Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Сочинский государственный университет и Иркутский государственный университет.
Выборка: 30 студентов-психологов, обучающиеся на 1 и 4 курсах (возраст 18-22 года).
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости студентов психологов 6
1.1 Стрессоустойчивость как психологический феномен 6
1.2 Характеристика профессиональной деятельности психолога 10
Вывод по первой главе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов-психологов 17
2.1 Организация, методы и методики исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования особенностей стрессоустойчивости студентов-психологов 21
Вывод по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 32
Актуальность исследования обусловлена с одной стороны тем, что в реалиях современного мира широко востребована профессия психолога – в образовании, здравоохранении, производстве, менеджменте, преподавании и других сферах бытия, с другой стороны деятельность сопряжена с большой напряженностью труда и предъявляет требования к личностным качествам специалиста и уровню профессиональной подготовки. Интенсификация профессиональной деятельности, ускорение темпа жизни, обуславливает развитие различных профессиональных стрессов и психотравмирующих факторов, создают предпосылки к развитию психосоматических и психовегетативных проблем. В связи с чем, проблема стрессоустойчивости приобретает актуальность, в первую очередь для представителей стрессогенных профессий, в том числе, чья профессиональная деятельность связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. Но не только собственно профессиональная деятельность психолога является стрессогенной, но и период обучения в ВУЗе, являясь одним из ключевых этапов в жизни каждого, предполагающим личностное и профессиональное самоопределение, – обусловлен переходом от системы школьного обучения к вузовскому, каждодневные перегрузки, насыщенность подготовки.
Как считает А.Л. Церковский, в настоящее время проблема стрессоустойчивости в меньшей степени освещена в научных публикациях, чем проблема стресса [37].
Объект исследования – стрессоустойчивость.
Предмет исследования – стрессоустойчивость студентов-психологов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что в ходе профессиональной подготовки студентов-психологов возрастает их уровень стрессоустойчивости: студенты 1 курса более подвержены воздействию стрессов, поскольку проходят этап адаптации и формируют представления о будущей профессии, студенты 4 курса отличаются большей стрессоустойчивостью – у них сформированы представления о профессии, они обладают большим объемом знаний, умений и навыков.
Цель исследования – исследовать стрессоустойчивость студентов психологов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1. Изучить представления о стрессоустойчивости в психологической науке;
2. Представить характеристику профессиональной деятельности психолога;
3. Осуществить эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов-психологов;
4. Выявить особенности стрессоустойчивости у студентов-психологов 1 и 4 курсов обучения.
Для достижения цели, решения поставленных задач использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования:
1. Анализ, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы:
– организация изучения стрессоустойчивости студентов предполагает метод среза и сравнительную стратегию;
– тестирование с применением психодиагностических методик: 1) Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (адаптирована Н.Е. Водопьяновой), предназначена для измерения стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях; 2) «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
3. Аналитический: провести сравнительный анализ стрессоустойчивости студентов-психологов 1 и 4 курсов с применением U-критерия Манна-Уитни.
База исследования: Сочинский государственный университет и Иркутский государственный университет. Выборку исследования составили 30 студентов-психологов, обучающиеся на 1 и 4 курсах, возраст респондентов – 18-22 года.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечены применением методов и методик, адекватных цели и задачам исследования, обработкой результатов с помощью методов математической статистики.
Практическая значимость: исследование особенностей стрессоустойчивости студентов-психологов позволит грамотно организовать коррекционную психологическую работу на повышение потенциала стрессоустойчивости личности.
Структура работы определяется ее целями и задачами. Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучаемой проблемы. Вторая глава посвящена анализу результатов эмпирического исследования особенностей стрессоустойчивости у студентов 1 - 4 курсов направления «психология».
В современных условиях жизнедеятельности, когда интенсивность стрессовой нагрузки объективно возрастает. Подверженность стрессовым воздействиям приводит к резкому снижению качества жизни человека с одной стороны, а с другой – снижает качество выполнения профессиональных обязательств, угрожает благополучию общества.
Стрессоустойчивость сложная системная характеристика, отражающая способность успешно осуществлять деятельность в сложных и экстремальных условиях, переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Наряду с осуществлением профессиональной деятельности процесс обучения и освоения выбранной профессии также актуализирует проблематику подверженности воздействию стресс-факторов в условиях нагрузок. В студенческие годы формируется внутренняя позиция, определением своего места в жизни, идет становление личности будущего специалиста. Неудовлетворительный уровень психофизиологической адаптации к учебному процессу провоцирует рост заболеваемости и негативным образом сказывается на эмоциональной, когнитивной, поведенческой и мотивационной сфер деятельности, что в свою очередь затрудняет решение онтогенетических задач данного возрастного этапа и по мнению ряда ученых, связано с повышенным стрессом и со сниженным уровнем стрессоустойчивости.
В ходе эмпирического исследования установлено, что уровень психологического стресса достоверно выше у студентов-психологов 1 курса поскольку они проходят этап адаптации и только формируют представления о будущей профессии, а уровень стрессоустойчивости выше у студентов-психологов 4 курса, поскольку у них сформированы представления о профессии, они обладают большим объемом знаний, умений и навыков.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования нашла подтверждение.
Результаты исследования могут быть использованы при организации и проведении профилактической и коррекционной психологической работы в процессе профессиональной подготовки психологов, например, внедрение в академический обучающий процесс коррекционных и тренинговых программ.