Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стрессоустойчивость студентов психологов (Сочинский государственный университет)

Работа №126191

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психодиагностика

Объем работы32
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Сочинский государственный университет и Иркутский государственный университет.
Выборка: 30 студентов-психологов, обучающиеся на 1 и 4 курсах (возраст 18-22 года).
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости студентов психологов 6
1.1 Стрессоустойчивость как психологический феномен 6
1.2 Характеристика профессиональной деятельности психолога 10
Вывод по первой главе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов-психологов 17
2.1 Организация, методы и методики исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования особенностей стрессоустойчивости студентов-психологов 21
Вывод по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 32

Актуальность исследования обусловлена с одной стороны тем, что в реалиях современного мира широко востребована профессия психолога – в образовании, здравоохранении, производстве, менеджменте, преподавании и других сферах бытия, с другой стороны деятельность сопряжена с большой напряженностью труда и предъявляет требования к личностным качествам специалиста и уровню профессиональной подготовки. Интенсификация профессиональной деятельности, ускорение темпа жизни, обуславливает развитие различных профессиональных стрессов и психотравмирующих факторов, создают предпосылки к развитию психосоматических и психовегетативных проблем. В связи с чем, проблема стрессоустойчивости приобретает актуальность, в первую очередь для представителей стрессогенных профессий, в том числе, чья профессиональная деятельность связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. Но не только собственно профессиональная деятельность психолога является стрессогенной, но и период обучения в ВУЗе, являясь одним из ключевых этапов в жизни каждого, предполагающим личностное и профессиональное самоопределение, – обусловлен переходом от системы школьного обучения к вузовскому, каждодневные перегрузки, насыщенность подготовки.
Как считает А.Л. Церковский, в настоящее время проблема стрессоустойчивости в меньшей степени освещена в научных публикациях, чем проблема стресса [37].
Объект исследования – стрессоустойчивость.
Предмет исследования – стрессоустойчивость студентов-психологов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что в ходе профессиональной подготовки студентов-психологов возрастает их уровень стрессоустойчивости: студенты 1 курса более подвержены воздействию стрессов, поскольку проходят этап адаптации и формируют представления о будущей профессии, студенты 4 курса отличаются большей стрессоустойчивостью – у них сформированы представления о профессии, они обладают большим объемом знаний, умений и навыков.
Цель исследования – исследовать стрессоустойчивость студентов психологов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1. Изучить представления о стрессоустойчивости в психологической науке;
2. Представить характеристику профессиональной деятельности психолога;
3. Осуществить эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов-психологов;
4. Выявить особенности стрессоустойчивости у студентов-психологов 1 и 4 курсов обучения.
Для достижения цели, решения поставленных задач использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования:
1. Анализ, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы:
– организация изучения стрессоустойчивости студентов предполагает метод среза и сравнительную стратегию;
– тестирование с применением психодиагностических методик: 1) Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (адаптирована Н.Е. Водопьяновой), предназначена для измерения стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях; 2) «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
3. Аналитический: провести сравнительный анализ стрессоустойчивости студентов-психологов 1 и 4 курсов с применением U-критерия Манна-Уитни.
База исследования: Сочинский государственный университет и Иркутский государственный университет. Выборку исследования составили 30 студентов-психологов, обучающиеся на 1 и 4 курсах, возраст респондентов – 18-22 года.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечены применением методов и методик, адекватных цели и задачам исследования, обработкой результатов с помощью методов математической статистики.
Практическая значимость: исследование особенностей стрессоустойчивости студентов-психологов позволит грамотно организовать коррекционную психологическую работу на повышение потенциала стрессоустойчивости личности.
Структура работы определяется ее целями и задачами. Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучаемой проблемы. Вторая глава посвящена анализу результатов эмпирического исследования особенностей стрессоустойчивости у студентов 1 - 4 курсов направления «психология».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях жизнедеятельности, когда интенсивность стрессовой нагрузки объективно возрастает. Подверженность стрессовым воздействиям приводит к резкому снижению качества жизни человека с одной стороны, а с другой – снижает качество выполнения профессиональных обязательств, угрожает благополучию общества.
Стрессоустойчивость сложная системная характеристика, отражающая способность успешно осуществлять деятельность в сложных и экстремальных условиях, переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Наряду с осуществлением профессиональной деятельности процесс обучения и освоения выбранной профессии также актуализирует проблематику подверженности воздействию стресс-факторов в условиях нагрузок. В студенческие годы формируется внутренняя позиция, определением своего места в жизни, идет становление личности будущего специалиста. Неудовлетворительный уровень психофизиологической адаптации к учебному процессу провоцирует рост заболеваемости и негативным образом сказывается на эмоциональной, когнитивной, поведенческой и мотивационной сфер деятельности, что в свою очередь затрудняет решение онтогенетических задач данного возрастного этапа и по мнению ряда ученых, связано с повышенным стрессом и со сниженным уровнем стрессоустойчивости.
В ходе эмпирического исследования установлено, что уровень психологического стресса достоверно выше у студентов-психологов 1 курса поскольку они проходят этап адаптации и только формируют представления о будущей профессии, а уровень стрессоустойчивости выше у студентов-психологов 4 курса, поскольку у них сформированы представления о профессии, они обладают большим объемом знаний, умений и навыков.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования нашла подтверждение.
Результаты исследования могут быть использованы при организации и проведении профилактической и коррекционной психологической работы в процессе профессиональной подготовки психологов, например, внедрение в академический обучающий процесс коррекционных и тренинговых программ.



