Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая репрезентация имиджа Казахстана в российских и казахстанских медиа

Работа №126178

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА СТРАНЫ 6
1.1 Исторические этапы изучения феномена «имидж» 6
1.2 Функциональные особенности и типология имиджа 13
1.3 Концептуальные подходы к характеристике «имиджа страны»... 22
Выводы по 1 главе 30
2 ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИМИДЖА КАЗАХСТАНА В СМИ 33
2.1 Языковые способы формирования имиджа Казахстана в СМИ
2.1.1 Характеристика материала исследования 33
2.1.2 Исследование имиджевых материалов СМИ с опорой на
36 семантические доминанты
2.1.3 Семантическая доминанта «сотрудничество» 38
2.1.4 Семантическая доминанта «экспорт / импорт» 46
2.1.5 Семантическая доминанта «критика» 53
2.2 Языковое оформление основных компонентов имиджа
2.2.1 Имидж лидера государства 60
2.2.2 Имидж казахстанской культуры и спорта 64
Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73


В настоящее время тема формирования имиджа государства является актуальной для лингвокультурного пространства. Это связано, во-первых, с распространением понятия «имидж» во всех странах, во-вторых, с тем, что эффективный имидж - одно из условий интеграции в мировое сообщество. Главная цель создания политического имиджа заключается в моделировании узнаваемых образов, способных сформировать связи между объектом политики и обществом. Средством продвижения такого имиджа являются медийные ресурсы, так как уровень влияния средств массовой информации и социальных сетей возрастает с каждым днем. Таким образом, медиаресурсы выступают ключевым фактором моделирования имиджа государства.
Современная информационная эпоха, конкурентная среда на всех уровнях развития мирового сообщества требуют формирования новых стратегий и новых подходов к конструированию своего имиджа, к позиционированию государства в определенном образе, представляющем его позицию в целом. Общеизвестно, что имидж представляет собой результат определенной информационно-коммуникативной деятельности и успех его представления зависит во многом от взаимодействия различных механизмов и технологий его формирования.
Актуальность исследования определяется необходимостью всестороннего изучения технологий конструирования имиджа страны в мировых СМИ, конкретных средств языкового выражения имиджа Казахстана и способов его продуцирования как в текстах казахстанских СМИ, так и в российских медийных ресурсах. Весьма важно проследить возможности использования коммуникативных ресурсов российских и казахстанских средств массовой информации при решении вопросов создания и репрезентации позитивного или негативного имиджа Казахстана, определения в международных медиа объективной информации о стране.
Объектом исследования является имидж Казахстана, представленный в медиатекстах.
Предметом исследования выступают стратегии моделирования имиджа Казахстана в СМИ и языковом сознании.
Цель данной работы состоит в изучении и выявлении основных аспектов, влияющих на формирование имиджа Казахстана. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:
1. Описать научные работы и концепции, связанные с понятием «имидж»;
2. Обобщить существующие теоретико-методологические подходы к пониманию имиджа страны и факторов его формирования;
3. Исследовать языковые способы формирования имиджа Казахстана в российских и казахстанских СМИ;
4. Выявить семантические доминанты, с помощью которых создается имидж Казахстана (на материале российских и казахстанских медиа);
5. Провести сопоставительный анализ языковых способов конструирования имиджа, используемых в российских и казахстанских медиа.
Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных, российских и отечественных учёных в области имиджеологии, связей с общественностью, коммуникативистики. К числу таких источников относятся работы В.М. Шепеля, А.Ю. Панасюка, Ф.И. Шаркова, Е.Б. Перелыгиной, С.А. Наумовой, Г.Г. Почепцова, Поли Берда, Фрэнка Джефкинза, И.Р. Феоктистовой, Н.В. Илюхина, Г.К. Ихсангалиевой и др.
Источники исследования - материалы средств массовой информации Российской Федерации и Республики Казахстан, ориентированные на массового адресата: «Российская газета», «Казахстанская правда»,
представленные как в печатной форме, так и в интернет-ресурсах, а также публикации телеграм-каналов «Андрей Медведев», «За нами уже выехали» с ноября 2021 по март 2023 годов.
Материал исследования - корпус из 248 текстовых фрагментов российских и казахстанских медийных ресурсов: «Российская газета, «Казахстанская правда», ТГ «Андрей Медведев», «За нами уже выехали».
Методология и методы исследования: описательно-аналитический, семантико-стилистический, дискурсивный, сопоставительный, метод лингвистического наблюдения, методы контекстуального анализа, статистическая обработка экспериментального материала.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 49 наименований и списка словарей, содержащего 19 пунктов.
