Механизм принципа разделения властей, его функционирование и практическая реализация
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 7
1.1. Происхождение идеи разделения властей 7
1.2. Развитие идеи разделение властей в русском государственном праве XIX - начале XX веков 10
1.3. Отношение к идее разделения властей в советском государственном праве….. 13
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА. 18
2.1. Президент и Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти 18
2.2. Федеральное собрание Российской Федерации в системе органов государственной власти 22
2.3. Конституционный суд, Верховный суд Российской Федерации в системе органов государственной власти 27
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПОСЛЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА 34
3.1. Проблема консолидации публичной власти и обеспечения разделения властей после Конституционной реформы 2020 года 34
3.2. Направление совершенствования конституционного законодательства в сфере разделения и взаимодействия властей. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 7
1.1. Происхождение идеи разделения властей 7
1.2. Развитие идеи разделение властей в русском государственном праве XIX - начале XX веков 10
1.3. Отношение к идее разделения властей в советском государственном праве….. 13
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА. 18
2.1. Президент и Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти 18
2.2. Федеральное собрание Российской Федерации в системе органов государственной власти 22
2.3. Конституционный суд, Верховный суд Российской Федерации в системе органов государственной власти 27
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПОСЛЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА 34
3.1. Проблема консолидации публичной власти и обеспечения разделения властей после Конституционной реформы 2020 года 34
3.2. Направление совершенствования конституционного законодательства в сфере разделения и взаимодействия властей. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Российская Федерация является социальным, демократическим, правовым государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Оптимальное функционирование данных условий обеспечивается работой государственной власти, механизмом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть и другие.
Создание эффективного механизма функционирования государственных органов, недопущение злоупотребления властью и гарантирование политических свобод является целью принципа разделения властей.
Поскольку государственная власть едина, её ветви постоянно взаимодействуют между собой, что иногда приводит к некому столкновению. Чтобы исполнительная ветвь не поглощала другие, была создана система сдержек и противовесов. Её суть в том, чтобы уравнять власти и не дать им стать неконтролируемыми.
Актуальность данной курсовой работы не вызывает сомнения. Такой вывод можно сделать на основании следующих заключений: принцип разделения властей, являющийся основополагающим в демократическом государстве, постоянным развитием и пополнением нормативно правовой базы, регулирующих деятельность ветвей государственной власти и механизма системы сдержек и противовесов.
Проблемность данной курсовой работы заключается в том, что Советская власть отрицала значение данного принципа в системе государственного управления. В связи с этим в Российской Федерации принцип разделения властей находится на стадии становления, несмотря на провозглашение этого принципа в Конституции страны.
Исходя из этого, можно выделить следующие объект, предмет и цель исследования:
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления принципа разделения властей государственной власти.
Предметом курсовой работы являются принцип разделения властей, концептуальные и нормативные правовые основы обеспечения и реализации механизма разделения властей в Российской Федерации.
Целью написания данной курсовой работы являются исследование содержания механизма принципа разделения властей, его функционирования и практической реализации.
Достижение вышеуказанной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть в исторической ретроспективе происхождение идеи разделения властей.
2. Выявить основные идеи развития принципа разделения властей на рубеже XIX-XX веков.
3. Проанализировать отношение к принципу разделения властей в советском государстве.
4. Охарактеризовать роль исполнительной власти в системе государственной власти.
5. Рассмотреть функции законодательной власти и выявить их роль при реализации принципа разделения властей в системе государственной власти.
6. Отразить деятельность судебной власти в системе государственной власти.
7. Выделить проблемы, связанные с разделением властей после Конституционной реформы 2020 года.
8. Представить направление совершенствования законодательства в сфере разделения властей.
Теоретической базой исследования являются труды дореволюционных и советских ученых: Г. В. Барабашев Б. М. Лазарев, Г. В. Мальцев, В.Д. Перевалов, Ю.А. Тихомиров; конституционалистов современности: С. А. Авакьян, Г. В. Атаманчук, А. М. Барнашов, С.В. Васильев, Н. В. Витрук, И. А. Кравец, О. Е. Кутафин, В. С. Нерсесянц, Н. А. Нудненко, а также труды иностранных деятелей: Д. Гарнер, Д. Джей, А. Дженнингс, М. Дюверже, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Мэдисон.
