достоинства единовластия быть присущи и другим государственным устройствам?
Разобрав эти речи, можно полнее представить отношение Исократа к единоличному правлению. Считал ли он его лучшим, или же только признавал определенные достоинства, наряду с недостатками? Могут ли другие государства, в первую очередь Афины, перенять эти достоинства и таким образом улучшить систему правления? Насколько описание идеального правителя, какими выступают саламинские цари у оратора, соответствуют действительности? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе
В своей работе я стремился определить отношение Исократа к единоличной власти и ее образ, который он создает в «Кипрских речах». Итоговым результатом я могу назвать несколько следующих положений.
Во-первых, нельзя утверждать, что афинский оратор действительно придерживался монархических убеждений. Большинство доводов в пользу единовластия, приводимых Исократом как от своего лица, так и вложенных в уста Никокла, не столько указывают на его преимущества, сколько указывают на недостатки народовластия. Действительно, в этих речах присутствует антидемократические настроения, значительные сомнения в состоятельности правления многих людей и недовольство коллегиальностью власти. Тем не менее вся эта критика скорее относится к радикальной демократии, нежели к более умеренному ее варианту. К тому же периодически появляющаяся критика единоличной власти, которую не только высказывает оратор, но и заставляет высказывать ее Никокла, не позволяет причислить автора к монархистам. Тем более нельзя говорить о монархии, как об идеальной форме правления для Исократа. Как мне кажется, трудно согласиться с тезисом Фролова: «Принципиальное значение имело развитие Исократом взгляда на монархический образ правления как на лучшую форму правления вообще» [Фролов 2013, 834]. Мне представляется здесь более важным не теоретический взгляд на какую-либо форму правления, как на самую лучшую, а действительные возможности государства функционировать должным образом. То есть Исократу важно скорее не формальное устройство государства, а реальные результаты деятельности этого государства. Если это монархия во главе которой стоит благодетельный монарх, то оратор поддержит такого правителя. Если же это умеренная демократия, при которой властью обладают достойные и знающие люди, то такое государство тоже будет приветствоваться Исократом. На мой взгляд именно на такие мысли наталкивает яркая параллель, указанная мной между «Ареопагитиком» (7.21-22) и «Никоклом» (3.15).
Во-вторых, ясно видна предвзятость и умышленное замалчивание оратором неудобной правды, касающейся кипрских монархов. В случае с Евагором историческая достоверность была принесена в жертву необходимости создания образа идеального правителя. Исократом двигало не желание создать точное жизнеописания царя, а стремление показать своему ученику пример правильного управления городом. Оратора можно понять. Отчасти здесь играл роль его интерес к сильной личности [Фролов 2013, 836]. К тому же он писал энкомий, а не биографию, так что логично ожидать всяческую похвалу царю. Что же касается Никокла, то Исократ, видимо, достаточно четко понимал недостатки своего ученика. Самый главный — его стремление к роскоши, о которой автор сам упоминает несколько раз. В таком же ключе о Никокле пишут и другие греческие авторы, однако, как я уже говорил, такое восприятие несколько шаблонное.
В-третьих, сравнивая Исократа с другими авторами, проясняется его позиция касательно некоторых деталей. Для него важно в первую очередь обелить образ единоличного правителя. Опираясь на общую критику монархического правления, он отвечает на нее и неким образом переворачивает. Те недостатки, которые приписываются монархиям, по Исократу, скорее присущи демократиям. Показательно его отношение и к законам. Выходя отчасти из русла антидемократической критики законов, он не представляет законы главенствующей силой в полисе. Такой силой, по крайней мере в Саламине, является монарх. Тем не менее он не отвергает того, что даже при сильной царской власти могут существовать законы, по которым монарх должен выносить решения. Единоличная власть может быть законной. Получается своеобразный компромисс между абсолютной властью монарха над подданными и главенствующей ролью законов.
Заключая, я хочу сказать, что для более полного понимания политических предпочтений Исократа, конечно, необходимо исследование на материале всех его речей. Однако в рамках этой работы я постарался на обозримом материале трех речей сделать вывод о его взглядах в относительно ранний период творчества. В дальнейшем будет необходимо включить материалы поздних речей и добавить напрашивающееся сравнение со взглядами Платона.
1. Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л., 1976. 142 с.
2. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: Т. 4. М., 1983. Т. 4. 830 с.
3. Доватур А. И. Феогнид и его время. Л., 1989. 205 с.
4. Евдокимов П. А. «Кипрская полития» Аристотеля и царская власть на Кипре. // Исследования по античной истории и культуре, 2018. С. 163 - 179.
5. Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994. 255 с.
6. Майер Ф.-Г.Кипр и Финикия. // Кембриджская история древнего мира. Том VI. Первый полутом. М., 2017. 624 с.
7. Россиус А. Полемика Исократа с Академией Платона. // Вестник древней истории Vol. 2, 1987. С. 93-102.
8. Соловьев Р. С. Исократ. Речь к Никоклу. М., 2020. 154 с.
9. Суриков И. Е. Античная Греция: Ментальность, религия, культура. (Opuscula selecta I). М., 2015. 720 с.
10. Тахтаджян С. А. Об одном исправлении Кораиса (Isoc. Nic.22) // ПАРА ТО ФОЕ IAEIN, 2022. P. 44-47.
11. Туманс Х. Несколько тезисов о феномене единовластия в древней Греции // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 2016. Вып. 18, 1. С. 11-46.
12. Фролов Э. Д. Исократ. Малые аттические ораторы. М., 2013. 1072 с.
13. Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Ленинград, 1991. 440 с.
14. Штраус Лео. О тирании. СПб, 2006. 328 с.
15. Asheri D, Lloyd A. Corcella A. A Commentary on Herodotus Books I-IV. Oxford, 2007. 721 p.
16. Blass F. Die attische Beredsamkeit. Zweite Abtheilung. Isokrates und Isaios. Leipzig, 1874. 550 s.
17. Bloom A. The political philosophy of Isocrates. Chicago, 1955. 324 p.
18. Bringmann K. Studien zu den politishen Ideen des Isokrates. Gottingen, 1965. 113.
19. Christ R. M. Demosthenes on Philanthropia as a Democratic Virtue // Classical Philology Vol. 108, 2013. P. 202-222.
20. Christ R. M. Liturgy Avoidance and Antidosis in Classical Athens //: Transactions of the American Philological Association Vol. 120, 1990. P. 147-169.
21. Christodoulou P. Philosophie et pouvoir royale dans la pensee d’Isocrate et de Platon: le regne de 1’expert politique // Cahiers du Centre Gustave Glotz Vol. 27, 2016. P. 137 — 169.
22. Cloche P. Isocrate et son temps. Paris, 1978. 140 p.
23. Crick N. Rhetoric and Power. The Drama of Classical Greece. Columbia, 2015. 260 p.
24. Drerup E. Isocratis operis omnia. Volumen 1. Lipsiae, 1906. 196 p.
25. Eucken C. Isokrates. Seine Positionen in der Auseinandersetzung mit den zeitgenossichen Philosophen. Berlin. 1983. 304 s.
26. Forster E. S. Cyprian Orations. Oxford, 1912. 160 p.
27. Forster. S. E. Isocrates Cyprian Orations. Oxford, 1912. 160 p.
28. Gigon O. Aristoteles Politik. Zurich, 1971. 556 s.
29. Isocrates. Works: In 3 vol. / With an english translation by G. Norlin. London; New York, 1928-1946 (The Loeb Classical Library)
30. Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker. Zweiter Teil. A. Leiden, 1986. 507 s.
31. Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker. Zweiter Teil. B. Kommentar. Leiden, 1962. 543 s.
32. Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker. Zweiter Teil. B. Leiden, 1962. 748 s.
33. Jaeger W. Paideia. The ideals of Greek Culture. Volume III. The conflict of cultural ideals in the age of Plato. Oxford, 1986. 382 p.
34. Jebb R. C. Selections from the Attic Orators. London, 1880. 396 p.
35. Jones A. H. M. The Athenian Democracy and Its Critics // The Cambridge Historical Journal, Vol. 11, № 1 1953. P. 1-26.