В первом разделе проанализированы работы российских и зарубежных исследователей в области имиджелогии. Рассмотрены основные теоретические положения относительно категории «имидж», его типологии и функций, а также феномена «имидж страны» и обобщены основные концептуальные взгляды на проблему имиджа.
Во втором разделе проанализированы семантические доминанты «сотрудничество», «экспорт / импорт», «критика» и выявлены коммуникативные тактики и приемы, используемые для формирования имиджа Казахстана на примере медиатекстов. Определяются составляющие целостного имиджа страны такие, как: имидж главы государства, имидж культуры и спорта страны, влияющее на конструирование имиджа Казахстана.
В заключении представлены основные выводы, полученные в рамках изучения теоретического и эмпирического материала по теме выпускной квалификационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение и систематизация знаний, представленных в исследовательских работах зарубежных, российских и казахстанских учёных, позволяют выделить основные направления и стратегии создания имиджа страны в глобальном пространстве. Имидж государства - это совокупность объективных характеристик государственного устройства. Существуют положительный, отрицательный и нейтральный типы имиджа страны. Но основной целью Казахстана, как и любого государства, является формирование благоприятного образа, так как от целостного имиджа страны зависит общественное мнение других стран, имеющее огромное значения для успешной интеграции в мировое сообщество и узнаваемости казахстанских брендов за рубежом, поэтому PR-специалистами и журналистами предпринимается активная деятельность по созданию имиджа государства. Эффективная активизация имиджеформирующей деятельности должна производится целенаправленно. Так, в первую очередь, необходимо проанализировать текущий образ страны, на основе которого выработать модель достижения желаемого имиджа. На сегодняшний день на конструирование имиджа страны влияют создание и развитие официальных интернет-сайтов, новостных порталов, телеграм-каналов, участие в мировых проектах, развитые дипломатические связи с другими странами, достижения в сфере спорта, культуры, искусства и т.д. В настоящее время формирование мнения о субъекте или объекте описания происходит разными путями, но самым доступным и эффективным способом продвижения имиджа являются средства массовой информации внутренние и зарубежные. В эпоху информационных технологий СМИ являются основным источником распространения информации, так как получить информацию можно через печатные издания, теле- и радиоэфиры, а также Интернет. Средства массовой информации имеют вес при формировании политического имиджа как внутри страны, так и за рубежом, поэтому функционирование СМИ является объектом изучения многих ученых. Проанализировав имиджевый материал, представленный в медиа, мы пришли к заключению, что корреспонденты, придерживающиеся патриотической казахстанской позиции, при формировании имиджа республики активно используют тактику позиционирования и прием включения в благоприятный информационный для создания положительного впечатления у массовых аудиторий и из-за стремления к желаемому имиджу. В то время как журналисты с пророссийской позицией чаще используют приемы сравнения, «навешивания ярлыков», частнооценочной лексики с отрицательной коннотацией, так как не преследуют цели описать лишь благоприятные качества Казахстана, а выстроить объективный имидж страны.
В исследовании нами проанализировано 248 медиатекстов, в которых говорится об имидже Казахстана или его составляющих. Контекстный анализ позволил выявить частотность все примеры семантических доминант, служащих формированию имиджа Казахстана. Благодаря контент-анализу удалось определить количество текстов с определенной оценкой. Медиатексты с положительной коннотацией встречались 128 раз, с отрицательной коннотацией - 88 раз, тексты, лишенные стилистической окраски - 30 раз. Все это позволило выявить, какой тип имиджа (позитивный или негативный) чаще упоминается в статьях:
Российская
газета Казахстан¬
ская правда ТГ «Андрей
Медведев» ТГ «За
нами уже выехали» Итого
Положительный
имидж 41 63 3 23 130
Отрицательный
имидж 11 46 32 88

Как видим по количеству, указанному выше, Казахстан представлен больше с положительной стороны, в российских и казахстанских газетах, то есть журналистами официальных новостных изданий РФ и РК пропагандируется позитивный имидж государства. В телеграм-каналах же чаще публикуются тексты с негативной оценкой событий, происходящих на территории Казахстана, вследствие транслирующие негативный имидж всей республики. Это связано с тем, что на формирование имиджа страны влияют и такие компоненты, как: успешное выстраивание дипломатических отношений с мировыми державами, имидж политических деятелей, выдающихся личностей, имидж культуры и спорта и др.