1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков. – СПб., 2004. – 155 с.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. М.: Академия, 2003. – 496 с.
3. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2003. – 496 с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3-18.
5. Анцыферова Л.И. Психология повседневной жизни: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1993. – Т 14. № 2.- С. 3-19.
6. Баженова А.Н. Профессиональная деформация личности психолога /А.Н. Баженова // Интеграция образования. 2003. –№ 2. – С. 47-51.
7. Бокова О.А. К Вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля / О.А. Бокова // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). – С. 181-184
8. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика /А.Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал, 1993. – №1. – С.63-76.
9. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. – М.: Знание, 1991. –191 с.
10. Василевский Н.Н. Информационное разнообразие физиологических процессов и его роль в механизмах адаптации и текущего функционального состояния / Н.Н. Василевский // Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 1994. – Т. 80. – № 6. – С. 7-15.
11. Величковский Б.Б. Индивидуальная устойчивость к стрессу как фактор психичесческого и соматического здоровья / Б.Б. Величковский // Здоровье нации и образование: материалы Всероссийского науч.-практ. конгр. М., 2009. – С. 23-25.
12. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
13. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. – СПб: ПИТЕР,2012. - 480 с.
14. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. 2015. – №2, С. 16-20.
15. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 432 с.
16. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
17. Комарова И.А. Коррекция уровня психоэмоционального стресса у студентов во время учебного процесса: Автореф. дисс. ... канд. психол. Наук / И.А. Комарова. – Курган, 2009. – 22 с.
18. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу /Р.С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. – М. – Женева, 1989. – С. 121-126.
19. Маркова А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
20. Махнач А.В., Бушов Ю.В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности / А.В. Махнач, Ю.В. Бушов // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С.130-133.
21. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента / В.С. Мерлин. – Пермь. – 1973. – 147с.
22. Мильман В.М. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.М. Мильман. – М., 2013. –112с.
23. МКБ 10 – Международная классификация болезней 10-го пере-смотра. [Режим доступа: http://mkb-10.com/]
24. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицын. – М.: Наука, 1976. – 336 с.
25. Нефедова И.В. Детерминанты успешной профессиональной деятельности психолога: основные направления исследований /И.В. Нефедова// Известия ТРТУ Тематический выпуск, 2012. ¬ – №1. – С. 112-114.
26. Никитина Н.Б. Личностные особенности психолога профессионала / Н.Б. Никитина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, – 2010. – №5.– С. 229-234.
27. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орёл. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
28. Пряжников Н.С. Методы практической психологии / Н.С. Пряжников. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
29. Реан А.А. Психологический атлас человека / А.А. Реан. СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.
30. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание // Журнал практического психолога / Е.Е. Сапогова. – 1997. – №6. – С.3-12.
31. Селье Г. На уровне целого организма /Г.Селье. – М., 2002. – 122с.
32. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979.
33. Сорокун П.А. Профессиональные особенности личности психолога /П.А. Сорокун // Психология 2011. – С. 48-59.
34. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К.В. Судаков. – М., Горизонт, 2008. – 267 с.
35. Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога / Д.Г. Трунов // Психологическая газета 1997. – №01 (28).
36. Фейнгерберг И.М. Видеть – предвидеть – действовать. Психологические этюды /И.М. Фейнгерберг. – М.: Знание. 1986. – 160 с.
37. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости /А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ. – 2011. – Т. 10. – № 1. – С. 96-103.
38. Церковский А.Л. Особенности темпераментных свойств личности как факторов стрессоустойчивости студентов медицинского вуза /А.Л. Церковский // Вестник фармации. – 2012. – № 1. – С. 89-93.
39. Шоповаленко И.В. Стрессоустойчивость / И.В.Шоповаленко. – М., 2005. – 255с.
40. Щербатых Ю.В. Психология стресса / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо, 2008. – 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