ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 7
1.1. Происхождение идеи разделения властей 7
1.2. Развитие идеи разделение властей в русском государственном праве XIX - начале XX веков 10
1.3. Отношение к идее разделения властей в советском государственном праве….. 13
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА. 18
2.1. Президент и Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти 18
2.2. Федеральное собрание Российской Федерации в системе органов государственной власти 22
2.3. Конституционный суд, Верховный суд Российской Федерации в системе органов государственной власти 27
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПОСЛЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА 34
3.1. Проблема консолидации публичной власти и обеспечения разделения властей после Конституционной реформы 2020 года 34
3.2. Направление совершенствования конституционного законодательства в сфере разделения и взаимодействия властей. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Российская Федерация является социальным, демократическим, правовым государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Оптимальное функционирование данных условий обеспечивается работой государственной власти, механизмом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть и другие.
Создание эффективного механизма функционирования государственных органов, недопущение злоупотребления властью и гарантирование политических свобод является целью принципа разделения властей.
Поскольку государственная власть едина, её ветви постоянно взаимодействуют между собой, что иногда приводит к некому столкновению. Чтобы исполнительная ветвь не поглощала другие, была создана система сдержек и противовесов. Её суть в том, чтобы уравнять власти и не дать им стать неконтролируемыми.
Актуальность данной курсовой работы не вызывает сомнения. Такой вывод можно сделать на основании следующих заключений: принцип разделения властей, являющийся основополагающим в демократическом государстве, постоянным развитием и пополнением нормативно правовой базы, регулирующих деятельность ветвей государственной власти и механизма системы сдержек и противовесов.
Проблемность данной курсовой работы заключается в том, что Советская власть отрицала значение данного принципа в системе государственного управления. В связи с этим в Российской Федерации принцип разделения властей находится на стадии становления, несмотря на провозглашение этого принципа в Конституции страны.
Исходя из этого, можно выделить следующие объект, предмет и цель исследования:
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления принципа разделения властей государственной власти.
Предметом курсовой работы являются принцип разделения властей, концептуальные и нормативные правовые основы обеспечения и реализации механизма разделения властей в Российской Федерации.
Целью написания данной курсовой работы являются исследование содержания механизма принципа разделения властей, его функционирования и практической реализации.
Достижение вышеуказанной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть в исторической ретроспективе происхождение идеи разделения властей.
2. Выявить основные идеи развития принципа разделения властей на рубеже XIX-XX веков.
3. Проанализировать отношение к принципу разделения властей в советском государстве.
4. Охарактеризовать роль исполнительной власти в системе государственной власти.
5. Рассмотреть функции законодательной власти и выявить их роль при реализации принципа разделения властей в системе государственной власти.
6. Отразить деятельность судебной власти в системе государственной власти.
7. Выделить проблемы, связанные с разделением властей после Конституционной реформы 2020 года.
8. Представить направление совершенствования законодательства в сфере разделения властей.
Теоретической базой исследования являются труды дореволюционных и советских ученых: Г. В. Барабашев Б. М. Лазарев, Г. В. Мальцев, В.Д. Перевалов, Ю.А. Тихомиров; конституционалистов современности: С. А. Авакьян, Г. В. Атаманчук, А. М. Барнашов, С.В. Васильев, Н. В. Витрук, И. А. Кравец, О. Е. Кутафин, В. С. Нерсесянц, Н. А. Нудненко, а также труды иностранных деятелей: Д. Гарнер, Д. Джей, А. Дженнингс, М. Дюверже, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Мэдисон.
Степень научной разработанности темы представляется достаточно высокой. Это обуславливается большим количеством статей, авторефератов, диссертаций ученых конституционалистов. В работе В.М. Соколова выделяются особенности и проблемы государственно-правовой модели, где особенное внимание уделяется месту Президента в системе разделения государственной власти. В работе Н.С. Грудинина указываются перспективы развития системы разделения властей после конституционной реформы 2020 года, которая содержит в себе определенные предпосылки для движения России в сторону смешанной республики и усиления конституционно-правового и политического статуса Государственной Думы Российской Федерации в системе разделения властей. В работе В.А. Чирикина и С.Н. Ушакова преподнесены различные подходы ученых к определению сущности принципа разделения властей, а также подчеркивается ограничение самостоятельности законодательной и исполнительной власти полномочиями Президента.