Несмотря на то, что текстов с положительной оценкой было выявлено больше, чем с отрицательной, Казахстану необходимо предпринять меры по продвижению внешнеполитического имиджа для обеспечения узнаваемости во всех точках мира, развития страны как туристического центра и поставщика качественных товаров и ресурсов. Таким образом, властям Республики Казахстан все ещё предстоит работа по улучшению и продвижению притягательного образа государства. Задача усовершенствования имиджа Казахстана, нацеленная на иностранную аудиторию, является долгосрочной перспективой. Для достижения этой задачи необходимо искать новые пути формирования имиджа.


1. Аристотель. Риторика / пер. Н. Платоновой // Античные риторики.
- М.: Наука, 1978. - 320 с.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт / Н.Д. Арутюнова; отв. ред. Г.В. Степанов; А.Н. СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1988. - 339 с.
3. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки // Электронный доступ [Режим доступа]: http://imageology.ru/content/view/21/30/
4. Беляева М.А., Самкова В.А. Азы имиджелогии: имидж личности, организации, территории: учебное пособие для вузов / М.А. Беляева, В.А. Самкова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 184 с.
5. Берд П. Продай себя. Т актика совершенствования Вашего имиджа.
- М.: Амалфея, 1997. - 208 с.
6. Блажнов Е.А. Паблик рилейшенз: Приглашение в мир
цивилизованных рыночных и общественных отношений: учебное пособие для деловых людей / Е.А. Блажнов. - М.: ИМА-пресс, 1994. - 157 с.
7. Бозаджиев В.Л. Политическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. - 474 с.
8. Болдуинг К. Имидж: знание в жизни и обществе /пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 1994. - 341 с.
9. Болдырев Н.Н. Перекатегоризация глагола как способ формирования смысла высказывания // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. Т. 60. - М.: Флинта: Наука, 2001. - С. 40-55.
10. Боц Т.С. Семантико-стилистический анализ ответных реплик на критику (на материале речи В.В. Путина и Б. Обамы) // Филологические науки. Языкознание. Волгоград: Известия ВГПУ, 2020. № 10. - С. 175 - 179.
11. Важенина И.С. Имидж и репутация организации: экономическое содержание, формирование и оценка / И.С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №1. - С. 136-142.
12. Важенина И.С. О сущности бренда территории // Экономика региона. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2011. - №3. - С. 18-23.
13. Василенко И.А. Роль культурной политики в процессе формирования и продвижения позитивного имиджа России // Власть. - №6, 2015. - с. 40-43.
14. Волков В.В., Волкова Н.В. Семантическая доминанта и семантическое поле как опорные единицы анализа художественного произведения // Вестник Твер. гос. ун-та. Сер. «Филология», 2014. №3. - С. 279 - 283.
15. Г алумов Э.А. Имидж против имиджа / Э.А. Г алумов. М.: Известия, 2005. - 552 с.
16. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. - М.: Известия, 2003. - 446 с.
17. Галумов Э.А. Основы PR. - М.: «Летопись XXI», 2004. - 359 с.
18. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mediascope.ru/node/252
19. Горчакова В.Г. Имиджеология. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 335 с.
20. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. Пер. с англ. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ- Контакт»: ИНФРА-М, 2003. - 368 с.
21. Деркач А.А., Перелыгина Е.Б. Политическая имиджеология / под ред. А.А. Деркача., Е.Б. Перелыгиной и др. - М., 2006. - 398 с.
22. Драгачева О.С. Внешнеполитический имидж государства и его лидера: технологии формирования и позиционирования дис. канд. полит. наук. - М., 2006. - 190 с.
23. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшенз: учебное пособие для вузов. Пер. с англ. Под ред. Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 416 с.
24. Замятин Д.Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства. - М.: Аграф, 2004. - 512 с.
25. Илюхин Н.В. Формирование имиджа России в постсоветский период: дис. канд. социол. наук. - М., 2006. - 137 с.
26. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. - М.: КомКнига, 2006. - 288 с.
27. Ихсангалиева Г.К. Языковые механизмы формирования имиджа Казахстана / отв. ред. Н.Ж. Шаймерденова. - Алматы: Казак университет!,
2010. - 316 с.
28. Квеско Р.Б., Квеско С.Б. Имиджеология: учебное пособие / Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 116 с.
29. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент экспесс-курс. - 3¬е издание. - СПб.: Питер, 2012. - 810 с.
30. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. Пер с англ. - М.: Издателький дом «Вильямс», 2007. - 656 с.