Степень научной разработанности темы представляется достаточно высокой. Это обуславливается большим количеством статей, авторефератов, диссертаций ученых конституционалистов. В работе В.М. Соколова выделяются особенности и проблемы государственно-правовой модели, где особенное внимание уделяется месту Президента в системе разделения государственной власти. В работе Н.С. Грудинина указываются перспективы развития системы разделения властей после конституционной реформы 2020 года, которая содержит в себе определенные предпосылки для движения России в сторону смешанной республики и усиления конституционно-правового и политического статуса Государственной Думы Российской Федерации в системе разделения властей. В работе В.А. Чирикина и С.Н. Ушакова преподнесены различные подходы ученых к определению сущности принципа разделения властей, а также подчеркивается ограничение самостоятельности законодательной и исполнительной власти полномочиями Президента.
Эмпирической базой исследования является Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, содержащие полномочия органов государственной власти, например, ФКЗ «О правительстве Российской Федерации, ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Определения, Постановления и Заключения Конституционного Суда РФ, нормативные правовые акты, а также практика вышестоящих судов.
Методология работы основана на описательном методе, базирующемся на анализе научной литературы и периодических изданий по исследуемой теме. Также использованы общие и частные методы научного исследования, как сравнительно-правовой, аналитический, анализ, синтез, системный и другие.
В структуру курсовой работы входят введение; основная часть, состоящая из 3 глав и 8 параграфов; заключение; список использованных источников и литературы.
Создание эффективного механизма функционирования государственных органов, недопущение злоупотребления властью и гарантирование политических свобод является целью принципа разделения властей.
Поскольку государственная власть едина, её ветви постоянно взаимодействуют между собой, что иногда приводит к некому столкновению. Чтобы исполнительная ветвь не поглощала другие, была создана система сдержек и противовесов. Её суть в том, чтобы уравнять власти и не дать им стать неконтролируемыми.
Актуальность данной курсовой работы не вызывает сомнения. Такой вывод можно сделать на основании следующих заключений: принцип разделения властей, являющийся основополагающим в демократическом государстве, постоянным развитием и пополнением нормативно правовой базы, регулирующих деятельность ветвей государственной власти и механизма системы сдержек и противовесов.
Проблемность данной курсовой работы заключается в том, что Советская власть отрицала значение данного принципа в системе государственного управления. В связи с этим в Российской Федерации принцип разделения властей находится на стадии становления, несмотря на провозглашение этого принципа в Конституции страны.
Исходя из этого, можно выделить следующие объект, предмет и цель исследования:
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления принципа разделения властей государственной власти.
Предметом курсовой работы являются принцип разделения властей, концептуальные и нормативные правовые основы обеспечения и реализации механизма разделения властей в Российской Федерации.
Целью написания данной курсовой работы являются исследование содержания механизма принципа разделения властей, его функционирования и практической реализации.
Достижение вышеуказанной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть в исторической ретроспективе происхождение идеи разделения властей.
2. Выявить основные идеи развития принципа разделения властей на рубеже XIX-XX веков.
3. Проанализировать отношение к принципу разделения властей в советском государстве.
4. Охарактеризовать роль исполнительной власти в системе государственной власти.
5. Рассмотреть функции законодательной власти и выявить их роль при реализации принципа разделения властей в системе государственной власти.
6. Отразить деятельность судебной власти в системе государственной власти.
7. Выделить проблемы, связанные с разделением властей после Конституционной реформы 2020 года.
8. Представить направление совершенствования законодательства в сфере разделения властей.
Теоретической базой исследования являются труды дореволюционных и советских ученых: Г. В. Барабашев Б. М. Лазарев, Г. В. Мальцев, В.Д. Перевалов, Ю.А. Тихомиров; конституционалистов современности: С. А. Авакьян, Г. В. Атаманчук, А. М. Барнашов, С.В. Васильев, Н. В. Витрук, И. А. Кравец, О. Е. Кутафин, В. С. Нерсесянц, Н. А. Нудненко, а также труды иностранных деятелей: Д. Гарнер, Д. Джей, А. Дженнингс, М. Дюверже, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Мэдисон.