36. Koiv M. Basileus, tyrannos and polis. The Dynamics of Monarchy in Early Greece. 2016. 89 p.
37. Korner C. Monarchie auf Zypern im 5. und 4.Jahrhundert v.Chr.: Herrschaft von Konig und Polis? // Monarchische Herrshaft im Altertum. Berlin, 2017. 678 s.
38. Maas E. Untersuchungen zur Geschichte der Griechischen Prosa // Hermes,
22. Bd., H. 4, 1887. P. 566-595
39. Mathie G. Les idees politiques d’Isocrate. Paris, 1925. 233 p.
40. Mathie G., Bremond E. Isocrate, Discours. Tome I. Paris, 1928. 241 p,
41. Miller J. Euergetism, Agonism, and Democracy: The Hortatory Intention in Late Classical and Early Hellenistic Athenian Honorific Decrees // Hesperia, Vol. 85 №2, 2016. P. 385-435.
42. Mirhady C. D., Too Y. L. Isocrates I. Austin, 2000. 280 p.
43. Neserius P. G. Isocrates’ Political and Social Ideas. // International Journal of Ethics, Vol. 43, 1933. P. 307-328.
44. Newman W. L. The Politics of Aristotle. Volume 1. Oxford, 1887. 580 p.
45. Newman W. L. The Politics of Aristotle. Volume 2. Oxford, 1887. 418 p
46. Newman W. L. The Politics of Aristotle. Volume 3. Oxford, 1887. 604 p
47. Newman W. L. The Politics of Aristotle. Volume 4. Oxford, 1887. 784 p
48. Nippel W. Zur Monarchic in der politischen Theorie des 5. und 4. Jahrhunderts v. Chr. // Monarchische Herrshaft im Altertum. Berlin, 2017. 678 s.
49. Norlin G. Isocrates. Volume I. London, New York, 1928. 411 p.
50. Norlin G. Note on Isocrates’ Nicocles 21 // Classical Philology Vol. 17 № 4, 1922. P. 356-357.
51. Ober J. The orators. The Cambridge History of Greek and Roman Political Thought. Cambridge, 2007. 728 p.
52. Papillon L. T. Isocrates II. Austin, 2004. 302 p.
53. Papillon L. T. Isocrates. // A Companion to Greek Rhetoric. Oxford, 2007. 616 p.
54. Parker V. Tnpavvog. The Semantics of a Political Concept from Archilochus to Aristotle. // Hermes. 1998. № 126. pp. 145-172.
55. Pestarino B. Kyprion Politeia, the Political and Administrative Systems of the Classical Cypriot City-Kingdoms. Leiden; Boston. 301 p.
56. Pindari Carmina cum Fragmentis. Pars I. Epinicia. Ed. Maehler H. Leipzig, 1980. 219 p.
57. Pohlman R. Isokrates und das Problem der Demokratie. Munchen. 1913. 171 s.
58. Poldrugo F. La persistenza della figura del “Wanax” miceneo a Cipro in eta storica // Studi Classici e Orientali, Vol. 47 №1, 2001. pp. 25-51.
59. Poulakos T. Speaking for the Polis: Isocrates' Rhetorical Education. Columbia, 1997. 128 p.
60. Rhodes P. J. A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. Oxford, 1985. 809 p.
61. Romilly de J. Eunoia in Isocrates or Political Importance of Creating Good Will. // The Journal of Hellenistic Studies, Vol. 78, 1958. P. 92-101.
62. Romilly de J. La douceur dans la pensee grecque. Paris, 1979. 350 p.
63. Rosivach J. V. The Tyrant in Athenian Democracy // Quaderni Urbinati di Cultura Classica, Vol. 30, №36 1988. PP. 43-57.
64. Usher S. Greek Orators III: Isocrates. Panegyricus and To Nicocles. Warminster, 1990. 219 p.
65. Wehrli F. Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar. Heft III. Klearchos. Basel; Stuttgart, 1969. 85 p.
66. Wilson N. G. Herodoti Historiae. Libri I-IV. Oxford, 2015.
67. Winton R. Herodotus, Thucidides and the sophists. // The Cambridge History of Greek and Roman Political Thought. Cambridge, 2007. 728 p.
68. Zajonz S. Isokrates’ Enkomion auf Helena. Ein Kommentar. Koln, 2002. 344 s.