31. Кумышева Р.М. Содержание и структура имиджа страны с теоретических и методологических позиций // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 1. - М., 2019. - с. 196 - 208 с.
32. Морозова О.В. Семантическая доминанта «Агрессия» в американских СМИ (на материале политических публикаций о России) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. №12: в 4 ч. Ч. 4. - С. 126-130.
33. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок: сб. статей. М.: Прогресс, 1967. С. 406 - 431.
34. Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
35. Огилви Д. Откровения рекламного агента / Д. Огилви [пер. с англ. Н.Г. Яцюк]. - М.: Эксмо, 2007. - 160 с.
36. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
37. Поплавский М.М. Как создать имидж. - М.: Культура и спорт, 1996. - 34 с.
38. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. - Киев: Издательство АДЕФ-Украина, 1997. - 140 с.
39. Почепцов Г.Г. Имиджеология / Г.Г. Почепцов. - 6-е изд., стер. - М.: СмартБук, 2009. - 575 с.: табл., ил. - (Образовательная библиотека)
40. Сабитов Ж.М. Международный имиджа Казахстана в зарубежных странах: дис. доктор (PhD) полит. наук. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2009. - 115 с.
41. Семенова Л.М. Имиджмейкинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.М. Семенова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 141 с.
42. Тлепбергенова А.А. Страновой имидж: учебное пособие для студентов бакалавриата университетов, обучающихся по специальности «Журналистика», «Связь с общественностью». - Алматы: Казак университет!,
2011. - 78 с.
43. Феоктистова И.Р. Проблема имиджа постсоветской России: дис. канд. истор. наук. - Казань, 2005. - 218 с.
44. Шепель В.М. Имиджелогия: учебное пособие / В.М. Шепель. - М.: Народное образование, 2002. - 254 с.
45. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». - М.: Искусство, 1988. - 224 с.
46. Шестопал Е.Б. Политическая психология. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
47. Шикарева Е.Е. Имидж политического деятеля: основные
характеристики, классификации, этапы формирования. Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. - 2005. - №3. - С. 17-22
48. Anholt S. Brand New Justice: The Upside of Global Branding / S. Anholt. Oxford: Butterworth-Hiennemann, 2003. - 180 p.
49. Boorstin D. Image or what happened to the American Dream. N.Y., 1961. - 264 p.
Словари
1. Белко В.М. Жгучий глагол: Словарь народной фразеологии. - М.: Зелёный век, 2000. - 286 с.
2. Большой академический словарь русского языка / РАН, Ин-т лингвистических исследований; [гл. ред. К. С. Горбачевич]. Т. 7: И - Каюр. М.: Наука, 2007. - 729 с.
3. Большой современный толковый словарь русского языка. - М.,
2012 // Электронный доступ [Режим доступа]:
https://slovar.cc/rus/tolk/9262.html
4. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с. ISBN 5-7711-0015-3
5. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 640 с.
6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 // Электронный доступ [Режим доступа]: https://www.efremova.info/
7. Имидж: Энциклопедический словарь. Авт. и сост. А.Ю. Панасюк. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.
8. Мюллер В.К. Полный англо-русский русско-английский словарь. 300 000 слов и выражений / В.К. Мюллер. - М.: Эксмо, 2013. - 1328 с.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю.
Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1991. - 916 с.
10. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чеш. яз. / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998. - 488 с.
11. Политическая наука: словарь-справочник / Авт. и сост.: И.И. Санжаревский. Изд. 6-е, испр. и доп. - Тамбов, 2016 // Электронный ресурс [Режим доступа]: http://glos.virmk.ru/
12. Русская энциклопедия «Традиция» // Электронный доступ [Режим доступа]: https://traditio.wiki/IШф'гяная игла
13. Словарь по имиджелогии// Электронный ресурс [Режим доступа]: https://web-3.ru/pr/mainpr/image/imageglossary
14. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд. стереотип. - М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 1. А - Й. 1985. - 696 с.
15. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд. стереотип. - М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 3. П -Р. 1987. - 752 с.
16. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд. стереотип. - М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 4. С- Я. 1988. - 797 с.
17. Толковый словарь русского языка: [в 4 т.] Т. 2: Л - Ояловеть / Гл. ред. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков; сост. В.В. Виноградов и др.; под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1938. - 1040 с.
18. Фразеологизм «Держать фигу (в кармане)» // Электронный доступ [Режим доступа]: https://dslov.ru/fslov/f597.htm
19. Экономический словарь терминов // Электронный доступ [Режим доступа]: https://gufo.me/dict/economics_terms/ИМИДЖ


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