Степень научной разработанности темы представляется достаточно высокой. Это обуславливается большим количеством статей, авторефератов, диссертаций ученых конституционалистов. В работе В.М. Соколова выделяются особенности и проблемы государственно-правовой модели, где особенное внимание уделяется месту Президента в системе разделения государственной власти. В работе Н.С. Грудинина указываются перспективы развития системы разделения властей после конституционной реформы 2020 года, которая содержит в себе определенные предпосылки для движения России в сторону смешанной республики и усиления конституционно-правового и политического статуса Государственной Думы Российской Федерации в системе разделения властей. В работе В.А. Чирикина и С.Н. Ушакова преподнесены различные подходы ученых к определению сущности принципа разделения властей, а также подчеркивается ограничение самостоятельности законодательной и исполнительной власти полномочиями Президента.
Эмпирической базой исследования является Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, содержащие полномочия органов государственной власти, например, ФКЗ «О правительстве Российской Федерации, ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Определения, Постановления и Заключения Конституционного Суда РФ, нормативные правовые акты, а также практика вышестоящих судов.
Методология работы основана на описательном методе, базирующемся на анализе научной литературы и периодических изданий по исследуемой теме. Также использованы общие и частные методы научного исследования, как сравнительно-правовой, аналитический, анализ, синтез, системный и другие.
В структуру курсовой работы входят введение; основная часть, состоящая из 3 глав и 8 параграфов; заключение; список использованных источников и литературы.
Принцип разделения властей в античные времена не сформировался. Различные философы и мыслители обращались к данной тематике, но общей концепции не возникло. Эпоха Просвещения считается основополагающей в развитии принципа разделения властей. Концепция Ш. Монтескье была применена в различных модификациях во многих странах, прежде всего в США. Помимо деления власти на три ветви, «отцами-основателями» США на основе идей Ш. Монтескье была разработана система «сдержек и противовесов», не позволяющая узурпировать власть одной из ветвей и стимулирующая их согласованное взаимодействие. На пути практической реализации теории разделения властей возникало много препятствий: отсутствие в Российском государстве этого времени таких формы правления и политического режима, которые явились бы благоприятной основой для реализации положений теории разделения властей и их фактического действия; отсутствие в Российском государстве этого времени последовательной преемственной политики между правителями; отсутствие комплексного подхода в преобразованиях. Таким образом, история России имеет бесценный опыт в реализации положений теории разделения властей, учитывая который, и извлекая опыт прошлого, необходимо двигаться на пути построения правового демократического государства. В советский период принцип разделения властей отвергался, вследствие чего тесно связанные с ним принципы конституционной демократии о порядке взаимоотношений законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти не признавались доктриной и практикой советского строительства. Господствовало мнение о ненужности политической ответственности правительства, административной юстиции и других механизмов, которые бы сдерживали деятельность должностных лиц и обязывали бы их действовать исключительно на основе законности.
Концепция всеохватывающего иммунитета Президента РФ, предложенная в Конституции РФ, заключается в том, чтобы обеспечить стабильную работу Президента в РФ, при этом не превращаясь в своего рода индульгенцию в отношении любых деяний, совершенных в период пребывания конкретного лица в должности Президента РФ. Исполнительная власть занимает важное место в системе государственной власти Российской Федерации, во главе которой находится Правительство РФ. Исполнительная власть выполняет ряд функций, важнейшей из которых является исполнение законов и других нормативных правовых актов. Законодательная ветвь власти осуществляется Федеральным Собранием, является относительно самостоятельной, действует независимо от других ветвей власти, в пределах своей компетенции, имеет рычаги давления как на исполнительную, так и на судебную власть в соответствии с конституционным принципом сдержек и противовесов. Судебная власть занимает особое и очень важное место в системе разделения властей. К её носителям, судьям, предъявляются высокие требования для того, чтобы они могли наиболее эффективно, справедливо и верно осуществлять правосудие. Также необходимо отметить, что они обладают особым статусом, имеют особые гарантии для беспрепятственного осуществления правосудия.