Эмпирической базой исследования является Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, содержащие полномочия органов государственной власти, например, ФКЗ «О правительстве Российской Федерации, ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Определения, Постановления и Заключения Конституционного Суда РФ, нормативные правовые акты, а также практика вышестоящих судов.
Методология работы основана на описательном методе, базирующемся на анализе научной литературы и периодических изданий по исследуемой теме. Также использованы общие и частные методы научного исследования, как сравнительно-правовой, аналитический, анализ, синтез, системный и другие.
В структуру курсовой работы входят введение; основная часть, состоящая из 3 глав и 8 параграфов; заключение; список использованных источников и литературы.
Принцип разделения властей в античные времена не сформировался. Различные философы и мыслители обращались к данной тематике, но общей концепции не возникло. Эпоха Просвещения считается основополагающей в развитии принципа разделения властей. Концепция Ш. Монтескье была применена в различных модификациях во многих странах, прежде всего в США. Помимо деления власти на три ветви, «отцами-основателями» США на основе идей Ш. Монтескье была разработана система «сдержек и противовесов», не позволяющая узурпировать власть одной из ветвей и стимулирующая их согласованное взаимодействие. На пути практической реализации теории разделения властей возникало много препятствий: отсутствие в Российском государстве этого времени таких формы правления и политического режима, которые явились бы благоприятной основой для реализации положений теории разделения властей и их фактического действия; отсутствие в Российском государстве этого времени последовательной преемственной политики между правителями; отсутствие комплексного подхода в преобразованиях. Таким образом, история России имеет бесценный опыт в реализации положений теории разделения властей, учитывая который, и извлекая опыт прошлого, необходимо двигаться на пути построения правового демократического государства. В советский период принцип разделения властей отвергался, вследствие чего тесно связанные с ним принципы конституционной демократии о порядке взаимоотношений законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти не признавались доктриной и практикой советского строительства. Господствовало мнение о ненужности политической ответственности правительства, административной юстиции и других механизмов, которые бы сдерживали деятельность должностных лиц и обязывали бы их действовать исключительно на основе законности.
Концепция всеохватывающего иммунитета Президента РФ, предложенная в Конституции РФ, заключается в том, чтобы обеспечить стабильную работу Президента в РФ, при этом не превращаясь в своего рода индульгенцию в отношении любых деяний, совершенных в период пребывания конкретного лица в должности Президента РФ. Исполнительная власть занимает важное место в системе государственной власти Российской Федерации, во главе которой находится Правительство РФ. Исполнительная власть выполняет ряд функций, важнейшей из которых является исполнение законов и других нормативных правовых актов. Законодательная ветвь власти осуществляется Федеральным Собранием, является относительно самостоятельной, действует независимо от других ветвей власти, в пределах своей компетенции, имеет рычаги давления как на исполнительную, так и на судебную власть в соответствии с конституционным принципом сдержек и противовесов. Судебная власть занимает особое и очень важное место в системе разделения властей. К её носителям, судьям, предъявляются высокие требования для того, чтобы они могли наиболее эффективно, справедливо и верно осуществлять правосудие. Также необходимо отметить, что они обладают особым статусом, имеют особые гарантии для беспрепятственного осуществления правосудия.
Учитывая сказанное, следует подчеркнуть, что поправки 2020 г. к Конституции РФ являются крайне своевременными: они способны укрепить политическую систему современной России уже в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной — создать страховочный механизм, призванный взять контроль над политической ситуацией в стране в надежные руки. Конституционная реформа 2020 г. — это попытка создания новых внутренних драйверов для успешного политического и социально-экономического развития России в будущем, а также укрепления ее демократической государственности. Совершенствование системы взаимоотношений главы государства и высшего органа исполнительной власти можно осуществлять в сторону сбалансированности полномочий органов государственной власти за счет унификации статуса всех федеральных органов исполнительной власти и передачи множества ведомств в юрисдикцию Правительства, а также в законодательной регламентации института поручений и указаний главы государства, устанавливающей юридические формы поручений и указаний органам исполнительной власти, механизм контроля за их исполнением, а также ответственность федеральных органов исполнительной власти за их ненадлежащее исполнение. Институт «сдержек и противовесов» не содержит эффективного парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Это усложняется доминированием Президента Российской Федерации. Из-за широких полномочий главы государства в сфере внешней политики парламент осуществляет лишь законодательную функцию без проведения парламентского контроля, что требует расширения полномочий парламента.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. - № 237.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 25.07.1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 №3-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 10.02.2014. – № 6. – Ст. 550.
4. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 №4-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 09.11.2020. – № 45. – Ст. 7061.
5. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 13.01.2003. – № 2. – ст. 171.
6. О парламентском контроле: Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 13.05.2013. – № 19. – ст. 2304.
7. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24.02.2014. – № 8. – ст. 740.
8. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ (ред. от 01.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 28.12.2020. – №52 (Часть I). – ст. 8585.
9. О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" (вместе с "Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации"): Указ Президента РФ от 28.03.2011 № 352 // Собрание законодательства Российской Федерации – 04.04.2011. – № 14. – ст. 1880.
Научная, учебная и справочная литература
10. Авакьян С.А. Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. – 2020. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnaya-reforma-2020-i-rossiyskiy-parlamentarizm-realnost-resheniya-ozhidaniya (дата обращения: 10.12.2022).
11. Артамонов А.Н. Поручение Президента как правовой акт // Вестник БГУ. – 2020. – №3 (45). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poruchenie-prezidenta-kak-pravovoy-akt (дата обращения: 12.12.2022).
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. / М.В. Баглай. – Москва: Норма. 2007. – URL: http://krasinskiy.ru/Baglai1.pdf (дата обращения: 25.10.2022)
13. Берсенев А.А., Мирошниченко А.В. Становление и развитие теории разделения властей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №5-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-teorii-razdeleniya-vlastey (дата обращения: 25.10.2022).
14. Бляшкина Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации // Инновации в науке. – 2018. – №6 (82). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnyy-sud-rossiyskoy-federatsii-v-sisteme-organov-gosudarstvennoy-vlasti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.11.2022).
15. Грудинин Н.С. Перспективы укрепления системы разделения властей в России в свете конституционной реформы 2020 г // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ukrepleniya-sistemy-razdeleniya-vlastey-v-rossii-v-svete-konstitutsionnoy-reformy-2020-g (дата обращения: 27.10.2022).
16. Занко Т.А. Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – №3. – URL: https://vgmu.hse.ru/data/2020/09/30/1369411909/Занко.pdf(дата обращения: 10.12.22).
17. Зенин С.С. Система публичной власти в Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию в условиях конституционной реформы // Lex russica (Русский закон). – 2020. – Том 73 № 12 – URL: https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.169.12.042-053 (дата обращения: 10.12.2022)
18. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. – Москва: Юрайт, 2022. – URL: https://urait.ru/bcode/488596 (дата обращения: 06.11.2022)
19. Коннов И. А. Конституционный Суд в системе государственных органов современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnyy-sud-v-sisteme-gosudarstvennyh-organov-sovremennoy-rossii (дата обращения: 07.11.2022).
20. Кравец И.А. Российский республиканизм и проблема разделения властей. // Право и политика. – 2016. – № 1. – URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=35810 (дата обращения: 29.10.2022)
21. Кряжков В.А. Как конституционная реформа 2020 года изменила Конституционный Суд Российской Федерации // Государство и право. – 2020. – № 9. – URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/403664750.pdf (дата обращения: 10.12.2022)
22. Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. – Москва: Юрист, 2013. – URL: https://studfile.net/preview/3171320/ (дата обращения: 01.11.2022)
23. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / М.Н. Марченко – Москва: Правоведение, 2011. – URL: https://nashol.me/20210813135237/teoriya-gosudarstva-i-prava-chast-1-teoriya-gosudarstva-marchenko-m-n-2011.html (дата обращения: 22.10.2022)
24. Медушевский А.Н. Конституционная реформа в России: содержание, направления и способы осуществления // Общественные науки и современность. – 2020. – № 1. – URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/372431418.pdf (дата обращения: 04.11.2022)
25. Морковкина В. М. Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть // Молодой ученый. – 2022. – № 10 (405). – URL: https://moluch.ru/archive/405/89385/ (дата обращения: 12.12.2022)
26. Напалкова И.Г. Конституционный принцип разделения властей как фактор становления и развития российского конституционализма // Юристъ - Правоведъ. – 2020. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnyy-printsip-razdeleniya-vlastey-kak-faktor-stanovleniya-i-razvitiya-rossiyskogo-konstitutsionalizma (дата обращения: 09.12.2022).
27. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. – Москва: Юрайт, 2022. – URL: https://urait.ru/bcode/509647 (дата обращения: 05.11.2022).
28. Османов М.М., Карачаев А.Р. К вопросу о возникновении и реализации теории разделения властей // Образование и право. – 2021. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vozniknovenii-i-realizatsii-teorii-razdeleniya-vlastey (дата обращения: 09.12.2022).
29. Парламентское право России: монография / А. И. Абрамова, В. А. Витушкин, Н. А. Власенко [и др.]; – Москва: Издание Государственной Думы, 2013. – URL: https://izak.ru/upload/iblock/c39/c39099b998570ffa8152d0d0611e31d2.pdf (дата обращения: 04.11.2022).
30. Рамазанова Д.Э. Проблемы реализации принципа разделения властей // Государственная служба и кадры. – 2020. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-printsipa-razdeleniya-vlastey (дата обращения: 09.12.2022).
31. Стуколова Л. С., Хайбуллин Р.Р. Происхождение теории разделения властей // Аллея науки. – 2018. – № 5. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35348920_17843911.pdf (дата обращения: 22.10.2022)
32. Тихомиров Ю.А. Государственное управление: «Вертикаль» и «Горизонталь» // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2013. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-vertikal-i-gorizontal (дата обращения: 10.12.2022)
33. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс // Тихомиров Ю. А. – Москва: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2001 – URL: https://be5.biz/pravo/a024/index.html (дата обращения: 10.12.2022)
34. Тропина Д.В Конституционное право России: учебное пособие / Д.В. Тропина. – Москва: Мегаполис, 2021. – URL: https://be5.biz/pravo/k051/index.html (дата обращения: 05.11.2022)
35. Чирикин В.А., Ушаков С.Н. Особенности конституционного принципа «разделения властей» в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-konstitutsionnogo-printsipa-razdeleniya-vlastey-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.12.2022).
36. Шевченко Д.Е. К вопросу о совершенствовании Российской модели разделения властей // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2013. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-rossiyskoy-modeli-razdeleniya-vlastey (дата обращения: 20.11.2022).
Авторефераты и диссертации
37. Дробот С.Е. Принцип разделения и взаимодействия властей в системе российского конституционализма: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Новосибирск, 2021. – URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/dissertation/_drobot_s.e._dissertaciya.pdf (дата обращения: 14.11.2022)
38. Соколов В.М. Принцип разделения властей: особенности и проблемы российской государственно-правовой модели: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2011. – URL: https://www.dissercat.com/content/printsip-razdeleniya-vlastei-osobennosti-i-problemy-rossiiskoi-gosudarstvenno-pravovoi-model/read (дата обращения: 09.12.2022)
Материалы правоприменительной практики
39. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации: Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З // Собрание законодательства Российской Федерации. – 23.03.2020. – № 12. – ст. 1855.
40. По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 № 18-П // Собрание законодательства РФ – 13.07.2015. – № 28. – ст. 4335.
41. По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.12.1998 № 28-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 28.12.1998. – № 52. – ст. 6447.
42. О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2014 года N 33-П по делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 31.03.2016 № 449-О-Р Собрание законодательства Российской Федерации – 11.04.2016. – № 15. – ст. 2153
43. По делу о проверке конституционности статьи 418 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1996 № 19-П // Собрание законодательства РФ – 09.12.1996. – № 50. – ст. 5679