Учитывая сказанное, следует подчеркнуть, что поправки 2020 г. к Конституции РФ являются крайне своевременными: они способны укрепить политическую систему современной России уже в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной — создать страховочный механизм, призванный взять контроль над политической ситуацией в стране в надежные руки. Конституционная реформа 2020 г. — это попытка создания новых внутренних драйверов для успешного политического и социально-экономического развития России в будущем, а также укрепления ее демократической государственности. Совершенствование системы взаимоотношений главы государства и высшего органа исполнительной власти можно осуществлять в сторону сбалансированности полномочий органов государственной власти за счет унификации статуса всех федеральных органов исполнительной власти и передачи множества ведомств в юрисдикцию Правительства, а также в законодательной регламентации института поручений и указаний главы государства, устанавливающей юридические формы поручений и указаний органам исполнительной власти, механизм контроля за их исполнением, а также ответственность федеральных органов исполнительной власти за их ненадлежащее исполнение. Институт «сдержек и противовесов» не содержит эффективного парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Это усложняется доминированием Президента Российской Федерации. Из-за широких полномочий главы государства в сфере внешней политики парламент осуществляет лишь законодательную функцию без проведения парламентского контроля, что требует расширения полномочий парламента.
Концепция всеохватывающего иммунитета Президента РФ, предложенная в Конституции РФ, заключается в том, чтобы обеспечить стабильную работу Президента в РФ, при этом не превращаясь в своего рода индульгенцию в отношении любых деяний, совершенных в период пребывания конкретного лица в должности Президента РФ. Исполнительная власть занимает важное место в системе государственной власти Российской Федерации, во главе которой находится Правительство РФ. Исполнительная власть выполняет ряд функций, важнейшей из которых является исполнение законов и других нормативных правовых актов. Законодательная ветвь власти осуществляется Федеральным Собранием, является относительно самостоятельной, действует независимо от других ветвей власти, в пределах своей компетенции, имеет рычаги давления как на исполнительную, так и на судебную власть в соответствии с конституционным принципом сдержек и противовесов. Судебная власть занимает особое и очень важное место в системе разделения властей. К её носителям, судьям, предъявляются высокие требования для того, чтобы они могли наиболее эффективно, справедливо и верно осуществлять правосудие. Также необходимо отметить, что они обладают особым статусом, имеют особые гарантии для беспрепятственного осуществления правосудия.
Учитывая сказанное, следует подчеркнуть, что поправки 2020 г. к Конституции РФ являются крайне своевременными: они способны укрепить политическую систему современной России уже в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной — создать страховочный механизм, призванный взять контроль над политической ситуацией в стране в надежные руки. Конституционная реформа 2020 г. — это попытка создания новых внутренних драйверов для успешного политического и социально-экономического развития России в будущем, а также укрепления ее демократической государственности. Совершенствование системы взаимоотношений главы государства и высшего органа исполнительной власти можно осуществлять в сторону сбалансированности полномочий органов государственной власти за счет унификации статуса всех федеральных органов исполнительной власти и передачи множества ведомств в юрисдикцию Правительства, а также в законодательной регламентации института поручений и указаний главы государства, устанавливающей юридические формы поручений и указаний органам исполнительной власти, механизм контроля за их исполнением, а также ответственность федеральных органов исполнительной власти за их ненадлежащее исполнение. Институт «сдержек и противовесов» не содержит эффективного парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Это усложняется доминированием Президента Российской Федерации. Из-за широких полномочий главы государства в сфере внешней политики парламент осуществляет лишь законодательную функцию без проведения парламентского контроля, что требует расширения полномочий парламента.
Подобные работы
- Принцип разделения властей и его практическое применение в Российской Федерации (Сибирский Университет Потребительской Кооперации)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2024 - Принцип разделения властей: в чем сущность и как он реализуется по горизонтали и вертикали (Эссе, Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ))
Статьи, Эссе, Сочинения, политология. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2019 - Принцип разделения властей.
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2012 - Принципы разделения, тенденции развития и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Конституционная система органов государственной власти (Барнаульский Юридический Институт МВД)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Разделение властей и система «сдержек и противовесов» в правовом государстве (Университет прокуратуры Российской Федерации)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Институт президентства: российская конституционная модель и мировой опыт
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Судебная власть в системе органов государственной власти Российской
Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Виды государственного контроля, их анализ и пути решения актуальных проблем
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



